53444

Інтелектуальна гра як одна із форм роботи з обдарованими учнями

Научная статья

Педагогика и дидактика

Уровень коммуникативной интеллектуальной и творческой активности ребенка в игре зависит от уровня сложности характера игры отношения к ней ребенка и позиции взрослого. Принцип адекватности игры системе социальных отношений в обществе. Принцип рефлексивного последействия который заключается не просто в фиксации результатов игры а в анализе собственных действий каждого участника игры. Для эффективного педагогического воздействия игры на ее участников необходимо согласовывать “просчитывать†складывающиеся в группе отношения.

Украинкский

2014-02-26

422 KB

0 чел.

Управління освіти Шосткинської міської ради Сумської області

Методичний кабінет

Шосткинська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів №11

Шосткинської міської ради

Сумської області

Матеріали

учасника міської виставки-ярмарку педагогічних ідей та інновацій

«Освіта і майстерність»

ТЕМА

«Інтелектуальна гра як одна із форм роботи з обдарованими учнями»

(із досвіду роботи вчителя російської мови та літератури

Клименко Світлани Олексіївни)

                                                    Підготувала вчитель

                                                                   російської мови та літератури

                                                                       Шосткинської загальноосвітньої

                                                          школи І-ІІІ ступенів №11

                                         КлименкоС.О.

Шостка, 2012

Игра ребенка — это жизненная лаборатория.
С.Т. Шацкий

Игра — первая школа ребенка, «арифметика» социальных отношений.
Л.С. Выготский

Уникален мир Детства. У него своя лексика, свой фольклор, свои нормы и кодексы чести, свои забавы. Что это, как не приметы волшебной страны, имя которой — Игра.

Игра в детстве увлекает и радует, заполняет все свободное время, является для ребят делом чрезвычайно важным. Может быть, и самой жизнью?

Школа должна помочь детям адаптироваться в современном обществе, максимально раскрыть их творческие способности и реализовать их личностный потенциал. Экстенсивное увеличение предметов не решает этой проблемы. Нельзя предугадать, что именно станет более важным завтра, а что утратит ЗНАЧЕНИЕ.

Узкая специализация, как известно, делает человека беспомощным перед стремительно меняющейся действительностью (изменениями в науке, общественной жизни и т.д.). В этой ситуации только развитие творческих способностей, интеграция знаний, организация в системе общечеловеческих ценностей служит гарантом адаптации молодого человека к современной жизни.

Интеллектуальная игра должна занять в практике обучения достойное место, так как, в отличие от многих традиционных приемов, больше ориентирована на формирование значимых качеств личности.

В игре происходит освоение детьми новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта.

П.П. Блонский называет игру “великой учительницей ребенка”, естественной формой труда и формой активной деятельности, в которой ребенок “упражняет силы, расширяет ориентировку, устанавливает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни”. Поэтому игра выступает в качестве основного средства, социализирующего мышление ребенка и имеющего огромное значение для формирования основных категорий мировосприятия.

В процессе проведения интеллектуальных игр между взрослыми и детьми складывается особый тип отношений, который определяется самой природой игр как деятельность самостоятельная, добровольная и творческая.

Уровень коммуникативной, интеллектуальной и творческой активности ребенка в игре зависит от уровня сложности, характера игры, отношения к ней ребенка и позиции взрослого.

Требования, предъявляемые к методике проведения интеллектуальных игр как средства познания окружающего мира и развития интеллектуальных и коммуникативных способностей детей:

1. Принцип индивидуального подбора интеллектуальных игр с учетом возрастных особенностей ребенка.

2. Принцип адекватности игры системе социальных отношений в обществе.

3. Принцип рефлексивного последействия, который заключается не просто в фиксации результатов игры, а в анализе собственных действий каждого участника игры.

4. Принцип ориентации на гуманистический характер игр.

Для эффективного педагогического воздействия игры на ее участников необходимо согласовывать, “просчитывать” складывающиеся в группе отношения.

5. Принцип соотношения в игре управления и самоуправления.

Общие задачи игровой деятельности:

развитие коммуникативных качеств у детей в игре (актуальность которого не требует лишней аргументации);

развитие воображения как основы творческой деятельности;

развитие у детей образной памяти, внимания, речи;

формирование в процессе игр нестандартного мышления;

организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий.

