5333

Вопрос как инструмент сбора социологической информации

Реферат

Социология, социальная работа и статистика

Искусство задавать вопросы, пожалуй, самое древнее и до сих пор еще самое сложное. В повседневной жизни мы убеждаемся, как бестактно поставленный вопрос ставит отвечающего в неловкое положение. Про глупые вопросы говорят, что их легче задав...

Русский

2012-12-07

108 KB

83 чел.

Введение

Искусство задавать вопросы, пожалуй, самое древнее и до сих пор еще самое сложное. В повседневной жизни мы убеждаемся, как бестактно поставленный вопрос ставит отвечающего в неловкое положение. Про глупые вопросы говорят, что их легче задавать, чем на них отвечать. Есть вопросы риторические, на них вовсе не надо отвечать. Существуют также вопросы короткие и длинные, письменные и устные, закрытые и открытые, вопросы-меню и вопросы-фильтры, вопросы-ловушки, вопросы контактные, отвлекающие, фактологические, буферные, провоцирующие, закрытые, полузакрытые, открытые, вопросы-тупики и т.д.

Важнейшим элементом любого вида социологических исследований является инструментарий (инструментальный набор), который определяет полноту и достоверность получаемой информации, а также технологичность процедур ее сбора и классификации. Универсальным инструментом опросных методов исследования является анкета. По форме это – опросный лист, по содержанию – система вопросов, отражающих (выражающих) основные цели и задачи исследования.

Все разновидности вопросов трудно даже перечислить. Еще труднее описать то, как они работают. Эту проблему решают профессионалы-методисты, которые отрабатывают технику постановки вопросов, сбора и анализа данных, математической обработки и эмпирической интерпретации ответов в специально поставленных экспериментах. Их именуют, в отличие от исследовательских, призванных познавать закономерности поведения реальных людей, методическими экспериментами, которые показывают особенности поведения инструмента.


Значение и функции вопроса

Вопрос - специально разработанное социологом вопросительное высказывание, адресованное определенной совокупности респондентов, для получения (в виде ответов-суждений) информации, необходимой для решения исследовательской задачи.  Логическая структура  вопроса определяется содержащейся в нем исходной, базисной информацией, выраженной в краткой форме, и одновременным указанием на необходимость ее восполнения. Указание на необходимость получения новой информации определяет и область поиска ответа, которая обычно указывается вопросительным словом (что, где, сколько, какие и т. д.). Вопрос в социологическом опросе  является своеобразным исследовательским инструментом, используемым для получения первичных эмпирических данных.

С его помощью социолог получает информацию. При конструировании вопроса социолог должен помнить следующее правило: Что заложили, то и получили. Или каков вопрос, таков и ответ. Таким образом, если социолог хорошо поработал над программой исследования, ее теоретико-методологической частью, но, если он сделал никуда негодную, непрофессиональную анкету, то он не сможет получить качественной информации.

В социологическом исследовании вопрос выполняет три основных функции:

- индикаторную;

- коммуникативную;

- инструментальную.

Если вопрос анкеты реализует все эти функции, то мы получаем качественную информацию.

Реализация этих функций связана с выполнением ряда логических и методических требований к конструированию вопроса и его использованию.

Индикаторная функция вопроса требует обоснованности предметного содержания вопроса (индикатора)  относительно изучаемого явления или его отдельной характеристики (индиката). Критерием оценки  качества вопроса в данном случае является необходимость и достаточность вопросов (или их совокупности) для репрезентации измеряемой характеристики в структуре первичных эмпирических данных. Например, является ли факт посещения определенного магазина необходимым и достаточным индикатором (Вопрос: "Посещаете ли Вы магазин Х?") включенности респондента в число постоянных покупателей данного магазина? О чем еще необходимо спросить респондентов, чтобы установить их включенность в число постоянных покупателей? Индикаторная функция вопроса требует от исследователя четкой формулировки познавательной задачи вопроса (его искомой информации). Оценка  качества вопроса в связи с его коммуникативной или инструментальной функцией становится невозможной, если нет четкого определения познавательной задачи, т. е. содержания его индикаторной функции. Априорное обоснование  индикаторной пригодности вопроса на этапе его проектирования производится логическим путем с помощью определения понятий. На этапе интерпретации результатов опроса производится апостериорное обоснование его индикаторной функции с помощью анализа  ответов респондентов и методической информации, полученной в пробных и основных исследованиях.

