52984

Внеклассное мероприятие по физике «Лирическая физика»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

1 конкурс Разминка Разминка физическая Кто открыл явление инерции Из чего состоят молекулы Прибор для измерения массы тела Основная единица измерения силы В каком городе жил Архимед Состояние вещества если молекулы расположены в строгом порядке Научные предположения о чем – либо Основная единица количества теплоты Плотность чистой воды Какую физическую величину измеряют мензуркой Как называют изменение формы или размеров тела Как называется процесс превращения пара в жидкость Основная единица...

Русский

2014-02-20

64.5 KB

2 чел.

  Святная М.А., учитель физики ОШ № 64

Внеклассное мероприятие по физике

« Лирическая физика»  

      Главной задачей внеклассной работы по физике считаю развитие познавательного интереса к предмету. Интеграция школьных предметов между собой, интеграция их со всеми сторонами жизни дает возможность гармонично развиваться личности, дает ему представление об окружающем мире.                                                                                    

      Физика занимает особое место среди школьных предметов. Физика создаёт у учащихся представление о научной картине мира, показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение. Целью данного мероприятия является попытка установить связь между физикой и миром литературы и народного творчества, помочь ребятам лучше узнать и полюбить физику, увидеть её проявление в жизни. Задачи составленные по пословицам и поговоркам, позволяют отсеять предрассудки и суеверия от действительно метких, точных описаний явлений природы и оценить народную наблюдательность. Задания, составленные на основе литературных сюжетов, несут эмоциональную и смысловую нагрузку. Текст такого задания может вызвать улыбку, а найденный ответ подскажет дальнейшую судьбу героев. Ребята могут увидеть, что описание физических явлений встречается в мифах, сказках, романах и даже стихотворениях. Решение этих задач поможет по-новому взглянуть на художественные произведения: обнаружить - бывает и так! - ошибки и заблуждения авторов, восхититься красочностью и образностью описываемых в произведении физических явлений, что, возможно, вызовет желание прочитать или перечитать произведения классиков научной фантастики.

                                                                              "Грош цена вашей физике, если она застилает для вас
                                                                               все остальное- шорох леса, краски заката, звон рифм.
                                                                               Это какая-то усеченная физика:
                                                                              Физик, не воспринимающий поэзии, искусства - плохой физик".
                              
                                                                                                                                                      Л. Д. Ландау
 

Цели:
- развивающая: умение видеть мир в многообразии; умение находить решение проблемы,  творчески применять знания в различных областях; знакомство  учащихся  с важнейшими методами применения  физических знаний на практике, повышение информационной культуры, опыта самостоятельной деятельности;
- обучающая: умение писать сочинение – рассказ, умение решать качественные задачи по различным разделам физики;
- коммуникативная: обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися, родителями, учителями; 
- воспитательная: развитие познавательного интереса к русскому языку, литературе, физике и уважения к семейным ценностям.

     Для проведения мероприятия класс делиться на три группы, формируется жюри (можно из учителей и старшеклассников). Кабинет украшен плакатами, на которых написаны различные поговорки, пословицы, загадки, литературные изречения с физическим содержанием. Столы расставлены так, чтобы могли работать 3 группы. Стол для жюри.

Ход мероприятия:

- Здравствуйте!
Рады приветствовать всех присутствующих, особенно родителей, которые пришли, оставив  дела, поддержать своих детей. Уверены, что это поможет победить в сегодняшнем соревновании.
Мы собрались на не совсем обычное мероприятие, которое условно назвали «Физики и лирики».
Что, казалось бы, общего у физики и литературы?
(Ответы команд)
Да, действительно, кто-то из присутствующих, наверняка, считает любимым предметом физику, а кто-то считает таковым литературу. Мы не берёмся разрешить извечный спор, кто важнее, физики или лирики. Пусть каждый сам для себя решает этот вопрос. Мы  же надеемся, что вы хорошо и с пользой проведёте время  на нашем мероприятии.

1 конкурс «Разминка»

Разминка  физическая

  •  Кто открыл явление инерции?
  •   Из чего состоят молекулы?
  •   Прибор для измерения массы тела
  •   Основная единица измерения  силы
  •   В каком городе жил Архимед?
  •   Состояние вещества, если  молекулы расположены в строгом порядке
  •   Научные предположения  о чем – либо
  •   Основная единица количества теплоты
  •   Плотность чистой воды
  •   Какую физическую величину измеряют мензуркой?
  •   Как называют изменение формы или  размеров тела?
  •   Как называется процесс превращения пара в жидкость?
  •   Основная единица измерения скорости?
  •   Может ли двигаться тело, если на него ничто не действует?
  •   Что  расходуется при совершении работы?
  •   Какую физическую величину  выражают в мм  рт. ст.?
  •   Какой выигрыш в силе дает  подвижный блок?
  •   Основная единица измерения мощности

Разминка литературная

     Вам было дано задание прочитать как можно больше  высказываний различных авторов о русском языке  и литературе.  Задание выполнили?
     В таком случае вам  будет легко определить авторов  высказываний, которые я назову.

