53374

Использование деловых и ролевых игр на уроках химии для развития ключевых компетентностей учащихся

Научная статья

Педагогика и дидактика

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться мыслить самостоятельно развивает внимание стремление к знаниям. По спектру целевой ориентации игры подразделяются: дидактические: расширение кругозора познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные характерные...

Русский

2014-02-25

121.5 KB

14 чел.

Использование деловых и ролевых игр на уроках химии для развития ключевых компетентностей    учащихся.

В. В. Лукьянова, учитель химии Донецкой общеобразовательной школы    I-III ступеней  № 88, Е.В. Буданова, учитель химии Донецкой общеобразова-тельной школы    I-III ступеней  № 88,  О. А. Быкова, учитель химии Донецкой общеобразовательной школы    I-III ступеней  № 76.

«Игра-это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной»

Я.Корчак

Мы слишком часто даём детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые  надо решить. Жак  Делор -  Президент Между-народной комиссии ЮНЕСКО  по проблемам образования в  21 веке, сформу-лировал цели образования 21 века:

  •  Научиться познавать,
  •  Научиться делать,
  •  Научиться жить вместе,
  •  Научиться жить.

Главная цель школьного образования в Украине, которая закреплена в основных нормативных актах, - это формирование ученика как здоровой, гармонично развитой личности, гражданина и патриота. Учащийся должен приобрести  учебную (академическую) и жизненную  компетентность, способность к творческому развитию и самосовершенствованию. Это необходимо ученикам для:

-будущей успешной профессиональной деятельности,

-полноценной жизни в обществе и положительных взаимоотношений,

-личного развития, адекватного оценивания – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода их получения или использования. То есть

Компетентность  = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления

Согласно программе внедрения компетентностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые

компетентности.

1. Познавательная компетентность:

  •  учебные достижения;     
  •  интеллектуальные задания;
  •  умение учиться и оперировать знаниями.

2. Личностная компетентность:

  •  развитие индивидуальных способностей и талантов;
  •  знание своих сильных и слабых сторон;
  •  способность к рефлексии;
  •  динамичность знаний.

 3.        Самообразовательная компетентность:

  •  способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
  •  ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
  •  гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
  •  постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

4.         Социальная компетентность:

  •  сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
  •  способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
  •  социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
  •  развитие личностных качеств, саморегулирование.

5.         Компетентное отношение к собственному здоровью:

  •  соматическое здоровье;
  •  клиническое здоровье;
  •  физическое здоровье;
  •  уровень валеологических знаний.   

Увеличение   умственной    нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникает необходимость  искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках ученик работал активно и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм. Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживает и усиливает интерес детей к учебному предмету.

Классификационные параметры игровых технологий:

1.По уровню применения: все уровни.

2.По философской основе: приспосабливающиеся.

3.По основному фактору развития: психогенные.

4.По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.

5.По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + + СУМ + СЭН + СДП.

6.По характеру содержания: все виды + проникающие.

7. По  типу   управления:   все   виды  —  от   системы   консультаций  до программной.

8. По организационным формам: все формы.

9.По подходу к ребенку: свободное воспитание.

10.По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.

11.По направлению модернизации: активизация.

12.По категории обучаемых: массовая, все категории.

По спектру целевой ориентации игры подразделяются:

дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества;
адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение
общению; психотерапия.

Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.  Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Следует учитывать возрастные особенности учащихся. Так, из распространён-ных видов уроков учащиеся 8-9 классов предпочитают конкурсы, турниры, «сказочные путешествия», химические вечера, КВН. Учащихся старших классов интересуют более «серьёзные» мероприятия, требующие собственного умо-заключения: конференции, деловые игры, химический  суд, аукцион знаний и т. д.

  Игровые методы, используемые в процессе обучения учащихся,  в настоящее время имеют большое значение в воспитании, обучении и развитии детей, как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

Предлагаем вашему вниманию использование игровой технологии обучающе-практического характера с целью развития ключевых компетентностей учащихся.

