52959

Фестиваль педагогического мастерства как форма повышения профессиональной компетентности современного учителя

Научная статья

Педагогика и дидактика

Поиск форм совершенствования качества научнометодической деятельности Гвардейского УВК привел нас к идее организации комплексного сквозного образовательного мероприятия Фестиваля По ступенькам творчества к вершинам мастерства направленного на решение актуальных задач таких как: 1. Важной задачей организаторов Фестиваля было создание условий для участия в нем большинства членов педагогического коллектива. Организаторы Фестиваля определили что таковыми условиями прежде всего должны быть: Освоение успешного опыта коллег;...

Русский

2014-02-20

81 KB

6 чел.

Фестиваль педагогического мастерства

как форма повышения профессиональной компетентности современного учителя

Кульчейко Е.В., заместитель директора по научно-методической работе

Гвардейский УВК

Симферопольский район, Крым

Средством повышения педагогического мастерства учителей является хорошо организованная научно-методическая деятельность. Инновационные процессы, происходящие в Гвардейском УВК, переход школы в новую организационную модель «Школа здоровья» потребовали качественного изменения в содержании и структуре научно-методической службы (приложение 1), т.к. учителю необходима помощь в повышении профессиональной компетентности для ведения экспериментальной работы, внедрения новых педагогических технологий и современных проектов. Ориентация научно-методической службы на самообразование, саморазвитие и самосовершенствование крайне необходима, ибо расширение культурного кругозора, способность к самокритике – это залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала личности учителя.

Главное в системе методической работы – это планомерное, продуманное, внутренне связанное взаимодействие компонентов образовательного процесса, направленных на повышение его качества и эффективности. В Гвардейском УВК сложилась своя система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий.

Педагогический совет во взаимосвязи с методическим советом, научно-методической службой управляет процессами научно-методической и образовательной деятельности УВК.

Научно-методическая служба (НМС)  объединяет деятельность предметных кафедр,  творческих групп педагогов, работу психологической службы. Одной из задач работы НМС является поиск средств активного вовлечения членов педагогического коллектива в процесс осмысления, разработки и внедрения новых форм и методов работы с целью гуманизации процесса обучения.

Во взаимосвязи с педагогическим, методическим советами, научно-методическая служба организует взаимодействие со структурными элементами методической работы:

  •  предметными кафедрами
  •  временными исследовательскими творческими группами
  •  разноуровневыми группами педагогов
  •  психологической службой

и создает условия для совершенствования качества педагогической деятельности в целом, профессионального и личностного развития каждого педагога в отдельности.

Поиск форм совершенствования качества научно-методической деятельности Гвардейского УВК привел нас к идее организации комплексного, сквозного образовательного мероприятия – Фестиваля «По ступенькам творчества к вершинам мастерства», направленного на решение актуальных задач, таких как:

1. Стимулирование к профессиональному творческому росту педагогов УВК;

2. Совместный поиск форм и методов активизации ребенка на учебном занятии;

3. Выявление успешного опыта использования форм, методов, образовательных технологий, направленных на развитие субъектных отношений в образовательном процессе.

В общем смысле Фестиваль задумывался как яркое событие, демонстрация профессиональных достижений и опыта педагогов. Важной задачей организаторов Фестиваля было создание условий для участия в нем большинства членов педагогического коллектива. Организаторы Фестиваля определили, что таковыми условиями, прежде всего, должны быть:

  •  Освоение успешного опыта коллег;
  •  Дифференцированный подход к участникам Фестиваля при организации конкурсных мероприятий различной направленности;
  •  Самостоятельный выбор педагогами форм, а также степени активности в мероприятиях Фестиваля.

Говоря о Фестивале как о сквозном образовательном событии, необходимо отметить, что он проводится в течение учебного года и является ключевым мероприятием, направленным на повышение профессиональной компетентности педагогов, поэтому качество его организации и проведения зависит от сработанности всей системы научно-методической службы УВК. В целом программа Фестиваля состоит из трех основных этапов:

1 этап (сентябрь-октябрь) – подготовительный.

