53434

Интеграция на уроках музыки

Доклад

Педагогика и дидактика

Интеграция уроков музыки и развития речи обеспечивает межпредметную связь и раскрывает взаимосвязь человека и искусства. Что же такое интеграция Вот как это понятие трактуется в логическом словаресправочнике Н. Кондакова: Интеграция это объединение в целом какихлибо частей элементов.

Русский

2014-02-26

42.5 KB

24 чел.

Тема доклада «Интеграция на уроках музыки»

Музыка в общеобразовательной школе — «…это не только отдельная учебная дисциплина и составляющая уроков эстетического цикла, не только предмет внеклассных, факультативных занятий и форма эстетизации школьных праздников и развлекательных мероприятий, но это и одухотворяющий компонент всей учебной школьной деятельности, который может быть использован буквально в любом школьном уроке» [1].

Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется у ребенка с раннего детства. Самый «эмоциональный» вид искусства – музыка. Если ребенок учится различать настроения и их смену в музыке, он пополняет свои представления о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Словарь детей обогащается словами-образами, выражающими оттенки настроений. Эмоциональное развитие тесно связано с развитием мышления, воображения, творческих способностей и влияет на общее развитие ребенка и личностное его становление.

Интеграция уроков музыки и развития речи обеспечивает межпредметную связь и раскрывает взаимосвязь человека и искусства. Словарь детей обогащается словами-образами, выражающими оттенки настроений. Эмоциональное развитие тесно связано с развитием мышления, воображения, творческих способностей и влияет на общее развитие ребенка и личностное его становление. Большую роль при этом играет целостность восприятия «музыкального мира». Формирование у учащихся целостной картины этого мира невозможно без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования.

Что же такое интеграция? Вот как это понятие трактуется в логическом словаре-справочнике Н. И. Кондакова: «Интеграция — это объединение в целом каких-либо частей, элементов» [2]. Философский словарь дает следующее определение: «Интеграция — это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей, элементов» [3].

Однако в приведенных определениях даны лишь общие характеристики понятия, поэтому можно привести еще одну цитату: «Интеграция в образовательной системе — это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определенной ступени обучения» [4]. Применительно к музыкальному обучению понятие «интеграция» может иметь несколько значений:
• создание у школьника
целостного представления о музыкальном мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения). Результат такой интеграции — ученик получает те знания, которые позволяют ему увидеть связь между отдельными музыкальными понятиями, представить музыкальный мир как единое целое;

• нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция — средство обучения). На стыке уже имеющихся предметных знаний дети получают все новые и новые представления о музыкальном мире, систематически дополняя их и расширяя (двигаясь в познании по спирали);

• развитие у учащихся музыкального интегративного мышления (здесь интеграция результат обучения). Учащийся, сравнивая, делая логические выводы, мыслит данный музыкальный объект в разносторонней сфере представлений и музыкальных понятий, устанавливая связи между различными формами мыслительных понятий.

Интеграция на уроках музыки осуществляется на нескольких уровнях. Во-первых — это внутрипредметная интеграция, когда исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Например, это интеграция между освоением теории и истории музыки, которые объединены логикой познания музыкального языка в историческом срезе развития музыкальных стилей. Второй уровень интеграции — межпредметная интеграция. Это объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий. Учителю, задумавшему провести интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция — это не просто сложение, а взаимопроникновение двух и более предметов, поэтому на одном занятии не могут быть представлены в равной степени музыка и литература, музыка и история и т. д.

Чем же отличается интегрированный урок от традиционного? Структура интегрированных уроков отличается от традиционных уроков следующими особенностями:
• предельной четкостью, компактностью учебного материала, рассчитанного на 3-4 учебных часа;
• логической взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе блока;
• большой информативной емкостью учебного материала, используемого в блоке.
Для интегрированных уроков характерны следующие формы (по Р. М. Чумичевой и Л. Л. Редько [5: 86]) организации содержания интегрированного блока:
пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая). 

Рассмотрим некоторые из них на примере уроков музыки.

