53469

Использование ролевых игр на уроках иностранного языка

Научная статья

Педагогика и дидактика

Иногда ролевая игра носит характер уподобления т. Объектом данного исследования послужила ролевая игра как форма взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка. Ролевая игра – это речевая игровая и учебная деятельность одновременно. Таким образом можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений.

Русский

2014-02-27

33.5 KB

3 чел.

Использование ролевых игр на уроках иностранного языка.

В настоящее время идея использования ролевого поведения получила подкрепление со стороны теории, которая получила название “теория ролей”, разработанной социологами и социопсихологами.

Сторонники этой теории считают, что связь личности с окружающей средой проявляется в том, что личность исполняет несколько социальных ролей: например, в семье – роль родителя, вне семьи – роль учителя, врача. Иногда ролевая игра носит характер уподобления, т.е. разыгрываются ситуации, типичные для окружающей среды, а иногда она может быть более театрализованной:  с конфликтом, кульминацией и развязкой.

Использование ролевой игры на уроках иностранного языка помогает не только сделать урок интересным, но и снять некоторые трудности при обучении. Проблемой  использования игровых методов обучения занимались такие методисты, психологи и педагоги, как Выготский Л.С, Пассов Е.И, Петричук И.И, Филатов В.М, Эльконин Д.Б и другие. Ролевое поведение в игре является сложно организованным. В нем есть образец, выступающий с одной стороны, как ориентирующий поведение и, с другой стороны, как эталон для контроля.
Таким образом, все вышеперечисленное определяет
актуальность исследования.

Объектом данного исследования послужила ролевая игра как форма взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка.
Предметом  исследования является методика применения ролевых игр на уроках иностранного языка.
Цель данной работы состоит в исследовании особенностей использования ролевых игр на уроках по иностранному языку. Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения ролевой игры;
- изучить сущность ролевой игры и ее структуру;
- рассмотреть существующие виды ролевых игр;
- исследовать процесс организации ролевой игры на уроке;

- изучить процесс формирования речевых умений;

- проанализировать учебники иностранного языка по исследуемой проблеме.

Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. Во время игры дети находятся в постоянной “речевой готовности”, внимательно слушают учителя и друг друга; многократное повторение образцов речи, мотивированное игровым действием, не вызывает у них утомления.
В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия[Зимняя И.А,2002].

Таким образом, можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе.
Она выполняет следующие функции [Григорьева М.Б,2011]:  
-
мотивационно - побудительную функцию.

- ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения.

В этом плане  ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
- В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. То есть ролевые игры выполняют
воспитательную функцию.

- обеспечивая осуществление желаний подростка, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.
- ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Следовательно, ролевая игра выполняет
ориентирующую функцию.

Чаще всего в учебном процессе используются контролируемая,  умеренно – контролируемая, свободная и сценарная ролевые игры [Шарафутдинова Т.М,2005]:
-
контролируемая ролевая игра может быть построена на основе диалога. Участники получают необходимые реплики.
- умеренно – контролируемая ролевая игра –
ролевая игра, при подготовке к которой участники получают общее описание своих ролей, на основе которого готовят свое индивидуальное ролевое задание.
-
свободная ролевая игра - это ролевая игра, при подготовке к которой учащиеся получают обстоятельства общения. Эта игра служит формированию индивидуальных и групповых навыков самостоятельной работы по предмету.

Технология применения ролевой игры состоит из нескольких этапов [ Щукин А.Н,2004]. :
1.
Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры.
2.
Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы , формулировка главной цели урока, а так же необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации.
3.
Этап проведения - процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную ситуацию, выполняя определенные роли.
4.
Этап анализа и обобщения. По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать.

