53467

Использование приемов технологии РКМЧП на уроках истории

Научная статья

Педагогика и дидактика

На этом этапе не допускается критика ваших сочинений мы просто попытаемся определить что вы уже знаете в конце урока вы сами определите какие ошибки были вами допущены. Обычно в начале урока предлагаю обучающимся выделить из предложенных мной утверждений верные и неверные.

Русский

2014-02-27

1012 KB

13 чел.

Использование приемов технологии РКМЧП на уроках истории

Барская Маргарита Алексеевна,

учитель истории МОУ «Шегарская СОШ №1»

Проблема активизации самостоятельности мышления на уроках истории волнует меня  давно, я стараюсь, чтобы урок не только содержал информацию, но и активизировал в ученике умение добывать знания, развивал способность к самообразованию и мне представляется, что технология развития критического мышления позволяет разрешить эту задачу. Особенностью данной педагогической технологии является то, что ученик  в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

Свою задачу на уроке я вижу в том, чтобы перевести мышление ученика с житейского уровня на теоретический, и поэтому часто начинаю свой урок с вопросов: «Какие ассоциации у вас связаны с тем или иным понятиями? Что вы об этом  уже знаете?»

На стадии «вызов» часто применяю такой прием, как «Составление рассказа из предложенных  понятий и терминов».

(пример урока «Средневековый замок»)

Групповая работа

А теперь, я предлагаю вам написать небольшие рассказы на тему «Средневековый замок». Чтобы написать рассказ вы должны использовать все предложенные мною термины и понятия, даже, если вы точно не знаете их значение. На этом этапе не допускается критика ваших сочинений, мы просто попытаемся определить, что вы уже знаете, в конце урока вы сами определите, какие ошибки были вами допущены.

Предлагаются следующие термины и понятия:

донжон, викинги, авторитет, трубадуры, земля, город, камень, сеньор, оборона.

         Группы по очереди зачитывают свои рассказы.

Один из излюбленных приемов школьников – «Верно-неверно», этот прием также иногда называют «Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы». Обычно, в начале урока предлагаю обучающимся выделить из предложенных мной утверждений верные и неверные. Выполняя задание, дети не просто отвечают «согласны» или «не согласны», а описывают заданную тему, обосновывая свой ответ. После знакомства с новой информацией мы возвращаемся к тезисам «верно» и «неверно», оценивая первоначальный вариант, используя полученные на уроке сведения. Прием помогает детям обучаться аргументации фактов, устанавливать причинно-следственные связи.

Прием «Дерево предсказаний» использую на уроках при изучении актуальных проблем, требующих разностороннего анализа и  аргументации. Важно, чтобы в  качестве аргументов дети использовали разнообразную информацию (собственные наблюдения, материал учебника, СМИ, Интернет и т.д.) дети взвешивают все «за» и «против» при прогнозировании того или иного решения. После изучения нового материала, выясняем, какие предсказания подтвердились, какие нет, почему.

(пример урока Культура Средневековья)

Часто на стадии «вызов» и «рефлексия»  использую прием «синквейн», который считаю  важной формой проверки полученных знаний, способностей резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства в нескольких словах и предложениях. В «синквейне» ученик в лаконичной форме излагает полученную информацию и одновременно высказывает свое отношение к проблеме. Несмотря на кажущуюся несерьезность, считаю «синквейн» очень важной формой проверки полученных знаний.

(пример урока «Авангардное искусство начала XX века)

Синквейны, составленный в начале урока

1)Авангардизм

Абстрактный, неограниченный

Восхищает, будоражит, поднимает

Внимание мое он привлекает.

Восторг!

2) Авангардизм

Примитивный, неумелый

Пугает, шокирует, удивляет

Все совершенно непонятно и неправильно

Попробую разобраться.

Синквейны, составленный в конце урока

1)Авангардизм

Открытый, известный

Вдохновляет, меняет, выражает

Каждому жизнь по-своему объясняет

Право на существование имеет

2) Авангардизм

Непонятный, ужасный

Пугает, отталкивает, раздражает

Отобразил жизнь в искаженном виде

Декаданс.

Прием «кластер» часто используется на уроках для графической систематизации учебного материала или при его повторении, например, в начале урока, предлагаю составить кластер на основе имеющихся знаний, а в конце урока исправить, дополнить его, используя новую информацию.

