53593

Система образования в России

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Кто догадался про что мы сегодня с вами будем говорить Правильно это образование а тема урока – система образования в России. Кто из вас чтонибудь знает по этой теме Какие ступени образования существуют в нашей стране. По мере ваших рассказов схема системы образования будет наполняться и в конце занятия мы увидим ее полностью.

Русский

2014-03-01

69 KB

5 чел.

Конспект профориентационного урока по теме «Система образования в России»

Цель урока: познакомить ребят с системой образования в России

Задачи: 1) дать представление о системе образования РФ

             2) развивать умение работать в группе

             3) развивать умение выступать с докладом.

Ход урока

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Сергеевна, и сегодня я у вас проведу урок. Я предлагаю вам угадать, какова будет тема урока. Я вам зачитаю определение, а вы должны подумать и сказать что же это такое. Это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством уровней. Кто догадался, про что мы сегодня с вами будем говорить? Правильно, это образование, а тема урока – система образования в России.

- Кто из вас,  что-нибудь знает по этой теме? Какие ступени образования существуют в нашей стране.

- Хорошо. Давайте все вместе разберемся с этой сложной темой. Вам нужно будет разделиться на 5 подгрупп, каждой из которых я дам задание. А после подготовки ваши мини-группы должны будут рассказать всем остальным о своем материале.

1 группа – дошкольное образование;

2 группа – школьное образование;

3 группа  - начальное и среднее профессиональное образование;

4 группа – высшее образование;

5 группа – послевузовское профессиональное образование.

Задание: Я раздаю вам некий материал по вашей теме, вы выбираете самое главное и рассказываете об этом своим одноклассникам. По мере ваших рассказов схема системы образования будет наполняться, и в конце занятия мы увидим ее полностью.

Материалы для подготовки:

1 группа – дошкольное образование

Дошкольное образование в России — воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет.

Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важней задач молодёжной семейной политики.

В числе учреждений данного типа наиболее распространённым является детский сад. Помимо этого в России существуют и такие виды дошкольных учреждений как:

- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

- центр развития ребёнка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Основными задачами дошкольного учреждения в России являются:

- охрана жизни и укрепление здоровья детей;

- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка;

- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка

2 группа – школьное образование;

Начальное общее образование

Начальное общее образование — это ступень общего образования у детей в России, и многих других странах. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка.

Основное общее образование

Основное общее образование — следующая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. Основное общее образование является необходимым этапом для получения среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. В конце последнего 9-го года школьники сдают тесты (в России — ГИА), результаты которых определяют возможность каждого ученика получить либо полное среднее образование, либо среднее профессиональное.

Среднее (полное) общее образование

Среднее (полное) общее образование — завершающая ступень общего образования в России и некоторых других странах, целями которого являются развитие творческих cпособностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее (полное) общее образование является обязательным и общедоступным. Среднее полное общее образование является необходимым этапом для получения высшего образования. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз. В России среднее полное общее образование подразумевает начальное, основное общее образование и 2 года обучения в старших классах (10 и 11-том). Среднее полное общее образование заканчивается сдачей государственных экзаменов (ЕГЭ), результаты которых определяют возможность поступления в вуз.

Среди современных типов учебных заведений самыми распространенными в России являются общеобразовательные школы, лицеи и гимназии. Лицей- тип среднего или высшего учебного заведения в Российской Федерации с начала 1990-х гг. Название "лицей" принимают некоторые средние учебные заведения с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю.

Имея общие черты с гимназиями, лицеи, однако, принципиально отличаются от них тем, что взаимодействуют с ВУЗами и к настоящему времени приобрели признаки обучения, направленного на индивидуальное развитие личности.

Сегодня лицейское образование развивается прежде всего в школах с физико-математическим уклоном, деятельность которых инициируется университетами и техническими ВУЗами.

Обучение в российский лицеях длится с 1 по 11 класс, то есть все 10 лет учащиеся могут получать образование в рамках одного заведения. Так же, как и в немецких школах такого типа, профили лицеев (гуманитарный, естественнонаучный, математический) предполагают упор на предметы данных блоков.

Гимназии

Гимназии же - это в большинстве своем государственные образовательные учебные заведения среднего типа. Здесь учатся дети с повышенной мотивацией к учению.

Так же, как и в других типах средних общеобразовательных заведений, гимназия предоставляет возможность получить образование, достаточное для продолжения обучения в университете. Кроме того, формирование ученических коллективов в российской гимназии осуществляется с 1 класса. В гимназию можно перейти из другого типа школ как в течение учебы на основной ступени образования, так и по ее окончании. В этом случае выпускникам 9 классов гимназии также вручаются аттестаты об основном среднем образовании, после чего они решают, остаться им здесь для получения полного среднего образования, или пойти в учебное учреждение профессионального типа.

