5322

Предмет и задачи курса Экономика предприятия

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Предмет и задачи курса Экономика предприятия Объектом изучения являются негосударственные производственныеные предприятия. Экономика негосударственных предприятий является наукой. Экономика государственных предприятий определена регламентированными ...

Русский

2012-12-07

222.5 KB

61 чел.

Предмет и задачи курса Экономика предприятия

Объектом изучения являются негосударственные производственныеные предприятия.

Экономика негосударственных предприятий является наукой. Экономика государственных предприятий определена регламентированными правилами, а экономика негосударственных предприятий основывается на экономических законах.

Предметом изучения курса являются все основные виды деятельности:

- операционной;

- инвестиционной;

- финансовой.

Задачи дисциплины:

  1.  Изучить основные механизмы деятельности предприятия в конкурентной среде.
  2.  Изучить сложившиеся условия деятельности отечественных предприятий и проанализировать возможные пути их совершенствования в контексте данного курса.
  3.  Получить практические навыки в оптимизации стратегий деятельности предприятия.

Деятельность отечественных предприятий.

Состояние далеко не отличное, даже не хорошее, но наметились позитивные сдвиги, и мы начали выходить из кризиса, связанного с дефолтом 1998г.

  1.  Парк основных фондов изношен.
  2.  Используются старые технологии работ.

Нам необходимо: техническое перевооружение многих предприятий. Наши предприятия не конкурентоспособны, нужно перевести предприятия на новейшие технологии, а для этого нужны средства.

Цель и задачи деятельности предприятия в рыночной среде.

Сейчас в сфере эксплуатации 50% негосударственных предприятий и 50% государственных предприятий. В сфере строительства дорог только 10% государственных предприятий и 90% негосударственных.

Целью предприятия является извлечение прибыли (в долгосрочном периоде). При решении всех технико-экономических задач используется критерий – показатель прибыли. Надо максимизировать прибыль.

Задачи деятельности предприятия (только в рыночной среде, и которые не имеют большого опыта в рыночной экономике):

  1.  Постоянное наращивание экономического потенциала предприятия, путем активизирования инвестиционной деятельности.
  2.  Определение путей рационального поведения предприятия в краткосрочном и долгосрочном периоде. Оптимизация тактики и стратегии.

Ориентация на конкурентоспособность не только на российском, но и на зарубежных рынках.

  1.  Постоянный анализ коньюктуры рынка и оперативное реагирование на ее изменение (любому предприятию необходимо проводить маркетинговые исследования).

Принципиальная схема функционирования предприятия в рыночной среде.

¼ капитала является заемными средствами. Сейчас государство начинает стимулировать развитие инвестиционной деятельности.

2 способа воздействия на деятельность предприятия:

- прямое воздействие (рыночное);

- косвенное воздействие.

Косвенное воздействие оказывают:

- Государственно-политические факторы (через законодательство, регламентируют основные условия его деятельности, например, система налогообложения). Создание правовых норм, лицензирование, регистрация и т.п.

- Социально-демографические факторы (уровень минимизации з/п, например, социальные пакеты). Влияет на рынок рабочей силы, создание условий для переквалификации, обучения работников и т.п. Возникает вопрос кадров.

- Научно-технические факторы – в первую очередь темпы НТП в хозяйственном деле, по конкурентным отраслям. Должны идти от государства. Оно должно стимулировать и финансировать подобные исследования.

- Экономические факторы – уровень инфляции, темп роста ВВП, уровень финансирования государством национальных программ, уровень сбора налогов. Коммерческое освоение инвестиций.

- Правовые факторы – арбитраж, судебные инстанции.

Маркетинговая деятельность на предприятии.

Маркетинговые службы играют важную роль в деятельности предприятия.

Маркетинг представляет собой процесс организации производственно-сбытовой деятельности, в целях реализации продукции и услуг и получения прибыли в условиях конкуренции.

Маркетинг необходим только для негосударственных предприятий, т. К. в государственных предприятиях сбытом продукции занимается государство. Маркетинг необходим для фирмы:

- если возникают трудности сбыта;

- если рынок является насыщенным;

- если на рынке конкуренция и т.д.

В плане маркетинговой деятельности рассматриваются следующие вопросы:

- цели и стратегии маркетинга;

- ценообразование;

- схемы распределения продукции;

- методы стимулирования продаж;

- организация послепродажного обслуживания потребителей;

- реклама;

- формирование общественного мнения о фирме и ее продукции.

Цели и стратегии маркетинга:

1. Изучение потребителей продукции, услуг и их поведения на рынке (изучение потребительских предпочтений).

2. Анализ рыночных возможностей предприятия (т.е. какую долю на рынке может иметь предприятие).

