53471

Простудные заболевания

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Познавательные: Сформировать понятия: симптом, патогенные микроорганизмы (вирусы; микробы: бактерии, грибы), респираторный. Воспитательные: Формирование сознательного, ответственного отношения к своему здоровью.

Русский

2014-02-27

37.5 KB

2 чел.

Конспект урока

Тема урока: Простудные заболевания

Цель: Формировать знания детей о простудных заболеваниях: ОРЗ и ОЗВИ.

          Закрепить полученные знания о системе органов дыхания.

       

Задачи:

Познавательные: Сформировать понятия: симптом, патогенные микроорганизмы (вирусы; микробы: бактерии, грибы), респираторный.

Воспитательные: Формирование сознательного, ответственного отношения к своему здоровью.

Развивающие: Развитие наглядно-образного мышления через работу со схемой («Органы дыхания»);

                      Развитие речи путем: пополнения словарного запаса учащихся новыми словами; развития умения точно формулировать мысль, вывод по вопросу в ходе беседы с учителем.

Название этапа

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Настрой учащихся на учебную деятельность

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Проверяют наличие на партах:

- листовок;

- самоклеящихся квадратов (2зел, 2 красных), треугольников (1 оранжевый);

- цветных карандашей

Постановка темы урока

Подготовка к вступительной беседе.

Сегодня у нас с вами урок здоровья и мы поговорим на тему самого распространенного заболевания. С ним связано почти половина потерь рабочего времени у взрослых и больше половины пропусков школьных занятий у детей. Это простудные заболевания.

Прежде чем приступим к беседе, я прошу вас выполнить задание 1, отметить в квадрате настроение на  начало урока.

Теперь ответьте на 2 вопрос, какого состояние вашего здоровья и разместите его на соответствующих ступенях.

Дети работают с листовкой, прикрепляя зеленый квадрат, если настроение хорошее, красный квадрат, если настроение плохое.

Затем, на ступенях отмечают состояние здоровья:

1 ступень – замечательное, как у чемпиона

2 ступень – чуть хуже

3 ступень – плохое

Вступительная беседа

Актуализация знаний учащихся

Ответьте на вопрос: Кто несет ответственность за ваше здоровье? Ответственность — это

А во время того, когда вы находитесь одни? Идете в школу, находитесь дома без взрослых?

Уроки здоровья призваны помочь сохранять свое здоровье самостоятельно.

Посмотрите на доску, что вы видите? А чем они различаются? Сейчас нам нужно выделить признаки здорового и больного человека. Для этого вы по очереди будете выходить к доске, брать признак и прикреплять к той картинке, на которую думаете.

Ребята, а почему во второй колонке признаков больше чем в первой?

А когда человек болен, что он делает?

Что такое болезнь?

Когда мы приходим в больницу, по каким признакам врач определяет, что мы заболели? (Мы их уже перечисляли)

Как эти признаки называются в медицине?

Впишите в графу 3 задания определение симптома.

Родители, учитель, бабушки, дедушки…

Сами несем ответственность.

Детей, один здоровый, другой больной

- румяный цвет лица

- хорошее настроение

- ничего не болит

- много сил

- температура в норме (t 36,6)

- комфортно чувствует себя;

- плохое настроение

- быстрая утомляемость

- повышенная температура

- насморк

- боль в горле

- головная боль

- слабость

- расстройство желудка

- бледность

Признаков нездорового человека больше, т.к. когда человек здоров ему хорошо, комфортно и он занимается своими делами, ходит на работу, учебу в школе.

Берет больничный и лечится дома.

Нарушение нормальной жизнедеятельности организма.

Симптомы – признаки болезни

Физминутка

Смена деятельности,

отдых

  1.  Наклоны головы (вправо-влево, вперед-назад)
  2.  Руки перед собой, сцепить в замок, выполнить волну.
  3.  Руки на пояс (наклоны: вправо-влево, вперед-назад)

Выполнение упражнений под руководством учителя.

Изучение новой темы

Ввод нового материала

Итак, мы с вами перечислили признаки больного и здорового человека и выяснили, что все симптомы приводят к снижению жизненной активности.

