53269

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

План занятия: Разминка Решение задач Физкультминутка Решение практических задач Самостоятельное решение задач Итог занятия Ход занятия: Разминка проводится в виде устных упражнений на отгадывание чисел. Решение задач Задачи с логическим содержанием требуют систематизации данных в условии. с помощью таблицы с помощью графов На этом занятии мы рассмотрим решение задач с помощью таблиц.

Русский

2014-02-24

165 KB

1 чел.

Занятие математического кружка для 5 – 6 классов

Тема: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

Цель:

  •  Развивать  математические способности  учащихся, логическое, комбинаторное, нестандартное мышлении, наблюдательность
  •  Учить анализировать, обобщать, делать умозаключения, систематизировать информацию
  •  Вырабатывать  исследовательские умения и навыки
  •  Воспитывать внимательность,  усидчивость,  настойчивость  в достижении цели.

План занятия:

  •  Разминка
  •  Решение задач
  •  Физкультминутка
  •  Решение практических  задач
  •  Самостоятельное решение задач
  •  Итог  занятия

Ход занятия:

  •  Разминка проводится в виде устных упражнений на отгадывание чисел.
  1.  ((х+100·2-20)·4:2=4х

Задумайте число, прибавьте к нему 10, полученный результат умножьте на 2, отнимите 20, результат умножьте на4 и разделите на2. Назовите результат, а я назову число, которое вы задумали.

  1.   (3х+6):3=х+2.

Предлагаю детям отгадать секрет угадывания чисел.

  •  Решение задач

Задачи с логическим содержанием требуют систематизации данных в условии. Существуют разные способы решения таких задач.

  •  с помощью таблицы
  •  с помощью графов

На этом занятии мы рассмотрим решение задач с помощью таблиц. Таблицу, с помощью которой  решаются задачи, называют таблицей истинности, высказывания бывают истинные и ложные.

Задача 1:

Встретились подруги: Белова, Краснова, Чернова в платьях белого, красного, черного цветов. Девочка в белом платье говорит Черновой: «Нам надо поменяться платьями, а то цвет наших платьев не соответствует фамилиям» Кто в какое платье был одет?

Решение:

белое платье

красное платье

черное платье

Белова

---

---

+

Краснова

+

---

---

Чернова

---

+

---

1.Девочка в белом не Чернова

2.Значит, в белом – Краснова

3.Чернова в красном

4.Белова в черном

Задача 2.

Встретились три друга: скульптор Белов, скрипач  Чернов, и  художник Рыжов. «Замечательно, что один из нас блондин, другой брюнет, а третий рыжеволосый, но ни у одного цвет волос не совпадает с цветом, на который указывает его фамилия», - заметил брюнет. «Ты прав» - сказал Белов. Какой цвет волос у художника?

Решение:

Белов

Чернов

Рыжов

блондин

---

+

---

брюнет

---

---

+

рыжий

+

---

---

  1.  Белов не брюнет
  2.  Белов не рыжий
  3.  Чернов блондин
  4.  Рыжов брюнет

Задача 3.

В бутылке, стакане, кувшине, банке находятся молоко, лимонад, квас, и вода. Известно, что вода  и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и  сосудом с квасом, в банке – не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Куда налита каждая жидкость?

Решение:

бутылка

стакан

кувшин

банка

молоко

---

---

+

---

лимонад

+

---

---

---

квас

---

---

---

+

вода

---

+

---

---

  •  Физкультминутка (физорг показывает упражнения)

1,2,3,4,5 – можно все пересчитать,

6,7,8,9,10 – сосчитать, измерить, взвесить.

Сколько пальцев на руках,

Сколько пальцев на ногах,

Сколько в комнате дверей,

В переулке  фонарей,

Сколько камня на горе,

Сколько камня во дворе?

1,2,3,4,5 – можно все пересчитать,

6,7,8,9,10 – сосчитать, измерить, взвесить.

Сколько в комнате углов,

Сколько ног у воробьев,

Сколько зерен в помидоре,

Сколько лодочек на море,

Сколько в садике скамеек,

Сколько в пятачке копеек?

Задача 4.(практическая)

На столе стоят три коробки, в них лежат теннисные шарики, белые и желтые. В одной коробке лежат два белых, в другой – два желтых, в третьей – белый и желтый. На коробках обозначения, но они не соответствуют содержимому коробок. Как, достав  только один  шарик из одной коробки, узнать, какие шарики где лежат?