Назовите авторов высказываний о литературе и поэзии:

Не нужно, чтоб всем над рифмами потеть,
А правильно писать потребно всем уметь.  
А.П. Сумароков 

Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрипя, бумаги не жалеет:
Хорошие стихи не так легко писать…    
А.С. Пушкин

Стих, как монету, чекань –
Строго, отчётливо, честно,
Правилу следуй упорно:
Чтобы словам было тесно,
Мыслям – просторно.  
Н.А. Некрасов

Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это  - двух соловьёв поединок.  
Б.Л. Пастернак

Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.  
С.А. Есенин

Поэзия –
Та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
Тысячи тонн
словесной руды.  
В.В. Маяковский

2. конкурс «Пословица»

Второе задание, которое получают команды, состоит в том, чтобы учащиеся смогли объяснить физический смысл пословиц. Капитан команды вытягивает карточку с пословицами. На подготовку ответа отводиться 4-5 минут, но если команда готова раньше, она поднимает сигнальную карточку и за досрочный ответ команде начисляется один балл.

Тепловые явления 

  •  "Гвоздём моря не нагреешь" - русская
  •  "Много снега - много хлеба" русская
  •  "Солнце греет сильнее, когда нет облаков" - монгольская
  •  "Три года на камне просидишь - камень нагреется" - японская

Механические явления 

  •  "Посмотри сквозь перила моста, и ты увидишь, как мост плывёт по неподвижной воде" - китайская
  •  "Земля вертится, и мы с ней вместе" - сербская
  •  "В гнилой доске гвоздь не держится" - турецкая
  •  "Пошло дело как по маслу" - русская
  •  "Не подмажешь - не поедешь" - французская
  •  "Брошенный вверх камень на твою же голову и упадёт" - монгольская
  •  "шила в мешке не утаишь" - русская
  •  "Коси коса пока роса, роса долой и мы домой" - русская
  •  Колебания. Волны. Звук.
  •  "Не кланяйся, как весы, в обе стороны" - турецкая
  •  "Как качели ни качай, придёт время - остановятся" - тамильская
  •  "Волна набежав на волну, набирает силу" - персидская

Молекулярная физика 

  •  "Ложка дёгтя в бочке мёда" - русская
  •  "Нарезанный лук пахнет и жжёт глаза сильнее" -монгольская
  •  "На мешке с солью и верёвка солёная" - корейская
  •  "Подо льдом тёплой воды не бывает" - осетинская
  •  "Туман рассеивается - волку не по душе" - монгольская
  •  "Готовь сено пока солнце сияет" - английская
  •  "Металл хорошо отлит если долго кипит" -русская
  •  "У воды гибкая спина" - финская
  •  "Зло и добро, как вода и масло: они не могут смешаться" - монгольская

Электричество. Магнетизм. Оптика. 

  •  "Молния не сверкнёт - грома не будет" - турецкая
  •  "Молния ударяет в высокое дерево" - марийская
  •  "Как магнит с иглой" - тамильская
  •  "Чтобы уберечься от молнии, ковш на голову не надевают" - корейская
  •  " Тень высокой горы далеко падает" - корейская
  •  "В течении дня тень не падает дважды на одно и тоже место" - корейская
  •  "Солнце сияет, а месяц только светит" - русская
  •  "Что на зеркало кивать, коли рожа кривая" - русская
  •  "Ночью все кошки серы" - русская

Для того чтобы учащиеся давали чёткий и осмысленный ответ, рекомендуется задания к конкурсу пословиц написать на доске или на листах заданиях. Учащимся предлагается следующий план:

  1.  О каком физическом явлении, понятии, законе говориться в пословице?
  2.  Каков её физический смысл?
  3.  Верна ли пословица с точки зрения физики
  4.  В чём её житейский смысл?

.

3 конкурс « Физические задачи по литературным произведениям».

Задачи по литературным произведениям

Н.В. Гоголь
«Из закоптевшей трубы  столбом валил  дым и, поднявшись высоко, так, что посмотреть – шапка валилась, рассыпался  горячими  угольями по всей степи…»
Почему  в безветрие  дым из трубы  поднимается вертикально?
Ответ
ак как  теплый воздух легче холодного, то он поднимается вверх и расширяется до тех пор,  пока не охладится. Такой вид теплопередачи называется  конвекцией.