Коммуникативная функция вопроса обусловлена его логической природой: любой вопрос появляется тогда, когда имеется не только потребность в информации, но и адресат, от которого эта информация  может быть получена. В вопросе всегда отражается не только необходимость, но и возможность получения ответа. В социологическом опросе реализация коммуникативной функции вопроса связана с обеспечением адекватного взаимодействия между различными уровнями общественного сознания: научно теоретическом сознанием,  которое формирует познавательную задачу вопроса (его искомую информацию), и обыденным, практическим сознанием, в рамках которого формируются ответы респондентов в ситуации опроса.

Познавательная задача вопроса формулируется в терминах исследовательской концепции и связана с определением  предмета и гипотез исследования, т. е. это исследовательский вопрос. В опросном листе вопрос, обращенный к респонденту, - это "перевод"  исследовательского вопроса на уровень повседневной житейской практики, обыденной лексики респондента ("Посещает ли Ваша семья магазин X?"; "Совершаете ли Вы покупки в этом магазине регулярно, т. е. не меньше трех раз в неделю, или эпизодически, т. е. 1 и менее раз в неделю, или совсем не совершаете?"). Адекватность  этого перевода обеспечивается учетом социологически-психологических особенностей опрашиваемого: информированности и компетентности в связи с предметом опроса; аналитических способностей и возможностей памяти; представлениями о престиже,  "острых" проблемах;  учетом словарного запаса, навыков и особенностей общения; отношения к опросам вообще и к теме конкретного опроса в частности и др.

Критериями для оценки качества вопроса в связи с его коммуникативной функцией являются адекватность понимания смысла вопроса респондентами, искренность и достоверность  их ответов.

Инструментальная функция выделяется в связи с пониманием вопроса как измерительного инструмента. Реализация этой функции предполагает соблюдение ряда требований к конструкции вопроса, которые обеспечивают получение информации, соответствующей объективному, истинному состоянию измеряемой характеристики, т.е. какой дробности должна быть шкала, если это вопрос-шкала; сколько должно быть вариантов закрытий (ответов на вопрос), принимая во внимание особенности респондентов; какой тип вопроса задать: открытый, закрытый или полузакрытый и т.д.

Качество вопроса в связи с его измерительной функцией оценивается по критерию надежности, который объединяет такие более частные критерии, как обоснованность, точность и устойчивость.


Формулирование вопроса

При формулировании вопросов исследователь должен обращать внимание на то, чтобы язык вопроса (его словарный состав, стиль) обеспечивал наиболее полную коммуникацию между исследователем и респондентом. Словарный состав, концептуальная форма выражений вопроса целиком определяется предметом исследования и характеристиками респондента.

Процесс формулирования вопросов часто сводится к сознательному упрощению слов и мыслей до концептуального уровня и понимания их наименее образованными респондентами. Одна из самых трудных проблем, с которой сталкивается при этом исследователь, сводится к выражению абстрактных понятий такими терминами, которые были бы известны и понятны респондентам. Следует заметить, что наиболее частой ошибкой неопытного исследователя является то, что он при формулировании вопросов, не учитывая характеристик опрашиваемых, создает различного рода лингвистические и концептуальные трудности для понимания их респондентами.
Если исследователь предварительно ничего не знает о людях, которых ему предстоит опрашивать, если он ничего не знает об их уровне знаний, образования, то в будущем у него неизбежно возникнут трудности при контакте с ними. В таких случаях, при интервьюировании, например, возможна ситуация, когда респондент и интервьюер не смогут найти общий язык и респондент, не понимая интервьюера, может посчитать для себя вообще бесполезным общение с ним. Надо сказать, что отрицательный эффект в опросе может быть не только от незнания опрашиваемого, но и от слишком хорошего знания его, от максимализма исследователя при адаптации формулировки вопроса к респонденту.

