53588

А.П. Чехов «Ванька»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом А. Чехова Ванька Задачи урока: Образовательные: систематизировать и обобщить знания по теме продолжить знакомство с творчеством А. Ребята а какое мужское имя на Руси было самое распространенное Иван Ваня Иван - это полное имя а неполное как звучит Ваня А рассказ который мы будем с вами изучать на уроке называется Ванька. Заметьте рассказ называется не Ваня не Ванечка и не Иван а Ванька.

Русский

2014-03-01

1019 KB

7 чел.

Конспект пробного урока по чтению,

Который будет дан

В школе №1090 во 3«А» классе

У учителя Касаткиной Натальи Витальевны

Студенткой 32 группы

Анисимовой Екатериной Сергеевной

Подпись учителя: ______________

Подпись методиста: _____________

Отметка:  ___

Тема урока: А.П. Чехов «Ванька»

Цель урока:

- познакомить учащихся с рассказом А.П. Чехова «Ванька»

Задачи урока:

Образовательные:

- систематизировать и обобщить знания по теме

- продолжить знакомство с творчеством А.П.Чехова

Развивающие:

- формирование у детей навыков осознанного чтения;

    - развитие внимания;

     - развитие навыка выразительного чтения.

Воспитывающие:

- развивать интерес к чтению;

- воспитывать читательскую активность

- воспитывать эстетически развитого читателя, способного к пониманию     позиции автора и собственному суждению о произведении

Оборудование учителя:

  1.  Учебник
  2.  Рабочая тетрадь
  3.  Наглядный материал (портер А.П. Чехова, репродукция картины В.Е. Маковского «Свидание», юллюстрации(картинный план рассказа), таблички со словами для словарной работы )

Оборудование ученика:

  1.  Учебник «Литературное чтение 3 класс» Л.А. Ефросинина
  2.  Рабочая тетрадь «Литературное чтение 3 класс»  Л.А. Ефросинина

Этап урока

Содержание

Примечания

I   Организационный момент

II Подготовка

1.

а) Сведения об авторе произведения

б) Рассматривание репродукции картины, связанной с темой урока

Физминутка

2.

Словарная работа

III Первичное восприятие произведения

IV Повторное чтение с анализом содержания

а) Анализ прочитанного по вопросам учителя

б) Составление плана

V Подведение итогов

VI Задание на дом

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте готовность к уроку. Все ли у вас на месте? Учебник, тетрадь с печатной основой, дневник, (пенал). Мы с вами уже были знакомы. Но я вам напомню, меня зовут Екатерина Сергеевна и сегодня урок чтения проведу у вас я.

Прежде чем начать работу с новым произведением, я хочу задать вам вопрос, что вы можете мне рассказать про Антона Павловича Чехова? Что вы помните из его биографии?

(Антон Павлович Чехов родился 17 января 1860, в Таганроге.  Выдающийся русский писатель, драматург, а по профессии был врач. За 26 лет творчества Чехов создал более 900-сот различных произведений. Именем писателя назван подмосковный город Чехов.  Чехов пользовался всевозможными псевдонимами. Антоша, Антоша Чехонте. В очень многих городах, Чехову были возведены памятники. Благодарные читатели возвели памятники даже героям его рассказов. Например в Челябинске есть памятник Каштанке. И в Таганроге в городе, где он родился, есть памятник по мотивам рассказа «Каштанка».  Долгое время прожил в Ялте.)

А как вы думаете, почему я, вдруг, в начале урока, решила вспомнить про А.П.Чехова?

(потому, что он автор произведения, которое мы будем изучать на уроке)

Молодец, это действительно так, но название произведения я скажу вам чуть позже.

А сейчас я покажу вам репродукцию картины Владимира Егоровича Маковского, которая называется «Свидание».

Давайте внимательно рассмотрим ее.

Кого изобразил на ней автор? (мальчика и женщину)

Как вы думаете, это близкие или чужие люди? (близкие)

Кем они приходятся друг другу, как вам кажется? (мать и сын)

Правильно, картина рассказывает о свидании матери с сыном, которые встретились после долгой разлуки.  Мальчик одет в старенькие штаны и поношенную рубашку, поверх которой повязан фартук. Наверное, тяжелое положение в семье и бедность вынудили родителей отдать сына в ученье к какому-нибудь ремесленнику.

Ученье в те годы было не такое как у вас, это не были уроки математики, русского и тд, а учили ремеслу, каждый должен был владеть каким-то делом. В селе работать было негде и ребят в возрасте 8,9 и 10ти лет из малоимущих и многодетных семей отправляли в город.

Но получалось так, что дети вместо ученья выполняли недетскую, трудную работу, получая за это гроши, а иногда вместо денег получали только подзатыльники. Правда, им давали возможность поесть, порой очень мало, порой только хлеб, но для семьи, которой нечем было кормить ребенка, и это было хорошо.

Такая судьба 150-200лет назад была не редкостью для мальчиков.