Как вы думаете, чем могут быть вызваны симптомы простудных заболеваний?

Все это носит название в медицине: патогенные микроорганизмы. (вешаем на доску)

Итак, запишите в задании под цифрой 4: патогенные микроорганизмы – это болезнетворные мельчайшие организмы, вызывающие инфекционные заболевания. (рисуем табл). Я хочу вам рассказать о вирусах и бактериях, а точнее о их различиях. Бактерии живут везде — в воздухе, воде, в почве, в пище.  Они способны воспроизводиться как в теле человека, так и в окружающей среде. Вирусы — самые опасные враги для нашего здоровья. Они даже не являются живыми клетками, они — микробы-захватчики. Вирусы проникают в клетки организма и устанавливают там свою власть. Вирусы не могут размножаться вне тела хозяина. Чтобы воспроизводиться, вирусу надо внедриться в чужую клетку и задействовать ее ресурсы.

Каким способом вирусы попадают в организм?

Воздушно – капельный путь

Из чего состоит воздух?

Контактный.

Почему так происходит?

В зависимости от того, что явилось причиной заболевания есть 2 вида простудных заболеваний.

Учитель на доске пишет: ОРЗ и ОРВИ

Вы когда-нибудь слышали о таких заболеваниях?

Знаете как они расшифровываются?

Острое респираторное заболевание и острая респираторно вирусная инфекция.

Все ли слова вам известны?

Респираторный – в анатомии – дыхательный, относящийся к дыханию.

Запишите в окошке под цифрой 5.

Какие органы относятся к дыханию? Кто поможет мне и выйдет к доске, что бы подписать их на рисунке?

Выполните задание 6. Подпишите на схеме названия органов дыхания.

Общее в названии этих заболеваний мы выяснили, теперь давайте найдем разницу.

Дело в том, что причины по которым возникают эти заболевания разные. В случае если, вы переохладились, это ОРЗ, если же заразились, это ОРВИ. (на доске под названиями пишем отличительные черты по мере их перечисления)

Поэтому и течение болезни разное. При ОРЗ, медленное развитие болезни; проявляются такие симптомы как: насморк или першение в горле, головные боли, воспаляются кариозные зубы, болит спина, невысокая температура.

При ОРВИ: стремительное начало болезни: высокая температура, острая боль в горле, кашель, заложенность носа.

Симптомы простудных заболеваний могут быть вызваны: вирусами, микробами, бактериями, грибами.

Заполнение 4 задания.

Воздух состоит из кислорода, углекислого газа, примесей веществ, частичек пыли, паров воды.

Патогенные микроорганизмы попадают в организм с воздухом и оседают на слизистых оболочках. Затем начинают активно размножаться, и в процессе жизнедеятельности выделять токсины. Человек заболевает.

В целях предосторожности нужно закрывать нос, когда чихаешь.

Контактный: вирусы передаются с предметами обихода, поэтому нужно мыть руки,  особенно перед едой, продукты питания.

Да.

Нет.

Нет.

1 человек, к доске, показывает на схеме.

Физминутка

Смена деятельности, отдых; новая информация о дыхании.

Что мы должны делать, когда заболеем?

А как можно помочь себе во время болезни?

Правильно, но еще человек может помочь себе сам, для этого есть самомассаж. У человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма, слизистых оболочек носа, горла, бронхов. Для того, что бы выполнять этот массаж следует помнить о нескольких правилах: следует надавливать на точку массажа, делать круговые движения 9 раз по часовой стрелке, делать круговые движения 9 раз против часовой стрелки.

Зона 1 — область всей грудины, которая является важнейшим кроветворным органом. Она связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, а также костным мозгом грудины; при массаже данной зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

Зона 2 (яремная ямка) связана с тимусом (вилочковой железой), регулирующим созревание Т-лимфоцитов, гормонов роста и общее развитие организма.

Зоны 1 и 2 — основа основ. Наше кроветворение. Наш иммунный статус. Крепкая защита организма.