Урок в 11 классе  по теме:

Углеводы, жиры, белки, витамины как компоненты пищи, их роль в организме, пищевые добавки, Е-числа.

Задачи:

Образовательные:

  1.  Показать роль органических веществ в организме человека.
  2.  Рассмотреть классификацию и пищевую ценность белков, липидов и углеводов, витаминов.
  3.  Познакомить учащихся с качественной реакцией на белок, крахмал, глюкозу.
  4.  Продолжить формирование практических умений и навыков при работе с химическими реактивами и оборудованием.

Развивающие:

  1.  Используя первоначальный интерес обучающихся к органической химии, включить их в активный познавательный процесс.
  2.  Заинтересовать работой пассивную часть учащихся, используя различные по сложности задания.
  3.  Продолжить формирование исследовательских навыков обучающихся при работе с литературой, выполнением лабораторных работ.
  4.  Продолжить развитие интеллектуально-графических умений (компактно и обзорно оформить материал в виде таблицы, в виде презентации).
  5.  Предоставить возможность учащимся определиться в возможности использования химических знаний для сохранения здоровья.

Воспитательные:

  1.  Продолжить работу по накоплению фактического материала для усвоения понятий органической химии на начальном изучении.
  2.  Продолжить развитие вербально-коммуникативной культуры (умения работать в коллективе, считаться с мнением всей группы и отстаивать корректно своё).
  3.  Показать значимость химических знаний при организации рационального питания.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: лабораторный.

Форма работы:

  •  групповая;
  •  индивидуальная при выполнении эксперимента.

Оборудование:

  •  спиртовка;
  •  штатив с пробирками;
  •  пробиркодержатель.

Реактивы: растворы гидроксида натрия, медного купороса, глюкозы, раствор йода.

Содержание урока

  1.  Организация  урока.
  2.  Предварительно учащиеся объединяются  в творческие группы, подбирают материал и готовят презентации.
  3.  Сообщение цели урока

Учитель: Эпиграф нашего урока

Всё, кроме кислорода, человек получает для своей жизнедеятельности из пищи. 

Наша пища состоит из очень большого числа различных химических веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ. Среди них имеются соединения, которые определяют её энергетическую и биологическую ценность, участвуют в формировании структуры, вкуса, цвета и аромата пищевых продуктов.

Цель: сегодня мы рассмотрим только основные группы органических веществ, которые имеют жизненно важное  значение: белки, жиры, углеводы, витамины, а также познакомимся с пищевыми добавками и их влиянием на организм человека.

Выступление команд с презентациями (на слайдах представлены продукты, содержащие органические вещества и их биологическая роль).

 Команда  «Углеводы»

В организме углеводы выполняют ряд важных функций.

1. Энергетическая функция

При распаде и окислении углеводов выделяется энергия, которую организм использует для своих нужд. В среднем при окислении 1 г углеводов выделяется 4,1 килокалории (17,6 кДж) и 0,4 г воды. Для многих клеток человека (например, клеток мозга и мышц) глюкоза, приносимая кровью, служит главным источником энергии. Крахмал и очень похожее на него вещество животных клеток – гликоген – являются полимерами глюкозы, они служат для запасания ее внутри клетки.

2. Структурная функция, то есть участвуют в построении разных клеточных структур.

Полисахарид целлюлоза образует клеточные стенки растительных клеток, отличающиеся твердостью и жесткостью, она – один из главных компонентов древесины. Другими компонентами являются гемицеллюлоза, также принадлежащая к полисахаридам, и лигнин (он имеет не углеводную природу). Хитин тоже выполняет структурные функции. Хитин выполняет опорную и защитную функции. Клеточные стенки большинства бактерий состоят из пептидогликана муреина – в состав этого соединения входят остатки как моносахаридов, так и аминокислот.

