53240

Гражданская война

Конспект урока

Педагогика и дидактика

План изучения нового материала: Причины и суть Гражданской войны Два основных противоборствующих лагеря войны Первые вспышки войны Создание Красной армии Интервенция На фронтах Гражданской войны: Восточный фронт Южный фронт Белый Север Белый Крым 7. Создание Красной армии. В ходе боев с Корниловцами стало понятно что залог сохранения режима – создание регулярной армии. Главным организатором Красной армии стал наркомвоенмор Л.

Русский

2014-02-24

119 KB

7 чел.

План урока  по истории России в 10 классе Тема: «Гражданская война».

План изучения нового материала:

  1.  Причины и суть Гражданской войны
  2.  Два основных противоборствующих лагеря войны
  3.  Первые вспышки войны
  4.  Создание Красной армии
  5.  Интервенция
  6.  На фронтах Гражданской войны:
  •  Восточный фронт
  •  Южный фронт
  •  «Белый» Север
  •  «Белый» Крым

7.   Завершающий этап Гражданской войны

8.   Причины поражения белого движения

9.   Итоги Гражданской войны

  1.  Вводный тест (3 минуты).

выбрать два правильных ответа и все они должны быть указаны, только тогда тест считается выполненным.

ВОПРОС 1

Назовите основные положения Брестского мира

А

Сепаратный мир между Россией и Германией

Б

Восстановление русско-германского торгового договора

В

Оккупация немецкими войсками Белоруссии и Прибалтики

ВОПРОС 2

Какие мероприятия были проведены советской властью в 1917-1918 годах

А

Передача исполнительной власти СНК

Б

Объединение Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в единую систему власти

В

Ликвидация революционных трибуналов

ВОПРОС 3

Какие основные положения включал в себя Декрет о земле?

А

Конфискация помещичьих земель

Б

Национализация земли

В

Муниципализация земли

ВОПРОС 4

Какие положения включал Декрет о мире?

А

Заявление о выходе России из войны

Б

Предложение мира без аннексий и контрибуций

В

Подписание мира между Россией и Германией

ВОПРОС 5

Разгон Учредительного собрания в январе 1918 года

  

 

А

Показал невозможность для сил, противостоящих большевикам, мирным путем решить вопрос о власти

Б

Дал возможность меньшевикам и эсерам перехватить власть у большевиков законным путем

В

способствовал развязыванию гражданской войны

Г

усилил контакты большевиков с другими социалистическими партиями

II. Изучение нового материала

 УЧИТЕЛЬ

УЧАЩИЕСЯ

1. Причины и суть Гражданской войны

Далеко не все были рады, произошедшей смене власти, общество раскололось на её приверженцев и противников. Началась «Гражданская война»

Вопрос «Что принято называть  гражданской войной?»

Ответ: …столкновение, противостояние граждан одного государства.

Записать.

2. Два основных противоборствующих лагеря войны

В России население разделилось на два основных лагеря: белых и красных

Самостоятельно определить социальный состав  этих лагерей.

 

итог: основной поддержкой белые пользовались среди дворян, буржуазии, интеллигенции, казачества, духовенства, кулаков.

Почему Середняки не сразу поддержали большевиков? Что от них зависело в этой войне и от чего зависело их решение поддержать ту или другую силу? Попробуйте ответить на этот вопрос в ходе  урока.

Записать:

                               «два лагеря»

                      белые               красные

              дворяне                         рабочие

             интеллигенция              интеллигенция

              духовенство                  бедняки

              казачество                     

              буржуазия

              кулаки

                                  середняки?

3. Первые вспышки войны.   Найти на карте районы, где велись военные действия.

Уже в конце октября стали формироваться силы пытающиеся противостоять большевикам.

  •  На Петроград наступал корпус генерала Краснова под  командованием А.Ф Керенского. Неудачно.
  •  3 ноября власть в Москве перешла в руки Советов
  •  На Дону белогвардейскую армию возглавил атаман А.Л.Каледин
  •  В районе Кубани сформирована Добровольческая армия, которую возглавлял сначала Л.Г.Корнилов, а после его смерти Деникин
  •  На Урале казацкое войско возглавил А.И.Дутов
  •  В Забайкалье – Г.С Семенов

Характер первых выступлений против Советской власти: Записать:

-стихийны

- разрозненны

- не пользовались массовой поддержкой населения

– разгромлены

  1.        4. Создание Красной армии.
  2.  В ходе боев с Корниловцами стало понятно, что залог сохранения режима – создание регулярной армии. Главным организатором Красной армии стал наркомвоенмор Л.Д.Троцкий. В январе 1918 года создается рабоче-крестьянская Красная армия, сначала на добровольных началах, а осенью вводится  Всеобщая воинская повинность. В неё привлекались бывшие царские офицеры. В армии выдвинулось много выдающихся военачальников.
  3.  Каких военачальников вы помните?