Он включает в себя знакомство педагогов с Положением Фестиваля на заседаниях предметных кафедр, заполнение заявок на участие в Фестивале. Педагоги заранее знакомятся с критериями оценки, что дает им возможность всесторонне проанализировать свою профессиональную деятельность на учебном занятии.

2 этап (ноябрь-май) – основной «От педагога к педагогу»

Этот этап предполагает проведение основных мероприятий Фестиваля в соответствии с определенными сроками.

Вот как выглядит общая картина основных мероприятий Фестиваля педагогического мастерства

Название мероприятия

Сроки проведения

Конкурс «Портфолио педагога»

Декабрь

Конкурс «Современный урок»

Ноябрь – март – апрель

Конкурс «Мои университеты» (по теме самообразования)

Январь-февраль

Творческая мастерская предметных кафедр

Март

Конференция «Школа молодого педагога»

Апрель

Защита-презентация «Моя педагогическая философия»

Май

3 этап – заключительный «Праздник достижений»

На заключительном празднике достижений проводится подведение итогов Фестиваля, награждение победителей конкурсов и активных участников Фестиваля в целом.

Открывает программу Фестиваля конкурс «Портфолио педагога». Сегодня этой технологии отводится очень важное место в образовании. О ней говорят как о форме представления результатов деятельности. Цель конкурса – формирование навыков документированного представления педагогического опыта. Для методического сопровождения данного конкурса заместителем директора по НМР разработаны методические рекомендации, в которых педагоги знакомятся со следующими требованиями к составлению портфолио:

1. «Портфолио документов» – копии трудовой книжки, документа об образовании, документация о повышении квалификации, образовательная программа, рецензия на программу, квалификационная и технологическая карты, самоанализ (резюме педагога, педагогическое кредо), характеристики администрации, копии экспертных заключений, аттестационных листов и т.д.

2. «Портфолио работ»

  •  методические разработки (рекомендации, памятки, брошюры, пособия, разработки лучших учебных занятий, сценарии воспитательных мероприятий, др.);
  •  творческие работы педагога (буклеты, видео, фотоматериалы о собственном творчестве педагога);
  •  результаты исследовательской деятельности (доклады на конференциях, педсоветах, отражение работы в творческой группе, диагностические материалы по предмету);
  •  творческие и исследовательские работы воспитанников и т.д.

Представленные материалы должны сопровождаться краткими рефлексивными комментариями.

3. «Портфолио достижений»

  •  качественные и количественные результаты образовательной деятельности за последние 3 года, выпускники, которыми гордится педагог и школа;
  •  награды, благодарности, поощрения, вырезки из газет и журналов о достижениях педагога, коллектива УВК.

4. «Портфолио отзывов»

  •  отзывы коллег, гостей семинаров и открытых мероприятий, характеристики администрации, копии экспертных заключений, аттестационных листов и т.д.

Материалы портфолио оформляются в папку-накопитель. Работы сдаются в печатном варианте.

Следующий конкурс – «Современный урок». Известно, что учебное занятие - основная форма организации образовательной деятельности, в процессе которого происходит активное «субъект – субъектное» взаимодействие, направленное на развитие самостоятельности мышления, формирование коммуникативных и рефлексивных навыков. Поэтому эпиграфом и главной задачей конкурса мы выделили: «Эффективность современного урока – путь к личностному развитию ребенка».

По продолжительности этот конкурс самый длительный, с ноября по апрель. Важной особенностью конкурса является то, что каждый педагог, так или иначе, может стать его участником. Для одних – это непосредственная подготовка и проведение урока, для других – посещение и участие в его анализе. Мы понимаем, какую бы степень активности не выбрал для себя педагог, это путь к его профессиональному развитию.

Следует отметить, что эффективность проведения конкурса и реализация его цели во многом зависят от активности работы предметных кафедр: от актуализации значения, организации взаимопосещения до анализа качества проведения урока. Совместно с руководителями кафедр были разработаны общие требования к конкурсному учебному занятию, а именно:

  1.  Урок  должен соответствовать образовательной программе, календарно-тематическому плану;
  2.  Урок проводится в рамках основного расписания;
  3.  Педагог должен подготовить краткий и подробный план – конспект занятия;
  4.  После проведения урока учитель делает устный самоанализ его эффективности;
  5.  Педагогу дается два дня на оформление письменного самоанализа, после чего план-конспект и письменный самоанализ сдаются председателю жюри конкурса.

