53030

Формулы сокращенного умножения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Учитель математики Сегодня наш урок посвященный формулам сокращенного умножения не совсем обычный: мы будем его проводить вместе с вашим учителем русского языка. Учитель русского языка Для начала я хочу представить наше справочное бюро группа учащихся. Учитель математики А сейчас мы назначим несколько человек из класса экспертами. Учитель русского языка Что же такое эксперт Обратимся к нашему справочному бюро.

Русский

2014-02-21

49.5 KB

5 чел.

Лингво-математический урок в 7 классе.

Тема урока.  Формулы сокращенного умножения.

                                    

                                        У математиков существует свой язык – это формулы.

                                                                        С.В.Ковалевская

Цель урока: добиться, чтобы учащиеся

                 знали: 1) формулы сокращенного умножения;

                             2) формулировки правил;

                 умели:1)применять формулы сокращенного умножения при

                                  решении      упражнений;

                             2)грамотно употреблять в устной речи имя числительное,   

                                компетентно высказываться на лингвистическую тему;

                             3)грамотно объяснять решения упражнений и результаты

                                           решений.    

                             

                                    Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

           Учитель математики

     Сегодня наш урок, посвященный формулам сокращенного умножения, не совсем обычный: мы будем его проводить вместе с вашим учителем русского языка. Он проводится для того, чтобы научить вас более грамотно строить вашу математическую речь. Эпиграфом к нашему уроку будут слова первой женщины -  математика Софьи Васильевны Ковалевской, которые записаны на доске.

    На протяжении нескольких уроков мы с вами выучили основные формулы сокращенного умножения, научились их применять, и сейчас постараемся закрепить ваши знания. Какую конкретную цель имеет сегодняшний урок?    (Учащиеся ставят цель урока).

         Учитель русского языка

Для начала я хочу представить наше справочное бюро (группа учащихся).

Итак, « справочное бюро» - это учреждение, дающее справки.                              Учитель математики

А сейчас мы назначим несколько человек из класса экспертами.

        Учитель русского языка

Что же такое эксперт? Обратимся к нашему справочному бюро. Каково лексическое значение слова « Эксперт»?

       Справочное бюро (читает из словаря С.И.Ожегова)

« Эксперт» - специалист, дающий заключение при решении какого-либо вопроса.

      Учитель математики

Экспертами назначаются…….

    

     Учитель русского языка

  Эксперты будут внимательно выслушивать ваши ответы, исправлять математические ошибки, следить за культурой речи, исправлять огрехи в произношении.

  Если ошибка в произношении или вычислении не замечена экспертами, учителя немедленно ее исправят сами.

    Учитель математики

Итак, открыли свои тетрадки, пропустили четыре клетки после домашней работы и написали… ( соблюдение орфографического режима)

   Учитель русского языка ( называет дату урока, комментирует грамотность написания)

2. Проверка домашнего задания.

       Учитель математики

    Для того, чтобы проверить правильно ли вы выполнили домашнее задание, необходимо разгадать такой ребус:

(3x)2 – 2a (x + a) + (x + 4a)2 – (x – 2a)(3x + 4a)+(2x – a)(2x+a) = 9x2+8ax+21a2.

   Ниже записаны ответы к каждому действию; им соответствуют определенные буквы. Действия выполняются в том порядке, в каком они записаны, поставьте в этом же порядке соответствующие буквы и вы получите слово.

10x2+6ax+14a2 ;          x2+8ax+16a2;        9x2;       4x2 – a2;       2ax+2a2 ;

          О                               Г                    М             Е                  Н

9x2 – 2ax – 2a2;          3x2 – 2ax – 8a2;      11x2+8ax+21a2;       7x2+8ax+22a2.

          О                              Ч                              Н                              Л

    Вы, наверное, заметили, что все эти математические преобразования уже сделаны вами в домашней работе. Вам остается только выписать в нужном порядке ответы на задания и  буквы, стоящие около ответов  и получить окончательный ответ. Какой же математический ответ вы получили?     (ответ: 11x2+8ax+21a2;)

        Ученик

   Почему учителя требуют, чтобы все формулировки мы заучивали наизусть? Неужели недостаточно того, чтобы знать их в «свободной форме» и воспроизводить своими словами?

       Учитель русского языка

Чтобы ответить на ваш вопрос, учащиеся 10 класса покажут небольшую сценку.

Сценку показывают старшеклассники          

         Ведущий

  Это произошло в те времена, когда на улицах города не было освещения. Как-то ночью мэр города столкнулся с горожанином. Это было неприятно и больно. На следующий день мэр издал указ: «Не выходить на улицу без фонаря».

