53273

Учет выбытия основных средств. Учет результатов инвентаризации материалов

Реферат

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Для определения целесообразности и непригодности объекта основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия

Русский

2014-04-01

107.62 KB

2 чел.

  1.  Учет выбытия основных средств.

2. Учет результатов инвентаризации материалов.

1.Объекты основных средств выбывают из организации в результате:

  1. продажи объекта другому юридическому или физическому лицу;
  2. списания в случае морального и (или) физического износа;
  3. передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный капитал других организаций;
  4. ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
  5. передачи по договорам мены, дарения объектов основных средств;
  6. списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода права собственности на основные средства к арендатору;
  7. по другим причинам.

Для определения целесообразности и непригодности объекта основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.

Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств (форма ОС-4) и актом на списание автотранспортных средств (форма ОС-4А) с указанием данных, характеризующих объект (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета, проведенные ремонты, причины выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт утверждается руководителем организации.

Учет продажи и прочего выбытия основных средств ведется на счете 91 "Прочие доходы и расходы" с использованием соответствующих субсчетов. При списании основных средств к счету 01 может быть открыт субсчет "Выбытие основных средств". В дебет счета этого субсчета списывается стоимость выбывающего объекта, а в кредит — сумма накопленной амортизации на счете 02. Остаточная стоимость на счете 01 "Основные средства" списывается на счет 91. Отрицательный результат по счету 91 не принимается при налогообложении.

Приведем несколько бухгалтерских записей, связанных с использованием счета 91 при списании основных средств:

  1. дебет счета 02, кредит счета 01 — списывается начисленная амортизация выбывающих основных средств;
  2. дебет счета 91, кредит счета 01 — списывается остаточная стоимость выбывающих основных средств;
  3. дебет счета 91-2, кредит счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др. — отражаются расходы по ликвидации;
  4. дебет счета 10, кредит счета 91-1 — оприходованы материалы, полученные от ликвидации.

Записи по субсчетам 91-1 "Прочие доходы" и 91-2 "Прочие расходы" накапливаются и в конце месяца сопоставляются. Сальдо по этим субсчетам списывается на субсчет 91-9 "Сальдо прочих расходов и доходов", которое в свою очередь списывается на счет 99 "Прибыли и убытки", счет 91 сальдо на отчетную дату не имеет:

  1. дебет счета 99, кредит счета 91-9 — отражается убыток от ликвидации средств производственного назначения в пределах первоначальной стоимости;
  2. дебет счета 91-9, кредит счета 99 — отражается прибыть от ликвидации средств производственного назначения.

Безвозмездная передача объектов основных средств, осуществляемая по договору дарения, и передача организацией основных средств в собственность другого юридического или физического лица в обмен на другой товар, совершаемая по договору мены, оформляются актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма ОС-1).

Рис. 4.4. Общая схема счетов при выбытии основных средств

На основании акта бухгалтерская служба организации производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта и прилагает ее к акту (накладной) приемки-передачи основных средств. Об изъятии карточки на выбывший объект делается отметка в документе, открываемом по месту нахождения объекта (инвентарной книге).

Списание стоимости указанных основных средств производится на основании акта (накладной) приемки-передачи с приложением договора дарения и письменного сообщения принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта или договора мены.

Бухгалтерский учет выбытия основных средств

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.

Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов.

При выбытии основных средств к счету 01 «Основные средства» открывают субсчет 01 «Выбытие основных средств». Финан-совыи результат от выоытия основных средств определяют на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Учет операций при ликвидации основных средств в случае моральною и физическою износа, при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации

  1. Дебет 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»Кредит 01 «Основные средства» — списана первоначальная стоимость выбывших основных средств.
  2. Дебет 02 «Амортизация основных средств»Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — списана сумма накопленной амортизации по выбывшим основным средствам.
  3. Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — списана остаточная стоимость выбывших основных средств.
  4. Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. — отражены расходы по демонтажу основных средств.
  5. Дебет 10 «Материалы»Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» — оприходован лом и запчасти от ликвидации основных средств.
  6. Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»Кредит 99 «Прибыли и убытки» — отражен убыток от ликвидации основных средств.

Учет операций по продаже основных средств

  1. Дебет 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»Кредит 01 «Основные средства» — списана первоначальная стоимость выбывших основных средств.
  2. Дебет 02 «Амортизация основных средств»Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — списана сумма накопленной амортизации по выбывшим основным средствам.
  3. Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — списана остаточная стоимость выбывших основных средств.
  4. Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» — предъявлен счет покупателям на продажную стоимость основных средств с учетом НДС.
  5. Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» — начислен НДС с продажной стоимости основных средств.
  6. Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. — отражены расходы по демонтажу основных средств.
  7. Дебет 99 «Прибыли и убытки»Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» — отражен убыток от передачи основных средств.
  8. Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»Кредит 99 «Прибыли и убытки» — отражена прибыль от передачи основных средств.