Еще одно решение, которое было принято совместно с руководителями предметных кафедр, каждый конкурсный урок должен быть снят на видео, с целью пополнения методической копилки профессионального опыта (видеозаписи, планы-конспекты, самоанализы уроков), все это становится учебно-методическим пособием для внутренних педагогических семинаров, самообразования педагога.

После долгих обсуждений решено было взять следующие критерии оценки урока: мотивация обучающихся на деятельность,  гуманистическая направленность содержания, инновационность, динамичность урока, продуктивность и результативность, воспитательное воздействие личности педагога.

Конкурсы «Портфолио» и «Современный урок», наряду с общими требованиями ко всем участникам, при оценивании и определении победителей, распределяют участников по трём номинациям, это:

  1.  «Шаг в профессию» – учителя, которые только начинают свой профессиональный путь в педагогической деятельности;
  2.  «По дороге к мастерству» – учителя, имеющие опыт педагогической деятельности от 5-ти до 10-ти лет;
  3.  «Мастер своего дела» – учителя, чей опыт педагогической деятельности составляет свыше 10-ти лет.

Такой подход в организации конкурсов позволяет педагогам, с одной стороны, «соревноваться» с «равными», с другой – видеть перспективы собственного профессионального развития.

По Положению Фестиваля аттестующиеся педагоги должны принять в нем самое активное участие. Так обязательными для них являются конкурсы «Портфолио» и «Современный урок». Почему именно такие требования? Во-первых, каждый из аттестующихся педагогов должен представить для экспертов пакет документов, подтверждающих его педагогическую компетентность в соответствии квалификационным требованиям, во-вторых, подтвердить свою квалификацию на практике. Участие в конкурсах предоставляет возможность выполнить эту работу на более высоком уровне.

Конкурс методических материалов стал традиционным и востребованным среди педагогов. Он стимулирует к обобщению, осмыслению и представлению собственного опыта или опыта профессиональных творческих союзов. Нами выделены такие номинации этого конкурса, как:

«Обучение с увлечением» – планы-конспекты уроков, познавательные программы, дидактические материалы к учебным занятиям (игры, рабочие тетради, методические рекомендации, учебные пособия; разработанные педагогом);

«Вместе весело шагать» – методические материалы по организации и проведению праздников, конкурсов, фестивалей;

«Педагогическая мастерская» – материалы творческих групп, мастерских, школы педагогического мастерства, исследовательские работы педагогов.

Различная направленность и уровень методических материалов: от дидактических и методических материалов к учебным занятиям до исследовательских работ педагогов предоставляет широкие возможности для участия в конкурсе большинству педагогов. Но не это главное, главное в том, что происходит обновление, накопление педагогического опыта, появляются образцы учебно-дидактических пособий, которые помогают другим педагогам на их основе разрабатывать собственные.

Для победителей конкурсов в рамках Фестиваля запланирована творческая защита-презентация. Педагоги на выбор по своему усмотрению могут представить к защите свою образовательную программу, методическую разработку или педагогическое кредо.

Помимо конкурсов в программу Фестиваля вошли открытые заседания предметных кафедр, конференция «Школы молодого педагога».

Работа  предметных кафедр занимает важное место в структуре научно-методической службы УВК. При собеседовании с руководителями кафедр были высказаны пожелания поучиться друг у друга формам организации и представления результатов деятельности участников кафедр. Поэтому в программу Фестиваля мы включили открытые заседания кафедр по направлениям деятельности. Данные мероприятия носят характер обучающих семинаров.

Такова общая панорама событий Фестиваля «По ступенькам творчества к вершинам мастерства».

Заключительным этапом Фестиваля является праздник достижений. Яркое, радостное, запоминающееся событие, объединяющее всех членов педагогического коллектива. Поэтому в программу были включены различные формы демонстрации профессиональной успешности педагогов-участников Фестиваля – это:

  •  Видеоролики о том, как педагоги готовили свои портфолио;
  •  Видео фрагменты учебных занятий;
  •  Игра «Кот в мешке» – демонстрация профессиональных находок, дидактических, инновационных средств, используемых на уроке;
  •  Выставка методических материалов;
  •  Интервью участников, членов жюри конкурсов и т.д.
  •  Награждение победителей конкурсов и активных участников Фестиваля.

