53434

Интеграция на уроках музыки

Доклад

Педагогика и дидактика

Интеграция уроков музыки и развития речи обеспечивает межпредметную связь и раскрывает взаимосвязь человека и искусства. Что же такое интеграция Вот как это понятие трактуется в логическом словаресправочнике Н. Кондакова: Интеграция это объединение в целом какихлибо частей элементов.

Русский

2014-02-26

42.5 KB

21 чел.

Тема доклада «Интеграция на уроках музыки»

Музыка в общеобразовательной школе — «…это не только отдельная учебная дисциплина и составляющая уроков эстетического цикла, не только предмет внеклассных, факультативных занятий и форма эстетизации школьных праздников и развлекательных мероприятий, но это и одухотворяющий компонент всей учебной школьной деятельности, который может быть использован буквально в любом школьном уроке» [1].

Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется у ребенка с раннего детства. Самый «эмоциональный» вид искусства – музыка. Если ребенок учится различать настроения и их смену в музыке, он пополняет свои представления о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Словарь детей обогащается словами-образами, выражающими оттенки настроений. Эмоциональное развитие тесно связано с развитием мышления, воображения, творческих способностей и влияет на общее развитие ребенка и личностное его становление.

Интеграция уроков музыки и развития речи обеспечивает межпредметную связь и раскрывает взаимосвязь человека и искусства. Словарь детей обогащается словами-образами, выражающими оттенки настроений. Эмоциональное развитие тесно связано с развитием мышления, воображения, творческих способностей и влияет на общее развитие ребенка и личностное его становление. Большую роль при этом играет целостность восприятия «музыкального мира». Формирование у учащихся целостной картины этого мира невозможно без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования.

Что же такое интеграция? Вот как это понятие трактуется в логическом словаре-справочнике Н. И. Кондакова: «Интеграция — это объединение в целом каких-либо частей, элементов» [2]. Философский словарь дает следующее определение: «Интеграция — это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей, элементов» [3].

Однако в приведенных определениях даны лишь общие характеристики понятия, поэтому можно привести еще одну цитату: «Интеграция в образовательной системе — это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определенной ступени обучения» [4]. Применительно к музыкальному обучению понятие «интеграция» может иметь несколько значений:
• создание у школьника
целостного представления о музыкальном мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения). Результат такой интеграции — ученик получает те знания, которые позволяют ему увидеть связь между отдельными музыкальными понятиями, представить музыкальный мир как единое целое;

• нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция — средство обучения). На стыке уже имеющихся предметных знаний дети получают все новые и новые представления о музыкальном мире, систематически дополняя их и расширяя (двигаясь в познании по спирали);

• развитие у учащихся музыкального интегративного мышления (здесь интеграция результат обучения). Учащийся, сравнивая, делая логические выводы, мыслит данный музыкальный объект в разносторонней сфере представлений и музыкальных понятий, устанавливая связи между различными формами мыслительных понятий.

Интеграция на уроках музыки осуществляется на нескольких уровнях. Во-первых — это внутрипредметная интеграция, когда исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Например, это интеграция между освоением теории и истории музыки, которые объединены логикой познания музыкального языка в историческом срезе развития музыкальных стилей. Второй уровень интеграции — межпредметная интеграция. Это объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий. Учителю, задумавшему провести интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция — это не просто сложение, а взаимопроникновение двух и более предметов, поэтому на одном занятии не могут быть представлены в равной степени музыка и литература, музыка и история и т. д.

Чем же отличается интегрированный урок от традиционного? Структура интегрированных уроков отличается от традиционных уроков следующими особенностями:
• предельной четкостью, компактностью учебного материала, рассчитанного на 3-4 учебных часа;
• логической взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе блока;
• большой информативной емкостью учебного материала, используемого в блоке.
Для интегрированных уроков характерны следующие формы (по Р. М. Чумичевой и Л. Л. Редько [5: 86]) организации содержания интегрированного блока:
пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая). 

Рассмотрим некоторые из них на примере уроков музыки.

Пластообразная форма организации содержания интегрированного блока. Суть данной формы — наслоение различных видов деятельности, содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания. Например,  тема урока «Пейзаж в музыке и изобразительном искусстве», образ осени раскрывается в музыке через звуки природы, песни, музыкальные сочинения (П. И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Осень» и др.); в изобразительном искусстве тема осени раскрывается в различных жанрах живописи: натюрморте, пейзаже, отображается посредством цвета, композиции (И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Рябинка» и др.); в литературе — через художественные средства выразительности (А. С. Пушкин «Осень», А. Толстой «Осень» и др.). Подход к отбору содержания предполагает осмысление учителем закономерности в чередовании пластов образовательного процесса с целью дать возможность каждому ученику быстрее познать изучаемое.
         Спиралевидная форма организации содержания интегрированного блока. Особенность данной формы в том, что содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, будут постепенно нарастать, количественно и качественно изменяться. Познание объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому) или от общего к частному. Спираль — это основное понятие, изучаемое на уроке. Например, в 4 классе занятии «Музыка Украины», оценить красоту мелодий украинских песен можно на основе восприятия красоты одного музыкального произведения и прийти к пониманию красоты музыкальной культуры Украины в произведениях музыкального, литературного, изобразительного искусства.
         Взаимопроникающая форма организации содержания интегрированного блока [4]. Содержание этой формы строится на основе одного вида деятельности, например, игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и т. д. Известны такие виды уроков, как урок-спектакль, урок-сказка, урок-расследование и т. п. Проникновение одной деятельности в другую обусловливается необходимостью расширения данного содержания или его закрепления. Также эта форма используется и при блочной подаче материала.
           Интеграция на уроках музыки вносит в музыкальное обучение новизну и оригинальность. Имеет определенные преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной памяти, мышления учащихся. Проведение интегрированных уроков повышает рост профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.

