53248

Греция в ІІ – первой половине І тыс. до н.э

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: познакомить учащихся с гомеровским периодом в истории Греции; рассмотреть произведения Гомера Одиссея Илиада и дать характеристику этим произведениям как литературным памятникам и историческим источникам; показать причины и направления греческой колонизации; формировать умения и навыки работы в группах со словарем и хронологической таблицей; повышать уровень культурного развития учащихся Ожидаемые результаты: после этого урока учащиеся смогут: называть время гомеровского периода и периода греческой колонизации в...

Русский

2014-02-24

62 KB

1 чел.

Конспект открытого урока учителя ТОШ І-ІІІ ст.№8  Медяник С.Ю.

История древнего мира 6 класс  24.01.2013

Тема: Греция в ІІ – первой  половине І тыс. до н.э.

Тема урока: Греция в ХІ-VI веках до н.э.

Цели урока:

  •  познакомить учащихся с гомеровским периодом в истории Греции;
  •  рассмотреть произведения Гомера «Одиссея», «Илиада» и дать характеристику этим произведениям как литературным памятникам и историческим источникам;
  •  показать причины и направления греческой колонизации;
  •  формировать умения и навыки работы в группах, со словарем и хронологической таблицей;
  •  повышать уровень культурного развития учащихся

Ожидаемые результаты:

после этого урока учащиеся смогут:

  •  называть время гомеровского периода и периода греческой колонизации в истории Греции;
  •  показывать на карте направление греческой колонизации;
  •  объяснять причины греческой колонизации;
  •  использовать и объяснять на примерах термины и понятия: «рапсоды», «колония», «метрополия», «лоции», «ахиллесова пята»
  •  определять роль литературных памятников Древней Греции как исторических источников

Тип урока: комбинированный

Используемые методы, приемы и формы работы: исторический диктант, блицтурнир, просмотр видеоролика, работа в группах, работа со словарями и хронологическими таблицами, работа с контурными картами, поисковая работа учащегося, тестирование, элемент ролевой игры «Встреча с Гомером», динамическая музыкальная минутка «Сиртаки», сенквейн.

Оборудование: учебники, контурные карты и атласы, рабочие тетради со словарями и хронологическими таблицами, тетради для творческих работ, раздаточный материал для работы в группах, иллюстрации, карточки успеха (на каждого учащегося), материалы для блицтурнира «Лестница успеха», памятка «Сенквейн»

Основные понятия и термины: «рапсоды»,  «колония», «метрополия», «лоции», «ахиллесова пята»

Основные даты: ХІ –ІХ вв. до н.э. – гомеровский период;

                              VIII- VI  вв. до н.э.-период греческой колонизации

СТРУКТУРА УРОКА

  1.  Организационный момент

(Приветствие, объявление темы и целей урока, форм работы на уроке, объяснение хода оценивания урока – «карточки успеха»)

  1.  Актуализация опорных знаний

Исторический диктант.

 1. Древняя Греция расположена на …(Балканском) полуострове

2. В древности греки называли себя … (эллинами)

3. Греция омывается тремя морями. Да  или нет?     (нет)

4. Минойская дворцовая цивилизация существовала во … (ІІ) тыс. до н.э.

5. В конце ІІІ тыс. до н.э. на территорию Греции пришли племена …(ахейцев)

6. Ахейская дворцовая цивилизация была завоевана племенами …(дорийцев)  

Взаимопроверка и самооценивание.

  1.  Мотивация

Просмотр видеоролика «Взятие Трои»

  1.  Изучение нового материала
  2.  Древнегреческое общество по поэмам Гомера

Работа в группах

Группа 1 – Легендарный поэт Гомер и возникновение эпоса

Группа 2 – Содержание «Илиады»

Группа 3 – Содержание «Одиссеи»

Поисковая работа – индивидуальное задание – найти материал о крылатом выражении «ахиллесова пята»

Динамическая музыкальная минутка «Сиртаки»

  1.  Великая греческая колонизация

Рассказ учителя. Работа с контурными картами

Работа со словарями и хронологическими таблицами

  1.  Значение поэм Гомера как исторических источников

Самообразование – творческое задание – определить значение произведений Гомера «Одиссея» и  «Илиада». Нарисовать иллюстрацию к этим поэмам.

