53597

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ДЕРЕВНЯ И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

План урока: Господская земля и крестьянские наделы. Феодалы и зависимые крестьяне. Крестьянская община.

Русский

2014-03-01

70 KB

116 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 6

Тема: «СРЕДНЕВЕКОВАЯ ДЕРЕВНЯ И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ»

Целевая установка урока:

образовательная:

- сформировать представление у учащихся о феодальных повинностях, крестьянской общине, подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство – основа феодализма;

развивающая:

- продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, иллюстративным материалом, составления связного рассказа и участия в обсуждении;

- продолжить формирование умения составлять схемы;

- работа с новыми понятиями и терминами;

воспитательная:

- воспитывать уважение к крестьянскому труду;

- продолжить формирование терпимости и понимания к другой культуре.

Оборудование: мел; доска; учебные и наглядные пособия, мультемедийные приложения (фильм и презентация)  раздаточный материал (задания для рабочих групп и самостоятельная работа).

Литература:

  1.  Е.В. Агибалов, Г.М. Донской. Всеобщая история. История средних веков для 6 класса. М., Просвещение, 2013г.
  2.  О.В. Арасланова, К.А. Соловьев. Поурочные разработки по истории средних веков для 6 класса. М., ВАКО, 2008г.
  3.  О.В. Давыдова. Контрольно-измерительные материалы по истории средних веков для 6 класса. М., ВАКО, 2013г.

Тип урока – комбинированный.

План урока:

  1.  Господская земля и крестьянские наделы.
  2.  Феодалы и зависимые крестьяне.
  3.  Крестьянская община.
  4.  Жизнь крестьян.
  5.  Труд крестьян.
  6.  Натуральное хозяйство.

Новые слова: поместье, барщина, оброк, повинности, угодья, натуральное хозяйство.

Макет доски:

Новые слова:

Поместье

Барщина

Оброк

Повинности

Угодья

Натуральное хозяйство 

16.10.13     Тема: «Средневековая деревня и ее обитатели»

Проблемное задание – почему жизнь крестьянина была очень тяжелой в средние века?

Проблемно-познавательное задание – сравните труд лично зависимых крестьян и труд поземельно зависимых крестьян.

План урока:

  1.  Господская земля и крестьянские наделы.
  2.  Феодалы и зависимые крестьяне.
  3.  Крестьянская община.
  4.  Жизнь крестьян.
  5.  Труд крестьян.
  6.  Натуральное хозяйство.

Домашние задание:

§11, задание в рабочей тетради стр.33-34 (№1, 2, 4), письменно ответить на два проблемных вопроса к уроку.

План урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

  1.  Организационный момент

Учитель заходит в класс, приветствует ребят, отмечает отсутствующих.

Дети приветствуют учителя, рассаживаются и настраиваются на рабочую атмосферу и готовятся к опросу домашнего задания.

2 мин.

  1.  Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «В рыцарском замке»

И так ребята, напомните, пожалуйста, что мы с вами проходили на предыдущем уроке. Замечательно, а сейчас мы с вами проверим, на сколько вы усвоили данную тему, сейчас я вам раздам самостоятельную работу, как и обещал, время пошло у вас 10 минут (прил.1).

Ребята отвечают – В рыцарском замке.

10 мин.

  1.  Вопрос подготовительного повторения.

Обратите внимание на картинку, что на ней изображено? (слайд 1). 

Совершенно верно на рисунке изображена средневековая деревня, о которой мы сегодня и поговорим, и так записываем тему урока – Средневековая древня и ее обитатели (слайд 2). 

Предварительный ответ – дома старые, деревня.

1 мин.

  1.  Объяснение нового материала.

  1.  господская земля и крестьянские наделы

  1.  работают по 2 – 5 пункту плана (феодалы и зависимые крестьяне,

крестьянская община,

жизнь крестьян, труд крестьян).

  1.  натуральное хозяйство

Прежде чем начать объяснение нового материала, учитель зачитывает заранее написанные на доске проблемные вопросы на которые ребята должны будут дома дать письменный ответ из-за не хватки времени. 

Проблемное задание – почему жизнь крестьянина была очень тяжелой в средние века?

Проблемно-познавательное задание – сравните труд лично зависимых крестьян и труд поземельно зависимых крестьян.

Сегодня мы с вами на уроке поговорим о том, как жили в средние века крестьяне, чем они занимались, какую работу выполняли.

