53180

Учимся интересно, говорим правильно

Научная статья

Педагогика и дидактика

К таким умениям и навыкам можно отнести следующие: умение фиксировать внимание на фонетических особенностях звучащего слова; умение анализировать свою речь с позиций правильности неправильности и оценки дикции; умение давать аргументированную оценку речи других; умение читать и говорить правильно подражая звучащему образцу; внятно и отчетливо произносить звуки и слова; читать написанное с орфоэпической подготовкой и без таковой; правильно и рационально пользоваться орфоэпическими словарями в которых есть произносительные...

Русский

2014-02-23

70 KB

4 чел.

Учимся интересно, говорим правильно.

Современный учитель – это профессионал, способный в постоянно меняющихся условиях находить оптимальные пути для  приобщения к родному (украинскому, русскому и  т.д.) языку каждого ученика, вызывая интерес к обучению  в самых трудных и неожиданных ситуациях.  В процессе обучения русскому языку учителю-словеснику особое значение  следует придавать развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля.  Личность школьника в процессе обучения должна активно развиваться,  совершенствоваться устная и письменная речь учащихся. В  настоящее время  речь современных школьников подвержена влиянию со стороны средств массовой информации и Интернета, что приводит к резкому снижению ее правильности,  поэтому одной из главных задач учителя на уроке является обучение нормам русского литературного языка.

Для того, чтобы работа по формированию правильной речи была эффективной, необходима четкая установка учителя на то, что ученики должны овладеть нормами русского литературного языка, что это не менее важно, чем усвоение норм правописания. В сознании ученика  должны соотноситься такие понятия, как «культура», «культура речи», «культурный человек».  Школьники должны осмыслить понятие норма как принятые в языке правила произношения, словоупотребления и т.д. и осмыслить определенную конкретную норму. Положительные результаты  в обучении орфоэпии во многом зависят  от четкого определения необходимого круга умений и навыков, которые следует систематически целенаправленно формировать и развивать. К таким умениям и навыкам  можно отнести следующие:

- умение фиксировать внимание на фонетических особенностях звучащего слова;

- умение анализировать свою речь с позиций правильности-неправильности и оценки дикции;

- умение давать аргументированную оценку речи других;

- умение читать и говорить правильно, подражая звучащему образцу;

- внятно и отчетливо произносить звуки и слова;

- читать написанное с орфоэпической подготовкой и без таковой;

- правильно  и рационально пользоваться  орфоэпическими словарями, в которых есть произносительные моменты.

Важнейшее место в общей системе работы по предупреждению нарушений норм русского литературного языка занимают специальные виды упражнений, обеспечивающих формирование вначале осмысленных умений, а в последующем — речевых навыков.  Орфоэпические упражнения призваны развивать речевой слух, самостоятельность учащихся в правильном решении вопросов произношения и ударения, формировать у них устойчивые умения и навыки. В связи с тем, что предметом орфоэпии служит звуковая сторона речи, значительное место в ходе  урока я отвожу упражнениям, требующим устной формы работы. Хочу предложить практический материал, который  позволяет предупредить орфоэпические ошибки,  научит школьников правильно ставить ударение.  Довольно часто ребёнок слышит неверное употребление слова и воспринимает это как норму. Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения рифмовок. Учащимся предлагается подобрать рифмующееся слово к предложенному учителем. Наиболее созвучные пары слов записываются на доске, после этого идёт работа в группах по составлению рифмующихся строчек.

Самые ритмичные,  запоминающиеся, смешные стихи разучиваем хором.

(Свёкла- Фёкла).

Тётка Фёкла ела свёклу.

(ЦемЕнт- инструмент).

Я беру свой инструмент,

Быстро развожу цемЕнт.

(КвартАл - устал).

Брёл я долго и устал,

Перешёл седьмой квАртал.

(ТвОрог, и творОг).

Что за странный носорог

Ел и твОрог, и творОГ.

Дети очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова, но не всегда для такой работы имеется время на уроке. Данный приём вполне уместен на занятиях кружка, а плоды коллективного труда – рифмовки -  используются на уроках. Вольно или невольно ребёнок, читая подобные стихи, правильно ставит ударения, так как без этого строчки не рифмуются.

Слышен в классе диалог:

Обсуждают каталОг.

Детей не нужно баловАть,

Чтоб зубки не пломбировАть.