Цели интеллектуальной игры:

Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного — эстетического воспитания детей.

Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком.

Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

Развивающая функция заключается в развитии ребенка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено.

Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребенка.

Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей

Перефразируя известное выражение, можно сказать: игре все возрасты покорны. Всех захватывает великая и могучая, волшебная и неповторимая, пронизанная притягательной романтикой — ИГРА.

Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. И это доказывает, что игра — прекрасное средство развития. Она не только дает дополнительные знания, но и развивает целый спектр разнообразных способностей, является полигоном общественного и творческого самовыражения каждого.

Существует мнение, что у каждого поколения свои игры. Да, это действительно так. Меняется время, меняется культура, меняется игра.

Заметно, что в последнее десятилетие в нашей культуре сформировалось вполне самостоятельное явление, получившее название «Интеллектуальные игры». Они дают возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение. Причем в отличие от предметных олимпиад, научных конференций, разнообразных факультативов позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, в праздник. Именно поэтому в интеллектуальные игры с интересом играют не только младшие школьники, но и подростки, старшеклассники,родители.додаток

Интеллектуальные игры — это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное.

Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы ее включали в учебный и внеучебный процессы, ибо она хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.

Вы хотите научить детей нестандартно мыслить, развить своё упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения, а самое главное, пополнить багаж знаний?Надеемся,что наша разработка поможет вам.

Здесь представлен материал, который станет для любого организатора своеобразной подсказкой при составлении и проведении интеллектуальных игр.

Методические рекомендации по подготовке и проведению интеллектуальной игры

Начиная игру, нужно постараться сконцентрировать внимание собравшихся с помощью интересных приемов:

представления гостей, церемониала знакомства;

звуковых, световых, технических эффектов;

кинопролога, музыкальной увертюры, общей песни и т.д.

Организуя основную часть мероприятия, педагог должен попытаться объединить слово, образ, показ, творческую деятельность, конкурсность.

Не следует забывать и о занимательности. Она может быть рассыпана по композиции (т.е. основной части), может быть собрана в один блок. Сюда относятся:

общие песни,

коллективные игры,

конкурсы,

забавы

аттракционы,

танцы,

концертные номера,

сюрпризы,

выступления гостей и др.

Завершающая часть должна быть четкой, яркой, краткой. Здесь уместны: награждения, раскрытие секретов, коллективная оценка, принятие решения, ритуал, общая песня.Последнее включает в себя подведение итогов и анализ игры.

Какие бы формы игры ни были избраны, они должны отвечать следующим требованиям:

Игра должна содействовать сплочению коллектива.

Иметь познавательное значение.

Активизировать общественную деятельность учащихся.

Обеспечивать мыслительную активность участников игры.

Создавать условия для детского творчества.

Соответствовать принципу: "Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц".

Концепция мероприятий по вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс состоит в том, что в содержании предусмотрена организация коллективных творческих дел родителей и детей, представляющая широкие возможности для саморазвития через выполнение творческих работ, исследовательских проектов,интеллектуальные игры.

Чтобы привлечь внимание учащихся, можно использовать следующие приемы:

красочное объявление;

афишу;

плакаты;

рекламы, нестандартные по форме, сюжетные, с интригующим текстом;

пригласительный билет;

приглашение — письмо, открытку, визитку;

"живую рекламу";

объявление по радио и телевидению.

Отбирая игроков для участия в интеллектуальной  игре, необходимо заранее сообщить им тему программы, а также области знаний, о которых пойдет речь. Желательно указать список литературы, которой можно воспользоваться при самоподготовке. При необходимости можно воспользоваться аудио-, видео- и наглядными материалами, а также услугами интернета.

Возможна и организация консультаций, где участники могут индивидуально получить нужную информацию и задать интересующие их вопросы. Знания, полученные игроками, по достоинству оценит жюри, в которое могут войти учителя-предметники и специалисты разных областей. Желательно, чтоб их оценки были объективными, справедливыми и не вызывали спорных вопросов.

Помните, что любая игра ни в коем случае не должна быть похожей на урок, дополнительную работу по изучению пройденного в школе материала. Главное, к чему должен стремиться педагог, — зажечь искорку интереса к той или иной области знаний. Только такая искра может вызвать цепную реакцию увлеченности, пытливости, поиска, создать ту атмосферу, в которой наиболее пышно произрастает древо познания

Год рождения:2000 г.

