53616

Татаро-монгольское иго на Руси

Конспект урока

Педагогика и дидактика

С именем какого князя связано основание Москвы Какой была местность где была основана Москва – Где построил город князь Юрий Долгорукий Вывод. Москва построена на удобном месте где сливались речка Неглинная с Москвойрекой. – Простояла деревянная Москва не долго 81 год.

Русский

2014-03-01

44 KB

0 чел.

Урок Москвоведения в начальной школе по теме "Татаро-монгольское иго на Руси"

Цели урока:

  •  Познакомить учащихся с важнейшими историческими и экономическими событиями, связанными с завоеваниями татаро-монголами Русского государства.
  •  Продолжить развивать уважение к Москве – центру ремесла, торовли, культуры.
  •  Развивать представлние об историческом прошлом данной эпох.
  •  Обогащать словарный запас и речь учащихся.
  •  Воспитывать чувство глубокого патриотизма к своей стране, городу; уважение к истории России; прививать интерес к предмету.
  •  Следить за правильной посадкой учащихся на уроке.
  •  Контролировать дозировку изучаемого материала, опираясь на возраст учащихся.

Ход  урока

1. Организационный момент.

Учитель. Ребята, прозвенел звонок, начинается урок москвоведения.

2. Тема урока.

– Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по древней Москве, узнаем

Как русский народ боролся со своими врагами.

Звучит аудиозапись стихотворения Ф.Глинки “Москва”.

Город чудный, город древний, 
Ты вместил в свои концы
 
И посады и деревни,
 
И палаты и дворцы.

Кто царь-колокол подымет?
Кто царь-пушку повернёт?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?

Опоясан лентой пашен, 
Весь пестреешь ты в садах;
 
Сколько башен, сколько храмов
 
На семи твоих холмах!

Ты, как мученик, горела, 
Белокаменная !
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!

Кто, силач, возьмёт в охапку 
Холм Кремля-богатыря?
 
Кто собьёт златую шапку
 
У Ивана-звонаря?

И под пеплом ты лежала
Положённою!
И из пепла ты восстала
Неизменною!

3. Актуализаия знаний.

Проверка домашнего домашнего задания.

– В каком городе мы живём?

– Что вы знаете о Москве? Какой это город?

– Что обозначает слово город?

Ученики. Город – крупный населённый пункт, торговый, промышленный и культурный центр.

– С именем какого князя связано основание Москвы?

– Какой была местность, где была основана Москва?

– Где построил город князь Юрий Долгорукий

Вывод. Юрий Долгорукий-основатель Москвы. Москва построена на удобном месте, где сливались речка Неглинная с Москвой-рекой.

Град, что строил Долгорукий,
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
 
Выше прочих городов.

В.Я.Брюсов.

4. Тема урока.

Рассказ учителя.

– Простояла деревянная Москва не долго (81 год). Москва неоднократно сжигалась и разрушалась многочисленными врагами: литовцами, татаро-монголами.

В 1237 году случилась большая беда. Двинулась на Русь сила несметная – ордынский хан Батый со своим огромным войском. Не стали русские князья объединяться вместе против общего врага и разгромил Батый все княжества поодиночке (первое рязанское).

Покорилась ему и Москва. Наложил Батый огромную дань на землю русскую (откуп золотом и товарами). И долго-долго была Русь под татаро-монгольским игом (1240-1480).

Княжил в Москве (1325-1340) великий князь Иван Калита. Он был мудрым политиком, много земель присоединил к своему княжеству (Белоозеро, Углич, Галич).

Ему хан Батый поручил собирать дань и отвозить в Орду. Платил Калита дань хану, но и для Москвы много оставил. И Москва богатела. При Иване Калите был построен белокаменный Успенский собор (1325 г.) – главное святилище Москвы и, вместо деревянного, был заложен каменный Архангельский собор.

ТСО. Просмотр видеофильма “Под игом татарским”.

– Кто напал на Русь?

– Почему хан Батый смог разгромить русские княжества?

5. Работа с учебником.

а) Чтение текста с.12-13;

б) Словарная работа: пищали – огнестрельное оружие; приступ-штурм, атака; крепость – укреплённое место с долговременными оборонительными сооружениями; ярлык – от слова повеление, выдавался ханом Золотой Орды русским князьям в знак утверждения права на власть; представлял собой свиток с ханской печатью.

в) Вопросы учителя по прочитанному материалу.

– Кто напал на русскую землю?

– Что сделали с Москвой кочевники?

– Какой московский князь смог договориться с Золотой Ордой?

– Кто разгромил войска татаро-монголов?

6. Работа с иллюстрациями:

а) А.Васнецов “Белокаменный Кремль” при Иване Калите”.

Вывод. При Дмитрии Донском Москва стала белокаменной.

б) А.Васнецов “Московский Кремль при Иване III”.

Вывод. Кремль, каким он вошёл в наше сознание, был воздвигнут 500 лет назад при царе Иване III, праправнуком Ивана Калиты. Когда приближался враг, то за Кремлёвские стены пряталось не только население Москвы, но и люди из дальних мест: из под Можайска, Звенигорода, Коломенского, Тушина.

7. Физкультминутка.

Прогулка по Москве.

