53056

Работа на уроках над фразеологизмами

Конспект урока

Педагогика и дидактика

На доске рисунок Незнайки и запись: Переливать из пустого в порожнее. брать себя в руки спустя рукава заварить кашу выходить из себя засучить рукава расхлёбывать кашу первым делом на худой конец в лучшем случае в последнюю очередь К данному выражению нарисовать рисунок: Спустя рукава А к какой части речи относится слово рукава 6. Составьте по данным словам и рисунку выражения фразеологизмы...

Русский

2014-02-21

54 KB

3 чел.

Работа на уроках над фразеологизмами

Понимание фразеологизмов при чтении, употребление их в устной и письменной речи является показателем уровня владения языком. Фразеологизмы точно, метко и очень образно характеризуют или называют все стороны окружающей действительности.

Проблема усвоения фразеологизмов учащимися начальной школы на уроках русского языка (русскоязычные классы) не нашла должного решения. Просто работа над фразеологизмами сводится к выяснению значения оборотов и выражений.

Для усвоения фразеологизмов необходимо руководствоваться следующими критериями:

  1.  Фразеологизмы должны быть доступными.
  2.  Необходимо учесть сферу употребления их.
  3.  Фразеологизмы должны прививать детям этические нормы формировать их мировоззрение.
  4.  Фразеологизмы должны соответствовать тому грамматическому материалу, который изучается на данном уровне.

Как я начала знакомство с фразеологизмами. Сначала я познакомила детей с символом фразеологизма.

Жили-были в мастерской две дужки и стержень. Мастер их использовал в своей работе и вместе и в отдельности. Но однажды рабочий взял аппарат и сварил их в одну необходимую деталь в виде буквы Ф. Такое мы можем видеть и в жизни слов. Живут-поживают слова-детали. Ими мы можем пользоваться и вместе и в отдельности. Но в какой-то момент, когда наступает необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы. Вот и получился символ  фразеологизмов  ( ) + І = Ф.

Как же они образовались. Существуют слова в отдельности: вода, не, разлить. Отсюда произошел фразеологизм: водой не разольёшь. Или раки, где, зимуют (где раки зимуют). Как они возникли?

Одни фразеологизмы возникли на основе наблюдений над природными или общественными явлениями («Много снега – много хлеба»), другие связаны с мифологией («всемирный потоп» или «вавилонское столпотворение»), третьи вышли из сказок, загадок, литературных произведений («Как с гуся вода» или «бить баклуши»).

Значения фразеологизмов: они обогащают словарный запас, повышают уровень общих знаний, позволяют проникнуть в тайны истории, украшают речь, делают её более эмоциональной, образной, интересной.

Первичное ознакомление с фразеологизмами я организовала следующим образом. На доске рисунок Незнайки и запись:

Переливать из пустого в порожнее.

Далее говорю:

- Ребята, Незнайка читал рассказ и ему встретилось такое выражение. Он его понял так, что нужно что-то перелить из одной пустой посуды в другую пустую посуду. А как вы думаете? Как вы понимаете это выражение? (если дети не смогут объяснить, тогда объясняю я)

А вот как образовался другой фразеологизм. Утром детям нужно рано всавать. Одни идут в школу, другие в детский сад. Мамы и папы спешат на работу. Поэтому они встают рано. Отсюда возник фразеологизм:   чуть свет.

Часто я использую фразеологизмы на уроках русского языка.

  1.  При изучении темы существительное я ввела фразеологизм:  яблоко раздора.

Назовите в данном фразеологизме слово, которое обозначает предмет (существительное). На какой вопрос оно отвечает? Что обозначает данный фразеологизм? Когда его можно употребить? Если дети не смогут ответить, я сама рассказываю историю образования этого фразеологизма. Этим я развиваю и расширяю словарный запас, вводя меткое выражение, знакомлю с историей древнегреческого мифа, расширяю познавательный интерес (богини Гера, Афина, Афродита, Эрида). И одновременно изучаю тему «Имя существительное».

Также на уроках русского языка применяю такой приём:

  1.  Дополните каждое предложение одним из записанных фразеологизмов:

Мы долго спорили, доказывали друг другу, и, наконец…

Не знал, куда глаза девать.

Ручеёк высох, деревья и кусты, и травы засохли, и люди…

Бить тревогу.

Мне было очень стыдно за тебя, я…

Находить общий язык

  1.  Следующее задание:

Определить, какой фразеологизм подойдет к этому эпизоду:

На ветке сухой макушки старой сосны напротив друг друга сидели 2 птички. Они вели только им понятный разговор. И вдруг, заметив меня, они быстро улетели. Улетели подальше от посторонних глаз.

(третий лишний).

  •  Помог ли вам этот текст понять выражение третий лишний?
  •  Назовите числительное.
  1.  К выражениям в левой колонке подберите антонимы из колонки справа (фразеологизмы).

брать себя в руки

спустя рукава

заварить кашу

выходить из себя

засучить рукава

расхлёбывать кашу

первым делом

на худой конец

в лучшем случае

в последнюю очередь

  1.  К данному выражению нарисовать рисунок:

                      Спустя рукава

- А к какой части речи относится слово рукава?

