53383

Наши загадочные имена

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Что радует слух лучше любой музыки Конечно же собственное имя. Иногда имя выбирают по вполне конкретным соображениям иногда просто потому что родителям одно имя нравится другое раздражает. Бывает имя дается из ближайших ко дню рождения имен по святцам. Так одни народы считают что называть детей в честь недавно умерших родственников нельзя а другие наоборот верят что имя нужно срочно передать следующему чтобы не прерывалась связь времен.

Русский

2014-02-25

50.5 KB

0 чел.

Учитель общеобразовательной  школы І-ІІІ ступеней № 2

  г. Амвросиевка Донецкой области      

Кравченко Светлана  Викторовна

Сценарий классного часа для учеников 5-7 классов

Наши   загадочные   имена

Цель: развитие интереса детей к своей личности через познание имени; воспитание уважения, толерантного отношения, интереса к истории имени своего рода, нации; формирование умений работать в группах.

Опережающее задание:

1) расспросить родителей, бабушек, дедушек, других родственников про имена их родителей, предков; как их называли, когда те были маленькими.

2) найти информацию о происхождении и значении своего имени.

Нас не было – оно было,

нас не будет – оно будет;

никто ни у кого его не видел,

а у каждого оно есть.

(загадка)

Учитель: Без чего на свете нельзя обойтись? Что радует слух лучше любой музыки? Конечно же, собственное имя.

Иногда имя выбирают по вполне конкретным соображениям, иногда – просто потому, что родителям одно имя нравится, другое – раздражает. Часто ребенка называют в честь дорогих и близких людей, например, деда, бабушки, других родственников, иногда в семье существуют имена, передаваемые из поколения в поколение.

Бывает, имя дается из ближайших ко дню рождения имен по святцам. Однако церковные перечни имен нередко содержат устаревшие имена, не очень благозвучные на современный вкус. Впрочем, там достаточно и традиционных имен.

Очень важную роль в определении имени играют традиции. Так, одни народы считают, что называть детей в честь недавно умерших родственников нельзя, а другие, наоборот, верят, что имя нужно срочно передать следующему, чтобы не прерывалась связь времен.

Страничка «ИМЕНА ИЗ ПРОШЛОГО»

Учитель: «Без семьи нет счастья на Земле» - говорит народная пословица. Корень рода – прадеды и прабабушки – дают жизнь молодым росткам – детям. И счастливо то жилище, которое наполнено радостным детским разноголосьем, где дети растут в дружном семейном кругу, в окружении братьев и сестер.

Дети, а помнят ли в ваших семьях имена предков, дедушек и бабушек? Как звучали их имена, когда они были маленькими. Что вам рассказали ваши родные?  (Рассказывают дети)

Страничка «ЗАГАДКИ»

Учитель: Ребята, а теперь я предлагаю вам разгадать загадки, а отгадками к ним являются ваши имена.

1. Прочитала сказки                  

   И закрыла глазки.

  «Ночью снились страсти!»

   Жаловалась...  (Настя)

2. Кошка прыгнула на ветку,

   С ветки - быстро на беседку,

   И гуляет по карнизу,

   Смотрит свысока на... (Лизу)

3. Спортом любит заниматься,

   Бегать, прыгать, кувыркаться,

   Укрепляет силу воли.

   Чемпионом будет...  (Коля)

4. Девчушка, добрая душа,

   Поспеет всюду, не спеша,

   С собою носит куклу Глашу      

   И шьёт наряды ей... (Наташа)

5. Ты – вратарь, твоя работа -

   Защищать свои ворота.

   На него надежда наша,

   Не пропустит шайбу...(Саша)

6. Приготовила обед:                   

   Щи, котлеты, винегрет.                  

   А для братишки - кашу.

   Всё умеет... (Даша).

7. Звонким теплым утром рано

   Просыпается …(Оксана)

8. И мир открыт, и ты открыта

   В этом мире,… (Маргарита)

9. Побольше удачи, умений и силы

   Пожелаем  мы… (Данилу)

10. Что б мы ни смотрели: теннис,

     волейбол,

     Или украинский футбол –

     На стадионе или дома,

     Болеть мы будем  за…(Артема)

11. О веселом ласковом июле.

     В зимний день напоминает…

     (Юлия)

12. Нет других мнений:

     Он романтик – наш…(Евгений)

13. На окошко Карлсон сел

     И варенье тут же съел,

     Просит: "Дай мне шоколад,

     Станем мы друзьями...

