53583

Афины при Перикле

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сформировать представление о деятельности народного собрания о причинах возвышения и расцвета Афин. А так же сформировать понимание у учащихся в чем проявилась особенность афинской демократии. Вождь афинской демократии Перикл.

Русский

2014-03-01

87.5 KB

15 чел.

Тема Урока: «Афины при Перикле»

Цели урока:

Образовательная:

Сформировать у учащихся представления о государственном выдающемся деятеле - Перикле, значении его деятельности. Подвести к пониманию роли личности в истории. Сформировать представление о деятельности народного собрания, о причинах возвышения и расцвета Афин. А так же сформировать понимание у учащихся, в чем проявилась особенность афинской демократии.

Развивающая:

Развить умения работы с текстом учебника: самостоятельно делать выводы, выделять главное на основе исторического документа, формировать умение комментировать, анализировать. Продолжить формирование временных и пространственных представлений. Умение объяснять и понимать исторические термины.

Воспитательная:

Способствовать развитию уважения и любви к Родине на примере деятельности Перикла; понимание важности участия граждан в жизни страны, государства.

        Понятия: Оратор, драхма; народное собрание, должностное лицо; демократия.

Тип урока:  Сообщение новых знаний.

Оборудование урока: 

Карта «Древняя Греция»; атласы; схема «источники рабства»; портрет Перикла; лента времени; схема « народное собрание», мультимедиа.

         материалы для мультимедиа.

        Литература к уроку:

Уколова В. И. и Маринович Л. П. «история Древнего мира»; Вигасин А. А.,

Годер Г. И., Свенцицкая И. С. «история Древнего мира»; Саплин, Саплина «история Древнего мира»;

Годер Г. И.«Методические рекомендации по истории Древнего мира»; Калистов, Утченко «Древняя Греция.

Книга для Чтения».

План урока:

1. Вождь афинской демократии - Перикл.

2. Народное собрание в Афинах

3. Оплата государственных должностей

4. Могущество и богатство Афин

5. Рабы                                                   

 

Домашнее задание: (слайд)

  1.  читать и знать параграф 38
  2.  уметь объяснять новые слова
  3.  отвечать на вопросы 1,2,4

     4. составить устный мини-рассказ на тему «Как я стал рабом».

                                                                                              

                                                                                                                     Ход урока

Методы и приемы

                                                          Содержание урока

Виды деятельности учащихся

Предположительный ответ учеников

Организационный момент

Вступитель-ное слово

Театрализация

Работа с лентой времени

Беседа

Картинное описание

Беседа по картине

Работа с учебником.

Комментированное чтение документа

Работа с картой и атласами

Описание картины с  элементами беседы.

Работа с текстом учебника

Заключительная беседа

Здравствуйте, ребята! Посмотрите все внимательней на свои парты! У всех есть учебники, атлас и письменные принадлежности? Молодцы! А теперь попрошу вашего внимания!

«Он город любой мог связать иль оставить свободным,
И крепкой стеной оградить, и стены снова разрушить.
В руках его все: и союзы, и власть, и богатство», -
так говорил о Перикле историк в 5веке до н.э.

И так, тема нашего сегодняшнего урока «Афины при Перикле».

План урока: (слайд)

1. Перикл – вождь афинской демократии (здесь мы с вами попробуем охарактеризовать Перикла как гражданина Афин и политического деятеля)

2. Народное собрание в Афинах (в данном вопросе мы познакомимся с Народным собранием и узнаем, какие функции выполнял этот орган управления).

3. В третьем вопросе Оплата гос. должностей  мы с вами узнаем, какими делами занимались должностные лица и какую оплату за это получали.

4. Четвертым нашим вопросом будет могущество и богатство Афин, где мы рассмотрим развитие Афин при Перикле.

5.И на заключительном этапе нашего урока мы с вами поговорим о рабстве в Афинах, где повторим основные источники рабства, а также права рабов.

Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос- «Почему Афины достигли небывалого расцвета в V веке до н. э.?»(записать на доске) (слайд)

Ребята, а как вы понимаете значение слова «расцвет»?

Итак, мы переходим к нашему первому вопросу»

Перикл – вождь афинской демократии (слайд)

Сейчас мы с вами посмотрим небольшой спектакль.

И вы должны записать, какие качества помогли Периклу стать достойным правителем?

