53231

Координатная плоскость. Графики

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Тополь горизонтальная координатная прямая называется осью абсцисс 11вариант Если координата х=0 то точка лежит на оси ординат 12вариант 2.Дуб 1 вариант А2;3 2 вариант А3;2 ...

Русский

2014-02-24

114 KB

4 чел.

Координатная плоскость. Графики.

 

Урок математики в 6 –А классе

КАВЫРШИНА  ВАЛЕНТИНА  ГАВРИЛОВНА

Донецкая общеобразовательная школа  I-Ш ступеней  № 112

ЦЕЛИ  УРОКА:

Обучающие:

- систематизация и обобщение знаний учащихся по данной теме;

- знание основных понятий координатной плоскости;

- уметь строить точки и определять их координаты;

- строить несложные графики и уметь считывать с графиков их свойства.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес учащихся, внимание, мышление, память;

- умение работать самостоятельно, в паре, в группе;

- умение общаться, помогать другим, анализировать ситуацию, оценивать свои действия и действия других.

Воспитывающие:

воспитание любви к математике, дисциплинированности, ответственности, самооценки.

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний с элементами игры

ОБОРУДОВАНИЕ: карта Украины, герб и флаг Донецкой области, глобус,  шахматная магнитная доска, таблицы, стихи, бумажные поделки (листья), каталог лекарственных трав.

ХОД   УРОКА

Организационный момент. Подписание листов самооценки.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Класс

Ф.И.

Дом.задание

Верно ли?

Работа у доски

Работа с места

Самост.работа

ИТОГ

Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания (учащиеся  заполняют лист самооценки - ставят  «+»  или «-» в графе домашнее задание.

ОБОСНОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Цель сегодняшнего урока: повторить материал о координатной плоскости, графиках, вспомнить, как мы умеем применять эти понятия на практике при решении конкретных примеров.

Давайте вспомним условия успешной работы на уроке (на доске плакат с надписями). Дети читают:

БЫТЬ внимательным, сообразительным, самостоятельным

Не оставлять вопрос без ответа

На задания затратить минимум времени и  максимум усердия

Не подглядывать

Не подслушивать

Не выкрикивать

МОТИВАЦИЯ:

1. Где применяются знания о координатной плоскости, графиках в  жизни.

а) шашки, шахматы, «морской бой» - определите координаты  фигуры на шахматной доске, координаты корабля.

б) география - параллели и меридианы на карте - Определите на глобусе координаты нашего Донецка. Один из учеников определяет координаты ( 38º восточной долготы и 48º северной широты )

Где начало координат на глобусе или карте – точка пересечения экватора с меридианной, проходящей через Лондон.

Сегодняшний урок мы проведем в виде путешествия. А где мы будем путешествовать, узнаем, разгадав кроссворд.

Учитель напоминает, что начинают работу группы. Учитель зачитывает вопросы. Представители  групп по очереди отвечают.

1. Сколько координат имеет точка на плоскости

2. Какие координаты имеет начало координат

3. На какой оси находится координата у

4. Как называется первая координата точки на плоскости

5. Какая четверть, содержит точки,  координаты которых положительные

6. Как называются координатные прямые

7. Какой знак имеют координаты точек, лежащих в Ш четверти.

д

в

е

н

о

л

ь

-

н

о

л

ь

о

р

д

и

н

а

т

а

б

с

ц

и

с

с

п

е

р

в

а

я

о

с

и

м

и

н

у

с

Наше путешествие будет проходить  по родному краю – Донецкой области (учитель показывает на карте Украины  Донецкую область.) И это не случайно, так как в  этом 2012 году мы отмечали 80  лет Донецкой области. Во время путешествия мы узнаем некоторые цифры и факты из истории родного края.

4,4% площади Украины занимает Донецкая область. Она протянулась с севера на юг на 265 км и с востока на запад -190 км.

В 1999 году - областная сессия  утвердила герб и флаг области (учащиеся поясняют элементы, которые входят в символику).

Наш земляк из Краматорска писатель Георгий Марягин писал:

«Тесно вплетены в  историю Родины нашей донецкие шляхи, великие, славою овеянные.