В настоящее время существует большое количество разнообразных учебно-методических комплексов, составленных разными авторами. В соответствии с рассматриваемой проблемой нас интересует, уделяется ли в современных учебно-методических комплексах достаточное внимание использованию ролевых игр, направленных на формирование языковых навыков на начальном этапе изучения иностранного языка.
Для реализации этой задачи было проанализировано два учебника английского языка, используемых в средних общеобразовательных школах:
Биболетовой М.З., Добрыниной Н.В., Ленской  Н.А.
Enjoy English 5-6 (для 5-6  классов); Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. 6 (для 6 класса).
Учебники анализировались с целью установить, используются ли в них ролевые игры, направленные на формирование лексических, фонетических и грамматических навыков, какой процент они составляют от общего количества упражнений, какие виды игровых упражнений представлены в учебниках.

Проанализировав учебники, можно сделать вывод о том, что в учебниках, используемых в средних общеобразовательных школах, предусмотрен достаточный комплекс ролевых упражнений, направленных на формирование языковых навыков. Что, безусловно, является достоинством, т. к. практика показывает положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс всех видов игр. Игра выполняет важную функцию, способствуя накоплению языкового материала у ребенка, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков и умений.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
Кроме того игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении [ Выготский Л.С,1966].  
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т. д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68351. Современное состояние национальных отношений в РФ. Трудности, проблемы. Кризисные явления 25 KB
  Принятие конституции Республики Чечня вроде бы наметило пути разрешения многолетней напряжённости однако теракт 9 мая в Грозном показал что до ситуации спокойствия в республике ещё далеко. Самыми кричащими явлениями выступают республики Башкортостан и Татарстан.
68352. Советская национальная политика в 1930-е года 21 KB
  К концу 1933 года существовало около 250 национальных районов 5000 сельсоветов. С 1921 по 1941 годы произошло значительное повышение уровня грамотности грамотными были уже более 60 миллионов человек одновременно причинами и результатами данного факта являлось издание...
68353. Советская национальная политика в 1920-х годах 27 KB
  Все вновь образованные ССР вошли в состав СССР. Так примерами являются Институт национальной культуры советского Востока кафедра по делам национальностей при Институте советского права НИИ национальностей при ЦИК СССР.
68354. Советская национальная политика в 20-30-е годы 25.5 KB
  Все вновь образованные республики вошли в состав СССР. В 1936 году принята новая Конституция по которой СССР провозглашался союзным государством образованным на основе добровольного объединения равноправных республик.
68355. Советская национальна политика 1945-53 года 23 KB
  На Украине в Молдавии в Прибалтике оставались элементы сотрудничавшие с фашистами и настроенные против власти СССР. Заявление о создании в ходе ВОВ советского народа принципиально нового явления базирующегося на дружбе народов СССР героизме этих народов проявленного в ходе войны который и сплотил их в единую нацию.
68356. Понятие и элементы объективной стороны преступления в современной науке российского уголовного права 139 KB
  В данной работе мне хотелось бы раскрыть такую тему, как учение об объективной стороне преступления в теории уголовного права. А именно, раскрыть понятие объективной стороны преступления в разных эпохах и привести различные мнения авторах разного времени. Также, хотелось бы, более детально рассказать об основных (обязательны) и факультативных признаки.
68357. Коренные народы Сибири: опыт управления в Российской империи и СССР (XVII–XX вв.) 55 KB
  Граница Российской империи в Сибири имела приблизительно те же очертания что и сейчас. И народы Поволжья Приуралья и большинство коренного населения Сибири было знакомо с этой практикой применявшейся у них до прихода русских людей в течение длительного времени.
68358. Межэтнические контакты славян с их соседями в Средней Сибири в XVII-XIX веках 47.5 KB
  В итоге к концу XIX в. Учитывая отсутствие сообщений о переселениях отсюда тунгусов в каких-либо заметных масштабах сведений о их гибели в результате голодовок или эпидемий можно полагать что полное исчезновение к концу XIX в.
68359. Аграрное развитие и судьбы коренного населения Средней Сибири в XVII–XIX веках 46 KB
  Под Средней Сибирью современные географы понимают, в основном, территорию бассейна Енисея и некоторые соседние районы баcсейна Оби. Большая часть коренного населения данного региона в XVII-XIX вв. входила в состав Русского государства и жила рядом с пришельцами, в основном...