53597

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ДЕРЕВНЯ И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

План урока: Господская земля и крестьянские наделы. Феодалы и зависимые крестьяне. Крестьянская община.

Русский

2014-03-01

70 KB

117 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 6

Тема: «СРЕДНЕВЕКОВАЯ ДЕРЕВНЯ И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ»

Целевая установка урока:

образовательная:

- сформировать представление у учащихся о феодальных повинностях, крестьянской общине, подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство – основа феодализма;

развивающая:

- продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, иллюстративным материалом, составления связного рассказа и участия в обсуждении;

- продолжить формирование умения составлять схемы;

- работа с новыми понятиями и терминами;

воспитательная:

- воспитывать уважение к крестьянскому труду;

- продолжить формирование терпимости и понимания к другой культуре.

Оборудование: мел; доска; учебные и наглядные пособия, мультемедийные приложения (фильм и презентация)  раздаточный материал (задания для рабочих групп и самостоятельная работа).

Литература:

  1.  Е.В. Агибалов, Г.М. Донской. Всеобщая история. История средних веков для 6 класса. М., Просвещение, 2013г.
  2.  О.В. Арасланова, К.А. Соловьев. Поурочные разработки по истории средних веков для 6 класса. М., ВАКО, 2008г.
  3.  О.В. Давыдова. Контрольно-измерительные материалы по истории средних веков для 6 класса. М., ВАКО, 2013г.

Тип урока – комбинированный.

План урока:

  1.  Господская земля и крестьянские наделы.
  2.  Феодалы и зависимые крестьяне.
  3.  Крестьянская община.
  4.  Жизнь крестьян.
  5.  Труд крестьян.
  6.  Натуральное хозяйство.

Новые слова: поместье, барщина, оброк, повинности, угодья, натуральное хозяйство.

Макет доски:

Новые слова:

Поместье

Барщина

Оброк

Повинности

Угодья

Натуральное хозяйство 

16.10.13     Тема: «Средневековая деревня и ее обитатели»

Проблемное задание – почему жизнь крестьянина была очень тяжелой в средние века?

Проблемно-познавательное задание – сравните труд лично зависимых крестьян и труд поземельно зависимых крестьян.

План урока:

  1.  Господская земля и крестьянские наделы.
  2.  Феодалы и зависимые крестьяне.
  3.  Крестьянская община.
  4.  Жизнь крестьян.
  5.  Труд крестьян.
  6.  Натуральное хозяйство.

Домашние задание:

§11, задание в рабочей тетради стр.33-34 (№1, 2, 4), письменно ответить на два проблемных вопроса к уроку.

План урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

  1.  Организационный момент

Учитель заходит в класс, приветствует ребят, отмечает отсутствующих.

Дети приветствуют учителя, рассаживаются и настраиваются на рабочую атмосферу и готовятся к опросу домашнего задания.

2 мин.

  1.  Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «В рыцарском замке»

И так ребята, напомните, пожалуйста, что мы с вами проходили на предыдущем уроке. Замечательно, а сейчас мы с вами проверим, на сколько вы усвоили данную тему, сейчас я вам раздам самостоятельную работу, как и обещал, время пошло у вас 10 минут (прил.1).

Ребята отвечают – В рыцарском замке.

10 мин.

  1.  Вопрос подготовительного повторения.

Обратите внимание на картинку, что на ней изображено? (слайд 1). 

Совершенно верно на рисунке изображена средневековая деревня, о которой мы сегодня и поговорим, и так записываем тему урока – Средневековая древня и ее обитатели (слайд 2). 

Предварительный ответ – дома старые, деревня.

1 мин.

  1.  Объяснение нового материала.

  1.  господская земля и крестьянские наделы

  1.  работают по 2 – 5 пункту плана (феодалы и зависимые крестьяне,

крестьянская община,

жизнь крестьян, труд крестьян).

  1.  натуральное хозяйство

Прежде чем начать объяснение нового материала, учитель зачитывает заранее написанные на доске проблемные вопросы на которые ребята должны будут дома дать письменный ответ из-за не хватки времени. 