3. Оценка выпускаемой продукции и предлагаемых услуг и перспектива их развития.

4. Анализ используемых форм и каналов сбыта (т.е. через какую сеть проходит сбыт).

5. Оценка использования фирмы методов ценообразования.

Цена может формироваться на основе себестоимости продукции, с учетом конкуренции и т.д., а самая главная задача ценообразования является определение стратегии.

6. Создание наиболее благоприятных условий продажи и продвижения товаров на рынок (позиционирование).

7. Изучение конкурентов.

Сегментирование рынка – это разделение общей совокупности потребителей на определенные группы, имеющие сходные потребительские запросы и предпочтения.

Позиционирование товара – мероприятие по продвижению продукции на рынок и обеспечение ее конкурентоспособности.

Управление предприятиями.

Сущность, основные принципы управления.

Обеспечение производительности предприятия немыслимо без управления. Под управлением понимается непрерывный социально-экономический организационно-технический процесс, обеспечивающий достижение необходимых пропорций между частями управляемого объекта, с целью получения определенных результатов.

Объектом управления может быть что угодно. Для определения сущности управления предприятием мы будем рассматривать две взаимосоставляющие, управляемые и управляющие системы.

Принципиальная схема управления.

Внешняя информация поступает от всех контрагентов, рыночных структур, вышестоящих органов управления.

Управляющая система (субъект) – совокупность аппарата управления предприятием.

Управляемая система (объект) – все производственные подразделения.

Необходимость в управлении связана с возмущающимся воздействием. Под возмущающим воздействием понимается воздействие, как внутренних, так и внешних факторов, воздействующих на осуществление производственных процессов.

Управление обеспечивает состояние динамического равновесия производительности (система должна работать без сбоев и добиваться намеченных целей).

Принципы управления.

  1.  Оперативный (система управления должна быстро решать все производственные задачи).
  2.  Экономичность системы управления (не должна быть дорогостоящей).
  3.  Оптимальность (принятие решений должно обеспечивать наиболее оптимальные, рациональные).
  4.  Надежность (моментальное принятие решений).

Функции и организационные формы управления.

Процесс управления – циклический.

Под функцией управления понимают определенный вид управленческой деятельности. Различают общие и конкретные функции управления.

Общими функциями управления являются планирование, организация, контроль, регулирование и учет.

Функция планирования включает постановку целей, прогнозирование тенденций, развитие производственной системы, определение средств для ее нормального функционирования, моделирование деятельности объекта управления в различных производственных ситуациях. Конкретное выражение планирование находит в постановке плановых задач деятельности и их выполнение. Затрагивает все деятельности.

Функция организация включает задачу формирования структуры организации, установление оптимальных пропорций и характеризует взаимоотношения между отдельными элементами, определение прав и обязанностей должностных лиц и исполнителей.

Функция контроля состоит в непрерывном наблюдении за движением системы и проверки реального хода производства, установленного планом, а также нормами, стандартами, инструментами и т.д. В процессе контроля выявляется место, характер и размеры отклонений от заданных программой и устанавливает их причину.

Функция регулирования направлена на обеспечение синхронной работы производственной системы и принятия, необходимых мер, устраняющих отклонения, которые возникли под влиянием возмущающих воздействий.

Функция учета обеспечивает сбор, накопление и систематизацию данных о работе системы и подводит итоги ее деятельности за определенный период. Тем самым, создавая информационную базу, для разработки программы действий на последующий период.

Общие функции управления указывают на направление общего воздействия всей управляющей системы на объект управления, а конкретные функции на направление воздействия отдельных структурных частей управляемой системы, т.е. отделов и должностных лиц. Для строительных организаций конкретными функциями являются следующие:

- организация сметно-договорной работы;

- техническая подготовка;

- организация материального-технического снабжения;

организация труда и з/п.

Выполнение каждой из перечисленных конкретных функций управления предполагает и осуществление общих функций.

Функции управления в совокупности представляют содержание системы управления.

Организационная структура системы является производной от ее функции и выражает организационную форму, в которой они реализуются.

Под организационной структурой управления понимается состав, взаимосвязь и подчиненность отдельных его элементов, т.е. подразделений, служб и отдельных исполнителей, выполняющих в совокупности все функции управления отдельными объектами.

Организационная структура управления по горизонтали подразделяется на звенья, а по вертикали на ступени.

Под звеном управления понимают функционально-обособленный орган управления, выполняющий одну или несколько функций. Т.е. звеном может быть какой-либо отдел, либо управляющее лицо.

Ступень образуется из совокупности звеньев одного уровня. Между ступенями существуют связи управления, а между звеньями существуют связи кооперации, взаимосвязи и т.д.

