53126

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Карточки-задания при изучении темы Экономические районы Украины 9 класс Карточка №1 1. Карточка №2 1. Самый высокий уровень социально-экономического развития у района: а Северо-Восточного; б Приднепровского; в Донецкого Карточка №3 1 Проведите примерную границу между областями. Каковы...

Русский

2014-02-22

173 KB

5 чел.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.

Почти каждый ребенок идет в школу с большим желанием учиться, но у большинства детей очень скоро это желание пропадает, учеба превращается в тяжелый труд. Какова причина? Она очевидна: ученикам предложены равные условия обучения. Этого можно избежать, если с первых школьных лет каждый ребенок окажется в условиях личностно-ориентированного обучения. Смысл его заключается в том, чтобы приблизить учебный процесс к возможностям каждого ученика, предъявить соответствующие уровню его развития требования, методы и формы обучения. Необходимо найти в каждом ребенке то, что заложено в нем природой, и предоставить ему возможность реализовать его способности.

Учитель, готовясь к уроку, знает, как порой мучительно трудно определить, какой учебный материал, какие методы и приемы, а также виды учебной деятельности наилучшим образом подойдут каждому конкретно учащемуся.

 Правильная организация учебного процесса находится в прямой зависимости от подготовленности каждого ученика к обучению, от уровня его обучаемости. Как правило, учащиеся неодинаково подготовлены к обучению, и прежде всего к усвоению нового материала, их индивидуальные различия чётко проявляются по следующим показателям:

обучаемости, т. е. умственным способностям, а также специальным способностям;

● учебным умениям;

●обученности, которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний и умений;

● познавательным интересам.

Я провожу уроки с использованием дифференцированных карточек-заданий. Так как сильная разница в уровнях знаний и усвоения нового материала у учащихся одного класса очень осложняла построение и проведение уроков. Несколько ребят откровенно скучали, быстро отвечая на все вопросы комплексной характеристики региона, а около половины класса не усваивали даже основного материала. Для одних проблемой было найти ответ в тексте учебника, другие ходили с современными атласами, с интересом копались в них, находя факты, неизвестные даже мне. Это в одном классе.

Я подошла к пониманию того, что им надо заниматься по совершенно разным заданиям по одной и той же теме. Поэтому появились дифференцированные карточки для ВСЕХ в классе!

Это требует большой подготовительной работы. Карточки я составляю, набираю, распечатываю. Но результат стал лучше. Работать стали и те, кто раньше не утруждал себя этим. Умные ребята с удовольствием решают поставленные проблемные задачи. Многих карточки стимулируют к тому, чтобы работать с текстом учебника. В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся: работа с картой, картинами, цифровым материалом использую задания разных уровней:

Эти уровни и соответствующие им методы использую на всех этапах обучения: при объяснении и изучении нового материала, проверке, обобщения и закрепления знаний.

Учащиеся имеют возможность выбрать задания для себя посильные, чтобы успешно с ними справляться. Как правило, ребята справляются с выбранными заданиями и переходят к выполнению более сложных.

Большинство знаний, которыми должны обладать учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими.

Ниже приведены примеры заданий, которые я использую при работе на уроках в разных классах.


Карточки-задания при изучении темы «Экономические районы Украины»,

9 класс

                                                Карточка №1

1.   Используя текст учебника, заполните таблицу.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ УКРАИНЫ

Название района

Площадь,

%

Состав территории

Природные ресурсы

Специализация

Промышленные центры

2.   Используя текст учебника, докажите, что Донецкий экономический  район является   индустриальным районом Украины.

3.   Используя текст учебника, сформулируйте главные хозяйственные проблемы района. Ответ оформите в виде схемы.

4.Укажите границы Донецкого экономического района

.5.Отметьте пять промышленных центров района, где развиты отрасли его промышленной специализации.


                                     Карточка №2

1.Среди 3 экономических районов самый большой по площади район:

а) Северо-Восточный;  б) Приднепровский;    в) Донецкий.

2.  Среди трех экономических районов самый большой по численности населения район:

а) Приднепровский;     б) Северо-Восточный;    в)Донецкий.

3.Самый высокий индекс промышленной продукции у района:

А)Донецкого;  б) Северо-Восточного;   в) Приднепровского.

4.Лучше всего каменным углем обеспечен район:

А)Донецкий;  б) Северо-Восточный; в) Приднепровский.

5.Лучше всего нефтью и газом обеспечен район:

а) Донецкий;  б) Северо-Восточный;   в) Приднепровский.

6.Лучше всего железными и марганцевыми рудами обеспечен район:

а) Донецкий;  б) Северо-Восточный;  в) Приднепровский.