  1.  Углеводы выполняют защитную роль у растений (клеточные стенки, состоящие из клеточных стенок мертвых клеток защитные образования — шипы, колючки и др.).
  2.  Углеводы выполняют пластическую функцию — хранятся в виде запаса питательных веществ, а также входят в состав сложных молекул (например, пентозы (рибоза и дезоксирибоза) участвуют в построении АТФ, ДНК и РНК.

Общая формула глюкозы – С6Н12О6, это альдегидоспирт. Глюкоза содержится во многих фруктах, соках растений и цветочном нектаре, а также в крови человека и животных. Содержание глюкозы в крови поддерживается на определенном уровне (0,65–1,1 г на л). Если искусственно снизить его, то клетки мозга начинают испытывать острое голодание, которое может закончиться обмороком, комой и даже смертельным исходом. Длительное повышение содержания глюкозы в крови тоже отнюдь не полезно: при этом развивается заболевание сахарный диабет.

Большую часть суточной нормы углеводов организм человека получает из растительной пищи в виде крахмала (картофель, хлеб, крупы, макароны), меньшую в виде глюкозы ( соки, фрукты) и сахарозы(сахар). С мясом поступает небольшое количество гликогена – полисахарида животного происхождения. 

Лабораторная работа «Качественная реакция на крахмал»

Повторить правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

Учащиеся выполняют и оформляют в тетрадях лабораторную работу.

Инструктивная карточка.

«Качественная реакция на крахмал».

Реактивом на крахмал служит раствор йода. При действии на крахмал содержащие продукты образуется фиолетовое пятно.

Исследуемые продукты:

№ 1-кусочек хлеба

№ 2-кусочек картофеля

№ 3-кусочек вермишели «Мивина»

№ 4-кусочек варёной колбасы «Останкинская»

Команда « Жиры»

Какова же роль жиров в нашем организме – «химическом комбинате», куда они поступают, и что с ними происходит?

С химической точки зрения из всех компонентов пищевого рациона жиры наименее окислены. Вот почему биохимические процессы превращения жиров сопровождаются выделением значительного количества энергии. Вы знаете, как быстро могут загореться пары жира при неосторожном поджаривании пищи на сковороде. (Учащиеся демонстрируют плакат: «При окислении 1 г жира выделяется 9,3 ккал энергии, т.е. в 2,25 раза больше, чем при окислении белков и углеводов».)

Жиры в организме как источник энергии в первую очередь требуются энергетическим станциям клетки – митохондриям. Обычно в запас отправляется малая толика жира, остальное расходуется по назначению в процессе жизне-деятельности организма. Кроме этого, жиры выполняют защитную функцию - от переохлаждения, транспортную - перенос жирорастворимых витаминов, резервную - откладывание жиров про запас, структурную - входят в состав клеточных мембран.

Основными источниками жиров  являются: жиры животного происхож-дения - сало, говяжий, бараний, рыбий жир, сливочное масло; жиры расти-тельного происхождения - кукурузное, подсолнечное, оливковое масла.

Команда «Белки»

Чем же, с точки зрения химика, отличаются белки от рассмотренных ранее жиров и углеводов? Их главное отличие – в чрезвычайной сложности строения белков и более разнообразном элементном составе. Известно, что жиры и углеводы состоят в основном из трех химических элементов – Карбона, Гидрогена и Оксигена. В состав белков наряду с этими элементами обязательно входят Нитроген, Сульфур, Фосфор.

Некоторые белки содержат в микродозах железо, йод, марганец, цинк, медь.

Структурными фрагментами белков являются остатки аминокислот. Аминокислотный состав – причина большого разнообразия белков по сравнению с другими известными нам структурами.

Особенность аминокислот – наличие двух функциональных групп: кислотной (–СООН) и основной (–NН2) – в одной молекуле. Они взаимодей-ствуют друг с другом (в соседних молекулах), образуя пептидные мостики:

                                     

Такими мостиками может быть соединено в цепи неограниченное число остатков различных аминокислот. Подвижность электронов азота и кислорода в амидной группировке приводит к возникновению бесчисленных взаимодействий между цепями белковых биополимеров.

