53467

Использование приемов технологии РКМЧП на уроках истории

Научная статья

Педагогика и дидактика

На этом этапе не допускается критика ваших сочинений мы просто попытаемся определить что вы уже знаете в конце урока вы сами определите какие ошибки были вами допущены. Обычно в начале урока предлагаю обучающимся выделить из предложенных мной утверждений верные и неверные.

Русский

2014-02-27

1012 KB

13 чел.

Использование приемов технологии РКМЧП на уроках истории

Барская Маргарита Алексеевна,

учитель истории МОУ «Шегарская СОШ №1»

Проблема активизации самостоятельности мышления на уроках истории волнует меня  давно, я стараюсь, чтобы урок не только содержал информацию, но и активизировал в ученике умение добывать знания, развивал способность к самообразованию и мне представляется, что технология развития критического мышления позволяет разрешить эту задачу. Особенностью данной педагогической технологии является то, что ученик  в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

Свою задачу на уроке я вижу в том, чтобы перевести мышление ученика с житейского уровня на теоретический, и поэтому часто начинаю свой урок с вопросов: «Какие ассоциации у вас связаны с тем или иным понятиями? Что вы об этом  уже знаете?»

На стадии «вызов» часто применяю такой прием, как «Составление рассказа из предложенных  понятий и терминов».

(пример урока «Средневековый замок»)

Групповая работа

А теперь, я предлагаю вам написать небольшие рассказы на тему «Средневековый замок». Чтобы написать рассказ вы должны использовать все предложенные мною термины и понятия, даже, если вы точно не знаете их значение. На этом этапе не допускается критика ваших сочинений, мы просто попытаемся определить, что вы уже знаете, в конце урока вы сами определите, какие ошибки были вами допущены.

Предлагаются следующие термины и понятия:

донжон, викинги, авторитет, трубадуры, земля, город, камень, сеньор, оборона.

         Группы по очереди зачитывают свои рассказы.

Один из излюбленных приемов школьников – «Верно-неверно», этот прием также иногда называют «Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы». Обычно, в начале урока предлагаю обучающимся выделить из предложенных мной утверждений верные и неверные. Выполняя задание, дети не просто отвечают «согласны» или «не согласны», а описывают заданную тему, обосновывая свой ответ. После знакомства с новой информацией мы возвращаемся к тезисам «верно» и «неверно», оценивая первоначальный вариант, используя полученные на уроке сведения. Прием помогает детям обучаться аргументации фактов, устанавливать причинно-следственные связи.

Прием «Дерево предсказаний» использую на уроках при изучении актуальных проблем, требующих разностороннего анализа и  аргументации. Важно, чтобы в  качестве аргументов дети использовали разнообразную информацию (собственные наблюдения, материал учебника, СМИ, Интернет и т.д.) дети взвешивают все «за» и «против» при прогнозировании того или иного решения. После изучения нового материала, выясняем, какие предсказания подтвердились, какие нет, почему.

(пример урока Культура Средневековья)

Часто на стадии «вызов» и «рефлексия»  использую прием «синквейн», который считаю  важной формой проверки полученных знаний, способностей резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства в нескольких словах и предложениях. В «синквейне» ученик в лаконичной форме излагает полученную информацию и одновременно высказывает свое отношение к проблеме. Несмотря на кажущуюся несерьезность, считаю «синквейн» очень важной формой проверки полученных знаний.

(пример урока «Авангардное искусство начала XX века)

Синквейны, составленный в начале урока

1)Авангардизм

Абстрактный, неограниченный

Восхищает, будоражит, поднимает

Внимание мое он привлекает.

Восторг!

2) Авангардизм

Примитивный, неумелый

Пугает, шокирует, удивляет

Все совершенно непонятно и неправильно

Попробую разобраться.

Синквейны, составленный в конце урока

1)Авангардизм

Открытый, известный

Вдохновляет, меняет, выражает

Каждому жизнь по-своему объясняет

Право на существование имеет

2) Авангардизм

Непонятный, ужасный

Пугает, отталкивает, раздражает

Отобразил жизнь в искаженном виде

Декаданс.