В Средние века действовало правило: «Нет земли без сеньора» (в данном случае – господина). К IX-X векам всю землю в Западной Европе захватили феодалы. Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их собственностью. Возникла феодальная вотчина, или поместье, - хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

В центре вотчины располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее – замок. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел. (слайд 3,4). 

Ну что ж, а сейчас мы с вами делимся на три группы 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа и 3 ряд – 3 группа, перед вами лежать рабочие листы в них написано задание, вы читаете свои задания, отвечаете на вопросы, затем мы все вместе с вами обсуждаем. У вас 7 минут, работам (прил.2)

Группа №1 «Феодалы и зависимые крестьяне»

Прочитайте §11 (стр.87-89) и ответьте на вопросы:

  1.  За что крестьяне должны были нести повинности, что такое повинности?
  2.  Что было главными повинностями зависимых крестьян?
  3.  Что крестьяне должны были отдавать владельцу вотчины?
  4.  За что крестьян вызывали в суд феодала?
  5.  Что могли назначать судьи?
  6.  У кого было самое тяжелое положение?
  7.  Что феодал мог потребовать от крестьянина?

Группа №2 «Крестьянская община»

Прочитайте §11 (стр.89-90) и ответьте на вопросы:

  1.  Во что были объединены крестьяне?
  2.  Как делились деревенские пашни?
  3.  Во что превращались пастбища после урожая?
  4.  Что решалось на сельском сходе?
  5.  Что было в угодьях кроме пашни?
  6.  Для чего служила община?
  7.  В каком случае крестьяне оказывали сопротивление господину?

Группа №3 «Как жили крестьяне. Труд крестьян»

Прочитайте §11 (стр.90-92) и ответьте на вопросы:

  1.  Сколько дворов насчитывала деревня?  
  2.  Что примыкала ко двору?
  3.  Из чего строился крестьянский дом? Какова была обстановка дома?
  4.  На что обращалось внимание при выборе жениха или невесты?
  5.  Каким орудием крестьяне обрабатывали землю?
  6.  Что преобладало в крестьянском хозяйстве? (овцы, козы, свиньи)
  7.  Почему был низкий урожай?  

Замечательно, а сейчас мы с вами посмотрим маленький фильм о жизни средневековых крестя и вы мне ответите на вопрос что такое натуральное хозяйство?

Хорошо, давайте с вами запишем несколько определений и схему (слайд 5,6,7). 

Ребята что же мы сегодня с вами узнали на уроке?

Правильно, таким образом, мы сегодня с вами познакомились с средневековой древней и ее обитателями.

Слушают учителя, записывают в тетради вопросы.

Ребята записывают определения и сему с презентации.

Читают, отвечают устно сначала для себя на вопросы.

Примерные ответы учащихся:

Группа №1

  1.  за пользование землей
  2.  барщина и оброк
  3.  оброк – долю продуктов своего хозяйства
  4.  за не вовремя сданный оброк, за плохую работу
  5.  штрафы или другие наказанья
  6.  лично зависимых крестьян
  7.  дополнительную работу

Группа №2

  1.  общины
  2.  на участки – полосы
  3.  в общие пастбище
  4.  где и что посеять, когда начать жатву
  5.  луга, леса, озера и реки
  6.  поддерживала порядок на своей территории, разыскивала преступников
  7.  когда господин пытался увеличить размеры повинностей

Группа №3

  1.  обычно 10-15, редко около 30
  2.  приусадебный участок: сад, огород, виноградник
  3.  из деревянных жердей, обмазанных глиной, из бревен или местного камня, крыли соломой, дерном или камышам, потолка не было, разводили огонь в очаге, дым выходил через отверстие в крыше
  4.  из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, сундука для хранения праздничной одежды, спали на широких кроватях или скамьях
  5.  обращалось внимание на умелость, сноровку, трудолюбие, сметливость
  6.  плугом, бороной, граблями
  7.  овцы, козы, свиньи
  8.  потому что урожай завесил от погоды

Ребята смотрят фильм.

Примерный ответ: натуральное хозяйство - тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу).

 

Ребята записывают схему и определения.

Примерный ответ: сегодня мы узнали о том, как жили крестьяне в средние века, чем они занимались и как жили.

23 мин.

  1.  Домашние задание

Открываем дневники и записываем домашние задание: §11, задание в рабочей тетради стр.33-34 (№1, 2, 4), письменно ответить на два проблемных вопроса к уроку.

Ребята записывают домашние задание.

2 мин.

  1.  Выставление оценок.

Ну что ж, сегодня все были молодцы и оценки получают… а ваши самостоятельные я проверю и оценки скажу на следующий урок.