Сверх упрощение вопросов, к которому прибегает исследователь для того, чтобы сделать их более понятными для респондентов, может быть воспринято и расценено некоторыми респондентами как оскорбление, как выражение определенного недоверия к их интеллектуальным способностям. Поэтому перед исследователем всегда стоит трудная задача отыскания оптимального варианта формулировки вопроса, отвечающего уровню грамотности и образования респондента.
Не меньшую важность при формулировке вопросов имеет и
 проблема их смыслового значения. Исследователь должен избегать таких формулировок, которые допускают двусмысленную интерпретацию. Следует стремиться к тому, чтобы вопрос интерпретировался и исследователем и респондентом однозначно.
Все вышеназванные проблемы формулировки с точки зрения языка и смыслового значения решаются исследователем в ходе предварительного знакомства с респондентами и в результате апробации каждого вопроса перед основным опросом.
Формулирование вопросов преследует в конечном счете
цель получения определенной необходимой информации от респондента. В качестве объекта опроса выбираются обычно именно те индивиды, которые могут дать ту информацию, которая нужна исследователю. Но как это ни странно, не каждая информация, который обладает респондент, в равной степени доступна и осознаваема им самим. Если какое-то событие произошло недавно и имело определенное значение для респондента, то в этом случае не требуется каких-либо значительных усилий с его стороны для того, чтобы вспомнить все детали интересующего интервьюера события. Все гораздо сложнее, если событие произошло очень давно или если оно вообще не имело никакого особого значения для респондента.

Поэтому при составлении вопросника следует избегать такого рода вопросов. Что же касается той информации, которой обладает респондент и которая в принципе может быть дана им, то исследователь может получить ее постановкой целой серии наводящих, непрямых вопросов, которые помогают респонденту реконструировать прошлое и дать соответствующую информацию о нем.


Виды вопросов и их классификация: по форме, функциям и содержанию

Классификация Вопросов - распределение  вопросов на классы по различным основаниям.

В зависимости от цели, с которой задается вопрос, выделяются вопросы содержательные, имеющие целью получение информации об исследуемых переменных, и функциональные, решающие методические задачи,  связанные с ходом опроса  и качеством  получаемой информации.

Для того чтобы успешно и грамотно формулировать вопросы анкеты необходимо иметь представления, каковы они. При разработке вопроса, прежде всего, следует обращать внимание на два аспекта:

– О чем спросить по содержанию - это, так называемый, программный вопрос.

– Как спросить по технике – это, так называемый, анкетный вопрос.

Что же это за вопросы? Программный вопрос задается всей программой исследования. Это может быть один или несколько основных вопросов, на которые отвечает все социологическое исследование. Программный вопрос обладает высокой степенью общности и, обычно, его непосредственно не задают респонденту. Например, социологи часто изучали текучесть кадров на предприятии. Основной программный вопрос исследования формулировался таким образом: ”Каковы причины текучести кадров предприятия?”

Отличие анкетного вопроса от программного заключается в уровне общности. Анкетный вопрос всегда конкретен, прост, он как бы раскрывает программный вопрос. Так, при изучении причин текучести кадров, рабочим задавались такие вопросы: – "Каковы у Вас условия труда?" – "Какие у Вас отношения с администрацией?" И так далее, чтобы раскрыть основной программный вопрос исследования.

По содержанию выделяют вопросы о фактах, знаниях, мнениях, установках,  мотивах поведения и т. д. Выделение этих вопросов связано со спецификой осознания людьми различных сфер социологической практики и влиянием  этой специфики на формирование ответов и качество получаемой информации. Методический опыт свидетельствует, что информация  о фактах сознания (мнениях, мотивах, установках и т. п.) труднее осознается и вербализуется (т.е. формулируется в виде ответа), чем информация о фактах окружающей действительности.

Такие вопросы могут касаться любых объектов, как связанных с личностью опрашиваемого или с его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Любое мнение, высказанное респондентом, представляет собой оценочное суждение, основанное на индивидуальных представлениях, и поэтому носит субъективный характер.

