53379

Игры и игровые приемы на уроках ритмики

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Одобрено на кафедре ритмики и хореографии В данной разработке раскрывается значение игры и ее роль в развитии познавательной активности на ребенка представлены варианты музыкальных игр и игровых ситуаций проводимых студентами на пробных уроках ритмики а также на внеклассных мероприятиях. Музыкальные игры пользуются у детей с большой любовью вызывают веселое бодрое настроение ибо в них наряду с музыкально – двигательными заданиями присутствует элемент занимательности а не редко и соревнования кто скорее кто лучше кто более...

Русский

2014-02-25

96 KB

193 чел.

Иркутский государственный педагогический колледж №1

Методическая разработка

« Игры и игровые приемы на уроках ритмики».

.

Иркутск 2004.  

Одобрено на кафедре  ритмики и хореографии

В данной разработке раскрывается значение игры и ее роль в развитии познавательной активности на ребенка, представлены варианты музыкальных игр и игровых ситуаций, проводимых студентами на пробных уроках ритмики, а также на внеклассных мероприятиях.

Автор  - Колесникова И.И. преподаватель первой квалификационной  категории.

Пояснительная записка

Большое значение на уроке ритмики имеет игра. Игра – самая близкая форма деятельности детей, в ней ребенок черпает  образы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Опора на игру - это  важнейший путь включение детей в  учебную деятельность способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Игра погружает ребенка в самоисследование, учит понимать себя и справляться с трудностями.

Изучение развития детей показывают, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в советской психологии (Л.С. Выготский Ю А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин В. С. Мухина) утвердился взгляд  на игру как на ведущую деятельность детей.

Музыкальные игры пользуются у детей с большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально – двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования - кто, скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит  то или иное задание.

Игра дает прекрасную возможность переключить внимание, снять напряжение, сплотить коллектив детей. В игре проявляются те черты характера детей, которые трудно распознать во время исполнения упражнений и танцев. Поэтому каждый педагог должен иметь большое количество разнообразных, разноплановых игр, которые можно использовать в уроке в зависимости от ситуации. На уроках ритмики игра  может носить разный характер: на закрепление пройденного материала; на релаксацию - переключение внимания, состязательные игры, где проявляется ловкость, находчивость.

Цель разработки - помощь студентам в подборе музыкальных игр по направлениям музыкально – ритмического воспитания.

В сюжетно - образных упражнениях и музыкальных играх сохраняется основной принцип ритмики: все движения должны быть органически связаны с музыкой, то есть соответствовать её характеру и средствам музыкальной выразительности. Тематика и содержание игр обычно отражают понятные, близкие детям явления окружающей действительности, раскрывают знакомые образы. Доступность игровых образов, интерес к игре, эмоциональный рассказ педагога, выразительное исполнение музыки позволяет детям дать свои индивидуальные оттенки при исполнении игры. Совпадение образного слова, музыки и движения развивает детское воображение, ребенок точнее передает характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность

Одним из главных признаков игры является её добровольность, приносящая удовольствие. Вторым признаком можно назвать её неопределенность, непредсказуемость, импровизированность, где ребенок проявляет находчивость, сообразительность, творческое начало.

Данная разработка может быть использована как для пробных уроках, так и для внеклассных мероприятиях, и на физкульт минутках. Рекомендуемая литература поможет студенту в поиске дополнительного, увлекательного и интересного материала.

«Музыкальная змейка»

Цель: Закрепить ранее изученные танцевальные движения, развить координацию, музыкальный слух.

 Подготовка к игре: все играющие делятся на 3 -4 группы. Команды выстраиваются в колоны параллельно одна за другой и называются «змейками». Каждая змейка, запоминает какую – либо музыкальную мелодию. ( Например, 1 – полька, 2 – вальс, 3 – марш).

Аккомпаниатор проигрывает несколько раз все мелодии для того, чтобы играющие усвоили свою мелодию. Впереди команды ставится игрок хорошо знающий  танцевальный шаг.