(пример урока «Государственное устройство в Древнем Риме»)

Кластер, составленный  в начале урока

Кластер, составленный  в конце урока

Один из вариантов – предложить детям заранее составленный кластер, но без ключевого слова, которое является темой урока, которую необходимо отгадать.

(пример урока «Образ жизни древних римлян»

Обучающиеся работают в группах, предлагают варианты темы урока, в результате коллективного обсуждения определяется тема.

Очень удобным для сравнения трех и более аспектов является прием «Линии сравнения». В таблице по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, по вертикали - различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

(пример урока «Культура начала XXI века»)

Начало XX  

Линии сравнения

Начало XXI века

Виды искусства

Живопись

Балет

Кинематограф

   На данный момент мною разработан УМК – сборник сценариев уроков по технологии развития критического мышления, практически ко всем урокам разработаны компьютерные презентации в программе Power Point. УМК прошел конкурсную экспертизу регионального уровня.

PAGE   \* MERGEFORMAT 3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47994. Кримінальний процес 3.55 MB
  У сфері боротьби зі злочинністю застосовуються різні засоби – економічні, соціально-політичні, правові. Серед останніх особливе місце займають кримінально-правові та кримінально-процесуальні засоби
47995. Конспект лекцій з кримінального процесу 317 KB
  Розрізняють три історичні форми кримінального процесу: 1 Змагальний або обвинувальний коли порушення справи весь її хід визначається діями обвинувача. Відповідно у цій формі процес поділяється на дві частини: розслідування і розгляд справи. Порушення кримінальної справи. Попередній розгляд справи суддею.
47996. ПР-жанри та ПР-технології 617 KB
  І хоча в командах кандидатів багато працювали за гроші або за іншу плату наприклад студенти таким чином намагалися домогтися прихильності викладачів все ж безоплатна допомога своїм кандидатам превалювала. Приклад сформованої практики зв'язків з громадськістю дають виборчі кампанії США які схожі на добре поставлену виставу: численна аудиторія американців абсолютно різного віку та расової приналежності скандує ім'я кандидата піднімаючи над головою прапори та вигукуючи гасла часом супроводжуючи це й піснями. Політична реклама може мати...
47997. Сутність маркетингу та його сучасна концепція. Системи та характеристики сучасного маркетингу 531 KB
  Маркетинг почали трактувати як концепцію управління орієнтовану на умови ринку що змінюються. Основні особливості маркетингу на даному етапі: системний комплексний підхід до вирішення завдань що стоять перед підприємствами; орієнтація на довгостроковий комерційний успіх; глобалізація даної концепції; високі темпи розвитку інфраструктури маркетингу; удосконалення інструментарію маркетингу; зміщення зусиль в маркетингу в сторону м’яких†факторів успіху; вивчення попиту...
47998. Соціологія та соціологічні теорії 219.5 KB
  Тобто людина не існує в одномірному просторі аналізує можливі альтернативи. Тобто будьяка людина є громадянином. Побачивши що всі тварини дбайливо всім забезпечені а людина гола і не взута без ложа і без зброї Прометей краде премудре вміння Гефеста і Афіни. Людина – недостатня істота бо їй бракує надійної системи інстинктів що забезпечує автоматизм поведінкових реакцій як це здійснюється у тварин.
47999. Основи класичної фотографії 269.5 KB
  Після смерті Ньепса 1837 року відкрив надійний спосіб прояву і закріплення прихованого зображення на светлочутливій до світла срібній пластинці. На сучасному етапі розвитку фотографія з технічного способу фіксації зображення об'єктів зйомки перетворилася на спосіб створення справжніх витворів мистецтва і отримала широке застосування як спосіб наукового дослідження у всіх галузях науки і техніки. Після припинення дії світла результат його дії зберігається у вигляді так званого прихованого зображення.Можливість отримання геометрично точного...
48000. Основи метрології 1.46 MB
  Метрологією metron міра і logos – поняття вчення називають науку про вимірювання фізичних величин і про способи забезпечення єдиності і необхідної точності цих вимірювань. Лансберг у передмові до першого тому “Елементарного підручника фізики†писав що будьяка властивість яка вводиться у фізиці дістає конкретний зміст тільки тоді коли з нею пов’язується прийом спостереження й вимірювання без якого ця властивість не може застосовуватися в дослідженні реальних фізичних явищ. Отже вимірювання роблять властивості фізичних об’єктів такими що до...