Учет операций но передаче основных средств как вклад в уставный капитал

  1. Дебет 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»Кредит 01 «Основные средства» — списана первоначальная стоимость выбывших основных средств.
  2. Дебет 02 «Амортизация основных средств»Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — списана сумма накопленной амортизации по выбывшим основным средствам.

Выбытие объекта основных средств, передаваемого в счет вклада в уставный (складочный) капитал, паевой фонд в размере его остаточной стоимости отражается в бухгалтерском учете по дебету счета учета расчетов и кредиту счета учета основных средств.

  1. Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — списана остаточная стоимость выбывших основных средств.

Ранее на возникающую задолженность по вкладу в уставный (складочный) капитал, паевой фонд производится запись по дебету счета учета финансовых вложений в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов на величину остаточной стоимости объекта основных средств, передаваемого в счет вклада в уставный (складочный) капитал, паевой фонд, а в случае полного погашения стоимости объекта основных средств — в условной оценке, принятой организацией, с отнесением суммы оценки на финансовые результаты.

  1. Дебет 58 «Финансовые вложения»Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» отражена задолженность но вкладу в сумме остаточной стоимости основных средств.

Учет операций но безвозмездной передаче основных средств

  1. Дебет 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»Кредит 01 «Основные средства» — списана первоначальная стоимость выбывших основных средств.
  2. Дебет 02 «Амортизация основных средств»Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — списана сумма накопленной амортизации по выбывшим основным средствам.
  3. Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — списана остаточная стоимость выбывших основных средств.
  4. Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» — начислен НДС с рыночной стоимости основных средств.
  5. Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. — отражены расходы по демонтажу основных средств.
  6. Дебет 99 «Прибыли и убытки»Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» — отражен убыток от передачи основных средств.

Учет недостачи основных средств

  1. Дебет 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»Кредит 01 «Основные средства» — списана первоначальная стоимость выбывших основных средств.
  2. Дебет 02 «Амортизация основных средств»Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — списана сумма накопленной амортизации по выбывшим основным средствам.
  3. Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — списана остаточная стоимость недостающих основных средств.

Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества (ст. 246 ТК РФ).

Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом (ст. 248 ТК РФ).

  1. Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — списана недостача на виновное лицо по балансовой стоимости.
  2. Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»Кредит 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» — списана на виновное лицо разница между рыночной и балансовой стоимостью недостачи.

В случае отсутствия виновных лиц недостачу основных средств относят на финансовые результаты организации.

  1. Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — недостача списана на финансовые результаты организации при отсутствии виновного лица или если суд отказал во взыскании

2. Учет результатов инвентаризации материалов

Целью проведения инвентаризации является пересчет фактического наличия материальных ценностей и сопоставление данных инвентаризаций с показателями бухгалтерского учета. С другой стороны проведение инвентаризации преследует цель контроля за работой материально-ответственных лиц, обеспечения сохранности материальных ценностей предприятия, а также проверки условий хранения и порядок ведения учета их движения.

Порядок организации и проведения инвентаризации и выявления результатов определен НСБУ №19 «Организация и проведение инвентаризации» (утвержден Министерством Финансов РУз № 58 от 2.11.1998г. и зарегистрирован Министерством Юстиции РУз №833 2.11.1999 г.).

В соответствии с НСБУ №19 инвентаризации подлежат все имущество хозяйствующего субъекта, независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Инвентаризация материальных ценностей производится по их местонахождению и материально-ответственному лицу.

Проведение инвентаризации является обязательным:

а) при смене материально-ответственных лиц на дату приема-передачи дел и ценностей;

б) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

в) при установлении фактов хищения или злоупотреблений;

г) при передаче в аренду, выкупе, продаже и разгосударствления предприятия;

д) при переоценке основных средств и товарно-материальных ценностей;

е) в случае пожара или стихийных бедствий – немедленно по окончании пожара, стихийного бедствия;

Частота проведения инвентаризации в отчетном году, даты проведения, перечень имущества устанавливается руководителем предприятия.

Для проведения инвентаризации на хозяйствующих субъектах создаются постоянно действующие инвентаризационные комиссии в составе руководителя предприятия или его заместителя (председатель комиссии);

- главного бухгалтера;

- других специалистов (инженеров, экономистов, техников и т.д.)

Инвентаризационная комиссия проводит инвентаризацию ценностей в местах хранения и производства, совместно с бухгалтерией участвует в определении результатов инвентаризации и разрабатывает предложения по принятию решений по результату инвентаризации.

Материально-ответственное лицо перед началом инвентаризации дает расписку о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на его ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Проверка фактического остатка производится при обязательном участии материально-ответственных лиц. Наименования инвентаризуемых ценностей и их количество показываются в инвентаризационных описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

Обнаруженные при инвентаризации расхождения (излишки или недостачи, повреждения или порчи) оформляются в сличительной ведомости и оцениваются по фактической себестоимости. По каждому случаю расхождения принимаются соответствующие решения.

Результаты инвентаризации в бухгалтерском учете отражаются следующим образом:

  1. при обнаружении излишков ТМЗ:
  2. дебет 10 «Сырье и материалы» или другие счета учета ТМЗ ,кредит 93 «Прочие операционные доходы»
  3. при выявлении в процессе инвентаризации недостачи ТМЗ:
  4. дебет «Недостачи и потери от порчи ценностей», кредит 10 «Сырье и материалы» или другие счета учета ТМЗ.