 В первой группе есть особый блок – вопросы о личности респондента, которые входят во все социологические анкеты и называются «паспортичкой»

По функциям  выделяют вопросы, решающие различные методические задачи по управлению ходом опроса, его психологии, атмосферой, логической строгостью. А так же вопросы, с помощью которых проверяется логическая непротиворечивость, достоверность,  искренность ответов респондентов;

- формирующие психологические условия опроса: устанавливающие контакт с респондентом (контактные), снимающие напряжение, усталость респондента  (игровые, отвлекающие), активизирующие внимание и память  респондента (напоминающие);

- выясняющие понимание  респондентом смысла заданного вопроса (зондажные, уточняющие).

Фактологические вопросы выявляют свершившиеся действия или наличие факта. Например: “Сколько газет Вы выписывали в прошлом году?” Такого типа вопросы дают нам более “объективную” информацию, нежели вопросы о мнениях. Фактологические вопросы, как правило, не представляют трудности для восприятия и сложности для ответа. Правда, иногда, они могут требовать напряжения памяти, если мы спрашиваем респондента о прошлых событиях. Например: ”Сколько квадратных метров жилплощади на человека Вы имели 15 лет назад?”

Статусные вопросы – это вопросы о социально-демографических характеристиках участников опроса (объекта изучения): пол, возраст, образование и т.д.

Вопросы о знаниях или уровне информированности выявляют, что знает респондент, а что нет. Например: ”Какие политики из нижеперечисленных Вам известны?”

Вопросы о мнениях выявляют оценки, мнения, суждения респондентов, основанные на индивидуальных представлениях. Например: ”Кто, на Ваш взгляд, должен быть главой семьи?”

Вопросы о мотивах выявляют субъективные представления человека о побудительных механизмах (мотивах) деятельности, ценностных ориентациях и установках. Эти вопросы направлены на то, чтобы понять причины. Например: ”Скажите, пожалуйста, почему Вы решили уволиться?" На этот вопрос могут быть сформулированы различные варианты ответов: – плохие отношения с руководством, - неинтересная работа, – низкая зарплата и т.д.

Ситуативные вопросы, косвенные: Здесь вопрос не задается напрямую, а через описание ситуации, а потом спрашивается мнение респондента. Достоинства вопросов этого типа заключаются в том, что они дают возможность респондентам понимания однозначного смысла вопроса. Однако есть и недостатки: многословность и сложность создания. Ситуативный вопрос может быть в картинках, изложен в форме мнений, утверждений разных респондентов.

Контактные вопросы относятся к вспомогательному типу вопросов, чтобы установить контакт с респондентом, заинтересовать его, настроить на работу. Информация, полученная с помощью таких вопросов, может в дальнейшем и не использоваться. Такие вопросы должны быть просты, не вызывать отрицательного ответа, но иметь смысл. Для контактных вопросов в интервью можно пользоваться правилом, отмеченным еще Карнеги: Начать разговор с того, что интересует людей.

Вопрос-ловушка так же относится к вспомогательным вопросам. Его задача: проверить искренность, правдивость ответов респондентов. Можно ли доверять анкете в целом? Например, в 1990 году в одном из опросов Института Социологии в числе общественных движений были упомянуты несуществующие “кухтеристы”. Их поддержали 1,2 % опрошенных, 12,8 % выступили против.

Контрольный вопрос тоже относится к вспомогательному типу. Его задача состоит в проверке правильности ответов на основной вопрос. Между основным и контрольным вопросом должны быть 3-5 промежуточных вопросов.

Буферные вопросы или блоки относятся к вспомогательным, их цель переключить внимание респондента на новый тематический комплекс вопросов, и для снятия монотонности при ответе на вопросы.

Вопрос-фильтр делит всю совокупность на две части: те, к кому относится вопрос, и те, к кому не относится. Например, прежде, чем просить респондентов оценить содержание газеты “Омский вестник”, задается вопрос – фильтр “Читаете ли Вы эту газету?” Задача вопроса – фильтра состоит в уточнении адресата, от которого ожидается информация.