                                                                                                                

Сначала  задача решается теоретически, обсуждение идет по группам, а затем все версии проверяются на практике.

Ответ: Нужно достать шарик из коробки с таким

обозначением

и определить, какие шарики  и  где лежат.

Задача 5. .(практическая на магнитной доске)

                                         

Корабли   двигаются навстречу друг другу по узкому проливу, в бухту может заходить только один .

Как  разойтись этим кораблям?

Решение: Дети показывают на доске, передвигая  «корабли». (Они двигаются вперед- назад)

Алгоритм действия продолжается, пока корабли не разойдутся.

  •  Самостоятельное решение задач, учащиеся работают в малых группах с последующим обсуждением.

Задача 6.

Три подружки Таня, Оля, Катя  пришли на праздник в белой, черной и зеленой блузках. Таня  - не в черной, Оля ни в черной и ни в зеленой. Какая блузка у каждой из девочек?

черная

белая

зеленая

Таня

---

---

+

Оля

---

+

---

Катя

+

---

---

Решение:

1.Катя в черной

2.Оля в белой

3.Таня в зеленой

Задача 7.

На детской площадке играли малыши Сеня, Веня, Кеня  в красных, зеленых, и синих шортах.  Их  мячи так же были красного, зеленого, синего цветов. Известно, что только у Кени цвет шорт и мяча совпадал. Ни шорты, ни мяч Вени не были красными, у  Сени  был  зеленый мяч. Определить цвет шорт и мяча каждого малыша.

Решение:

мяч

Кеня

Веня

Сеня

красный

+

---

---

зеленый

---

---

+

синий

---

+

---

  1.  Кеня был в красных шортах
  2.  Веня – в зеленых
  3.  Сеня – в синих

Дополнительная задача (для учащихся с достаточным и высоким уровнем учебных достижений)

В оздоровительном лагере встретились три мальчика, которые приехали  из  Луганска, Киева, Харькова. При знакомстве выяснилось, что они разного возраста и увлекаются спортом. В теннис играют только Николай  и харьковчанин. В футбол – только Сергей  и киевлянин. Олег  играет в шахматы и он старше киевлянина. Теннисисты в шахматы не играю. Шахматист   не самый старший. В  каком городе живет каждый мальчик, каким видом спорта занимается, какие они по возрасту?

Ответ:

Старший Сергей из Харькова играет в футбол и теннис.

Средний Олег из Луганска – шахматист.

Младший Николай из Киева играет в футбол и теннис.

  •  Итог занятия, домашнее задание

Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Математика: Учебник для 5 класса.-Х. : Гимназия,2005

№ 576, №769


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64611. Планирование предприятия и составление плана деятельности ООО «Пиломатериалы» 62.19 KB
  Планирование на предприятии – внутрихозяйственная, целенаправленная деятельность, которая служит основой организации и управления и является нормативной базой выработки и принятия управленческих решений.
64612. Химическая термодинамика 93.21 KB
  Дайте определение теплоемкости удельной атомной молярной мольной Какая связь существует между мольными теплоемкостями при постоянном давлении и постоянном объеме Работа определяется двумя величинами: фактором интенсивности и фактором емкости экстенсивности.
64613. Понятие и виды сделок 60.7 KB
  Цель моей работы: является анализ правового регулирования условия действительности сделок, а также общественные отношения, возникающие в процессе заключения сделок и применения условий действительности сделок.
64614. ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 62 KB
  Последние два века капиталистическая экономика развивалась в основном за счет интенсивного использования факторов производства. Главной задачей переходного периода для России является интенсивный экономический рост, при котором снижение издержек играет немаловажную роль.
64615. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста 96.8 KB
  Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
64616. Анализ показателей финансовой устойчивости закрытого акционерного общества «НК «Лукойл» 86.32 KB
  В рыночных условиях гарантом выживаемости и основой устойчивого положения предприятия является его финансовая устойчивость. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия обосновываются планы и управленческие решения осуществляется контроль...
64617. Расчет широкополосного усилителя 724.71 KB
  Такие усилители применяются для усиления синусоидальных сигналов и для усиления импульсов. Основным требованием предъявляемым к ШУ является равномерность усиления сигнала в заданном частотном диапазоне.
64618. Правовые основы денежного обращения в России 47.33 KB
  Цель работы изучить денежно-кредитное регулирование в России. Задачи данной работы: раскрыть понятие денежной системы; рассмотреть правовые основы денежного обращения в России.