53616

Татаро-монгольское иго на Руси

Конспект урока

Педагогика и дидактика

С именем какого князя связано основание Москвы Какой была местность где была основана Москва – Где построил город князь Юрий Долгорукий Вывод. Москва построена на удобном месте где сливались речка Неглинная с Москвойрекой. – Простояла деревянная Москва не долго 81 год.

Русский

2014-03-01

44 KB

0 чел.

Урок Москвоведения в начальной школе по теме "Татаро-монгольское иго на Руси"

Цели урока:

  •  Познакомить учащихся с важнейшими историческими и экономическими событиями, связанными с завоеваниями татаро-монголами Русского государства.
  •  Продолжить развивать уважение к Москве – центру ремесла, торовли, культуры.
  •  Развивать представлние об историческом прошлом данной эпох.
  •  Обогащать словарный запас и речь учащихся.
  •  Воспитывать чувство глубокого патриотизма к своей стране, городу; уважение к истории России; прививать интерес к предмету.
  •  Следить за правильной посадкой учащихся на уроке.
  •  Контролировать дозировку изучаемого материала, опираясь на возраст учащихся.

Ход  урока

1. Организационный момент.

Учитель. Ребята, прозвенел звонок, начинается урок москвоведения.

2. Тема урока.

– Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по древней Москве, узнаем

Как русский народ боролся со своими врагами.

Звучит аудиозапись стихотворения Ф.Глинки “Москва”.

Город чудный, город древний, 
Ты вместил в свои концы
 
И посады и деревни,
 
И палаты и дворцы.

Кто царь-колокол подымет?
Кто царь-пушку повернёт?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?

Опоясан лентой пашен, 
Весь пестреешь ты в садах;
 
Сколько башен, сколько храмов
 
На семи твоих холмах!

Ты, как мученик, горела, 
Белокаменная !
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!

Кто, силач, возьмёт в охапку 
Холм Кремля-богатыря?
 
Кто собьёт златую шапку
 
У Ивана-звонаря?

И под пеплом ты лежала
Положённою!
И из пепла ты восстала
Неизменною!

3. Актуализаия знаний.

Проверка домашнего домашнего задания.

– В каком городе мы живём?

– Что вы знаете о Москве? Какой это город?

– Что обозначает слово город?

Ученики. Город – крупный населённый пункт, торговый, промышленный и культурный центр.

– С именем какого князя связано основание Москвы?

– Какой была местность, где была основана Москва?

– Где построил город князь Юрий Долгорукий

Вывод. Юрий Долгорукий-основатель Москвы. Москва построена на удобном месте, где сливались речка Неглинная с Москвой-рекой.

Град, что строил Долгорукий,
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
 
Выше прочих городов.

В.Я.Брюсов.

4. Тема урока.

Рассказ учителя.

– Простояла деревянная Москва не долго (81 год). Москва неоднократно сжигалась и разрушалась многочисленными врагами: литовцами, татаро-монголами.

В 1237 году случилась большая беда. Двинулась на Русь сила несметная – ордынский хан Батый со своим огромным войском. Не стали русские князья объединяться вместе против общего врага и разгромил Батый все княжества поодиночке (первое рязанское).

Покорилась ему и Москва. Наложил Батый огромную дань на землю русскую (откуп золотом и товарами). И долго-долго была Русь под татаро-монгольским игом (1240-1480).

Княжил в Москве (1325-1340) великий князь Иван Калита. Он был мудрым политиком, много земель присоединил к своему княжеству (Белоозеро, Углич, Галич).

Ему хан Батый поручил собирать дань и отвозить в Орду. Платил Калита дань хану, но и для Москвы много оставил. И Москва богатела. При Иване Калите был построен белокаменный Успенский собор (1325 г.) – главное святилище Москвы и, вместо деревянного, был заложен каменный Архангельский собор.

ТСО. Просмотр видеофильма “Под игом татарским”.

– Кто напал на Русь?

– Почему хан Батый смог разгромить русские княжества?

5. Работа с учебником.

а) Чтение текста с.12-13;

б) Словарная работа: пищали – огнестрельное оружие; приступ-штурм, атака; крепость – укреплённое место с долговременными оборонительными сооружениями; ярлык – от слова повеление, выдавался ханом Золотой Орды русским князьям в знак утверждения права на власть; представлял собой свиток с ханской печатью.

в) Вопросы учителя по прочитанному материалу.

– Кто напал на русскую землю?