Литература:
1. Развивающее обучение: история, теория, практика (Материалы зональной научно-практической конференции, октябрь 1998) М.: Начальная школа, 1998.
2. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник М.: Наука, 1975.
3. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
4. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока Изд-во Учитель, 2003.
5. Чумичева Р. М. Ребенок в мире культуры Ставрополь, 1998.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81014. Принципы специального образования 28.23 KB
  Выготского о зоне ближайшего развития ; принцип ранней педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонения ребенка для определения его образовательных потребностей; принцип коррекционнокомпенсирующей направленности опора на сохранные анализаторы а так же использование компенсаторных возможностей детей; принцип социальноадаптирующей направленности обучения подготовка ребенка с психофизическими нарушениями к максимально самостоятельной жизни в обществе чтобы избежать социального выпадения; принцип...
81015. Показатели развития ребенка, значимые для выявления психофизических нарушений 27.51 KB
  В соответствии с этим учитывается степень достижения зрелости в каждый период развития ребенка до и после его рождения. Во время эмбрионального развития организм плода очень восприимчив к различным неблагоприятным факторам. Развитие сенсорных и моторных функций которые являются базой для развития психических процессов.
81016. Причины аномального развития детей. Типы нарушений психического развития 29.04 KB
  Типы нарушений психического развития по Лебединскому: недоразвитие ранее время поражения незрелость мозга. Пример: умственная отсталость психические функции недоразвиты вынужденная недостаточность высших психических функций мышления речи; ✓ задержанное развитие замедление темпов формирования познавательной и эмоциональной сфер; ✓ поврежденное развитие более позднее после 2 3 лет патологическое воздействие на мозг; ✓ дефицитарное развитие тяжелые нарушения отдельных систем: зрения слуха речи опорнодвигательного...
81017. Принципы и методы диагностики отклонений в развитии ребенка. Функции психолого-медико-педагогической консультации 30.39 KB
  Принцип комплексного изучения ребенка который предполагает всестороннее обследование особенностей развития всех видов познавательной деятельности эмоциональноволевой сферы личности навыков и т.Принцип целостного системного изучения ребенка.Принцип динамического изучения ребенка согласно которому при обследовании важно выяснить не только то что дети знают и умеют но и их возможности в обучении зона ближайшего развития.
81018. Политический реализм и неореализм в теории международных отношений 36.26 KB
  Все концепции международных отношений нсмотря на кардинальные различия рассматривают мировую политику в целом а не отдельные ее элементы. Это отличает их от внутриобщественных отношений построенных на принципах иерархии субординации формализованных правовых нормах. В отличии от внутриобщественных отношений где формально закреплена функция государственного принятия решений в МО это невозможно на правовом уровне.
81019. Либерализм в теории международных отношений. Неолиберализм 37.31 KB
  увеличивается количество акторов и их направление интересов предсказать не всегда возможно. 2 развитие коммуникации нетрадиционных акторов международных отношений т.3 государство теряет способность деятельность других акторов которая все чаще осуществляется в обход государственного суверенитета и вопреки ему. Сужение полномочий национальных правительств увеличение многообразия акторов приводит к росту анархии в МО делают отношения неуправляемыми и плохо поддающимися структурированию.
81020. Идеализм как школа международных отношений 35.05 KB
  Основной целью стало выработка моделей нормативного ведения мировых отношений. Идеалисты отрицали силовые и военные средства как регуляторы международных отношений ориентируясь на институты международного права. Однако послевоенный мир и вторая мировая война выявили несостоятельность идеалистической концепции регулирования международных отношений.
81021. Традиционализм и модернизм как направление дискуссии в теории международных отношений 32.17 KB
  Модернисты рассматривали национальные государства в качестве автономных властных систем которые испытывает влияние других субъектов международных отношений и определенным образом реагирует на уровне внешней политики. Основная задача в ТМО смоделировать поведение того или иного государства при воздействии внешних субъектов и спрогнозировать поведение. Традиционалисты акцентируют внимание на необходимости учета в анализе МО тех факторов которые относятся к культурным особенностям государств: влияние традиций обычаев национального...
81022. Неомарксизм как школа международных отношений 35.5 KB
  Были введены такие понятия как страны 3го мира страны 2го мира мирэкономика и мирсистема. Мирэкономика отображает самую общую систему взаимодействия международных акторов где ведущую роль играют самые экономически сильные государства. Основные черты мирэкономики: всемирная организация и универсализация общества координация производственных комплексов из единого центра интернализация капиталов и уменьшение государственного вмешательства в мир финансов В условиях мирэкономики ослабляется защита суверенных государств правительства...