53240

Гражданская война

Конспект урока

Педагогика и дидактика

План изучения нового материала: Причины и суть Гражданской войны Два основных противоборствующих лагеря войны Первые вспышки войны Создание Красной армии Интервенция На фронтах Гражданской войны: Восточный фронт Южный фронт Белый Север Белый Крым 7. Создание Красной армии. В ходе боев с Корниловцами стало понятно что залог сохранения режима – создание регулярной армии. Главным организатором Красной армии стал наркомвоенмор Л.

Русский

2014-02-24

119 KB

7 чел.

План урока  по истории России в 10 классе Тема: «Гражданская война».

План изучения нового материала:

  1.  Причины и суть Гражданской войны
  2.  Два основных противоборствующих лагеря войны
  3.  Первые вспышки войны
  4.  Создание Красной армии
  5.  Интервенция
  6.  На фронтах Гражданской войны:
  •  Восточный фронт
  •  Южный фронт
  •  «Белый» Север
  •  «Белый» Крым

7.   Завершающий этап Гражданской войны

8.   Причины поражения белого движения

9.   Итоги Гражданской войны

  1.  Вводный тест (3 минуты).

выбрать два правильных ответа и все они должны быть указаны, только тогда тест считается выполненным.

ВОПРОС 1

Назовите основные положения Брестского мира

А

Сепаратный мир между Россией и Германией

Б

Восстановление русско-германского торгового договора

В

Оккупация немецкими войсками Белоруссии и Прибалтики

ВОПРОС 2

Какие мероприятия были проведены советской властью в 1917-1918 годах

А

Передача исполнительной власти СНК

Б

Объединение Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в единую систему власти

В

Ликвидация революционных трибуналов

ВОПРОС 3

Какие основные положения включал в себя Декрет о земле?

А

Конфискация помещичьих земель

Б

Национализация земли

В

Муниципализация земли

ВОПРОС 4

Какие положения включал Декрет о мире?

А

Заявление о выходе России из войны

Б

Предложение мира без аннексий и контрибуций

В

Подписание мира между Россией и Германией

ВОПРОС 5

Разгон Учредительного собрания в январе 1918 года

  

 

А

Показал невозможность для сил, противостоящих большевикам, мирным путем решить вопрос о власти

Б

Дал возможность меньшевикам и эсерам перехватить власть у большевиков законным путем

В

способствовал развязыванию гражданской войны

Г

усилил контакты большевиков с другими социалистическими партиями

II. Изучение нового материала

 УЧИТЕЛЬ

УЧАЩИЕСЯ

1. Причины и суть Гражданской войны

Далеко не все были рады, произошедшей смене власти, общество раскололось на её приверженцев и противников. Началась «Гражданская война»

Вопрос «Что принято называть  гражданской войной?»

Ответ: …столкновение, противостояние граждан одного государства.

Записать.

2. Два основных противоборствующих лагеря войны

В России население разделилось на два основных лагеря: белых и красных

Самостоятельно определить социальный состав  этих лагерей.

 

итог: основной поддержкой белые пользовались среди дворян, буржуазии, интеллигенции, казачества, духовенства, кулаков.

Почему Середняки не сразу поддержали большевиков? Что от них зависело в этой войне и от чего зависело их решение поддержать ту или другую силу? Попробуйте ответить на этот вопрос в ходе  урока.

Записать:

                               «два лагеря»

                      белые               красные

              дворяне                         рабочие

             интеллигенция              интеллигенция

              духовенство                  бедняки

              казачество                     

              буржуазия

              кулаки

                                  середняки?

3. Первые вспышки войны.   Найти на карте районы, где велись военные действия.

Уже в конце октября стали формироваться силы пытающиеся противостоять большевикам.

  •  На Петроград наступал корпус генерала Краснова под  командованием А.Ф Керенского. Неудачно.
  •  3 ноября власть в Москве перешла в руки Советов
  •  На Дону белогвардейскую армию возглавил атаман А.Л.Каледин
  •  В районе Кубани сформирована Добровольческая армия, которую возглавлял сначала Л.Г.Корнилов, а после его смерти Деникин
  •  На Урале казацкое войско возглавил А.И.Дутов
  •  В Забайкалье – Г.С Семенов

Характер первых выступлений против Советской власти: Записать:

-стихийны

- разрозненны

- не пользовались массовой поддержкой населения

– разгромлены

  1.        4. Создание Красной армии.
  2.  В ходе боев с Корниловцами стало понятно, что залог сохранения режима – создание регулярной армии. Главным организатором Красной армии стал наркомвоенмор Л.Д.Троцкий. В январе 1918 года создается рабоче-крестьянская Красная армия, сначала на добровольных началах, а осенью вводится  Всеобщая воинская повинность. В неё привлекались бывшие царские офицеры. В армии выдвинулось много выдающихся военачальников.
  3.  Каких военачальников вы помните?