  1.  Обобщение и закрепление материала

Элемент ролевой игры «Встреча с  Гомером»

Исторический блицтурнир «Лестница успеха»

  1.  Итоги урока

Учитель подводит итоги.

Учащиеся подводят итоги своих успехов за урок (оценивание – подсчитывают балы в «Карточках успеха»)

Ролевая игра «Цветы на Олимпе»- на доске расположены четырехцветные кружочки с соответствующими цветами и уровнями, аналогичные кружочки находятся в учащихся. Учащиеся располагают свои кружочки возле того цвета, который соответствует его оценке.

  1.  Инструктаж по домашнему заданию
  2.  повторить §28, выучить § 30
  3.  выполнить творческое задание -  определить значение произведений Гомера «Одиссея» и  «Илиада». Нарисовать иллюстрацию к этим поэмам.
  4.  * найти интересный факт о  произведениях Гомера или о нем
  5.  Рефлексия

 Составление сенквейна об уроке

Приложения

КАРТОЧКА «МОЙ УСПЕХ»

Формы работы

на уроке

Количество балов за выполнение работы

Набранные балы

Исторический диктант

1-6 балов

Работа в группе

1-3 бала

Работа с контурной картой

1-2 бала

Работа со словарем

1 бал

Оценка за урок

12 балов

Информационная карточка группы 1

Легендарный поэт Гомер и возникновение эпоса

Период XI-IX в.до н.э. в истории Греции принято называть «гомеровским» - по имени великого поэта Гомера, две поэмы которого, «Илиада» и «Одиссея», являются наиболее важным источником информации об этом времени. Вопрос о происхождении гомеровских поэм относится к еще не решенным научным проблемам. Как личность Гомера, так и его произведения были предметом споров и в древности, и в современное время. Ученым удалось приблизительно определить время и место создания поэм. Скорее всего поэмы были созданы в VIII в. до н.э. (причем «Илиада» немного раньше,  чем «Одиссея»)  в одном из греческих городов ионийского побережья Эгейского моря. Гомеровский эпос возник не на пустом месте. У великого поэта были численные предшественники – аэды, которые из поколения в поколения передавали пересказы о Троянской войне и ее героях. Возможно, аэдом был и сам Гомер, который собрал все пересказы и создал на их основании поэмы, которые являются настоящими шедеврами.

Учебник – страница 137, пункт «Легендарный Гомер»

Термин – рапсоды

Информационная карточка группы 2

Содержание «Илиады»

Действия «Илиады» (т.е. поэмы о Илионе – так греки называли Трою) относятся к десятому году Троянской войны, но не о причине, не об основных событиях войны там не рассказывается. «Илиада» состоит из 15 700 стихов, которые со временем были разделены античными учеными на 24 книги, по количеству букв греческого алфавита.

Центральной фигурой поэмы является Ахилл, сын фессалийского царя Пелея и морской богини Фетиды, самый храбрый среди ахейских воинов. Верховный вождь ахейцев Агамемнон отобрал у Ахилла его невесту Брисеиду. Обиженный Ахилл отказался принимать участие в боях.

Изложение «Илиады» ведется через победы ахейцев к их проигрышам, к гибели Патрокла (ближнего друга Ахилла), который призывает к мести, и к смерти Гектора от меча Ахилла. В сюжетах поэмы показано огромное количество имен и эпизодов из греческих  пересказов.

Учебник – страница 137, пункт «Поэма «Илиада»

Информационная карточка группы 3

Содержание «Одиссеи»

Темой «Одиссеи» являются путешествия и приключения хитромудрого Одиссея, царя Итаки, который возвращается из троянского похода. В это время к его верной жене Пенелопе сватаются численные женихи, и сын Одиссея Телемах отправляется на поиски отца.

«Одиссея» в какой-то мере является продолжением «Илиады»; действия поэмы относятся к десятому году после падания Трои. Все участники троянского похода, которые избежали гибели, успешно вернулись домой, лишь Одиссей грустит в разлуке с близкими, силой одержимый нимфой  Калипсо. Много испытаний и опасностей подстерегали Одиссея по дороге в Итаку: встреча с великаном – людоедом Полифемом, с чародейкой Киркой, смертоносными сиренами, которые привлекают мореплавателей волшебным пением, а потом губят их. Он сумел проплыть мимо страшных скал – Сциллу и Харибду , - которые раздавливали корабли мореплавателей. После тяжелых путешествий, превращенный Афиной на старого коня, Одиссей возвращается в Итаку. Встретившись с сыном, он расправляется с женихами Пенелопы.

