52959

Фестиваль педагогического мастерства как форма повышения профессиональной компетентности современного учителя

Научная статья

Педагогика и дидактика

Поиск форм совершенствования качества научнометодической деятельности Гвардейского УВК привел нас к идее организации комплексного сквозного образовательного мероприятия Фестиваля По ступенькам творчества к вершинам мастерства направленного на решение актуальных задач таких как: 1. Важной задачей организаторов Фестиваля было создание условий для участия в нем большинства членов педагогического коллектива. Организаторы Фестиваля определили что таковыми условиями прежде всего должны быть: Освоение успешного опыта коллег;...

Русский

2014-02-20

81 KB

6 чел.

Фестиваль педагогического мастерства

как форма повышения профессиональной компетентности современного учителя

Кульчейко Е.В., заместитель директора по научно-методической работе

Гвардейский УВК

Симферопольский район, Крым

Средством повышения педагогического мастерства учителей является хорошо организованная научно-методическая деятельность. Инновационные процессы, происходящие в Гвардейском УВК, переход школы в новую организационную модель «Школа здоровья» потребовали качественного изменения в содержании и структуре научно-методической службы (приложение 1), т.к. учителю необходима помощь в повышении профессиональной компетентности для ведения экспериментальной работы, внедрения новых педагогических технологий и современных проектов. Ориентация научно-методической службы на самообразование, саморазвитие и самосовершенствование крайне необходима, ибо расширение культурного кругозора, способность к самокритике – это залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала личности учителя.

Главное в системе методической работы – это планомерное, продуманное, внутренне связанное взаимодействие компонентов образовательного процесса, направленных на повышение его качества и эффективности. В Гвардейском УВК сложилась своя система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий.

Педагогический совет во взаимосвязи с методическим советом, научно-методической службой управляет процессами научно-методической и образовательной деятельности УВК.

Научно-методическая служба (НМС)  объединяет деятельность предметных кафедр,  творческих групп педагогов, работу психологической службы. Одной из задач работы НМС является поиск средств активного вовлечения членов педагогического коллектива в процесс осмысления, разработки и внедрения новых форм и методов работы с целью гуманизации процесса обучения.

Во взаимосвязи с педагогическим, методическим советами, научно-методическая служба организует взаимодействие со структурными элементами методической работы:

  •  предметными кафедрами
  •  временными исследовательскими творческими группами
  •  разноуровневыми группами педагогов
  •  психологической службой

и создает условия для совершенствования качества педагогической деятельности в целом, профессионального и личностного развития каждого педагога в отдельности.

Поиск форм совершенствования качества научно-методической деятельности Гвардейского УВК привел нас к идее организации комплексного, сквозного образовательного мероприятия – Фестиваля «По ступенькам творчества к вершинам мастерства», направленного на решение актуальных задач, таких как:

1. Стимулирование к профессиональному творческому росту педагогов УВК;

2. Совместный поиск форм и методов активизации ребенка на учебном занятии;

3. Выявление успешного опыта использования форм, методов, образовательных технологий, направленных на развитие субъектных отношений в образовательном процессе.

В общем смысле Фестиваль задумывался как яркое событие, демонстрация профессиональных достижений и опыта педагогов. Важной задачей организаторов Фестиваля было создание условий для участия в нем большинства членов педагогического коллектива. Организаторы Фестиваля определили, что таковыми условиями, прежде всего, должны быть:

  •  Освоение успешного опыта коллег;
  •  Дифференцированный подход к участникам Фестиваля при организации конкурсных мероприятий различной направленности;
  •  Самостоятельный выбор педагогами форм, а также степени активности в мероприятиях Фестиваля.

Говоря о Фестивале как о сквозном образовательном событии, необходимо отметить, что он проводится в течение учебного года и является ключевым мероприятием, направленным на повышение профессиональной компетентности педагогов, поэтому качество его организации и проведения зависит от сработанности всей системы научно-методической службы УВК. В целом программа Фестиваля состоит из трех основных этапов:

1 этап (сентябрь-октябрь) – подготовительный.

Он включает в себя знакомство педагогов с Положением Фестиваля на заседаниях предметных кафедр, заполнение заявок на участие в Фестивале. Педагоги заранее знакомятся с критериями оценки, что дает им возможность всесторонне проанализировать свою профессиональную деятельность на учебном занятии.

2 этап (ноябрь-май) – основной «От педагога к педагогу»

Этот этап предполагает проведение основных мероприятий Фестиваля в соответствии с определенными сроками.

