53126

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Карточки-задания при изучении темы Экономические районы Украины 9 класс Карточка №1 1. Карточка №2 1. Самый высокий уровень социально-экономического развития у района: а Северо-Восточного; б Приднепровского; в Донецкого Карточка №3 1 Проведите примерную границу между областями. Каковы...

Русский

2014-02-22

173 KB

11 чел.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.

Почти каждый ребенок идет в школу с большим желанием учиться, но у большинства детей очень скоро это желание пропадает, учеба превращается в тяжелый труд. Какова причина? Она очевидна: ученикам предложены равные условия обучения. Этого можно избежать, если с первых школьных лет каждый ребенок окажется в условиях личностно-ориентированного обучения. Смысл его заключается в том, чтобы приблизить учебный процесс к возможностям каждого ученика, предъявить соответствующие уровню его развития требования, методы и формы обучения. Необходимо найти в каждом ребенке то, что заложено в нем природой, и предоставить ему возможность реализовать его способности.

Учитель, готовясь к уроку, знает, как порой мучительно трудно определить, какой учебный материал, какие методы и приемы, а также виды учебной деятельности наилучшим образом подойдут каждому конкретно учащемуся.

 Правильная организация учебного процесса находится в прямой зависимости от подготовленности каждого ученика к обучению, от уровня его обучаемости. Как правило, учащиеся неодинаково подготовлены к обучению, и прежде всего к усвоению нового материала, их индивидуальные различия чётко проявляются по следующим показателям:

обучаемости, т. е. умственным способностям, а также специальным способностям;

● учебным умениям;

●обученности, которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний и умений;

● познавательным интересам.

Я провожу уроки с использованием дифференцированных карточек-заданий. Так как сильная разница в уровнях знаний и усвоения нового материала у учащихся одного класса очень осложняла построение и проведение уроков. Несколько ребят откровенно скучали, быстро отвечая на все вопросы комплексной характеристики региона, а около половины класса не усваивали даже основного материала. Для одних проблемой было найти ответ в тексте учебника, другие ходили с современными атласами, с интересом копались в них, находя факты, неизвестные даже мне. Это в одном классе.

Я подошла к пониманию того, что им надо заниматься по совершенно разным заданиям по одной и той же теме. Поэтому появились дифференцированные карточки для ВСЕХ в классе!

Это требует большой подготовительной работы. Карточки я составляю, набираю, распечатываю. Но результат стал лучше. Работать стали и те, кто раньше не утруждал себя этим. Умные ребята с удовольствием решают поставленные проблемные задачи. Многих карточки стимулируют к тому, чтобы работать с текстом учебника. В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся: работа с картой, картинами, цифровым материалом использую задания разных уровней:

Эти уровни и соответствующие им методы использую на всех этапах обучения: при объяснении и изучении нового материала, проверке, обобщения и закрепления знаний.

Учащиеся имеют возможность выбрать задания для себя посильные, чтобы успешно с ними справляться. Как правило, ребята справляются с выбранными заданиями и переходят к выполнению более сложных.

Большинство знаний, которыми должны обладать учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими.

Ниже приведены примеры заданий, которые я использую при работе на уроках в разных классах.


Карточки-задания при изучении темы «Экономические районы Украины»,

9 класс

                                                Карточка №1

1.   Используя текст учебника, заполните таблицу.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ УКРАИНЫ

Название района

Площадь,

%

Состав территории

Природные ресурсы

Специализация

Промышленные центры

2.   Используя текст учебника, докажите, что Донецкий экономический  район является   индустриальным районом Украины.

3.   Используя текст учебника, сформулируйте главные хозяйственные проблемы района. Ответ оформите в виде схемы.

4.Укажите границы Донецкого экономического района

.5.Отметьте пять промышленных центров района, где развиты отрасли его промышленной специализации.


                                     Карточка №2

1.Среди 3 экономических районов самый большой по площади район:

а) Северо-Восточный;  б) Приднепровский;    в) Донецкий.

2.  Среди трех экономических районов самый большой по численности населения район:

а) Приднепровский;     б) Северо-Восточный;    в)Донецкий.

3.Самый высокий индекс промышленной продукции у района:

А)Донецкого;  б) Северо-Восточного;   в) Приднепровского.

4.Лучше всего каменным углем обеспечен район:

А)Донецкий;  б) Северо-Восточный; в) Приднепровский.

5.Лучше всего нефтью и газом обеспечен район:

а) Донецкий;  б) Северо-Восточный;   в) Приднепровский.

6.Лучше всего железными и марганцевыми рудами обеспечен район:

а) Донецкий;  б) Северо-Восточный;  в) Приднепровский.

7.Черная металлургия слабее всего развита в районе:

1)_Северо-Восточном;.   б) Донецком;   в) Приднепровском.

8.Общая отрасль промышленной специализации трех районов:

А) теплоэнергетика;

Б) машиностроение;

В) деревообрабатывающая промышленность.