Вертикальные связи могут быть:

- линейными (обязательное подчинение по всем вопросам управления);

- функциональными (подчинение по определенному кругу управленческих задач).

Линейная система – все исполнители непосредственно подчиняются одному руководителю по всем вопросам и функциям своей деятельности.

Линейная система управления.

С увеличением уровня управления производством и с  углублением специализации функций у управляющего накапливаются много, в связи с этим, необходимость в появлении получила функциональная система.

Функциональная система управления характеризуется тем, что организуется группа управляющих подразделений, каждый из которых выполняет какую-либо одну функцию управления и отправляет исполнителю обязательные распоряжения в пределах своих полномочий. На практике практически не используется, а используется в сочетании с линейной системой управления.

Функциональная система управления.

Разновидности такого сочетания:

- линейно-штабная, характеризуется тем, что при линейном руководителе создается штаб из группы специалистов различной профессиональной подготовки, в задачи которых входит подготовка квалифицированные рекомендации в пределах закрепленных за ними функциями и передача их руководителю.

Специалисты, входящие в штаб, сами решения не принимают, они являются консультативным органом.

Наибольшее исполнение на практике получила линейно-функциональная система управления.

Фрагмент линейно-функциональной системы управления в строительном тресте.

- - -  - отдача распоряжений, но не дача приказа. Распоряжение не имеет жесткую силу выполнения, как приказ.

Дача приказа отдается только в пределах компетенции дающего звена.

Сейчас при строительстве различных крупных комплексов используется программно-целевая система управления, она осуществляет очень сложные горизонтальные связи.

В строительстве дорог такая система управления используется при строительстве платных автомобильных дорог, она осуществляет координацию строительного комплекса разных объектов.

Методы управления предприятием.

Метод управления – это совокупность приемов целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления, в целях поддерживания его устойчивости в заданных режимах функционирования.

В зависимости от содержания и характера воздействия на работников различают:

- экономические;

- административные;

- социально-психологические метолы управления.

Методы управления не могут существовать отдельно друг от друга, сами по себе.

Экономические методы – методы самоуправления.

Кредит – используется в настоящее время.

Организационное регламентирование – определяет границы управления на каждом уровне, которые закрепляются с помощью соответствующих государственных или правовых актов.

Эти административные акты закрепляют организационные структуры управляющих и управляемых систем. Регламентируют права, обязанности, функции и взаимодействия структурных подразделений предприятий и должностных лиц.

Организационное нормирование – предполагает создание организационных нормативов, предполагающих организационное развитие всех процессов, происходящих как в управляющих, так и в управляемых системах.

К основным из них, определяющих границы деятельности объекта управления, можно отнести:

- технические нормативы;

- технологические нормативы;

- нормативы в системе совместного труда;

- экономические нормативы.

К нормативам управляемой системы относят:

- правила внутреннего трудового распорядка;

- организация документооборота;

- норматив штата.

Организационное инструктирование определяет порядок выполнения определенных функций, рынком или субъектом управления и выступает в виде должностной инструкции и методов, указаний к руководству.

Приказ – акт, содержащий требования выполнения (издается только линейным руководителем).

Социально-психологические направлены на улучшение условий труда рабочих, моральные стимулы.

Стимулы руководства:

- авторитарный;

- демократический.

Технологии и информационные системы управления.

Управление осуществляет технологический процесс, который разбивается на 6 этапов.

  1.  Получение и анализ информации.
  2.  Выявление проблемной ситуации и определение цели.
  3.  Постановка и решение управленческих задач.
  4.  Принятие решения.
  5.  Организация выполнения решения.
  6.  Экономический анализ и оценка результатов решения.

1.Получение и анализ информации.

Поступает «импульс»→решаются управленческие вопросы о методах отклонения. Информация поступает только об отклонениях, а регламентированная работа происходит постоянно.

Если все в соответствие с регламентом, то нет информации в субъект управления.

Поступающая информация должна быть:

- своевременной;

- достаточной;

- достоверной.

Метод: информация поступает через определенный промежуток времени.

Достоверность информации зависит от метода. Не должна перегружать, информация, которая именно требуется. Может оговариваться заранее. Требует опыта от работников.

Достоверность информации обеспечивается постоянным контролем со стороны руководителя.

2.Выявление проблемной ситуации и определение цели.

Анализ поступившей информации позволяет выявить ряд проблем.

Ситуация – характеристика условий, возникающих в результате внешних и внутренних воздействий.

На основе оценки системы формируются цели для выполнения, которых нужно организовать коллектив.

Для оценки степени адекватности принимаемого решения проблемы, необходимо оценить степень ее реализации при каждом варианте решения.

Оценка степени реализации цели производится с помощью критерия.