Подносят дневники на оценки.

2 мин.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30368. Понятие лексического значения слова 51 KB
  Лексическое значение слова – это отражение в слове явлений реальной действительности В. ЛЗС – это закреплённое в сознании говорящих соотнесенного звукового комплекса языковой единицы с тем или иным явлением действительности большинство слов называют предметы их признаки количество действия процессы и выступают как полнозначные самостоятельные слова выполняя в языке номинативную функцию. Значение слова отражает только различные признаки т.
30369. Понятие ЧП в свете современной концепции организации предложения 49.5 KB
  Важна дифференциация ГЧП и ВЧП. Второстепенные члены предложения ВЧП. Потебня строит классификацию ВЧП психологическое направление в основе синтаксиса предложение психологическое явление на их соответствие частям речи. В частности Пешковский: следует говорить не о ВЧП а о согласуемых управляемых и примыкающих ЧП.
30370. Предложение как коммуникативная единица. Актуальное членение предложений, средства его выражения. Понятие высказывания 38.5 KB
  Одним из свойств предложения является порядок слов то есть их определённая последовательность. Таким образом все предложения кроме синтаксической структуры имеют деление на логическое подлежащее предмет речи и логическое сказуемое признак. В конечном счёте чешский учёный Вильям Матезиус сказал что деление предложения на две части имеет чисто языковой смысл. Это коммуникативное членение предложения.
30371. Понятие об осложненном предложении. Спорные вопросы теории. Виды осложнения 50 KB
  К понятию осложненного предложения относится: предложения с однородными членами предложения с обособленными членами предложения с вводными и вставными конструкциями предложения с обращением Степень осложнения разная нужно основание для их объединения. Осложнение в семантической структуре предложения диктум и модус Осложнение диктума Я смотрю на звезды; монопредикативное монопропозитивное Я слушаю пенье соловья – монопредикативное 2 пропозиции осложнение семантики которое не влечет за собой синтаксическое осложнения Соловей...
30372. Языковой статус сложного предложения. Основные типы СП. ССП 80.5 KB
  Языковой статус сложного предложения. Понятие сложного предложения является основополагающим в синтаксисе. В теории сложного предложения существует множество дискуссионных вопросов в частности вопрос об объёме СП о границах между простым и сложным предложением о понятиях сочинения и подчинения в СП и др. На основе анализов частей сложного предложения можно сделать вывод что поскольку очень часто материальные элементы простых предложений совпадают с материальными элементами сложного предложения СП это сумма нескольких простых предложений.
30373. Технические средства САПР и их развитие 139.5 KB
  Рассматриваются архитектуры ЭВМ в зависимости от последовательности обработки данных. Представляются классы ЭВМ в зависимости от множественности одиночности потоков команд и данных ОКОД ОКМД МКМД. Основное назначение лекции дать более глубокие знания по техническому обеспечению САПР: архитектуры ЭВМ в зависимости от последовательности обработки данных и классы ЭВМ в зависимости от множественности одиночности потоков команд и данных 6. Усложнение решаемых задач и вычислительных алгоритмов САПР привело к внедрению в эту область более...
30374. Технические средства САПР и их развитие. Периферийное оборудование САПР 159 KB
  Каждый метод и устройства реализующие его имеют свои достоинства и недостатки. По программному обслуживанию периферийные устройства САПР делятся на два класса: растровые и координатные векторные. В растровых устройствах выводится мозаичный рисунок из отдельных точек пикселей или ПЭЛов от англ. Все периферийные устройства делятся на три основные группы: средства ввода вывода с машинных носителей; средства ввода вывода с документов; средства непосредственного взаимодействия с ЭВМ.
30375. Методическое обеспечение САПР. Математический и лингвистический виды обеспечений 167.5 KB
  Лекция: Методическое обеспечение САПР. Математический и лингвистический виды обеспечений Рассматривается состав методического обеспечения САПР его сущность состав. Приводятся его компоненты методический и лингвистический виды обеспечения САПР для случая когда последний не является самостоятельным. Изучение одного из важнейших видов обеспечения САПР методического обеспечения 8.
30376. Программное обеспечение САПР 111.5 KB
  Лекция: Программное обеспечение САПР Рассматривается сущность программного обеспечения систем автоматизированного проектирования ПО САПР документы в составе ПО САПР. Даются структура общесистемного ПО и основные характеристики прикладного ПО САПР. Основное назначение лекции усвоение сущности программного обеспечения САПР ПО САПР его функций состава а также роли операционных систем ОС 9. Программное обеспечение САПР.