53383

Наши загадочные имена

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Что радует слух лучше любой музыки Конечно же собственное имя. Иногда имя выбирают по вполне конкретным соображениям иногда – просто потому что родителям одно имя нравится другое – раздражает. Бывает имя дается из ближайших ко дню рождения имен по святцам. Так одни народы считают что называть детей в честь недавно умерших родственников нельзя а другие наоборот верят что имя нужно срочно передать следующему чтобы не прерывалась связь времен.

Русский

2014-02-25

50.5 KB

0 чел.

Учитель общеобразовательной  школы І-ІІІ ступеней № 2

  г. Амвросиевка Донецкой области      

Кравченко Светлана  Викторовна

Сценарий классного часа для учеников 5-7 классов

Наши   загадочные   имена

Цель: развитие интереса детей к своей личности через познание имени; воспитание уважения, толерантного отношения, интереса к истории имени своего рода, нации; формирование умений работать в группах.

Опережающее задание:

1) расспросить родителей, бабушек, дедушек, других родственников про имена их родителей, предков; как их называли, когда те были маленькими.

2) найти информацию о происхождении и значении своего имени.

Нас не было – оно было,

нас не будет – оно будет;

никто ни у кого его не видел,

а у каждого оно есть.

(загадка)

Учитель: Без чего на свете нельзя обойтись? Что радует слух лучше любой музыки? Конечно же, собственное имя.

Иногда имя выбирают по вполне конкретным соображениям, иногда – просто потому, что родителям одно имя нравится, другое – раздражает. Часто ребенка называют в честь дорогих и близких людей, например, деда, бабушки, других родственников, иногда в семье существуют имена, передаваемые из поколения в поколение.

Бывает, имя дается из ближайших ко дню рождения имен по святцам. Однако церковные перечни имен нередко содержат устаревшие имена, не очень благозвучные на современный вкус. Впрочем, там достаточно и традиционных имен.

Очень важную роль в определении имени играют традиции. Так, одни народы считают, что называть детей в честь недавно умерших родственников нельзя, а другие, наоборот, верят, что имя нужно срочно передать следующему, чтобы не прерывалась связь времен.

Страничка «ИМЕНА ИЗ ПРОШЛОГО»

Учитель: «Без семьи нет счастья на Земле» - говорит народная пословица. Корень рода – прадеды и прабабушки – дают жизнь молодым росткам – детям. И счастливо то жилище, которое наполнено радостным детским разноголосьем, где дети растут в дружном семейном кругу, в окружении братьев и сестер.

Дети, а помнят ли в ваших семьях имена предков, дедушек и бабушек? Как звучали их имена, когда они были маленькими. Что вам рассказали ваши родные?  (Рассказывают дети)

Страничка «ЗАГАДКИ»

Учитель: Ребята, а теперь я предлагаю вам разгадать загадки, а отгадками к ним являются ваши имена.

1. Прочитала сказки                  

   И закрыла глазки.

  «Ночью снились страсти!»

   Жаловалась...  (Настя)

2. Кошка прыгнула на ветку,

   С ветки - быстро на беседку,

   И гуляет по карнизу,

   Смотрит свысока на... (Лизу)

3. Спортом любит заниматься,

   Бегать, прыгать, кувыркаться,

   Укрепляет силу воли.

   Чемпионом будет...  (Коля)

4. Девчушка, добрая душа,

   Поспеет всюду, не спеша,

   С собою носит куклу Глашу      

   И шьёт наряды ей... (Наташа)

5. Ты – вратарь, твоя работа -

   Защищать свои ворота.

   На него надежда наша,

   Не пропустит шайбу...(Саша)

6. Приготовила обед:                   

   Щи, котлеты, винегрет.                  

   А для братишки - кашу.

   Всё умеет... (Даша).

7. Звонким теплым утром рано

   Просыпается …(Оксана)

8. И мир открыт, и ты открыта

   В этом мире,… (Маргарита)

9. Побольше удачи, умений и силы

   Пожелаем  мы… (Данилу)

10. Что б мы ни смотрели: теннис,

     волейбол,

     Или украинский футбол –

     На стадионе или дома,

     Болеть мы будем  за…(Артема)

11. О веселом ласковом июле.

     В зимний день напоминает…

     (Юлия)

12. Нет других мнений:

     Он романтик – наш…(Евгений)

13. На окошко Карлсон сел

     И варенье тут же съел,

     Просит: "Дай мне шоколад,

     Станем мы друзьями...

     (Влад)

14. На ходу решит задачу,    

     Съездит к бабушке на дачу,

     В классе нет его мудрей –

     Помогает всем...