Записать:

Январь 1918 года – создание Красной армии.

Организатор Л.Д.Троцкий

Записать:

Военачальники: Фрунзе М.В., Чапаев В.И, Тухачевский М.Н.,

Буденный С.М.

      5. Интервенция 

Что такое интервенция?

Уже в конце 1917 года некоторые иностранные державы стали вводить свои войска на территорию России.

Румыния выдвинулась в Бесарабию, Турция на Закавказье, Германия – в Грузию.

Записать: «Интервенция – вмешательство иностранных держав во внутренние дела страны. Бывает военная, экономическая, политическая..»

Найти на карте районы, где производились высадки десантов

Записать причины интервенции:

- договор России и Германии

- потеря собственности

- возвратить  долги

- раздел России на сферы влияния

В марте 1918 года, занявшие ранее выжидательную позицию страны Антанты начали военную интервенцию.

  (Что спровоцировало страны Антанты начать интервенцию?)

Английские, американские и французские войска высадились в Мурманске и Архангельске, Японские, на Дальнем Востоке

После капитуляции Германии в ноябре 1918 года интервенция усилилась.

Ответ записать: «Заключение Россией сепаратного мира с Германией»

Страны – интервенты в России:

Англия, США, Франция, Германия, Япония, Турция, Румыния

Записать причины завершения интервенции:

- усталость войск от войны

- противодействие местного населения

- боязнь распространения революционных идей

         6.  На фронтах Гражданской войны:

Восточный фронт

Одновременно с военной интервенцией усиливается белогвардейское движение.

В мае 1918 года при участии восставшего чехословацкого корпуса советская власть была свергнута в Поволжье, Сибири, на Дальнем  Востоке

Записать:

Восточный фронт.

Найти на карте районы, где располагались эшелоны с белочехами.

Май 1918 год - Чехословацкий мятеж

В сентябре 1918 года в Уфе на съезд собрались антибольшевистские правительства. Большую роль в них играли эсеры. Было решено объединиться и создать единое правительство – «Уфимскую директорию»

При наступлении Красной армии директория переезжает в Омск. Там её возглавляет адмирал А.В.Колчак, называя себя Верховным правителем России

Записать: сентябрь 1918 года – антибольшевистское правительство – «Уфимская директория»

Переехала в Омск – возглавил А.В.Колчак – Верховный правитель России

Найти на карте Уфу и Омск.

Причины поражения Колчака

Колчак выгнал из правительства эсеров. Это сразу оттолкнуло от него большую часть крестьянства. Карательные экспедиции и жестокие исключительные законы, еще больше настраивали население против Колчака. Белогвардейская армия отступила к Иркутску. Там против Колчака вспыхнуло восстание. В начале 1920 года Колчак был арестован и расстрелян.

Записать: начало 1920 года в Иркутске Колчак разгромлен.

Найти на карте районы, где велись военные действия.

Отступление в Иркутск.

Причины поражения Колчака:

  •  РАЗРЫВ С ЭСЕРАМИ
  •  ИСЕЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ (КАРАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ, СМЕРТНЫЕ КАЗНИ…)
  •  ОТСУТСТВИЕ ПРОГРАММЫ РЕФОРМ
  •  ОТСУТСТВИЕ ЕДИНСТВА В АРМИИ

Южный фронт

На юге действовало две белогвардейские армии:

Донская армия генерала П.Н.Краснова и Добровольческая армия генерала А.И.Деникина

Первая получила поддержку Германии, а вторая – Антанты, поэтому друг с другом не взаимодействовали

В конце 1918 года все антибольшевистские силы юга объединились под командованием А.И.Деникина. В июле 1919 года он предпринял поход на Москву. Белогвардейская армия была у Москвы. Захвачены Курск, Орел, Воронеж. Наступил решающий момент. «Все на борьбу с Деникиным» - главный призыв тех дней.

   Осенью 1919 года началось контрнаступление Красной армии. В феврале – марте 1920 года основные силы Добровольческой армии были разбиты. Большую роль в этом сыграла первая конармия под командованием Буденного, а так же армия зеленых под командованием Махно.