Записать:

Январь 1918 года – создание Красной армии.

Организатор Л.Д.Троцкий

Записать:

Военачальники: Фрунзе М.В., Чапаев В.И, Тухачевский М.Н.,

Буденный С.М.

      5. Интервенция 

Что такое интервенция?

Уже в конце 1917 года некоторые иностранные державы стали вводить свои войска на территорию России.

Румыния выдвинулась в Бесарабию, Турция на Закавказье, Германия – в Грузию.

Записать: «Интервенция – вмешательство иностранных держав во внутренние дела страны. Бывает военная, экономическая, политическая..»

Найти на карте районы, где производились высадки десантов

Записать причины интервенции:

- договор России и Германии

- потеря собственности

- возвратить  долги

- раздел России на сферы влияния

В марте 1918 года, занявшие ранее выжидательную позицию страны Антанты начали военную интервенцию.

  (Что спровоцировало страны Антанты начать интервенцию?)

Английские, американские и французские войска высадились в Мурманске и Архангельске, Японские, на Дальнем Востоке

После капитуляции Германии в ноябре 1918 года интервенция усилилась.

Ответ записать: «Заключение Россией сепаратного мира с Германией»

Страны – интервенты в России:

Англия, США, Франция, Германия, Япония, Турция, Румыния

Записать причины завершения интервенции:

- усталость войск от войны

- противодействие местного населения

- боязнь распространения революционных идей

         6.  На фронтах Гражданской войны:

Восточный фронт

Одновременно с военной интервенцией усиливается белогвардейское движение.

В мае 1918 года при участии восставшего чехословацкого корпуса советская власть была свергнута в Поволжье, Сибири, на Дальнем  Востоке

Записать:

Восточный фронт.

Найти на карте районы, где располагались эшелоны с белочехами.

Май 1918 год - Чехословацкий мятеж

В сентябре 1918 года в Уфе на съезд собрались антибольшевистские правительства. Большую роль в них играли эсеры. Было решено объединиться и создать единое правительство – «Уфимскую директорию»

При наступлении Красной армии директория переезжает в Омск. Там её возглавляет адмирал А.В.Колчак, называя себя Верховным правителем России

Записать: сентябрь 1918 года – антибольшевистское правительство – «Уфимская директория»

Переехала в Омск – возглавил А.В.Колчак – Верховный правитель России

Найти на карте Уфу и Омск.

Причины поражения Колчака

Колчак выгнал из правительства эсеров. Это сразу оттолкнуло от него большую часть крестьянства. Карательные экспедиции и жестокие исключительные законы, еще больше настраивали население против Колчака. Белогвардейская армия отступила к Иркутску. Там против Колчака вспыхнуло восстание. В начале 1920 года Колчак был арестован и расстрелян.

Записать: начало 1920 года в Иркутске Колчак разгромлен.

Найти на карте районы, где велись военные действия.

Отступление в Иркутск.

Причины поражения Колчака:

  •  РАЗРЫВ С ЭСЕРАМИ
  •  ИСЕЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ (КАРАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ, СМЕРТНЫЕ КАЗНИ…)
  •  ОТСУТСТВИЕ ПРОГРАММЫ РЕФОРМ
  •  ОТСУТСТВИЕ ЕДИНСТВА В АРМИИ

Южный фронт

На юге действовало две белогвардейские армии:

Донская армия генерала П.Н.Краснова и Добровольческая армия генерала А.И.Деникина

Первая получила поддержку Германии, а вторая – Антанты, поэтому друг с другом не взаимодействовали

В конце 1918 года все антибольшевистские силы юга объединились под командованием А.И.Деникина. В июле 1919 года он предпринял поход на Москву. Белогвардейская армия была у Москвы. Захвачены Курск, Орел, Воронеж. Наступил решающий момент. «Все на борьбу с Деникиным» - главный призыв тех дней.

   Осенью 1919 года началось контрнаступление Красной армии. В феврале – марте 1920 года основные силы Добровольческой армии были разбиты. Большую роль в этом сыграла первая конармия под командованием Буденного, а так же армия зеленых под командованием Махно.

(Каковы были цели и задачи зеленого движения? Почему они поддержали красных?)

 

Остатки белогвардейских сил укрылись в Крыму под командованием барона Врангеля.

Записать:

              «Южный фронт»

       

Краснов                   Деникин

(Германия)           (Антанта)

Не взаимодействовали.

            Деникин -1919 год поход на Москву

Найти на карте районы, где велись военные действия.

Записать: солдаты-крестьяне «зеленой армии» были анархических взглядов. Но они  не желали возвращения земли прежним владельцам, а потому поддержали в тот момент красных.

Записать:

: Февраль-март 1920 г – Деникин разбит.