     (Андрей)

Страничка «ПРИЯТНО ПОЗНАКОМИТЬСЯ! ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ»

Учитель: Все мы неповторимы, и у каждого из нас свое имя. Самое лучшее имя! Имена, кочуя сотнями лет от народа к народу, часто теряют свое смысловое значение, и лишь тщательные поиски филологов, историков, археологов позволяют выяснить значение того или иного имени. Это касается имен, связанных с исчезнувшими древними  мирами, с городами, про которые до нас не дошло никаких упоминаний.

И было бы интересно знать историю нашего имени.   

Итак, следующий этап нашей встречи – «Приятно познакомиться!» Проводится в виде интервью.  

Например:  

- Как тебя зовут? Евгений

- Откуда пришло твое имя? Что оно обозначает? – Происходит от греческого  слова  «евгенес» — благородный

- Как тебя ласково называют родные и близкие? – Женя, Женёк.

- Соответствуешь ли твой характер твоему имени?

 Учитель: Много имен пришло к нам из Древней Греции, Древнего Рима.

А если кто-то не знает значение своего имени, я вам помогу.

Страничка «КАК  НА  НАШИ  ИМЕНИНЫ…»

Учитель: Дети, помните: «Как на … (Колины, Дашины) именины испекли мы каравай…»? Поем мы эту песенку, когда поздравляем кого-то с Днем рождения. А что же такое «именины»? День рождения и именины – один и тот же день?

(Ответы детей)

Учитель: Есть в христианском мире  традиция – поминать святых. Этот день является праздником для верующего, названного именем этого святого. Такой день называется «именины». Считается, что именно этот святой оберегает  человека с таким же именем, т.е. является покровителем, защитником, ангелом-хранителем. Поэтому именины еще называют «День Ангела». Про везучего человека говорят: «Его ангел охраняет». А когда мы хотим пожелать удачи, часто говорим: «Пусть тебя ангел хранит!»

Такие дни есть почти для каждого имени.

Ребята, назовите самые известные именины (День Святого Николая, Татьянин День, День Святого Валентина).

Дети, а знаете ли вы, когда ваши именины?

(Дети отвечают)

Страничка «ПОДАРИМ  ИМЯ»

Учитель: Имя – большая ценность. Имя  даже может  определить будущую судьбу человека. Поэтому выбор имени - дело сложное и ответственное.  

Совсем недавно у моих друзей родилась дочка. И, естественно, вся семья собралась на «семейный совет», чтобы решить, какое имя дать очаровательной крошке.

Бабушки советовали следовать традициям, т.е. назвать внучку в честь них. Вот только внучка одна, а их двое! Поэтому они так и не смогли договориться, в честь какой из бабушек назвать ребенка.

Дедушки требовали не забывать историю, поэтому предлагали имена известных женщин: Роза (Р.Люксембург – революционерка), Валентина (Терешкова – первая женщина-космонавт), Маргарет (Тэтчер – премьер-министр Великобритании), Алла (Пугачева) и еще много-много других.

Мама хотела для доченьки модное и необычное имя.

А новоиспеченный папа просто отдавал предпочтение определенному сочетанию звуков.

Предложений было много, так много, что к единому мнению так и не пришли.

Давайте попробуем им помочь!  Вы сидите за столами по 4 чел. – будем считать вас командами. Всего 4 команды (2 команды девочек и 2 команды мальчиков)

Задание №1 для команд: Необходимо выбрать имя для девочки.  Здесь вы должны проявить умение слушать друг друга, быть убедительными, отстаивая свой вариант имени. А затем огласить командное решение, объяснив, почему выбрано именно это имя.

После того, как все команды выступили, проведем  голосование за одно из предложенных имен.

Условие: за своё имя, т.е. то, которое предложила команда, голосовать запрещено!

Имя, набравшее максимальное количество голосов, побеждает.

Задание №2: Подготовить коллективное пожелание новорожденной девочке и написать его на открытке.

Учитель: Спасибо, ребята! Я обязательно передам своим друзьям, молодым родителям ваше предложение имени и пожелания для девочки.

Страничка «ЛАСКОВО  И  НЕЖНО»

Учитель: Да, важно красиво назвать человека. Но все согласятся, что еще важнее любить его и уметь показать эту любовь. Показывать любовь можно и  поступками, и жестом, и словом, и ласковым звучанием имени.

Предлагаю игру: Команды девочек выбирают какое-либо женское имя, пишут его на  листочке и передают командам мальчиков. Команды мальчиков передают командам девочек записанное мужское имя.  