Зона 3 находится в развилках сонных артерий. Она связана с особыми образованиями, контролирующими химический состав крови. Местный массаж улучшает кровообращение, обмен веществ, выработку инсулина и других гормонов.

Зона 4 — верхние отделы шеи, в области 1-5-го шейных позвонков. Здесь расположено важнейшее образование — верхний шейный симпатический узел (ганглий). Он стоит на пути всех сигналов к мозгу, которые поступают от внутренних органов через нервные вегетативные узлы, расположенные цепочкой вдоль позвоночника.

Зона 5 находится в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонков. Это также важнейшая область, перекресток всех путей, проходящих от туловища к голове, головному мозгу.

Воздействие на зоны 4 и 5 дает колоссальный оздоровительный эффект: нормализует вегетососудистый тонус, улучшает кровообращение, работу головного мозга, оздоравливает миндалины, помогает снять боли в голове, ушах, шее.

Зона 6 находится в местах выхода второй ветви огромного тройничного нерва. Массаж улучшает носовое дыхание, состояние зубов, слизистых носа и гайморовых пазух, стимулирует организм на выработку собственного интерферона и других антивирусных веществ.

Зона 7 — выход первой ветки тройничного нерва. Воздействие на эту область улучшает кровоснабжение лобных отделов мозга и пазух носа, укрепляет зрение, помогает умственному развитию.

Массаж 
зоны 8 (ушные козелки) положительно воздействует на орган слуха и вестибулярный аппарат.

Зона 9 находится на кистях рук. На них расположено множество важных биоточек и зон, воздействие на которые стимулирует работу головного мозга и всего организма.

Остаться дома, вызвать врача, пить лекарства...

лук, чеснок...

Закрепление

А сейчас давайте немного поиграем. Когда я буду называть признак ОРВИ вы хлопаете, когда признак ОРЗ топаете.

Заболели от переохлаждения

температура нарастает постепенно

стремительное развитие болезни

першение в горле

заложенность носа

причина болезни — вирус

головные боли

острая боль в горле

На этом закончим нашу игру и подведем итоги урока.

Топают

топают

хлопают

топают

хлопают

хлопают

топают

хлопают

Итог урока

Выяснить, чему научились, чего нового узнали.

С какими новыми понятиями познакомились?

В чем отличие ОРЗ и ОРВИ?

симптом, патогенные микроорганизмы (вирусы; микробы: бактерии, грибы),


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68016. Первая медицинская помощь при кровотечениях 21.04 KB
  Кровотечения могут быть внешними когда кровь изливается наружу и внутренними когда целостность кожных покровов не нарушена и кровь изливается в органы или в межтканевые промежутки. При небольших поверхностных поражениях сосудов кровь обычно вытекает в рыхлую клетчатку возникает гематома синяк.
68020. Направления развития искусственного интеллекта 75.32 KB
  В настоящее время используются более сложные структуры естественно-языковых интерфейсов которые включают: морфологический анализ –анализ слов в тексте; синтаксический анализ –анализ предложений грамматики и связей между словами; семантический анализ –анализ смысла каждого предложения...
68021. Принципы построения многопроцессорных вычислительных систем 18.21 KB
  Отметим что начать исследование проблемы синтеза интеллектуальных систем представляется целесообразным с обзора существующих научных взглядов проблем достижений и перспектив в области построения многопроцессорных вычислительных систем. Ведь как мы уже определили выше интеллектуальная...
68022. История противодействия коррупции в российском государстве - период до 1917 года 37.22 KB
  История коррупции не уступает по древности истории человеческой цивилизации. Коррупция в России - наиболее сложное и неоднозначное явление, специфичность которого связана с особым менталитетом, присущим россиянам.
68024. Протокол RIP (Routing Information Protocol) 121 KB
  В соответствии с протоколом RIP любая машина может быть маршрутизатором. В основу алгоритма маршрутизации по протоколу RIP положена простая идея: чем больше шлюзов надо пройти пакету тем больше времени требуется для прохождения маршрута. Другая идея которая призвана решить проблемы RIP...