Я вам рассказала это, чтоб вы еще больше действительно прочувствовали, как нелегко приходилось в те времена жить простым и бедным людям, и поэтому встреча матери и сына были не только редкими, но и долгожданными и горькими событием. Женщина приехала из деревни, чтобы повидаться с сыном и покормить его. Ей явно очень жаль сына, и она молча наблюдает, как сын торопливо жует принесенный ею калач. А поскольку мальчик даже не снял фартук, он торопится вернуться на свое рабочее место.

Сегодня мы узнаем историю другого мальчика с нелегкой судьбой, которого тоже отправили в ученье.

Ребята, а какое мужское имя на Руси было самое распространенное?

(Иван/Ваня)

Иван – это полное имя, а неполное как звучит? (Ваня) 

А рассказ, который мы будем с вами изучать на уроке, называется Ванька. Заметьте, рассказ называется не Ваня, не Ванечка и не Иван, а Ванька. Какой оттенок носит это имя или как вы думаете, какое отношение было к этому мальчику? (пренебрежительный, не очень уважительный)

Сейчас нам предстоит с вами прочитать это произведение. Жанр определять мы уже не будем, потому в учебнике уже написано, что это рассказ. И я вас прошу, когда вы будете читать, подумайте, что больше всего вас удивило, что оказало на вас особое впечатление.

Давайте немного передохнем и приступим к работе с текстом.

Потрудились — отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Сели.

В рассказе встречается много устаревших слов. И чтобы у вас не возникли затруднения при чтении произведения, давайте разберемся, что они значат. Эти слова выписаны у вас на странице 59. Откройте ее.

Заутреня – служба в церкви, совершаемая рано утром.

Люди раньше были церковные. И каждый день было несколько служб: заутреня, обедня, вечерня.

Кобелёк – молодой пес(самец собаки).

Шпандырь – ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге.

«Со звездой… не ходят» – имеется в виду обычай в праздник ходить с поздравлениями по домам соседей.

С 6го на 7января взошла Вифлеемская звезда, и родился Иисус Христос. Этот праздник был назван Рождество. И в деревнях в этот праздник люди одевали звезду на палку, ходили по домам и поздравляли соседей.

Клирос – место для певчих (хора) в церкви.

Сидельцы – продавцы-зазывалы в лавках (магазинах).

Итак, давайте приступим к чтению рассказа, лучше всего читать с закладкой или карандашом, чтобы вам было удобно следить, потому что в любой момент я могу прервать вашего одноклассника и попросить вас продолжить.

Какое впечатление произвел на вас рассказ?

(растрогался, мне жаль Ваню и т.д.)

Найдите в тексте и прочитайте отрывки, из которых вы узнали, кто такой Ванька Жуков? Есть ли у него родители, где живет и т.д?

(Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца назад в ученье к сапожнику Аляхину…

Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.

Пожалей  ты меня, сироту несчастную…

Когда ещё  была жива Ванькина мать Пелагея и служила у господ в горничных, Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль.)

Давно ли Ванька попал в дом сапожника Аляхина? Зачем его привезли в город? (3месяца назад, учиться ремеслу)

Скажи, о ком вспоминал Ваня?

(О дедушке)

О чем Ванька рассказывает дедушке в своем письме?

(Поздравляет с Рождеством, рассказывает, как с ним обращаются хозяин и подмастерья, рассказывает про Москву, просит забрать домой)

Найдите и перечитайте отрывки, из которых мы узнаем, как жилось Ваньке в доме сапожника, как обращались с мальчиком хозяин и подмастерья.

(А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку.)

(Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой...)

Какие воспоминания о жизни в деревне остались у Ваньки Жукова?

Прочитай, как относилась к Ваньке барышня Ольга Игнатьевна?

(Больше всех хлопотала барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки. Когда еще была жива Ванькина мать Пелагея и служила у господ в горничных, Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину...)

Давайте составим с вами картинный план произведения. Нужно расположить картинки в том порядке, как происходили действия в рассказе.

Как вы думаете, что будет первым? 

(1-Ваня пишет письмо) 

Правильно. Теперь вспоминайте, о чем он думает, кому пишет?

И что будет вторым? 

(2-картина, где изображен дедушка)

На что он жалуется дедушке? (на то как с ним обращался хозяев) значит какая следующая картинка?

Так, что дальше? Правильно, Ванька рассказывает, как он чистил селедку неправильно, и что хозяйка стала ей «в харю тыкать».

Затем про что он рассказывает? (про Москву)

Что потом он вспоминает о жизни в деревне?

Правильно, про то, как они с дедом ходили за елкой.

Когда закончил писать письмо, что он сделал?

Выбежал на улицу и положил письмо в почтовый ящик.

Вернувшись домой, убаюканный сладкими надеждам, он заснул.