«…  разговорились о том, как нужно  солить яблоки.  Старуха  моя начала было говорить, что нужно наперед хорошенько вымыть яблоки, потом намочить в квасу, а потом уже…»
На каком явлении основано соление яблок?  Что нужно сделать, чтобы яблоки  просолились быстрее?
Ответ
. Это явление называется диффузией. Ионы натрия и хлора беспорядочно движутся в воде,  сквозь поры проникая  в яблоки. Чем выше температура раствора, тем больше скорость движения ионов  и, следовательно, тем, быстрее  они  попадут  в яблоки.

«Морозило сильнее, чем с утра;  но зато так   было  тихо, что скрип мороза под сапогами слышался за полверсты»
Почему мы слышим скрип снега по ногами? 
Ответ. Снежинки представляют собой кристаллы, под ногами они ломаются, вследствие  этого появляется звук.

И.С. Тургенев
«Записки охотника»
«Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый.  Он прописал мне обычное потогонное»
Для чего необходимо потогонное средство?

Ответ. Пот испаряется  с поверхности кожи, при этом температура тела понижается.

«Однако приезжаю. Домик маленький, соломой крыт».Почему вода не протекает сквозь соломенную крышу?

Ответ. Воде легче скатываться по гладким, не смачивающимся водой соломинкам, чем просачиваться сквозь плотно прижатые друг к другу соломинки.

А.С. Пушкин
«Руслан и Людмила»
«
Напрасно зеркало рисует
Ее красы, ее наряд:
Потупя неподвижный взгляд,
Она молчит, она тоскует…»

Как образуется изображение в плоском зеркале? Какими свойствами оно обладает?

Ответ. Изображение в зеркале получается отражением от предмета.
Изображение мнимое, прямое, симметричное, равное по размеру предмету.

Фразеологизмы

  •  Что такое фразеологизмы?
  •  Давайте поиграем: за 1 минуту напишите как можно больше фразеологизмов, объясните  их значение и происхождение.
  •  Скажите, какую роль играют фразеологизмы в нашей речи.
  •  Есть ли  среди названных,такие, которые можно было объяснить с физической точки зрения?

«Шерлок Холмс»

У нас  сегодня  необычный гость – Шерлок Холмс. Он  человек знающий,  наблюдательный. Постарайтесь ответить на его вопросы.

«Не хотите ли чаю?» - однажды предложил мне хозяин дома. «Да, » - ответил я.  «Вот и хорошо, - сказал  хозяин. – Но я люблю горячий чай, потому  кладу в него кусочек сахара  только   перед  тем,  как пить. »  
«Разумнее  это  делать  раньше, сразу,  как  вам  налили его,» - посоветовал я.
Кто прав?
( Ответ.   Если  сахар положить   в горячий чай , то его температура сразу понизится, а чем она  меньше  отличается  от комнатной, тем  медленнее  чай остывает.)

Недавно  я  был в гостях.  Хозяйка  дома  подошла  к двери и впустила кошку.  Посмотрев  на кошку,  я сказал:  «Погода на улице холодная». 
Как  я это  определил?
( Ответ. По шерсти кошки.  При  холодной погоде  шерсть кошки  становится особенно пушистой, чтобы  в промежутках  между  ворсинками  было  больше воздуха, ведь  он плохой  проводник тепла.)

Обитатели квартиры вели  дружную беседу, но через  некоторое  время   мне пришлось  их прервать: «уважаемая хозяйка,  у вас  на кухне  кипит чайник».  Как я это определил?
(Ответ.  Когда  полный  чайник  кипит, то крышка  стучит, периодически поднимаясь  и давая  выход  образовавшемуся пару.)

Угощая нас блинами, хозяйка сказала: «Блины вкусны горячими, поэтому   я ставлю  тарелку  с блинами на металлический поднос».  «лучше ставить их на деревянную подставку», - посоветовал я.  На чем основан этот  совет?
(Ответ.  Теплопроводность  дерева меньше, чем металла, поэтому на деревянной подставке  тарелка остывает медленнее.)

4. конкурс «Экспериментаторы»

На пластиковый  демонстрационный стол  налейте немного воды. 
В кастрюлю положите  снег  и посыпьте поваренной  солью.  Через некоторое время  оторвать  кастрюлю от стола будет  невозможно.
(Ответ. На плавление снега тратиться некоторое количество  теплоты, которое заимствуется от  самой смеси.  Смесь охлаждается, что  вызывает замерзание  воды  под кастрюлей).