Правила игры:

1. Играющим можно двигаться только под свою мелодию.

2. По сигналу змейки  все змейки должны встать на свое первоначальное место, игроки в своей команде стоят в  произвольном порядке.

Описание игры: Как только зазвучала одна из мелодий, змейка соответственно движению  должна двигаться в различном направлении, проходя мимо других змеек. Затем меняется мелодия, и та змейка, которая двигалась, останавливается в основной стойке, а  следующая змейка двигается на свою мелодию и так далее.

По сигналу учителя змейка должна быстро занять свое первоначальное место. Змейка раньше других занявшая свое место считается  выигравшей.

«Дудочка».

 

Дидактическая задача: развивать внимание, память, фантазию, воображение, координацию.

Игровые действия: Звучит музыка, все играющие двигаются по кругу, на специальное вступление все делают 2 хлопка в ладоши, 2 притопа (повторить 2раза), после этого звучит дудочка, под этот звук нужно придумать какое - нибудь движение и выдержать его до звучания дудочки. Еще раз повторяется мелодия, все двигаются по кругу, а на звуки дудочки  повторяют, то движение, которое уже исполняли, Следующий участник, стоящий по кругу придумывает новое движение и так же выдерживает его на звучание дудочки.

Правила игры: 1. Пока звучит дудочка, держать исполнение движения

  •  Правильно исполнить и повторить движение.
  •  Движения не должны повторяться несколько раз и должны быть оригинальные и интересные.

« Сделай так »

Цель игры: Мимикой, жестами, пластикой и звуком изобразить то, что написано на карточке. Игра развивает воображение, творчество, и владение выразительными средствами – мимикой, пластикой и жестами.

Правила игры: Дети встают в круг, учитель раздает им карточки, где написано то, что ученик должен изобразить без подготовки. Все остальные должны отгадать,  что показал ученик, если угадали, то показывающий верно справился с заданием. Задания должны подбираться по возрасту детей и соответствовать общей теме урока.

Задания:

  •  встревоженный кот;
  •  грустный пингвин;
  •  восторженный кролик;
  •   хмурый орел;
  •  человек, который хорошо пообедал;
  •  жмут ботинки;
  •   человек, который неудачно пнул кирпич;
  •  человек, у которого острый приступ радикулита;
  •  горячий утюг;
  •   будильник; и другие варианты, в зависимости от возраста детей.

   

«Автомобили»

Цель: Закрепление исполнения движений  и соединение иго с темпом музыки.

Правила игры: дети стоят в шахматном порядке или в шеренгу. По команде «сели в машину» дети выполняют команду – изображая руками, что держатся за руль. По команде «завели моторы» дети издают звуки, имитирующий звук мотора. По команде «поехали» дети свободно передвигаются по залу, не сбивая друг друга под темп музыки. Учитель поднимает карточки  светофора, где написано задание исполнения движений:  красный – галоп;

желтый – подскок;

зеленый – бег с поджатыми ногами.

По команде «машины в гараж» дети должны на 3 счета встать на свои первоначальные места, и кто не успеет поставить машину, тот выбывает из игры. Кто во время игры сталкивается и попадает в «аварию», тот тоже выбывает из игры.

«Дети и медведь»

Правила игры: звучит веселая музыка, все дети свободно двигаются по залу, музыка прекращается, и дети замирают в различных позах. Из берлоги (отведенное в зале место) выходит «медведь» - водящий. Ребята могут шевелиться, но если  водящий увидит, то  уводит провинившегося ребенка  к себе в берлогу.

Звучит музыка - «медведь» убегает, а дети исполняют  танцевальные движения  под музыку ( полька, вальс, русская мелодия и др ). При подведении итогов  отмечаются не только дети, которые не разу не попади в «лапы медведя», но и те, которые хорошо и красиво исполняли танцевальные движения.

«Узнай по голосу».

Цель: Развивать у детей тембровый слух, начинать и закачивать движение в музыку, реагировать на смену музыкальных частей и фраз.

