53469

Использование ролевых игр на уроках иностранного языка

Научная статья

Педагогика и дидактика

Иногда ролевая игра носит характер уподобления т. Объектом данного исследования послужила ролевая игра как форма взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка. Ролевая игра это речевая игровая и учебная деятельность одновременно. Таким образом можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений.

Русский

2014-02-27

33.5 KB

4 чел.

Использование ролевых игр на уроках иностранного языка.

В настоящее время идея использования ролевого поведения получила подкрепление со стороны теории, которая получила название “теория ролей”, разработанной социологами и социопсихологами.

Сторонники этой теории считают, что связь личности с окружающей средой проявляется в том, что личность исполняет несколько социальных ролей: например, в семье – роль родителя, вне семьи – роль учителя, врача. Иногда ролевая игра носит характер уподобления, т.е. разыгрываются ситуации, типичные для окружающей среды, а иногда она может быть более театрализованной:  с конфликтом, кульминацией и развязкой.

Использование ролевой игры на уроках иностранного языка помогает не только сделать урок интересным, но и снять некоторые трудности при обучении. Проблемой  использования игровых методов обучения занимались такие методисты, психологи и педагоги, как Выготский Л.С, Пассов Е.И, Петричук И.И, Филатов В.М, Эльконин Д.Б и другие. Ролевое поведение в игре является сложно организованным. В нем есть образец, выступающий с одной стороны, как ориентирующий поведение и, с другой стороны, как эталон для контроля.
Таким образом, все вышеперечисленное определяет
актуальность исследования.

Объектом данного исследования послужила ролевая игра как форма взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка.
Предметом  исследования является методика применения ролевых игр на уроках иностранного языка.
Цель данной работы состоит в исследовании особенностей использования ролевых игр на уроках по иностранному языку. Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения ролевой игры;
- изучить сущность ролевой игры и ее структуру;
- рассмотреть существующие виды ролевых игр;
- исследовать процесс организации ролевой игры на уроке;

- изучить процесс формирования речевых умений;

- проанализировать учебники иностранного языка по исследуемой проблеме.

Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. Во время игры дети находятся в постоянной “речевой готовности”, внимательно слушают учителя и друг друга; многократное повторение образцов речи, мотивированное игровым действием, не вызывает у них утомления.
В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия[Зимняя И.А,2002].

Таким образом, можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе.
Она выполняет следующие функции [Григорьева М.Б,2011]:  
-
мотивационно - побудительную функцию.

- ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения.

В этом плане  ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
- В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. То есть ролевые игры выполняют
воспитательную функцию.

- обеспечивая осуществление желаний подростка, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.
- ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Следовательно, ролевая игра выполняет
ориентирующую функцию.

Чаще всего в учебном процессе используются контролируемая,  умеренно – контролируемая, свободная и сценарная ролевые игры [Шарафутдинова Т.М,2005]:
-
контролируемая ролевая игра может быть построена на основе диалога. Участники получают необходимые реплики.
- умеренно – контролируемая ролевая игра –
ролевая игра, при подготовке к которой участники получают общее описание своих ролей, на основе которого готовят свое индивидуальное ролевое задание.
-
свободная ролевая игра - это ролевая игра, при подготовке к которой учащиеся получают обстоятельства общения. Эта игра служит формированию индивидуальных и групповых навыков самостоятельной работы по предмету.

Технология применения ролевой игры состоит из нескольких этапов [ Щукин А.Н,2004]. :
1.
Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры.
2.
Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы , формулировка главной цели урока, а так же необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации.
3.
Этап проведения - процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную ситуацию, выполняя определенные роли.
4.
Этап анализа и обобщения. По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать.

В настоящее время существует большое количество разнообразных учебно-методических комплексов, составленных разными авторами. В соответствии с рассматриваемой проблемой нас интересует, уделяется ли в современных учебно-методических комплексах достаточное внимание использованию ролевых игр, направленных на формирование языковых навыков на начальном этапе изучения иностранного языка.
Для реализации этой задачи было проанализировано два учебника английского языка, используемых в средних общеобразовательных школах:
Биболетовой М.З., Добрыниной Н.В., Ленской  Н.А.
Enjoy English 5-6 (для 5-6  классов); Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. 6 (для 6 класса).
Учебники анализировались с целью установить, используются ли в них ролевые игры, направленные на формирование лексических, фонетических и грамматических навыков, какой процент они составляют от общего количества упражнений, какие виды игровых упражнений представлены в учебниках.