Бутылку с водой обернуть  куском марли и поставить  ее на тарелку  с водой так, чтобы  концы  марли  были  в воде.  Почему   в этом случае температура  воды  в бутылке более низкая, чем  температура окружающего воздуха?
( Ответ.  Вода, испаряясь  с поверхности мокрой марли,  забирает  энергию  у воды в бутылке.)

5. конкурс «Домашнее задание»

В качестве домашнего задания вы должны были сочинить небольшое эпическое или лирическое произведение, в которое нужно было обязательно включить описание, либо упоминание о каком-либо физическом явлении.

А теперь представьте  рассказы, которые вы написали. Расскажите предварительно о том, какими правилами вы руководствовались при написании своих творческих работ. 

Работы учащихся

СПОР ДВУХ МОЛЕКУЛ

Жили-были две молекулы, которые никак не могли ужиться рядом в одном физическом теле мельхиоровой ложке. Они были очень хорошими работниками и ответственно выполняли свою работу - сохраняли форму и объем тела. Но спор у них зашел не о работе, а о том кто из них больше по размеру.

Неожиданно они вспомнили, что у них есть два знакомых электронных микроскопа и попросили их помочь разрешить этот спор. Микроскопы согласились. Первый микроскоп, измерив молекулы, гордо заявил им, что они равны.

Когда второй микроскоп сделал замеры, то оказалось, что одна молекула больше другой и объяснил это тем, что у него точность больше, а погрешность измерений меньше, чем у первого.

Меньшая молекула обиделась, но оба микроскопа убедили ее, что она хоть и меньше размером, но также нужна и важна.

С этих пор молекулы стали жить дружно.

СПОР ДВУХ МОЛЕКУЛ

Заспорили однажды молекулы: "Чьи же молекулы лучше всего, красивей всех сделают из себя самих картинку или узорчик".

Молекулы воды (в жидком состоянии) никак не могли соединиться. А дело все в том, что они могут сохранять только свой объем, а форму - нет.

Молекулы воды (в газообразном состоянии) тоже не смогли сделать даже маленькую картинку или крошечный узорчик потому, что они почти не притягиваются друг к дружке.

А молекулы воды (в твердом состоянии) быстро справились с заданием потому, что притяжение между молекулами воды (в твердом состоянии) больше, чем в других состояниях воды. за это они получили медаль "За дружелюбие!".

Вывод: вода в твердом состоянии всегда сохраняет свою форму и объем, здесь молекулы сильнее притягиваются.

СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЖИЛИ МОЛЕКУЛЫ ВОДЫ

Жили-были в озере молекулы воды. Они не любили расходиться на большие расстояния и поэтому находились в своей огромной чаше. Но вот наступило лето, запели птицы, солнце заиграло с молекулами воды, и некоторые из них решили полетать как птицы, превращаясь при этом в пар. Вдоволь наигравшись, они снова вернулись домой.

И так продолжалось много дней, пока не наступила зима. Молекулам было холодно, они стали прижиматься друг к дружке, образуя лед. Молекулы не могли быстро двигаться и тем более путешествовать. А когда наступила долгожданная, всеми, любимая весна, молекулы снова могли приходить друг к другу в гости или просто гулять.

Рефлексия

Итак,  мы подошли  к завершению  нашего  мероприятия.
Какие выводы вы для себя сделали?
(Ответы учащихся).

Действительно, мир многообразен, и нельзя его делить на отдельные составные части, белое и черное,  физику и лирику.
Все школьные предметы взаимосвязаны, и по-настоящему образованный  культурный  человек  может быть  одновременно и физиком и лириком