     (Влад)

14. На ходу решит задачу,    

     Съездит к бабушке на дачу,

     В классе нет его мудрей –

     Помогает всем...

     (Андрей)

Страничка «ПРИЯТНО ПОЗНАКОМИТЬСЯ! ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ»

Учитель: Все мы неповторимы, и у каждого из нас свое имя. Самое лучшее имя! Имена, кочуя сотнями лет от народа к народу, часто теряют свое смысловое значение, и лишь тщательные поиски филологов, историков, археологов позволяют выяснить значение того или иного имени. Это касается имен, связанных с исчезнувшими древними  мирами, с городами, про которые до нас не дошло никаких упоминаний.

И было бы интересно знать историю нашего имени.   

Итак, следующий этап нашей встречи – «Приятно познакомиться!» Проводится в виде интервью.  

Например:  

- Как тебя зовут? Евгений

- Откуда пришло твое имя? Что оно обозначает? – Происходит от греческого  слова  «евгенес» — благородный

- Как тебя ласково называют родные и близкие? – Женя, Женёк.

- Соответствуешь ли твой характер твоему имени?

 Учитель: Много имен пришло к нам из Древней Греции, Древнего Рима.

А если кто-то не знает значение своего имени, я вам помогу.

Страничка «КАК  НА  НАШИ  ИМЕНИНЫ…»

Учитель: Дети, помните: «Как на … (Колины, Дашины) именины испекли мы каравай…»? Поем мы эту песенку, когда поздравляем кого-то с Днем рождения. А что же такое «именины»? День рождения и именины – один и тот же день?

(Ответы детей)

Учитель: Есть в христианском мире  традиция – поминать святых. Этот день является праздником для верующего, названного именем этого святого. Такой день называется «именины». Считается, что именно этот святой оберегает  человека с таким же именем, т.е. является покровителем, защитником, ангелом-хранителем. Поэтому именины еще называют «День Ангела». Про везучего человека говорят: «Его ангел охраняет». А когда мы хотим пожелать удачи, часто говорим: «Пусть тебя ангел хранит!»

Такие дни есть почти для каждого имени.

Ребята, назовите самые известные именины (День Святого Николая, Татьянин День, День Святого Валентина).

Дети, а знаете ли вы, когда ваши именины?

(Дети отвечают)

Страничка «ПОДАРИМ  ИМЯ»

Учитель: Имя – большая ценность. Имя  даже может  определить будущую судьбу человека. Поэтому выбор имени - дело сложное и ответственное.  

Совсем недавно у моих друзей родилась дочка. И, естественно, вся семья собралась на «семейный совет», чтобы решить, какое имя дать очаровательной крошке.

Бабушки советовали следовать традициям, т.е. назвать внучку в честь них. Вот только внучка одна, а их двое! Поэтому они так и не смогли договориться, в честь какой из бабушек назвать ребенка.

Дедушки требовали не забывать историю, поэтому предлагали имена известных женщин: Роза (Р.Люксембург – революционерка), Валентина (Терешкова – первая женщина-космонавт), Маргарет (Тэтчер – премьер-министр Великобритании), Алла (Пугачева) и еще много-много других.

Мама хотела для доченьки модное и необычное имя.

А новоиспеченный папа просто отдавал предпочтение определенному сочетанию звуков.

Предложений было много, так много, что к единому мнению так и не пришли.

Давайте попробуем им помочь!  Вы сидите за столами по 4 чел. – будем считать вас командами. Всего 4 команды (2 команды девочек и 2 команды мальчиков)

Задание №1 для команд: Необходимо выбрать имя для девочки.  Здесь вы должны проявить умение слушать друг друга, быть убедительными, отстаивая свой вариант имени. А затем огласить командное решение, объяснив, почему выбрано именно это имя.

После того, как все команды выступили, проведем  голосование за одно из предложенных имен.

Условие: за своё имя, т.е. то, которое предложила команда, голосовать запрещено!

Имя, набравшее максимальное количество голосов, побеждает.

Задание №2: Подготовить коллективное пожелание новорожденной девочке и написать его на открытке.

Учитель: Спасибо, ребята! Я обязательно передам своим друзьям, молодым родителям ваше предложение имени и пожелания для девочки.