При этом на сумму естественной убыли в пределах норм или недостачи (потерь) от стихийных бедствий, а также, в случае если виновные не обнаружены, производится запись:

дебет 20 «Основное производство» или 9430 «Прочие операционные расходы» ,кредит «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В случае обнаружения недостачи ТМЗ по вине материально-ответственных лиц, допущенный ущерб взыскивается с них. При этом составляются проводка:

а) дебет 4730 «Задолженность персонала по возмещению материального ущерба» кредит «Недостачи и потери от порчи ценностей»

б) При взыскании с материально-ответственных лиц:

  1. дебет «Денежные средства в национальной валюте» или 6710 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ,кредит «Задолженность персонала по возмещению материального ущерба».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43132. Веб-приложения на Java, реализующее функциональность просто интернет-магазина 953 KB
  Основные модели архитектуры JSP. Функционирование JSP. Заключение Список литературы Введение JSP JvServer Pges технология позволяющая веб-разработчикам легко создавать содержимое которое имеет как статические так и динамические компоненты.
43133. Поиск неисправностей в СВ 1.17 MB
  Анализ неисправности на структурном уровне По структурной схеме СВ устанавливаем вероятный неисправный блок. Согласно внешним признакам проявления неисправности очевидно что неисправен может быть либо сам ПОУ СВ либо блок ВчУ структурный уровень так как только эти устройства участвуют в записи информации с ПОУ СВ на ВчУ. Анализ неисправности на функциональном уровне По функциональной схеме устанавливаем вероятные неисправные устройства блока ПОУ СВ и ВчУ. Учитывая внешний признак проявления неисправности очевидно что этими устройствами...
43134. Проектирование привода ленточного транспортера 7.63 MB
  Расчет вала на выносливость Выбор муфты для выходного вала. Выбор муфты для ведомого вала. Редуктор имеет три вала: горизонтально расположенный ведущий быстроходный вал на котором установлена коническая шестерня и два горизонтальных вала перпендикулярных ведущему валу.
43135. Проектування корпуса фільтра вертикального однокамерного 1.3 MB
  Графічна частина виконується у обсязі двох аркушів формату А1: один аркуш складального креслення апарату загальний вигляд; один аркуш формату А2 зі складальним кресленням вузлів апарату за вказівкою викладача керівника проекту після виготовлення креслення першого аркуша; один аркуш формату А2 з робочими кресленнями деталей різноманітного призначення за вказівкою викладача керівника проекту після розробки складальних креслень формат А2 ділиться за необхідністю на декілька менших форматів. Розрахунковопояснювальна записка...
43137. Какова сущность, функции и структура морали 35.5 KB
  Всем известно, что человек — это индивид, умеющий себя ограничивать. Все мы живем в мире сплошных ограничений. Можно с уверенностью сказать, что человек и человеческое общество возникли тогда, когда научились себя ограничивать. Так, например первыми законами были законы, запрещающие браки между родственниками.
43138. Методика викладання теми “Основні поняття алгоритмізації” у 8 класах 2.21 MB
  У житті ми постійно складаємо опис деякої послідовності дій для досягнення бажаного результату, тому поняття алгоритму не є для нас чимось новим і незвичайним. Кожен із нас використовує сотні різних алгоритмів. Але рішення завдання на комп'ютері неможливо без створення алгоритму. Вміння виконувати завдання, розробляти стратегію її вирішення, висувати і доводити гіпотези досвідченим шляхом, прогнозувати результати своєї діяльності, аналізувати і знаходити раціональні способи вирішення завдання шляхом оптимізації, деталізації створеного алгоритму дозволяють судити про рівень розвитку алгоритмічного мислення школярів. Тому необхідно особливу увагу приділяти алгоритмічному мисленню підростаючого покоління.
43139. Програмування. Методичні вказівки 206 KB
  Тема першого завдання – використання візуальних компонентів із вкладок компонентів Stndrt System dditionl при роботі з масивами даних. Оброблений масив список даних вивести в таблицю MS Word створену за допомогою Delphi. Друге завдання – створення баз даних та обробка інформації з них. База даних створюється за допомогою утілити Dtbse Desktop або за допомогою інших програм створення баз даних наприклад MS ccess.
43140. Синтез автомата по заданому алгоритму роботи 1.49 MB
  Система з чотирьох перемикальніх функцій задана таблицею 2.1 – таблиця істиності заданих функцій Необхідно виконати сумісну мінімізацію функцій f1 f2 f3. Отримати операторні представлення для реалізації системи функцій на програмувальних логічних матрицях. 4 Етапи проектування і терміни їх виконання 1 Розмітка станів автомата 2 Формування вхідного та вихідного алфавітів 3 Побудова графа автомата 4 Побудова таблиці переходів 5 Побудова структурної таблиці автомата 6 Синтез комбинаційних схем для функцій збудження тригерів і вихідних...