53315

Хлеб - всему голова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Воспитывать любовь уважение и бережное отношение к труду и хлебу. Оборудование: Плакат Хлеб - всему голова колоски пшеницы иллюстрации к теме Ход 1. Ребята как вы думаете что это Хлеб.

Русский

2014-02-25

41.5 KB

1 чел.

Классный час в 3-м классе

«Хлеб - всему голова»

     

Цели и задачи классного часа:

  1.  Расширить имеющиеся знания о хлебе, его производстве, значении хлеба в жизни человека.
  2.  Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к труду и хлебу.

Оборудование:

Плакат «Хлеб – всему голова»,  колоски пшеницы, иллюстрации к теме

Ход

1.Отгадывание загадки .

        Отгадать легко и быстро:

      Мягкий, пышный и душистый,

      Они черный , он и белый,

       А бывает подгорелый.

 - Ребята, как вы думаете, что это? (Хлеб)

. 2.Рассказ учителя с элементами беседы.

  Ребята, вы, наверное, догадываетесь о чем будет идти речь на классном часе. Да, мы будем говорить о хлебе. Я предлагаю провести наш классный час под девизом : «Бережно относись к хлебу».

    «Хлеб – всему голова» - говорит народная пословица.

Не случайно идет

По стране всей молва:

Хлеб – всему голова!

Хлеб – всему голова!

Он – достаток, он – жизнь,

Он, как солнце у нас .

Хлеб – всему голова!

Говорим без прикрас!

  И это верно. 

   Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции.

 

-А , что вы подразумеваете под словом хлеб ?

   Каждый из вас не менее 3 раз в день берёт в руки хлеб. Без хлеба ни ужинать, ни обедать нам не хочется – всё нам кажется невкусным. Мы привыкли к нему, как к воздуху. Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается потому, что в хлебе много питательных веществ - белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов.    Давайте  проведём подсчет: если каждый человек из нашего класса за один день недоест и выбросит 50 граммов хлеба (показывает кусочек хлеба в 50 граммов), получится, что около 2 буханок хлеба окажутся выброшенными. Знаете ли вы, что для выпечки одного батона требуется более 10000 зерен.

       Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что это  труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

- А кто из вас, ребята, хоть раз задумывался, какой путь он совершил, прежде чем прийти к нам на стол? Ведь не сразу он стал таким, каким мы его едим и видим. Кто приложил руки, кто имеет отношение к созданию хлеба? (Ответы детей)

                  Вначале хлеб посеяли зерном,

                  Потом ростки лелеял агроном.

                  Затем взял колос в руки комбайнер,

                  В ладонях его бережно потер.

                  Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,

                  Он убирать его с комбайном в поле вышел.

                   Потом муку смололи из зерна

                   И к пекарю отправилась она.

                   А тот уж постараться смог:

                  Такие булки вкусные испек!

- А какие хлебобулочные изделия вы знаете?

- Всего известно более 750 видов хлебобулочных изделий.

 День и ночь - в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван - и в союзе, и противоборстве с природой. Какой же он, хлебушко?

                     Вон - он хлебушко душистый,

                       С хрустом, корочкой витой.

                       Вот он теплый, золотистый

                       Словно солнцем залитой.

                       В нем здоровье, наша сила,

                        В нем - чудесное тепло,

                        В нем - земли родимой соки,

                         Солнца свет весенний в нем.

                         Сколько рук его растило,

                         Охраняло, берегло!

                         Не сразу стали зерна

                          Хлебом тем, что на столе,

                          Люди долго и упорно

                         Потрудились на земле.

  Хлеба у нас много, но не все люди, к сожалению, бережно относятся к нему. Послушайте стихотворение Сергея Михалкова «Булка».

        Три паренька по переулку
        Играли, будто бы в футбол,
       Туда – сюда гоняли булку,
       И забивали ею гол.
       Шёл мимо незнакомый дядя
       Остановился и вздохнул.
       И на ребят совсем не глядя,
 
       К той булке руку протянул.
       Потом, насупившись сердито,
       Он долго пыль с неё сдувал.
       И вдруг, спокойно и открыто
       При всех её поцеловал.
      «Вы кто такой?» - спросили дети,
        Забыв на время про футбол
       «Я пекарь» - человек ответил
        И с булкой медленно ушёл.
        И это словно пахло хлебом,
        И той особой теплотой,
       Которой налиты под небом
        Поля пшеницы золотой.

- Скажите, о чём это стихотворение? (Ответы детей)

- Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики? (Ответы детей)

- Почему незнакомый прохожий поднял и поцеловал булку?

   Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда не съеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь 150 граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.

   А ведь черствому хлебу можно продлить жизнь. Каким образом?

1. Положить в целлофановый пакет на батарею,

приготовить панировочные сухари.