Вот как выглядит общая картина основных мероприятий Фестиваля педагогического мастерства

Название мероприятия

Сроки проведения

Конкурс «Портфолио педагога»

Декабрь

Конкурс «Современный урок»

Ноябрь – март – апрель

Конкурс «Мои университеты» (по теме самообразования)

Январь-февраль

Творческая мастерская предметных кафедр

Март

Конференция «Школа молодого педагога»

Апрель

Защита-презентация «Моя педагогическая философия»

Май

3 этап – заключительный «Праздник достижений»

На заключительном празднике достижений проводится подведение итогов Фестиваля, награждение победителей конкурсов и активных участников Фестиваля в целом.

Открывает программу Фестиваля конкурс «Портфолио педагога». Сегодня этой технологии отводится очень важное место в образовании. О ней говорят как о форме представления результатов деятельности. Цель конкурса – формирование навыков документированного представления педагогического опыта. Для методического сопровождения данного конкурса заместителем директора по НМР разработаны методические рекомендации, в которых педагоги знакомятся со следующими требованиями к составлению портфолио:

1. «Портфолио документов» – копии трудовой книжки, документа об образовании, документация о повышении квалификации, образовательная программа, рецензия на программу, квалификационная и технологическая карты, самоанализ (резюме педагога, педагогическое кредо), характеристики администрации, копии экспертных заключений, аттестационных листов и т.д.

2. «Портфолио работ»

  •  методические разработки (рекомендации, памятки, брошюры, пособия, разработки лучших учебных занятий, сценарии воспитательных мероприятий, др.);
  •  творческие работы педагога (буклеты, видео, фотоматериалы о собственном творчестве педагога);
  •  результаты исследовательской деятельности (доклады на конференциях, педсоветах, отражение работы в творческой группе, диагностические материалы по предмету);
  •  творческие и исследовательские работы воспитанников и т.д.

Представленные материалы должны сопровождаться краткими рефлексивными комментариями.

3. «Портфолио достижений»

  •  качественные и количественные результаты образовательной деятельности за последние 3 года, выпускники, которыми гордится педагог и школа;
  •  награды, благодарности, поощрения, вырезки из газет и журналов о достижениях педагога, коллектива УВК.

4. «Портфолио отзывов»

  •  отзывы коллег, гостей семинаров и открытых мероприятий, характеристики администрации, копии экспертных заключений, аттестационных листов и т.д.

Материалы портфолио оформляются в папку-накопитель. Работы сдаются в печатном варианте.

Следующий конкурс – «Современный урок». Известно, что учебное занятие - основная форма организации образовательной деятельности, в процессе которого происходит активное «субъект – субъектное» взаимодействие, направленное на развитие самостоятельности мышления, формирование коммуникативных и рефлексивных навыков. Поэтому эпиграфом и главной задачей конкурса мы выделили: «Эффективность современного урока – путь к личностному развитию ребенка».

По продолжительности этот конкурс самый длительный, с ноября по апрель. Важной особенностью конкурса является то, что каждый педагог, так или иначе, может стать его участником. Для одних – это непосредственная подготовка и проведение урока, для других – посещение и участие в его анализе. Мы понимаем, какую бы степень активности не выбрал для себя педагог, это путь к его профессиональному развитию.

Следует отметить, что эффективность проведения конкурса и реализация его цели во многом зависят от активности работы предметных кафедр: от актуализации значения, организации взаимопосещения до анализа качества проведения урока. Совместно с руководителями кафедр были разработаны общие требования к конкурсному учебному занятию, а именно:

  1.  Урок  должен соответствовать образовательной программе, календарно-тематическому плану;
  2.  Урок проводится в рамках основного расписания;
  3.  Педагог должен подготовить краткий и подробный план – конспект занятия;
  4.  После проведения урока учитель делает устный самоанализ его эффективности;
  5.  Педагогу дается два дня на оформление письменного самоанализа, после чего план-конспект и письменный самоанализ сдаются председателю жюри конкурса.

Еще одно решение, которое было принято совместно с руководителями предметных кафедр, каждый конкурсный урок должен быть снят на видео, с целью пополнения методической копилки профессионального опыта (видеозаписи, планы-конспекты, самоанализы уроков), все это становится учебно-методическим пособием для внутренних педагогических семинаров, самообразования педагога.

После долгих обсуждений решено было взять следующие критерии оценки урока: мотивация обучающихся на деятельность,  гуманистическая направленность содержания, инновационность, динамичность урока, продуктивность и результативность, воспитательное воздействие личности педагога.

Конкурсы «Портфолио» и «Современный урок», наряду с общими требованиями ко всем участникам, при оценивании и определении победителей, распределяют участников по трём номинациям, это:

  1.  «Шаг в профессию» – учителя, которые только начинают свой профессиональный путь в педагогической деятельности;
  2.  «По дороге к мастерству» – учителя, имеющие опыт педагогической деятельности от 5-ти до 10-ти лет;
  3.  «Мастер своего дела» – учителя, чей опыт педагогической деятельности составляет свыше 10-ти лет.