Какова же роль белков в организме? Распадаясь на структурные элементы (аминокислоты), они служат строительным материалом во взрослом организме – для «ремонтных работ», а в молодом, развивающемся – для «новостроек». Ведь белки – это в конечном итоге сухожилия, мышцы, гемоглобин крови, кожа, ногти, волосы. Кроме того, существуют белки, регулирующие процессы жизнедеятель-ности. Белки выполняют энергетическую, защитную функцию - обеззараживают болезнетворные бактерии и вирусы в организме, ферментативную, сократитель-ную или двигательную, запасающую - особенно на ранних этапах развития организма.

Продукты с высоким содержанием белка: если рацион человека богат такими продуктами питания, как мясо, яйца, молоко, сыр, крупы, соя, фасоль, горох, то оснований волноваться  относительно аминокислотного дисбаланса нет.  

Лабораторная работа «Качественная реакция на белок (биуретовая)».

Повторить правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

Учащиеся выполняют и оформляют в тетрадях лабораторную работу.

Инструктивная карточка.

«Качественная реакция на белок (биуретовая)».

При действии на белки раствора солей меди (II) в щелочной среде возникает сиреневое или фиолетовое окрашивание.

1. Исследуемые растворы выданы в пробирках:

№ 1 – мясной бульон (рыбный);

№2-раствор яичного белка

№ 3-раствор майонеза «Мак-Май»

№ 4-раствор приправы  «Мивина Куриная»

  1.  Добавить во все пробирки 1 мл раствора гидроксида натрия. Затем в каждую пробирку по несколько капель раствора сульфата меди (II).
  2.  Сравните результаты опытов в группе. Сделайте вывод о содержании белка в выданных растворах.
  3.  Запишите наблюдения и выводы в тетрадь.

Обмен мнениями между группами

Команда «Витамин» 

Чрезвычайно важны для организма и витамины, относительно простые органические соединения, вырабатываемые животными и растениями и играющие существенную роль в процессах обмена отдельных тканей. Человек не может вырабатывать витамины и нуждается в поступлении их с пищей. Важнейшими являются витамины  А, В, С, D, E, K и РР.

Витамин А

Рыбий жир, яичный желток, морковь, абрикосы, помидоры содержат растительный пигмент – каротин, из которого в печени человека образуется витамин А

Участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям

При недостатке витамина возникает «куриная слепота» - заболевание, при котором человек теряет способность видеть в сумерках

Витамины группы В

Хлеб грубого помола, дрожжи, печень, молоко, шпинат

В2 активно участвует в клеточном дыхании, регуляции деятельности ЦНС

В6 участвует в белковом обмене, уменьшает отложения на стенках кровеносных сосудов холестерина, ведущие к развитию атеросклероза, ожирению печени, появлению камней в желчном пузыре.

В12 регулирует образование клеток крови – эритроцитов и тромбоцитов, участвует в обмене белков.

При недостатке витамина развивается заболевание под названием бери-бери, при котором появляется быстрая утомляемость, потеря аппетита, резкое исхудание.

Недостаток витамина приводит к нарушению зрения, заболеваниям кожи, слизистых оболочек, выпадению волос.

Недостаток приводит к развитию малокровия.

Витамин С

Свежие овощи и фрукты: шиповник, лимон, черная смородина, капуста

Регулирует обмен белков и углеводов.

При недостатке повышается утомляемость, появляется слабость, уменьшается сопротивляемость к инфекциям.

Полное его отсутствие в пище приводит к тяжелому заболеванию – цинге, при котором на фоне общей слабости развивается одышка, кровотечение из десен, кровоизлияния в коже и мышцах, выпадают зубы.

Витамин D

Рыбий жир, ультрафиолетовые лучи способствуют выработке этого витамина в коже, яичный желток, печень рыбы, жирная рыба, масло.