9. Общая отрасль сельскохозяйственной специализации:

а) мясо-молочное скотоводство;

б) выращивание сахарной свеклы;

в) выращивание зерновых.

10. Самый высокий уровень социально-экономического развития у района:

а) Северо-Восточного;  б) Приднепровского; в) Донецкого


                                          Карточка №3

1 Проведите примерную границу между областями.

2. Какие области входят в Донецкий экономический район?

3.Подпишите с какими областями России и экономическими районами Украины граничит Донецкий экономический район?

4.Охарактеризуйте географическое положение Донецкого экономического района.

5.Назовите отрасли специализации района.

6. Каковы проблемы развития района?


                                      Карточка №4

  1.  Что такое экономический район?
  2.  Что является критериями для выделения экономических районов?
  3.  Что такое коэффициент специализации района? Как он вычисляется?
  4.  Какие области входят в каждый экономический район?

5.С какими экономическими районами граничит Донецкий экономический район?


Дифференцированные карточки- задания по теме « Климатообразующие факторы», 8 класс

                                     Карточка №1

1.Солнечная радиация, которая непосредственно достигает Земли называется ………..

2.Поверхность столкновения двух разнородных воздушных масс называют ….. .

3.В центре  антициклона находится область ….. давления. Какую погоду антициклон приносит летом.?

4.От чего зависят показатели солнечной радиации?

5.Как распределяется солнечная радиация на территории Украины?

6.Какие типы воздушных масс будут влиять на формирования климата Украины?


                                         Карточка №2

  1.  Что такое солнечная радиация?

2.Назовите виды солнечной радиации.

3.От чего зависит величина солнечной радиации?

4 Какое давление в центре циклона?.

5.

Что показано на схеме?

6. Какая поверхность поглощает большее количество солнечных лучей?


                           Карточка № 3

1.. Закончите фразу:   «Совокупность всего поступающего на Землю солнечного излучения называют ….

2. Что изображено на рисунке? Какую погоду он приносит летом?

3.Что такое атмосферный фронт?

4.Какие факторы влияют на формирование климата Украины?

5.Какую погоду приносят арктические воздушные массы?

Почему они свободно проникают на территорию Украины?

6. В каких единицах измеряется солнечная радиация?


                                Карточка №4

  1.  Какую радиацию мы называем суммарной?
  2.  В каких единицах измеряется солнечная радиация?
  3.  Какое количество солнечной радиации в  кКал/см² получает юг страны?

 4.. Расшифруйте цифровые обозначения на схеме. Какие виды солнечной радиации показаны на    схеме?

                                                                                    1 –

                                                                                    _______________________________

                                                                                        2 -

                                                                                        _____________________________

                                                                                    

                                                                                    3 -

                                                                                     ________________________________

                                                                                    4 -

       1                              2                        3                _______________________________

 _____________________________________          прямая, рассеянная, поглощенная, отраженная

    

                                               4

5.Какую погоду приносит циклон  зимой?

________________________________________________________________________________


                         Карточка №5

  1.  . Что изображено на рисунке? Какую погоду он приносит летом?

  1.  Назовите виды солнечной радиации.

                               3.Откуда на территорию Украины приходит морской умеренный    воздух?

                                Какую погоду он приносит?

4.Поверхность столкновения двух разнородных воздушных масс называют ….. .

                                               5. Какая поверхность большую часть солнечных  лучей отражает?

6. От чего зависит отраженная радиация?


Карточки-задания по теме « Мировое хозяйство», 10 класс

                                Карточка №1

  1.  Чем занимается ОПЕК? Какие страны входят в эту организацию?
  2.  Заполните схему:

Лидеры по добыче газа регионах мира

    ____________         ____________      ____________         ____________         ____________

    ____________         ____________      ____________         ____________         ____________

    ____________         ____________      ____________         ____________         ____________

3.Какая группа стран, по вашему мнению, относится к группе стран с низким потреблением энергоресурсов?

4. Какой регион мира является лидером по добыче железной руды? По производству стали?

5. Для какой отрасли цветной металлургии характерен разрыв между районами добычи и получением чистого металла?

6. Установите соответствие:

1. Наукоемкий                              а) судостроение

2.Металлоемкий                           б) железнодорожное машиностроение

3.Транспортный                            в)автомобилестроение

4. Потребительский                      г)электротехника

7. Узнайте название страны по описанию:

- Занимает 4 место по производству электроэнергии, доля ТЭС- 72%


                                  Карточка № 2

1. Наиболее высокая доля энергии, производимой на ГЭС, характерна для:

а. Германии  б. Франции  в. Норвегии  д. России.

2. Среди перечисленных стран, выберите страны, входящие в десятку по выплавке алюминия:

а. Россия б. Канада  в. Ямайка г. Китай  д. Индия.

3.. Какие из перечисленных ниже стран имеют значительную выплавку чёрных металлов:

а. ЮАР б. Бразилия в. Китай  г. Япония  д. Австралия.