Описание игры: дети стоят тесным кругом, в центре с закрытыми глазами - ведущий.

1 – 4 такты (вступление) расходясь энергичным шагом, дети расширяют круг.

5 – 8 такты – держась за руки, дети двигаются галопом вокруг водящего.

9 -12 такты дети медленно приседают, а водящий, вытянув руки вперед, приближается к детям, берет за руку любого ребенка.

13 -16 такты - все медленно поднимаются, водящий выводит ребенка на середину круга. Ребенок называет имя водящего,  который должен узнать, кто его позвал. Водящий открывает глаза, и они вместе танцуют в паре. Одновременно все дети двигаются по кругу галопом или хлопают в ладоши.  

Звучит музыка, ребята вновь сходятся тесным кругом, в центре новый водящий,  игра продолжается.

«Чей кружок быстрее»

Описание игры: Дети образуют 4 кружочка, в середине которого стоит водящий, в руках он держит платочек (или  игрушку). Играет хороводная музыка, дети водят хоровод, водящий исполняет движения русского характера. Изменяется характер музыки на плясовую, быструю, дети  свободно танцуют, исполняя быстрые движения (бег). Музыка останавливается, дети приседают и закрывают глаза. Водящий меняет свое место и поднимает платочек. С началом музыки дети открывают глаза и бегут к своему водящему, и становятся вокруг него в кружок. Побеждает тот кружок, который всех быстрее собрался и взялся за руки.   

«Запомни мелодию»

Цель игры: Определить мелодию и закрепить танцевальные движения в характере исполняемой музыки.

Описание игры: Играющие стоят в 2 – 3 колонны по 5 -6 человек. Перед каждой колонной стоит стул. Звучит мелодия (полька, вальс, хороводная, галоп) и участник должен  дойти до стула танцевальными движениями, той мелодии, которая звучит. Участники, выполнившие правильно движение приносят команде очко.

Рекомендации: При отборе музыки учитывать уровень знаний музыкального и танцевального материала детей.

Найди свою пару»

Подготовка к игре: Играющие встают в два круга, (внутрений и внешний) и берутся за руки. При этом  во внешнем круге, на одного человека больше, чем во внутреннем.

Описание игры: Звучит музыка, играющие начинают движение (подскоком, бег с поджатыми ногами и т.д.). Один круг двигается по ходу часовой стрелки, другой - в обратном направлении. По сигналу учителя музыка останавливается, участники  игры произвольно  разбиваются по парам, причем стараются сделать это как можно быстрее. Тому участнику, кто остался без пары, учитель прелагает станцевать или рассказать скороговорку, отгадать загадку и т.д. После этого, все становятся в два круга, и игра повторяется.

«Заводные  игрушки».

Цель игры: Отразить характер музыки через движение. Начинать движение после вступления, заканчивать точно с окончанием звучания музыки.

Описание игры: Движения передавать в характере музыки.

Зайчики - прыгают на 2 –х ножках с небольшим продвижением вперед, на последний аккорд присаживаются (И. Штраус – «полка")

Медвежата - кружатся, тяжело переступая, в конце музыки останавливаются (П.И. Чайковский «Выход и песня медведя»)  

Лошадки скачут прямым подскоком по кругу (Д. Россини «Увертюра»)

«Ловишка»

«Ловишка» стоит лицом к стене, спиной к ребятам,  которые стоят у другой стены. Когда начинается музыка,  дети танцевальными движениями подходят к «ловишке» и танцуют около него. Как только музыка останавливается, «ловишка» поворачивается  и ловит детей и кого он поймает, тот становится «ловишкой».

«Ходим кругом»

Цель игры: закрепить проученные движения.

Описание игры: Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри круга. Двигаясь по кругу танцевальным шагом, играющие запевают песню, к которой упоминается имя водящего.

Ходим кругом, друг за другом

Эй, ребята не зевать!

Все, что (Коля) нам покажет

Будем дружно выполнять.