2. Посушить гренки для супа.

3. Поджарить гренки к чаю.

4. Испечь пирог с яблоками, сварить суп.

  Люди воспевают хлеб в песнях, стихах, пословицах.

 Игра «Собери букет» (Собрать пословицы, записанные на колосках)

1. Хлеб - всей жизни голова .

2. Худ обед, коли хлеба нет. 

3. Хлеб в закромах - счастье в домах.

4. Не красна изба углами, красна пирогами.  

5. Не тот хлеб, что в полях, а тот, что в закромах .

  Чтобы хлеб был вкусным каждый день у вас на столе, вы должны определить для себя чёткие правила пользования хлебом.

-Живи так, чтобы хлеб твой был всегда честным. Запомни и скажи всем, кого знаешь, с кем дружишь : в  хлебе душа твоей родной земли, судьба многих людей, их неустанный труд.

-Не топчи хлеб, не бросай его, не пренебрегай им .И не хвастай, что ты сыт, что хлеба у тебя вдоволь

-То, что у тебя и у других есть сегодня хлеб, - не твоя личная заслуга, а результат усилий всего народа, всех ,кто жил на земле когда-то и живет сейчас.

-Будь непримирим, если видишь небрежное отношение к хлебу. Твой главный кормилец- народ.

-Стремись отблагодарить его за хлеб всем добром, на какое ты только способен. В хлебе нелегкий труд. Уважай в хлебе человеческую мудрость.           

Рефлексия.

Кто узнал много нового и было интересно – солнышко.

Кому было интересно, но нового не узнал – солнышко с тучкой.

Кому было скучно – дождик.

- Возьмите карточки и прикрепите к доске.

    Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

(Угощение гостей)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23236. Традиції і новаторство в культурі 46.5 KB
  Спадкоємність культури це процес передачі культурноісторичного досвіду. Саме в спадкоємності як органічному поєднанні традиції і новаторства реалізується історичність культури її самозбереження й саморозвиток. Традиції існують у всіх формах духовної культури. Завдяки їм розвивається суспільство оскільки молоде покоління не винаходить заново велосипеди а засвоює досягнутий людський досвід культури.
23238. Аристотель, Стагірит 216 KB
  Зі сказаного очевидно що з того де йде мова про предмет необхідно говорити про предмет і ім'я й поняття; так наприклад людина говорить про предмет про окрему людину і про неї звичайно говорить ім'я [людини]: адже окремою людиною називають живу істоту й визначення людини буде визначати окрему людину адже окрема людина є й людина і жива істота. Так біле перебуваючи в тілі як у підметі говорить про предмет адже тіло називається білим але поняття білого ніколи не може означати тіло. Її предмет – мислення як цілісне утворення...
23239. Ільєнков, Евальд Васильович 146.5 KB
  І ось учорашній оптиміст стає похмурим нитиком – песимістом якого вже ніщо не радує і ніщо не веселить не дивлячись на його паспортну молодість здоровий шлунок і міцні зуби. Якщо ми недвозначно беремо висвітлену таким чином наукову присутність у своє володіння то маємо сказати: Те на що спрямоване наше світовідношення є саме суще – і більше ніщо. Те чим керується вся наша установка є саме суще – і крім нього ніщо. Те з чим працює дослідження що втручається у світ є саме суще – і ніщо понад того.
23240. Сковорода, Григорій Савич 152.5 KB
  Навпаки саме при падінні аристократичних оцінок людської совісті поступово нав'язується весь цей контраст €œегоїстичного€ і €œнеегоїстичного€ – цей по моїй термінології стадний інстинкт котрий дістав тоді розповсюдження. Поняття €œдобро€ він вважає по суті рівним поняттю €œкорисний€ €œдоцільний€ так що в думках €œдобро€ і €œзло€ людство ніби то підсумовує і санкціонує саме незабуті і незабутні пізнання про корисне – доцільне і шкідливе – недоцільне. Добро згідно цієї теорії – те що споконвіку виявилося корисним тому воно...
23241. Кримський, Сергій Борисович. ФІЛОСОФІЯ - АВАНТЮРА ДУХУ ЧИ ЛІТУРГІЯ СМИСЛУ 192.5 KB
  Кримський розробляє принципи трансформації знання прийоми інтерпретації принципи узагальненої раціональності та розуміння принципи духовності розвиває неоплатонічну концепцію вилучення архетипових структур буття розуму та культури; виділяє архетипи української культури. ФІЛОСОФІЯ АВАНТЮРА ДУХУ ЧИ ЛІТУРГІЯ СМИСЛУ Видатний мислитель пізньоантичної епохи Плотін стверджуючи прилученність мудрості до центральних зон смислотворчості буття та людини проголошував що філософія є найголовнішим у житті. Вона є єдиним засобом поставити людину...