3 группа  - начальное и среднее профессиональное образование

Начальное профессиональное образование (НПО) — начальный уровень профессионального образования. В основном, представлен Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования и Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования. В советское время состоял из ПТУ (полное название — Среднее Городское Профессионально-техническое училище — СГПТУ). В настоящее время значительная часть российских ПТУ переименована в ПТЛ (Профессионально-технические лицеи). Некоторые ПТУ переименованы в колледжи. Приём осуществляется на базе 9-ти и 11-ти классов.

Учреждения НПО и СПО (Среднего профессионального образования) объединяют под общим термином ССУЗ (Среднее специальное учебное заведение).

В советское время среднее профессиональное образование можно было получить в техникумах, а также училищах (например, медицинское училище).

В постсоветское время часть техникумов переименована в колледжи. В настоящее время среднее профессиональное образование может быть получено в техникумах и колледжах.

Иными словами, техникум и колледж обучают по специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за 3 года (по некоторым специальностям — за 2 года). При этом в колледже обязательно наличие обучения также и по программам углубленной подготовки (4 года).

Приём в образовательные учреждения СПО осуществляется на базе основного общего образования (9 классов), а также на базе среднего (полного) общего образования. В настоящее время основной контингент обучающихся в техникумах и колледжах имеет основное общее образование.

4 группа – высшее образование

Высшее образование, высшее профессиональное образование — верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе, и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю. В отличие от общего, даже в развитых странах высшее образование не является всеобщим и тем более бесплатным.

Бакала́вр — академическая степень или квалификация, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего образования. Бакалавриа́т — высшее образование, подтверждаемое дипломом бакалавра с присвоением академической степени бакалавра или квалификации бакалавра.

В России этот уровень подготовки введён в 1996 году. Нормативный срок обучения для получения квалификации (степени) «бакалавр» — не менее чем четыре года. Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии. Степень «бакалавр» в России — это высшее профессиональное образование. Квалификация "бакалавр" при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.

После 31 декабря 2010 года квалификации (степени) бакалавра и магистра стали основными для выпускников российских ВУЗов.

Маги́стр — академическая степень, квалификация (в некоторых странах — учёная степень), приобретаемая студентом после окончания магистратуры. Магистрату́ра — ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению. Магистратура является послевузовским образованием или последипломным образованием в ряде стран.

Положение магистратуры в современной российской системе образования двойственное. С одной стороны — это система повышения квалификации бакалавров и специалистов, с другой стороны квалификация «магистр» приравнивается к квалификациям выпускников вузов.

Нормативный срок программы подготовки магистра (при очной форме обучения) — 2 года. Однако предварительно студент должен освоить программу подготовки бакалавра (4 года) или специалиста (5 лет). Квалификация присваивается по результатам защиты магистерской диссертации на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в аспирантуру.

Специали́ст (дипломированный специалист) — квалификация, приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения. Нормативный срок программы подготовки специалиста в России — 5 лет. Квалификация присваивается по результатам защиты дипломного проекта или дипломной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в магистратуру и аспирантуру. Для ряда медицинских специальностей (лечебное дело, фармация, медико-профилактическое дело, педиатрия, стоматология) дополнительным условием для занятия определенной должности в государственной, муниципальной организации является успешное окончание интернатуры.

- Ребята вы выпускной класс и вопрос о получении высшего образования для вас наиболее актуален. Так как я представитель факультета психологии НГПУ, хотелось бы рассказать о направления обучения у нас.

Вы можете поступить к нам на  бакалавриат по Психологии. В будущем вы станете бакалавром психологии, что позволит вам работать в психологических службах, центрах, различный компаниях одним словом везде, где требуется психологи.

Поступая на другое направление бакалавриата - Психолого-педагогическое образование вы станете психологом образования. Это открывает для вас возможность работать во всех образовательных учреждениях (школах, лицеях, колледжах).

Еще одно направление - Психология и педагогика образования одаренных детей.

Все дети в процессе роста и развития нуждаются в поддержке и понимании со стороны взрослых людей, родителей — дома, учителей и психологов в школе. Но одаренные дети  требуют особого подхода и внимания. Эти дети видят мир иначе и важно понять такого ребенка, помочь ему адаптироваться и раскрыть потенциал в полной мере.

У нас открыты следующие магистерские программы:

  •  Психология развития
  •  Юридическая психология
  •  Психология и педагогика одаренных детей
  •  Психологическая и социально-педагогическая виктимология.

С этого года впервые ведется набор на новые специальности.

«Психология служебной деятельности»

«Педагогика и психология девиантного поведения»

Психология служебной деятельности представлена 2 направлениями.

Пенитенциарная психология. Срок обучения 5 лет.

