5299

Комплексная оценка основных свойств моторного масла

Лабораторная работа

Производство и промышленные технологии

Комплексная оценка основных свойств моторного масла Цель работы. Изучить ассортимент и технические нормы на масла для двигателей внутреннего сгорания. Задание: определить основные показатели качества моторных масел изучить аппаратуры и методики опр...

Русский

2012-12-06

368.44 KB

54 чел.

Комплексная оценка основных свойств моторного масла

Цель работы. Изучить ассортимент и технические нормы на масла для двигателей внутреннего сгорания.

Задание: определить основные показатели качества моторных масел; изучить аппаратуры и методики определения показателей качества масел. Определить плотность; условную вязкость; кинематическую вязкость; температуру вспышки и воспламенения с коксуемость.

Теоретическое введение

Моторные масла – высококипящие фракции нефти различных методов очистки, применяемые для смазки узлов трения в двигателях внутреннего сгорания. В зависимости от условий применения в моторных маслах содержится от 5 до 25 % присадок, за исключением особых высокоочищенных парафиновых масел. Моторные масла должны сохранять при высоких температурах достаточно высокую вязкость для обеспечения нормального смазывания и создания надёжного уплотнения между поршнем и цилиндром; при низких температурах окружающей среды они должны обеспечивать возможность легкого запуска двигателя. К моторным маслам предъявляют высокие требования, что объясняется жесткими режимами работы масла в двигателях внутреннего сгорания и дополнительными функциями, выполняемыми маслами.

Масло должно обладать:

– оптимальными вязкостно-температурными свойствами для облегчения запуска машин и механизмов при низких температурах окружающего воздуха, для снижения износа трущихся деталей, уменьшения потерь мощности механизма на трение;

– хорошими смазывающими свойствами для обеспечения надежной смазки на всех режимах работы;

– достаточной антикислотной стойкостью, препятствующей изменению химического состава масла в процессе его работы;

– высокими противокоррозионными свойствами по отношению к конструкционным материалам;

– хорошими моющими свойствами с целью снижения склонности к образованию отложений на нагретых металлических поверхностях и в системе смазки;

– хорошими защитными свойствами для предохранения металлов от атмосферной коррозии, особенно в период остановки машин и механизмов.

Смазочное масло должно иметь:

– низкую испаряемость;

– малую пенообразующую способность и эмульгируемость.

Масло не должно оказывать отрицательного воздействия на уплотнительные материалы, не подвергаться биоповреждениям, не вызывать загрязнения окружающей среды. Оно должно сохранять свои свойства при хранении, легко транспортироваться и перекачиваться.

Смазочные материалы в зависимости от агрегатного состояния разделяют на жидкие – масла, твердые – смазки и мазеобразные – пластичные смазки.

В зависимости от способа получения и состава смазочные материалы делят на нефтяные, синтетические и смешанные.

В зависимости от области применения различают моторные, газотурбинные, трансмиссионные и масла специального назначения.

Состав смазочных материалов

Для изготовления моторных масел используют базовые нефтяные масла – тяжелые нефтяные фракции с температурой кипения выше 350 °С, плотностью 820 – 950 кг/м3, практически нерастворимые в воде. Молярная масса нефтяных масел от 250 до 1000 г/моль и более.

Базовые нефтяные масла:

дистиллятные – получают очисткой отдельных дистиллятов при перегонке мазута;

остаточные – при переработке гудрона;

смешанные – при смешении дистиллятных масел с остаточными.

Для маловязких моторных масел используют дистиллятные, для средневязких – смешанные, для высоковязких – остаточные базовые масла.

Вязкость дистиллятных масел при 100 °С меньше 11 мм2/с, остаточная 15 – 22 мм2/с.

Синтетические масла применяют в экстремальных специфических условиях эксплуатации. Синтетические масла лучше чем минеральные, они способны сохранять подвижность при низких отрицательных температурах (– 35 … – 40 °С и ниже) и выдерживать без заметного разложения и испарения высокие рабочие температуры.

Присадки к смазочным маслам

Присадки добавляют для получения требуемого уровня качества масла. Присадки делят на беззольные, не содержащие в своем составе металлов и зольные, в состав которых входит металл. Различают присадки: антифрикционные, противоизносные, противозадирные, вязкостные, противокоррозионные, моюще-диспергирующие, антипенные, депрессионные.

Эффективность действия присадок зависит от химического состава базового масла, т.е. от его «приемистости» к присадкам.

