53469

Использование ролевых игр на уроках иностранного языка

Научная статья

Педагогика и дидактика

Иногда ролевая игра носит характер уподобления т. Объектом данного исследования послужила ролевая игра как форма взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка. Ролевая игра – это речевая игровая и учебная деятельность одновременно. Таким образом можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений.

Русский

2014-02-27

33.5 KB

3 чел.

Использование ролевых игр на уроках иностранного языка.

В настоящее время идея использования ролевого поведения получила подкрепление со стороны теории, которая получила название “теория ролей”, разработанной социологами и социопсихологами.

Сторонники этой теории считают, что связь личности с окружающей средой проявляется в том, что личность исполняет несколько социальных ролей: например, в семье – роль родителя, вне семьи – роль учителя, врача. Иногда ролевая игра носит характер уподобления, т.е. разыгрываются ситуации, типичные для окружающей среды, а иногда она может быть более театрализованной:  с конфликтом, кульминацией и развязкой.

Использование ролевой игры на уроках иностранного языка помогает не только сделать урок интересным, но и снять некоторые трудности при обучении. Проблемой  использования игровых методов обучения занимались такие методисты, психологи и педагоги, как Выготский Л.С, Пассов Е.И, Петричук И.И, Филатов В.М, Эльконин Д.Б и другие. Ролевое поведение в игре является сложно организованным. В нем есть образец, выступающий с одной стороны, как ориентирующий поведение и, с другой стороны, как эталон для контроля.
Таким образом, все вышеперечисленное определяет
актуальность исследования.

Объектом данного исследования послужила ролевая игра как форма взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка.
Предметом  исследования является методика применения ролевых игр на уроках иностранного языка.
Цель данной работы состоит в исследовании особенностей использования ролевых игр на уроках по иностранному языку. Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения ролевой игры;
- изучить сущность ролевой игры и ее структуру;
- рассмотреть существующие виды ролевых игр;
- исследовать процесс организации ролевой игры на уроке;

- изучить процесс формирования речевых умений;

- проанализировать учебники иностранного языка по исследуемой проблеме.

Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. Во время игры дети находятся в постоянной “речевой готовности”, внимательно слушают учителя и друг друга; многократное повторение образцов речи, мотивированное игровым действием, не вызывает у них утомления.
В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия[Зимняя И.А,2002].

Таким образом, можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе.
Она выполняет следующие функции [Григорьева М.Б,2011]:  
-
мотивационно - побудительную функцию.

- ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения.

В этом плане  ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
- В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. То есть ролевые игры выполняют
воспитательную функцию.

- обеспечивая осуществление желаний подростка, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.
- ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Следовательно, ролевая игра выполняет
ориентирующую функцию.

Чаще всего в учебном процессе используются контролируемая,  умеренно – контролируемая, свободная и сценарная ролевые игры [Шарафутдинова Т.М,2005]:
-
контролируемая ролевая игра может быть построена на основе диалога. Участники получают необходимые реплики.
- умеренно – контролируемая ролевая игра –
ролевая игра, при подготовке к которой участники получают общее описание своих ролей, на основе которого готовят свое индивидуальное ролевое задание.
-
свободная ролевая игра - это ролевая игра, при подготовке к которой учащиеся получают обстоятельства общения. Эта игра служит формированию индивидуальных и групповых навыков самостоятельной работы по предмету.

Технология применения ролевой игры состоит из нескольких этапов [ Щукин А.Н,2004]. :
1.
Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры.
2.
Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы , формулировка главной цели урока, а так же необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации.
3.
Этап проведения - процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную ситуацию, выполняя определенные роли.
4.
Этап анализа и обобщения. По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать.

