53616

Татаро-монгольское иго на Руси

Конспект урока

Педагогика и дидактика

С именем какого князя связано основание Москвы Какой была местность где была основана Москва Где построил город князь Юрий Долгорукий Вывод. Москва построена на удобном месте где сливались речка Неглинная с Москвойрекой. Простояла деревянная Москва не долго 81 год.

Русский

2014-03-01

44 KB

0 чел.

Урок Москвоведения в начальной школе по теме "Татаро-монгольское иго на Руси"

Цели урока:

  •  Познакомить учащихся с важнейшими историческими и экономическими событиями, связанными с завоеваниями татаро-монголами Русского государства.
  •  Продолжить развивать уважение к Москве – центру ремесла, торовли, культуры.
  •  Развивать представлние об историческом прошлом данной эпох.
  •  Обогащать словарный запас и речь учащихся.
  •  Воспитывать чувство глубокого патриотизма к своей стране, городу; уважение к истории России; прививать интерес к предмету.
  •  Следить за правильной посадкой учащихся на уроке.
  •  Контролировать дозировку изучаемого материала, опираясь на возраст учащихся.

Ход  урока

1. Организационный момент.

Учитель. Ребята, прозвенел звонок, начинается урок москвоведения.

2. Тема урока.

– Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по древней Москве, узнаем

Как русский народ боролся со своими врагами.

Звучит аудиозапись стихотворения Ф.Глинки “Москва”.

Город чудный, город древний, 
Ты вместил в свои концы
 
И посады и деревни,
 
И палаты и дворцы.

Кто царь-колокол подымет?
Кто царь-пушку повернёт?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?

Опоясан лентой пашен, 
Весь пестреешь ты в садах;
 
Сколько башен, сколько храмов
 
На семи твоих холмах!

Ты, как мученик, горела, 
Белокаменная !
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!

Кто, силач, возьмёт в охапку 
Холм Кремля-богатыря?
 
Кто собьёт златую шапку
 
У Ивана-звонаря?

И под пеплом ты лежала
Положённою!
И из пепла ты восстала
Неизменною!

3. Актуализаия знаний.

Проверка домашнего домашнего задания.

– В каком городе мы живём?

– Что вы знаете о Москве? Какой это город?

– Что обозначает слово город?

Ученики. Город – крупный населённый пункт, торговый, промышленный и культурный центр.

– С именем какого князя связано основание Москвы?

– Какой была местность, где была основана Москва?

– Где построил город князь Юрий Долгорукий

Вывод. Юрий Долгорукий-основатель Москвы. Москва построена на удобном месте, где сливались речка Неглинная с Москвой-рекой.

Град, что строил Долгорукий,
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
 
Выше прочих городов.

В.Я.Брюсов.

4. Тема урока.

Рассказ учителя.

– Простояла деревянная Москва не долго (81 год). Москва неоднократно сжигалась и разрушалась многочисленными врагами: литовцами, татаро-монголами.

В 1237 году случилась большая беда. Двинулась на Русь сила несметная – ордынский хан Батый со своим огромным войском. Не стали русские князья объединяться вместе против общего врага и разгромил Батый все княжества поодиночке (первое рязанское).

Покорилась ему и Москва. Наложил Батый огромную дань на землю русскую (откуп золотом и товарами). И долго-долго была Русь под татаро-монгольским игом (1240-1480).

Княжил в Москве (1325-1340) великий князь Иван Калита. Он был мудрым политиком, много земель присоединил к своему княжеству (Белоозеро, Углич, Галич).

Ему хан Батый поручил собирать дань и отвозить в Орду. Платил Калита дань хану, но и для Москвы много оставил. И Москва богатела. При Иване Калите был построен белокаменный Успенский собор (1325 г.) – главное святилище Москвы и, вместо деревянного, был заложен каменный Архангельский собор.

ТСО. Просмотр видеофильма “Под игом татарским”.

– Кто напал на Русь?

– Почему хан Батый смог разгромить русские княжества?

5. Работа с учебником.

а) Чтение текста с.12-13;

б) Словарная работа: пищали – огнестрельное оружие; приступ-штурм, атака; крепость – укреплённое место с долговременными оборонительными сооружениями; ярлык – от слова повеление, выдавался ханом Золотой Орды русским князьям в знак утверждения права на власть; представлял собой свиток с ханской печатью.

в) Вопросы учителя по прочитанному материалу.

– Кто напал на русскую землю?

– Что сделали с Москвой кочевники?

– Какой московский князь смог договориться с Золотой Ордой?

– Кто разгромил войска татаро-монголов?

6. Работа с иллюстрациями:

а) А.Васнецов “Белокаменный Кремль” при Иване Калите”.

Вывод. При Дмитрии Донском Москва стала белокаменной.

б) А.Васнецов “Московский Кремль при Иване III”.

