53590

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Образовательные: формировать умение писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени развивать умение обосновывать правильное продолжить формирование умения писать слова на изученные ранее орфограммы развивать орфографическую зоркость и фонематический слух Развивающие: развивать память развивать внимание развивать мышление развивать мелкую моторику рук Воспитывающие: развивать интерес к русскому языку воспитывать коллективизм прилежание Оборудование учителя: Оборудование ученика:...

Русский

2014-03-01

60.5 KB

19 чел.

Конспект пробного урока по чтению,

который будет дан

в школе №1090 во 4«Б» классе

у учителя Деулиной Антонины Ивановны

студенткой 32 группы

Анисимовой Екатериной Сергеевной

Подпись учителя: ______________

Подпись методиста: _____________

Отметка:  ___

Тема урока: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Цели урока:

Образовательные:

- формировать умение писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени

- развивать умение обосновывать правильное

- продолжить формирование умения писать слова на изученные ранее орфограммы

- развивать орфографическую зоркость и фонематический слух

Развивающие:

-развивать память

- развивать внимание

- развивать мышление

- развивать мелкую моторику рук

Воспитывающие:

- развивать интерес к русскому языку

- воспитывать коллективизм, прилежание

 

Оборудование учителя:

Оборудование ученика:

Этап урока

Содержание

Примечания

I   Организационный момент

II Чистописание

III Словарная работа

IV Работа над предложением

V Изучение нового

1. Подготовка

2. Чтение правила из учебника

3. Упражнение с комментированием

Физминутка

VI Самостоятельная работа

VII Подведение итогов

VII Задание на дом

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте готовность к уроку. Все ли у вас на месте? Учебник, тетрадь с печатной основой, дневник, (пенал). Меня зовут Екатерина Сергеевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

На уроке мы с вами будем изучать важное правило. Некоторые знания вы уже получили. Сегодня вы еще многое узнаете. И эти знания будут нужны вам на протяжении всей вашей жизни. Поэтому, пожалуйста, будьте очень вдумчивы, внимательны и слушайте учителя.

Откройте тетради. Спишите с доски число, классная работа. И подготовим руку к плавному, быстрому и разборчивому письму на весь урок, т.е. проведем минутку чистописания.

В этой минутке у нас сегодня 2 строки.

На первой строке мы потренируемся в плавном, безотрывном письме  строчных букв «е» и «и» с большой петлей вверху и внизу. Посмотрите, как делаю это я.

На второй строке записываем соединения букв.

Кто уже догадался, что за тема будет на нашем уроке?

Какая подсказка в этих буквосоединениях? (окончания глагола)

Какие это могут быть глаголы? (глаголы настоящего времени и будущего)

Нам надо научиться определять безударные личные окончания глаголов и правильно их писать.

И сегодня мы научимся это делать.

Переходим к работе со словарем и помним, что наша задача сегодня – это личные окончания глагола.

Вызываю к доске.

Напиши слово «Словарь». Теперь записывай слова в столбик:

читать

купить

помогать

спросить

готовить

встретить

Спасибо. Садись.

Теперь откройте словари, которые находятся в конце вашего учебника. Слушайте задание внимательно. К написанным глаголам подберите слова из словаря так, чтобы получились словосочетания. Кто нашел слово к глаголу «читать»?

Какое словосочетание получилось? Выходи к доске, запиши. А все остальные записывают у себя в тетрадях.

Какое словосочетание получилось со словом «купить», «помогать», «спросить», «готовить», «встретить»?

Теперь, поставьте ударения в словарных словах и подчеркните орфограммы.

У доски это сделает……

Ребята, скажите, что вы видите в первом столбике? (глаголы)

В какой они форме? (неопределенной, начальной)

С этими словами мы еще с вами сегодня поработаем.

А прежде запишите предложение (Костя) на доске, а вы в тетради. Его надо записать с пропуском орфограммы в окончании глагола.

Ранним утром ты выходИшь на улицу и замечаЕшь каждую мелочь.

Спасибо. Садись. Найдите глаголы в предложении. Что вы можете сказать о 1ом? (2лицо, ед.ч., наст.время)

Какой орфографическое правило мы применяем в этом слове? (Ь после шипящих)

Что вы можете сказать о 2ом глаголе? (2лицо, ед.ч., наст.время)

Поставьте ударения в этих словах и выделите окончания. Какой вывод можем сделать? (в этих глаголах окончание безударное)

Перед знакомством с новым правилом, рассмотрим таблицу на странице 34, откройте свои учебники.

Прочитайте вопрос Почемучки. Катя, читай вслух.

«Какие безударные окончания имеют глаголы I и II спряжения?»

Теперь вернемся к правилу на стр. 26. Прочитайте окончания глаголов 1 спряжения за исключением мн.ч.

Прочитайте окончания глаголов 11 спряжения за исключением мн.ч.

Итак, какой вывод сделали? ( у глаголов 1спряжения безударный гласный Е, 11спряжения-И) Чтобы вам легче было запомнить: если к цифре 1 подрисовать палочки то получится буква «Е», т.е. в 1 спр. пишется Е, 11 похожа на «И», если подрисовать наклонную линию, значит во 11спр.пишется И.

Вернулись обратно на стр. 35. Взяли карандаши в руки, делаем упр.454 прямо в учебники. Нам нужно обозначить ударение в глаголах.

Обозначили.

Ребята, скажите, а в каких глаголах нам нужно проверить написание окончаний?

Правильно, мы будем работать  с безударными окончаниями.

Читаем второй вопрос почемучки.

Читаем правило.

Так как же определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени? Читаем второе правило.

Посмотрите на мой образец.

запрещать   запретить

В какой форме записаны эти слова?

