53612

Балет. Становление башкирского балета

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Какие как вы думаете Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос На доске учитель рисует балерину Слайд 1. Рассматривают рисунок записывают тему урока Слайд 2. Размышления над вопросом запись имен в таблице дома Слайд 3. Медичи Тальони Слайд 4.

Русский

2014-03-01

73.5 KB

20 чел.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22»                                                                                   городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Урок культуры Башкортостана. 8 класс

7

Тема: 

Обобщение по теме «Балет. Становление башкирского балета»

Цель: 

Обобщить знания о башкирском балете, истории его становления

Задачи:

  •  Повторение  балетных терминов;
  •  Составление универсальной схемы, позволяющей обобщить изученный материал;
  •  Формирование умения сопоставлять, проводить аналогии;
  •  Воспитание эстетического вкуса;
  •  Воспитание познавательного интереса к изучению музыкальной культуры родного края.

Оборудование:

  •  Компьютер и проектор;
  •  CD диск с мультимедийным обеспечением урока;
  •  Опорные схемы для учащихся;
  •  Жетоны;
  •  Карточки с опорным конспектом урока.

Использованная литература:

  1.  Антология поэзии Башкортостана. Голоса веков. – Уфа: Китап, 2007.
  2.  Галина Г.С. Башкирский балет. – Уфа: Биро, 2002.
  3.  Культура    Башкортостана.    Учебник  для    8   класса  /С. А. Галин, Г. С. Галина, Ф. Т. Кузбеков, Р. А. Кузбекова, Л. Н. Попова — Уфа: «Китап», 2003
  4.  Культура Башкортостана: учебно-справочное пособие для учащихся 8-го класса. – Уфа: ГУП «Уфимский полиграфкомбинат», 2002.
  5.  Материалы к практическим занятиям по башкирской музыкальной культуре: Для студентов факультета педагогики и методики начального образования педагогического института (специальность 031200). / Составитель – Л.Л. Тукбаева. – Бирск: Бирск. гос.пед. ин-т., 2002.
  6.  Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М., 1988.

Мультимедийные учебники по культуре Башкортостана

Этапы урока

Ход урока, действия учителя, форма работы

Действия учащихся

Использование ИКТ, наглядность

  1.  

Организационный момент

Здравствуйте! Меня зовут Надежда Борисовна, я учитель культуры Башкортостана школы № 22. Надеюсь, что сегодняшняя встреча будет полезна для каждого из нас.

  1.  

Вхождение в урок

Перед вами листочки. Поверните их чистой стороной вверх. Возьмите ручку или карандаш и поставьте на листе точку. Нарисуйте из точки образ, который первым придет вам на ум. Пусть это будет несложный, даже схематичный рисунок, лишь бы он отразил момент вашей мысли, работу вашего воображения.

Ставят точку на листах

Рисуют

Что у вас получилось?

Отвечают на вопрос

Каждый из вас увидел в точке что-то свое, неповторимое. Образ, который возникнет из моей точки на доске, подскажет вам, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке. Этот  образ – отправная точка предстоящего разговора.  

Кто это?

Какова тема нашего урока?

(фронтальный опрос)

Действительно, мы обобщим наши знания о балете и становлении башкирского балета. В балете неразрывно слиты другие виды искусства. Какие, как вы думаете?

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопрос

На доске учитель рисует балерину

Слайд 1. «Тема урока»

Я согласна с вами. Скрипичный ключ – начало музыкального произведения.

Рисунок танца – рождение хореографической постановки.

Красная строка, заглавная буква – начало повести или рассказа.

Мазок кисти на холсте – будущий живописный шедевр.

Из точки соприкосновения музыки, хореографии, литературы, живописи рождается балет.

Наблюдают за действиями учителя

На доске учитель рисует скрипичный ключ

На доске учитель пишет заглавную букву «А»

На доске учитель делает набросок рисунка

На доске учитель рисует направления движения танца

  1.  

Постановка цели урока

На предыдущих уроках вы уже многое узнали о балете.   Но думаю, вы согласитесь с тем, что изучить какую-либо тему досконально, так же трудно, как построить дом.  Нам же с вами схематичное изображение дома поможет обобщить полученные знания. Повторяя, мы заполним схему, т.е. построим дом. Давайте постараемся, чтобы он получился крепким и надежным. Чтобы я смогла оценить ваши знания в течение урока, каждый полный и четкий ответ  будет отмечен жетоном.

Внимательно рассмотрите рисунок.

Рассматривают рисунок, записывают тему урока

Слайд 2. «Дом»

  1.  

Повторение изученного материала

Ребята, как вы думаете, с чего начинается строительство дома?

Фундамент основа дома. А что является фундаментом для башкирского балета?

Отвечают на вопросы

(мировой балет)

Внимательно посмотрите на экран. Перед вами портреты женщин, чьи имена тесно связаны с историей мирового балета. Попробуйте назвать эти имена и даты, связанные с ними.

Размышления над вопросом, запись имен в таблице дома

Слайд 3. «М. Медичи, Тальони»

Слайд 4. «Дом с записанными словами»

Фундамент – это не только история, но и сложившаяся веками терминология. Кирпичики нашего фундамента частично заполнены. На кирпичиках нашего фундамента – основные балетные термины. Давайте вспомним, что они обозначают.