- Напрасно полагаешь, Перикл, что, подлаживаясь к народу, ты можешь подорвать влияние Кимона! Нужно быть последним глупцом, чтобы надеяться на это!
Так кричал аристократ Кинофил, неотступно следуя за Периклом, шедшим своей обычной дорогой из Совета пятисот домой.
- Стыдись, безумец! Ты человек знатного рода, твой отец разбил персов, а ты, забыв своих друзей, кривляешься на потеху подлой черни!
Перикл не отвечал. Он молчал всю дорогу, слушая визгливые крики Кинофила, а когда они дошли до дома, спокойно позвал раба и приказал ему, взяв факел, проводить грубияна домой.

Итак, какие качества помогли Периклу стать достойным правителем?

Молодцы, ребята! Ведь благодаря этим качествам, Перикл на протяжении десятилетий был вождем афинского демоса.

В 443 г. до н.э. афиняне первый раз избрали Перикла на высшую должность.

Ребята, давайте начертим ленту времени.

Начертите у себя в тетрадях ленту времени.

Для начала давайте отметим тот год, в котором мы живем.

Отложите на ленте времени дату избрания Перикла.

Какой это век?

Сколько лет назад состоялось избрание Перикла?

В каком году Солон начал проводить свои реформы?

Какой год был раньше? Насколько?

Молодцы!

А теперь давайте вспомним,  как афиняне называли управление в своем государстве?

А что такое демократия?

Кто считался афинским гражданином?

 

Большую часть демоса составляли ремесленники и мелкие торговцы, строительные рабочие, резчики по камню, скульпторы, «корабельная чернь» — гребцы, матросы, плотники, земледельцы Аттики. Весь этот небогатый люд управлял Афинским государством. Главным органом управления было Народное собрание.

Итак, мы  с вами перешли ко второму вопросу нашего плана –

Народное собрание в Афинах (слайд)

Несколько раз в месяц, на улицах Афин раздавались голоса глашатаев, призывавших на народное собрание. Людей было так много, что ни одно помещение не могло вместить всех афинских граждан. И народное собрание для решения государственных дел собиралось на Пниксе – пологом холме под открытым небом.  Народное собрание собиралось 3-4 раза в месяц. В такой обстановке Народное собрание выбирало путём поднятия рук стратегов. Тайным голосованием Собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры и принимало законы.

Народное собрание - верховный орган власти Афин,  собиравшийся  десять раз в год.

В центре акрополя расположена уже знакомая нам статуя Афины и главный храм этой богини – Парфенон.

Верховная власть в афинском государстве принадлежала народному собранию. Оно собиралось три-четыре раза в месяц. Слева на рисунке – скиф в остроконечной шапке и с кнутом в руке – он следит за порядком.

Давайте вместе внимательно посмотрим на картину, на которой изображено Народное собрание. (учебник стр. 182 – черн. и слайд)

Кого прогоняет с собрания стражник?

Верно. На картине стражник прогоняет переселенца, т.к он не мог участвовать в обсуждении государственных дел.

На Народном собрании могли присутствовать только граждане — мужчины начиная с двадцатилетнего возраста.

Как называют человека обращающегося к демосу со ступки?

А кто, по-вашему, такой оратор?

А почему люди на картине делают?

По какому поводу они голосуют?

А чем же занималось народное собрание? Какие вопросы оно решало?

Давайте составим с вами схему.

Схема на доске.

Последней функцией НС мы с вами отметили выбор должностных лиц. Надо отметить, что именно во времена правления Перикла, в сфере гос. службы происходят существенные изменения. Таким образом, мы с вами переходим к третьему пункт нашего плана.

Оплата гос должностей (слайд)

Ребята, давайте откроем учебник § 38 (40) пункт 5 (2). Давайте прочитаем этот пункт вслух. А после прочтения, вы должны будете ответить на вопрос «Что изменилось в положении бедняков в 5 в. до н.э?».  Один ученик читает в слух.

Итак,  как же изменилось положение бедняков?

Молодцы!

Вот видите, ребята, все делал Перикл на благо Греции, её развития и расцвета.

А сейчас мы поработаем с документом. Перед вами находится отрывок из речи Перикла перед согражданами (стр. 198 красн.).

Давайте с вами в ходе прочтения подумаем, кому было выгодно возвышение Афин? Итак, внимательно следим за моим чтением.

Нашим городом управляет не горсть людей, а большинство народа. О чем здесь говорится?

Бедность или низкое общественное положение не мешает у нас человеку занять почетную должность, если он способен принести пользу государству. Кто, по словам Перикла, мог участвовать в управлении страной?

Бедность ни для кого не является позором, но позорно, если человек сам не стремится избавиться от бедности трудом. К чему призывают эти слова?

Мы не питаем неприязни к соседу, не возмущаемся им, если он поступает так, как ему нравится. Мы проявляем терпимость.

Мы всем разрешаем посещать наш город и осматривать его. Что имеется ввиду?