Участвует в обмене кальция и фосфора, формирование костей и мышц.

Недостаток витамина приводит к размягчению костей, их деформации – рахиту.

Витамин РР

Дрожжи, неочищенный рис, печень, яичный желток, молоко

Обеспечивает нормальное протекание в организме окислительно-восстановительных процессов. Участвует в образовании гормонов надпочечников.

Недостаток витамина приводит к нарушению деятельности пищеварительной системы. Кожа такого человека темнеет, покрывается язвочками.

Витамин К

Капуста, тыква, свекла, печень, мясо, клубника, шпинат, томаты.

К необходим для нормальной свертываемости крови.

Витамин Е

Содержится в кукурузном и подсолнечном масле, зерновых, капусте, зеленых овощах, сливочном масле.

Влияет на функции эндокринной системы, помогает бороться со старением клеток.

Команда «Пищевые добавки, Е – числа»

Маркировка Е на продуктах питания

Пищевые добавки (их известно несколько сотен) - простой и дешевый способ придать продукту привлекательный вид и цвет, усилить вкус, а также продлить срок его хранения.

Раньше, названия этих химических веществ писали на этикетках продуктов полностью, но они занимали так много места, что в 1953 году, в Европе, решено было заменить полные названия химических пищевых добавок одной буквой с цифровыми кодами. Индексом Е (от Еurоре) в рамках Европейского сообщества принято обозначать наличие в продукте питания любых пищевых добавок, идентифицированных согласно Международной системе классификации (INS).  По данной системе пищевые добавки делятся на группы по принципу действия. Группа определяется по первой цифре указанной после буквы Е.

Е 100 - Е182 Красители. Усиливают цвет продукта.

Е200 - Е299  Консерванты   (удлиняют  срок  годности  продукта).

Химически стерилизующие добавки. Защищают от микробов, грибков, бактериофагов.

ЕЗОО - Е399 Антиокислители (замедляют окисление, например, от

прогоркания жиров и изменения цвета; по действию схожи с консервантами

Е400 - Е499  Стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию

продукции). Загустители - повышают вязкость.

Е500 - Е599  Эмульгаторы    (поддерживают    однородную    смесь

несмешиваемых продуктов, например воды и масла). По действию похожи на стабилизаторы.

Е600 - Е699  Усилители вкуса и запаха

Е700 - Е899  Зарезервированные номера

Е900 - Е999  Пеногасители      (предупреждают      или      снижают

образование пены). Антифламинги и другие вещества

Безопасные Е

По настоящему (а не официально) безвредными можно назвать лишь небольшое количество пищевых добавок, но даже их, врачи не рекомендуют употреблять детям до 5 лет.

Е100 - куркумин (краситель), может содержаться в порошке кэрри, соусах, готовых блюдах с рисом, варенье, кандированных фруктах, рыбных паштетах

Е363 - янтарная кислота (подкислитель), содержится в десертах, супах, бульонах, сухих напитках

Е504 - карбонат магния (разрыхлитель теста), может содержаться в сыре, жевательной резинке, пищевой соли

Е957 - тауматин (подсластитель) может содержаться в мороженном, сухофруктах, жевательной резинке без сахара

О вреде Е-добавок

К наиболее вредным относятся консерванты и антиокислители.

Консерванты. В среде, в которой присутствует такой препарат жизнь становиться невозможна и бактерии погибают, что дольше сохраняет продукт от порчи. Человек, состоит из огромного числа самых различных клеток и обладает большой массой (по сравнению с одноклеточным организмом), поэтому в отличие от одноклеточных организмов не погибает от употребления консерванта (в некоторых случаях, ещё и потому, что соляная кислота, содержащаяся в желудке, частично разрушает консервант). Так, консервант Е240 (формальдегид) может присутствовать в консервах (грибы, компоты, варенья, соки и т.д.)

Консерванты и стабилизаторы действуют сродни антибиотикам.