Требования к качеству масла

Определяются конструкцией двигателя, спецификой рабочего процесса, температурным режимом работы масла в двигателе. Моторное масло должно: уплотнять зазоры в сопряженных деталях и обладать нейтрализующими свойствами.

Изменяя состав масла, добавляя противоизносные присадки, можно уменьшить износ сопряженных узлов и деталей двигателя, улучшить антифрикционные свойства, тем самым снижая расход топлива. Механизм действия противоизносных присадок заключается в образовании прочных хемосорбированных пленок, обеспечивающих мягкое изнашивание поверхностей трения.

Исходные данные

Образец № пластичной смазки Луксоил Стандарт 10W-40, соответствующее

М-5з/12-Д1/Г2 по ГОСТ 17479.1-85.

Класс вязкости 5з/12

Группа качества по API:  Д1/Г2

Температурный интервал использования -25 … +40 С.

Результат внешнего осмотра образца масла

Наличие механических примесей: отсутствуют.

Цвет: желтый.

Прозрачность: прозрачный.

Запах: присутствует.

Заключение.

Образец соответствует требованиям ГОСТ.

 Определение механических примесей

В маслах механические примеси можно обнаружить следующими способами:

– испытуемое масло наносят тонким слоем на чистое стекло и просматривают на свет. Муть, потеки и крупинки указывают на присутствие в масле механических примесей. Если масло стандартное, тонкий слой его должен быть совершенно прозрачным;

– испытуемое масло перемешивают и подогревают до 50 С, затем 25 мл масла смешивают с четырехкратным количеством чистого бензина Б-70. Раствор профильтровывают через бумажный фильтр, затем фильтр рассматривают через лупу. Темные точки и крупинки на фильтре указывают на присутствие в масле механических примесей;

– испытуемое масло в количестве 50 мл разбавляют двукратным количеством бензина  Б-70 в химическом стакане. Смесь перемешивают и дают отстояться в течение 5 минут. Затем смеси сообщают вращательное движение. При наличии механических примесей они соберутся на дне стакана. Если примеси при осмотре смеси в проходящем снизу вверх свете на дне стакана не обнаружены, то следует считать, что они в анализируемом масле отсутствуют.

Результат: : помутнения, потемнения и крупинок нет.

Заключение.

Образец  соответствует требованиям  ГОСТ.

2. Определение наличия воды (ГОСТ 1547-84)

В чистую сухую пробирку налить испытуемое масло до высоты 80 мм, вставить термометр так, чтобы шарик термометра был на равных расстояниях от стенок пробирки и на расстоянии 20 мм от дна пробирки.

Поместить пробирку с маслом в нагретую до температуры 175 С масляную баню и наблюдать за маслом в пробирке до момента достижения температуры 130 С. При наличии воды – испытуемое масло пенится, слышится треск, слой масла на стенках пробирки мутнеет.

Результат: вспенивание указывает на наличие воды.

Заключение.

По ГОСТ 10541-78 МАСЛА МОТОРНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ КАРБЮРАТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ  допускается  наличие воды в масле в виде следов.

3. Определение плотности моторного масла нефтеденсиметром

Цель работы: оценить влияние отклонения плотности от стандартной величины на качество масла.

Приборы, посуда, реактивы: денсиметры (ареометры); цилиндры для ареометров; термометры ртутные стеклянные от – 20 С до + 50 С, цена деления 1 С.

          

Схема установки.

Рис. 1. Определение плотности нефтепродуктов ареометром (нефтеденсиметром): 1 – ареометр (нефтеденсиметр); 2 –стеклянный цилиндр

Последовательность выполнения работы.

1. Установить цилиндр объемом 250 мл на подставку и осторожно заполнить его испытуемым маслом до уровня на 50 – 60 мм ниже верхнего обреза цилиндра.

2. Чистый сухой ареометр опустить на возможно большую глубину. Держать ареометр при этом за верхний конец.

3. Ареометр не должен касаться стенок цилиндра. Отпустить ареометр.

4. После прекращения колебаний ареометра замерить плотность по верхнему краю мениска с точностью до единицы. Глаз при замере должен находиться на уровне мениска.

5. Замерить температуру нефтепродукта после замера плотности.

6. Измерения плотности повторяют не менее трех раз.

7. Ареометр протереть и вложить в футляр.

8. По табл. 1 найти температурную поправку плотности масла.

