53231

Координатная плоскость. Графики

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Тополь горизонтальная координатная прямая называется осью абсцисс 11вариант Если координата х=0 то точка лежит на оси ординат 12вариант 2.Дуб 1 вариант А2;3 2 вариант А3;2 ...

Русский

2014-02-24

114 KB

4 чел.

Координатная плоскость. Графики.

 

Урок математики в 6 –А классе

КАВЫРШИНА  ВАЛЕНТИНА  ГАВРИЛОВНА

Донецкая общеобразовательная школа  I-Ш ступеней  № 112

ЦЕЛИ  УРОКА:

Обучающие:

- систематизация и обобщение знаний учащихся по данной теме;

- знание основных понятий координатной плоскости;

- уметь строить точки и определять их координаты;

- строить несложные графики и уметь считывать с графиков их свойства.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес учащихся, внимание, мышление, память;

- умение работать самостоятельно, в паре, в группе;

- умение общаться, помогать другим, анализировать ситуацию, оценивать свои действия и действия других.

Воспитывающие:

воспитание любви к математике, дисциплинированности, ответственности, самооценки.

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний с элементами игры

ОБОРУДОВАНИЕ: карта Украины, герб и флаг Донецкой области, глобус,  шахматная магнитная доска, таблицы, стихи, бумажные поделки (листья), каталог лекарственных трав.

ХОД   УРОКА

Организационный момент. Подписание листов самооценки.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Класс

Ф.И.

Дом.задание

Верно ли?

Работа у доски

Работа с места

Самост.работа

ИТОГ

Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания (учащиеся  заполняют лист самооценки - ставят  «+»  или «-» в графе домашнее задание.

ОБОСНОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Цель сегодняшнего урока: повторить материал о координатной плоскости, графиках, вспомнить, как мы умеем применять эти понятия на практике при решении конкретных примеров.

Давайте вспомним условия успешной работы на уроке (на доске плакат с надписями). Дети читают:

БЫТЬ внимательным, сообразительным, самостоятельным

Не оставлять вопрос без ответа

На задания затратить минимум времени и  максимум усердия

Не подглядывать

Не подслушивать

Не выкрикивать

МОТИВАЦИЯ:

1. Где применяются знания о координатной плоскости, графиках в  жизни.

а) шашки, шахматы, «морской бой» - определите координаты  фигуры на шахматной доске, координаты корабля.

б) география - параллели и меридианы на карте - Определите на глобусе координаты нашего Донецка. Один из учеников определяет координаты ( 38º восточной долготы и 48º северной широты )

Где начало координат на глобусе или карте – точка пересечения экватора с меридианной, проходящей через Лондон.

Сегодняшний урок мы проведем в виде путешествия. А где мы будем путешествовать, узнаем, разгадав кроссворд.

Учитель напоминает, что начинают работу группы. Учитель зачитывает вопросы. Представители  групп по очереди отвечают.

1. Сколько координат имеет точка на плоскости

2. Какие координаты имеет начало координат

3. На какой оси находится координата у

4. Как называется первая координата точки на плоскости

5. Какая четверть, содержит точки,  координаты которых положительные

6. Как называются координатные прямые

7. Какой знак имеют координаты точек, лежащих в Ш четверти.

д

в

е

н

о

л

ь

-

н

о

л

ь

о

р

д

и

н

а

т

а

б

с

ц

и

с

с

п

е

р

в

а

я

о

с

и

м

и

н

у

с

Наше путешествие будет проходить  по родному краю – Донецкой области (учитель показывает на карте Украины  Донецкую область.) И это не случайно, так как в  этом 2012 году мы отмечали 80  лет Донецкой области. Во время путешествия мы узнаем некоторые цифры и факты из истории родного края.

4,4% площади Украины занимает Донецкая область. Она протянулась с севера на юг на 265 км и с востока на запад -190 км.

В 1999 году - областная сессия  утвердила герб и флаг области (учащиеся поясняют элементы, которые входят в символику).