(Каковы были цели и задачи зеленого движения? Почему они поддержали красных?)

 

Остатки белогвардейских сил укрылись в Крыму под командованием барона Врангеля.

Записать:

              «Южный фронт»

       

Краснов                   Деникин

(Германия)           (Антанта)

Не взаимодействовали.

            Деникин -1919 год поход на Москву

Найти на карте районы, где велись военные действия.

Записать: солдаты-крестьяне «зеленой армии» были анархических взглядов. Но они  не желали возвращения земли прежним владельцам, а потому поддержали в тот момент красных.

Записать:

: Февраль-март 1920 г – Деникин разбит.

Остатки войск – отступили в Крым под командованием Врангеля

Найти на карте районы, где велись военные действия.

  •  «Белый» Север

В Мурманске и Архангельске образованы антибольшевистские правительства. В основном они представляли социалистические силы, и поэтому не могли объединиться с промонархистскими силами.

На Северо-западе действовала армия под командованием Юденича. Но обе попытки захватить Петроград в 1919 году оказались неудачны.

Юденич был разбит войсками Красной армии. А в феврале-марте 1920 года  весь «Белый» север стал «Красным».

Найти на карте районы, где велись военные действия.

Записать: 1919 год -Юденич наступление на Петроград. Разбит.

Февраль-март 1920 г. –весь Север в руках Красных.

  •  «Белый Крым»

Последний оплот белогвардейского движения – Крым. Барон Врангель попытался провести демократические реформы, в надежде привлечь население на свою сторону, что бы противостоять большевикам. Но времени на это у него не было. В ноябре 1920 года войска Врангеля разбиты. Таким образом, было покончено со всеми крупными антибольшевистскими армейскими соединениями.

Записать: «Белый Крым»

Находят на карте районы, где велись военные действия.

Записать: Ноябрь 1920 года Врангель разбит.

  1.  Завершающий этап Гражданской войны

1920-1922 гг.- так называемая малая Гражданская война.

-Разгромлено движение «Зеленых»

-Красные утвердились на      Дальнем Востоке

-Советская власть установилась в  Средней   Азии и Закавказье

-Подавлены многочисленные крестьянские восстания

-Неудачей закончился Польский Поход Красной армии. К Польше отошли Западная Белоруссия и Западная Украина.

     Записать: 1921-22 гг. –

  •  подавление       крестьянских  восстаний,
  •  разгром       «зеленых»
  •  установление Советской власти в Средней Азии, Закавказье, на Дальнем  Востоке.
  •  Польский Поход Красной армии.

        1922 год - конец  Гражданской Войны.

  1.  8. Причины поражения белого движения.
  2.  Так что позволило большевикам удержать и упрочить власть в своих руках?-    Ответ: (Записать:  в тетрадь):

1.Поддержка крестьянства

2. Контроль экономически развитых районов

3. Умелая мобилизация и перегруппировка сил большевиками

4. Политика «Военного коммунизма»

5. Террор

6.Ошибки лидеров белогвардейского движения:

  1.  Террор

Причины поражения белого движения:

  1.  ОТСУТСТВИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И ПРОЧНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ БАЗЫ
  2.  -ВОЗВРАЩЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ ПРЕЖНИМ ВЛАДЕЛЬЦАМ – КРЕСТЬЯНЕ ВЫБРАЛИ БОЛЬШЕВИКОВ, КОТОРЫЕ КАЗАЛИСЬ ИМ МЕНЬШИМ ЗЛОМ
  3.  -НЕПОПУЛЯРНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА БЕЛЫХ
  4.  -НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ И ОТСУТСТВИЕ ЕДИНСТВА ВНУТРИ    АНТИБОЛЬШЕВИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
  5.  -ОТКАЗ ОТ СОТРУДНИЧЕСТВА С СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ
  6.  -М    - МОРАЛЬНОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ БЕЛОЙ АРМИИ
  7.  - БОЛЬШЕВИКИ КОНТРОЛИРОВАЛИ САМЫЕ  ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕРАЙОНЫ
  8.  - РУКОВОДСТВО ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ СМОГЛО  МОБИЛИЗОВАТЬ ВСЕ СИЛЫ И УМЕЛО  ПЕРРЕГРУППИРОВАЛО    ИХ
  9.  - ЖЕСТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ   ПОЛИТИКА «ВОЕННОГО   КО ММУНИЗМА»

     9. Итоги Гражданской  Войны

  1.  Гражданская война стала  национальной  трагедией  России.
  2.  Виновны и большевики и представители   обеспеченных классов,  не  желающих идти на    компромисс с  рабочими и  крестьянами.
  3.  В результате войны   погибли миллионы  людей, несколько  миллионов  эмигрировало.
  4.  Была разрушена  промышленность, с/х,  транспорт.
  5.  Милитаризация экономики.
  6.  Искалечены души  людей, исковеркано сознание -  насилие  многими стало восприниматься как  норма.
  7.  Главный итог – большевики смогли не только удержаться у власти, но и  упрочить свою власть в стране.  