Вязкие моторные масла разбавляют точно равным объемом растворителя (керосина) и проводят определение плотности приготовленной смеси.

Полученные данные занести в таблицу 1.

Результаты наблюдений и расчетов.

а) определение плотности растворителя

                                                                                             

                 

                                                                                                       Таблица 1

Таблица экспериментальных данных

Определяемая величина

Данные испытания

1

1

Температура смеси растворителя и масла,

tсм, С

24

2

Плотность смеси , (кг/м3) при температуре опыта

829

3

Средняя температурная поправка плотности

0,738

4

Плотность смеси при нормальной температуре (20 C), (кг/м3)

832

5

Плотность растворителя при t = 20 C

700

6

Плотность испытуемого масла

905

Температура растворителя при определении его плотности tp=24 С.

Плотность растворителя при tp   =696 кг/м3.

Приведение полученной плотности растворения к плотности при t = 20 C

кг/м3.

б) определение плотности смеси растворителя к плотности испытуемого масла.

                                                             Таблица 2

Определяемая величина

Данные испытания

1

Температура смеси растворителя tсм, С

24

Плотность смеси , кг/м3 при tсм

829

Средняя температурная поправка плотности

0,738

Плотность смеси при t = 20 C, кг/м3

1593

Заключение.

Плотность образца соответствует ГОСТ 10541-78 МАСЛА МОТОРНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ КАРБЮРАТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ .

5. Определение кинематической вязкости моторного масла ГОСТ 33-82

Цель работы: Изучить методику определения кинематической вязкости моторного масла. Установить влияние вязкости моторного масла на работу двигателя внутреннего сгорания.

Вязкость – основной параметр при подборе масла, поэтому большинство масел маркируют по вязкости. При установлении марки вязкость определяют при тех температурах, при которых работают узлы трения. Например, индустриальное масло маркируют по кинематической вязкости мм2/с (сСт) при 50 °С, а масла для двигателей внутреннего сгорания – по кинематической вязкости при 100 °С. От величины вязкости масла при рабочих температурах зависит возможность образования жидкостного трения, отвод тепла от деталей, затраты энергии на циркуляцию масла ко всем трущимся деталям при работе двигателя, очистка деталей от накопившихся продуктов износа, старения и загрязнения, герметизации узлов трения и др. При выборе масла необходимо учитывать, что его вязкость изменяется в зависимости от температуры: с понижением температуры вязкость увеличивается, а с повышением – уменьшается; интенсивность изменения различная. Оценка скорости изменения вязкости от температуры определяется по индексу вязкости. Для определения индекса вязкости масло сравнивается при двух температурах с эталонным маслом. Причем эталонное масло с хорошими вязкостными свойствами, т.е. с пологой вязкостно-температурной характеристикой, имеет индекс вязкости 100, а эталонное масло с плохой, очень крутой вязкостно-температурной характеристикой имеет индекс вязкости 0.

Приборы, посуда, реактивы: капиллярный вискозиметр с внутренним диаметром 0,8 ... 1,7 мм; химический стакан высотой >170 мм и емкостью = 2 л; термометр ртутный от 0 до 100 °С; штатив и электронагреватель.

Схема установки представлена на рис. 3

                                                      

                                              Рис. 3. Схема установки с вискозиметром ВПЖ-1

Последовательность выполнения работы

Тщательно промытый и высушенный вискозиметр заполняют исследуемым маслом и помещают в воду, налитую в стакан.

Температуру воды устанавливают +50 ± 0,1 °С. После установления требуемой температуры воды начинают определять время истечения масла из капилляра вискозиметра.

Для определения кинематической вязкости масла при заданной температуре достаточно провести 3 замера. Результаты замеров записывают в журнал.

Определение вязкости масла производится при трех температурах + 50, + 75, + 100 °С.

Для определения вязкости при + 100 °С вода в стакане доводится до кипения. После чего вновь проводятся 3 определения времени истечения масла из капилляра вискозиметра с точностью до 0,2 с. Результаты замеров записываются в журнал.

Кинематическая вязкость масла при температуре t в сантистоксах вычисляется по формуле:

,

где С – постоянная вискозиметра, сСт/с; – среднее арифметическое из трех отчетов времени истечения испытуемого масла, с.

Результаты испытаний.