Наш земляк из Краматорска писатель Георгий Марягин писал:

«Тесно вплетены в  историю Родины нашей донецкие шляхи, великие, славою овеянные.

И нет, наверное, нигде просторов, подобных тем, по которым пролегли донецкие шляхи.

Станешь где-то на донецком шляху возле Снежного или под Горловкой, в Краматорске или под Лисичанском - и  развернутся перед твоим взором такие просторы, такие дали, что захватывает дух.

Сияют горные цепи терриконов, подпирают небо колонны-каупера домен, градирни и башни  химзаводов. Сверкают крыши цехов, серебрится паутина железнодорожных магистралей….

Величав донецкий край.»

  «Человека не может не занимать природа, - писал И.С.Тургенев, - он связан с ней тысячью нитей, он сын ее.»

 Наше путешествие будет проходить по двум живописным местам.

Велико-Анадольский лес - это гордость нашего региона - это лесной оазис среди необъятной степи -классический пример степного лесоразведения. Он был посажен в  40-х годах  19 столетия русским ученым Виктором Егоровичем Графом.

 

Листья каких деревьев вы видите здесь (учитель показывает на магнитную доску, где прикреплены листья-поделки дуба, ясеня, клена, калины, тополя, вербы)?

Именно с семян дуба, ясеня  и клена были первые посадки леса.

Ребята, также назвали вербу, калину, тополь - Что это за деревья?

Эти деревья - символы Украины.

         Ой,  у лузі червона калина

         Чогось наша славна Україна зажурилася

         А ми тую червону калину підіймемо,

         А ми нашу славну Україну

         Гей-гей, развеселимо!          (С. Чарнецький)

          А якщо впадеж на чужому полі

          Прийдуть з України верби та тополі

          Стануть над тобою, листями затрікочуть

          Тугою  прощання душу залоскочуть              (В.Симоненко)

ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ЗАЙМИ ПОЗИЦИЮ»

Если верите в правильность данного утверждения, то пишите 1, если не верите - 0. Записи проводим в листах самооценки. В конце этой работы у вас получится число, его мы и будем проверять. (Учитель зачитывает вопросы, записанные на листьях выше перечисленных деревьев).

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

1.(Тополь) горизонтальная координатная прямая называется осью абсцисс     (1)-1вариант

                  Если координата х=0, то точка лежит на оси ординат                       (1)-2вариант

2.(Дуб)      1 вариант    А(2;3)                                    2 вариант       А(-3;-2)

                                          

  1.                                                                           (1)

3.(Ясень) 

Если точку  А(5;-3) отобразить симметрично относительно оси Х - то получим точку В(5;3)                                                                                                            (1)-1 вариант

Если точку А(-3;2) отобразить симметрично относительно оси У - то получим точку В(-3;-2)                                                                                                          (0)-2 вариант

4.(Клен)

 Дан график движения туристической группы до палаточного городка

    

            Туристы двигались до лагеря 6 часов                                                      (1)-1 вариант

           

             Туристы отдыхали по пути в лагерь 2 часа                                             (1)-2 вариант

5. (Калина) 

Все точки расположенные над осью абсцисс имеют координату  У  отрицательную                                                                                                          (0)-1 вариант

Все точки расположенные влево от оси ординат имеют координату Х положительную                                                                                                          (0)-2 вариант

6.(Верба)  

Точка А(-3;2) находится  в  4 четверти                                                   (0)-1 вариант

Точка В(3;-2) находится во 2 четверти                                                   (0)-2 вариант

После окончания работы осуществляется взаимопроверка с соседом по парте.   

Учитель интересуется, кто правильно ответил на все 6 вопросов.

Переместимся в другой живописный уголок – Донецкий ботанический сад, который был заложен в 1964 году. Сейчас занимает территорию в  276 га и насчитывает 8 тысяч различных видов деревьев, кустарников  и растений, среди которых много лекарственных трав. Перед вами лист-каталог с лекарственными травами. Какие травы вам знакомы, для чего они применяются.

