52995

Физкультминутки на уроках русского языка в 5 – 9 классах

Научная статья

Педагогика и дидактика

Когда эти буквы будут обозначать 1 звук вы поднимете голову вверх хлопнете над головой 3 раза и опустите руки вниз. Встаньте ровно руки опущены. Когда вы услышите синонимы поднимите руки вверх и хорошо потянитесь кверху. Когда услышите слово которое пишется с двумя н поднимите руки вверх.

Русский

2014-03-27

164.5 KB

39 чел.

Дейкина Татьяна Ивановна,

учитель русского языка

ОШ № 109 г. Запорожья

 ФиЗкУлЬтМиНуТкИ

на уроках русского языка

в 5 – 9 классах

В последнее время многие учителя заметили, что насыщенность учебной программы, использование на уроках компьютерных технологий привело к тому, что дети стали быстрее утомляться, не следят за своей осанкой, зрением. А ведь всем известно, что именно в подростковом возрасте формируются все системы детского организма: и кровеносная, и опорно-двигательная, и сердечнососудистая. Детям необходимо больше двигаться. Поэтому на каждом уроке необходимо проводить с детьми физкультминутки.

Прочитав много литературы, просмотрев по сайтам работы учителей, свои материалы, я выбрала такие физкультминутки, которые подходят для проведения на уроках русского языка в 5-9 классах. Мне и моим ученикам очень нравятся представленные в работе физкультминутки. Чтобы детям было интересно, я использую на уроках разные физкультминутки. Каждый учитель выберет те, которые понравятся ему и подойдут его ученикам.

Условно я разделила все физкультминутки на такие группы:

1) физкультминутки - дидактические игры;

2) физкультминутки - рифмовки;

3) физкультминутки - комплексы упражнений;

4) физкультминутки - пальчиковые игры.


Физкультминутки - дидактические игры

1. Я буду называть вам слова, а вы будете делать наклоны головы и туловища вправо, если в слове больше согласных звуков,

влево, если в слове больше гласных,

вперед, если гласных и согласных поровну.

2. Я буду называть слова, в которых будут встречаться буквы е, ё, ю, я. Когда эти буквы будут обозначать 1 звук, вы поднимете голову вверх, хлопнете над головой 3 раза и опустите руки вниз. Когда буквы будут обозначать 2 звука, вы повернёте голову влево, а потом вправо и вернётесь в исходное положение.

3. Встаньте ровно, руки опущены.

Если я буду называть буквы правильно, вы опустите голову вперёд и будете делать вращательные движения плечами ВПЕРЁД.

Если неправильно – вы поднимете голову и будете делать вращательные движения плечами НАЗАД.

4. Я буду называть слова-синонимы, слова-антонимы или омонимы. Когда вы услышите синонимы, поднимите руки вверх и хорошо потянитесь кверху. Когда услышите антонимы, присядьте на корточки. Когда я назову омонимы, имитируйте ходьбу на месте, не отрывая носков от пола.

5. Ученик будет называть одушевлённые или неодушевлённые существительные.

Когда он назовёт одушевлённое существительное, 2 раза сделать движения головой вперёд-назад. Когда назовёт неодушевлённое, 2 раза сделать движения головой влево - вправо.

6. Вспомним правописание -н- и -нн- в именах существительных (наречиях, прилагательных, причастиях). Когда услышите слово, которое пишется с двумя н, поднимите руки вверх. Когда с одной н, хлопните в ладоши.

7. А сейчас мы с вами поиграем. Когда я буду называть слово, в котором пишется буква о после шипящей, вы будете делать наклоны вперёд, а когда ё, назад.

Кто сделает неправильное движение, тот выходит к доске и проводит разминку. Или подсчитывается количество неправильных движений, сделанных ребятами ряда (группы). Выигрывает тот ряд (группа), где никто не ошибся.


Физкультминутки-рифмовки

1. Ветер дует нам в лицо – (Машем кистями рук к лицу.)

Закачалось деревцо. (Руки подняли вверх, качаемся влево - вправо.)

Ветер выше, выше, выше.(Поднимаемся на носочках, тянемся вверх руками.)

Мы все ниже, ниже, ниже. ( Медленно приседаем.)

2.Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой - встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч. (Прыжки на месте.)

3. Раз — согнуться-разогнуться.

Два — встать ровно, потянуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять, шесть — тихо сесть.

Семь, восемь — лень отбросим.

4. Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз, два, три, четыре, пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным

движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)

5. Голова чтоб не болела,

Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)

А теперь руками крутим —

И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Тянем наши руки к небу,

В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Повороты вправо-влево,

Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)

Наклоняемся легко,

Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминке. (Дети садятся.)

6. Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

7. Руки на пояс поставьте вначале.

Влево и вправо качните плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки.

Если сумели — все в полном порядке.

(Выполняем движения по тексту.)

8. Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)

Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)

Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)

Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)

В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)

Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)

Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)

Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)

9. Руки ставим перед грудью,

Поворачиваться будем.

Там стена, а там окно,

Это знаем мы давно. (Руки перед грудью, повороты корпуса вправо и влево.)

Головой теперь вращаем

Вправо-влево, а потом, (Вращение головой вправо и влево.)

Три-четыре, приседаем,

Наши ножки разомнём. (Приседания.)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели. (Дети садятся.)

10. Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок. (Потягивания, руки вверх.)

Руки в стороны раздвинем,

Будто листики раскинем, ( Руки в стороны, встряхивания кистями.)

Руки резко вверх поднимем,

Раз-два, три-четыре.

Машем крыльями, как гуси.

А потом быстрей опустим. ( Поднять прямые руки через стороны, затем опустить.)

Будто в классики, немножко

Прыгаем на правой ножке.

А теперь на левой тоже.

Сколько продержаться сможем? (Прыжки на одной ножке.)

11. Поднимаем руки все – это "раз".

Повернулась голова — это "два".

Руки вниз, вперёд смотри — это "три".

Руки в стороны пошире развернули на "четыре",

С силой их к плечам прижать — это "пять".

Всем ребятам тихо сесть — это "шесть".

12. Приступаем. Для начала

Только корпусом вращаем.

Повторяем упражненье,

Все знакомые движенья. (Вращение туловищем вправо и влево.)

Разминаем наши плечи,

Руки двигаем навстречу:

Вверх летит одна рука,

А другая вниз пока. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Раз, два, три,

Корпус влево поверни.

И руками помогай,

Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)

А теперь прыжки у нас.

Дружно скачет целый класс.

За прыжком — ещё прыжок,

Прыг да скок, прыг да скок. (Прыжки.)

13. Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука,

Будем мышцы разминать! (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

А теперь покрутим шеей,

Это мы легко сумеем.

Как упрямые все дети,

Скажем: «Нет!» — на всё на свете. (Вращение головой в стороны.)

А теперь мы приседаем

И колени разминаем.

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)


Физкультминутки-комплексы упражнений

1 комплекс

1. И.п. – сидя, руки на поясе. Поворот головы направо, И.п., поворот головы налево, И.п. Повторить 6 раз. Темп медленный.

2. И.п. – сидя, руки на поясе, кисти тыльной стороной на поясе. Свести локти вперёд, голову наклонить вперёд, локти назад, прогнуться.

3. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1 – 4 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 4 раза.

4. Посмотреть на кончик носа на счёт 1 – 4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 4 раза.

5. Не поворачивая головы, делать медленно круговые движения глазами вверх – вправо – вниз – влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 4 раза.

2 комплекс

1. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. Исходное положение – сидя, руки на поясе.

1–2. Поворот головы направо. Исходное положение.

3–4. Поворот головы налево. Исходное положение.

5–6. Плавно наклонить голову назад.

Исходное положение. Голову наклонить вперед.

Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

2. Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти. Исходное положение – сидя, руки подняты вверх.

1–2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти.

Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову.

1–2. Поднять правую руку на пояс, левую руку на пояс.

3–4. Правую руку на плечо, левую руку на плечо.

5–6. Правую руку вверх, левую руку вверх.

7–8. Сделать два хлопка руками над головой.

9–10. Опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо.

11–12. Левую руку на пояс, правую руку на пояс.

13–14. Сделать два хлопка руками по бедрам.

Повторить 4–6 раз. Темп в первый раз медленный, во второй и третий раз средний, в четвертый и пятый раз быстрый, в шестой раз медленный.

3 комплекс

1. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову.

1. Резко повернуть таз вправо.

2. Резко повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным.

Повторить 6–8 раз. Темп средний.

2. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову.

1–3. Сделать круговое движение тазом в одну сторону.

4–6. То же в другую сторону.

7–8. Опустить руки вниз и расслабленно потрясти кистями.

Повторить 4–6 раз. Темп средний.

3. Исходное положение – стойка ноги врозь.

1–2. Сделать наклон вправо, правая рука скользит вдоль тела вниз, левая вдоль тела вверх.

3–4. Исходное положение.

5–8. То же в другую сторону.

Повторить 6–8 раз. Темп средний.

4 комплекс

1. Исходное положение – сидя на стуле.

1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч.

Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

2. Исходное положение – сидя, руки на поясе.