Много вредных добавок среди красителей. В частности, запрещены: Е121 (цитрусовый красный краситель) и Е123 (краситель амарант). Они обычно содержатся в сладкой газированной воде, сладостях, цветном мороженом.

Уже научно доказано, что все три добавки могут способствовать образованию злокачественных опухолей.

Эмульгаторы чаще представлены минеральными веществами, например: Е500 - сода (гидрокарбонат натрия); Е507 - соляная кислота; Е513 - серная кислота.

Кроме названных выше, есть химические соединения, которые считаются не опасными и разрешены к применению во всем мире. Однако, судите сами, насколько уместно говорить об их безвредности. Вот одни из самых распространенных:

Е250 - нитрит натрия

Е251 - нитрат натрия

Е252 - нитрат калия

Без этих добавок невозможно представить себе колбасные изделия. В процессе обработки колбасный фарш теряет свой нежно-розовый цвет, превращаясь в серо-бурую массу. Тогда в ход идут нитраты и нитриты, и вот с витрины на нас "глядит" уже вареная колбаса цвета парной телятины.

Нитродобавки содержатся не только в колбасных изделиях, но и в копченной рыбе, шпротах, консервированной сельди. Добавляют их и в твердые сыры, для предупреждения вспучивания.

Лабораторная работа. Знакомство с составом этикеток пищевых продуктов.

Изучить этикетки следующих пищевых продуктов:

№ 1. Жевательная резинка «Орбит»

№ 2.Чипсы «Люкс»

№ 3.Напиток «Кока – кола».

Сделайте вывод о содержании пищевых добавок и наличии Е – чисел.

Учитель.

Питательные вещества необходимы для жизни человека. Но потребление пищи нельзя превращать в культ. Следует питаться рационально, Количество белков, углеводов, жиров, витаминов должно быть оптимальным. Знаменитый физиолог И.И. Мечников считал, что люди преждевременно стареют и умирают из-за неправильного питания и что человек, питающийся рационально, может прожить 120–150 лет, чего и я вам желаю.

Воспитывающая функция игровых методов проявляется через воспитание положительного отношения к предмету, желание изучать химию, трудолюбие и усердие в познании нового.

Образовательная функция занятий нетрадиционной формы заключается в том, что у учащихся формируются более глубокие, прочные и действенные знания, так как на таких уроках можно ярко показать возможность   применения   приобретаемых   ими   знаний   в   практической деятельности специалистов на производстве.

Учебные игровые методы способствуют развитию: положительных стимулов к процессу познания; познавательных способностей каждого учащегося; развитию мышления, внимания, сосредоточенности, наблюдательности, памяти, сообразительности; а так же формированию: умению применять имеющиеся знания, принимать решения при разных обстоятельствах без боязни допустить ошибки; критического отношения к окружающим человека объектам и явлениям; учебной и трудовой дисциплины.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что роль обучающих игровых методов в образовании чрезвычайно важна. Химия -сложная наука и в целом процесс усвоения знаний для учащихся является нелегким и напряженным трудом, постоянно требующим внимания, хорошо развитой памяти, напряженных усилий, максимальной интеллектуальной работы. Поэтому для успешного обучения необходимо формировать эти психические свойства. Таким образом, учащийся познает мир и развивается в специально созданных для этого игровых условиях. То есть обучение служит не только усвоению знаний, но и способствуют повышению эффективности обучения.