Проблемное задание – почему жизнь крестьянина была очень тяжелой в средние века?

Проблемно-познавательное задание – сравните труд лично зависимых крестьян и труд поземельно зависимых крестьян.

Сегодня мы с вами на уроке поговорим о том, как жили в средние века крестьяне, чем они занимались, какую работу выполняли.

В Средние века действовало правило: «Нет земли без сеньора» (в данном случае – господина). К IX-X векам всю землю в Западной Европе захватили феодалы. Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их собственностью. Возникла феодальная вотчина, или поместье, - хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

В центре вотчины располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее – замок. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел. (слайд 3,4). 

Ну что ж, а сейчас мы с вами делимся на три группы 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа и 3 ряд – 3 группа, перед вами лежать рабочие листы в них написано задание, вы читаете свои задания, отвечаете на вопросы, затем мы все вместе с вами обсуждаем. У вас 7 минут, работам (прил.2)

Группа №1 «Феодалы и зависимые крестьяне»

Прочитайте §11 (стр.87-89) и ответьте на вопросы:

  1.  За что крестьяне должны были нести повинности, что такое повинности?
  2.  Что было главными повинностями зависимых крестьян?
  3.  Что крестьяне должны были отдавать владельцу вотчины?
  4.  За что крестьян вызывали в суд феодала?
  5.  Что могли назначать судьи?
  6.  У кого было самое тяжелое положение?
  7.  Что феодал мог потребовать от крестьянина?

Группа №2 «Крестьянская община»

Прочитайте §11 (стр.89-90) и ответьте на вопросы:

  1.  Во что были объединены крестьяне?
  2.  Как делились деревенские пашни?
  3.  Во что превращались пастбища после урожая?
  4.  Что решалось на сельском сходе?
  5.  Что было в угодьях кроме пашни?
  6.  Для чего служила община?
  7.  В каком случае крестьяне оказывали сопротивление господину?

Группа №3 «Как жили крестьяне. Труд крестьян»

Прочитайте §11 (стр.90-92) и ответьте на вопросы:

  1.  Сколько дворов насчитывала деревня?  
  2.  Что примыкала ко двору?
  3.  Из чего строился крестьянский дом? Какова была обстановка дома?
  4.  На что обращалось внимание при выборе жениха или невесты?
  5.  Каким орудием крестьяне обрабатывали землю?
  6.  Что преобладало в крестьянском хозяйстве? (овцы, козы, свиньи)
  7.  Почему был низкий урожай?  

Замечательно, а сейчас мы с вами посмотрим маленький фильм о жизни средневековых крестя и вы мне ответите на вопрос что такое натуральное хозяйство?

Хорошо, давайте с вами запишем несколько определений и схему (слайд 5,6,7). 

Ребята что же мы сегодня с вами узнали на уроке?

Правильно, таким образом, мы сегодня с вами познакомились с средневековой древней и ее обитателями.

Слушают учителя, записывают в тетради вопросы.

Ребята записывают определения и сему с презентации.

Читают, отвечают устно сначала для себя на вопросы.

Примерные ответы учащихся:

Группа №1

  1.  за пользование землей
  2.  барщина и оброк
  3.  оброк – долю продуктов своего хозяйства
  4.  за не вовремя сданный оброк, за плохую работу
  5.  штрафы или другие наказанья
  6.  лично зависимых крестьян
  7.  дополнительную работу

Группа №2

  1.  общины
  2.  на участки – полосы
  3.  в общие пастбище
  4.  где и что посеять, когда начать жатву
  5.  луга, леса, озера и реки
  6.  поддерживала порядок на своей территории, разыскивала преступников
  7.  когда господин пытался увеличить размеры повинностей

Группа №3

  1.  обычно 10-15, редко около 30
  2.  приусадебный участок: сад, огород, виноградник
  3.  из деревянных жердей, обмазанных глиной, из бревен или местного камня, крыли соломой, дерном или камышам, потолка не было, разводили огонь в очаге, дым выходил через отверстие в крыше
  4.  из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, сундука для хранения праздничной одежды, спали на широких кроватях или скамьях
  5.  обращалось внимание на умелость, сноровку, трудолюбие, сметливость
  6.  плугом, бороной, граблями
  7.  овцы, козы, свиньи
  8.  потому что урожай завесил от погоды

Ребята смотрят фильм.