Главная цель в деятельности пенитенциарного психолога - помощь оступившемуся человеку вернуться к законопослушной жизни и не допустить совершения новых ошибок. Вы научитесь диагностировать личностные особенности осужденных, составлять психологический портрет преступника, разрабатывать программы индивидуально-личностной психотерапии осужденных.

Другое направление - Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Во время обучения на этом направлении, Вас научат ведению переговоров в случаях захвата заложников и похищения людей; методам и технологиям реабилитации  адаптации, вернувшихся из «горячих точек» сотрудников правоохранительных органов; оказанию психологической помощи семьям сотрудников МВД, технологиям диагностики готовности к службе, консультированию по разным вопросам сотрудников правоохранительных органов.

Обучение по направлению Педагогика и психология девиантного поведения  позволит Вам стать специалистом в таких областях как профилактика девиантного поведения детей и подростков группы риска. "Группу риска" составляют дети и подростки с различными психологическими и социальными проблемами. Вас научат выявлять таких детей, определять их социальных статус и разрабатывать программы индивидуального психологического сопровождения детей в сложных жизненных ситуациях.

Будем ждать вас с нетерпением 20 июня на подаче документов!!!

 

5 группа – послевузовское профессиональное образование.

Послевузовское профессиональное образование — система повышения квалификации лиц, имеющих высшее образование. Хотя по названию эта система — часть образования, по содержанию она представляет собой во многом или исключительно научно-исследовательскую работу, по результатам которой присуждается ученая степень.

Подготовка диссертации на соискание учёных степеней осуществляется двумя основными способами:

-в аспирантуре (докторантуре) вуза или научной организации,

-без отрыва от профессиональной деятельности.

В последнем случае длительность подготовки диссертации не ограничена, но все остальные требования к соискателям степеней остаются такими же, как и для аспирантов и докторантов.

Также выделяются специализированные формы подготовки:

адъюнктура — аспирантура вузов Вооружённых Сил Российской Федерации;

клиническая ординатура — система повышения квалификации врачей в медицинских вузах, институтах усовершенствования и научно-исследовательских учреждениях.

Магистранты и аспиранты обычно получают небольшую стипендию. Финансирование научной работы, как правило, возлагается на выпускающую кафедру и факультет. Также источником финансирования может служить учреждение, в интересах которого ведётся научная работа.

-Молодцы ребята. Сейчас вы увидели общую схему системы образования. Также к этой системе относится дополнительное образование. Различные спортивные, музыкальные, художественные школы и т.д. К послевузовскому образованию также относится переподготовка кадров, повышение квалификации, получение второго высшего образования.

-Итак, сегодня мы с вами познакомились с различными ступенями образования в нашей стране. У нее есть свои недостатки, такие как:

1. недостаточное финансирование учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования (бюджетное финансирование осуществляется в лучшем случае на 40-50%);

2. плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса (за последние 10 лет почти 90% учебных заведений системы образования не получали из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования);

3. низкая заработная плата педагогов.

4. доступность качественного образования в гимназиях, лицеях, колледжах и вузах для способных детей из малообеспеченных семей, отдаленных регионов России стала достаточно проблематичной, и в значительной мере зависит не столько от способностей детей и молодежи, сколько от материального положения семьи (репетиторство, платные курсы, оплату обучения), а для поступающих в вузы — и от места проживания.

Как следствие из отмеченного выше, заметным стало понижение качества образования по основным уровням:

— общее среднее — устаревшая структура, перегруженность школьных программ;

— начальное и среднее профессиональное — разрыв учебно-производственных связей с базовыми предприятиями;

— высшее — особенности создания негосударственных вузов, введение «платного образования», открытие многочисленных филиалов государственных вузов не всегда качественно функционирующих. Так же есть плюсы российского образования:

- оно учит адаптироваться в различных  жизненных ситуациях с помощью приобретенных знаний на различных ступенях.

- различные ступени образования позволяют выбирать для себя оптимальный вид обучения.

- Спасибо за урок. До свидания.

САМОАНАЛИЗ

самостоятельной педагогической работы студента

Ивановой Марии Сергеевны 

по проведению учебного занятия       Система образования в России

(указать тип занятия)___урок получения новых знаний и умений

по    психологии_________________________________ (учебная дисциплина)

Моей задачей было рассказать детям о ступенях российского образования. Для того чтобы, это была не просто лекция а интересное получение знаний, детям было предложено поработать в группах. Также это актуальный материал, поскольку рассказывается информация о направлениях обучения на факультете психологии.

Ребята быстро разделились на группы и начали готовиться к заданию. После подготовки они рассказывали свой материал. А на доске пополнялась схема системы образования. То есть наглядно все было хорошо видно и понятно. Ребята довольно хорошо поработали, отвечали на вопросы  и дополняли схему.

