53618

Личная гигиена и здоровье

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Как ни тверды зубы но ини часто разрушаются и болят. Это происходит кода мы пытаемся разгрызть очень твердые продукты используем зубы не по назначению или едим одновременно холодную и горячую пищу. Зубы страдают не только от кариеса но и от других болезней в частности от пародонтита который нередко возникает не как продолжение кариеса и пульпита а от механического повреждения десны например зубной щеткой или грубой пищей неправильного смыкания зубов болезней желудка и других причин.  В третьих увеличивается нагрузка на другие...

Русский

2014-03-01

53.5 KB

0 чел.

Тема урока. Личная гигиена и здоровье.

Цель. Познакомить учащихся с личной гигиеной, с правилами ухода за кожей, зубами, волосами и т.д.

Задачи.

Образовательные: изучить понятие личная гигиена и правила ухода за кожей, зубами, волосами и т.д. 

Воспитательные: продолжить формирование у учащихся здорового образа жизни.

Развивающие: формирование навыков логического мышления, развитие мыслительной деятельности, речи.

Методы и методические приемы.

  •  Словесные (беседа, объяснение);
  •  Практические;
  •  Наглядные;
  •  Логические (формулировка темы и постановка цели урока, постановка познавательных задач, сравнение, анализ, выводы и обобщения, вопросы для беседы;
  •  Технические;
  •  Организационные (фронтальный).

Литература.

 Для учащихся:

  •  Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для общеобразовательных учреждений 9 кл./Фролов М.П. и др. – М.: Издательство АСТ, 1998. – 320 с.

 Для учителя:

  •  Зайцев Г.К. Школьная валеология. – С-Пб.: Детство-пресс, 2001.
  •  Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: укрепление организма. – С-Пб.: Детство-пресс, 2001.
  •  Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. – М.: Владос, 2000.
  •  Стальков Е., Панин В. Валеология. – Янтарный сказ, 2001. - 288 с.
  •  Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – Москва: Просвещение, 1990. – 320 с.
  •  Чумаков Б.Н. Валеология.- М., 1997. – 246 с.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

  1.  Организационный момент (1 мин.).
  2.  Повторение пройденного материала (__ мин.).
  3.  Изучение нового материала (__ мин.).
  4.  Закрепление материала (__ мин.).
  5.  Задание на дом, общие выводы (2 мин.).

Ход урока

  1.  Организационный момент.

Здороваюсь, отмечаю отсутствующих.

  1.       Повторение пройденного материала по теме

III.       Изучение новой темы: Личная гигиена и здоровье.

 Гигиена изучает условия для сохранения здоровья человека, правильной организации быта, труда и отдыха.

Знание и применение правил личной гигиены крайне важно для сохранения здоровья, закаливания организма, его нормального физического развития. Сейчас, в этом возрасте, вы должны приобрести прочные гигиенические навыки и привычку следить за своим внешним видом.

 Гигиена кожи.

Что угрожает коже? Прежде всего загрязнение. Пыль, соединяясь с потом и сальными выделениями, закупоривает протоки желез – поры. Вследствие этого нарушения потоотделение и теплоотдача, а значит кожа теряет способность защищать организм от перегревания и переохлаждения. К тому же грязная кожа – любимое место обитания микробов. Чаще всего грязь скапливается  на руках, ногах, лице, в складках кожи, под ногтями.

 Уход за кожей:

 За чистотой кожи необходимо следить постоянно. Не реже раза в неделю все тело следует основательно мыть горячей водой с мылом. Руки надо мыть несколько раз в день, особенно придя с улицы, перед туалетом и после него, перед едой. Ноги перед сном тоже необходимо мыть теплой водой с мылом. А если они сильно потеют, лучше чаще мыть их прохладной водой.

 Особенно тщательно надо ухаживать за кожей в переходном возрасте. В связи с гормональной перестройкой организма нарушается функция потовых и сальных желез. Кожа становится более жирной, что способствует образованию угрей (воспалению сальных желез). Поэтому следует чаще мыться горячей водой с бактерицидным мылом и 1-2 раза в день протирать отдельные участки кожи специальным лосьоном. Кроме того, надо исключить из питания жирную, острую, соленую, копченую и консервированную пищу, меньше есть сладкого, а больше – овощей и фруктов, творога, рыбы, мяса птицы.