Таблица наблюдений и вычислений                                            Таблица 3

Температура испытания, ºС

Постоянная вискозиметра С, мм

Время истечения, с

Среднее арифметическое время истечения

Кинемати-ческая вязкость

масла

, мм2/c

1

50

0,009460

290

286

281

285,67

2,70

2

75

222

230

236

229,34

2,16

3

100

168

175

170

171

1,61

Допустимое расхождение трех последовательных измерений времени не должны отличаться более чем на 0,2 %.

Фактические расхождения: для 50 ºС не более 1,8%,

                                                   для 75 ºС не более 3,6%,

                                                   для 100 ºС не более 4%.

График вязкостно-температурной зависимости моторного масла (кинематической вязкости (мм2/c) от температуры (ºС)).

Кинематическая

вязкость,мм2

2,50

             2,5

2,0

             2,0

1,50

             1,5

                                                                                                    Температура, С

                         50                  75                    100

Заключение.

Кинематическая вязкость образца не соответствует ГОСТ 10541-78 МАСЛА МОТОРНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ КАРБЮРАТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ .

6. Определение температуры вспышки и воспламенения моторного масла в открытом тигле

Цель работы.

Изучить методику определения температуры вспышки и воспламенения в открытом тигле. Установить эксплуатационное значение температуры вспышки и воспламенения моторного масла.

Температура, до которой необходимо нагреть масло, чтобы пары его образовали с воздухом взрывчатую смесь, вспыхивающую при поднесении к ней пламени, называется температурой вспышки.

Температурой воспламенения моторного масла называют температуру, при которой нагреваемое масло загорается при поднесении к нему пламени и горит не менее 5 секунд.

Температура вспышки и воспламенения характеризует огнеопасность масла и указывает на наличие в нем низкокипящих фракций или примеси топлива. Величина температуры воспламенения на 20 – 25 С выше температуры вспышки.

Приборы, посуда, реактивы: фарфоровый тигель; электронагреватель; металлический тигель; термометр.

Схема установки Бренкена ГОСТ 1369-78 .

Последовательность выполнения работы

В наружный металлический тигель с прокаленным песком поставить внутренний тигель так, чтобы песок был на высоте около 12 мм от края внутреннего тигля, а между дном этого тигля и наружным тиглем был слой песка толщиной 8 мм. Испытуемое моторное масло наливают во внутренний тигель, не доливая до края 12 мм, проверяя шаблоном. Определение проводят в вытяжном шкафу, не включая вытяжку. Во внутренний тигель термометр устанавливают строго вертикально, чтобы ртутный шарик находился в центре тигля на одинаковом расстоянии от уровня масла и дна тигля.

Нагрев масла проводят со скоростью 10 С в минуту. За 40 С до ожидаемой температуры вспышки нагрев уменьшают до 4 С в минуту. За 10 С до ожидаемой температуры вспышки проводят медленно по краю тигля на расстоянии примерно равным 10 мм от поверхности испытуемого масла пламенем (длиной 3 – 4 мм) зажигательного приспособления. Время продвижения пламени от одного края тигля до другого 2 – 3 с. Испытание повторяют через 2 С подъема температуры масла, продолжая нагревать масло со скоростью 4 С в минуту.

За температуру вспышки принимают температуру, показываемую термометром при появлении первого синего пламени над частью или всей поверхностью масла. Продолжая нагревание масла со скоростью 4 С в минуту, повторять испытание через каждые 2 С подъема температуры. За температуру воспламенения принимают температуру, показываемую термометром в момент, когда испытуемое масло при поднесении к нему пламени загорается и продолжает гореть не менее 5 секунд.

Расхождение между двумя определениями не должно превышать по температуре вспышки 4 С, по температуре воспламенения 6 С.

Результат испытания.

                                                                                                        Таблица 4

Таблица экспериментальных и расчетных данных

Показатель

Предпола-гаемая вспышки, ºС

Скорость подогрева масла,

ºС в мин

Температура начала испытания на вспышку, ºС

Результаты определения, ºС

Испытание на температуру вспышки

200

3

25

215

Испытание на температуру воспламенения

250

3

Не определена

Заключение. 

Температура вспышки соответствует требованиям ГОСТ 10541-78 МАСЛА МОТОРНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ КАРБЮРАТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ.

7.1. Метод определения содержания воды в присутствии сульфата магния

Сущность метода заключается в определении подъема температуры масла после добавления в него сульфата магния, взаимодействующего с водой.