БАЛЕТ

ХОРЕОГРАФИЯ

ПУАНТЫ

ЛИБРЕТТО

АДАЖИО

ВАРИАЦИЯ

БАЛЕТМЕЙСТЕР

(фронтальный опрос)

Дают определения терминам

Слайд 5, 6, 7, 8, 9. «Определения основных понятий» (красочно оформлено)

В фундаменте  не заполнены еще четыре кирпичика – это тоже термины, внимание на экран!

Подберите подписи к фотографиям и дайте определения.

Дают определения терминам, запись терминов в таблицу дома

Слайд 10. «Па-де-де»

Слайд 11. «Дом»

Основа нашего дома – это башкирский балет. Мы приступаем с вами к возведению стен нашего дома. Внимание на экран (отрывок из балета «Журавлиная песнь»)

Отрывок из какого балета вы видели?

Назовите его авторов.

Назовите первых исполнителей балета

Ответы детей, заполнение «стен дома»

Слайд 12. «Отрывок из балета «ЖП»

Слайд 13. «ЖП»

Слайд 14. «Дом»

Физкультминутка: игра «Пожалуйста»

Отдыхают

Внимание, вопрос! Премьера этого балета состоялась 30 марта 1965 года. Главные герои балета – Закир и Галима. Назовите балет, его авторов. Какова идея этого балета?

Ответы детей, заполнение «стен дома»

Слайд 15. «Вопрос по «Черноликим»

Слайд 16. «Дом»

На предыдущем уроке вы подробно говорили о творчестве Наримана Сабитова. Это один из видных композиторов Башкортостана. Он прожил недолгую, но очень яркую и насыщенную творческую жизнь. Его музыка разнообразна по содержанию и жанрам. Значительную роль Нариман Сабитов сыграл в развитии национально балета. Его перу принадлежат шесть балетных партитур. Назовите балеты Наримана Сабитова.

А чтобы вспомнить об авторе, проведем небольшую викторину. На экране появятся даты, пользуясь учебником, дайте краткое пояснение представленным датам – вехам жизни Наримана Сабитова.

1925-1971 гг. – годы жизни Наримана Сабитова

1932 г. – семья Н. Сабитова переезжает в Уфу

1953 г. – Н. Сабитов окончил Московскую государственную консерваторию

5 апреля 1959 г. – премьера балета «Горный орел» (в сооавтортве с Х. Ахметовым)

1958, 1963, 1979 гг. – годы написания и постановок балета «Гульназира» 

Ответы детей, заполнение «стен дома»

Участие в викторине

Слайд 17. «Нариман Сабитов»

Слайд 18. «Дом»

Слайд 19. «Викторина»

  1.  

Обобщение

А теперь обратите внимание – жетоны, которые вы получили, не простые.   Что за птица изображена на них?

Как вы думаете, каким образом изображение журавля связано с темой нашего урока?

«Журавлиная песнь» - первый национальный башкирский балет. С самого начала он превратился в эмблему башкирской хореографии, а образ священного журавля стал символом башкирского балета (так же, как образ лебедя – в русском)

Игра «Литературная угадай-ка»

«… В дремучем лесу томится привязанный к огромному дереву раненный Юмагул. Печальные танцы журавлей напоминают обстановку первого действия. От взмахов крыльев их крыльев путы, связывающие джигита, ослабевают: юноша разрывает их, он вновь готов к борьбе…»

«… Прибежавшие односельчане стоят в безмолвии. Закир бросается за Галимой, но девушка уже мертва. Несчастный отец в отчаянии рыдает над дочерью…»

«… Великой победой окончилась война. Солдаты возвращаются домой. Вернулся и Саяп. Но нет среди них любимого Айсылу…»

«… Пришли деревенские женщины, вырастившие Айгуль. Не так представляли они возвращение Зульхабиды. Сдержанно-суровы их лица. Они осуждают ее за то, что она ради собственного благополучия забыла Родину, стала другой, чужой…»

Чтобы подвести итог урока, я прошу вас подсчитать количество жетонов, полученных вами за ответы (оценки детям).

Ответы детей, заполнение «крыши дома», рисование

По отрывку из либретто дети угадываю название балета

Слайд 20. «Журавль»

Слайд 21.

«Дом»

Слайд 22.

«Тексты игры»

  1.  

Итог урока, домашнее задание

Мы с вами выстроили замечательный дом. Я думаю, что твердое знание материала, изложенного в схеме, поможет вам при изучении тем, рассказывающих о мастерах башкирского балетного искусства. О них вы и подготовите сообщение к следующему уроку. В этом вам помогут страницы учебника 141-169.

Большое спасибо вам за урок. Мне бы очень хотелось, чтобы в конце урока мы поставили не точку, а многоточие, ведь вам предстоит изучить еще много интересных тем, а значит построить много красивых, прочных и уютных домов.