И нет, наверное, нигде просторов, подобных тем, по которым пролегли донецкие шляхи.

Станешь где-то на донецком шляху возле Снежного или под Горловкой, в Краматорске или под Лисичанском - и  развернутся перед твоим взором такие просторы, такие дали, что захватывает дух.

Сияют горные цепи терриконов, подпирают небо колонны-каупера домен, градирни и башни  химзаводов. Сверкают крыши цехов, серебрится паутина железнодорожных магистралей….

Величав донецкий край.»

  «Человека не может не занимать природа, - писал И.С.Тургенев, - он связан с ней тысячью нитей, он сын ее.»

 Наше путешествие будет проходить по двум живописным местам.

Велико-Анадольский лес - это гордость нашего региона - это лесной оазис среди необъятной степи -классический пример степного лесоразведения. Он был посажен в  40-х годах  19 столетия русским ученым Виктором Егоровичем Графом.

 

Листья каких деревьев вы видите здесь (учитель показывает на магнитную доску, где прикреплены листья-поделки дуба, ясеня, клена, калины, тополя, вербы)?

Именно с семян дуба, ясеня  и клена были первые посадки леса.

Ребята, также назвали вербу, калину, тополь - Что это за деревья?

Эти деревья - символы Украины.

         Ой,  у лузі червона калина

         Чогось наша славна Україна зажурилася

         А ми тую червону калину підіймемо,

         А ми нашу славну Україну

         Гей-гей, развеселимо!          (С. Чарнецький)

          А якщо впадеж на чужому полі

          Прийдуть з України верби та тополі

          Стануть над тобою, листями затрікочуть

          Тугою  прощання душу залоскочуть              (В.Симоненко)

ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ЗАЙМИ ПОЗИЦИЮ»

Если верите в правильность данного утверждения, то пишите 1, если не верите - 0. Записи проводим в листах самооценки. В конце этой работы у вас получится число, его мы и будем проверять. (Учитель зачитывает вопросы, записанные на листьях выше перечисленных деревьев).

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

1.(Тополь) горизонтальная координатная прямая называется осью абсцисс     (1)-1вариант

                  Если координата х=0, то точка лежит на оси ординат                       (1)-2вариант

2.(Дуб)      1 вариант    А(2;3)                                    2 вариант       А(-3;-2)

                                          

  1.                                                                           (1)

3.(Ясень) 

Если точку  А(5;-3) отобразить симметрично относительно оси Х - то получим точку В(5;3)                                                                                                            (1)-1 вариант

Если точку А(-3;2) отобразить симметрично относительно оси У - то получим точку В(-3;-2)                                                                                                          (0)-2 вариант

4.(Клен)

 Дан график движения туристической группы до палаточного городка

    

            Туристы двигались до лагеря 6 часов                                                      (1)-1 вариант

           

             Туристы отдыхали по пути в лагерь 2 часа                                             (1)-2 вариант

5. (Калина) 

Все точки расположенные над осью абсцисс имеют координату  У  отрицательную                                                                                                          (0)-1 вариант

Все точки расположенные влево от оси ординат имеют координату Х положительную                                                                                                          (0)-2 вариант

6.(Верба)  

Точка А(-3;2) находится  в  4 четверти                                                   (0)-1 вариант

Точка В(3;-2) находится во 2 четверти                                                   (0)-2 вариант

После окончания работы осуществляется взаимопроверка с соседом по парте.   

Учитель интересуется, кто правильно ответил на все 6 вопросов.

Переместимся в другой живописный уголок – Донецкий ботанический сад, который был заложен в 1964 году. Сейчас занимает территорию в  276 га и насчитывает 8 тысяч различных видов деревьев, кустарников  и растений, среди которых много лекарственных трав. Перед вами лист-каталог с лекарственными травами. Какие травы вам знакомы, для чего они применяются.

      Я не степью хожу - я хожу по аптеке

      Разбираясь в ее травяной картотеке

      Беспредельная степь, бесконечная степь

      Ты природой написан страницы рецепт.