Приборы, посуда, реактивы: баня песочная, штатив лабораторный, эксикатор, колба с притертой пробкой для хранения прокаленного сульфата магния, чашки и ложки фарфоровые, термометр со шкалой 0 – 150 С, весы технические, лабораторные ВЛТ-200, электроплитка с закрытой спиралью, секундомер, сульфат магния.

Последовательность выполнения работы

Пробу отработавшего масла перемешивают в течение 5 минут, наливают в тигель 20 мл масла.

В тигель устанавливают термометр так, чтобы ртутный шарик был полностью погружен в масло.

Проведение анализа осуществляют в следующем порядке:

1) замеряют температуру пробы масла – t1= 25 ºС;

2) 5 г сульфата магния высыпают в пробу масла и, перемешивая смесь, наблюдают за показаниями термометра;

3) фиксируют максимальную температуру смеси – t2= 28 ºС;

4) определяют приращение температуры t за время анализа

t = (t2t1)=28 – 25 = 3 С;

5) по номограмме  определяют содержание воды в анализируемом работавшем масле.

Заключение: содержание воды в образце 1%. Требованиям ГОСТ не соответствует.

7.3. Оценка моюще-диспергирующих свойств и загрязнения масла

С целью предотвращения образования на деталях двигателя отложений масло должно обладать моющими (диспергирующими) свойствами, т.е. удерживать продукты окисления масла во взвешенном состоянии и препятствовать прилипанию продуктов окисления масла к поверхности нагретых деталей. Оценку моющих свойств и загрязнения масла можно провести методом капельной пробы.

Метод капельной пробы

Сущность метода заключается  в нанесении капли работавшего масла на фильтровальную бумагу и определении величины и характера хроматограммы, полученной после впитывания масла фильтровальной бумагой.

При нанесении капли работавшего масла на фильтровальной бумаге образуется пятно (см. рис. 6) с темным ядром в центре, вокруг которого располагается более светлый поясок. В ядре собираются углеродистые и другие нерастворимые в масле частицы. Масло, очищенное от них, расплывается больше. Наличие в масле растворимых продуктов окисления изменяет цвет масляного пояска от лимонного до темно-коричневого. В связи с этим по масляному пятну можно судить о:

– степени окисления масла (по цвету масляного пояска);

– степени загрязнения масла (по цвету ядра);

– моющих свойствах масла (по соотношению диаметров d-ядра и D-диффузии).

Рис. 6. Хроматограмма работавшего масла: d – диаметр ядра;

D – диаметр диффузии масла; R – масляный поясок

Приборы, посуда, реактивы: штатив с кольцами, пипетка; тигель фарфоровый, фильтровальная бумага «синяя лента», бензин Б-70.

Последовательность выполнения работы

Перед проведением анализа необходимо:

1) установить кольцо на штативе в строго горизонтальном положении во избежании одностороннего растекания капель анализируемого масла;

2) положить на кольцо лист фильтровальной бумаги;

3) тщательно перемешать работавшее масло и отобрать пробу (5 – 6 см3) в тигель.

Проведение анализа осуществляют в следующем порядке:

1) при проведении «анализа» при температуре + 15 ... + 40 °С работавшее масло набирают в пипетку;

2) сбрасывают две капли обратно в тигель, а третью наносят на фильтровальную бумагу;

3) с одной пробы наносят по три капли, располагая их треугольником.

Оценка работоспособности масла осуществляется в соответствии с приложением 6.

Данные замера:

d = 10мм – диаметр ядра;

D = 17мм  – диаметр диффузии масла;

R= 7мм  – масляный поясок.

На основании сравнения таблицы 5 и экспериментально полученных данных, сделать заключение о пригодности масла.

Результаты испытания.

Таблица 5

Степень окисления масла

Цвет масляного пятна

Заключение

Светло-коричневый

Не работоспособно

Степень загрязнения масла

Цвет ядра

Заключение

Темно-коричневый

Не работоспособно

Диспергирующие свойства масла определяются по формуле

DC < 0,3 не работоспособно

Заключение.

Масло не работоспособно.