По наличию возможных ответов (т.е. по предопределенности условий формирования ответов) выделяют

• открытые вопросы, в которых не содержатся варианты возможных ответов. После текста вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать свое мнение;

Респонденты охотно отвечают на открытые вопросы в том случае, когда они имеют развитую систему представлений по теме вопроса и считают себя в ней компетентными. Если же предмет опроса им мало знаком или непривычен, сложен для анализа, то респонденты уклоняются от ответов: либо дают неопределенный ответ, либо отвечают не по существу. В этом случае, применяя открытый вопрос, исследователь рискует совсем не получить содержательной информации и сможет лишь выяснить, что по данному вопросу совокупность опрошенных не имеет сформировавшегося мнения.

Достоинства, “плюсы” открытых вопросов:

а) можно выявить неожиданный, новый аспект по предложенному вопросу, ведь ответы на вопрос не ограничены сознанием самого социолога;

б) можно получить более содержательную информацию, получить более широкое представление о респонденте.

“Минусы” открытых вопросов:

а) много неответивших на открытые вопросы в анкете, респонденты не спешат высказаться в свободной форме;

б) трудно обрабатывать ответы на открытые вопросы, так как здесь высок уровень потери информации, что связано с тем, что тот или иной ответ бывает трудно отнести к какой-либо категории классификатора в контент-анализе. Возникает проблема неоднозначности при интерпретации.

• полузакрытые вопросы, в которых респонденту предоставляется возможность не только выбирать из предложенных вариантов, но и формулировать свой собственный ответ, если имеющиеся не совпадают с его мнением. Для этой цели после списка ответов оставляются свободные строчки.

• закрытые вопросы, в которых предлагаются варианты возможных ответов и оговаривается необходимое число выборов;

По числу возможных ответов и их соотношению друг с другом закрытые вопросы подразделяются на несколько групп:

• Дихотомические вопросы (ответы: "да", "нет");

• Альтернативные вопросы (вопросы на интенсивность), в которых предполагается выбор только одного ответа из сбалансированного соотношения положительных и отрицательных вариантов. Они дают возможность количественного выражения некоторых качественных явлений. Например, следующий вопрос об интенсивности явления: ”Как часто Вы ходите в кино? Ответы: – 1 раз в неделю, – 1 раз в месяц, – 1 раз в квартал, – 1 раз в полгода, – затрудняюсь ответить".

Подобные вопросы еще называют вопросы-шкалы, позиции шкалы могут быть представлены как в цифровой, так и в словесной форме. Например: "Согласны ли Вы с тем, что Ваша организация имеет перспективы развития?" Ответы: – полностью согласен, – скорее да, чем нет, – скорее нет, чем да, – полностью не согласен, – затрудняюсь ответить";

• Вопросы-меню ("кафетерии"), содержащие списки суждений и указания на число вариантов, которые может отметить респондент (с ограниченным или с неограниченным выбором).

• Матричные вопросы, то есть в форме таблиц. Например: "Хватает ли Вам времени на тот или иной вид деятельности? (дайте ответ по каждой строке).

Виды деятельности

Хватает времени

Когда как

Не хватает

На учебу

1

2

3

На отдых и развлечения

4

5

6

На занятия спортом

7

8

9

Вопросы в форме таблиц трудны для восприятия, поэтому анкету не следует перегружать такого рода вопросами, не надо так же начинать анкету с подобного вида вопросов.

Закрытые варианты вопросов предпочтительнее формулировать для выявления фактов и отношений, предполагающих заранее известный и единообразный перечень возможных вариантов ответов. При этом надо помнить, что заранее предлагаемый набор ответов принадлежит исследователю и это освобождает отвечающих от самостоятельной работы над возможными вариантами ответов.

Закрытые вопросы имеют как достоинства, так и ограничения.

“Плюсы” закрытых вопросов:

а) они обычно легко заполняются респондентами;

б) их проще обрабатывать социологам.