Проанализировав учебники, можно сделать вывод о том, что в учебниках, используемых в средних общеобразовательных школах, предусмотрен достаточный комплекс ролевых упражнений, направленных на формирование языковых навыков. Что, безусловно, является достоинством, т. к. практика показывает положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс всех видов игр. Игра выполняет важную функцию, способствуя накоплению языкового материала у ребенка, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков и умений.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
Кроме того игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении [ Выготский Л.С,1966].  
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т. д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78347. Химические связи. Метод валентных связей 169.26 KB
  Способы образования ковалентной связи. Направленность ковалентной связи. Химические связи химическая связь взаимное притяжение атомов приводящее к образованию молекул и кристаллов.
78348. Метод молекулярных орбиталей как линейная комбинация атомных комбинаци 662.45 KB
  Мы остановимся на основных положениях метода МО начиная со способа представления молекулярных орбиталей для гомоядерных двухатомных молекул и объясним за счет каких электронов в них образуется химическая связь. На каждом энергетическом уровне может располагаться не более двух электронов. Мы уже знаем что состояние электронов в атоме описывается квантовой механикой как совокупность атомных электронных орбиталей атомных электронных облаков; каждая такая орбиталь характеризуется определенным набором атомных квантовых чисел. Метод МО исходит...
78349. Вода и растворы. Способы выражения состава раствора 140.07 KB
  Свойства воды. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере; в виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор и в полярных странах. Вода содержащая значительное количество солей кальция и магния называется жесткой в отличие от мягкой воды например дождевой. При фильтровании больших количеств воды пользуются фильтрами из песка и гравия.
78350. Растворы электролитов. Изотонический коэффициент. ТЭД 228.26 KB
  Этих толчков вместе с тепловыми колебаниями ионов в кристалле оказывается достаточно для отделения ионов от кристалла и перехода их в раствор. Вслед за первым слоем ионов в раствор переходит следующий слой и таким образом идет постепенное растворение кристалла. Перешедшие в раствор ионы остаются связанными с молекулами воды и образуют гидраты ионов. Иначе говоря в результате диссоциации образуются не свободные ноны а соединения ионов с молекулами растворителя.
78351. Окислительно-восстановительные процессы. Применение электролиза 162.67 KB
  В ионных соединениях эта неравномерность распределения электронов максимальна при образовании веществ с ионной связью валентные электроны практически полностью переходят от атома одного элемента к атому другого. Прн этом элемент электроны которого смещаются к атомам другого элемента полностью в случае ионной связи или частично в случае полярной проявляет положительную окисленность. Элемент к атомам которого смещаются электроны атома другого элемента проявляет отрицательную окисленность. Число электронов смещенных от одного атома...
78352. Металлы и сплавы. Химические свойства металлов и сплавов 238.97 KB
  Химические свойства металлов. Добывание металлов из руд. Правда магний и алюминий сохраняют свой блеск даже будучи превращенными в порошок но большинство металлов в мелкораздробленном виде имеет черный или темносерый цвет.
78353. Комплексные соединения 531.93 KB
  Ионы некоторых элементов способны присоединять к себе другие ионы или нейтральные молекулы (например, NH3), образуя более сложные комплексные ионы. При их связывании с ионами противоположного знака получаются различные комплексные соединения. Наиболее полно свойства и строение комплексных соединений объясняет координационная теория
78354. Химические свойства элементов 157.55 KB
  При нагревании они соединяются с водородом с образованием гидридов с галогенами серой азотом фосфором углеродом и кремнием с образованием соответственно галогенидов сульфидов нитридов фосфидов карбидов и силицидов: При нагревании щелочные металлы способны реагировать с другими металлами образуя интерметаллиды. Иногда для получения щелочных металлов проводят электролиз расплавов их гидроксидов...
78355. Органические соединения. Простые и кратные связи в органических соединениях. Предельные и непредельные углеводороды 70.48 KB
  Изомерия органических соединений. Классификация органических соединений. Берцелиусу определить органическую химию как химию соединений углерода 1806 г. Именно это свойство позволяет углероду образовывать миллионы соединений изучению которых посвящена целая область органическая химия.