Вот такую грустную историю одного мальчика мы сегодня с вами узнали. Как вы думаете, письмо дойдет дедушке? (нет)

Почему? (потому что не написал адрес)

Автор не написал нам про это, но мы сами поняли, что мечты это несчастного мальчика не сбудутся.

Давайте обратимся к репродукции картины. Скажите, кому жилось тяжелей мальчику с картины или Ваньке? (Ваньке, потому что к мальчику могла приезжать мама, хоть иногда, но он с ней виделся)

Это произведение рассказало нам, как тяжело жилось в те годы простым людям. Нам с вами остается порадоваться, что за эти 150-200лет жизнь так изменилась.

Домашнее задание - краткий пересказ рассказа.

Спасибо, вы очень старались, хорошо себя проявили. Урок закончен.

Подчеркнуты интересные факты, которыми могу дополнить ответ детей.

На доску вывешиваю репродукцию картины В.Е.Маковского «Свидание»

Комбинированное чтение рассказа


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29399. Электропривод ротора 31 KB
  Требования к ЭП ротора буровой установки: Должен иметь мягкую механическую характеристику. Повышению эффективности привода ротора способствует применение электромагнитных муфт различных конструкций устанавливаемых между двигателем и ротором. Пуск и регулирование частоты вращения ротора связаны с потерями энергии в электромагнитной муфте приводящими к её нагреву и муфту необходимо интенсивно охлаждать.
29400. Назначение и конструктивные особенности электромагнитных муфт и тормозов буровых установок 118.5 KB
  Электромагнитные муфты скольжения. Частота вращения n2 n1 ведомого вала 1 зависит от тока возбуждения муфты и момента сопротивления на этом валу. Рассмотрим процесс разгона муфты. Пусть момент сопротивления Mc на ведомом валу муфты равен номинальному МНОМ и приводной двигатель вращает ведущую часть со скоростью n1.
29401. Электрооборудование буровых установок 85.5 KB
  Процесс бурения скважин включает в себя следующие операции: Спуск бурильных труб с долотом разрушающим инструментом в скважину. Наращивание колонны бурильных труб по мере углубления скважины. Подъем труб для замены изношенного долота. При роторном бурении вращение долота осуществляется с помощью колонны бурильных труб.
29402. Электропривод буровых лебедок 80.5 KB
  Кроме подъема и спуска колонны бурильных труб КБТ с помощью буровой лебедки часто осуществляют свинчивание и развинчивание труб их перенос и установку подъем и опускание незагруженного элеватора а также подачу долота на забой. Причем для подъема КБТ служат приводные двигатели лебедки а для спуска электромагнитные тормоза индукционного или электропорошкового типа или приводные двигатели в режиме динамического или рекуперативного торможения. Требования к электроприводу буровой лебедки. Электропривод буровой лебедки БЛ должен обеспечивать...
29403. Электропривод буровых насосов 44.5 KB
  Основными параметрами характеризующими работу насоса являются его подача Q и напор p развиваемый при заданной подаче. Мощность привода насоса определяется произведением Q∙p. В бурении в основном применяются поршневые насосы со сменными цилиндровыми втулками позволяющие изменять подачу насоса. В зависимости от диаметра втулки будет изменяться подача насоса а также предельнодопустимое давление на выходе насоса снижающееся при увеличении диаметра втулки.
29404. Электропривод постоянного тока по системе ТП-Д 28.5 KB
  В буровых установках для бурения скважин глубиной 6510 км в ЭП буровых насосов используются ДПТ управляемые по системе ТПД. Буровыми насосами с регулируемым ЭП по системе ТПД оснащаются буровые установки БУ2500 ЭП и БУ6500 ЭП и установки морского бурения. Механическая характеристика регулируемого ЭП бурового насоса по системе ТПД.
29405. Автоматические регуляторы подачи долота 94 KB
  Подача долота это последовательное опускание верхней точки КБТ в процессе бурения при этом скорость подачи долота должна быть равна скорости разбуривания. Задача плавной и равномерной подачи долота решается применением автоматических регуляторов. В зависимости от места расположения автоматические регуляторы подачи долота бывают наземными или глубинными погружными.
29406. АСИНХРОННЫЕ МАШИНЫ (ПЕРЕМЕННОГО ТОКА) 35 KB
  Асинхронный двигатель состоит из неподвижного статора и вращающегося ротора разделенных между собой воздушным зазором. Сердечник собирается из тонких листов электротехнической стали изолированных друг от друга и запрессовывается в корпусе статора. На внутренней поверхности сердечника вырублены пазы в которые укладывается трехфазная обмотка статора. Обмотка подключена к трехфазной сети и представляет собой систему проводников сдвинутых относительно друг друга в пространстве вдоль окружности статора на 120о.
29407. Буровые установки 27.5 KB
  Регулируемые приводы используют систему ТПДПТ. Силовой привод буровой установки может быть дизельным электрическим дизельэлектрическим и дизельгидравлическим. Дизельный привод применяют в районах не обеспеченных электроэнергией необходимой мощности.