Место рождения:Шосткинская общеобразовательная школа I-IIIcтупеней №11.

Участники игр:

учащиеся школы;

випускники;

родители;

учителя;

ветераны учительського труда;

мэр города;

руководители фирм;

директора общеобразовательных школ и внешкольныхучреждений;

команда «Интернет» из Путивльского района.

В составе апелляционного жюри работали:

первый директор школы Плешаков М.П.;

первые учителя;

первые випускники школы;

первые первоклассники.

Гости «Интеллектуального калейдоскопа»:

Танцевальные коллективы:

«Шарм» (руководитель И.В. Домащенко,выпускница школы);

«Свитанок» (руководители Т.И.Демич, О.В.Демич, випускник школы);

«Сюрприз»(руководители Вера и Василий Тихановские).

За все годы существования «Интеллектуального калейдоскопа» в игре приняли участие около 700 человек.

Вопросы, предлагаемыеигрокам, имели следующие формы:

Разминка

Брейн-ринг

Детектор лжи

Торги на интеллектуальной бирже

Кто он?

Угадай мелодию

Продолжи пословицу

«Перевертыши»

Карьера

«Да». «Нет»

Миллион

Звездный час

Проще простого

Наш «Интеллектуальный калейдоскоп» по своей идее выходит далеко за рамки просто интеллектуальной игры.

Цель: поднять престиж знаний, авторитет творчески одаренных детей, сплочение не только классного коллектива, но и всего школьного, ученического, учительского, родительского, развитие землячества, связь с выпускниками школы, профориентационная работа, воспитание гуманизма, гордости за родную школу.

По масштабности и значимости «Интеллектуальный калейдоскоп»- это целая структура, в работе которой задействованы учащиеся, учителя, родители, выпускники, внешкольные учреждения.

Благодаря ИКТ мы создали видеокопилку «Интеллектуального калейдоскопа», что дает возможность использовать уже наработанный опыт и вносить новое при проведении интеллектуальных игр.

Интеллектуальный калейдоскоп

Сценарий интеллектуальной игры

Ведущий.Добрый вечер, дорогие друзья!Добрый вечер, дорогие ребята,

уважаемые родители, учителя и гости праздника! Праздника для наших

ребят - девятиклассников! 9 лет прошли быстрее сказки. Каждый из них даже оглянуться не успел. Пройдет немножечко времени, и они уже не будут учащимися 9-А,Б,В,Г,Д,Е классов, а останутся только 10-А,Б, может быть, 10-В класс, другие станут выпускниками школы № 11. Это будет потом.А сегодня ребята покажут, какой богатый багаж знаний они уже имеют, насколько дружные и сплоченные их классные коллективы.Нам предстоит увидеть и быть участниками игры, название которой “Интеллектуальный калейдоскоп'’. Как в калейдоскопе меняются рисунки, так будут меняться этапы нашей игры.

В игре принимают участие:

1. Сборная 9-А,Б,В классов "Экспромт” :

- Инна Галушка - больше всего, признается Инна, ненавижу предательство и обман. Её мечта - большой-пребольшой торт.

- Никита Ветчанинов- любит общение и друзей. Любимое занятие - очень даже домашнее - разведение рыбок.

- Женя Климчевский - сын собственных родителей, ученик классного класса.

- вместе с ними в команде - милая, обаятельная, смелая женщина Татьяна Владимировна Климчевская.

- 9 лет назад впервые большеглазных малышей тогда 1-В класса встретила их первая учительница Инна Ивановна Тарасевич, и сегодня она с ними.

- капитан команды “Экспромт” - девочка, которая любит тепло, а особенно душевное. Именно поэтому родители нашли её не в капусте осенью, а в капустной рассаде весной. Это Лена Белясник.

2. Команда-соперница - сборная 9-Г,Д,Е классов - команда “Бит”.

В её составе играют девчонки из самой дружной, а, главное, веселой школы:

- Сережкина Света и Великожон Оксана. Девочки любят праздники 1 апреля, 8 Марта, Новый год. Черные дни недели - понедельники и дни экзаменов.

Занимаются экстрасенсорикой и практикуются: одна - на друзьях, а другая - на учителях.