Круг останавливается, и водящий показывает какие либо движения. Все ребята повторяют эти движения. Водящий выбирает  кого – либо  из ребят и делает поклон. Тот, кого выбрали, становится водящим, игра продолжается.

«Слушай хлопки»

Описание игры: Все дети двигаются по кругу ведущий (или учитель) хлопает в ладоши,

1 раз дети останавливаются и принимают позу цапли,

2 хлопка поза «лягушки»,

3 хлопка  движение возобновляется.

«Деревянные и тряпичные куклы»

Цель игры: Показать различия между деревянной куклой и тряпичной. Развитие творческого воображения и мышечного изображения, ощущений.

Описание игры: Деревянная кукла – дети напрягают мышцы ног и корпуса и  опущенные вдоль тела рук.  Под музыку выполняются повороты тела вправо и влево на маленьких, не высоких полупальцах.

Изображение тряпичной куклы - дети стоят без лишнего напряжения в плечах и корпусе, руки висят пассивно, ноги чуть в свободном и расслабленном положении. Под музыку дети исполняют повороты  вправо и влево, при этом руки свободно обвивают тело, как у тряпичной куклы, ноги плотно стоят на полу.

Движение кукол повторяется поочерёдно, чтобы дети могли  почувствовать разницу напряженных и расслабленных мышц.

«Здрасти»

Описание игры: Выбирается ведущий, играющие стоят в кругу. За кругом ведущий исполняет шаг польки или подскок,   задевает одного стоящего в кругу, и продолжает движение. Тот, кого задели, начинает двигаться тем же движением, но в противоположную сторону. При встречи они громко здороваются, и кто первым дойдет до места выбранного игрока, становится в круг, а оставшийся ребенок становится ведущим.

Игровая ситуация

«Прогулка».

Цель урока: Закрепление проученных танцев 1 - го класса, развитие воображения.  

Ребята, сегодня мы пойдем  на прогулку в лес, но это будет в нашем воображении. Дорога будет трудная с препятствиями, так что нужно быть очень внимательными и осторожными. Ну что, пошли. (Да). Начинается разминка с изображением перепрыгивания  с кочки на кочку,  ходьба на высоких полупальцах по узенькой дорожке.

Ну вот, пришли мы на поляну, а там много  цветов и бабочек. Ребята, давайте представим, что мы тоже цветы и бабочки и станцуем танец « Цветы и бабочки». Ой, ребята посмотрите, кто же там, на картошку, с ложкой по полю побежал.  

Вот бегу я на картошку

Поработать, так сказать,

Я бы очень попросил вас

Для меня потанцевать.

Исполняют танец «Антошка». До свидание, ребята, пойду работать. До свидания, Антошка.  Давайте присядем у костра (садятся на пол и руками изображают  горение костра – пламя, и делают вид, что едят картошку). Давайте, ребята послушаем пение птиц  в тишине. (Звучит музыка с голосами птиц, а дети пытаются угадать, чей это голос).  Отдохнули, теперь отправляемся в обратный путь.

Ой, ребята, посмотрите какое маленькое озерко у нас на пути, а там  утята плавают (танец «Утята»). А мама утка стирает, давайте, ей поможем (танец «стирка»).  

Вечереет, мы устали,

Посидели у костра,

Танцевали, отдыхали, а теперь домой пора

Поклон и выход маршем из класса.

«Колобок»

Цель: Для закрепления правильного и ритмичного исполнения шага польки, хороводного шага, легкого бега; различение умеренного (полька), медленного (хороводный шаг) и быстрого (легкий бег) темпов музыки.

Описание игры: Ведущий – колобок, остальные дети - герои сказки (выбираются по ролям). Водящий сидит на корточках в центре, остальные выполняют под музыку соответствующие движения. С окончанием музыки один из участников  обращается к колобку, передавая интонации своего персонажа: «Колобок, колобок, я тебя съем!», и пытается догнать его определенным движением  темпа музыки (по внешнему кругу). Если не догнал колобка, грустно говорит «Не догнал!», а в обратной ситуации – радостно «Ой, поймал!». Пойманный колобок становится в круг и исполняет роль того, который его догнал.