Следующей ночью мэр опять столкнулся с тем же горожанином.

     Мэр

Вы не читали мой указ?

     Горожанин

Читал. Вот мой фонарь.

    Мэр

Но в фонаре ничего нет!

    Горожанин

В указе ничего об этом не упоминалось.

    Ведущий

Наутро появился новый указ, обязывающий вставлять свечу в фонарь при выходе ночью на улицу. А вечером мэр налетел на того же горожанина.

    Мэр

Где фонарь?

    Горожанин

Вот он!

    Мэр

Но в нем нет свечи!

    Горожанин

Нет, есть. Вот она.

   Мэр

Но она не зажжена!

    Горожанин

В указе ничего не сказано о том, что надо зажигать свечу.

     Ведущий

И мэру пришлось издать еще один указ, обязывающий горожан зажигать свечи в фонарях при выходе ночью на улицу.

     Учитель русского языка

 Теперь, наверное, вам ясно, как следует поступать с формулировками определений, аксиом, теорем. Чтобы не уподобляться тому мэру,  которого вы только что видели, их следует учить наизусть.

    Учитель математики

В ответе вы получили выражение, как оно называется? (ответ: многочлен)

Какое выражение называется многочленом?

    Учитель русского языка

Какое слово вы получили, разгадав ребус? (ответ: многочлен)

Как пишется слово «многочлен»? Каково лексическое значение слова многочлен? Проверим по словарю. Попросим ответить справочное бюро. Справочное бюро (зачитывает из словаря Ожегова определение многочлена: многочлен – алгебраическое выражение, представляющее сумму или разность нескольких одночленов).

   Учитель русского языка

 Есть прекрасное стихотворение Зубковой Т.Г. об этом слове.

      Я Многочлен от слова «много»

      Во мне всегда звучит тревога:

      Как одночлены все собрать.

      Живу всегда с друзьями в мире,

      Люблю играть в примеры с ними.

      А знаки «плюс», «отнять», «умножить»

      Всегда играть готовы тоже.

    Учитель математики

Какие правила и формулы вы использовали при выполнении домашнего задания? Сформулируйте их.

(Если есть неточные формулировки или ответы, эксперты исправляют ошибки).

3. Закрепление ранее изученного материала.

   Учитель математики

1.На доске записаны задания для устного счета. Ответьте на них, не вставая.

Задания:

  1.  Привести выражение к многочлену стандартного вида:

(7+x)(7 – x)=49 – x2;                         (a4 – b3)(a4 + b3)=a8 – b6;

(a – 6)(a + 6)=a2 – 36;                        (a +5)2=a2+10a+25;

(5+b)(b – 5)=b2 – 25;                          (2b+1)2=4b2+4b+1.

  1.  Разложить на множители многочлен:

a2 – m2=(a – m)(a + m);                      36 – 25b2 = (6 – 5b)(6 + 5b);

9c2 – 4a2=(3c – a)(3c + a);                   a6 – 16b2 = (a3 – 4b)(a3 + 4b).

  1.  Вставить пропущенную букву или число так, чтобы выполнялось равенствo:

2b2 = (a - )(a + );                       (5 + )2 = ++81;

(a+)² = ² + 2b + b²;                      47² - 37² = (47 - )( + 37);

( + b)² = a² + 2a + ²;                     ( - 3)( + 3) = a² - ;

(m - )² = m² - 20m + ²;                    ² + 2 + 9 = (2 + )² = ²;

71² + 29² + 2·71·29 = ( + )² = ².

(Учащиеся сопровождают устный счет проговариванием формул и их названий. Эксперты следят за правильностью формул и произношений, если нужно, то исправляют ошибки).

2.На доске висит таблица, в которой заполнены только два первых столбца.(Приложение ).

   Вам необходимо заполнить остальные столбцы. Как это сделать? В классе шесть вариантов, для каждого варианта свой столбец, его нужно записать на листах бумаги, которые лежат на первых партах. Вы будете их передавать друг другу, записывая постепенно ответы. Одновременно, каждый из вас должен записать в тетрадь для своего примера полностью всю строку.

     Учитель русского языка

  На доске записаны задания. В данных предложениях нужно вставить пропущенные буквы и выполнить полученное задание.

  •  Прим…нив  формулы  с…краще…ого  умн…жения, П выполнить пр…образование  выражения:

(2a – b)(2a + b) + b2 = 4a2 – b2 + b2 = 4a2.