1. Поворот головы вправо.

2. Исходное положение.

3. Поворот головы влево.

4. Исходное положение.

Повторить 6–8 раз. Темп медленный.

3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе.

1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.

3. Исходное положение.

4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо.

6. Исходное положение.

Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

5 комплекс

1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе.

1–2. Правую руку вперед, левую вверх.

3–4. Переменить положение рук.

Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе.

1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед.

3–4. Локти отвести назад, прогнуться.

Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. Исходное положение – сидя.

1–2. Поднять руки через стороны вверх.

3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук.

Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

6 комплекс

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.


Пальчиковые игры

1. Игра «Встречные колечки»

Ее можно использовать для концентрации внимания в начале урока. Правая рука: кончик мизинца встает на кончик большого пальца — это маленькое колечко. Левая рука: кончик округленного указательного пальца встает на кончик большого — это большое колечко.

Колечки размыкаются. Новое колечко для правой руки строят кончики безымянного и большого пальцев, для левой — кончики среднего и большого пальцев. Оба движения производятся одновременно. Следующую пару колечек, опять же одновременно, строят большой палец со средним правой руки и большой с безымянным пальцы левой руки. Последняя пальцевая позиция становится зеркальным отражением первой.

2. Игра «Ладонь-кулак»

Эта игра на концентрацию внимания. Правила ее таковы. Одна рука направлена вверх, ладонь выпрямлена. В основание ладони упираются кончики пальцев выпрямленной ладони другой руки. Это положение называется «ладонь». Одна рука сжата в кулак, в основание кулака упираются кончики пальцев ладони другой руки. Это положение называется «кулак». Ведущий командует, сопровождая слова соответствующими жестами: «Ладонь! Кулак! Ладонь! Кулак!» и т. д. С каждой командой меняется положение рук; то правая рука упирается в основание ладони левой, то наоборот. Играющие должны быстро выполнять команды. По мере освоения игры дети с удовольствием выполняют роль ведущего.

3. Игра «Рожки да ножки»

Она развивает координацию движений, позволяет размять пальцы перед письмом. «Рожки»: средний и безымянный пальцы обеих рук прижаты к ладони, придерживаются большим пальцем, указательный и мизинец вытянуты. «Ножки»: вытянуты средний и безымянный пальцы, указательный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим. Одна рука показывает «рожки», вторая — «ножки». (рис. 1). Затем руки одновременно меняются ролями.

 рис. 1

4. Игра «Перекаты»

Ее можно рекомендовать в качестве физкультминутки, особенно на тех уроках, где приходится много писать. В этой игре используются растяжки. Левая рука повернута ладонью к себе, правая — ладонью от себя, пальцы растопырены, кончик большого пальца правой руки встает на кончик мизинца левой (рис. 2). Руки слегка поворачиваются, сомкнутые пальцы расходятся, и тотчас же безымянный палец левой руки смыкается с указательным правой (рис. 3). Затем поочередно соединяются средние пальцы обеих рук (рис. 4), безымянный правой с указательным левой (рис. 5) и, наконец, мизинец правой с большим левой руки (рис. 6)

Затем следует разворот рук вокруг сомкнутых пальцев, правая ладонь теперь повернута к себе, а левая — от себя (рис. 7). Движения продолжаются. Когда дети освоят игру, учитель может предложить повторить ее с закрытыми глазами.

рис. 2

рис. 3

рис. 4

рис. 5

рис. 6

рис.7


Список использованной литературы:

1. http://www.krasilnikova.info/know-thyself/pages-7.html

2. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. СПб.: «Кристалл», 1997.

3. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб.: МиМ, 1998.

4. http://matveyrybka.ucoz.ru/news/fizkultminutki_v_stikhakh/2011-05-22-337

5. www.unn.ru/nelin_mir/files/doronina.doc

Дейкина Татьяна Ивановна,

учитель русского языка

ОШ № 109 г. Запорожья.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33211. Педагогические классификации подходов к обучению детей с нарушениями слуха 14.69 KB
  Боскис предложила новые критерии учитывающие своеобразие развития детей с нарушениями слуха: степень потери слуха; время возникновения нарушения слуха; уровень развития речи. К этой группе относят детей с такой степенью потери слуха которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. У них может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи поскольку при возникновении нарушения слуха без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться.
33218. Классификация режимов работы судового электрооборудования в зависимости от продолжительности рабочего цикла 83.58 KB
  Судовое электрооборудование будет работать надежно, если оно не только правильно сконструировано, но и правильно используется. СЭО используется правильно, если оно соответствует условиям работы судового механизма, устройства и т.п.