Критерий – признак или показатель, выражающий предельную меру экономического эффекта принимаемого решения. Он является отображением интересов субъектов управления, при выполнении объектом управления поставленной цели, поэтому правильный выбор критерия тождественен правильной постановке задачи.

3.Постановка и решение управленческих задач.

Наличие цели требует переход к следующему этапу, в ходе которого формируется решение задачи, а также разрабатываются и оцениваются возможные варианты решения.

Модель – упрощенное представление действительности. Условный образ управляемого объекта, отражающий существенные для достижения целей, его характеристики, т.е. параметры, структуру.

4.Принятие решения.

Полученные математическим или умозрительным путем методы требуют согласования внутри управляющей системы и вне нее.

Формами согласования могут быть технические советы, устная договоренность.

В результате анализов вариантов решения задачи, а в ряде случаев коллективного обсуждения, руководитель принимает окончательное решение.

Принятое решение приобретает юридическую силу после его утверждения и подписи руководителя.

Требования к решению:

Должны быть всесторонне обоснованы, своевременны, иметь необходимую полноту содержания, быть полномочными и согласованными с ранее принятыми решениями.

5.Организация выполнения решения.

Должно быть доведено и разъяснено работнику.

6.Экономический анализ и оценка результатов решения.

Учет результата решения обеспечивается единой системой бухгалтерского, статистического и управленческого учета.

Информационная система управления основана на широком использовании компьютерных технологий, сбору и обработке данных о всех процессах, влияющих на деятельность предприятия.

Планирование хозяйственной деятельности предприятия

Методы и виды планирования.

Планирование предприятия – это определение системы количественных и качественных показателей развития предприятия в текущей долгосрочной перспективе.

Существуют следующие методы планирования:

  1.  Балансовый;
  2.  Расчетно-аналитический;
  3.  Экономико-математический;
  4.  Графо-аналитический;
  5.  Программно-целевой.
  6.  Балансовый метод.

Обеспечивает установление связей между объемами производства, потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между отдельными разделами плана.

  1.  Расчетно-аналитический метод.

Используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, определяющих величину этих показателей.

  1.  Экономико-математический метод.

Предусматривает оптимизацию отдельных разделов плана деятельности предприятия. В основном используется метод математического, линейного программирования.

  1.  Графо-аналитический метод (табличные, линейные, циклограммы, сетевые графики).
  2.  Программно-целевой метод.

Предусматривает составление дерева целей, которые могут разрабатываться с любой степенью детализации (используется при планировании сложных объектов в холдингах).

По срокам различают следующие виды планирования:

Основные разделы и показатели.

Разделы плана

Показатели плана

1. План производства и реализации продукции.

Номенклатура, ассортимент, товарная и реализованная продукция.

2. План технического развития и организация производства.

Удельный вес конкурентоспособной продукции, эффективность расчета показателей, эффективность мероприятий по улучшению производства.

3. План по инвестициям капитального строительства.

Размеры капитальных вложений и показатели их эффективности.

4. Материально-техническое обеспечение.

Объем поставок сырья и материалов.

5. Трудовой персонал и з/п.

Производительность труда, численность персонала, ФОТ.

6. Себестоимость, прибыльность, рентабельностью

Смета затрат, показатели себестоимости, товарной продукции, балансовая прибыль и т.д.

7. Финансовый план.

Баланс доходов и расходов, налоги.

8. Фонды экономического развития предприятия.

Сметы фондов накопления, потребления, резервы.

9. Охрана окружающей среды.

Капитальные вложения, природоохраняемые мероприятия, плата за природные ресурсы.

10. Социальное развитие коллектива.

Уровень социальной обеспеченности работников.

11. ВЭД.

Размеры валютной выручки.

Виды планирования.

Стратегическое планирование и бизнес планирование.

Отличия не ярко выражены, противопоставляются технико-экономическому планированию.

Особенность стратегического планирования, в отличие от технико-экономического, которое относится к устоявшимся условиям деятельности (определение номенклатуры), заключается в том, что предприятие в корне не перестраивается, тут же ищутся новые ниши для выполнения новой продукции или услуг, т.е. завоевания новых сегментов рынка за счет расширения ассортимента рынка.

Бизнес планирование осуществляется либо в случае создания нового предприятия, либо при необходимости существенных инвестиций в его развитие.

Охватывает создание на «пустом месте» нового предприятия. Нужно провести тщательный анализ рынка.

Организация производства.

Под организацией производства понимается оптимальное сочетание в пространстве и времени всех необходимых ресурсов для создания определенной продукции или оказания услуг.

Самое сложное – это расстановка всех ресурсов, причем при минимальных затратах на выполнение работ.