Недостатки, “минусы” закрытых вопросов:  

а) социологу при составлении вопросов трудно предусмотреть все варианты ответов. Поэтому в перечне ответов используются варианты либо “что еще?”, либо “другое”, и такой вопрос будет называться полузакрытым;

б) Полученные данные всегда ожидаемы, неожиданным может быть только процентное распределение ответов.

Что же лучше: открытый или закрытый вопросы? Исторически открытые вопросы предшествовали закрытым вопросам. Еще в конце 19 века большая часть анкет состояла из открытых вопросов. Закрытые вопросы для исследователей становятся особо привлекательными, когда стали применяться для обработки счетно-аналитические устройства. После многочисленных дискуссий по поводу применения открытых и закрытых вопросов, исследователи пришли к признанию необходимости соблюдения специальных методических правил при составлении закрытых вопросов. А именно проведение пилотажа (пробы) анкеты, чтобы выявить полное содержание закрытий к вопросам. Необходимо первоначально задавать вопрос в открытой форме, чтобы выявить структуру ответов.

В нашей социологии проблема открытых и закрытых вопросов обсуждалась на страницах журнала “Социологические исследования” в 1982-1984 годах. Результаты обсуждения отражены в замечаниях Маслова О.М.:

1. Открытые и закрытые вопросы имеют разные познавательные возможности. Но в практике социологического исследования нужны и те, и другие;

2. Выбор формы вопроса обусловлен задачей и типом исследования. Например, в разведывательном исследовании часто используют открытые вопросы, когда изучается проблемное поле;

3. Форма вопроса зависит так же от нашего знания или незнания всех возможных вариантов ответа;

4. Открытые вопросы позволяют нам выявить структуру представлений респондента и его язык.

По отношению к респонденту выделяют:

• прямые вопросы, относящиеся непосредственно к личности респондента ("Что Вы думаете о событии X?", "Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?");

• косвенные (проективные) вопросы, выясняющие мнение или отношение  людей к предмету вопроса косвенным образом ("Здесь приведены три различных мнения о событии X. Какое из них Вы считаете наиболее справедливым? Как поступает большинство Ваших товарищей на работе в ситуации X?");

• нейтральные вопросы, не нарушающие психологического комфорта респондента при формировании ответа.

Антиподами нейтральных вопросов являются:

• острые вопросы, касающиеся интимных сторон личной жизни респондента, нарушающие его представления о престиже,  самоуважении, социологической и психологической дистанции в ходе опроса;

• трудные вопросы, предъявляющие завышенные требования к памяти респондента, превышающие его информированность, содержащие сложную технику заполнения;

• внушающие вопросы, оказывающие психологическое давление (не всегда осознаваемое респондентом и автором анкеты) при формировании ответа.

Например, вопрос: "Насколько Вас удовлетворяет в Вашей работе возможность заниматься рационализаторством и изобретательством? " - содержит неявные предложения о том, что респонденту по роду деятельности необходимо этим заниматься, что он сам хочет быть изобретателем, что для этих понятий на предприятии заведомо имеются условия. Осталось только выяснить, насколько они удовлетворяют респондента.

По синтаксическим признакам выделяют вопросы в вопросительной и повествовательной формах («Какие газеты Вы получаете по подписке» или "Я выписываю следующие газеты ..." "я не выписываю газет").

По графическому оформлению выделяют текстовые вопросы, вопросы-иллюстрации, вопросы-таблицы, вопросы-графики, диаграммы, схемы.

Завершая разговор о видах вопросов можно их классификацию представить в следующем виде:

По содержанию

По форме

По функциям

фактологические

открытые – прямые

Вспомогательные

вопросы о знании

закрытые – косвенные

Основные

о мнениях, оценках

полузакрытые – ситуативные

Фильтры

о мотивах

в картинках

Ловушки

закончить предложение

Контактные

Контрольные

буферные (блоки)


Логические требования к вопросу (логические ошибки) 

Вопрос в анкете должен быть построен по определенным законам логики. Когда вопросы создаются дилетантами, то возникают логические ошибки. Существует три основных вида логических ошибок при составлении вопросов анкеты.

