53385

Понятие дебиторской и кредиторской задолженности и порядок их списания

Реферат

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

В своей хозяйственной деятельности предприятие вступает в отношение с другими организациями, несет обязательства по уплате налогов, сборов, а также выступает в качестве субъекта трудовых отношений. При этом возникают кредиторская и дебиторская задолженность.

Русский

2014-04-01

24.2 KB

11 чел.

  1.  Понятие дебиторской и кредиторской задолженности и порядок их списания.

2. Учет амортизации основных средств.

1.

Понятие о дебиторской и кредиторской задолженности

В своей хозяйственной деятельности предприятие вступает в отношение с другими организациями, несет обязательства по уплате налогов, сборов, а также выступает в качестве субъекта трудовых отношений. При этом возникают кредиторская и дебиторская задолженность. Расчеты по кредиторской и дебиторской задолженности учитываются на счетах шестого раздела плана счетов “Расчеты”.

Дебиторская задолженность - это задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации. Она возникает при продаже товаров, выполнения работ, оказания услуг, выдаче кредитов и займов юридическим и физическим лицам, формировании уставного капитала, переплате налогов и сборов, а также поставщикам. Организации и лица, которые являются должниками данной организации, называются дебиторы. При этом задолженность показывает, какую сумму нам должны контрагенты.

Кредиторской называется задолженность организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. Данная задолженность образуется при закупке сырья, материалов, товаров для перепродажи, другого имущества, при начислении налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды, начислении заработной платы, дивидендов учредителям, при получении авансов, кредитов и займов. Данная задолженность показывает, сколько мы должны заплатить по долгам. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по начисленной заработной плате работникам, по суммам, начисленным в бюджет и внебюджетные фонды, называют обязательствами по распределению. Кредиторов, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.

В зависимости от сроков погашения задолженность делится на долгосрочную (со сроком погашения более 1 года) и краткосрочную (задолженность со сроком погашения в пределах 1 года)

Для учета расчетов с кредиторами предназначены следующие счета:

60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”,

66 “Расчеты по краткосрочным кредитам и займам,

67 “Расчеты по долгосрочным кредитам и займам”,

68 “Расчеты по налогам и сборам”,

69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”,

70 “Расчеты по оплате труда”.

Расчеты по дебиторской задолженности учитываются на счетах:

62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”,

63 “Резервы по сомнительным долгам”,

71 “Расчеты с подотчетными лицами”,

73 “Расчеты с персоналам по прочим операциям”.

Счета 75 “Расчеты с учредителями” и 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” являются универсальными, т. к. на них учитываются и дебиторская и кредиторская задолженность. Поэтому, чтобы определить сальдо по ним нужно вести аналитический учет.

Необходимо учитывать, что дебиторская и кредиторская задолженность не всегда соответствует дебиторам и кредиторам. Т.е. при взаимодействии с кредитором, мы вполне можем получить дебиторскую задолженность, например, при авансовых платежах. Задолженность, не оплаченная в установленные сроки, называется просроченной. Долги нереальные на взыскание и, по которым истек срок исковой давности (3 года) списываются на расходы организации кредитора. Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, списывается на доходы дебитора.

Срок оплаты определяется в соответствии с договором или законодательством. Если договором не предусмотрен срок оплаты, то обязательства по оплате должны быть исполнены в разумный срок. Когда обязательство не исполнено в разумный срок или срок оплаты по договору наступает по требованию кредитора, то дебитор обязан погасить задолженность в течение 7 дней после поступления требования кредитора. По истечении 7 дневного срока, необходимого для оплаты, начинается период исковой давности и длится 3 года. В течение этого времени кредитор может подать в суд на должника. Просроченная задолженность списывается до истечения срока исковой давности в следующих случаях: наступление непредвиденных ситуаций, при которых исполнение обязанностей невозможно, и обе стороны не виноваты в этом; изменение законодательства; ликвидация предприятия - должника, если при погашении долгов имуществом дебитора, средств для погашения не хватило.

Списанная дебиторская задолженность учитывается в течении 5 лет на забалансовом счете 007 “Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов”

Просроченная дебиторская задолженность создает реальную угрозу финансовому состоянию организации, т. к. отвлеченные деньги не приносят доход, а в ходе инфляции теряют свою стоимость. Просроченная кредиторская задолженность также опасна для фирмы. Она является причиной разрыва налаженных хозяйственных связей, и образует непроизводственные затраты в виде пеней и штрафов

Порядок списания дебиторской задолженности

Итак, организации должны списывать дебиторскую задолженность, которая признана нереальной для взыскания (пункт 77 Положения по ведению бухгалтерского учета).

Отражение в учете списания дебиторской задолженности зависит от того, создается резерв по сомнительным долгам или нет.

В соответствии с пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета дебиторская задолженность списывается по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации.

Если резерв по сомнительным долгам не создается, списанная задолженность, причем в сумме, в которой она была отражена в бухгалтерском учете (с учетом НДС) (пункт 14.3 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н (далее - ПБУ 10/99)) относится на финансовые результаты.[7]

Необходимо обратить внимание, что Приказом Минфина Российской Федерации от 18 сентября 2006 года №116н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету", начиная с отчетности за 2006 год, внесены изменения в ПБУ 10/99, в соответствии с которыми списанная задолженность включается в состав прочих расходов на основании пункта 12 ПБУ 10/99.[7]

Для того чтобы подтвердить правильность исчисления сумм НДС, относящихся к списываемой дебиторской задолженности, организации нужно сохранять и счета-фактуры, выставленные покупателям.