В настоящее время существует большое количество разнообразных учебно-методических комплексов, составленных разными авторами. В соответствии с рассматриваемой проблемой нас интересует, уделяется ли в современных учебно-методических комплексах достаточное внимание использованию ролевых игр, направленных на формирование языковых навыков на начальном этапе изучения иностранного языка.
Для реализации этой задачи было проанализировано два учебника английского языка, используемых в средних общеобразовательных школах:
Биболетовой М.З., Добрыниной Н.В., Ленской  Н.А.
Enjoy English 5-6 (для 5-6  классов); Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. 6 (для 6 класса).
Учебники анализировались с целью установить, используются ли в них ролевые игры, направленные на формирование лексических, фонетических и грамматических навыков, какой процент они составляют от общего количества упражнений, какие виды игровых упражнений представлены в учебниках.

Проанализировав учебники, можно сделать вывод о том, что в учебниках, используемых в средних общеобразовательных школах, предусмотрен достаточный комплекс ролевых упражнений, направленных на формирование языковых навыков. Что, безусловно, является достоинством, т. к. практика показывает положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс всех видов игр. Игра выполняет важную функцию, способствуя накоплению языкового материала у ребенка, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков и умений.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
Кроме того игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении [ Выготский Л.С,1966].  
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т. д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19311. Мы – за здоровый образ жизни 35 KB
  Мы – за здоровый образ жизни Звучит музыка №1 Nahala Rai Banda Паша Команда Выбор есть приветствует вас. Звучит музыка № 2 Представлялка Все вместе. Мы за здоровье мы за счастье Мы против боли и несчастья За трезвый разум за ясность мысли За детство ю...
19312. Мы хотим жить 41.5 KB
  Выступление агитбригады Мы хотим жить ЦЕЛЬ: профилактика курения наркомании и алкоголизма; выработка негативного отношения к веществам вызывающим эти боле...
19313. Со здоровьем дружен спорт. Воспитательное мероприятие 38 KB
  Сценарий агитационной программы Действующие лица Зевс в красной накидке Аид в чёрной накидке Гермес в жёлтой накидке на голове корона с крылышками Геркулес в спортивном древнем наряде Хилый ученик Три ученика в спортивной форме С...
19314. Дети подземелья. Воспитательное мероприятие 45.63 KB
  Дети подземелья Сценарий агитбригады для младших школьников Звучит концерт для фортепиано с оркестром № 2 Рахманинова на фоне музыки Голос: 2045 год на планете земля 20 лет назад произошла экологическая катастрофа. В атмосфере не осталось чистого возд...
19315. Здоровое население – будущее нашей страны. Воспитательное мероприятие 36.5 KB
  Сценарий агитбригаты Здоровое население – будущее нашей страны Здравствуйте Здравствуйте Эти слова мы произносим ежедневно своим друзьям знакомым а порой и незнакомым людям. Здравствуйте говорим мы а значит желаем друг другу здоровья. Здравствуйте ...
19316. Антикур. Воспитательное мероприятие 63.5 KB
  Выступление агитбригады Антикур. учащиеся шагают по сцене Вместе дружно мы шагаем И стране мы обещаем: Сигареты не курить И здоровье не губить 12 Дышите глубже 34 В нашей школе станет пусть же днем здоровья каждый день Вас приветствует аг
19317. «Высший класс», за здоровый образ жизни. Воспитательное мероприятие 47 KB
  Сценарий агитбригады Высший класс за здоровый образ жизни Агитбригада Высший класс. За здоровый образ жизни. 811 класс Цель: Показать вредное действие никотина алкоголя наркотиков на организм человека. Воспитывать ст...
19318. СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР. Воспитательное мероприятие 36 KB
  АГИТБРИГАДА ПРОПАГАНДИРУЮЩАЯ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР I. Номинация Проблема нашими глазами КОМАНДА: НЕОТЛОЖКАДЕВИЗ:Мы за здоровье мы за счастьеМы против боли и несчастьяЗа трезвый разум за ясность мыслиЗа детство юность за радост
19319. Нет наркотикам. Воспитательное мероприятие 47.5 KB
  Голос: Увлечение молодежи наркотиками приняло угрожающие размеры. Мы больше не хотим мириться с этим злом и пассивно смотреть как умирают наши сверстники. Мы решили бороться своими методами. Наш девиз: 21 век без пороков Участники агитбригады в белых и черных масках