Наше государство является школой всей Эллады, и каждый из нас может с легкостью проявить свою личность в самых различных жизненных условиях. Почему? Как?

Ну а теперь вернемся к нашему вопросу: кто же был заинтересован в могуществе Афин

Правильно ребята. И вот теперь мы с вами смело можем отправиться к следующему пункту нашего плана «Могущество и богатство Афин» (слайд)

Перикл много сделал для укрепления могущества своего полиса. Главную силу Афин он видел во флоте. Каждый год в течение восьми месяцев флот плавал по Средиземному морю. Морякам в это время тоже платили деньги. Афинский флот уничтожил пиратов. Наступило время расцвета Афинской морской торговли. Здесь собирались иногда до 400 кораблей. При Перикле было завершено строительство стен от Афин до Пиреи. Он находился в 5-6 км от Афин.

Во времена Перикла Афины достигли небывалого расцвета. Они превратились в самый красивый и цветущий город. И сегодня мы с вами отправимся в главный порт Афин – Пирей.

Но нам, как отважным капитанам, просто необходимо вспомнить место расположения этого славного порта. Итак. Мне нужен помощник. Кто будет нашим главным капитаном?

Выходи к карте, а остальные ребята откроют карты в атласах. (слайд)

Итак, для начала мы определимся, где у нас находится Греция?

А на какие части она делилась?

Хорошо, а в какой части находятся Афины?

Замечательно. Теперь мы смело можем отправиться в Пирей. (слайд) Ну а пока мы плывем, о порте Пирей нам расскажет ____. Спасибо, молодец.

А теперь давайте посмотрим на экран, что же могли ввозить в порт и вывозить из него?

Это все верно. Но был еще один важный предмет торговли это Рабы.

Конечно. И мы переходим к последнему пункту нашего плана «Рабы» (слайд).

Рабы составляли значительную часть жителей Афин. «Рабы есть у вех» - утверждал один из писателей. «Мы свободные, ведь живем трудом рабов» - вторил ему известный оратор. Рабов в основном привозили из Фракии, Северного Причерноморья и Малой Азии. Раб был совершенно бесправен. Он не имел ни имущества, ни семьи. Его называли говорящим орудием.

Давайте   определим: источники рабства и области применения труда рабов, для этого открываем  учебник  и читаем пункт  «Рабы», на стр.197 (2 минуты на прочтение)

Составляем схему.

Итак какие источники рабства вы узнали?

А за долги человека могли продать в рабство?

А где использовался труд рабов?

Итак, ребята, теперь вы много знаете об  Афинском государстве в 5 в. до н.э.

И теперь вы с легкость ответите мне на мои вопросы.

Каковы различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте?

Какое государство кажется вам более справедливым?

 

Можно ли считать афинское государство во времена Перикла образцовым?

Давайте вспомним вопрос, который мы поставили перед собой в начале занятия «Почему Афины достигли небывалого расцвета в V веке до н. э.?» (слайд)

В заключение необходимо сказать, что Афины в 5 в. до н.э. достигли своего небывалого подъема, как в политическом, военном и культурном отношениях, так и в области укрепления демократии. Большая заслуга в этом принадлежит Периклу.

Ребята, а что на сегодняшнем занятии показалось вам наиболее интересным? Может быть,  что-то вызвало трудности? Какое-то задание, наоборот, было легким для вас?

Давайте запишем домашнее задание: (было задано ранее)

     1.читать и знать параграф 38

2.уметь объяснять новые слова

3.отвечать на вопросы 1,2,4

     4. составить устный мини-рассказ на тему «Как я стал рабом».

На этом наше сегодняшнее занятие окончено. Все работали хорошо.

Молодцы! До свиданья!

Ученики настраиваются на работу

Записывают в тетрадь тему урока.

Записывают вопрос в тетради.

Отвечают на вопросы

Чертят ленту времени.

Один ученик выходит к доске к ленте времени.

Отвечают на вопросы

 

Участвуют в обсуждении

Рисуют схему в тетради.

Один ученик читает вслух, остальные следят по тексту и затем отвечают на вопрос.

Следят за чтением и отвечают на вопросы.

Один ученик стоит у карты, остальные следят по атласам

Выделяют главное из текста учебника.

Переносят схемы в тетрадь

Подведение итогов занятия

Расцвет – это наивысшая точка развития.

Ум,хорошее образование, прекрасная выдержка, не терял самообладания, хороший оратор.

2013

443г. до н.э.

5 в. до н.э.

2456 лет назад.

в 594 г. до н.э.

594г.до н.э., раньше на 151 год

Демократия

Демократия – власть народа.