 

Перед вами координатная прямая на магнитной доске - выше различные лекарственные травы с числами. Расставить данные числа по своим местам - «посадить травы», предложить рецепт применения (если возникает трудность - помогает учитель).

Расставили числа, «посадили травы». И что вы замечаете. Именно 2 июля 1932 года была образована Донецкая область.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ

Работа в группах по 4 человека (1 командир в группе)

Каждая группа получает  лист с заданиями. Ученики решают, командир консультирует своих товарищей, распределяет задания, назначает  ответственного, который будет защищать работу у доски. Учитель контролирует учебный процесс, консультирует  группы.

 

Тренировочные упражнения

 

1.Обозначить на координатной плоскости точки А(4;3); В(5;-6); С(-2; 7);Д(-3;3),К(-3;-3),М(0;5),Н(-6;0), Р(0;5)

2.Начертить на координатной плоскости треугольник МКР, если М(-2;4),К(4;2), Р(2;-2). Найти координаты точек пересечения стороны МР с осью У и стороны КР с осью Х

3.Дан график изменения температуры воздуха в течение суток. Пользуясь данным графиком установить:

а) какой была температура в 2 часа, в 7 часов, в 22 часа.

б) в котором часу температура воздуха была 3  градуса,1 градус.

в) какой была самая высокая температура и в котором часу.

г) на каком промежутке времени температура была ниже  0 градусов; выше 0  градусов.

д) на каком промежутке времени температура повышалась, понижалась

Температурный график за сутки

4.Постройте график:

Время  (час)                             0    2    4    6    8    10    12

Температура (С)                     -3     -5  -6   -4  0     2        7

По ходу решения заданий, представитель от группы у доски оформляет решения задания, после ответа выбирает на столе учителя карточку  и сообщает ее содержание. А ЗНАЕТЕ ЛИ ТЫ, ЧТО

1.Во времена Петра Первого по Северскому Донцу спускались парусные суда и плоты от города Славянска до Азовского моря. Судоходной рекой была  Кальмиус

.

2.Уголь главное богатство Донецкого бассейна.

3.Рельеф Донецкой области - Донецкий кряж - старые разрушенные горы.Максимальная высота 341 м (около Дебальцево),минимальная-1,6 м озеро Соленое (около Мариуполя)

.

4.Человек съедает в год 6-7 кг  такого минерала, как галит ( поваренная соль), которую добывают в Донецкой  области городе Славянске

.

5.Самая длинная река Донбасса – Северский Донец ( 1053 км), река Миус-316 км на 2 месте и река Кальмиус-209 км.

6.Донецк-это мозг и сердце Донбасса, возник в 1869 по 1924  и назывался  Юзовка,  до 1961 года -Сталино. Статус города получил в 1917 году

.

7.В Донецкой области произрастает 1812 видов растений, из них 120 древесно-кустарниковых

.

8.В Донецкой области расположено 500 терриконов, а в Донецке-131.

9.В  Донецке в 2001 году проживало 1 млн.200тыс. человек, а в Донецкой области-4 мн.843 тыс.

10.Заселение Донбасса предположительно началось 200 тыс. лет назад

.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Подведите свои результаты на уроке, заполните лист  самооценки учитывая все виды работ и ваше участие в них. На листе с мордашками -  впишите свою фамилию под той, которая соответствует вашему настроению после урока

Я все понял правильно,

Для меня все задания

Были понятны

Большая  часть моих ответов

верны, на некоторые вопросы

Я дал неправильные ответы,

Мне нужно еще поработать

Над этой темой

У меня очень много ошибок

Наверное, я невнимательно слушал

Пояснение учителя и работал

Не в полную силу; нужно хорошо

Поработать дома, чтобы на контрольной

Работе не иметь проблем

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Решить все здания, которые не успели решить на уроке и записать их на двойном листочке.

Быть честным перед собой.

Спасибо за урок.

ЛИТЕРАТУРА:

1.З.П.Капраленко  « Неизвестное об известном «      

2.В.Д.Симоненко « Очерки о природе Донбасса».