Формы, типы и методы организации производства.

Формы организации производства.

Различают следующие формы:

- концентрация;

- специализация;

- кооперирование;

- комбинирование;

- диверсификация (в современных рыночных условиях), позволяет выстоять предприятию в условиях кризиса, спада производства.

Концентрация представляет собой увеличение объемов выпуска продукции или сосредоточение выпуска продукции на ограниченном количестве действующих мощностей, с целью использования эффекта экономии на масштабах производства.

Ограничительным фактором являются затраты, связанные со сбытом продукции.

Под специализацией понимается выпуск на предприятии или в его производственных звеньях определенных видов продукции или оказания определенных видов услуг.

Или ориентация предприятия или его производственных подразделений на выпуск определенных видов продукции или оказания определенных видов услуг.

Различают:

- предметную;

- технологическую;

- подетальную специализацию.

Предметная специализация предусматривает выпуск определенных видов продукции (в строительстве, создание мостов, аэродромов, портов…).

Технологическая специализация  предусматривает создание предприятия или производственных подразделений по видам выполняемых технологических процессов (тресты по выполнению земельных работ, т.е. организации, выполняющие отдельные виды работ по определенной технологии).

Подетальная специализация (только в промышленности) основана на специализации отдельных деталей или конструктивных частей для создаваемой продукции.

Под кооперированием понимается установление производственных связей между предприятиями, цехами и участниками, совместно участвующими в производстве определенной продукции.

Имеет место, как в рамках одного предприятия, так и в нескольких предприятиях, объединенных выпуском одной продукции.

Комбинирование представляет собой соединение в одном предприятии разных производств, иногда даже разно отраслевых, но, как правило, тесно связанных между собой.

Различают следующие методы организации производства:

- поточный;

- партионный;

- индивидуальный.

Поточный метод предусматривает ритмичное и последовательное выполнение основных и вспомогательных операций на специализированных рабочих местах, расположенных по ходу протекания производственного процесса.

Партионный метод характеризуется изготовлением разной номенклатуры продукции в количествах определенными партиями их запуска-выпуска.

Партией называется количество одноименных изделий, которые поочередно обрабатываются при каждой операции производственного цикла с однократной затратой подготовительного заключительного времени.

Индивидуальный метод характеризуется изготовлением продукции в единичных экземплярах или небольшими повторяющимися партиями.

Различают следующие типы производства:

- массовое;

- серийное;

- единичное.

Производственные функции и их использование для оптимизации производственной деятельности предприятия.

Понятие производственной функции.

Производственная функция характеризует взаимосвязь между выпуском продукции и экономическими ресурсами или факторами производства, необходимыми для ее выпуска.

- функция Коба-Дугласа

, чаще всего используется

, где

а – коэффициент регрессии.

Они определяются методами статистического анализа. Эта функция устанавливает объем выпуска от факторов производства

- от выпуска продукции.

Построение производственной функции необходимо для решения задач, либо для максимизации объемов выпуска продукции при имеющихся факторах производства, либо для минимизации затрат ресурсов при заданном выпуске продукции.

Виды производственной функции.

1. Производственная функция от одного фактора производства при неизменном значении всех остальных факторов.

Эта функция основывается на том факте, что при увеличении использования кого-го либо одного фактора производства (например, рабочая сила), объем выпуска продукции растет сначала ускоренно, а затем замедленно, а иногда может даже и уменьшаться.

2. Зависимость объема выпуска от двух факторов производства

, где R1>0, R2>0

При необходимости максимизации нескольких видов продукции, в зависимости от имеющихся ресурсов, переходит к задачам математического программирования. В качестве целевой функции такой задачи вместо максимизации объема выпуска продукции используется максимизация прибыли.

Целевая функция

Ограничения

Vi≥0 – граничное условие

ai – удельная прибыль на единицу выпуска i-того вида продукции

bji – удельные затраты j-того вида ресурса на выпуск i-того вида продукции

Bj – имеющийся в наличии на предприятии объем j-того вида ресурса.

Издержки производства и принципы их минимизации.

Вмененные издержки отличаются от бухгалтерских издержек на величину упущенной выгоды.

Бухгалтерская прибыль – разность между доходами и расходами.

Экономическая прибыль меньше бухгалтерской прибыли на величину издержек упущенных возможностей.

Суммарный доход от продаж – 2000 тыс. руб.

Издержки: а) прямые – 1200 тыс. руб.

                            б) накладные расходы – 250 тыс. руб.

                            Итого: 1450 тыс. руб.

Бухгалтерская прибыль – 550 тыс. руб.

Упущенная выгода – 350 тыс. руб.

Экономическая прибыль – 200 тыс. руб.