Задание: необходимо за 3 мин. придумать как можно больше ласковых и нежных слов – производных от заданного имени. Ценится оригинальность, количество, скорость.

Награда – аплодисменты.

Страничка «ПЕСЕННЫЙ  ВЕРНИСАЖ»

Учитель: Наши имена живут в наших добрых делах, в жизненных испытаниях, в теплых словах поддержки, в душе и памяти наших семей. А еще живут наши имена в песнях.

Давайте вспомним песни, в которых  упоминаются  имена.

(Команды поют свои варианты песен).

ЗАВЕРШАЮЩАЯ страничка

Учитель: Имя соединяет нас с отеческим домом, языком, прошлым и будущим, со всеми народами мира.

Ребята! Я предлагаю вам забыть все  прозвища, которые вы придумали друг другу и с этой минуты называть одноклассников, друзей, близких только по имени.

А чтобы вы помнили происхождение значение ваших имен, именины, вам в подарок именные карманные календарики, которые мне помогли подготовить ваши родители.

                                                                                

АНАСТАСИЯ

«возвращенная к жизни» (греч)

День Ангела:  

04.01,   23.03,   28.04,   11.11

Пример,   

На обратной стороне напечатан календарь

Использованы загадки сайта

http://www.prozagadki.ru/101-zagadki-pro-imena-s-otvetami.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46470. Базовые системные оппозиции языка: язык-речь, структура-функция, форма- содержание 16.67 KB
  Базовые системные оппозиции языка: языкречь структурафункция форма содержание. Они и являются базовыми системными оппозициями языка. Языкречь. Язык система знаков и грамматическая система обязательная для всех членов языкового коллектива.
46471. Анализ финансовой устойчивости предприятия 16.69 KB
  Стабильные сильные и устойчивые предприятия имеют больше преимуществ в борьбе со слабыми. Как произвести оценку финансовой устойчивости предприятия что означают те или иные показатели мы рассмотрим в данном материале. Залогом выживаемости и основой стабильности положения предприятия служит его устойчивость.
46472. Развитие и кодификация советского права в 1950-60-х гг. 16.7 KB
  были приняты Основы законодательства в области судоустройства уголовного процесса и уголовного права. принимаются Основы гражданского законодательства и Основы гражданского судопроизводства. Верховным Советом СССР были приняты новые Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик. Основы состояли из 4 разделов и 47 статей.
46473. Концепция социальной ответственности 16.71 KB
  Концепция социальной ответственности основана на идее что компании могут достигнуть более высоких эффективности и качества благодаря повышению степени доверия к ним со стороны общества и его членов. В практике ведения бизнеса в своем социальном видении компании выделяют четыре основных аспекта социальной ответственности: 1. Поэтому частью миссии компании является обогащение жизни общества. Чтобы судить о степени приверженности бизнеса к КСО очень важна система измерителей позволяющих судить об эффективности и...
46474. НАЗНАЧЕНИЕ ТЕХНОЛИГИЧЕОНИХ БАЗ 16.74 KB
  От правильности решения вопроса о технологических базах в значительной степени зависят: фактическая точность выполнения линейных размеров заданных конструктором; правильность взаимного расположения обрабатываемых поверхностей; точность обработки которую должен выдержать рабочий при выполнении запроектированной технологической операции; степень сложности и конструкция необходимых приспособлений режущих и мерительных инструментов; общая производительность обработки заготовок. При автоматизации производства развитии гидрокопировальных...
46475. Культура России XIX века 16.75 KB
  Русская культура первой половины XIX в. Начало XIX века время культурного и духовного подъёма России. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов.
46476. Объектное обобщение 16.81 KB
  Организация объектного обобщения: clss С1 { int x y z; public: void D1 { . clss Shpe { public: virtul void In = 0; ввод данных virtul void Out = 0; вывод данных virtul double re = 0; площадь }; Наследование механизм объектноориентированного программирования позволяющий описать новый класс на основе уже существующего родительского при этом свойства и функциональность родительского класса заимствуются новым классом. Наследование: Cинтаксис в языке C Наследование: Синтаксис в языке C clss { clss {...
46477. Рак легкого. Формы периферического рака легкого. Дифференциальная диагностика с доброкачественными заболеваниями легких. Методы хирургического лечени 16.82 KB
  Распространение повсеместно. Вызывается заболевание эхинококкус гранулезус. Окончательный хозяин –собака, волк. Промежуточный –копытные. Содержимое кисты жид-ть, сколексы и дочерние пузыри. Оболочки: герминативная (зародышевая), кутикулярная (хитиновая), фиброзная капсула