Повторять такие рифмовки можно хором во время физкультминуток, подбирая различные упражнения на расслабление. Например:

ДремОта и зевОта уходят за ворота.  (Потягивание).

Если прикоснёшься к иве, Станешь ты ещё красИвей. ( Наклоны).

 

 Стишки быстро запоминаются.  А если на уроках создаются речевые ситуации для развития орфоэпических навыков, то успех работы обеспечен. Постепенно у учителя появляется целая коллекция рифмовок, которые помогают учащимся справиться с проблемами произношения, формообразования.

У меня в ушах звенит,

Телефон опять звонИт.

Вырвали за целый день

весь щавЕль и весь ревЕнь.

    Рифмовки в готовом виде можно использовать на уроках в различных классах,  делиться с коллегами. Для уроков русcкого языка в 6 классе по теме "Падежные окончания существительных" можно предложить такие рифмовки:

В детской сказке колобок

без чулок и без сапог,

Ведь не шьют для колобков

ни ботинок, ни носков.

Обошёл я кухню,

обнаружил туфлю.

 

Мчатся с юга к нам вагоны.

В них везут ребятам тонны

Апельсинов, мандаринов,

Помидоров и лимонов.

Их по восемь килограммов

Покупают наши мамы.

 Такие элементы занимательности методически целесообразны, они положительно влияют на речевую культуру ребёнка. Очень важно, чтобы строки, предназначенные для запоминания, были построены по законам русского языка.

 Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своём ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Для этого приучаю своих учеников выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, т.е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию.  В каких формах можно предложить игровые  задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов, которые могут подсказать учителю, как разнообразить формы работы.

«Разгадайте загадки».

Первый ответ – это исходное слово, другие ответы этой же загадки образуйте путем замены одной буквы в основном слове.                                                                                           Запишите отгадки в тетрадь ( третья строка таблицы), четко произнесите ответы.

1

2

3

С “р” там зубы есть, язык,

С “к” домашний зверь пушист,

С “л” попал на аукцион,

С “б” на море быстрый он.

С “з”  – здоровеньким во рту расту,

С “д” – могуч в лесу стою,

С “к”  –  в тетради начерчу,

С “ч” – прядь волос так

назову.

С “с” на кухне так важна,

С “р” актеру я нужна,

С “б” мучение одно,

С “м” отведаю пальто.

«Составь текст и озвучь его». 

 Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)

Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал.

 Вариант текста, составленного из предложенных слов.

Помощ[шн]ник шофёра снял телефонную трубку:

- Ты чего звонишь?

- На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс. Помощ[шн]ник шофера положил трубку и начал сборы. Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в те[тэ]рмос украинский борщ, приготовленный женой, надел свите[тэ]р, шине[и'э]ль, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.

 Подобное задание может быть несколько видоизменено:  предлагаю учащимся тему (например, «Научное исследование» или «Меню»), учащиеся в течение определенного времени должны составить текст на эту тему, используя слова из орфоэпического словаря.

«Пригласи на обед».

Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).

«В эфире - новости».

Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, по и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора.  Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей новостных программ.

Вариантом данного задания может стать «Конкурс дикторов».

              Учащиеся получают готовый текст.

             Задание: выразительно прочитать предложенный текст, соблюдая присущие                                                публицистическому стилю интонации и орфоэпические нормы русского литературного      языка, обращая особое внимание на выделенные слова:

В районной Думе Городищенского муниципального района ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президента. Намерение правительства углубить  социальные реформы,  начатые несколько лет назад,конечно, оцениваются  в обществе позитивно. Однако приведенные в печати данные о процентах роста  благосостояния жителей района за последний квартал 2010  года вызвал в обществе ряд сомнений и претензий. Депутатами районной Думы было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, были направлены в район по облегченному варианту. За грамотное и рациональное использование  полученных средств руководители района будут премированы. Для контроля за использованием средств будет создана инициативная группа, которая будет сформирована в период с 1 декады января до конца четвертого квартала.

(Учащиеся проверяют правильность выполнения работы, прослушивая  аудиозапись, и выставляют себе оценку.)

      Чтобы обучение учащихся орфоэпическим нормам было интересным и продуктивным, нужно разнообразить виды заданий, используемых на уроках.  

          Задание.

                Проверьте по орфоэпическому словарю, как правильно читать выделенные в    тексте слова. Разыграйте сценку или прочитайте текст по ролям.