  1.  Закрепление материала, итоговое тестирование

ВОПРОС 1

Выступление каких частей привело к эскалации Гражданской войны на большей части территории России?

А

Добровольческой армии

Б

Армии А.Ф.Керенского и П.Н.Красного

В

Чехословацкого корпуса

Г

Армии адмирала Колчака

ВОПРОС 2

Кто в 1919 году командовал белыми армиями на юге России?

А

А.И.Деникин

Б

Н.Н.Юденич

В

А.В.Колчак

Г

Л.Г.Корнилов

 ВОПРОС 3

Что не служило причиной интервенции в Россию?

А

Национализация частной собственности западных компаний

Б

Признание В.И.Лениным независимости Финляндии

В

Заключение Россией сепаратного Брестского мира

Г

Поддержка правительствами западных стран Белого движения

 ВОПРОС 4

Какие меры были осуществлены политическим руководством большевиков для создания регулярной Красной армии?

А

Массовая мобилизация рабочих и крестьян в армию

Б

Восстановлены воинские звания и ритуалы царской армии

В

Привлечены специалисты из числа царских офицеров

Г

Главнокомандующим назначен генерал А.А.Брусилов

ВОПРОС 5

Кто руководил наиболее известным анархо-крестьянским движением на Украине?

А

А.С.Антонов

Б

М.В.Фрунзе

В

Гетман Скоропадский

Г

Н.И.Махно

 ВОПРОС 6

Чья поддержка обеспечила большевикам победу в Гражданской войне?

А

Национальных меньшинств

Б

Стран Антанты

В

Основной массы крестьянства

Г

солдат

  Д/З 1) Учебник История Отечества ХХ – начало ХХI века.

2) «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо» А.М.Горький. Подумайте, и раскройте суть этой фразы опираясь на историю Гражданской войны России.  Запишите свои размышления. ( Лучше отправить по электронке)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65091. Клад серебряных монет первой четверти XV в. из Туркмении 88 KB
  Осенью 1997 г. в Москву были привезены для продажи коллекционерам 350 серебряных монет из большого клада, найденного незадолго до того в северной части Туркменистана. Владелец А.Алиев сообщил, что точное место находки ему неизвестно...
65093. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКИХ МОНЕТ: НАРУШЕНИЕ ЗАПРЕТА? 137.5 KB
  Но если монеты античной Греции Рима эллинистического Востока обычно ассоциируются с прекрасными портретами конными экипажами образами богов и богинь то традиционно оформленные дирхемы и динары Арабского халифата а после его распада монеты многих его идеологических преемников...
65096. Клад из с. Новая Казанка Уральской области 159 KB
  Монетный состав клада, несмотря на его скромные размеры, довольно необычен и представляет научный интерес даже в таком составе. Монетные дворы, представленные в комплексе — Сарай ал-Махруса, Мохша, Сарай, Хорезм, Сарай ал-Джадид...
65097. «Железные псы» Батуидов (Шибан и его потомки в войнах XIII в.) 617 KB
  Согласно Рашид ад Дину и более поздним зависимым от него источникам Шибан 5 был пятым сыном Джучи Рашид ад Дин 1960 С. Старше Шибана по Рашид адДину были Орда Бату Берке и Беркечар. Несмотря на то что Рашид адДин в генеалогии Джучидов позиционирует Шибана пятым сыном...
65098. Буддизм в культуре Золотой Орды 288 KB
  Среди довольно обильных данных письменных источников, характеризующих конфессиональную ситуацию в Золотой Орде, сведения о буддизме единичны. По этой причине нередко даже специальные исследования религии и верований...
65099. МАВЗОЛЕИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ: ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР И ОПЫТ ТИПОЛОГИЗАЦИИ 141 KB
  Бартольд нередко монгольские ханы после принятия ислама уничтожали тайну окружавшую могилы их языческих предшественников и строили над этими могилами мавзолеи мусульманского типа 5 приводя в пример самого Тимура который возвёл мавзолей над могилой своего отца-язычника.