Остатки войск – отступили в Крым под командованием Врангеля

Найти на карте районы, где велись военные действия.

  •  «Белый» Север

В Мурманске и Архангельске образованы антибольшевистские правительства. В основном они представляли социалистические силы, и поэтому не могли объединиться с промонархистскими силами.

На Северо-западе действовала армия под командованием Юденича. Но обе попытки захватить Петроград в 1919 году оказались неудачны.

Юденич был разбит войсками Красной армии. А в феврале-марте 1920 года  весь «Белый» север стал «Красным».

Найти на карте районы, где велись военные действия.

Записать: 1919 год -Юденич наступление на Петроград. Разбит.

Февраль-март 1920 г. –весь Север в руках Красных.

  •  «Белый Крым»

Последний оплот белогвардейского движения – Крым. Барон Врангель попытался провести демократические реформы, в надежде привлечь население на свою сторону, что бы противостоять большевикам. Но времени на это у него не было. В ноябре 1920 года войска Врангеля разбиты. Таким образом, было покончено со всеми крупными антибольшевистскими армейскими соединениями.

Записать: «Белый Крым»

Находят на карте районы, где велись военные действия.

Записать: Ноябрь 1920 года Врангель разбит.

  1.  Завершающий этап Гражданской войны

1920-1922 гг.- так называемая малая Гражданская война.

-Разгромлено движение «Зеленых»

-Красные утвердились на      Дальнем Востоке

-Советская власть установилась в  Средней   Азии и Закавказье

-Подавлены многочисленные крестьянские восстания

-Неудачей закончился Польский Поход Красной армии. К Польше отошли Западная Белоруссия и Западная Украина.

     Записать: 1921-22 гг. –

  •  подавление       крестьянских  восстаний,
  •  разгром       «зеленых»
  •  установление Советской власти в Средней Азии, Закавказье, на Дальнем  Востоке.
  •  Польский Поход Красной армии.

        1922 год - конец  Гражданской Войны.

  1.  8. Причины поражения белого движения.
  2.  Так что позволило большевикам удержать и упрочить власть в своих руках?-    Ответ: (Записать:  в тетрадь):

1.Поддержка крестьянства

2. Контроль экономически развитых районов

3. Умелая мобилизация и перегруппировка сил большевиками

4. Политика «Военного коммунизма»

5. Террор

6.Ошибки лидеров белогвардейского движения:

  1.  Террор

Причины поражения белого движения:

  1.  ОТСУТСТВИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И ПРОЧНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ БАЗЫ
  2.  -ВОЗВРАЩЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ ПРЕЖНИМ ВЛАДЕЛЬЦАМ – КРЕСТЬЯНЕ ВЫБРАЛИ БОЛЬШЕВИКОВ, КОТОРЫЕ КАЗАЛИСЬ ИМ МЕНЬШИМ ЗЛОМ
  3.  -НЕПОПУЛЯРНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА БЕЛЫХ
  4.  -НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ И ОТСУТСТВИЕ ЕДИНСТВА ВНУТРИ    АНТИБОЛЬШЕВИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
  5.  -ОТКАЗ ОТ СОТРУДНИЧЕСТВА С СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ
  6.  -М    - МОРАЛЬНОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ БЕЛОЙ АРМИИ
  7.  - БОЛЬШЕВИКИ КОНТРОЛИРОВАЛИ САМЫЕ  ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕРАЙОНЫ
  8.  - РУКОВОДСТВО ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ СМОГЛО  МОБИЛИЗОВАТЬ ВСЕ СИЛЫ И УМЕЛО  ПЕРРЕГРУППИРОВАЛО    ИХ
  9.  - ЖЕСТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ   ПОЛИТИКА «ВОЕННОГО   КО ММУНИЗМА»

     9. Итоги Гражданской  Войны

  1.  Гражданская война стала  национальной  трагедией  России.
  2.  Виновны и большевики и представители   обеспеченных классов,  не  желающих идти на    компромисс с  рабочими и  крестьянами.
  3.  В результате войны   погибли миллионы  людей, несколько  миллионов  эмигрировало.
  4.  Была разрушена  промышленность, с/х,  транспорт.
  5.  Милитаризация экономики.
  6.  Искалечены души  людей, исковеркано сознание -  насилие  многими стало восприниматься как  норма.
  7.  Главный итог – большевики смогли не только удержаться у власти, но и  упрочить свою власть в стране.  

  1.  Закрепление материала, итоговое тестирование

ВОПРОС 1

Выступление каких частей привело к эскалации Гражданской войны на большей части территории России?

А

Добровольческой армии

Б

Армии А.Ф.Керенского и П.Н.Красного

В

Чехословацкого корпуса

Г

Армии адмирала Колчака

ВОПРОС 2

Кто в 1919 году командовал белыми армиями на юге России?