  •  Представить выр…жение в виде мног…члена ст…ндартного вида:

(a + 3c)2 + (b + 3c)(b – 3c) = a2 + 6ac + 9c2 +b2 – 9c2 = a2 + 6ac + b2.

  •  Используя формулу разности кв…дратов, упр…стить выражение:

(2a + 1)(2a – 1) – (a – 7)(a + 7) = 4a2 – 1 – a2 + 49 = 3a2 + 48.

  •  Найти зн…чение выражения, вып…лнив с…ответствующие пр…образования:

(a – 1)(a + 1)(a2 + 1)(a4 + 1)(a8 + 1) – a16 = a16 – 1 – a16 = -1.

Учащимся, которые отвечают, дополнительный вопрос задается с помощью куба, который подбрасывает ученик и на гранях которого записаны квадрат суммы и разности двучленов. Ученик комментирует выпавшую ему на верхней грани часть формулы: называет многочлен, в который можно преобразовать данный квадрат двучлена.

4. Рефлексия

Учитель математики комментирует ответы учащихся и работу экспертов.

Учитель русского языка комментирует работу справочного бюро.

Вопросы к учащимся, записанные на доске:

Достиг ли цели урок?

Подошел ли к уроку эпиграф?

Что на уроке понравилось?

Что на уроке не понравилось?

    Ответы на вопросы учащиеся пишут на листиках и прикрепляют их на специальном планшете. Учителя после урока их рассматривают, а на следующем уроке комментируют.

5. Домашнее задание 

Предлагается каждому ученику индивидуально в зависимости от уровня обученности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48482. Деньги, кредит, банки 505.5 KB
  Возникновение сущность функции и роль денег 4 часа План лекции Возникновение денег Сущность денег их свойства Функции денег Роль денег 1 вопрос. Возникновение денег Объективная необходимость появления денег порождена потребностями товарного обмена. Непосредственные предпосылки появления денег связаны с развитием производительных сил...
48483. Управление и менеджмент 2.02 MB
  Школы управления. Организация как объект управления Организационные структуры органов управления организации: сущность и виды Стили в системе управления предприятием Классификация стилей управления.
48484. Предмет земельного права и виды земельных правоотношений 225 KB
  Предмет земельного права и виды земельных правоотношений. Предмет земельного права осознанные волевые земельные отношения. Данный вид правоотношений многоплановый носит характер взимания цены расчета нормативной цены арендной платы земельного налога и др. Фрагментарно данный вид правоотношений присутствует при возмещении убытков потерь в сельскохозяйственном производстве при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд а также при ограничении прав собственника.
48485. Организация учета в системе управления предприятием 524.5 KB
  Основы организации учета и контроля в системе управление предприятием Специализация любой области науки непосредственно связана с четким определением целей задач предмета и методов его исследования. Бухгалтерский учет как наиболее распространенный совмещает в себе все виды хозяйственного учета и применяется в микроэкономике субъектами предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и методов хозяйствования. Стандартизация учетных процедур уступает местом наиболее гибким системам учета сориентированным на анализ...
48486. АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС 319 KB
  Конституционный суд: разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов нормативных актов органов государственной власти РФ и субъектов Федерации; разрешает споры о компетенции между органами государственной власти; дает толкование Конституции РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ. Верховный суд: является высшим судебным органом по гражданским уголовным и иным делам подведомственным судам общей юрисдикции. Судьи действуют самостоятельно как при установлении...
48488. Хімічний склад організмів 398.5 KB
  АТФ. Набуття формування та систематизація теоретичних знань про органічні молекули макромолекули нуклеінові кислоти АТФ їх будову властивості біологічне значення . Мотивація навчальної діяльності Розширити знання про біологічну роль в організмі нуклеінових кислотАТФ. Будова і властивості АТФ 4.
48489. Особенности налогообложения экспортных операций 771 KB
  Рассмотрим вопросы НДС при экспорте. Далее Закон о НДС.1 Закона о НДС. Она рассчитывается исходя из договорной контрактной стоимости определяемой по свободным или регулируемым ценам тарифам с учетом установленных налоговым законодательством общегосударственных налогов и сборов за исключением НДС.
48490. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО 1.03 MB
  Любая отрасль права характеризуется предметом и методом правового регулирования. Предмет правового регулирования Предмет правового регулирования те общественные отношения которые регулируются данной отраслью права. Предмет гражданского права можно считать определенным только если мы перечислим все общественные отношения входящие в гражданское право.