Пластообразная форма организации содержания интегрированного блока. Суть данной формы — наслоение различных видов деятельности, содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания. Например,  тема урока «Пейзаж в музыке и изобразительном искусстве», образ осени раскрывается в музыке через звуки природы, песни, музыкальные сочинения (П. И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Осень» и др.); в изобразительном искусстве тема осени раскрывается в различных жанрах живописи: натюрморте, пейзаже, отображается посредством цвета, композиции (И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Рябинка» и др.); в литературе — через художественные средства выразительности (А. С. Пушкин «Осень», А. Толстой «Осень» и др.). Подход к отбору содержания предполагает осмысление учителем закономерности в чередовании пластов образовательного процесса с целью дать возможность каждому ученику быстрее познать изучаемое.
         Спиралевидная форма организации содержания интегрированного блока. Особенность данной формы в том, что содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, будут постепенно нарастать, количественно и качественно изменяться. Познание объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому) или от общего к частному. Спираль — это основное понятие, изучаемое на уроке. Например, в 4 классе занятии «Музыка Украины», оценить красоту мелодий украинских песен можно на основе восприятия красоты одного музыкального произведения и прийти к пониманию красоты музыкальной культуры Украины в произведениях музыкального, литературного, изобразительного искусства.
         Взаимопроникающая форма организации содержания интегрированного блока [4]. Содержание этой формы строится на основе одного вида деятельности, например, игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и т. д. Известны такие виды уроков, как урок-спектакль, урок-сказка, урок-расследование и т. п. Проникновение одной деятельности в другую обусловливается необходимостью расширения данного содержания или его закрепления. Также эта форма используется и при блочной подаче материала.
           Интеграция на уроках музыки вносит в музыкальное обучение новизну и оригинальность. Имеет определенные преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной памяти, мышления учащихся. Проведение интегрированных уроков повышает рост профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.

Литература:
1. Развивающее обучение: история, теория, практика (Материалы зональной научно-практической конференции, октябрь 1998) М.: Начальная школа, 1998.
2. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник М.: Наука, 1975.
3. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
4. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока Изд-во Учитель, 2003.
5. Чумичева Р. М. Ребенок в мире культуры Ставрополь, 1998.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9594. Проектирование системы передачи мощности к движителю 1.31 MB
  Проектирование системы передачи мощности к движителю Определение параметров редуктора и выбор его из типоразмерных рядов. Методика комплексного проектирования судового валопровода. Выбор эластичных муфт. Комплектование пропульсивно...
9595. Произношение гласных звуков 13.24 KB
  Произношение гласных звуков. Сильна позиция для гласных - позиция под ударением. В безударном положении гласные подвергаются изменению (качественному или количественному), т.е. редуцируются. Следует обратить внимание на трудные случаи редукции....
9596. Частное охранное предпринимательство 16.75 KB
  Частное охранное предпринимательство Виды охранных услуг: защита жизни и здоровья граждан охрана имущества собственников, в том числе охрана имущества при транспортировке проектирование, монтаж, эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной...
9597. Проектирование судовых вспомогательных энергетических установок 3.03 MB
  Проектирование судовых вспомогательных энергетических установок Методика определения главных параметров и комплектования судовой вспомогательной котельной установки. Проектирование утилизационного комплекса. Типоразмерные ряды ВК, УК, котлов-инсенир...
9598. Проектирование систем СЭУ 6.08 MB
  Проектирование систем СЭУ Разработка принципиальных схем систем. Определение требований к комплектующему оборудованию систем СЭУ. Требования фирм-производителей главных двигателей к характеристикам оборудования систем. Выбор оборудования систем из т...
9599. Расположение комплекта оборудования СЭУ в МКО 1.99 MB
  Расположение комплекта оборудования СЭУ в МКО Правила расположения оборудования. Функциональное и зональное агрегатирование. Типовые расположения оборудования СЭУ в МКО транспортных судов. Правила расположения оборудования Качество расположения ...
9600. Автоматизированное проектирование СЭУ 1.35 MB
  Автоматизированное проектирование СЭУ Обзор комплекта прикладных программ САПР СЭУ. Delfi - реализация САПР СЭУ. Базы данных типоразмерных рядов комплектующего оборудования СЭУ. Методы взаимодействия с базой данных. Обзор комплекта прикладных п...
9601. Оптимизация при проектировании СЭУ 83 KB
  Оптимизация при проектировании СЭУ Основное содержание процесса проектирования СЭУ. Структура оптимизационной модели. Модели системы ограничений. Ограничительные требования надзорных органов: Правила регистра судоходства, санитарный надзор, по...
9602. Збудливі мембрани. Мембранний потенціал спокою та механізм його утворення. Рівняння Нернста, Гольдмана. Натрій-калієвий насос та його робота 26 KB
  Збудливі мембрани. Мембранний потенціал спокою та механізм його утворення. Рівняння Нернста, Гольдмана. Натрій-калієвий насос та його робота. За допомогою введення мікоелектродів в клітину встановлено, що внутрішня сторона мембрани клітини в стані с...