Подвести итог –  это не только рассказать об успехах, но и увидеть новые просторы для своего развития и совместного творчества.

Мы хотим сказать Вам, что, когда мы вместе,
Свергнем мы все горы на пути своем.
Творчество тогда лишь не стоит на месте,
Если мы по жизни рядом к знаниям идем.
Мы желаем педагогам развиваться и творить

И с любовью нашим детям свои знания дарить!

– это отрывок из песни, которую организаторы Фестиваля исполнили на его закрытии. Нам очень важно было подчеркнуть, что содружество и сотворчество –  главная идея, ведущая к успеху.

В заключение хочется привести слова Сенеки: «Учитель – не тот, кто учит, а тот, кто учится». Мы надеемся, что Фестиваль станет традиционным, откроет для педагогов возможности, расширяющие границы педагогического творчества и станет стимулом к профессиональному развитию и профессиональному самоутверждению среди коллег.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67662. Практика применения лексико-грамматических особенностей перевода на примере текстов биографии и выступлений А. Адамса 207.5 KB
  В биографиях публицистического стиля прослеживается определенная стратегия изложения материала, имеющая непосредственное отношение к функционированию языковых единиц в тексте. В целях оптимального описания стилистических свойств рассматриваемых в работе текстов
67663. Создание фирменной стилистики для форума по нанотехнологиям 20.37 MB
  Фирменный стиль влияет на формирование мнения партнеров сотрудников поставщиков акционеров и клиентов о компании уровень доверия к ней и готовность вкладывать свои ресурсы в данный бизнес. Фирменный стиль помогает компании: добиться эффекта запоминаемости фирмы и лучшего отношения своих уже существующих и уже потенциальных клиентов.
67664. Создание базы данных для ведения учета товара АРМ мечендайзер ТОО «ATService» 3.12 MB
  Созданная программа «АРМ мечендайзер ТОО «ATService»» является перспективной разработкой, так как на основе уже хранящейся информации работают отделы служб вычислительной техники многих организаций. Таким образом, не исключено создание другими разработчиками новых версий программы...
67665. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ 647 KB
  Цель исследования – проанализировать современное состояние образования в России и тенденций его развития для разработки некоторых практических рекомендаций по совершенствованию образовательной деятельности на региональных уровнях: субъекта Российской Федерации...
67666. Вантажний середньо-магістральний літак підвищеної транспортної ефективності з можливістю експлуатації з ґрунтових ЗПС 16.45 MB
  Зміст розрахунково-пояснювальної записки: вибір проектних параметрів вибір; вибір та обґрунтування схеми літака; розрахунок мас літака; визначення основних геометричних параметрів; розробка компоновки літака; розрахунок центровки літака; визначення основних ЛТХ; опис конструкції літака...
67667. Возможности систем вибрационного мониторинга и диагностики роторного оборудования 3.34 MB
  Цель работы показать возможность контроля технического состояния оборудования по вибрации этого оборудования а также рассмотреть назначение и возможности систем вибрационного мониторинга и диагностики роторного оборудования. Для этого измеряется не только низкочастотная и среднечастотная...
67668. Планировка и застройка жилого образования в городе Екатеринбурге 305 KB
  Разрабатываемый участок расположен в Железнодорожном районе города Екатеринбург. Ограничен улицами Челюскинцев – Смазчиков, Восточная, Луначарского, Шевченко – Советская. Улица Восточная является магистральной улицей городского значения непрерывного движения. Челюскинцев, Смазчиков, Луначарского...
67670. Планировка и застройка жилого образования в городе Екатеринбурге 168.5 KB
  Проектируемый участок расположен в исторической части города Екатеринбурга, рядом со старым Верх-Исетским заводом. Число объектов массового притяжения людей достаточно низкое: универсам и парк 22 партсъезда, расположенный неподалеку. В непосредственной близости к участку расположено несколько образовательных учреждений,...