Издержки предприятия в краткосрочном периоде и их оптимизация.

Понятие краткосрочного и долгосрочного периодов деятельности предприятия.

В деятельности предприятия выделяют 3 периода:

- краткосрочный период;

- долгосрочный период;

- очень долгосрочный период.

В краткосрочном периоде решаются вопросы организации деятельности предприятия на существующих производственных мощностях, т.е. без изменения качественного и количественного состава и структуры основных производственных фондов предприятия.

Издержки, связанные с эксплуатацией оборудования, основных средств можем считать условно постоянными.

 В долгосрочном периоде осуществляется количественное и качественное изменение в составе структуры основных фондов, т.е. издержки, связанные с их эксплуатацией являются переменными.

В очень долгосрочном периоде изменяется технология производства, технологические процессы.

В краткосрочном периоде есть:

- переменные факторы – факторы, зависящие от объема производства (факторы, связанные с трудом, сырьем и т.д.);

- постоянные факторы - факторы, не зависящие от объема производства (оборудование, станки, машины).

В долгосрочном периоде все факторы производства являются переменными. Продолжительность срока зависит от отрасли.

Деятельность предприятия в краткосрочном периоде.

Общий, средний и предельный продукт.

Рассмотрим некую условную фирму, где производство налажено только с помощью двух факторов производства: капитала (постоянный ресурс) и труда (переменный ресурс).

Объем выпуска фирмой продукции в течение месяца

Количество единиц капитала, К

Количество единиц труда, L

Общий продукт, TP

Предельный продукт, MP

Средний продукт, AP

10

0

0

15

0

10

1

15

15

25

10

2

40

20

23

10

3

63

21

13

10

4

76

19

9

10

5

85

17

5

10

6

90

15

1

10

7

91

13

Общий продукт – количество продукции, производимое за месяц.

Предельный продукт представляет собой изменение общего продукта, за счет ввода в производство одной дополнительной единицы переменного фактора.

Средний продукт – количество общего продукта, деленное на количество единиц переменного фактора.

Кривая TP (общего продукта) характеризует увеличение выпуска продукции при росте одного из переменных факторов при фиксации остальных факторов. Темп увеличения фактора производства больше темпа роста фактора.

т. b – при таком количестве факторов – наивысший средний продукт, т. а – точка перелома.

Свойства кривых среднего и предельного продукта:

1. Кривые предельных и среднего продукта всегда начинаются из одной точки, т.к. при бесконечно малом приращении аргумента значение средних и предельных величин совпадает.

2. На начальном этапе кривая предельных значений всегда возрастает быстрее, чем среднее значение, чтобы средний продукт увеличился, работник должен увеличить количество единиц продукции.

3. До тех пор пока кривая предельного значения больше среднего, величина средних значений будет возрастать и наоборот.

Издержки предприятия.

Введем следующее понятие общие издержки TC, суммарные издержки предприятия, связанные с выпуском данного объема продукции.

Общие издержки делятся на:

- суммарные постоянные издержки TFC – не меняются с изменением выпуска продукции, имеют место и тогда, когда продукция вообще не выпускается (арендная плата, амортизационные отчислении, % за кредит…);

- суммарные переменные издержки TVC - меняются с изменением выпуска продукции (переменные издержки – з/п, чем больше используется рабочих, тем больше з/п).

Средние издержки AC – издержки предприятия на единицу продукции.

Средние издержки делятся на:

- средние постоянные издержки AFC – всегда снижаются с выпуском продукции;

- средние переменные издержки AVC – могут, как снижаться, так и увеличиваться с изменением выпуска продукции.

Предельные издержки MC изменения издержек, связанные с увеличением продукции на каждую единицу. Всегда переменные издержки.

Издержки предприятия (продолжение)

Примем, что 1 единица капитала стоит 100 денежных единиц.

                                1 единица фактора труда стоит 250 денежных единиц.

Величина издержек производства, в зависимости от изменения переменного фактора

Количество едениц труда

L

Общий продукт

TP (q)  

Суммарные издержки

Предельные издержки МС

Средние издержки

пост

TFC

перемен

TVC

общие

TC

постАFC

перемен

АVC

полные

АTC

0

0

1000

0

1000

16,7

-

-

-

1

15

1000

250

1250

66,7

16,7

83,4

10,0

2

40

1000

500

1500

25

12,5

37,5

10,8

3

63

1000

750

1750

15,9

11,9

27,8

19,2

4

76

1000

1000

2000

13,2

13,2

26,3

27,8

5

85

1000

1250

2250

11,8

14,7

26,5

50,0

6

90

1000

1500

2500

11,1

16,7

27,8

250

7

91

1000

1750

2750

11,0

19,2

30,2

Средние издержки: постоянные AFC: Снижаются с увеличением  переменного фактора.