Такой подход в организации конкурсов позволяет педагогам, с одной стороны, «соревноваться» с «равными», с другой – видеть перспективы собственного профессионального развития.

По Положению Фестиваля аттестующиеся педагоги должны принять в нем самое активное участие. Так обязательными для них являются конкурсы «Портфолио» и «Современный урок». Почему именно такие требования? Во-первых, каждый из аттестующихся педагогов должен представить для экспертов пакет документов, подтверждающих его педагогическую компетентность в соответствии квалификационным требованиям, во-вторых, подтвердить свою квалификацию на практике. Участие в конкурсах предоставляет возможность выполнить эту работу на более высоком уровне.

Конкурс методических материалов стал традиционным и востребованным среди педагогов. Он стимулирует к обобщению, осмыслению и представлению собственного опыта или опыта профессиональных творческих союзов. Нами выделены такие номинации этого конкурса, как:

«Обучение с увлечением» – планы-конспекты уроков, познавательные программы, дидактические материалы к учебным занятиям (игры, рабочие тетради, методические рекомендации, учебные пособия; разработанные педагогом);

«Вместе весело шагать» – методические материалы по организации и проведению праздников, конкурсов, фестивалей;

«Педагогическая мастерская» – материалы творческих групп, мастерских, школы педагогического мастерства, исследовательские работы педагогов.

Различная направленность и уровень методических материалов: от дидактических и методических материалов к учебным занятиям до исследовательских работ педагогов предоставляет широкие возможности для участия в конкурсе большинству педагогов. Но не это главное, главное в том, что происходит обновление, накопление педагогического опыта, появляются образцы учебно-дидактических пособий, которые помогают другим педагогам на их основе разрабатывать собственные.

Для победителей конкурсов в рамках Фестиваля запланирована творческая защита-презентация. Педагоги на выбор по своему усмотрению могут представить к защите свою образовательную программу, методическую разработку или педагогическое кредо.

Помимо конкурсов в программу Фестиваля вошли открытые заседания предметных кафедр, конференция «Школы молодого педагога».

Работа  предметных кафедр занимает важное место в структуре научно-методической службы УВК. При собеседовании с руководителями кафедр были высказаны пожелания поучиться друг у друга формам организации и представления результатов деятельности участников кафедр. Поэтому в программу Фестиваля мы включили открытые заседания кафедр по направлениям деятельности. Данные мероприятия носят характер обучающих семинаров.

Такова общая панорама событий Фестиваля «По ступенькам творчества к вершинам мастерства».

Заключительным этапом Фестиваля является праздник достижений. Яркое, радостное, запоминающееся событие, объединяющее всех членов педагогического коллектива. Поэтому в программу были включены различные формы демонстрации профессиональной успешности педагогов-участников Фестиваля – это:

  •  Видеоролики о том, как педагоги готовили свои портфолио;
  •  Видео фрагменты учебных занятий;
  •  Игра «Кот в мешке» – демонстрация профессиональных находок, дидактических, инновационных средств, используемых на уроке;
  •  Выставка методических материалов;
  •  Интервью участников, членов жюри конкурсов и т.д.
  •  Награждение победителей конкурсов и активных участников Фестиваля.

Подвести итог –  это не только рассказать об успехах, но и увидеть новые просторы для своего развития и совместного творчества.

Мы хотим сказать Вам, что, когда мы вместе,
Свергнем мы все горы на пути своем.
Творчество тогда лишь не стоит на месте,
Если мы по жизни рядом к знаниям идем.
Мы желаем педагогам развиваться и творить

И с любовью нашим детям свои знания дарить!

– это отрывок из песни, которую организаторы Фестиваля исполнили на его закрытии. Нам очень важно было подчеркнуть, что содружество и сотворчество –  главная идея, ведущая к успеху.