Вот эти кружочки отразят ваше настроение и оценку нашего урока. Если вам понравилось и вы ставите нашему уроку оценку «отлично»,  прикрепите к «домику» красный кружок, если «хорошо» - желтый, ну а если урок вами оценивается удовлетворительно – синий.

Записывают домашнее задание в дневниках

Рефлексия, выходя из класса, дети прикрепляют свои кружочки

Слайд 23. «Домашнее задание»

Слайд 24. «Законченный дом»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24701. Защита ротора от перегрузки 38 KB
  Для предотвращения повреждения ротора при перегрузке предусматривается специальная РЗ а также выполняется ограничение длительности форсировки возбуждения. Наиболее полноценную РЗ ротора от перегрузки можно осуществить с помощью реле имеющего характеристику соответствующую перегрузочной характеристике ротора. Выдержка времени первой ступени при одних и тех же значениях тока ротора примерно на 20 меньше выдержки времени второй ступени.
24702. ПОВРЕЖДЕНИЯ И НЕНОРМАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ РАБОТЫ ГЕН-В, ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ ГЕНЕРАТОРОВ 41.5 KB
  Обмотка ротора гена находится под сравнительно невысоким напряжением и поэтому ее изоляция имеет значительно больший запас элой прочности чем изоляция статорной обмотки. Однако изза значительных механических усилий обусловленных большой частотой вращения роторов турбогенов относительно часто наблюдаются случаи повреждения изоляции и замя обмотки ротора на корпус т. Замыкание на корпус в одной точке обмотки ротора неопасно так как ток в месте замыкания очень мал и нормальная работа генератора не нарушается. При двойных...
24703. Общие принципы работы реле. Работа реле на переменном токе 91.5 KB
  Общие принципы работы реле. Работа реле на переменном токе. В устройствах РЗ и электрической автоматики применяются реле на базе электромеханических конструкций полупроводниковых приборах из отдельных диодов транзисторов и др. Электромеханические реле обладают большими габаритами значительным потреблением мощности требуют тщательного ухода имеют ограниченное быстродействие и чувствительность.
24704. ИНДУКЦИОННЫЕ РЕЛЕ 220 KB
  ИНДУКЦИОННЫЕ РЕЛЕ Работа индукционных реле основана на взаимодействии переменных магнитных потоков с токами индуктированными ими в подвижной системе реле. Основными элементами реле являются два электромагнита 1 и 2 и подвижная система 3 расположенная в магнитном поле электромагнитов рис. С осью 4 жестко связан подвижный контакт реле 5 замыкающий при повороте неподвижные контакты 6. Момент Мэ приводит в движение подвижную систему 3 которая в зависимости от знака направления Мэ действует в сторону замыкания или размыкания контактов...
24705. МТЗ. Структурная и принципиальная схема 154.5 KB
  МТЗ. Селективность действия МТЗ достигается с помощью выдержки времени. МТЗ являются основным видом РЗ для сетей с односторонним питанием. Соответственно при КЗ в точке К2 быстрее всех сработает МТЗ 3.
24706. Погрешности ТН. Повреждения в цепях ТН 124.5 KB
  Повреждения в цепях ТН. Во вторичных цепях ТН могут возникать повреждения КЗ и обрывы. Для предупреждения ложных действий РЗ предусматриваются блокирующие устройства которые реагируют на появление U0 и I0 при повреждениях в цепях напряжения во вторичных цепях ТН и подают сигнал. Недостатком таких устройств блокировки является то что при КЗ в цепях фазных напряжений они не действуют.
24707. ТН. Схемы соединений 187 KB
  Начала и концы первичных и вторичных обмоток ТН Н н и К к обозначаются так же как и у силовых трансформаторов: у первичной обмотки А и X у вторичной соответственно а и х. Начала каждой обмотки А В С присоединяются к соответствующим фазам ЛЭП а концы X Y Z объединяются в общую точку нейтраль N и заземляются подводится напряжение фазы ЛЭП относительно земли. Заземление нейтрали первичной обмотки ТН и наличие нулевого провода во вторичной цепи являются обязательным условием для получения фазных напряжений относительно земли....
24708. ТТ и их погрешности. Параметры влияющие на уменьшение намагничивающего тока 112.5 KB
  Параметры влияющие на уменьшение намагничивающего тока. ТТ являются вспомогательными элементами с помощью которых ИО РЗ получают информацию о значении фазе и частоте тока защищаемого объекта. Основным требованием к ТТ является точность трансформации контролируемого тока с погрешностями не превышающими допустимых значений. Трансформатор тока рис.
24709. ТИПОВЫЕ СХЕМЫ СОЕДИНЕНИЯ ОБМОТОК ТТ 192.5 KB
  Вторичные обмотки ТТ и обмотки реле соединяются в звезду и связываются их нулевые точки рис. При нормальном режиме и трехфазном КЗ в реле I II и III проходят токи фаз Ia = IA KI Ib = IB KI Ic = IC KI а в нулевом проводе их геометрическая сумма: которая при симметричных режимах равна нулю рис. Соответствующий ему вторичный ток протекает также только через одно реле и замыкается по нулевому проводу.12г ток проходит в двух реле включенных на поврежденные фазы рис.