Граждане – коренные жители Афин, у которых оба родителя являлись жителями Афин.

Раба, преступника, переселенца

Оратор

Оратор – человек, умеющий произносить речи.

Голосуют.

По поводу разрешения остаться или покинуть место переселенцем.

Выбирало стратегов,

объявляло войну и заключало мир,

издавало законы,

распоряжалось казной,

выбирало должностных лиц.

Им начали платить деньги за заседание. Была введена оплата некоторых должностей. Бедные слои населения получили возможность участвовать в политической жизни страны.

О демократии

Тот, кто мог приносит пользу государству, даже если он беден

К труду

Город открыт для иностранцев

Политическая, культурная жизнь Афин

Все граждане

Показывает

Северная, Средняя, Пелопоннес.

В средней.

Предположения:

Зерно,Масло

Рабы

Пиратство; Плен;

Дети рабов; (Продажа за долги, последнее зачеркиваем, т.к. она была к тому времени уже отменена-при Солоне в 594 до нэ)

Нет, Солон отменил продажу за долги

Рудники; Домашняя прислуга;

Сельское хозяйство;

Ремесло;

В Древнем Египте-

деспотия, в Афинах демократия.

Высказывают свое мненеие.

Нет, т.к.30-40 тыс.        жителей Афин из них только 200 могли участвовать       в управлении.

При нём в управлении

государством

стали принимать

участие граждане.

Основным органом

Управления становится

Народное собрание,

состоящее  из граждан.

Ответы.

Записывают домашние задание

PAGE   \* MERGEFORMAT 9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19178. ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ТАБЛЕТОК НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ СТАДИИ СПЕКАНИЯ 322 KB
  ЛЕКЦИЯ 13 ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ТАБЛЕТОК НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ СТАДИИ СПЕКАНИЯ На начальной стадии спекания изменение объема прессовки определяется процессами припекания частиц. С увеличением площади контакта поры локализуются на границах и представляют собой совок...
19179. Рекристаллизация в процессе спекания 224.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 14 Рекристаллизация в процессе спекания В любом поликристаллическом материале при нагревании до высокой температуры возрастает средний размер кристаллитов зерен. При этом некоторые из них напротив уменьшают свои размеры или исчезают вообще. Под ростом зерен...
19180. Способы активации спекания и управления структурой топливных таблеток 1.05 MB
  ЛЕКЦИЯ 15 Способы активации спекания и управления структурой топливных таблеток Технологические факторы ускоряющие спекание подразделяются на три вида: механические; теплотехнические; химические. В соответствии с этим различают три типа активирования спекания: м
19181. Контроль производства и качества таблеток 767.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 16 Контроль производства и качества таблеток Качество таблеток во многом определяет работоспособность твэлов. Поэтому изготовление внешне довольно простых изделий сопровождается большим объемом контроля как всего технологического процесса так и готовых
19182. Технология производства оболочек твэлов энергетических реакторов 154 KB
  ЛЕКЦИЯ 17 Технология производства оболочек твэлов энергетических реакторов Выбор технологического процесса изготовления труб для оболочек твэлов включающего выплавку металла получение трубной заготовки получение полой гильзы и передел холодной деформации опре...
19183. Технология производства труб для реакторов на быстрых нейтронах 146.5 KB
  ЛКЦИЯ 18 Технология производства труб для реакторов на быстрых нейтронах В реакторах на быстрых нейтронах оболочки твэлов и чехлы ТВС выполнены из нержавеющих сталей. Типичная технология изготовления оболочек твэл из нержавеющих сталей включает следующие операци...
19184. Герметизация тепловыделяющих элементов 1.51 MB
  ЛЕКЦИЯ 19 Герметизация тепловыделяющих элементов Эксплуатационная надежность твэлов во многом определяется качеством выполненных сварных соединений. Она прямым образом связана со свариваемостью используемых конструкционных материалов с конструкцией соединений...
19185. Сварка твэлов с оболочками из легкоокисляющихся металлов 1.07 MB
  ЛЕКЦИЯ 20 Герметизация тепловыделяющих элементов. Сварка твэлов с оболочками из легкоокисляющихся металлов Газодувная сварка. Как правило сварку при изготовлении твэлов с использованием оболочек из легкоокисляющихся металлов в частности циркониевых сплаво
19186. Сборка твэлов и ТВС энергетических реакторов 3.04 MB
  ЛЕКЦИЯ 21 Сборка твэлов и ТВС энергетических реакторов В активную зону современных энергетических реакторов загружается 40 50 тысяч твэлов. Производительность завода по производству твэлов составляет несколько сотен тысяч в год. К твэлам предъявляются высокие треб