53469

Использование ролевых игр на уроках иностранного языка

Научная статья

Педагогика и дидактика

Иногда ролевая игра носит характер уподобления т. Объектом данного исследования послужила ролевая игра как форма взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка. Ролевая игра – это речевая игровая и учебная деятельность одновременно. Таким образом можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений.

Русский

2014-02-27

33.5 KB

3 чел.

Использование ролевых игр на уроках иностранного языка.

В настоящее время идея использования ролевого поведения получила подкрепление со стороны теории, которая получила название “теория ролей”, разработанной социологами и социопсихологами.

Сторонники этой теории считают, что связь личности с окружающей средой проявляется в том, что личность исполняет несколько социальных ролей: например, в семье – роль родителя, вне семьи – роль учителя, врача. Иногда ролевая игра носит характер уподобления, т.е. разыгрываются ситуации, типичные для окружающей среды, а иногда она может быть более театрализованной:  с конфликтом, кульминацией и развязкой.

Использование ролевой игры на уроках иностранного языка помогает не только сделать урок интересным, но и снять некоторые трудности при обучении. Проблемой  использования игровых методов обучения занимались такие методисты, психологи и педагоги, как Выготский Л.С, Пассов Е.И, Петричук И.И, Филатов В.М, Эльконин Д.Б и другие. Ролевое поведение в игре является сложно организованным. В нем есть образец, выступающий с одной стороны, как ориентирующий поведение и, с другой стороны, как эталон для контроля.
Таким образом, все вышеперечисленное определяет
актуальность исследования.

Объектом данного исследования послужила ролевая игра как форма взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка.
Предметом  исследования является методика применения ролевых игр на уроках иностранного языка.
Цель данной работы состоит в исследовании особенностей использования ролевых игр на уроках по иностранному языку. Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения ролевой игры;
- изучить сущность ролевой игры и ее структуру;
- рассмотреть существующие виды ролевых игр;
- исследовать процесс организации ролевой игры на уроке;

- изучить процесс формирования речевых умений;

- проанализировать учебники иностранного языка по исследуемой проблеме.

Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. Во время игры дети находятся в постоянной “речевой готовности”, внимательно слушают учителя и друг друга; многократное повторение образцов речи, мотивированное игровым действием, не вызывает у них утомления.
В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия[Зимняя И.А,2002].

Таким образом, можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе.
Она выполняет следующие функции [Григорьева М.Б,2011]:  
-
мотивационно - побудительную функцию.

- ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения.

В этом плане  ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
- В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. То есть ролевые игры выполняют
воспитательную функцию.

- обеспечивая осуществление желаний подростка, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.
- ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Следовательно, ролевая игра выполняет
ориентирующую функцию.

Чаще всего в учебном процессе используются контролируемая,  умеренно – контролируемая, свободная и сценарная ролевые игры [Шарафутдинова Т.М,2005]:
-
контролируемая ролевая игра может быть построена на основе диалога. Участники получают необходимые реплики.
- умеренно – контролируемая ролевая игра –
ролевая игра, при подготовке к которой участники получают общее описание своих ролей, на основе которого готовят свое индивидуальное ролевое задание.
-
свободная ролевая игра - это ролевая игра, при подготовке к которой учащиеся получают обстоятельства общения. Эта игра служит формированию индивидуальных и групповых навыков самостоятельной работы по предмету.

Технология применения ролевой игры состоит из нескольких этапов [ Щукин А.Н,2004]. :
1.
Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры.
2.
Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы , формулировка главной цели урока, а так же необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации.
3.
Этап проведения - процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную ситуацию, выполняя определенные роли.
4.
Этап анализа и обобщения. По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать.

В настоящее время существует большое количество разнообразных учебно-методических комплексов, составленных разными авторами. В соответствии с рассматриваемой проблемой нас интересует, уделяется ли в современных учебно-методических комплексах достаточное внимание использованию ролевых игр, направленных на формирование языковых навыков на начальном этапе изучения иностранного языка.
Для реализации этой задачи было проанализировано два учебника английского языка, используемых в средних общеобразовательных школах:
Биболетовой М.З., Добрыниной Н.В., Ленской  Н.А.
Enjoy English 5-6 (для 5-6  классов); Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. 6 (для 6 класса).
Учебники анализировались с целью установить, используются ли в них ролевые игры, направленные на формирование лексических, фонетических и грамматических навыков, какой процент они составляют от общего количества упражнений, какие виды игровых упражнений представлены в учебниках.