- Оля Ванчурова родилась в самый жаркий день лета. Солнце тогда было медового цвета, поэтому очень любит мёд.

- В составе “Бит” - Зайцева Любовь Васильевна, наша родительница. Её жизненное кредо: “Красота спасет мир”.

- Даже в такой день свой любимый 9-Г не оставила их первая школьная мама  Киреева Валентина Михайловна.

А в какой день? Хотите, открою секрет: у Валентины Михайловны сегодня день рождения, Вам, дорогая Валентина Михайловна, наши наилучшие пожелания. Вас поздравляют Ваши дети.

- Родился на Сумщине, с первым словом “Дай”, учусь в 9 классе, и фору не давай.

Географию люблю и каждый день её учу. Вы уже догадались? Я говорю о капитане команды “Бит”  Ильенко Антоне.

Ведущий.Командам придется нелегко, поэтому просьба к болельщикам поддерживать их, но не усложнять ситуацию. В зале присутствуют секунданты, которые будут фиксировать подсказки. Подсказка повлечет за собой наказание команд. Так не будем же создавать лишних проблем.

Ведущий.Сейчас я представляю состав вычислительного центра. Это те люди, которые весь вечер будут вести строгий счет баллам.

В вычислительном центре работают:

  •  Федорец Татьяна Михайловна.
  •  Кочанова Лина Васильевна.
  •  Никитина Надежда Владимировна.

1-й этап.“Разминка”.

Ведущий: Командам в течение 2 минут предстоит ответить на 30 вопросов.У нас в гостях лауреат фестиваля самодеятельности и народного творчества в г.Киеве, детская образцовая студия современного танца “Шарм”. Руководитель –выпускница нашей школы Домащенко Ирина Викторовна.

2-й этап. “Преданья старины глубокой”.

Ведущий:Дорогие команды! А сейчас мы отправимся вглубь веков и предлагаем игру “Преданья старины глубокой”.

Задавать вопросы и сообщать нам правильные ответы будет Мудрила Всезнающий.

Листи, накази! Ляхи наказують. Виконуй, гетьман! Ось знову лист від польського короля Зигмунда (читає лист). От тобі і маєш! Оце так наказ! Не годиться проти московитів шаблю підіймати. А діватися нікуди. Там татари, тут турок давить.Зброя потрібна, коні добрі потрібні, хлопці обносились, Гроші потрібні, а король не платить вчасно. Треба йти на Москву, але й знати, кого бити. Хоч не боягуз козак, а брата бити не буде. Вирушай-мо, хлопці, а там видно буде.

Вопрос 1. Кто из украинских гетьманов возглавил поход на Москву в эпоху смуты?

A) Петр Дорошенко;

Б) Петр Сагайдачный;

B) Иван Мазепа.

Вопрос 2.А сей час мы заглянем в историю России, когда ею правила императрица Елизавета – славная дщерь Петрова, как назвал её Ломоносов. Елизавет Петровна всячески содействовала развитию науки, просвещения, искусства. Но и у великих людей бываютслабости. Царица Елизавета, к сожалению, не унаследовала от великого отца той простоты, с которой он общался с народом и царедворцами. Наоборот, при её дворе огромное значение имели условности. Придворным надлежало одеваться в одежды специальных тонов для каждого случая. Очень строго соблюдалась придворная иерархия. А императрица прикалывала к своим платьям цветы, сообщающие окружающим о её настроении. Так , будучи печальной, она носила незабудки, будучи задумчивой - тюльпан.

Предлагаем сценку из этой эпохи.

-Княгиня Домбровская: “Ах, а сейчас такая жара... ”

-Царский гонец: “Княгиня, Вам надлежит явиться на официальны приём к императрице”.

Вопрос 3.Какого из даннях предметов не могла иметь при себе дама, находясь на официальном приёме у императрицы Елизаветы?

A) веера;

Б) перчаток;

B) шляпки.

Ведущий:Знатокам уже пора бы отправиться в магазин за покупками. Но прежде им предстоит обменять $ на Литы – денежную единицунашего государства,название котрого общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №11. Это особая страна.

Единственная в городе русскоязычная школа, но украинский язык  здесь изучается по полной государственной программе, начиная с 1-го класса. Поэтому випускники свободо владеют украинским  языком и успешно сдают экзамены на государственном языке в ВУЗы. Сессией горсовета принято решение о создании в школе дополнительных условий для овладения учащимися украинским языком.