Звучит другая музыкальная пьеса, и игра продолжается.

 

«Найди игрушку»

Цель игры: Для закрепления различия громкой и тихой музыки.

Описание игры: Учащиеся свободно располагаются  в помещении. Один из них прячет игрушку (руки за спиной). Водящий, ориентируясь на смену динамики звучания музыки, пытается найти игрушку: тихая музыка – идет не в том направлении, громкая  - движется правильно, музыки нет - игрушка спрятана у данного ученика.

«Лошадки»

Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды: бег рысцой –  бег подскоком;  ходьба – шаг с подниманием высоких колен; галоп – прямой галоп; повороты на право и налево и т.д. При этом кучер управляет и смотрит за правильностью исполнения движений лошадками.

На слова ведущего – «Лошадки в разные стороны» кучер отпускают  веревку, и лошадки быстро разбегаются.

На слова – «Найди своего кучера» лошадки как можно быстрее подбегают к своему кучеру. При повторении игры в каждой тройке, кучер меняется.

Правила: Лошадки должны правильно и музыкально исполнять все команды;

Кучер, чьи лошадки ошибаются, получает штраф, к его ленточке привязывают цветную ленточку. После игры вся тройка что нибудь танцует.

В конце игры можно дать новое задание – «Кучер найди своих лошадок».

«Хлопни, хлопни и притопни»

Ребята стоят в кругу, лицом к ведущему, который  стоит в центре круга. Ребята повторяют движения ведущего, двигающегося  в обратном направлении. Ведущий выбирает лучшего ребенка, исполняющего движения, подходит к нему и делает – два хлопка и притоп, в такт исполняемой мелодии. Выбранный ребенок должен ответить тем же,  и выйти в вкруг. Все остальные ребята хлопают в ладоши, пока выбранный ребенок выходит в круг. Игра повторяется, ведущий может исполнять любые движения.

«Замри»

Описание игры: Дети танцуют под веселую плясовую музыку, выбирая движения произвольно или по заданию учителя. С прекращением музыки они замирают в разных позах, водящий пытается их рассмешить. Тот, кто пошевелится, уходит с водящим. Игра продолжается до тех пор, пока останется один ученик, который и будет водящим. Правила могут меняться. Водящий выбирает красивое изображение фигуры, и этот ребенок становится водящим.

«Назови свое имя»

Правила игры: Все дети стоят в кругу, у одного ребенка в руках мяч, он бросает мяч любому понравившемуся ребенку, и называет первый слог его имени (Але – ребенок, ловивший мяч, называет второй слог своего имени (на). Игра продолжается.

 

«Цирк»

Описание игры: чертится мелом круг (манеж). Педагог исполняет роль Инспектора манежа, который объявляет о начале игры, представляет парад – алле, и объявляет первый номер. Ребята поочередно выходят на манеж и изображают артистов цирка: ходят по канату, танцуют как дрессированные лошадки, прыгают через обруч, как хищники, и т.д. Завершается программа общим парадом

«Музыкальная шкатулка»

Цель игры: Развитие творческого воображения, фантазии, наблюдательности, обогащение  выразительных средств общения  - мимики, пластики, жеста. Дети слушают музыку и показывают то, что представили на этот музыкальный отрывок.

 

«Найди свою половинку и пригласи на танец»

 Для проведения конкурса необходимо взять несколько художественных открыток и разрезать их пополам. Потом следует перемешать половинки открыток и раздать их участникам игры. Под звуки лирической мелодии каждый играющий ищет свою пару, подбирая недостающую половинку открытки. Отыскав открытку и поклонившись своему партнеру, начинает танцевать, импровизируя движения.

Ведущий игры выбирает лучших танцоров.

«Танцуй как я, танцуй лучше»

Участники конкурса стоят по кругу. С началом музыки один из детей выходит в круг и танцует. Затем, не прекращая движение, подходит к стоящему в кругу ребенку и, поклонившись, передает ему очередь, приглашая продолжить пляску. Игра длится до тех пор, пока не выступили все желающие. Победителем признается тот, чьи движения понравились больше.