      Я не степью хожу - я хожу по аптеке

      Разбираясь в ее травяной картотеке

      Беспредельная степь, бесконечная степь

      Ты природой написан страницы рецепт.

 

Перед вами координатная прямая на магнитной доске - выше различные лекарственные травы с числами. Расставить данные числа по своим местам - «посадить травы», предложить рецепт применения (если возникает трудность - помогает учитель).

Расставили числа, «посадили травы». И что вы замечаете. Именно 2 июля 1932 года была образована Донецкая область.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ

Работа в группах по 4 человека (1 командир в группе)

Каждая группа получает  лист с заданиями. Ученики решают, командир консультирует своих товарищей, распределяет задания, назначает  ответственного, который будет защищать работу у доски. Учитель контролирует учебный процесс, консультирует  группы.

 

Тренировочные упражнения

 

1.Обозначить на координатной плоскости точки А(4;3); В(5;-6); С(-2; 7);Д(-3;3),К(-3;-3),М(0;5),Н(-6;0), Р(0;5)

2.Начертить на координатной плоскости треугольник МКР, если М(-2;4),К(4;2), Р(2;-2). Найти координаты точек пересечения стороны МР с осью У и стороны КР с осью Х

3.Дан график изменения температуры воздуха в течение суток. Пользуясь данным графиком установить:

а) какой была температура в 2 часа, в 7 часов, в 22 часа.

б) в котором часу температура воздуха была 3  градуса,1 градус.

в) какой была самая высокая температура и в котором часу.

г) на каком промежутке времени температура была ниже  0 градусов; выше 0  градусов.

д) на каком промежутке времени температура повышалась, понижалась

Температурный график за сутки

4.Постройте график:

Время  (час)                             0    2    4    6    8    10    12

Температура (С)                     -3     -5  -6   -4  0     2        7

По ходу решения заданий, представитель от группы у доски оформляет решения задания, после ответа выбирает на столе учителя карточку  и сообщает ее содержание. А ЗНАЕТЕ ЛИ ТЫ, ЧТО

1.Во времена Петра Первого по Северскому Донцу спускались парусные суда и плоты от города Славянска до Азовского моря. Судоходной рекой была  Кальмиус

.

2.Уголь главное богатство Донецкого бассейна.

3.Рельеф Донецкой области - Донецкий кряж - старые разрушенные горы.Максимальная высота 341 м (около Дебальцево),минимальная-1,6 м озеро Соленое (около Мариуполя)

.

4.Человек съедает в год 6-7 кг  такого минерала, как галит ( поваренная соль), которую добывают в Донецкой  области городе Славянске

.

5.Самая длинная река Донбасса – Северский Донец ( 1053 км), река Миус-316 км на 2 месте и река Кальмиус-209 км.

6.Донецк-это мозг и сердце Донбасса, возник в 1869 по 1924  и назывался  Юзовка,  до 1961 года -Сталино. Статус города получил в 1917 году

.

7.В Донецкой области произрастает 1812 видов растений, из них 120 древесно-кустарниковых

.

8.В Донецкой области расположено 500 терриконов, а в Донецке-131.

9.В  Донецке в 2001 году проживало 1 млн.200тыс. человек, а в Донецкой области-4 мн.843 тыс.

10.Заселение Донбасса предположительно началось 200 тыс. лет назад

.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Подведите свои результаты на уроке, заполните лист  самооценки учитывая все виды работ и ваше участие в них. На листе с мордашками -  впишите свою фамилию под той, которая соответствует вашему настроению после урока

Я все понял правильно,

Для меня все задания

Были понятны

Большая  часть моих ответов

верны, на некоторые вопросы

Я дал неправильные ответы,

Мне нужно еще поработать

Над этой темой

У меня очень много ошибок

Наверное, я невнимательно слушал

Пояснение учителя и работал

Не в полную силу; нужно хорошо

Поработать дома, чтобы на контрольной

Работе не иметь проблем

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Решить все здания, которые не успели решить на уроке и записать их на двойном листочке.