Причем в соответствии с пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должник не является аннулированием задолженности. В течение пяти лет с момента списания сумма списанной задолженности учитывается за балансом на счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов", предназначенном для обобщения информации о состоянии дебиторской задолженности, списанной вследствие неплатежеспособности должников.

Если организация резерв по сомнительным долгам создает, суммы дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности списываются за счет средств резерва. Одновременно за балансом учитывается сумма списанной задолженности.

При списании дебиторской задолженности организация должна хранить все подтверждающие документы, ведь в случае отсутствия указанных документов, налоговые органы могут посчитать, что организация неправомерно занизила налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

При поступлении от покупателя суммы ранее списанной задолженности, сумма задолженности списывается с забалансового учета и отражается в составе прочих доходов организации на основании пункта 8 ПБУ 9/99. При этом в бухгалтерском учете отражаются записи:

Если организация задолженность не успела списать, но резерв создала, а должник погасил долг, сумму резерва надо восстановить.

2.В соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств" стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением.

Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов начисления амортизационных начислений:

  1. линейный способ; способ уменьшаемого остатка;
  2. способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  3. способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Один из способов применяется к группе однородных объектов основных средств в течение всего срока их полезного использования. Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев нахождения объекта на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации и перевода его на консервацию на срок более трех месяцев.

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования). Объекты основных средств стоимостью не более 10 тыс. руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и другие издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы. В сезонных производствах годовая сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.

Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его списания. При линейном методе сумма амортизации за месяц определяется умножением первоначальной стоимости объекта на норму амортизации для данного объекта, а при нелинейном - умножением остаточной стоимости объекта на норму амортизации для соответствующего объекта. Линейный метод начисления амортизации применяют по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в группы 8-10 амортизируемого имущества, к остальному амортизируемому имуществу организация вправе применять любой из двух указанных методов начисления амортизации.

Для учета амортизации основных средств используют пассивный счет 02 "Амортизация основных средств", предназначенный для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

Начисленную сумму амортизации по собственным основным средствам производственного назначения отражают по дебету счетов издержек производства и обращения (23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" и др.) и кредиту счета 02 "Амортизация основных средств".Поосновным средствам, сданным в текущую аренду, сумма амортизации отражается по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 02 (если арендная плата формирует операционные доходы), а по основным средствам непроизводственного назначения - по дебету счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" и кредиту счета 02.

По объектам жилищного фонда, внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного и дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.), а также у некоммерческих организаций сумма износа начисляется по нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в конце года на забалансовом счете 010 "Износ основных средств".

Сумма амортизации по полностью амортизированным основным средствам не начисляется. При выбытии собственных основных средств сумму амортизации по ним списывают в дебет счета 02 "Амортизация основных средств" с кредита счета 01 "Основные средства".

Аналитический учет по счету 02 "Амортизация основных средств" ведут по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10089. Немецкая система корпоративного управления 983.35 KB
  Немецкая система корпоративного управления. В отличие от США большая часть акционерного капитала Германии находится во владении других компаний: система взаимного участия компаний во владении акциями охватывает более половины совокупного акционерного капитала в Г...
10090. Отечественная история. Образование Древнерусского государства IX-X вв. Отечественная культура 1-й половины XIX в. 387 KB
  Отечественная история Образование Древнерусского государства IXX вв. Монголотатарское нашествие на Русь и борьба против него. Причины возвышения Московского княжества и его роль в формировании Русского централизованного государства. Внутренняя и внеш
10091. Понятие, содержание, основные механизму корпоративного управления 86.48 KB
  В США 25 млн. владеют акциями 50 млн. ценными бумагами корпораций т.е. каждый 5 чел. В Швеции каждый второй. Раздел 1. Корпоративное управление 1.1 Понятие корпоративного управления его основные элементы Corporate Governance. Корпорация объединение союз ...
10092. Промислово-фінансова група (ПФГ) 124.45 KB
  Промисловофінансова група ПФГ обєднання до якого можуть входити промислові підприємства сільськогосподарські підприємства банки наукові і проектні установи інші установи і організації всіх форм власності що мають на меті отримання прибутку і яке створюєть...
10093. Англо-американская модель корпоративного управления 230 KB
  Англо американская модель корпоративного управления. Структура управления крупными промышленными фирмами формируется под влиянием различных факторов. С одной стороны это требования выдвигаемые ростом масштабов производства усилением его диверсификации и усложне
10094. Мотивы слияний 151.16 KB
  Мотивы слияний Масштабы и темпы слияний в экономике США весьма значительны. В периоды наиболее активных слияний финансовые менеджеры посвящают много времени либо поиску потенциальных объектов слияния либо напротив защите от фирмагрессоров выступающих инициато...
10095. Анализ экономических выгод и издержек слияний 77.6 KB
  Анализ экономических выгод и издержек слияний Допустим вы являетесь финансовым менеджером компании А и хотите проанализировать возможную покупку компании Б. Тогда первое о чем вам надо подумать это экономические выгоды слияния. Подобные выгоды возникнут только п
10096. Оценка издержек слияний 70.57 KB
  Оценка издержек слияний Главный принцип используемый при принятии решения о слиянии: слияние следует проводить если выгоды выше издержек. Рассмотрим подробнее издержки слияния. Оценка издержек слияния финансируемого за счет свободных денежных средств Изде
10097. Механизм слияний. Формы слияний 81.84 KB
  Механизм слияний 1. Формы слияний 1. Объединение двух компаний Предполагает что одна из участниц сделки принимает на свой баланс все активы и все обязательства другой компании. Для применения такой формы необходимо добиться одобрения сделки не менее чем 50 акцион