7.Черная металлургия слабее всего развита в районе:

1)_Северо-Восточном;.   б) Донецком;   в) Приднепровском.

8.Общая отрасль промышленной специализации трех районов:

А) теплоэнергетика;

Б) машиностроение;

В) деревообрабатывающая промышленность.

9. Общая отрасль сельскохозяйственной специализации:

а) мясо-молочное скотоводство;

б) выращивание сахарной свеклы;

в) выращивание зерновых.

10. Самый высокий уровень социально-экономического развития у района:

а) Северо-Восточного;  б) Приднепровского; в) Донецкого


                                          Карточка №3

1 Проведите примерную границу между областями.

2. Какие области входят в Донецкий экономический район?

3.Подпишите с какими областями России и экономическими районами Украины граничит Донецкий экономический район?

4.Охарактеризуйте географическое положение Донецкого экономического района.

5.Назовите отрасли специализации района.

6. Каковы проблемы развития района?


                                      Карточка №4

  1.  Что такое экономический район?
  2.  Что является критериями для выделения экономических районов?
  3.  Что такое коэффициент специализации района? Как он вычисляется?
  4.  Какие области входят в каждый экономический район?

5.С какими экономическими районами граничит Донецкий экономический район?


Дифференцированные карточки- задания по теме « Климатообразующие факторы», 8 класс

                                     Карточка №1

1.Солнечная радиация, которая непосредственно достигает Земли называется ………..

2.Поверхность столкновения двух разнородных воздушных масс называют ….. .

3.В центре  антициклона находится область ….. давления. Какую погоду антициклон приносит летом.?

4.От чего зависят показатели солнечной радиации?

5.Как распределяется солнечная радиация на территории Украины?

6.Какие типы воздушных масс будут влиять на формирования климата Украины?


                                         Карточка №2

  1.  Что такое солнечная радиация?

2.Назовите виды солнечной радиации.

3.От чего зависит величина солнечной радиации?

4 Какое давление в центре циклона?.

5.

Что показано на схеме?

6. Какая поверхность поглощает большее количество солнечных лучей?


                           Карточка № 3

1.. Закончите фразу:   «Совокупность всего поступающего на Землю солнечного излучения называют ….

2. Что изображено на рисунке? Какую погоду он приносит летом?

3.Что такое атмосферный фронт?

4.Какие факторы влияют на формирование климата Украины?

5.Какую погоду приносят арктические воздушные массы?

Почему они свободно проникают на территорию Украины?

6. В каких единицах измеряется солнечная радиация?


                                Карточка №4

  1.  Какую радиацию мы называем суммарной?
  2.  В каких единицах измеряется солнечная радиация?
  3.  Какое количество солнечной радиации в  кКал/см² получает юг страны?

 4.. Расшифруйте цифровые обозначения на схеме. Какие виды солнечной радиации показаны на    схеме?

                                                                                    1 –

                                                                                    _______________________________

                                                                                        2 -

                                                                                        _____________________________

                                                                                    

                                                                                    3 -

                                                                                     ________________________________

                                                                                    4 -

       1                              2                        3                _______________________________

 _____________________________________          прямая, рассеянная, поглощенная, отраженная

    

                                               4

5.Какую погоду приносит циклон  зимой?

________________________________________________________________________________


                         Карточка №5

  1.  . Что изображено на рисунке? Какую погоду он приносит летом?

  1.  Назовите виды солнечной радиации.

                               3.Откуда на территорию Украины приходит морской умеренный    воздух?

                                Какую погоду он приносит?

4.Поверхность столкновения двух разнородных воздушных масс называют ….. .

                                               5. Какая поверхность большую часть солнечных  лучей отражает?

6. От чего зависит отраженная радиация?


Карточки-задания по теме « Мировое хозяйство», 10 класс

                                Карточка №1

  1.  Чем занимается ОПЕК? Какие страны входят в эту организацию?
  2.  Заполните схему:

Лидеры по добыче газа регионах мира

    ____________         ____________      ____________         ____________         ____________

    ____________         ____________      ____________         ____________         ____________

    ____________         ____________      ____________         ____________         ____________

3.Какая группа стран, по вашему мнению, относится к группе стран с низким потреблением энергоресурсов?

4. Какой регион мира является лидером по добыче железной руды? По производству стали?

5. Для какой отрасли цветной металлургии характерен разрыв между районами добычи и получением чистого металла?

6. Установите соответствие:

1. Наукоемкий                              а) судостроение

2.Металлоемкий                           б) железнодорожное машиностроение

3.Транспортный                            в)автомобилестроение

4. Потребительский                      г)электротехника

7. Узнайте название страны по описанию:

- Занимает 4 место по производству электроэнергии, доля ТЭС- 72%


                                  Карточка № 2

1. Наиболее высокая доля энергии, производимой на ГЭС, характерна для:

а. Германии  б. Франции  в. Норвегии  д. России.