4. Выберите страны, в которых осуществляется выплавка меди:

а. Замбия  б. Чили  в. Бразилия  г. Португалия д. Норвегия

5.. Какой фактор оказывает влияние на приборостроение:

а. Металлоёмкий  б. Потребительский  в. Наукоёмкий  г.Военно-стратегический.

6.. Выберите страны, в которых хорошо развита химия органического синтеза:

а. Ливия  б. Египет  в. Германия г. Перу  д. Германия

7. Выберите лидеров судостроения:

а.  Япония  б. США  в. Респ. Корея   г. Тайвань  д. Великобритания

8.. Ведущими странами по заготовке древесины в северном лесном поясе являются:

а. Франция  б. США  в. Канада  г. Великобритания  д. Швеция

9. Главными экспортёрами лесной промышленности являются:

а. Франция  б. Россия  в. Канада  г. Ливия д. Германия


                                         Карточка № 3

1.США         З.Италия.

2. Индия.      6. Заир.

3. Польша.    7. Сингапур.

4. Венесуэла.  8. Нет такой страны.

Укажите те страны, которые:

1) являются экспортерами каменного угля;

2) являются экспортерами нефти;

3) являются экспортерами железной руды;

4) являются экспортерами стального проката;

5) более 50% всей электроэнергии вырабатывают на АЭС;

6) построили крупные геотермальные станции;

7) имеют приливные электростанции (ПЭС);

8) являются главными экспортерами электроэнергии;

9)  входят в десятку крупнейших стран по производству легковых автомобилей;

10 входят в десятку крупнейших стран по производству телевизоров

11); являются производителями практически всех видов машиностроительной продукции любой степени сложности;

12)  расположены в пределах северного лесного пояса;

Лидеры по добыче газа в регионах мира

Северная Америка

Южная Америка

Африка

Азия

Европа


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48884. История делопроизводства в дореволюционной России. Учебное пособие 403 KB
  Определение документа интегрирующее все его аспекты дал советский документовед К. Вид это понятие употребляемое для обозначения группы документов одного наименования например: указ один вид грамота другой акт третий. При этом автором служебных документов являются учреждения. Формуляры различных документов складывались на протяжении веков.
48886. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ ПРИ ПРОГНОЗИРОВАНИИ ИСХОДА ВЫБОРОВ В ПРЕЗИДЕНТЫ 1.6 MB
  Нейронные сети возникли из исследований в области искусственного интеллекта а именно из попыток воспроизвести способность биологических нервных систем обучаться и исправлять ошибки моделируя низкоуровневую структуру мозга. С практической точки зрения методика принятия решения обученной нейросети проста на входе задаются некоторые числовые данные и нейросеть ищет похожие в исторических данных на которых она обучалась. Другая существенная особенность нейронных сетей состоит в том что зависимость между входом и выходом находится в процессе...
48888. Использование нейронных сетей при анализе выбора супружеской пары 3.21 MB
  Искусственные нейронные сети прочно вошли в нашу жизнь и сейчас широко используются при решении самых разных задач и активно применяются там где обычные алгоритмические решения неэффективны или даже невозможны. цель моей работы: показать можно ли использовать нейронные сети и эффективно ли их применение в рамках отношений между людьми. Нейронные сети и нейрокомпьютеры это одно из направлений компьютерной индустрии в основе которого лежит идея создания искусственных интеллектуальных устройств по образу и подобию человеческого...
48889. Использование нейронных сетей при планировании пола будущего ребенка 365.5 KB
  Практическое применение нейронных сетей при планировании пола будущего ребенка Хотелось бы отметить что предметом исследования моей курсовой работы является прогнозирование пола будущего ребенка с помощью нейросетей. Выбор данной темы был обусловлен тем что в данной области применение методов искусственного интеллекта не распространено в свою очередь тема планирования пола ребенка всегда была и остается актуальной т.
48890. Использование эффекта Доплера для измерения физических величин 1.18 MB
  Неинвазивное измерение скорости потока Сущность явления Доплера Если источник волн движется относительно среды то расстояние между гребнями волн длина волны зависит от скорости и направления движения. Скорости υИ и υН всегда измеряются относительно воздуха или другой среды в которой распространяются звуковые волны. Трактовка проблемы существенно зависит от того можем ли мы говорить лишь об относительном движении источника и приемника по отношению друг к другу или имеет смысл говорить о скорости возмущения относительно среды т.
48891. Разрешат ли родители своему ребенку завести домашнее животное 3.5 MB
  Интеллект это способность мозга решать интеллектуальные задачи путем приобретения запоминания и целенаправленного преобразования знаний в процессе обучения на опыте и адаптации к разнообразным обстоятельствам. При этом существенно то что формирование модели внешней среды происходит в процессе обучения на опыте и адаптации к разнообразным обстоятельствам. Одной из наиболее интересных интеллектуальных задач также имеющей огромное прикладное значение является задача обучения распознавания образов и ситуаций. Персептрон или любая...