Вывод. Кремль, каким он вошёл в наше сознание, был воздвигнут 500 лет назад при царе Иване III, праправнуком Ивана Калиты. Когда приближался враг, то за Кремлёвские стены пряталось не только население Москвы, но и люди из дальних мест: из под Можайска, Звенигорода, Коломенского, Тушина.

7. Физкультминутка.

Прогулка по Москве.

Солянка, Полянка,
Варварка, Покровка,
Арбат, Якиманка,
 
Волхонка, Петровка,
Остоженка, Балчуг –
Московский мой край.
Запомнил дорогу?
Теперь вылетай!

8. ТСО

Просмотр отрывка видеофильма “Строительство Кремля при Иване III”.

9. Работа с учебником.

Чтение отрывка на с.15-16.

– Что узнали о строительстве Кремля?

Вывод. При Иване III началась перестройка Кремля из кирпича.

10. Самостоятельная творческая работа.

а) Работа в тетрадях с.10 №2: подобрать к рисункам нужные подписи-названия стен Кремля, построенных при разных князьях.

б) №3.Сложить пословицу о Москве.

Проверка: Москва – всем городам мать.

11. Итоги урока.

– Что нового узнали на уроке?

Вывод.

– Правление Ивана III ознаменовалось освобождением от татаро-монгольского ига.

– Иван III впервые провозглашает себя Великим Князем Всея Руси.

– При Иване III началась перестройка Кремля.

12. Задание на дом.

– Составить картинный пересказ о Москве: при Иване Калите, при Дмитрии Донском, при Иване III.

– Выполнить задания в тетради на с.11 №4,5.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43920. Проект разработки средств мокрой очистки технологических газов и мероприятий по охране труда в условиях мартеновского цеха ОАО «Запорожсталь» 927.5 KB
  В разделе КИП и А разработаны системы автоматического контроля и регулирования газоочистной установки мартеновской печи №7 ОАО Запорожсталь. Технология выплавки стали в мартеновских печах Устройство мартеновской печи Современная мартеновская печь представляет собой сложное техническое сооружение и состоит из двух основных частей: верхнего строения включающего рабочее пространство и головки печи и нижнего строения состоящего из шлаковиков боровов регулирующих устройств регенераторов и газопроводов.1...
43921. Использование сети Интернет в системе маркетинговых коммуникаций: состояние и перспективы развития на примере ОАО «Брестский райагросервис» 12.07 MB
  Как совокупность средств это комплекс содержания, носителей и способов передачи маркетинговой информации, позволяющий осуществлять информационные связи, контакты в виде рекламы, отношений с общественностью, прямого маркетинга (включая личные контакты) и смешанных видов (включая выставки, ярмарки и другие формы содействия продажам, сбыту).
43922. Использование ресурсов сети Интернет при изучении тем раздела «Социальная информатика» на базовом уровне 25.76 MB
  Под телематикой ученым понимается обработка информации на расстоянии. За этим стоит простая и глубокая мысль: развитие каналов связи отражает и уровень компьютеризации и объем накопленной информации и объективную потребность общества во всех видах информационного обмена и другие проявления информатизации. В последние полвека в развитых странах мира пропускная способность коммуникационных сетей передачи информации возрастала в среднем примерно в 10 раз за десятилетие. Развитие средств хранения передачи и обработки информации в...
43923. Разработка рекомендаций, направленных на совершенствование организации бухгалтерского учета и повышение эффективности использования денежных средств в ОАО «РЖД» 762.5 KB
  Денежные средства характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств скорость движения которых во многом определяет эффективность всей деятельности организации. В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа что умелое использование денежных средств может приносить организации дополнительный доход так как временно...
43924. Театралізовані ігри як засіб розвитку творчих здібностей першокласників на уроках музики 353.5 KB
  Театралізована гра як засіб розвитку творчих здібностей першокласників Загальна характеристика театралізованих ігор як методу розвитку творчих здібностей молодших школярів Методика розвитку творчих здібностей учнів 6річного віку в процесі використання театралізованих ігор на уроках музики Мистецтво з його унікальними можливостями цілісного впливу на особистість виступає не тільки джерелом естетичного виховання а й універсальним засобом творчого розвитку дитини.
43925. Системы налогообложения физических лиц в России на примере общества с ограниченной ответственность (ООО) «САПР ГРУПП» 961.5 KB
  В частности для обеспечения выполнения своих функций защита внешних границ поддержание порядка внутри государства строительство содержание государственного аппарата и так далее государству приходится облагать в том числе доходы и имущество граждан. Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период так как уже в следующем база для их уплаты может резко сократиться. С другой стороны налог на доходы и имущество физических лиц имеет большое значение для формирования бюджета государства и его...
43926. Оптимизация производительности сети с использованием средств моделирования 12.06 MB
  Оптимизация производительности сети. В чем состоит планирование сети Использование моделирования для оптимизации производительности сети Влияние топологии связей и производительности коммуникационных устройств на пропускную способность сети