                                           Сценка «О спорте».

Повторяем слова из орфоэпического словарика: интервью, бассейн, что, жизнь, конечно.

Из интервью с врачом.

Расскажите, пожалуйста, как простому человеку можно укрепить своё здоровье?

Поможет здесь спорт. Это основа хорошего самочувствия, настроения. Главное не лениться, а начать,  наконец, тренироваться: посещать бассейн, тренажёрный зал или  клуб, делать по утрам зарядку.

–  А правда, что  спорт совершенствует человека, продлевает жизнь?

–  Конечно, если хочешь жить долго, начинай тренироваться. Организм человека создан для физической работы. Без неё физиологические процессы теряют согласованность, организм слабеет.

                                                  Сценка «В кафе».

Повторяем слова из орфоэпического словарика: бутерброд, кофе, дождь, снег, скучно, включить, антенна, майонез.

–  Здравствуйте! Будьте добры, принесите один  бутерброд с сыром и кофе  с молоком.

–  Пожалуйста! Приятного аппетита.

–  Спасибо. А почему сейчас в кафе так мало посетителей?

–  Да на улице дождь,  снег –  вот многие и остались дома.

–  И скучно  здесь сегодня, ещё и телевизор молчит.

–  Телевизор с самого утра не работает, пытались его включить, но всё

бесполезно. Видно из-за непогоды на крыше повредилась  антенна. Но вы не

расстраивайтесь, через десять минут начнётся выступление музыкальной группы

«Майонез». Будет весело.

–  «Майонез»  –  моя любимая группа. Обязательно останусь в кафе и посмотрю выступление. Спасибо!

Задание.

Работа над дикцией.

1. Кончик чистого деревянного карандаша (палочки) зажмите между передними зубами   и удерживайте карандаш в этом положении. Расскажите скороговорки.

2. Чистый деревянный карандаш (палочку) возьмите горизонтально и зажмите между зубами. Язык под карандашом (и над карандашом). Прочитайте вслух скороговорки.

3. Поместите за щеки  по грецкому ореху.  Прочитайте вслух скороговорки. Старайтесь произносить слова чётко.

Бык тупогуб,  тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

От топота копыт пыль по полю летит.

Шустрая норка юркнула в норку.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал,

Да не продолбил и не выдолбил.

Задание.

Тестовые задания по орфоэпии.

1. Укажите слово, в котором ударение поставлено неверно.

А) звонят;  Б) щавель; В) форзац;   Г) тортов.

2. Укажите слова, в которых ударения поставлены верно.

А) свёкла;   Б) свекла;  В) баловать; Г) баловать.

3. В каком слове сочетание ЧН произносится иначе, чем в других?

А) конеЧНый;   Б) конеЧНо;  В) сквореЧНик;  Г) яиЧНица.

4. В каком слове согласный перед Е произносится мягко?

А) тЕмп; Б) шинЕль; В) тирЕ;  Г) фонЕтика.