Предельные издержки МС: изменения общих издержек при увеличении выпуска на 1 единицу продукции.

, .

Средние издержки = величине общих издержек/ на количество общей продукции.

, .

Построенные кривые имеют следующие свойства:

  1.  В точке А, где кривая предельных издержек достигает минимума, кривая общих издержек имеет перегиб из выпуклой становится вогнутой.
  2.  Кривая предельных издержек пересекает кривые средних постоянных и средних переменных издержек в точках их наименьших значений.
  3.  Поскольку средние переменные издержки:

, общие издержки, деленные на выпуск продукции

TVC=L*W, где

W-зарплата одного работника.

q=AP*L (средний продукт на количество переменного фактора), где

q - объем выпуска продукции;

AP-средний продукт;

L- количество переменного фактора.

Средние переменные издержки прямопропорциональны стоимости труда и обратно пропорциональны среднему продукту (средняя производительность труда).

Средние переменные издержки будит достигать минимума, когда AP (средний продукт) max.

Издержки предприятия в долгосрочном периоде.

Все факторы являются переменными (увеличение цены, качества, производительности, количества, фактора труда, фактора капитала).

В краткосрочном периоде ОФ (основные фонды) постоянные, изменение мощности предприятия, объема выпуска, за счет переменного фактора (увеличения трудовых ресурсов, увеличения сырья).

Каждая точка линии характеризует новое состояние производственной мощности, которая характеризуется объемом выполненных работ.

Производительная мощность:

- максимальна объему работ, который может быть выполнен собственными силами, при наиболее эффективном использовании имеющих основных фондов.

Предприниматель тратит собственные средства, он идет на риск увеличения издержек, уменьшения объема производства. В первом периоде осуществления инвестиций.

По истечении определенного времени начинается улучшение (точка Е).

Инвестиции не дают моментальной отдачи! (на это надо время).

Когда все факторы производства становятся переменными, встает вопрос взаимозаменяемости.

Принцип: предельная производительность фактора производства, отнесенного к цене этого фактора, должна соответствовать такому же отношению другого фактора.

, где

,  - предельная производительность капитала, труда.

, - цена капитала, цена труда.

Теория поведения предприятия в различных рыночных средах

Рыночные структуры и принципы поведения предприятия

Предприятие в условиях рыночной экономики функционируют в различных средах. Более часто: монополия и совершенная конкуренция – неограниченное количество производителей и потребителей. Цену устанавливает рынок.

Отличительная особенность - свобода входа и выхода на рынок совершенной конкуренции.

- фондовый;

- денежный;

- производственный рынок прямого потребления;

- частного потребления.

Цена формируется как равнодействующая спроса и предложения.

Монополия  - единственный продавец. Отрасль, она формирует цену на свою продукцию, она выставляет барьеры.

Возникновение монополий - негативный момент в деятельности.

Во всех странах действует антимонопольное законодательство (в России, наоборот, направляющая отрасль топлива -  монополия).

Между ними существует множество структур, предоставляющие создание различных степеней свободы предприятия.

Нас интересует 2 структуры: монополистическая конкуренция и олигополия.

Монополистическая конкуренция – основана на дифференциации товара, который обеспечивает определенное влияние производителей на их цену на рынке при свободном вводе этих производителей на рынок и выходе с него.

Пример:

Магазин мужских костюмов, разновидность их велика, следовательно, и цены будут разные, но не произвольные.

Определение особенностей товара и составление с другими ценами похожих товаров.

Монополистическая конкуренция: производство продукции, не имеющей аналогов.

Олигополия – это несколько предприятий действуют на рынке, причем одно из них занимает лидирующую позицию, в связи с чем другим предприятиям приходится ориентироваться на деятельность лидера ( в стоимостном аспекте).

Конкурентная борьба возникает в тех случаях, когда предприятие может влиять на цены.

Все структуры довольно хорошо изучены, как теоретически, так и практически. Структуры функционируют по определенным законам.

Основные принципы поведения предприятия в рыночной структуре

2 основных принципа, они универсальны:

1 принцип:

Касается того, когда предприятие должно прекратить свою деятельность, если доходы предприятия оказываются ниже переменных издержек.

2 принцип:

До каких пор предприятию целесообразно увеличивать выпуск продукции.

Предприятие должно увеличивать объем выпуска продукции до тех пор, пока предельные издержки на выпуск продукции не будут равны предельному доходу его производства.

Свободная конкуренция

2 признака:

1 принцип:

Ни одно из предприятий не оказывает влияние на цены.

2 принцип:

Каждое предприятие имеет свободный вход и выход с рынка.