Вывод: в ходе выполнения лабораторной работы определили основные показатели качества моторных масел; изучили аппаратуры и методики определения показателей качества масел. Определили плотность; условную вязкость; кинематическую вязкость; температуру вспышки и воспламенения с коксуемость. Получили не соответствие образца требованиям ГОСТа по кинематической вязкости  и содержанию воды.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82240. Индивидуальный и коллективный субъекты, формы их существования. Включённость сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования СГН 40.74 KB
  Означает ли сказанное что мы должны признать футбольную команду самостоятельным субъектом деятельности И не означает ли такое признание что мы приписываем собственную деятельность ее сознательно или стихийно сложившиеся надындивидуальные условия регулятивные механизмы и результаты некоему мифологическому субъекту вполне подобному Абсолютной Идее Гегеля действующей посредством живых людей Такова например позиция Э.Если мы не хотим впасть в какуюто туманную мистику или мифологию в понимании общества то можно ли вообще видеть в нем...
82241. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпритации и предрассудков (Г.Гадамер) в межсубъектном понимании и смыслополагании 38.92 KB
  Что такое понимание Можно ли рассматривать понимание только как знание наравне с эмпирическим и теоретическим знанием Несомненно понимание является знанием но знанием особенным имеющим специфические черты которые существенно отличают его от других видов знания. Так прежде всего необходимо рассматривать понимание как осмысление как выявление и реконструкцию смысла. Таким образом главной задачей герменевтики становится истолкование и понимание текстов. Дильтей полагает что главным методом данных наук является понимание.
82242. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке 34.35 KB
  Одновременно произошло уточнение понимания природы социальности и исследования в сфере философии науки должны раскрывать как и в каких формах социальный и культурно-исторический моменты входят в содержание знания и влияют на способы и результаты познавательной деятельности. Сегодня найдены реальные вполне адекватные формы и опосредующие механизмы такого воздействия в частности выявлена роль идеалов и норм философско-мировоззренческих предпосылок и оснований научного знания. Через них принимая форму ценностного сознания социальная и...
82243. Ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании 34.11 KB
  Наиболее важной классификацией ценностей является их деление на абсолютные ценности, т.е., разделяемые всеми людьми (жизнь, здоровье, любовь, красота, истина, справедливость, свобода, счастье и т.д.) и относительные ценности, т.е., разделяемые только определенной группой людей (деньги, слава, наслаждение, власть, статус и т.д.).
82244. Принципы «логики социальных наук» К. Поппера 30.45 KB
  Признание того что ценности в науке выражают ее социокультурную обусловленность становится определяющим в философии и методологии науки особенно социально гуманитарного знания. В этом отличие науки от социального знания кот субъективно. Поппер утверждает что и естественный и соц науки имеют общий научный метод познания основаны на доказательствах. Согласно Адорно нельзя уравнивать соц и естеств науки.
82245. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук 33.42 KB
  Все больше возрастает значимость понятия картина мира для методологии соцгум наук а развитие соцгум наук в свою очередь все активнее вводит гум составляющую в НКМ. Понимание КМ в соцгум науках не возможно без ориентации на человека понимания его места в культуре в мире способов видения им мира. В КМ соцгум наук нет противопоставления субъектачеловека и объектамира описываются лишь типы понимания мира включающего самого человека.
82246. Внебиологическое понимание жизни. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А.Бергсон. В. Дильтей. Философская антропология) 46.85 KB
  Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни А. Философская антропология Проблема жизни относится к тем научным проблемам которые имеют несомненный философский смысл и значение. вопрос о сущности жизни; вопрос о происхождении или вечности жизни.
82247. Познание и «переживание жизни» - основное содержание художественных произведений 57.65 KB
  Проблема жизни в ее преломлении к существованию человека привлекла внимание и философов гуманитарного склада что выразилось в появлении различного рода философий жизни экзистенциализм ницшеанство Дильтей и др. русский экзистенциализм абсолютизирующих отдельные стороны духовной жизни и психической деятельности человека. Державин в своей поэме Бог весьма образно характеризовал проблему человека: Частица целой я вселенной Поставлен мнится мне в почтенной Средине естества я той Где кончил тварей ты телесных Где начал ты духов...
82248. История как форма проявления жизни. Объективация жизни во времени. Жизнь как незавершаемая целостность.(О.Шпеннглер, Э. Гуссерль) 33.65 KB
  Объективация жизни во времени. Она может трактоваться в естественно-научном это форма движения материи психологическом это одухотворенность бытия историко-культурном это проявление жизни в разных эпохах биографическом жизнь отдельного человека и философском жизнь как благо смыслах. Она может изучаться с разных позиций например со стороны образа жизни людей стиля и манеры жизни повседневного жизненного мира человека со стороны продолжительности уровня качества жизни и т.