Во главе нашей школьной страны стоит мудрый правитель Вера Михайловна Литкевич, потому денежная единица не случайно Лита. Познакомьтесь с курсом:

100$=1 Лита.

Пока капитаны команд обменяютдоллары на литы, игроки знакомятся с ассортиментом товара в магазине.

3-й этап. «Перевертыши»(игра со зрителями).

Необходимо «перевернуть» название кинофильмов, поговорки. Например: С зайцами дружить - в пруду оказаться (Волков бояться - в лес не ходить).

4-этап игры. «Брейн-ринг».

Ведущий: Поет ученица 9-А класса Фатун Таня.

Ведущий: А сей час со затоками играет директор общества с ограниченной ответственностью «Телеком-радио», директор фотоцентра «Фуджи-фильм» ЛифиренкоНиколайНиколаевич.

В одной из трёхразноцветных коробок лежат деньги. Путём построения логической цепочки не обходимо выяснить, где лежат деньги.

5-й етап игры. «Угадай мелодию».

Ведущий: Прозвучала знакомая любимая нами мелодия. А сейчас «Угадай мелодию». Так называется следующий етап нашейигры, егопроведет учитель-методист Оснач Галина Николаевна. За правильныеответы - бублики.

Дети угадывают песни, выученные на уроках музыки. А взрослым предстоит угадать мелодики старих песен.Подводятся итоги игры. Награждение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10058. Понятие риска 34 KB
  Понятие риска. Существующая литература характеризуется неоднозначностью в трактовке черт свойств и элементов риска в понимании его содержания соотношения объективных и субъективных сторон. Разнообразие мнений о сущности риска объясняется в частности многоаспект...
10059. Характеристика экспертных процедур 42.5 KB
  Характеристика экспертных процедур Эвристические методы или методы экспертных оценок методы использующие результаты опыта и интуицию. Особенностью эвристических методов и моделей является отсутствие строгих математических доказательств оптимальности получаемы...
10060. Общая схема экспертизы 40.5 KB
  Общая схема экспертизы Общая схема экспертных вопросов включает следующие основные этапы: подбор экспертов и формирование экспертных групп, формирование опросов и составление анкет, работу с экспертами, формирование правил определения суммарных оценок н
10061. Риски в окружающем нас мире 30 KB
  Риски в окружающем нас мире. Риски и связанная с ними неопределенность постоянно окружают нас в реальной действительности. Поэтому мы интуитивно понимаем смысл этих понятий без дополнительных объяснений со стороны знающих людей толкового словаря или учебников. Доста...
10062. Риск и неопределенность 24.5 KB
  Риск и неопределенность. Деятельность субъекта хозяйствования постоянно сопряжена с неопределенностью ситуаций которые обусловливают принятие возможных альтернативных решений и действий в условиях риска. Возникают также ситуации связанные с риском когда любой ал...
10063. Покрытие убытка на основе поддержки государственных и/или муниципальных органов 25 KB
  Покрытие убытка на основе поддержки государственных и/или муниципальных органов Метод покрытия убытка на основе поддержки государственных и/или муниципальных органов Budget support означает снижение участия самой фирмы в возмещении ущерба за счет полной или частичной пер
10064. Объективное и субъективное понимание риска 26.5 KB
  Объективное и субъективное понимание риска. Исходя из вышесказанного можно выделить два взаимосвязанных компонента категории риска: объективный и субъективный. Риск с объективной позиции отражает ту или иную неопределенность в среде активности субъекта. Как субъект
10065. Основные методы снижения экономического риска и их характеристика 59 KB
  Основные методы снижения экономического риска и их характеристика В системе управления риском важная роль принадлежит правильному выбору мер предупреждения и минимизации риска которые в значительной степени определяют ее эффективность. Следует отметить что в миро...
10066. Сущность хозяйственного риска, предмет, объекты и субъекты хозяйственного риска 27 KB
  Сущность хозяйственного риска предмет объекты и субъекты хозяйственного риска. Таким образом хозяйственный риск это решение или действие в условиях неопределенности связанное с производством продукции товаров услуг их реализацией товарноденежными и финансовы...