 Не выдавливайте угри и гнойнички, это приводит к инфицированию. Никогда не пользуйтесь при лечении угрей неизвестными лекарствами, примочками, это может привести к еще большему распространению угрей на лице. В сложных случаях курс лечения может назначить врач.   

Угрожают коже и различные болезни. Когда на коже появляются пятна, бляшки, узелки, когда она покрывается чешуйками, гнойничками и возникает кожный зуд, все это сигнализирует о болезнях: грибковых (стригущий лишай, эпидермофития стоп), паразитных (например, чесотка) или вирусных (вроде бородавок). Источником большинства инфекций кожи являются больные люди, предметы, которыми они пользовались, или зараженные животные. Поэтому надо соблюдать определенные правила предосторожности и гигиены.

 Памятка

 Не контактировать с больными людьми.

Не пользоваться общими или чужими туалетными принадлежностями: полотенцем, мочалкой, тазом для мытья ног, ножницами и расческой.

Не надевать чужие носки, обувь, одежду и головные уборы.

Не приносить в дом без предварительной проверки у ветеринара бездомных кошек и собак.

 Что еще может случиться с кожей? Порезы, раны, ссадины, занозы, мозоли, ожоги и отморожения. От чего они возникают, вам тоже хорошо известно. Поэтому необходимо помнить, как надо оказывать первую медицинскую помощь.

Чтобы кожа была всегда здоровой и молодой, мало заботиться о ее чистоте и безопасности. Необходима специальная тренировка. Замечательной гимнастикой для кожи являются обливание холодной водой, обтирания мокрым полотенцем, купания и солнечные ванны, массаж и парная баня. Под влиянием этих упражнений и процедур кожа очищается и от слущивающихся клеток, в ней улучшается кровообращение, повышается ее чувствительность, способность регулировать теплоотдачу.

Как правильно?

Закаливающие процедуры следует проводить ежедневно при температуре воды и воздуха примерно 20 С.

Солнечные ванны лучше всего принимать в период с 8 до 11 часов утра, начиная с 10 минут и постепенно доводя пребывание на солнце до 60 минут.

Приобщаться к парной бане надо постепенно: детям можно заходить в парную не более двух раз и находиться в ней не дольше 5 минут (на нижней полке).

 Гигиена зубов

О зубах следует поговорить отдельно. В подростковом возрасте происходит окончательная замена молочных зубов на постоянные. Как ни тверды зубы, но ини часто разрушаются и болят.

Среди стоматологических заболеваний наиболее распространен кариес – образование дырок (полостей) в твердых тканях зуба.

Если кариес не лечить, разрушение может пойти дальше и вызвать воспаление пульпы (пульпит), еще дальше – воспаление тканей вокруг зуба (пародонтит). Такой зуб придется удалять.

Первые враги зубов – микробы, обитающие в полости рта. Особенно те из них, которые в результате своей жизнедеятельности выделяют кислоту, растворяющую эмаль зубов.

Особенно много кислоты эти бактерии вырабатывают, когда человек ест сладкое и мучное. Поэтому вторым врагом зубов являются продукты, содержащие в себе большое количество углеводов.

Особенно «агрессивны» карамель, леденцы, ирис, пряники, печенье, т.к. они прилипают к поверхности зубов и застревают между ними.

Не менее опасен для зубов и зубной налет – пленка, которая образуется из слюны, остатков пищи и микробов. Зубной налет обычно появляется в тех местах, где скапливаются пищевые остатки. Под этим налетом чаще всего и начинает развиваться кариес.

Но, пожалуй, наиболее опасны для зубов механические повреждения эмали. Это происходит, кода мы пытаемся разгрызть очень твердые продукты, используем зубы «не по назначению» или едим одновременно холодную и горячую пищу.