«Ты катись, веселый   мяч»

Дети встают в круг и произносят  все вместе текст:

   Ты  катись, веселый мячик,

   Быстро, быстро по рукам,

   У кого веселый мячик,

    Гопака танцует нам.

Ребята передают мяч друг другу. У кого ребенка на словах «гопак танцуем нам» окажется мяч, тот выходит в центр круга и танцует. Все дружно хлопают.

«Завяжи бант»

Две скакалки натягиваются на стулья. На каждой прикреплены ленты (3-4).Двое соревнующихся танцуют под музыку. С окончанием музыки, на перегонки бросаются завязывать банты. Ленты можно прикреплять к одной скакалке, и по правилам игры победившим считается тот, кто больше завязал бантиков.

Рекомендуемая литература.

(имеется в библиотеке  колледжа  и лаборантской каб.223)

Агаева Е.А., Брофман В.В. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей младшего и школьного возроста: - М.: «Просвешение , 1991. – 64с.: ил.

Богданов Г.П. Игры продленного дня: Пособие для учителя. – М.:Посвещения,1985.144с.,

Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы / Собрал и пересказал Г. Науменко; Рис. А. Матросова,  - М.: Дет. Лит.,1980. -63 с., ил.

   2. Вакуленко М.М.,  Милованова М.А., Рыкова Е.Б. Школьная мозаика фестивали, праздники, - СПб Гос университет пед. мастерства, 1997 – 100с.

3. Газман О.С. Харитонова Н.Е.  В школу  - с игрой: Кн.для учителя. –М.: Просвещение, 1991. – 96с.:ил.

4. Дайлидене И.П. Поиграем, малыш! Книга для работников дошк. учреждений и родителей. – М.: Просвещение 1992. – 112с. ил.