Солянка, Полянка,
Варварка, Покровка,
Арбат, Якиманка,
 
Волхонка, Петровка,
Остоженка, Балчуг –
Московский мой край.
Запомнил дорогу?
Теперь вылетай!

8. ТСО

Просмотр отрывка видеофильма “Строительство Кремля при Иване III”.

9. Работа с учебником.

Чтение отрывка на с.15-16.

– Что узнали о строительстве Кремля?

Вывод. При Иване III началась перестройка Кремля из кирпича.

10. Самостоятельная творческая работа.

а) Работа в тетрадях с.10 №2: подобрать к рисункам нужные подписи-названия стен Кремля, построенных при разных князьях.

б) №3.Сложить пословицу о Москве.

Проверка: Москва – всем городам мать.

11. Итоги урока.

– Что нового узнали на уроке?

Вывод.

– Правление Ивана III ознаменовалось освобождением от татаро-монгольского ига.

– Иван III впервые провозглашает себя Великим Князем Всея Руси.

– При Иване III началась перестройка Кремля.

12. Задание на дом.

– Составить картинный пересказ о Москве: при Иване Калите, при Дмитрии Донском, при Иване III.

– Выполнить задания в тетради на с.11 №4,5.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46613. Поняття граматична норма. Стилістичні можливості граматичних форм у різностильових текстах 22 KB
  Стилістичні можливості граматичних форм у різностильових текстах. Вони передбачають правильне вживання граматичних форм слів узгодження керування прилягання морфологічні та правильне утворення словосполучень і речень синтаксичні. Граматична форма слова це засіб вираження граматичного значення показник граматичних значень. Прикладами граматичних форм можуть бути закінчення афікси наголос службові слова суплетивні форми порядок слів у реченні чергування звуків чи взагалі контекст.
46614. Синтаксична норма. Складні випадки керування 22 KB
  Складні випадки керування. Вони передбачають правильне вживання граматичних форм слів узгодження керування прилягання морфологічні та правильне утворення словосполучень і речень синтаксичні. Керування вид підрядного зв'язку коли головне слово вимагає від залежного конкретної граматичної форми яка зберігається при зміні форми головного слова читати книгу читаю книгу. Складні випадки керування: близькі за значенням слова вимагають різних відмінків оволодіти англійською мовою опанувати англійську мову; слова пароніми окрім...
46615. Усна форма літературної мови. Орфоепічні норми як компонент формування мовної компетенції фахівця 22 KB
  Усна форма літературної мови. Усна форма мови це мова яка використовується у спілкуванні. Важливим елементом усної мови є інтонація від якої залежить зміст вислову. Мовна норма сукупність найтісніших усталених елементів мови які в процесі історичного розвитку відібрала і закріпила мовна практика певного суспільства; вони зафіксовані у правописі граматиках і словниках.
46616. Мовний етикет 22 KB
  Він є одним із показників культури мови. Культура мови ознака літературної мови параметр за яким встановлюються авторитетні загальновизнані стандарти реалізовані в нормах писемного й усного спілкування. З культурою мови насамперед пов'язують уміння правильно говорити й писати дотримуватися всіх норм літературної мови.
46617. Типи економічних словників. Їхня характеристика 22 KB
  Також існують ще й спеціальні словники тобто такі в яких набір слів стосується певної галузі знань. Одними з таких є економічні словники. Економічні словники можна класифікувати порізному. Словники відіграють надзвичайно важливу роль у житті кожної людини а спеціальні у житті професіонала.
46619. Общие требования к уроку изобразительного искусства. Традиционный урок его структура и особенности 22.37 KB
  опыт; развивающий характер занятий; реализация дидактических принципов в оптимальных соотнощениях; обеспечение надлежащих условий для продуктивнопознавательной деятти с учетом особенностей интересов; установление межпредметных связей; связь с ранее изученным преемственность; активизация познавательных процессов мотивации; логичность и эмоциональность педагогического процесса; эффективное использование педагогических средств; связь с жизнью; формирование ЗУНОВ;формирование умения учиться; ориентировка на зону ближайшего...
46620. Удельная государственно-политическая система (на примере Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств). Русское право периода раздробленности. Дворцово-вотчинная система управления 22.38 KB
  Период феодальной раздробленности характерен бесконечными войнами распрями междоусобицами разорявшими крестьянство города ослаблявшими военную мощь Руси. Под властью Владимирского князя оказалась огромная территория северовосточной Руси. Как утверждают историки это было сильное и жизнеспособное политическое образование которое могло претендовать не только на самсютоятельность но и на центральное положение во всей Руси. киевский митрополит Максим не терпя насилия татарского оставил Киев и переехал во ВладимирСуздальский что...
46621. Анализ программы «Изобразительное искусство» под ред. В.С.Кузина (1-7 класс) 22.42 KB
  3 В основе программы лежат принципы:1 тематический принцип планирования учебного материала; 2принцип воспитывающего обучения; 3научность обучения; 4доступность обучения; 5систематичность и последовательность бучения; 6сознательность и активность в обучении; 7принцип межпредметных связей; 8преемственности; 9прочности усвоения матла; 10проблемности. Сущность процесса обучения. Процесс обучения – это целенапр. науки и процесс обучения дидактич.