В заключение хочется привести слова Сенеки: «Учитель – не тот, кто учит, а тот, кто учится». Мы надеемся, что Фестиваль станет традиционным, откроет для педагогов возможности, расширяющие границы педагогического творчества и станет стимулом к профессиональному развитию и профессиональному самоутверждению среди коллег.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26582. КЛАССИФИКАЦИЯ ПИЩЕВЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ 5.7 KB
  Само название пищевые заболевания пищевые токсикоинфекции пищевые токсикозы указывают что основную роль в их возникновении играют 'пищевые продукты. В зависимости от них все пищевые заболевания людей делят на две большие группы. ПИЩЕВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕ БАКТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ типичные пищевые отравления. Пищевые заболевания не бактериальной природы с недостаточно изученной этиологией.
26583. КОНСЕРВИРОВАНИЕ КОЖЕВЕННОГО СЫРЬЯ 5.55 KB
  Шкуры консервируют посолом врасстил тузлукованием сухосоленым пресносухим и кислотносолевым способами. Шкуры укладывают на стеллажи мездрой вверх посыпая слоем соли до 1 см высотой штабеля 15 2 м. Каждый штабель комплектуют не более 3 суток с момента посола первой шкуры. Тузлукованием консервируют шкуры крупного рогатого скота конские верблюжьи и свиные.
26584. КОНСЕРВИРОВАНИЕ МЯСА ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРОЙ. ВЕТСАНЭКСПЕРТИЗА И ГИГИЕНА ПРИГОТОВЛЕНИЯ БАНОЧНЫХ КОНСЕРВОВ. КОНСЕРВИРОВАНИЕ МЯСА И МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРОЙ 16.98 KB
  Технология приготовления консервов сводится к тому что подготовленное мясо или другие продукты закладывают в жестяные или стеклянные герметически закрывающиеся банки которые подвергают стерилизации при температуре выше 100С. Консервный цех или завод имеет два основных отделения: 1 жестянобаночное где изготавливают банки и 2 технологическое в котором проводят все технологические операции при изготовлении консервов. Это необходимо при стерилизации банок когда под действием высокой температуры происходит расширение металла и содержимого...
26585. КОНСЕРВИРОВАНИЕ МЯСА ХОЛОДОМ. ИЗМЕНЕНИЕ В МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ ПРИ ЗАМОРАЖИВАНИИ 14.63 KB
  Мясо по термическому состоянию согласно стандартам подразделяют на остывшее охлажденное подмороженное замороженное и оттаявшее. К остывшему относят мясо которое после разделки туши на глубине 8 см имеет температуру не выше 12 С. Остывшее мясо используют на предприятии где его получили вывоз для реализации ограничен исключение представляют продовольственные рынки. К охлажденному относят мясо температура в толще мышц которого не выше 4 С.
26586. ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ РАСПОЗНОВАНИЯ МЯСА РАЗНЫХ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ 5.55 KB
  ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ РАСПОЗНОВАНИЯ МЯСА РАЗНЫХ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ.По анатомоморфологическим особенностям туш скелета и внутренних органов убитых животных. Однако у одного и того же вида животных температура плавления жира колеблется в зависимости от пола типа кормления. СУЩНОСТЬ РЕАКЦИИ НА ГЛИКОГЕН ПО НИБЕЛЮ состоит в том что в мясе разных видов животных содержится неодинаковое количество гликогена: в парном мясе лошади более 2 в созревшем около 1 в мясе собаки 23.
26587. МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ СИБИРСКОЙ ЯЗВЫ НА СКОТОБАЗЕ МЯСОКОМБИНАТА 2.26 KB
  При обнаружении сиб.язвы после поголовного тщательного осмотра и поголовной термометрии в карантинном отделении неблагополучную партию делят на 2 группы: 1)больных и подозрительных по заболеванию и 2)подозреваемых в заражении
26588. МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ МЯСА БОЛЬНЫХ ЖИВОТНЫХ 18.96 KB
  МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ МЯСА БОЛЬНЫХ ЖИВОТНЫХ. У животных убитых в нормальном физиологическом состоянии место зареза неровное и интенсивнее пропитано кровью чем мясо в других местах туш; у животных убитых в агональном состоянии или разделанных после падежа место зареза ровное и пропитано кровью в такой же степени как и остальные мышцы. Удовлетворительное обескровливание наблюдают у старых переутомленных а иногда и больных животных. Плохо обескровлены как правило туши больных животных.
26589. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОКА ПРИ МАСТИТАХ КОРОВ 4.51 KB
  МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОКА ПРИ МАСТИТАХ КОРОВ. из каждого соска вымени в середине или в конце доения на участки бумаги пропитанныe индикатором наносится капля молока. В луночку молочноконтрольной пластинки к 1 мл сборного молока приливают 1 мл 25 раствора мастоприма. Смесь молока с мастопопримом перемешивают стеклянной палочкой в течение 1020 секунд Результаты реакции оцениваются по консистенции смеси молока с местопримом.
26590. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЯСА НА СВЕЖЕСТЬ 4.28 KB
  Состояние мышечной ткани обращают внимание на корочку подсыхания цвет влажность консистенцию и запах; 2. состояние жира: цвет консистенция запах; 3. определение качества бульона прозрачность и запах. Запах специфический приятный.