Первая группа связана с формулировками самих вопросов. Это вопросы, так называемые, внушающего типа. Они отражают оценочной позиции самого социолога, а это влияет, в свою очередь, на ответ респондента, т.е. склоняет последнего к определенному ответу. Например: «Почему Вам нравится работа столовой?». Этот вопрос содержит скрытое утверждение, что респондент доволен ее работой. Поэтому, чтобы избежать внушающей формулировки, надо формулировать вопрос в нейтральной форме, в данном случае, возможно так: «Как Вы оцениваете работу столовой?»

Кроме внушения в самом вопросе может быть еще смысловая неопределенность ключевых слов, обозначающих предмет или суть вопроса. Поэтому необходимо, чтобы все термины в вопросе понимались респондентами однозначно. Например, следующий вопрос имеет смысловую неопределенность: «Укажите характер продукции, которую выпускает Ваше предприятие?» (Непонятен термин “характер продукции” – либо это название продукта, либо его качество?)

Вторая группа логических ошибок, возникающих при создании вопросов анкеты, связана с областью поиска ответов на вопрос. Здесь могут быть такие ошибки:

1) Пересечение оснований. Например: «Часто ли Вы и Ваш супруг покупаете парфюмерную продукцию?» В шкале ответов: – часто, – редко, – иногда, – никогда, позиции редко и иногда трудно различимы, да и сам вопрос сдвоен.

2) Несоблюдение принципа единого основания. Например, в следующем вопросе: «Какую литературу Вы любите читать?» Ответы: – художественную, – научную, – публицистическую, – веселую – последней вариант ответа явно взят по другому основанию.

3) Ошибки, связанные с несбалансированностью шкалы. В сбалансированной шкале должны присутствовать в равной степени моменты согласия / несогласия; уверенности / неуверенности. Пример сбалансированной шкалы: – согласен полностью, – согласен частично, – полностью не согласен.

Третья группа логических ошибок связана с обозначением адресата, т.е. для кого вопрос и кому он предназначается. Чтобы избежать ошибки подобного рода, надо применять при необходимости вопросы-фильтры. Это вопросы, которые делят совокупность респондентов на тех, к кому относится или не относится следующий вопрос. Например, прежде чем спросить «Доверяете ли Вы газете “Коммерсант”?» нужно спросить: «Читаете ли Вы газету “Коммерсант”?» Для использования вопросов-фильтров в тексте анкеты даются пояснения, иногда стрелки, к какому вопросу надо переходить. Например: «Устраивают ли Вас учебники по предмету, который Вы преподаете?» Варианты ответов:

– да (переходите к 7 вопросу),

– нет (переходите к 6 вопросу)”.

Некоторые исследователи считают, что в ответах на вопросы, нужно дать респонденту в зависимости от ситуации возможность уклониться от ответа с помощью следующих вариантов: – затрудняюсь ответить, – не знаю, – не думал об этом. Отсутствие возможности для респондента уклониться от ответа создает опасность формального заполнения анкеты, но вариант ответа “затрудняюсь ответить” набирает 15-20 %, то это тревожный сигнал для социолога, свидетельствующий о методической недоработке вопроса.

Проблема неответивших 

Иногда, получая анкеты, исследователь сталкивается с тем, что участники опроса не ответили на тот или иной вопрос. Если респонденты не отвечают на вопросы анкеты, то это может свидетельствовать о многом. Например:

1. Плохое качество инструментария: либо не понятен сам вопрос, либо закрытия к вопросам;

2. Неправильное проведение опроса: место, настрой, давление со стороны третьих лиц;

3. Психологические особенности респондентов: их несговорчивость, нерешительность, скованность, повышенная критичность;

4. Объективная некомпетентность респондентов: незнание конкретных фактов;

5. Субъективная некомпетентность: то есть представления респондентов о собственной некомпетентности;

6. Отсутствие интереса к теме исследования.

Таким образом, как отмечает исследователь Клюшина Н.А., проблема неответивших имеет три основных аспекта:

1) методический, связанный с качеством методики и ситуацией проведения опроса;

2) социальный аспект связан с социальной ситуацией на предприятии или в коллективе, где проходит опрос (например, конфликт);

3) психологический аспект, связанный с психологическими особенностями различных социально-демографических лиц.