      6. Составьте по данным словам и рисунку выражения (фразеологизмы)

                                                                                      

рис.

носа

                    зарубить на           

                    водить за

  рис.

рукава

                   спустя            

                   засучив

 рис.

ореха

                  разделать под       

   рис.

косточки

                 перемывать      

  рис.

 очки

                  втирать       

    рис.

    лба

                  написано на                                                 и т.д.

Такой приём я часто использую на уроках русского языка и чтения.

  1.  Особый интерес у учащихся вызывают упражнения, в которых осознанию смысла фразеологизма помогает рисунок.

В каких случаях рисунок соответствует выражению? Покажите.

        рис.

Мальчик у доски. Он хватается за соломинку

   Хватается за соломинку                                                           Два сапога - пара

рис.

2 сапога рядом

рис.

С гуся стекает вода

рис.

Падает снег на голову детей

          Как с гуся вода                                                                     Как снег на голову

    рис.

Взрослые  и дети убирают двор

      рис.

Мальчик острит лыжи

            Рука об руку                                                                          Навострить лыжи

  1.  Замените фразеологизмы (выражения) близкими по смыслу глаголами.

- бить тревогу  (беспокоиться)

- дрожать как осиновый лист (мерзнуть)

- очки втирать (обманывать, надувать)

- как пить дать (точно, несомненно)

-  разделать под орех (раскритиковать, разругать)

- семь пятниц на неделе (человек, который часто меняет решение, постоянно отступает от своего слова, на которого нельзя положиться).

      9. Составьте диалог:

            - Что ты подарил своему другу на день рождения?

            - Книгу, которую он очень хотел.

            - И как он её принял?

            (был на седьмом небе).

  - Мама, как тебе нравится моя подруга?

  - Хорошая.

  - Правда она похожа на свою маму?

   (Как две капли воды).

Выполняя все эти задания дети достигают те задачи, о которых я говорила свыше:

- они могут проверить свой словарный запас и расширить его.

- речь у детей выразительная, меткая, образная.

     

                                                                 Использовали материал из В.Волина «Русский

                                                                 язык» учимся играя. 1994.

        

            


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17477. Конструирование системы упражнений по теме Геометрическая оптика на основе обобщения опыта работы учителя физики лицея №40 Морозовой Н.В 2.46 MB
  Педагогический опыт как результат практики является критерием истины: он либо подтверждает либо отвергает те или иные нововведения. Этот опыт как правило результат творческих поисков педагогов в нем сливаются воедино творческое новаторское и в то же время традиционное начала.
17478. Автоматизированные информационные системы (АИС), структура и классификация 127 KB
  Лекция №2 Автоматизированные информационные системы АИС структура и классификация АИС комплекс автоматизированных информационных технологий предназначенный для информационного обслуживания организованного непрерывного технологического процесса подготовк...
17479. Организационное обеспечение и пользователи АИС 36.5 KB
  Организационное обеспечение и пользователи АИС В состав организационного обеспечения АИС принято включать структурные подразделения организации осуществляющие управление технологическими процессами и поддержку работоспособности системы а также совокупность док
17480. Некоторые поисковые возможности и характеристики систем Yandex и Rambler 392.5 KB
  Некоторые поисковые возможности и характеристики систем Yandex и Rambler. Стандартный поиск Yandex. Рассмотрим общий вид стандартной поисковой формы Yandex рис. 2.20. 1. Основная поисковая форма. Главный ее элемент строка запроса. При желании можно искать только в результатах пр
17481. Структура и классификация автоматизированных информационных систем 103.5 KB
  Структура и классификация автоматизированных информационных систем Цели изучения темы: общеобразовательная прочное усвоение знаний о составе и структуре АИС; развивающая развитие логического мышления; воспитательная формирование представлений об осн...
17482. АИС. Автоматизированные информационные системы 114 KB
  Введение. Ни одно современное предприятие не обходится без систем сбора и обработки информации. Чем больше стадий производства чем оно сложнее чем больше и разнообразнее спектр производимых продаваемых изделий или предлагаемых услуг тем больше потребность в автомат...
17483. Формати і правила роботи з командами організації циклів і роботи з ланцюгами мікропроцесора i8086 31.55 KB
  Лабораторна робота №6 З дисципліни СПіОС на тему: Формати і правила роботи з командами організації циклів і роботи з ланцюгами мікропроцесора i8086 Мета: Ознайомитись з правилами роботи команд організації циклів і роботи з ланцюгами мікропроцесора i8086. Вивчити осн
17484. Ввід інформації із клавіатури 27.12 KB
  Лабораторна робота №7 З дисципліни СПіОС на тему: Ввід інформації із клавіатури Мета: Ознайомитись з правилами обробки переривань для роботи із клавіатурою. Завдання: Створіть файл у який записано слово пароль. Напишіть програму яка запитує введення па
17485. Вивчення арифметичних команд мікропроцесора i8086 37.37 KB
  Лабораторна робота №2 З дисципліни СПіОС на тему Вивчення арифметичних команд мікропроцесора i8086 Лабораторна робота №2 Мета: Вивчити арифметичні команди мікропроцесора i8086 і правила їх використання. Завдання: Реалізувати можливість введення даних з клавіа...