(в неопределенной)

Выделим суффикс глагола неопред.формы (ть)

Выделим глагольный суффикс. (а,и)

В слове «запретить» в гл.суффиксе буква И, значит это глагол второго спряжения. Запрещать-А, значит 1спряжение.

Теперь самостоятельно выделите суффиксы в глаголах 1го столбика и определите их спряжение.

Устно составьте словосочетание с этими глаголами в настоящем или будущем времени. Ставьте глаголы во 2 и 3 лицо ед.ч. или мн.ч. и смотрите их окончания. В этом вам поможет таблица на стр.34.

Давайте немного передохнем. Встали.

Потрудились — отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Сели.

Ребята, давайте вернемся к нашему предложению, и теперь, уже зная правило, вставим буквы в окончания.

Еще раз повторим, если окончание безударное то, чтобы определить спряжение, нужно поставить глагол в неопр.форму. Глаголы, которые заканчиваются на –ИТЬ – 11 спр, которые заканчиваются на –АТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ, -ЫТЬ, -ОТЬ, -УТЬ – 1 спр.

Кто сможет определить спряжение в слове «выходишь», использую данный алгоритм? Выходи к доске.(т.к. окончание безуд. ставим в н.ф. выходить, оканчивается на –ИТЬ-11 спр.)

Кто сможет определить спряжение в слове «замечаешь», использую данный алгоритм?

(т.к. окончание безуд. ставим в н.ф. замечать, оканчивается на –АТЬ-1 спр.). Молодцы.

Теперь самостоятельно выполните упр.458 в тетради. А Коля за доской. Затем проверим.

Сейчас я раздам вам карточки с пословицами. Давайте прочитаем их. Как вы понимаете что значит 1,2,3 пословица?

Итак, глаголы на карточке записаны с пропуском орфограмм в окончании. Ваша задача – написать эту букву. Для этого вы сначала должны поставить ударение, если окончание безуд. поставить в н.ф., определить спряжение и только потом написать окончание. Работайте на карточках.

Что посе(_)шь, то и пожнешь.

Люб(_)шь своё поле – вырывай сорняки.

Аптека не прибав(_)т века.

Без труда не вытащ(_)шь и рыбки из пруда.

К чему душа лежит, к тому и руки прилож(_)тся.

Не говори «гоп», пока не перепрыгн(_)шь.

Резерв. Стр.36. упр. 456. Найдите в текст глаголы в н.ф. и определите их спрсжение. Работаем по цепочке. Выполняя это задание, мы подтвердим усвоение материала сегодняшнего урока.

Ребята, что мы с вами сегодня научились делать? ( писать безуд.личн. окончания глаголов наст. и буд.времени)

Что для этого нужно сделать? (опрежедить спр-е)

А как вы определяем спр-я глаголов с безуд. окончанием?

Молодцы.

записываем задание на дом. Узоров стр.200-201 №     (а,б, в)

Спасибо. Мне было приятно с вами работать. Урок закончен.

(«Пишу строчную букву «е», верхняя, нижняя петля (безотрывно), строчная буква «и»)

Можно сделать наращивание – 2 буквы «е» или 3. Главное – безотрывно.

На доску вывешиваю Е и И

На доске слова «запрещать» и «запретить»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61698. Деление с остатком 23.39 KB
  Цели: 1) познакомить учащихся с приёмом деления с остатком; 2) закрепить приёмы внетабличного деления и умножения; 3) формировать познавательную активность, интерес к предмету...
61699. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 37.4 KB
  Цель урока: совершенствование вычислительных навыков и умений решать задачи. Задачи: а) Образовательные: закрепление вычислительных умений и навыков сложения и вычитания в пределах 100 (устные вычисления)...
61700. Действия над величинами 19.86 KB
  Цели: Закрепить умения детей выполнять действия над величинами; Развивать логическое мышление.
61701. Вычитание однозначного числа из «круглого» 19.64 KB
  Как мы будем вычислять разности используя столбик слева Из чего мы вычитаем из круглого десятка однозначное число 373=40 403=37 Задание 4 Прочитайте задание. Кто может объяснить как выполнили вычитание...
61702. Задачи на увеличение числа в несколько раз 29.28 KB
  Цель: Познакомить с задачами на увеличение числа в несколько раз Планируемые результаты: 1 Формировать умение находить значение табличных случаев умножения на 5 и соответствующих случаев деления...
61703. Основные единицы языка 24.5 KB
  Фонема – мельчайшая единица звукового строя языка. Сам по себе звук не имеет лексического значения, но в языке некоторые слова состоят из одного звука, в таком случае звук перестает быть только звуком и приобретает значение.
61704. Повторение пройденного. Решение задач изученных видов 22.24 KB
  Вы отлично справились с предыдущем задание а теперь мы поработает с числовыми рядами здесь вам нужно продолжить ряд из чисел. Откройте свои учебники на странице...
61705. Домашняя аптечка 18.66 KB
  Что этопоказываем градусник. Это градусник. Пальчик пальчик тук да тук повторяется 2 раза Хлопайхлопайхлопай хлопают в ладошки Ножками топайтопай повторяется 2 раза Спряталисьспрятались закрыть лицо руками Сейчас мы будем тренироваться правильно ставить градусник Посмотрите на меня и повторите за мной Возьмем градусник встряхнем для того что бы температура градусника опустилась до нуля положите градусник подмышку так что бы узкий конец градусника был полностью закрыт рукой.
61706. Биография музыкальных инструментов 18.3 KB
  Цели: Обобщение знаний о группах и инструментах симфонического оркестра. Знакомство с особенностями тембра отдельных инструментов. У каждого свой музыкальный инструмент эстонская народная песня...