Кривая спроса на продукцию предприятия Д является полностью эластичной.

Кривая спроса показывает количество продукции, которое предприятие производит по данной цене.

Прямая Д совпадает со средним доходом AR и кривой предельного дохода MR.

MR и  AR – предельный и средний продукт.

MC- кривая предельных издержек.

Оптимальный объем выпуска продукции предприятия будет

Прибыль равна площади PAACL (прибыль на единицу продукции на оптимальный выпуск продукции).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30607. Понятие творчества в работах Бахтина 28 KB
  Он утверждал что слово является непосредственным фактом жизнедеятельности то есть слово – поступок. По сути это переход от формулы слово и дело к формуле и слово есть дело . Для журналиста это принципиально важно ведь для нас господа слово действительно дело. Бахтин изучал даже не столько само слово сколько границы звучащего слова.
30608. Характеристика творчества в работах Пришвина 38.5 KB
  Всякое живое существо говорит о себе не только словами но и формой своего поведения в жизни никто не безмолвствует. Для каждого своего блина артист должен готовить новую сковороду. Человеком по мнению таких людей можно назвать только того кто смотрит на проходящие волны из глубины своего дня. А живым остается в своей наивной простоте доказывать перед современностью наличие жизненности своего существа.
30609. Бытие, самопознание, творчество 26.81 KB
  категория обозначающая реальность существующую объективно вне и независимо от сознания человека. Эта трансформация выражавшая новый тип отношения человека к природе обусловленного развитием науки техники и материального производства подготовила концепции Б. u которых природа рассматривается вне отношения к ней человека как некоторый механизм действующий сам но себе. созданное деятельностью человека.
30610. Категории творчества в философии Ницше 29.5 KB
  Категории творчества в философии Ницше. Ницше РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЗ ДУХА МУЗЫКИПРЕДИСЛОВИЕ К РИХАРДУ ВАГНЕРУ. Творчество по Ницше имеет в основе двойственность аполлонического и дионисического начал также как рождение стоит в зависимости от двойственности полов при непрестанной борьбе и лишь периодически наступающем примирении. В творчестве и творческой личности считает Ницше могут присутствовать либо то либо другое начала либо сочетаться в одном человеке одновременно.
30611. Шопенгауэр о творчестве 29.5 KB
  Интеллект – слуга воли. Царство платоновских идей представляет собой высшую объективацию воли. Искусства иерархичны разные степени объективации воли: архитектура тяжесть садоводство и ландшафтный дизайн – растительный мир скульптура – животные живопись и поэзия – чел. Но круче всех музыка – она мистическое воплощение самой воли.
30612. Иосиф Бродский о творчестве (воспоминания) 19.1 KB
  Творчество вообще Для Бродского творчество – это прежде всего процесс а не результат потому что последний невозможен без первого это он высказывает и в интервью и в речи нобелевского лауреата и в своих эссе например Кошачье мяу. Поэтическое творчество Язык это уникальный инструмент познания. Творчество учит частности человеческого существования. Поэзия не столько форма искусства сколько искусство форма к которой часто прибегает поэзия Творчество Бродского Всё что не относится к творческому процессу семья и...
30613. А. П. Чехов о журналистском творчетсве 28.87 KB
  Чехов о журналистском творчетсве.Первые опыты литературного творчества Чехова в юмористическом духе относятся к гимназическим годам. Чехов в воспоминаниях комунибудь подражая или когонибудь представляя.Так еще в гимназические годы проявляется у Чехова тяга к юмору и желание установить связь с юмористическими журналами.
30614. Сергей Довлатов: ремесло и творчество 44 KB
  Произведения Довлатовапрозаика не издавались в СССР. В Америке проза Довлатова получила широкое признание публиковалась в известнейших американских газетах и журналах. Через пять дней после смерти Довлатова в России была сдана в набор его книга Заповедник ставшая первым значительным произведения писателя изданным на родине.Основные произведения Довлатова: Зона 1964–1982 Невидимая книга 1978 Соло на ундервуде: Записные книжки 1980 Компромисс 1981 Заповедник 1983 Наши 1983 Марш одиноких 1985 Ремесло 1985 Чемодан...
30615. З. Фрейд: бессознательное и творчество 38 KB
  Если председатель палаты депутатов в первых же своих словах закрывает заседание вместо того чтобы его открыть мы склонны считать это ошибочное действие не лишенным смысла. Особый вид сна – сны наяву является сырым материалом для поэтического творчества потому что сны наяву поэт использует в своих новеллах романах пьесах. Гёте на вопрос когда и где появляется национальный классический писатель он отвечает: Когда в образе мысли своих соотечественников он не видит недостатка в величии равно как и в...