Наука без литературы бездушна:
А. Франс


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21357. НАЗНАЧЕНИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СОСТАВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СТАНЦИЙ ПОМЕХ Р –325У,Р378А,Б 53 KB
  АСП обеспечивает: автоматический поиск и обнаружение источников радиоизлучений ИРИ в пределах частотного диапазона или в заданном участке диапазона; автоматическое или ручное пеленгование обнаруженных ИРИ; отображение значений частоты и пеленга обнаруженных ИРИ на табло УУС устройство управления станцией; определение принадлежности обнаруженных ИРИ к объекту РЭП радиоэлектронного подавления путем анализа оператором значений частот параметров сигналов и пеленгов; запись и хранение в ЗУ запоминающее устройство значений...
21358. Назначение, состав, ТТХ, БВ автоматизированного комплекса радиоразведки и подавления Р330 «МАНДАТ 1.2 MB
  Комплекс Р330 Мандат состоит на вооружении подразделений и частей РЭБ Сухопутных войск и предназначен для радиоразведки и радиоподавления линий радиосвязи противника в тактическом и оперативнотактическом звене управления в диапазоне от 1. Состав комплекса Мандат по количеству и типам применяемых средств зависит от организационноштатной структуры ОШС частей РЭБ решаемых ими задач и может включать: а автоматизированный пункт управления АПУ Р330К в составе двух машин: машина управления; аппаратная связи; б...
21359. Расчет СЭП 14.7 MB
  Рулевое устройство предназначается для удержания судна на заданном курсе, а также для его поворота при изменении направления движения
21360. Структурная схема, назначение составных частей, принцип работы станции в различных режимах 50.55 KB
  АПОА предназначен для обнаружения пеленгования и технического анализа ИРИ. Он обеспечивает: панорамную перестройку панорамного обнаружителя Р381Т15 и одновременно с ним автоматического пеленгатора по частоте во всем рабочем диапазоне частот или на отдельных участках диапазона с одинаковыми полосами обзора до семидесяти девяти; определение численных значений частот ИРИ и пеленгов на них с вводом измеренных значений в УУС; определение характеристик сигналов в ручном режиме с помощью анализатора Р399Т и занесение их при...
21361. Аппаратура АПОА: АФС КАМА-4, широкополосное входное устройство Т-152, панорамный обнаружитель Р-381Т1-5 38.37 KB
  Основными функциями изделия являются автоматический поиск радиоизлучений в установленной полосе обзора определение их средних частот ширины спектра и уровня на входе изделия формирование кодов характеристик излучений для передачи в УУС определение момента настройки РПУ на центральную или максимальную частоту спектра излучения. Логическая обработка кодов уровней при поиске сигналов со скоростью 0125 и 0250МГц cек предусматривает разделение импульсных помех и сигналов определение ширины спектра сигнала определение момента точной...
21362. Аппаратура АПОА: назначение, состав и работа составных частей панорамного обнаружителя Р-381Т1-5 25.35 KB
  РПУ Р381Т1 4 предназначено для использования в автоматизированных комплексах. В РПУ имеется гетеродин для приёма ТЛГ и ОПС сигналов работающий в следующих режимах: в режиме плавной перестройки с пределами изменения частоты 5000 Гц. В режиме фиксированных настроек для приёма передач с ОБП стабилизированный кварцевыми резонаторами на частотах 21315 и 21685 кГц режимы ВБП и НБП. Блок ПБ11 предназначен для преселекции усиления и аттенюации принимаемого ВЧ сигнала а также защиты РПУ от мощного сигнала помехи.
21363. Аппаратура АПОА: приемник контроля Р399А 17.93 KB
  В РПУ имеется гетеродин для приёма ТЛГ и ОПС сигналов работающий в следующих режимах: в режиме плавной перестройки с пределами изменения частоты 5000 Гц относительно средней частоты 215 кГц режим ТЛГ. Предусмотрена коррекция частоты гетеродина. Установка частоты и перестройка в ручном режиме обеспечивается: вручную с помощью клавиатуры УСТАНОВКА ЧАСТОТЫ или ручки НАСТРОЙКА с дискретностью 1 при нажатой кнопке 1 переключателя ШАГ НАСТРОЙКИ и с дискретом 10 Гц при нажатой кнопке 10. Обеспечивается установка частоты по...
21364. Аппаратура АПОА: приемоиндикатор Р-381Т1-3 25.68 KB
  Вопрос№1 Назначение и технические данные ПИ Р381Т13 при работе в составе АПОА предназначен для автоматического определения направления пеленга на источники радиоизлучений. Состав: трёхканальное радиоприёмное устройство РПУ; блок индикации пеленга ИП; блок управления; два блока питания для РПУ и ИП. Для уменьшения ошибок пеленгования предусмотрено автоматическое выравнивание характеристик каналов и поддержание их идентичности. Для слухового контроля радиопередач в ПИ имеется слуховой тракт...
21365. Аппаратура АПОА: анализатор спектра Р-399Т 20.22 KB
  В составе АПОА анализатор работает с РПУ ПИ Р381Т13 на промежуточной частоте 215 кГц значение частоты выбирается переключателем ВХ. ЧАСТОТА кГц. В режиме ОБЗОР обеспечивается частотный анализ спектров сигналов в полосе обзора 025 кГц; 1кГц; 3кГц; 12кГц и 48кГц выбирается переключателем ОБЗОР кГц. ЧАСТОТА кГц включается соответствующий гетеродин 488; 575; 825 или 860 кГц.