– Что сделали с Москвой кочевники?

– Какой московский князь смог договориться с Золотой Ордой?

– Кто разгромил войска татаро-монголов?

6. Работа с иллюстрациями:

а) А.Васнецов “Белокаменный Кремль” при Иване Калите”.

Вывод. При Дмитрии Донском Москва стала белокаменной.

б) А.Васнецов “Московский Кремль при Иване III”.

Вывод. Кремль, каким он вошёл в наше сознание, был воздвигнут 500 лет назад при царе Иване III, праправнуком Ивана Калиты. Когда приближался враг, то за Кремлёвские стены пряталось не только население Москвы, но и люди из дальних мест: из под Можайска, Звенигорода, Коломенского, Тушина.

7. Физкультминутка.

Прогулка по Москве.

Солянка, Полянка,
Варварка, Покровка,
Арбат, Якиманка,
 
Волхонка, Петровка,
Остоженка, Балчуг –
Московский мой край.
Запомнил дорогу?
Теперь вылетай!

8. ТСО

Просмотр отрывка видеофильма “Строительство Кремля при Иване III”.

9. Работа с учебником.

Чтение отрывка на с.15-16.

– Что узнали о строительстве Кремля?

Вывод. При Иване III началась перестройка Кремля из кирпича.

10. Самостоятельная творческая работа.

а) Работа в тетрадях с.10 №2: подобрать к рисункам нужные подписи-названия стен Кремля, построенных при разных князьях.

б) №3.Сложить пословицу о Москве.

Проверка: Москва – всем городам мать.

11. Итоги урока.

– Что нового узнали на уроке?

Вывод.

– Правление Ивана III ознаменовалось освобождением от татаро-монгольского ига.

– Иван III впервые провозглашает себя Великим Князем Всея Руси.

– При Иване III началась перестройка Кремля.

12. Задание на дом.

– Составить картинный пересказ о Москве: при Иване Калите, при Дмитрии Донском, при Иване III.

– Выполнить задания в тетради на с.11 №4,5.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12140. Изучение схемы АВР асинхронных электродвигателей 336 KB
  Изучение схемы АВР асинхронных электродвигателей. Цель работы: По принципиальной схеме составить монтажную схему. Собрать ее на действующем стенде включить в работу и изучить все возможные варианты. План проведения работы.
12141. Исследование схемы управления электродвигателем постоян-ного тока на тиристерных преобразователях 668 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2. Тема: Исследование схемы управления электродвигателем постоянного тока на тиристерных преобразователях. Цель работы: Изучение работы тиристорного преобразователя для электродвигателя постоянного тока с регулируемой частотой враще
12142. Исследование схем автоматического пуска электродвигателя в функции времени 324 KB
  Исследование схем автоматического пуска электродвигателя в функции времени. Цель работы: По принципиальной схеме составить монтажную схему собрать схему на действующем стенде включить в работу и изучить возможные варианты
12143. Снятие и построение нагрузочных диаграмм 477.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4. Тема: Снятие и построение нагрузочных диаграмм. Цель работы: Изучение режимов работы электрических двигателей и получение опытных данных для построения нагрузочных диаграмм и поверка мощности приводного двигателя. План про
12144. Изучение принципиальной схемы управления электроприводом грузового лифта 175 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 5. Тема: Изучение принципиальной схемы управления электроприводом грузового лифта. Цель работы: Изучить работу принципиальной схемы управления электроприводом грузового лифта. Краткие теоретические сведения В различных отрасл
12145. Изучение схемы управления электроприводом вентиляционной системы. 374 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 6. Тема: Изучение схемы управления электроприводом вентиляционной системы. Цель работы: По принципиальной схеме составить монтажную схему. Собрать ее на действующем стенде включить в работу и изучить все возможные варианты. Вентиляц...
12146. Системы численных вычислений. Основы работы в среде Matlab. 906.42 KB
  Отчет по выполнению лабораторной работы № 26 Системы численных вычислений. Основы работы в среде Matlab. Цель работы: научиться проводить прямые вычисления и создавать Мфайлы в пакете автоматизации математических расчетов MATLAB.
12147. Системы численных вычислений. Основы работы в среде Octave и Scilab 1 MB
  Отчет по выполнению лабораторной работы №27 Системы численных вычислений. Основы работы в среде Octave и Scilab. Цель работы: научиться проводить прямые вычисления в пакетах автоматизации математических расчетов Octave и Scilab....