Проанализировав учебники, можно сделать вывод о том, что в учебниках, используемых в средних общеобразовательных школах, предусмотрен достаточный комплекс ролевых упражнений, направленных на формирование языковых навыков. Что, безусловно, является достоинством, т. к. практика показывает положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс всех видов игр. Игра выполняет важную функцию, способствуя накоплению языкового материала у ребенка, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков и умений.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
Кроме того игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении [ Выготский Л.С,1966].  
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т. д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42878. Графы и алгоритмы на графах. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений. Разработка программы для решения системы ОДУ, описывающей простейшую модель экосистемы (модель Лотка-Вольтерра). Методы оптимизации 1.58 MB
  Оптимизация как раздел математики существует достаточно давно. Оптимизация - это выбор, т.е. то, чем постоянно приходится заниматься в повседневной жизни. Термином "оптимизация" в литературе обозначают процесс или последовательность операций, позволяющих получить уточненное решение. Хотя конечной целью оптимизации является отыскание наилучшего или "оптимального" решения, обычно приходится довольствоваться улучшением известных решений, а не доведением их до совершенства. По этому под оптимизацией понимают скорее стремление к совершенству, которое, возможно, и не будет достигнуто.
42879. Создания простейшей экспертной системы 69.17 KB
  Если реакция системы не понятна пользователю то он может потребовать объяснения: CLIPS Первоначально аббревиатура CLIPS была названием языка С Lnguge Integrted Production System язык С интегрированный с продукционными системами удобного для разработки баз знаний и макетов экспертных систем. Теперь CLIPS представляет собой современный инструмент предназначенный для создания экспертных систем expert system tool. CLIPS состоит из интерактивной среды экспертной оболочки со своим способом представления знаний гибкого и мощного...
42880. Состояния международного туризма на современном этапе 84.24 KB
  Туризм – явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома. Туризм - сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена.
42881. Поняття туризму. Класифікація, види і форми туризму 59.48 KB
  Термін туризм (tourism) першим вжив В. Жекмо в 1830 р. Слово «туризм» походить від французького «tour», що означає «прогулянка». До недавнього часу в різних країнах поняття «туризм», «турист» розумілися неоднаково. З розвитком туризму в сучасному світі, особливо міжнародного і з створенням міжнародних туристичних організацій, стало необхідним дати загальноприйняте визначення поняття «турист» і відповідно «туризм».
42882. SMS-Flooder 284.94 KB
  При атаках автоматизированных систем достаточно сложно определить предсказать уровень ущерба и риска который они могут предоставить. На основе вышеизложенного рассмотрим момент риска по формуле: Отсюда среднее значение ущерба для кривой риска будет равно Далее получим центральный момент риска: Откуда мы можем выразить второй центральный момент риска: Тогда среднеквадратичное отклонение будет иметь вид: Также оно может быть найдено относительно моды риска . Она может выражаться через решение следующего уравнения: Чтобы оценить ассиметрию...
42883. Химическая металлизация печатных плат 1.32 MB
  И так как вытравливается только этот минимальный слой около 3 мкм то величина подтравов минимальна до 2 мкм что позволяет воспроизводить проводники малой ширины. Поэтому в методе необходимо применять фоторезист толщиной около 30 мкм. Затяжкой Тентинг –метод с общей металлизацией поверхности заготовки Слои 1 2 3 4 5 18 мкм 18 мкм 18 мкм Фольга 3 мкм 6 мкм 35 мкм Общая металлизация поверхности 30 мкм 40 мкм 40 мкм 50 мкм Фоторезист 25 мкм 35 мкм 35 мкм Металлизация рисунка 15 мкм 15 мкм Металлорезист 3 мкм 18 мкм 24 мкм 53 мкм Глубина...
42884. Разработка программы для построения графика временной функции в реальном и машинном времени 439 KB
  Создание MS-DOS QuickBASIC (сокращенное обозначение – QB) в середине 80-х годов произвело настоящую революцию в мире BASIC, результатом которой было то, что впервые этот язык занял достаточно прочные позиции среди средств разработки серьезных прикладных систем. В QuickBASIC в достаточно полной мере реализованы идеи структурного и модульного программирования, возможности использования процедур и функций.
42885. Разработка обучающей программы по планированию перемещения артиллерии при заданных рубежах: готовности; начала перемещения; выхода в атаку 247.06 KB
  После запуска следует выбрать какие рубежи заданы Для примера в варианте расчета при заданном рубеже начала перемещения дана схема отображающая перемещения войск в зависимости от введенных данных.
42886. Поиск и индексация в Web. Интернет-каталоги 1004 KB
  Помимо глобального поиска в пространстве Интернет существует также проблема локального поиска, т.е. поиска в пределах одного сайта или портала. Существуют готовые решения, однако для поиска внутри сайта иногда требуется более точная настройка и свои, индивидуальные, алгоритмы, которые будут осуществлять более точный и быстрый поиск по тем данным, с которыми работает сайт. Одним из главных недостатком стандартных решений от Google или Яндекс, например, также является низкая скорость обновления информации о страницах, т.е. индексации.