Зубы страдают не только от кариеса, но и от других болезней, в частности от пародонтита, который нередко возникает не как продолжение кариеса и пульпита, а от механического повреждения десны (например зубной щеткой или грубой пищей), неправильного смыкания зубов, болезней желудка и других причин. В этом случае сначала воспаляется десна, затем зубная лунка и другие ткани. Между десной и зубом появляется пространство – «карман». В результате зуб (нередко даже здоровый) расшатывается и, если вовремя не заняться лечением, выпадает.

 Дорог каждый зуб

Потеря зуба – это всегда плохо.

Во-первых, она сопровождается болевыми ощущениями.

Во-вторых, становится труднее пережевывать пищу.

В третьих, увеличивается нагрузка на другие зубы, а значит, они быстрее разрушаются.

В-четвертых, ухудшается речь и портится внешний вид, а это, конечно, тоже важно.

Но, пожалуй, самое скверное состоит в том, сто больной зуб вредит другим органам – желудку, почкам, сердцу, даже глазам.

Зубы быстрее разрушаются, если в пище не хватает витаминов (особенно В и С) и микроэлементов (фосфора, кальция, железа, фтора), а также если мы едим много мягкой пищи, которая не обеспечивает достаточной нагрузки на зубы и околозубные ткани.

Наконец, состояние зубов зависит от общего состояния здоровья человека. У ослабленного, незакаленного человека зубы болят чаще.

 Правила по уходу за зубами

1. Чистить зубы 2 раза в день – после завтрака и ужина.

 (Понижается кислотность и уничтожаются микробы во рту)

2. Чистить зубы со всех сторон не менее 3 минут.

 (Обеспечивается снятие зубного налета)

3. Для чистки зубов использовать пасты, содержащие фтор.

(Укрепляется эмаль)

4. Чистить зубы щеткой  с искусственной щетиной.

 (В такой щетке заводится меньше микробов)

5. Хранить щетку на открытом воздухе щетиной вверх, предварительно намылив.

 (Не заводятся микробы)

6. Менять щетку 4 раза в год.

 (Лучше чистятся зубы)

7. После чистки зубов делать массаж десен вращательными движениями пальцев.

 (Улучшается питание зубов)

8. Использовать после еды зубочистки и зубные нити.

 (Удаляются остатки пищи)

9. Полоскать рот после сна и после любой еды.

 (Понижается кислотность во рту)

10. Использовать после еды жевательную резинку без сахара.

 (Понижается кислотность во рту, нагружаются жевательные мышцы)

11. Интенсивно пережевывать сырые овощи и фрукты.

 (Хорошо очищаются и тренируются зубы)

12. Меньше есть сахара, конфет, печенья.

 (Реже образуется кариес)

13. Не грызть ногти, карандаши и др.

 (Реже возникают заболевания зубов и околозубных тканей)

14. Не есть одновременно горячее и холодное.

 (Сохраняется эмаль зубов)

15. Употреблять больше продуктов, содержащих витамины В и С: лук, капусту, апельсины, помидоры, горох, фасоль, гречку, овсянку, печень трески, яичный желток, сливочное масло.

 (Укрепляются зубы и околозубные ткани)

16. Употреблять продукты, содержащие необходимые для зубов минеральные элементы:   молоко, ржаной хлеб, морскую капусту и др. морепродукты, фрукты и овощи.

 (Укрепляются зубы)

17. 2 раза в год показывать зубы врачу-стоматологу.

 (Чтобы предупредить и вовремя вылечить кариес)

18. Укреплять общее состояние организма.

 (Укрепляются и зубы).

 Уход за волосами.

Волосы на голове защищают от солнечных лучей и холода, а еще служат украшением. Эту последнюю функцию волос человек воспринимает, пожалуй, как самую важную. И действительно, для защиты головы есть немало других, более эффективных средств, а вот отсутствие волос на голове компенсировать трудно. Облысение делает человека не только менее привлекательным, но и вызывает неуверенность, застенчивость. Почему же редеют волосы? В какой то степени облысение зависит от наследственности. Главная же причина потери волос – ухудшение кровотока в коже головы, что в свою очередь приводит к нарушению кровоснабжения и питания сосочков, их истощению и неспособности производить новые клетки. Способствуют облысению нервное напряжение (стресс), курение, некоторые болезни и лекарства, а также переохлаждение головы и ношение тесных головных уборов.

