53467

Использование приемов технологии РКМЧП на уроках истории

Научная статья

Педагогика и дидактика

На этом этапе не допускается критика ваших сочинений мы просто попытаемся определить что вы уже знаете в конце урока вы сами определите какие ошибки были вами допущены. Обычно в начале урока предлагаю обучающимся выделить из предложенных мной утверждений верные и неверные.

Русский

2014-02-27

1012 KB

13 чел.

Использование приемов технологии РКМЧП на уроках истории

Барская Маргарита Алексеевна,

учитель истории МОУ «Шегарская СОШ №1»

Проблема активизации самостоятельности мышления на уроках истории волнует меня  давно, я стараюсь, чтобы урок не только содержал информацию, но и активизировал в ученике умение добывать знания, развивал способность к самообразованию и мне представляется, что технология развития критического мышления позволяет разрешить эту задачу. Особенностью данной педагогической технологии является то, что ученик  в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

Свою задачу на уроке я вижу в том, чтобы перевести мышление ученика с житейского уровня на теоретический, и поэтому часто начинаю свой урок с вопросов: «Какие ассоциации у вас связаны с тем или иным понятиями? Что вы об этом  уже знаете?»

На стадии «вызов» часто применяю такой прием, как «Составление рассказа из предложенных  понятий и терминов».

(пример урока «Средневековый замок»)

Групповая работа

А теперь, я предлагаю вам написать небольшие рассказы на тему «Средневековый замок». Чтобы написать рассказ вы должны использовать все предложенные мною термины и понятия, даже, если вы точно не знаете их значение. На этом этапе не допускается критика ваших сочинений, мы просто попытаемся определить, что вы уже знаете, в конце урока вы сами определите, какие ошибки были вами допущены.

Предлагаются следующие термины и понятия:

донжон, викинги, авторитет, трубадуры, земля, город, камень, сеньор, оборона.

         Группы по очереди зачитывают свои рассказы.

Один из излюбленных приемов школьников – «Верно-неверно», этот прием также иногда называют «Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы». Обычно, в начале урока предлагаю обучающимся выделить из предложенных мной утверждений верные и неверные. Выполняя задание, дети не просто отвечают «согласны» или «не согласны», а описывают заданную тему, обосновывая свой ответ. После знакомства с новой информацией мы возвращаемся к тезисам «верно» и «неверно», оценивая первоначальный вариант, используя полученные на уроке сведения. Прием помогает детям обучаться аргументации фактов, устанавливать причинно-следственные связи.

Прием «Дерево предсказаний» использую на уроках при изучении актуальных проблем, требующих разностороннего анализа и  аргументации. Важно, чтобы в  качестве аргументов дети использовали разнообразную информацию (собственные наблюдения, материал учебника, СМИ, Интернет и т.д.) дети взвешивают все «за» и «против» при прогнозировании того или иного решения. После изучения нового материала, выясняем, какие предсказания подтвердились, какие нет, почему.

(пример урока Культура Средневековья)

Часто на стадии «вызов» и «рефлексия»  использую прием «синквейн», который считаю  важной формой проверки полученных знаний, способностей резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства в нескольких словах и предложениях. В «синквейне» ученик в лаконичной форме излагает полученную информацию и одновременно высказывает свое отношение к проблеме. Несмотря на кажущуюся несерьезность, считаю «синквейн» очень важной формой проверки полученных знаний.

(пример урока «Авангардное искусство начала XX века)

Синквейны, составленный в начале урока

1)Авангардизм

Абстрактный, неограниченный

Восхищает, будоражит, поднимает

Внимание мое он привлекает.

Восторг!

2) Авангардизм

Примитивный, неумелый

Пугает, шокирует, удивляет

Все совершенно непонятно и неправильно

Попробую разобраться.

Синквейны, составленный в конце урока

1)Авангардизм

Открытый, известный

Вдохновляет, меняет, выражает

Каждому жизнь по-своему объясняет

Право на существование имеет

2) Авангардизм

Непонятный, ужасный

Пугает, отталкивает, раздражает

Отобразил жизнь в искаженном виде

Декаданс.

Прием «кластер» часто используется на уроках для графической систематизации учебного материала или при его повторении, например, в начале урока, предлагаю составить кластер на основе имеющихся знаний, а в конце урока исправить, дополнить его, используя новую информацию.

(пример урока «Государственное устройство в Древнем Риме»)

Кластер, составленный  в начале урока

Кластер, составленный  в конце урока

Один из вариантов – предложить детям заранее составленный кластер, но без ключевого слова, которое является темой урока, которую необходимо отгадать.

(пример урока «Образ жизни древних римлян»

Обучающиеся работают в группах, предлагают варианты темы урока, в результате коллективного обсуждения определяется тема.

Очень удобным для сравнения трех и более аспектов является прием «Линии сравнения». В таблице по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, по вертикали - различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

(пример урока «Культура начала XXI века»)

Начало XX  

Линии сравнения

Начало XXI века

Виды искусства

Живопись

Балет

Кинематограф

   На данный момент мною разработан УМК – сборник сценариев уроков по технологии развития критического мышления, практически ко всем урокам разработаны компьютерные презентации в программе Power Point. УМК прошел конкурсную экспертизу регионального уровня.

PAGE   \* MERGEFORMAT 3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71277. Понятие «способности». Структура и виды способностей 2.29 MB
  Структура и виды способностей Проблема способностей всегда волновала умы и с теоретической и с практической стороны. Встречая проявления ярких способностей мы удивляемся и восхищаемся ими. Почти каждому хочется узнать потенциал своих способностей.
71278. Обработка сталей и чугунов резанием 169 KB
  Пластичные сплавы обрабатываются труднее чем менее пластичные сплавы обладающие большей теплопроводностью и теплоемкостью легче так как температура резания при обработке этих сплавов ниже. Алюминиевые сплавы.
71279. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента 167.02 KB
  Темперамент выступает в качестве общей основы многих личностных характеристик человека и прежде всего характера. Физиологические основы характера В психологии понятие характер греч. Понятие характера весьма различается в теоретических построениях отдельных авторов.
71280. Воля. Общая характеристика волевых действий 85 KB
  Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности.
71281. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 193.42 KB
  По своей направленности на объект различают следующие формы внимания: сенсорное направлено на восприятие интеллектуальное направлено на мышление работу памяти и моторное направлено на движение. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые...
71282. Общее представление о психологии как науке 50.5 KB
  Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Задача психологии ставить эксперименты и наблюдать за тем что можно непосредственно увидеть а именно поведением...
71284. Професійна діяльність учителя початкових класів і педагогічна технологія 35.98 KB
  Аналіз вітчизняних і світових досліджень з технологізації початкового навчання. Розвивальне навчання. Тому пріоритетне завдання навчання в початковій школі у світлі реалізації Національної доктрини розвитку освіти України у XXI столітті нових концепцій виховання і навчання...