3.О.Ю.Пометун, Л. Пироженко «Современный урок. Интерактивные технологии»

4.С.Марков «Дидактические  игры по математике-6 класс»  


А

Х

У

2

1

0

-1

-2

-3

-3

3

2

1

0

-1

-2

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

-3

-2

-1

0

1

2

3

У

Х

А

0

5

10

15

20

25

30

35

0

2

4

6

8

10

ВРЕМЯ, час

Р

А

С

С

Т

О

Я

Н

И

Е

, км


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21702. ОБЪЕКТЫ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА 491.5 KB
  2} Итак с помощью объектов 2го порядка мы можем изменять состояния различных объектов 1го порядка.1 В него мы введём дополнительный объект 1го порядка изменение состояния которого через универсальный интерфейс отражается на остальных объектах 1го порядка. Введём также генератор случайности дающий возможность случайно выбрать какой объект 1го порядка следует изменить наиболее сильно и в каком направлении.
21703. Модели представления знаний 96 KB
  Впервые была представлена Минским как попытка построить фреймовую сеть или парадигму с целью достижения большего эффекта понимания . Минский разработал такую схему в которой информация содержится в специальных ячейках называемых фреймами объединенными в сеть называемую системой фреймов .Возможно б что вы используете информацию содержащуюся в вашем фрейме комнаты для того чтобы распознать мебель что называется процессом сверхувниз или в контексте теории фреймов фреймодвижущим распознаванием . Он предложил систему ...
21704. Модуль Нейрокибернетика 380 KB
  В первом случае сформированная нейронная сеть выступает в роли регрессионной модели и имеет k входов и один выход то есть в качестве входных значений нейронной сети выступают предшествующие значения котировок а в качестве выхода значение на текущий момент. В автоматическом управлении нейронные сети так же не плохо справляются со своей задачей и если учесть что не нужно проводить сложных расчетов то выбор в пользу использования нейронных сетей становиться очевидным. Так же нейронные сети находят практическое применение при диагностике...
21705. Технология личностного ориентирования в географии 103.5 KB
  Содержание личностно-ориентированного образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме, в этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения, которые моделируют исследовательское мышление.
21706. Методы экспертного оценивания 136 KB
  5] Анализ компетентности экспертов по взаимооценкам [0.6] Анализ компетентности экспертов по оценкам объектов [0. Типичные ситуации группового выбора: распределение конкурсной комиссией поощрений; обсуждение и согласование нескольких альтернативных законопроектов; ранжирование по перспективности внедрения образцов новых промышленных изделий производимое группой экспертов. Например для 3х объектов предпочтение одного из экспертов или он может количественно выразить интенсивность ; ; .
21707. Разделы модуля «Базовые понятия. Методы извлечения знаний» 368 KB
  Методы извлечения знаний [1] История и этапы развития искусственного интеллекта [2] Подходы к созданию систем искусственного интеллекта [3] Искусственный интеллект в России [4] Направления развития искусственного интеллекта [5] Основные определения [6] Методы извлечения знаний [7] Классификация методов извлечения знаний [8] Пассивные методы [9] Наблюдения [10] Анализ протоколов мыслей вслух [11] Лекции [12] Активные методы [13] Активные индивидуальные методы [14] Анкетирование [15] Интервью [16] Свободный диалог [17] Активные групповые методы...
21708. Модуль Жизненный цикл интеллектуальной системы 147.5 KB
  2] Этап 2: Разработка прототипной системы [1.4] Этап 4: Оценка системы [1.5] Этап 5: Стыковка системы [1.
21709. Модуль Методы представления знаний: Нечеткая логика 192 KB
  Математический аппарат Характеристикой нечеткого множества выступает функция принадлежности Membership Function. Обозначим через MFcx – степень принадлежности к нечеткому множеству C представляющей собой обобщение понятия характеристической функции обычного множества. Значение MFcx=0 означает отсутствие принадлежности к множеству 1 – полную принадлежность. Так чай с температурой 60 С принадлежит к множеству 'Горячий' со степенью принадлежности 080.