53435

Диффузия – основа жизни

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Однако разрозненные знания не позволяют создать целостную картину мира поэтому основная задача нашего урока показать взаимосвязь казалось бы таких разных наук как физика и биология при изучении такого распространенного явления как диффузия. Дать определения понятиям осмос и диффузия. Какой процесс имел место а тургор б диффузия в осмос 6.

Русский

2014-02-26

38 KB

2 чел.

Интегрированный урок по физике и биологии в 10-м классе на тему "Диффузия – основа жизни"

Гензе Татьяна Владимировна, учитель физики
Солопенко Альмира Нурмахметовна, учитель биологии и химии

Статья отнесена к разделу: Преподавание физики, Преподавание химии, Преподавание биологии

Класс: 10

Дидактические цели:

  •  Развить творческое мышление, позволяющее критически воспринимать окружающий мир

Методические задачи:

  •  Закрепить умение готовить микропрепараты.
  •  Рассматривать и наблюдать за процессом диффузии в кожице лука.
  •  Определить зависимость скорости протекания диффузии от температуры.
  •  Обобщить  информацию, полученную в результате проведенных опытов.

 Ход урока

Природу изучают в нескольких школьных курсах, однако мало у кого формируется её целостное видение. Знания, как правило, разделяются на “физические”, “биологические”, “химические” и др.. Однако разрозненные знания не позволяют создать целостную картину мира, поэтому основная задача нашего урока показать взаимосвязь, казалось бы, таких разных наук как физика и биология при изучении такого распространенного явления, как диффузия.

Вопрос: Скажите, зачем солят морскую рыбу, ведь в море вода и так соленая?

Обсуждаются варианты ответов учащихся, после обсуждения, проведем опыт:

Опыт № 1 “Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука”.

Цель: Познакомиться с одним из важнейших свойств цитоплазматической мембраны (цитоплазмы) — регуляцией поступления в клетку и выхода из нее воды. Убедиться, что оно проявляется только при условии полупроницаемости цитоплазматической мембраны

Оборудование: луковица лука репчатого, имеющего антоциановую окрасу,6-8% раствор поваренной соли, покровные и предметные стекла, препаровальные иглы, скальпели или лезвия, микроскопы.

Ход работы.

1.Приготовить препарат кожицы лука, рассмотреть клетки под микроскопом.

2.Удалить с микропрепарата воду, приложить фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанести на предметное стекло - каплю раствора поваренной соли.

3.Фильтровальной бумагой удалить раствор поваренной соли. Капнуть на предметное стекло 2—3 капли воды. Наблюдать за состоянием цитоплазмы.

Сделаем вывод:

1. Если клетка находится в гипертоническом растворе, концентрация которого больше концентрации клеточного сока, то скорость диффузии воды из клеточного сока будет превышать скорость диффузии воды в клетку из окружающего раствора. Уменьшение объема клеточной вакуоли сопровождается отделением цитоплазмы оболочки – происходит плазмолиз

2. Если плазмолизированную клетку поместить в гипотонический раствор, концентрация которого меньше концентрации клеточного сока, вода из окружающего раствора будет диффундировать внутрь вакуоли. В результате увеличения объема вакуоли повысится давление клеточного сока на цитоплазму, которая начинает приближаться к стенкам клетки, пока не примет первоначальное положение - произойдет деплазмолиз.

3.Мы убедились в том, что плазматическая мембрана обладает избирательной проницаемостью

Рисунок № 1:

Контрольные вопросы к лабораторной работе “ Плазмолиз и деплазмолиз в клетке кожицы лука.

1. С какими свойствами цитоплазмы связаны осмотические явления клетки?

2. Что такое тургор, плазмолиз, деплазмолиз?

3. Может ли происходить плазмолиз в мертвой клетке?

4. Дать определения понятиям осмос и диффузия.

5. Два студента оперируют лягушку. Они все время смачивают обнаженные внутренние органы лягушки солевым раствором и, тем не менее, через некоторое время эти органы начинают сморщиваться и лягушка гибнет. Заглянув в учебник, студент обнаруживают, что концентрация солевого раствора взята неверно 9% вместо нужных 0,9%.

Какой процесс имел место?

а) тургор

б) диффузия

в) осмос

6. Какой процесс изображен на данном рисунке?

Рисунок № 2

7. Обозначьте структурные компоненты клеточной оболочки

Рисунок № 3

 Мы говорим в опыте о диффузии? А что же такое диффузия?

 Диффузия-это явление взаимного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого.

Рисунок № 4

Каковы особенности протекания диффузии в живой и неживой природе?