ЛИТЕРАТУРА

  1.  Корнеева И.А. Активизация познавательных интересов через ролевую игру. - М. Просвещение, 1995. - 54 с.
  2.  Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Летрусинского. — М., 1994.
  3.  Давыдов В.В. Развивающее обучение. - М., 1996. - 240 с.
  4.  Эльконин Д. Б. Психологические игры. - М.: Просвещение, 1987.-74с.
  5.  Минкин Е. М. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 1983.
  6.  Белинская Т.В. О развитии познавательного интереса на уроках-соревнованиях // Химия в школе. 2003. № 3. С. 43.
  7.  Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. -М.: Народное образование, 1996.
  8.  Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. -М.: Дрофа, 2003 г.
  9.  Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М: Просвещение, 1996.-98с.
  10.   Исаев С.Д. Об использовании дидактических игр // Химия в школе. 2002. № 6. С. 50.
  11.  Павлова Н.С. Обучающие игры на уроках химии //Химия в школе», № 6,2000.-с.35.
  12.  Шукайло А.Д. Тематические игры по химии. Творческий центр «Сфера», М: Дрофа, 2003 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46381. Расчет токов короткого замыкания 2.49 MB
  Определить начальный сверхпереходный и ударный ток а также наибольшее действующее значение полного тока в месте повреждения при трехфазном коротком замыкании в узле К1; остаточное напряжение на выводах генератора и нагрузки а также начальный сверхпереходный ток в генераторе; периодическую слагающую тока в месте повреждения в произвольный момент времени при трехфазном коротком замыкании в узле К1; фазные значения тока и напряжения в месте повреждения при однофазном коротком замыкании в узле К2 а также фазные значения напряжения на...
46382. ИСТОРИЯ НИДЕРЛАНДОВ 13.28 MB
  ШатохинаМордвинцева ИСТОРИЯ НИДЕРЛАНДОВ Высшее образование Оглавление Предисловие ДРЕВНЕЙШИЙ И АНТИЧНЫЙ ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ НИДЕРЛАНДОВ Глава 1 Этапы заселения Глава 2 Романизация и ее границы СРЕДНИЕ ВЕКА Глава 3 Раннее Средневековье V XI вв.: Нидерланды под властью Бургундии Глава 6 Культура Нидерландов конца XIV XV в Глава 7 Нидерландская живопись XV XVI вв. Начало освободительной борьбы Глава 10 Нидерландская революция и освободительная война Глава 11 Культура и наука Нидерландов XVI в НОВОЕ ВРЕМЯ Глава 12 Республика Соединенных...
46383. Организация, нормирование и оплата труда. Учебное пособие 663.5 KB
  Рассматриваются теоретические основы организации и нормирования труда на предприятиях железнодорожного транспорта; методы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени; принципы нормирования труда на основных видах работ, характерных для предприятий железнодорожного транспорта; система нормирования труда на железнодорожном транспорте; тарифная система заработной платы...
46385. Бухгалтерский и налоговый учет в строительстве. Учебное пособие 362.5 KB
  ПБУ 2 94 Учет договоров контрактов на капитальное строительство; Руководство Минстроя РФ по составлению договоров подряда на строительство в РФ; ПБУ 10 99 Расходы организации ; ПБУ 9 99 Доходы организации; МСФО 11 Договоры подряда; Глава 25 НК РФ и Методические рекомендации по применению главы Расходы подрядчика связанные с получением заключением договоров на строительство которые могут быть отдельно выделены и существует уверенность в том что договор будет заключен могут относиться к данному договору и...
46387. ТРАКТОРЫ И АВТОМОБИЛИ 993 KB
  Эффективные показатели двигателя Основные параметры цилиндра и двигателя. Тепловой баланс двигателя.Построение теоретических характеристик двигателя
46388. ИСПЫТАНИЕ ОБРАЗЦА НА РАСТЯЖЕНИЕ 361 KB
  Статической вязкостью называется способность материала поглощать энергию идущую на деформирование образца.2 При испытании образца рис.1 на испытательной машине получают первичную диаграмму растяжения в координатах: нагрузка удлинение образца рис.
46389. Изучение схемотехники усилителей электрических сигналов с использованием биполярных и полевых транзисторов 268.5 KB
  Для всех схем включения транзистора снять АЧХ. АЧХ на биполярном транзисторе при включении его с общим эмиттером. Ширина полосы пропускания = 1 kHz – 400 kHz АЧХ на биполярном транзисторе при включении его с общим коллектором. АЧХ на биполярном транзисторе при включении его с общим эмиттером c включенным конденсатором С2.