Примерный ответ: натуральное хозяйство - тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу).

 

Ребята записывают схему и определения.

Примерный ответ: сегодня мы узнали о том, как жили крестьяне в средние века, чем они занимались и как жили.

23 мин.

  1.  Домашние задание

Открываем дневники и записываем домашние задание: §11, задание в рабочей тетради стр.33-34 (№1, 2, 4), письменно ответить на два проблемных вопроса к уроку.

Ребята записывают домашние задание.

2 мин.

  1.  Выставление оценок.

Ну что ж, сегодня все были молодцы и оценки получают… а ваши самостоятельные я проверю и оценки скажу на следующий урок.

Подносят дневники на оценки.

2 мин.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67896. ДЕТЕРМИНИЗМ, ИНДЕТЕРМИНИЗМ ИЛИ СВОБОДА ВОЛИ? 104.5 KB
  Детерминизм (от лат. determino — определяю) — учение классической философии о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности1. Понятие «детерминизм» возникло в средневековье как вид логического определения понятия, противостоящий генерализации...
67897. ПРАВО ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ НА ОЦЕНКУ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 66 KB
  В Обращении к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России министр внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник милиции Р. Однако зачастую милиция может проявить свою самостоятельность и автономию применяя право милиции на оценку собственных действий...
67898. К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КОРРУПЦИИ И ПУТЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЕЙ 92.5 KB
  Особенности характерные для экономической преступности высокое общественное положение субъектов ее совершения изощренно интеллектуальные способы их действий огромный материальный физический и моральный ущерб ими причиняемый исключительная латентность экономических посягательств и снисходительное...
67899. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ 93 KB
  Исследование применения мер административного пресечения предполагает обращение к проблемам законности при осуществлении данного вида правоприменительной деятельности. К этому подвигает не только важность теоретического анализа механизма обеспечения законных прав и интересов при реализации...
67900. ПРИЧИНУ РОСТА ПРЕСТУПНОСТИ НАЗЫВАЕТ ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 130 KB
  Последние открытия генетиков и расшифровка генома человека позволили сделать вывод что почти все социальные проявления разумеется и преступное поведение человека запрограммированы. составила 296 против 345 в 1997 году безработных с другой а совсем в другом не во внешних обстоятельствах...
67901. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАТУСА АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 81 KB
  В настоящее время административная карта Российской Федерации насчитывает 1863 района 650 городов республиканского областного краевого окружного подчинения 318 городских районов и округов более 400 городов районного подчинения около двух тысяч поселков городского типа и свыше 24 тысяч...
67902. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 260.5 KB
  О лицензировании отдельных видов деятельности который с одной стороны ограничил круг органов которые могут осуществлять лицензирование ст. Уменьшение числа лицензируемых видов деятельности следует связывать с появлением понимания ограничительной роли лицензионной системы и выявлением в ходе...
67903. СИСТЕМА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В МЕХАНИЗМЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 104.5 KB
  Общая часть объединяет нормы лицензионного права определяющие критерии выделения объектов лицензирования правовой статус субъектов лицензионных правоотношений в том числе полномочия лицензионных органов принципы лицензионного права сферу действия лицензионного законодательства...
67904. МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ, ПРИМЕНИМЫЕ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ, В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА 48 KB
  Данные меры иногда становятся единственно возможным средством предупреждения и пресечения преступлений и иных правонарушений со стороны несовершеннолетних лиц. Состояние и динамика преступности и правонарушений несовершеннолетних вызывает тревогу. Например, в 2000 г. отмечен небывалый рост преступности несовершеннолетних.