Итак, волосы можно сохранить, если за ними постоянно ухаживать, поддерживать хороший кровоток в коже головы.

 Как ухаживать за волосами?

Мыть волосы не по расписанию, а по мере того, как волосы становятся грязными. Хорошо помытые волосы следует вытереть и растереть сухим банным полотенцем (от лба к затылку и от середины головы к вискам). Растирать следует до тех пор, пока не почувствуется прилив крови. Если состояние волос очень тревожит, массаж полотенцем можно делать 2 раза в день (второй раз – спустя 1-2 часа после обеда, когда кровь насыщена питательными веществами и ее приток особенно полезен для корней волос). Полезны и регулярные (2-3 раза в день) расчесывания волос щеткой или гребнем.

Многие считают, что от сильного растирания волосы становятся ломкими и сильнее «лезут». Это не так. Ведь корень волос при этом не нарушается.

При правильном уходе за волосами нет надобности их «подкармливать» их витаминами и протеинами, втирая в кожу головы эмульсии и кремы.

IV. Закрепление материала:

V.  Задание на дом, общие выводы  

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21215. КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ КАТЕГОРИИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО 82.5 KB
  Категория рода имени существительного. Существительные общего рода. Способы и средства выражения ГЗ рода. Определение родового значения неизменяемых заимствованных существительных, аббревиатур, составных наименований. Родовые колебания.
21216. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА И ГРУППОВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 107.5 KB
  Она рассматривается с точки зрения внутренней природы малых групп того как они формируются их структуры и процессов их влияния на отдельных членов группы и на другие группы. Еще один взгляд на групповую динамику заключается в том что она состоит из набора методик ролевые игры мозговой штурм группы встреч группы без лидера групповая терапия тренинг сенситивности и подобные методики в своей совокупности составляют групповую динамику. При этом необходимо преодолеть индивидуальное сопротивление отдельных членов группы что...
21217. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 41 KB
  Представления о личности в отечественной психологии. Социальная установка личности. Яконцепция как социальная установка личности.
21218. Социальная психология. История отечественной социальной психологии 805 KB
  История отечественной социальной психологии Традиционным было мнение о том что истоки социальной психологии восходят к западной науке. Возникновение и развитие западной и отечественной психологии происходило как бы параллельно. Путь ее становления имеет ряд стадий: зарождение социальной психологии в общественных и естественных науках отпочкование от родительских дисциплин социологии и психологии и превращение в самостоятельную науку возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии. История социальной психологии в нашей...
21219. Психология цвета: Теория и практика 1.36 MB
  ; Психология цвета: Теория и практика Б.; Психология цвета: Теория и практика; Изд:Речь 2005 ISBN 5926803632 Цвет и психика В монографии освещаются различные аспекты взаимосвязи цвета и психики человека. Описывается психофизиологическое и психологическое воздействие цвета на человека. Когдато цвета считались чуть ли не божествами но объективная наука доказала что цвет лишь субъективное ощущение возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины.
21220. Психология цвета. Книга 832.5 KB
  Последние три главы посвящены цветолечению в них описываются особенности заболеваний людей с разными цветовыми типами поведения и цветомедитация метод который автор разрабатывает в течение последних десяти лет. Последние три главы посвящены цветолечению в них описываются особенности заболеваний людей с разными цветовыми типами поведения и цветомедитация метод который автор разрабатывает в течение последних десяти лет. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ ЦВЕТОВ СПЕКТРА Цвета ахроматической оси Цвета хроматического круга...
21221. Система планов предприятия и их взаимоувязка 64.5 KB
  Все виды планов на предприятии могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадии разработки, степень точности и др.
21222. Психология цвета 871.5 KB
  Бехтерев Цвет в рекламе понятие святое. Начиная серию публикаций о цвете мы осознаем что тема это сложна и обширна. Вашему вниманию предлагается первая часть темы: психология восприятия цвета.
21223. Психология цвета. Символика цвета. Цвет и характер. Цвет и работоспособность 94 KB
  Символика цвета. Цвет и характер. Цвет и работоспособность.