А

А.И.Деникин

Б

Н.Н.Юденич

В

А.В.Колчак

Г

Л.Г.Корнилов

 ВОПРОС 3

Что не служило причиной интервенции в Россию?

А

Национализация частной собственности западных компаний

Б

Признание В.И.Лениным независимости Финляндии

В

Заключение Россией сепаратного Брестского мира

Г

Поддержка правительствами западных стран Белого движения

 ВОПРОС 4

Какие меры были осуществлены политическим руководством большевиков для создания регулярной Красной армии?

А

Массовая мобилизация рабочих и крестьян в армию

Б

Восстановлены воинские звания и ритуалы царской армии

В

Привлечены специалисты из числа царских офицеров

Г

Главнокомандующим назначен генерал А.А.Брусилов

ВОПРОС 5

Кто руководил наиболее известным анархо-крестьянским движением на Украине?

А

А.С.Антонов

Б

М.В.Фрунзе

В

Гетман Скоропадский

Г

Н.И.Махно

 ВОПРОС 6

Чья поддержка обеспечила большевикам победу в Гражданской войне?

А

Национальных меньшинств

Б

Стран Антанты

В

Основной массы крестьянства

Г

солдат

  Д/З 1) Учебник История Отечества ХХ – начало ХХI века.

2) «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо» А.М.Горький. Подумайте, и раскройте суть этой фразы опираясь на историю Гражданской войны России.  Запишите свои размышления. ( Лучше отправить по электронке)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47928. Предмет і завдання хімії 1.83 MB
  Основні поняття хімії Атом – найменша частинка хімічного елемента що має його властивості. Молекула – найменша частинка речовини що має її хімічні властивості. Менделєєва: властивості хімічних елементів та їх сполук знаходяться у періодичній залежності від заряду ядра.
47929. Принципи й системи обліку 488 KB
  Основні загальноприйняті принципи бухгалтерського обліку.Склад і загальна характеристика міжнародних стандартів бухгалтерського обліку. Класифікація систем бухгалтерського обліку.
47930. ОСОБЛИВОСТІ ФІЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ ШКОЛЯРІВ, ЯКІ МАЮТЬ ВІДХИЛЕННЯ У СТАНІ ЗДОРОВЯ 122 KB
  Петриши ПЛАН Стан здоров’я школярів у сучасних умовах Оцінка здоров’я школярів. Стан здоров’я школярів у сучасних умовах В Цільовій комплексній програмі €œФізичне виховання – здоров’я нації вказано що у сучасних умовах в Україні склалася критична ситуація із станом здоров’я населення і наводяться дані про те що майже 90 дітей учнів студентів мають відхилення у здоров’ї. За даними статистики збільшується кількість учнів першого класу які мають відхилення в стані здоров’я тобто на початку навчання у школі а в подальші шкільні...
47931. Основні поняття та визначення концепцій операційніх систем 11.08 MB
  Під ресурсами розуміють процесорний час дисковий простір пам'ять засоби доступу до зовнішніх пристроїв. У разі просторового розподілу ресурс доступний декільком споживачам одночасно при цьому кожен із них може користуватися частиною ресурсу так розподіляється пам'ять. У багатозадачних системах у пам'ять комп'ютера стали завантажувати кілька програм які виконувалися на процесорі навперемінно. Надання задачам справедливої частки ресурсів пам'яті процесора дискового простору тощо.
47932. Предмет і завдання геодезії, її звязок з іншими науками 3.12 MB
  Геодезія - це наука, яка розглядає методи та способи вимірювання земної поверхні, застосування яких дає можливість визначати форму і розміри землі, а також робити зйомку (вимірювання) окремих її частин для зображення на картах, планах використовуваних для створення різних інженерних споруд
47933. Правила та безпека дорожнього руху 2.03 MB
  ЛЕКЦІЇ І з предмету €œПравила та безпека дорожнього руху для студентів спеціальності 5. Ці Правила відповідно до Закону України Про дорожній рух встановлюють єдиний порядок дорожнього руху на всій території України. Інші нормативні акти що стосуються особливостей дорожнього руху перевезення спеціальних вантажів експлуатація транспортних засобів...
47935. Промислове квітникарство 15.7 MB
  Види садивного матеріалу що вирощується в тепличних господарствах В тепличних комплексах оранжерейних господарствах вирощують наступні види продукції: розсада однорічників; розсада дворічників; саджанці багаторічників; горщечкові культури; квіти на зріз у...
47936. Місто як продукт розвитку суспільства. Історичний процес розвитку міст. Класифікація міст 926 KB
  Вибір території для будівництва населених пунктів або міст. Достатність території для перспективного розвитку. Умови інженерного обладнання території. Місцевість повинна мати оптимальні ухили рельєфу для нормального водовідведення поверхневих вод з території та організації вулично дорожнього руху.