Урок прошел хорошо, детям была дана актуальная информация, а также выполнена задача профориентации. Мне урок понравился, трудностей  во время проведения не возникало - дети шли на контакт. А групповая форма работы позволила занятию быть динамичным и интересным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23509. ОБ ОСНОВНЫХ ТИПАХ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 159 KB
  Шахматов в своем Синтаксисе русского языка настойчиво подчеркивал чрезвычайную важность вопроса о неразложимых сочетаниях слов не только для лексикологии resp. Под разложением словосочетания писал А. Между тем подобное разложение для некоторых словосочетаний оказывается невозможным. В неразложимых словосочетаниях связь компонентов может быть объяснена с исторической точки зрения но она непонятна немотивирована с точки зрения живой системы современных грамматических отношений.
23510. СТИЛЬ ПИКОВОЙ ДАМЫ 430.5 KB
  ВИНОГРАДОВ СТИЛЬ ПИКОВОЙ ДАМЫ€œ Пушкинский стиль пушкинская манера лирического выражения и повествования почти не описаны и не исследованы. Современнее и резче всего пушкинская манера повествования обозначилась в структуре Пиковой Дамы€œ. Сюжет Пиковой Дамы€œ и профессиональноигрецкие анекдоты В Пиковой Даме€œ семантическое многообразие доведено до предела. Игра в фараон в Пиковой Даме€œ не столько тема авторского повествования сколько тема разговора между персонажами.
23511. Смысл: семь дихотомических признаков 93.5 KB
  Новиков Смысл: семь дихотомических признаков Смысл относится к тем загадочным явлениям которые считаются как бы общеизвестными поскольку постоянно фигурируют как в научном так и обыденном общении. Иногда допускается что смысл принадлежит к тем наиболее общим категориям которые не подлежат определению и должны восприниматься как некоторая данность. В настоящее время в связи с необходимостью решения целого ряда актуальных задач как теоретического так и прикладного характера где понятие смысла играет ключевое значение требуются...
23512. Словообразование как наука 197 KB
  В этом аспекте словообразование рассматривается как одно из важнейших средств пополнения словарного состава языка. Новые слова в языке образуются по определенным правилам моделям схемам – по определенным образцам которые образуют определенный языковой механизм который и называется словообразованием. В языке различают непроизводные слова ех: лес река море стол идти веселый синий – примарные первообразные и производные слова – образованные на базе существующих слов ех: морской речник развеселый лесной. Производные слова...
23513. Русское слово в свете структурно-семантического описания (словообразовательный и морфемный анализ) 240.5 KB
  Роженцова Словообразовательный и морфемный анализ как способ исследования структурносемантических особенностей производного слова Одним из важнейших результатов изучения курса морфемики и словообразования современного русского языка является умение дать словообразовательный и морфемный анализ любого слова. Это умение опирается на теоретические представления о том по каким законам строятся слова в языке как функционируют морфемы как организуется значение производного слова и т. При освоении каждого этапа рекомендуется опираясь на данные...
23514. Морфемика. Морфонология. Словообразование 254 KB
  Оглавление Объяснительная записка 4 Словоизменительные аффиксы и принципы их вычленения 6 Формообразовательные аффиксы и принципы их вычленения 12 Словообразовательные аффиксы и принципы их вычленения 21 Корень как главная морфема в структуре слова 32 Полный морфемный анализ 35 Разбор по составу 38 Библиографический список 39 Объяснительная записка Морфемика – это лингвистическая дисциплина изучающая систему морфем языка типы морфем их строение сочетаемость и морфемную структуру слова. Одним из важнейших результатов изучения курса...
23515. ФОНЕТИКА, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ 777.5 KB
  Таким образом своей основной задачей мы считали системное изложение фактов русского языка в соответствии с современными представлениями об устройстве фонетического компонента языка2. Этим обусловлено включение некоторых разделов ранее отсутствовавших в учебниках таких как Перцептивный аспект фонетических описаний Артикуляционная база русского языка Разговорная речь а также существенное расширение сведений из области речепроизводства и речевой акустики при изложении основ перцептивной фонетики мы основывались на тех сведениях...
23516. Лингвотекстологическое исследование Пролога за сентябрьское полугодие по спискам XII – начала XV в. 1.73 MB
  Слова hapax legomena редкие и не учтенные в исторических словарях. Переработка Синаксаря в пространной редакции Пролога. Славянские памяти в Прологе краткой и пространной редакций. Соотношение редакций Пролога204 3.
23517. ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК: КАРТИНА МИРА 74.5 KB
  Устои же эти хранятся передаются и развиваются на высшем духовном уровне народного языка на том уровне где народ осмысляет бесконечность мироздания сущность человеческой природы разумность и сверхразумную премудрость мироустройства. Для русского языка таким высшим духовным уровнем является священный старославянский или если рассматривать его в постепенном историческом развитии церковнославянский язык. В пору создания этого языка славяне были еще единым народом. Чтобы вполне использовать созидательную силу этих понятий нужно всемерно...