Быть честным перед собой.

Спасибо за урок.

ЛИТЕРАТУРА:

1.З.П.Капраленко  « Неизвестное об известном «      

2.В.Д.Симоненко « Очерки о природе Донбасса».

3.О.Ю.Пометун, Л. Пироженко «Современный урок. Интерактивные технологии»

4.С.Марков «Дидактические  игры по математике-6 класс»  


А

Х

У

2

1

0

-1

-2

-3

-3

3

2

1

0

-1

-2

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

-3

-2

-1

0

1

2

3

У

Х

А

0

5

10

15

20

25

30

35

0

2

4

6

8

10

ВРЕМЯ, час

Р

А

С

С

Т

О

Я

Н

И

Е

, км


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16464. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И КОНФЕРЕНЦИЙ 67 KB
  6 Лекция № 7. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И КОНФЕРЕНЦИЙ. 1. Понятие классификация правовая природа и структура международных организаций. 2. Организация Объединенных Наций и другие важнейшие международные организации. 3. Подготовка и правила про
16465. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 99 KB
  11 Лекция № 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 1. Понятие и система международной безопасности. 2. Мирное урегулирование международных споров. 1. На всем протяжении человеческой истории чрезвычайную актуальность имела проблема недопущени...
16466. МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО 93 KB
  Лекция № 9. МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО. 1. Понятие и источники международного гуманитарного права. 2. Права человека: понятие классификация и стандарты в международном праве. 3. Система межгосударственного сотрудничества в области прав человека. 1. Нормы ме...
16467. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО 72 KB
  Лекция № 10. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО. 1. Ответственность в международном праве. 2. Понятие особенности и правовая природа международного сотрудничества в борьбе с преступностью. 3. Преступления имеющие международный уголовный...
16468. Важнейшие подотрасли международного публичного права 44 KB
  Лекция. Важнейшие подотрасли международного публичного права. 1. Международное морское право. 2. Международное воздушное право. 3. Международное космическое право. 1. Международное морское право совокупность норм международного права регулирующих отношения ме...
16469. Муниципальное право 995 KB
  Глава 1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ ПРАВА Понятие €œмуниципальное право€ новое для нашего государствоведения хотя вопросы муниципального управления муниципального хозяйства в свое время являлись предметом исследования юристов и деятелей земского...
16470. Основи конституційного ладу України 378 KB
  НАЦІОНАЛЬНА АКАДЕМІЯ НАУК УКРАЇНИ ІНСТИТУТ ДЕРЖАВИ І ПРАВА ім. В. М. КОРЕЦЬКОГО В. Ф. ПОГОРІЛКО основи конституційного ЛАДУ УКРАЇНИ Київ Ін Юре 1997 ББК 67.94УКР300 1143 Погорілко В. Ф. П43Основи конституційного ладу України. К.: Ін Юре 1997. 40
16471. Права та свободи людини і громадянина в Україні 494 KB
  НАЦІОНАЛЬНА АКАДЕМІЯ НАУК УКРАЇНИ ІНСТИТУТ ДЕРЖАВИ І ПРАВА ім. В. М. КОРЕЦЬКОГО В. Ф. ПОГОРІЛКО В. В. ГОЛОВЧЕНКО М. І. СІРИЙ ПРАВА ТА СВОБОДИ ЛЮДИНИ І ГРОМАДЯНИНА В УКРАЇНІ Київ Ін Юре 1997 ББК 67.94УКР300 П43 Погорілко В. Ф. Головчен...
16472. Президент України 276.5 KB
  У брошурі розглядаються питання запровадження в Україні інституту президентства, аналізується конституційний статус Президента як глави держави, висвітлюється порядок його обрання і вступу на посаду. Особлива увага приділяється розгляду конституційних повноважень Президента, його відносини з іншими інститутами державної влади, роль у забезпеченні державного суверенітету України, прав та свобод людини і громадянина.