Заключение

В арсенале средств сбора социологической информации центральное место занимают опросные методы. Они не является изобретением социологов. В любой сфере деятельности, где необходимо получить информацию, мы обращаемся к человеку с вопросом и получаем необходимые нам сведения. Опросы в своей практике используют медики и юристы, педагоги и социальные работники, но наибольшее распространение этот метод получил в процессе социологических исследований.

В социологической практике используются различные варианты опросов. Наиболее распространенными являются письменные, т.е. анкетирование, и устные, т.е. интервьюирование. Каждый из этих видов опроса классифицируется в свою очередь по различным основаниям, но при этом сущность их остается неизменной: любой опрос есть наиболее сложная разновидность социально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств:

во-первых, содержанием анкеты или интервью, т.е. перечнем вопросов, в которых реализован предмет исследования;

во-вторых, качеством работы анкетеров или интервьюиров, организующих и непосредственно обеспечивающих процесс опроса;

в-третьих, ситуацией опроса, его условиями, которые должны быть максимально благоприятными для респондента;

в-четвертых, психологическим состоянием респондента в момент опроса.

Наиболее распространенным в практике конкретных социологических исследований видом опросов является анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.

Основная часть анкеты включает в себя собственно вопросы, в последовательности которых постепенно раскрывается содержание исследуемой темы.

Поэтому, вопрос играет немаловажную роль в первую очередь в социологическом исследование, а так же в жизни человека.


Список используемой литературы

  1.  Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. – М.: Высшая школа, 1989.
  2.  Бутенко И.А. Прикладная социология: наука и искусство. – М.: Издательство «Анкил», 1999.
  3.  Докторов Б.З. Экспертный опрос как метод изучения общественного мнения // Социологические исследования. – 1985. – № 4.
  4.  Кравченко А. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов
  5.  Клюшина Н.А. Сравнительный анализ и методика социологических исследований. – Москва. – 1989.
  6.  Клюшина Н.А. Причины, вызывающие отказ от ответа // Социс. 1990. – № 1.
  7.  Лютынский Я. Вопрос как инструмент социологического исследования // Социологические исследования. – 1990. – № 1.
  8.  Маслова О.М. Познавательные возможности открытых и закрытых вопросов // Социологические исследования. – 1984. – № 2.
  9.  Методы сбора информации в социологическом исследовании. – М.: Наука, 1990. – Книга 1.
  10.  Методологические основы прикладной социологии // Социология: Учебное пособие. – Минск: "ТетраСистемс", 1998.
  11.  Ноэль Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии. – М.: АВА–ЭСТРА, 1993.
  12.  Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.А. – М.: Academia, 1995. – Т. 1.
  13.  Федоров И.В. Причины пропуска ответов при анкетном опросе // Социологические исследования. – 1982. – № 2.
  14.  Чередниченко В.А. Применение экспертных оценок в социологическом исследовании // Социологические исследования. – 1981. – № 3.
  15.  Шуман Г., Прессер С. Открытый и закрытый вопрос // Социологические исследования. – 1982. – № 3.
  16.  Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара: Издательство ”Самарский университет”, 1995.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62151. Имя существительное 31.37 KB
  Имя существительное одна из сложнейших грамматико-орфографических тем. Результатом 2 этапа работы стал проект урока русского языка обобщение повторение и систематизация знаний учащихся по одной з трудных грамматико-орфографических тем в 3 классе по теме Имя существительное.
62154. Простые задачи на сложение и вычитание 15.29 KB
  Решая задачи учся приобретают новые математические знания готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию логического мышления. Поэтому важно чтобы учитель имел глубокие представления о текстовой задаче о её структуре умел решать задачи различными способами.
62156. Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы 22.84 KB
  Однако истинная дифференциация курса информатики связана не с методическими различиями в изложении одного и того же материала как в базовом курсе а с реальными различиями в содержании дифференцированных курсов.