Учебник – страница 139-140, пункт «Поэма «Одисея»

Памятка «СЕНКВЕЙН»

УРОК

ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

ТРИ ГЛАГОЛА

ФРАЗА ИЗ 4 СЛОВ

ОДНО ИЛИ ДВА СЛОВА О ЧУВСТВАХ, АССОЦИАЦИЯХ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85029. Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера 32.61 KB
  Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера Цели урока. Познакомить учащихся с организацией оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Познакомить учащихся с одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций эвакуацией населения. Размещение эвакуированного населения.
85030. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера 30.68 KB
  Обобщить знания о защитных сооружениях гражданской обороны и их предназначении. Защитные сооружения гражданской обороны и их предназначение. Правила поведения укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны. Основные мероприятия инженерной защиты населения: укрытие людей в защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленных сооружениях подвальные помещения цокольные этажи подземные пространства объектов торговосоциального назначения; использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных...
85031. Психологическая уравновешенность 30.75 KB
  Необходимость воспитания психологической уравновешенности в школьном возрасте. Основные направления воспитания психологической уравновешенности. При этом нередко появляются признаки эмоциональной психологической неустойчивости: колебание настроения без видимых причин сочетание повышенной чувствительности ранимости и подчеркнутой развязности и показной самоуверенности. Обсудить общие направления воспитания психологической уравновешенности: побороть в себе робость воспитать уверенность; постоянно работать над самосовершенствованием.
85032. Стресс и его влияние на человека 31.18 KB
  Стресс и его влияние на человека Цель урока. Познакомить учащихся с понятиями стрессовый фактор и стресс; проанализировать стадии стресса влияние сильного стресса на здоровье человека. Изучаемые вопросы Стрессовые факторы и стресс. Стадии стресса влияние сильного стресса на здоровье.
85033. Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста 31.27 KB
  Познакомить учащихся с особенностями развития организма в подростковом возрасте обратить внимание на возможность появления функциональных расстройств в организме человека. Изучаемые вопросы Развитие человека в подростковом возрасте. Правила личной гигиены в подростковом возрасте. В подростковом возрасте могут возникнуть различные функциональные расстройства органов: повышение кровяного артериального давления сердцебиение учащение пульса иногда одышка головная боль.
85034. Формирование личности подростка в процессе взаимоотношений со взрослыми 32.05 KB
  Обсудить стратегию поведения в возможных конфликтных ситуациях с родителями чтобы не доводить эти ситуации до критических. Стратегия поведения подростка в конфликтной ситуации с родителями. В процессе социального взросления подростка особую роль играет семья и общение с родителями. Стратегии поведения подростка в случае возникновения конфликта с родителями должны исходить из принципов сотрудничества.
85035. Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками 30.82 KB
  Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками Цель урока. Проанализировать причины возрастания потребности в общении со сверстниками; особенности общения в подростковом возрасте. Изучаемые вопросы Потребности в общении со сверстниками в подростковом возрасте. Изложение учебного материала Обратить внимание учащихся что подростковый возраст это период когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных.
85036. Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола 30.74 KB
  Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола Цель урока. Сформировать убеждение что каждый человек должен рассматривать вопросы взаимоотношений с лицами противоположного пола с позиций норм нравственности и обеспечения сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Обратить внимание учащихся на особое место которое начинают занимать в их жизни взаимоотношения со сверстниками противоположного пола. Интерес к вопросам пола и первая влюбленность у многих возникают очень рано часто задолго до наступления полового...
85037. Взаимоотношения подростка и общества. Правовая ответственность несовершеннолетних 30.94 KB
  Проанализировать основные причины правонарушений совершаемых в подростковом возрасте; разобрать с учащимися отдельные положения Уголовного кодекса РФ предусматривающие уголовную ответственность несовершеннолетних. Основные причины правонарушений совершаемых подростками. Эти знания позволят каждому избежать правонарушений которые совершаются случайно за компанию и не стать преступником. Изучение совершенных подростками правонарушений показывает что в большинстве случаев эти поступки явились следствием притязаний молодых людей на...