 Обучать учеников орфоэпии  –  значит формировать у них знания, умения и навыки в соответствии со школьной программой, воспитывать и развивать личность ребёнка, теоретическое  мышление, языковую интуицию, интерес, бережное и вдумчивое отношение к звуку, букве, слову, к знаниям.   Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Природа все производит из корня и более ниоткуда. Ибо сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов – все это рождается только от корня». Следовательно, правильно и интересно обучать учащихся – это значит развивать в них способность понимать, а не заполнять головы учеников готовой информацией.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32272. Монтажные потоки, схемы монтажа и порядок складирования конструкций одноэтажных промышленных зданий среднего и тяжелого типов 263 KB
  Различают следующие методы монтажа элементов каркаса зданий: раздельный дифференцированный при котором за первую проходку крана устанавливают все колонны; за вторую подкрановые балки и подстропильные фермы с продольными связями а затем фермы и плиты покрытия рис. В последнем случае кран движется вдоль пролета монтируются все колонны а затем перемещается поперек пролета ведется секционный монтаж. Так например при пролете 12 и шаге колонн 6 м движении крана по середине пролета можно с одной стоянки монтировать до 6 колонн или...
32273. Порядок и методы монтажа многоэтажных промышленных зданий. Схемы размещения монтажных кранов, применяемая оснастка 31 KB
  Наиболее распространенными типами промышленных многоэтажных зданий являются типовые двухсекционные четырехэтажные и трехсекционные пятиэтажные здания с полным железобетонным каркасом монтируемые из унифицированных сборных железобетонных элементов: колонн высотой в один этаж ригелей и плит междуэтажных и чердачных перекрытий. Захватными приспособлениями служат: для колонн траверсы и стропы а для балок ригелей и плит перекрытия траверсы с полуавтоматическими стропами. Выверку правильности расположения колонн и фиксацию расстояний между...
32274. Монтаж конструкций многоэтажных зданий с использованием групповых кондукторов и РШИ 93 KB
  Монтаж конструкций многоэтажных зданий с использованиемгрупповых кондукторов и РШИ Монтаж конструкций при использовании групповых кондукторов При наличии групповых кондукторов рис. В каждой ячейке последовательно устанавливают выверяют и закрепляют все элементы каркаса и после этого перемещают кондуктор на следующую стоянку. После установки колонн их раскрепляют хомутами кондуктора осуществляют предварительную точечную сварку укладывают ригели и сваривают их стыки с колоннами укладывают и сваривают распорные плиты с закладными деталями...
32275. Особенности возведения кирпичных зданий - совмещение каменной кладки с работами по монтажу конструкций и устройству монолитных участков. 24 KB
  При замерзании свежей кладки рр в швах быстро теряет свои свва свободн вода превращся в лед увеличиваясь в объеме что влечет дефекты трещины и разрушение шва недостаточн уплотненность. В проц оттаивания швы обжимаются весом вышележащ кладки что вызыв неравномерн осадку здя = трещ дефции. Спбы выполнения кам кладки в зимн услх: 1.
32276. Организация рабочего места каменщиков 405.5 KB
  Рабочее место каменщика при кладке стен включает участок возводимой стены и часть примыкающей к ней площади, в пределах которой размещают материалы, приспособления, инструмент и передвигается сам каменщик. Рабочее место каменщика состоит из трех зон (рис. 1, а, б) : рабочей 1 - свободной полосы вдоль кладки, на которой работают каменщики; зоны материалов
32277. Возведение кирпичных зданий следует осуществлять только поточным методом, предусматривающим деление здания на несколько одинаковых по трудоемкости захваток: по одно-, двух- и трехзахватной системам 67 KB
  Билет 7 Однозахватная система организации работ применяется преимущественно при строительстве небольших в плане односекционных домов при одноэтажном строительстве когда кладку ведут на всю высоту этажа при трехъярусном членении. В этот же день во вторую смену выполняют вспомогательные работы: установку подмостей доставку кирпича на подмости и т. На захватке рабочем участке где выполняют монтажные работы по условиям техники безопасности не могут одновременно работать каменщики и наоборот. В сельскохозяйственном строительстве при...
32278. Организация возведения кирпичных стен 26 KB
  Численность комплексной бригады может изменяться от 20 до 40 человек в зависимости от конструктивных особенностей здания и особенно кладки. При поточном выполнении каменной кладки основные понятия технологии работ имеют свое специфическое определение. Захватка типовая повторяющаяся в плане часть здания с приблизительно равными на данном и последующих за ним участках полсекции секция две секции объемами кладки предоставленная бригаде каменщиков для поточного выполнения работы на целое число смен.
32279. Конструктивных схемы и порядок монтажа конструкций каркасных многоэтажных гражданских зданий 47.5 KB
  Конструктивная схема каркасного здания:1 колонны 2 ригели 3 рядовые плиты перекрытий 4 связеваяплита перекрытий 5 навесные стеновые панели Каркасными рис. 5 сооружают общественные и административные здания. Колонны и ригели образуют несущие рамы воспринимающие вертикальные и горизонтальные нагрузки здания.
32280. Конструктивные схемы и порядок монтажа конструкций многоэтажных гражданских зданий с неполным каркасом и бескаркасных 138 KB
  Бескаркасные здания из кирпича и мелких камней и блоков возводят обычно с продольными несущими рис. В зданиях с поперечными несущими стенами рис. Возводятся также бескаркасные здания у которых несущими являются как поперечные так и продольные стены. Конструктивные схемы бескаркасных зданий с несущими стенами:а продольными б поперечными Бескаркасные крупноблочные здания со стенами из бетонных и других блоков имеют конструктивные схемы с поперечными и продольными несущими стенами рис.