Страничка «ЛАСКОВО  И  НЕЖНО»

Учитель: Да, важно красиво назвать человека. Но все согласятся, что еще важнее любить его и уметь показать эту любовь. Показывать любовь можно и  поступками, и жестом, и словом, и ласковым звучанием имени.

Предлагаю игру: Команды девочек выбирают какое-либо женское имя, пишут его на  листочке и передают командам мальчиков. Команды мальчиков передают командам девочек записанное мужское имя.  

Задание: необходимо за 3 мин. придумать как можно больше ласковых и нежных слов – производных от заданного имени. Ценится оригинальность, количество, скорость.

Награда – аплодисменты.

Страничка «ПЕСЕННЫЙ  ВЕРНИСАЖ»

Учитель: Наши имена живут в наших добрых делах, в жизненных испытаниях, в теплых словах поддержки, в душе и памяти наших семей. А еще живут наши имена в песнях.

Давайте вспомним песни, в которых  упоминаются  имена.

(Команды поют свои варианты песен).

ЗАВЕРШАЮЩАЯ страничка

Учитель: Имя соединяет нас с отеческим домом, языком, прошлым и будущим, со всеми народами мира.

Ребята! Я предлагаю вам забыть все  прозвища, которые вы придумали друг другу и с этой минуты называть одноклассников, друзей, близких только по имени.

А чтобы вы помнили происхождение значение ваших имен, именины, вам в подарок именные карманные календарики, которые мне помогли подготовить ваши родители.

                                                                                

АНАСТАСИЯ

«возвращенная к жизни» (греч)

День Ангела:  

04.01,   23.03,   28.04,   11.11

Пример,   

На обратной стороне напечатан календарь

Использованы загадки сайта

http://www.prozagadki.ru/101-zagadki-pro-imena-s-otvetami.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23885. Повесть о Горе Злочастии 28.5 KB
  Обобщенная судьба герояДобрый молодец Добрый молодец отказывается от родовой позиции хочет жить своим умом.представляениям только он может менять личинуДобрый молодец верит архангелу все пропиваетснова беден. ЧЕРТЫ лит повести: писалось когда РусьРоссия Родовая позиция уходитмолодец хочет жить своим умом Столкновение этих 2ух позиций Гуманистическая концепцияноваторствосочувствие падшему человеку Появляются: элементы психологизации характеровсочувствие падшему человеку ощущение непостоянства жизни и ее непрочности Боязнь...
23886. Повесть о Савве Грудцыне 27.5 KB
  Месть брошенной женщиныварит зельесавва выпивает и влюбляется и начинает ее домогаться. Савва заболеваетхочет исповедоватьсяно бес не отпускает егоа Савва не хочет отдавать ему душуЭпизод с царством Сатаны:золотой дворец и крылатые юноши вокруг него. Автор сочувствует: Бедныйбедный Савва.
23887. Повесть о Фроле Скобееве 23.5 KB
  Повесть о Карпе Сутулове Сюжет:ЖенаТатьяна. Жена организует свой позор самостоятельно.Воевода велит им выплатить штраф:50010001500половину себе забирает а вторую отдает Татьяны Жена стоит на позции своим умом комическая повесть автор смеется над героями и над Татьяной Сатирическому обличению подвергается распутное поведение духовенства и именитого купечества.
23888. Основные свойства художественного текста 15.33 KB
  Следовательно одним из основных свойств художественного текста является его цельность или целостность. Целостность определяет смысл и восприятие текста в целом его общее воздействие на читателя. Источником смысловой целостности текста по стилистическому энциклопедическому словарю русского языка является экстралингвистический фактор обусловливающий многоплановую смысловую структуру текста.
23889. Краткий словарь литературных терминов 94.5 KB
  АВТОГРАФ собственноручно написанная автором рукопись произведения письмо надпись на книге а также собственноручная подпись автора. АВТОР реальная личность создатель литературного произведения. АНОНИМ 1 произведение без обозначения имени автора; 2 автор произведения скрывший свое имя. АРХИТЕКТОНИКА построение художественного произведения соразмерность его частей глав эпизодов.
23890. Структура художественного произведения 14.46 KB
  Структура литературного произведения это некое строение произведения словесного искусства его внутренняя и внешняя организация способ связи составляющих его элементов. Наличие определённой структуры обеспечивает целостность произведения его способность воплощать и передавать выражаемое в нём содержание. В основном структура художественного произведения такова: Идея это главная мысль произведения в которой выражается отношение писателя к изображаемым явлениям.