  1.  Джаферова Э.К., Вилеко В.Л. Весёлая переменка.- Д.:Сталкер, 2000. -320с.ил.
  2.  Зимина А.Н.Образные упражнения и игры в музыкально – ритмическом развитии детей. Практикум для педагогов – М.:ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 32с. (Музыка для дошкольников и младших школьников)
  3.  Игры нашего двора. Сборник. – СПб.: Регата, Издательство Дом Литера», 2000. -384с. («Энциклопедия веселой компании»)
  4.  Иванова Е.И. 100 игр, сценариев и праздников в детском саду и в начальной школе (Колл.авт. «Материнской школы») – м.: ООО « Издательство  «Астрель «, К.,ГИППВ,2001. -288с..с ил.
  5.   Копилка игр Сибирячка. Игры, сказочки, считалки, потешки, поделки./ составитель С.М. Асламова. Художник Я.Ю. Лисицына. – Иркутск.: Редакция журнала «Сибирячок»,1995. -480 с., ил. ( биб – ка «Сибирячок  - малышам»).
  6.  Константинова И.В.  Игротренинг. Методическое пособие по развитию творческих способностей и психической пластики у детей дошкольного и школьного возраста. СПб 1996. -34с.
  7.    Коренева Т.Ф. Музыкально – ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В2 ч. – Учеб – метод. пособие. – (Воспитание и дошкольное образование детей). – (Б-ка муз. руководителя и педагога музыканта). – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001. – 112 с., Ч2. – 104 с: ноты.
  8.   Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,1999. – 224 с. (стр. 337, 95, 99,125.)
  9.   Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры:Пособие для воспитателя детского сада / Редакция Л.В.Руссковой. – М.: «Просвещение», 1986. – 79с.: ил.
  10.  Поиграем, потанцуем: Игровые упражнения и пляски для детей младшего и среднего дошкольного возраста / Сост. Г. П. Федорова. – СПб. «Детство - пресс»,2002. -48с. – (Серия «Из опыта педагога»)
  11.  Страковская В.Л.  300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет,  - М.; Новая школа,1994, -288с.
  12.  Чибрикова – Луговская А.Е. Ритмика Ходьба. Упражнения. Игры. Танцы: Метод. пособие для воспитателей муз. Руководителей и учителей нач. шк. – М.: Дрофа,1998. -104 с.: ил, (стр. 66 - 95).
  13.  Фирилёва Ж.К., Сайкина Е.Г. «СА – ФИ - ДАНС». Танцевально – игровая гимнастика для детей: Учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений.– СПб.: «Детство - пресс»,352 с., ил.
  14.  Федорова Г.П. Играем, танцуем, поем! Методическое пособие.– СПб.: «Детство - пресс»,2002. – 48с. (Серия «Из опыта педагога»).
  15.   500 замечательных детских игр./Сост. А.Б. Бочарова, Т.М. Горева - М.: ООО «Фирма» изд – во АСТ, 1999. -384с. – (Популярная биб –ка для родителей и педагогов).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13006. Принципи побудови та особливості структур баз даних в геоінформаційних системах реального часу 112 KB
  Лекция №2.1. Принципи побудови та особливості структур баз даних в геоінформаційних системах реального часу. План 2.1.1. Принципи побудови та особливості структур баз картографічних даних в ГІС ОУ 2.1.2. Специфіка організації процесу зберігання графічної інформації. ...
13007. Основные типы моделей баз даних в геоінформаційних системах реального часу 148 KB
  Лекция №2.2. Основные типы моделей баз даних в геоінформаційних системах реального часу. План 2.2.1.Тематична модель картографічних даних. .Графічна модель картографічних даних. Просторова модель картографічних даних. 2.2.4. Інфологіч
13008. Методи організації баз картографічних даних в геоінформаційних системах реального часу 61.5 KB
  Лекция №2.3. Методи організації баз картографічних даних в геоінформаційних системах реального часу. План Логічна й фізична організація баз графічних даних. Структура баз картографічних даних на основі квадротомічних дерев. 1. Логическая и физиче...
13009. Структури баз картографічних даних в геоінформаційних системах реального часу 154.5 KB
  Лекция №2.4. Структури баз картографічних даних в геоінформаційних системах реального часу. План 1.Cтруктури файлів баз картографічних даних реального часу побудованих на основі: послідовної організації даних методу хешування ідентифікатора індекснопослідовно...
13010. Авиационные геоинформационные системы и технологии. Лабораторные работы 754.5 KB
  Лабораторные работы 16 по дисциплине Авиационные геоинформационные системы и технологии ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №11.1 Тема: Знакомство с методами функционирования АГСиТ с помощью действующих пакетов прикладных программ Цель работы: ознакомиться с действующ...
13011. Системы координат и их проекций. Перерасчет координат с помощью геоинформационной системы DIGITALS 763.5 KB
  Содержание работы. Данная курсовая работа КР состоит из 2 частей: теоретической и практической. Теоретическая часть заключается в выполнений литературнопатентного поиска материалов по указанной теме и изучения поданного материала. Практическая часть выпо
13012. Лабораторні роботи з дисципліни «Основи геоінформатики» 2.26 MB
  Лабораторні роботи з дисципліни Основи геоінформатики ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №1 Тема: Просторові та атрибутивні дані Мета роботи: ознайомитися зі структурою даних геоінформаційних систем вивчити характеристики кількох різних структур. Підготовка до роб...
13013. Принципы и особенности построения средств отображения информации, построенные на различных физических принципах 989 KB
  План 1.5.1. Принципы и особенности построения средств отображения информации построенные на различных физических принципах. 1.5.2. Системы отображения информации на базе ЭЛТ. 1.5.1. Принципы и особенности построения средств отображения информации построенные на ра...
13014. Формат сохранения картографической информации и алгоритм работы программы-конвертора 134.5 KB
  В задачах цифровой картографии очень важное значение имеет выбор формата представления информации – основы БКД АГК. К географическим базам данных манипулирующим большими массивами информации и принадлежащим системам работающим в режиме реального времени предъявляют...