2. Среди перечисленных стран, выберите страны, входящие в десятку по выплавке алюминия:

а. Россия б. Канада  в. Ямайка г. Китай  д. Индия.

3.. Какие из перечисленных ниже стран имеют значительную выплавку чёрных металлов:

а. ЮАР б. Бразилия в. Китай  г. Япония  д. Австралия.

4. Выберите страны, в которых осуществляется выплавка меди:

а. Замбия  б. Чили  в. Бразилия  г. Португалия д. Норвегия

5.. Какой фактор оказывает влияние на приборостроение:

а. Металлоёмкий  б. Потребительский  в. Наукоёмкий  г.Военно-стратегический.

6.. Выберите страны, в которых хорошо развита химия органического синтеза:

а. Ливия  б. Египет  в. Германия г. Перу  д. Германия

7. Выберите лидеров судостроения:

а.  Япония  б. США  в. Респ. Корея   г. Тайвань  д. Великобритания

8.. Ведущими странами по заготовке древесины в северном лесном поясе являются:

а. Франция  б. США  в. Канада  г. Великобритания  д. Швеция

9. Главными экспортёрами лесной промышленности являются:

а. Франция  б. Россия  в. Канада  г. Ливия д. Германия


                                         Карточка № 3

1.США         З.Италия.

2. Индия.      6. Заир.

3. Польша.    7. Сингапур.

4. Венесуэла.  8. Нет такой страны.

Укажите те страны, которые:

1) являются экспортерами каменного угля;

2) являются экспортерами нефти;

3) являются экспортерами железной руды;

4) являются экспортерами стального проката;

5) более 50% всей электроэнергии вырабатывают на АЭС;

6) построили крупные геотермальные станции;

7) имеют приливные электростанции (ПЭС);

8) являются главными экспортерами электроэнергии;

9)  входят в десятку крупнейших стран по производству легковых автомобилей;

10 входят в десятку крупнейших стран по производству телевизоров

11); являются производителями практически всех видов машиностроительной продукции любой степени сложности;

12)  расположены в пределах северного лесного пояса;

Лидеры по добыче газа в регионах мира

Северная Америка

Южная Америка

Африка

Азия

Европа


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79713. Основные элементы-признаки общества. Власть и ее роль в жизни общества 70 KB
  Обобщая ответы понимаем, что в первом случае под обществом понимается определенная группа людей, объединившихся для общения и совместной деятельности; во втором случае – определенный этап исторического развития; в третьем – население конкретной страны.
79714. ипы государства. Формационный подход к типологии государства. Исторические типы государства 77 KB
  Государство – это особая организация власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.
79715. Современный подход к определению факторов происхождения государства 58 KB
  Современный подход к определению факторов происхождения государства. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА По вопросу о происхождении возникновения государства существуют самые разные теории. Наиболее распространенными являются теории происхождения государства приведенные в таблице ниже.
79716. Функции государства: понятие, классификация функций 96.5 KB
  Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти но и общества в целом.
79717. Форма государства. Понятие формы государства. Элементы формы государства 155 KB
  При изучении темы «Формы государства» нужно проводить анализ и раскрыть формы, в которых функционирует государство и его политическая система, рассматривать происхождение структурно-территориальной организации общества любого государства.
79718. Механизм государства: понятие и структура. Орган государства: понятие, признаки, классификаци 140 KB
  Обобщая политический опыт развития эксплуататорских государств, можно определить государство как организацию для поддержания одних политических сил, стоящих у власти, над другими. Без механизма государства нет и самого государства
79719. Гражданское общество: основные этапы становления и сфера деятельности 62 KB
  Идея гражданского общества появилась в Новое время, в противовес всевластию государства. Концепцию гражданского общества в наиболее полном виде разработал Г. Гегель, немецкий философ.
79720. Понятие демократии. Предпосылки демократии. Институты прямой демократии 80.5 KB
  Критериями демократического общества в эту эпоху были: Возможность принятия главных решений всему свободными гражданами полиса большинством голосов; Занятие должностей по жребию; Периодические отчеты должностных лиц. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов публикация их стенографических отчетов представление чиновниками деклараций о своих доходах существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных СМИ; Выборность основных органов власти на основе всеобщего...
79721. Зарождение и развитие идеи правового государства 52 KB
  Признаки правового государства. К концу XX века человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стояли древние философы Платон и Аристотель но наиболее полное отражение концепция правового государства получили в работах Ш.