Прием «кластер» часто используется на уроках для графической систематизации учебного материала или при его повторении, например, в начале урока, предлагаю составить кластер на основе имеющихся знаний, а в конце урока исправить, дополнить его, используя новую информацию.

(пример урока «Государственное устройство в Древнем Риме»)

Кластер, составленный  в начале урока

Кластер, составленный  в конце урока

Один из вариантов – предложить детям заранее составленный кластер, но без ключевого слова, которое является темой урока, которую необходимо отгадать.

(пример урока «Образ жизни древних римлян»

Обучающиеся работают в группах, предлагают варианты темы урока, в результате коллективного обсуждения определяется тема.

Очень удобным для сравнения трех и более аспектов является прием «Линии сравнения». В таблице по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, по вертикали - различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

(пример урока «Культура начала XXI века»)

Начало XX  

Линии сравнения

Начало XXI века

Виды искусства

Живопись

Балет

Кинематограф

   На данный момент мною разработан УМК – сборник сценариев уроков по технологии развития критического мышления, практически ко всем урокам разработаны компьютерные презентации в программе Power Point. УМК прошел конкурсную экспертизу регионального уровня.

PAGE   \* MERGEFORMAT 3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8945. Розрахунок конвеєр стрічковий пересувний КЛП-20 340.59 KB
  Розрахунок конвеєр стрічковий пересувний КЛП-20 Содержание Введение. Вихідні дані для конвеєра, що транспортує – гравій. Розрахунок ширини стрічки конвеєра. Визначення навантажень...
8946. Понятие парадигмы и принцип пролиферации 39 KB
  Понятие парадигмы и принцип пролиферации. Понятие парадигмы Понятие парадигмы (в современной интерпретации) было введено в научный оборот Томасом Куном в его труде Структура научных революций. Кунн исходит из представления о науке как о социал...
8947. Неокантианство. Представители неокантианства 36 KB
  Неокантианство. Главным объектом критики неокантианства стало учение И. Канта об объективно существующей, но непознавемой вещи в себе. Неокантианство трактовало вещь в себе как нредельное понятие опыта по мысли представителей данного направления, п...
8948. Позитивизм. Общенаучные методы познания 35 KB
  Позитивизм. Общенаучные методы познания. Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus - положительный), философское направление, исходящее из тезиса о том, что все подлинное, положительное (позитивное) знание может быть получено лишь как резуль...
8949. Неопозитивизм. Принцип верификации 25.5 KB
  Неопозитивизм. Принцип верификации. Нео - новый. Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм начинается с 20-х годов XX в. и продолжается до настоящего времени. Неопозитивизм часто называется на Западе аналитической философией. Неопозитивизм...
8950. Критический рационализм. Принцип фальсификации 25 KB
  Критический рационализм. Принцип фальсификации. Наиболее известные фигуры критического рационализма - Пеппер (1902-1988), Кун(1922), Лакатос (1922- 1974), Фейерабенд (1924). Критические рационалисты считают, что научное знание является целостны...
8951. Методология научного познания 343.5 KB
  Методология научного познания Научное познание - исторически меняющаяся деятельность, которая детерминирована, с одной стороны характером исследуемых объектов, с другой социальными условиями, свойственными каждому исторически определенному этапу раз...
8952. Значение общенаучных средств познания в сближении научных дисциплин разных типов 25 KB
  Значение общенаучных средств познания в сближении научных дисциплин разных типов Одним из самых очевидных и, вместе с тем. Значимым проявлением интеграции науки выступает неуклонное возрастание сближения различных научных дисциплин. По характеру пре...
8953. Философия техники как наука. Техника как философская проблема (И. Кант). 26.5 KB
  Философия техники как наука. Техника как философская проблема (И. Кант). Философия техники - совокупность различных течений, школ и концепций, рассматриваемых мировоззренческие проблемы развития техники и научно-технического прогресса. Техника больш...