53620

Геометрические тела. Куб

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: а обучающая познакомить учащихся с элементами ввести понятие развертки куба модели тела; вывести формулу площади поверхности куба; б развивающая развивать математическое мышление; ...

Русский

2014-03-01

49.5 KB

9 чел.

Всероссийского конкурса

профессионального мастерства педагогов

"Мой лучший урок"

Урок  математики

в 5 классе

теме: «КУБ»

из главы «Геометрические тела»

УМК Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Учитель математики

МОУ  СОШ №10

г. Новороссийска

Волкова

Ольга

Алексеевна

г.  Новороссийск

2009г


Урок 1

Тема урока:  «Куб»

Цели урока:

    а) обучающая        -  познакомить  учащихся с элементами

                                         -  ввести понятие развертки куба, модели тела;

                                         - вывести формулу площади  поверхности куба;

  б) развивающая        - развивать математическое мышление;

                                         -  развитие пространственного воображения;

                                         -  научиться переводить наглядную   картинку – чертеж  в логический вывод, в формулу;

 в) воспитывающая    -  воспитание аккуратности при построении чертежа;

                                          -  воспитание  четкости мысли при построении логических выводов.

Задачи урока:               - сформировать навыки построения чертежа пространственной фигуры;

                                         -   научиться применять формулу площади поверхности куба.

Оснащение  урока:  компьютер и  проектор для демонстрации презентаций;  на каждом    

                                     ученическом  столе  по два цветных пластмассовых кубика   и набор

                                     разверток;  набор различных моделей куба  у  учителя.

Ход  урока

1.Организация начала урока.

Здравствуйте!  Сегодня мы отправимся в путешествие в одну очень интересную страну знаний, в страну  под названием Геометрия. Живут в этой стране геометрические фигуры или геометрические тела. Все об этой стране вы узнаете в старших классах, а сегодня она поведает нам лишь некоторые свои тайны.

2.Сообщение  темы, цели и задач урока

Посмотрите на рисунок  (слайд №1), на котором изображены две группы геометрических тел. Как вы думаете,  по какому признаку эти геометрические тела разбиты на две группы? [ Одни тела круглые, а другие состоят из плоских фигур]

Сегодня мы будем изучать хорошо вам известное геометрическое тело, оно стоит у каждого на столе,  и  я держу его в руках. Что это за геометрическое тело? К какой группе тел оно относится?  Правильно ли мы назвали это геометрическое тело подскажет компьютер, он объявит нам тему нашего урока, а  мы запишем ее (слайд №2) в тетрадь.

Мы угадали правильно, сегодня мы будем говорить о кубе. Узнаем, как называются элементы куба, научимся чертить куб, узнаем, как находить площадь поверхности куба , где в жизни мы встречаемся с кубом. Руководить нашей работой будет компьютер, он будет подсказывать нам, что нам нужно делать.

  1.  Актуализация знаний учащихся.

Скажите,  ребята, вы раньше встречались с кубом?  Правильно, все мы в детстве играли в кубики. А все ли вы знаете о кубе? Давайте себя проверим.

  1.  Изучение нового материала.

Посмотрите на компьютер, на экране появилась новая запись (слайд №3),запишем ее в

тетрадь. Компьютер  просит, чтобы мы внимательно посмотрели на куб.

Давайте возьмем в руки куб и рассмотрим его.

- Из чего состоит поверхность куба?

                                                                                       [ Из квадратиков]

- А что мы знаем о сторонах квадрата?

Посмотрите, у каждых соседних квадратиков одна сторона общая, что тогда мы можем сказать о всех квадратиках, из которых состоит куб?

                                                                                     [ Все квадраты равны]

Каждый такой квадратик называется гранью. Посчитайте,  сколько таких граней-квадратиков у куба? Правильно, 6 граней, т.е. их много, поэтому куб еще называют многогранником.

        

        У каждой грани есть граница. Проведите пальцем по границе каждого квадратика. Каждая  граница называется ребро. Сколько ребер у куба?

[ 12 ребер]

Ребра квадратиков сходятся вместе и образуют углы куба. Каждый такой угол куба называется вершина. Из каждой вершины выходят ребра. Сколько ребер выходит из каждой вершины?

[ 3 ребра]

  1.  Первичное закрепление знаний

Давайте повторим:

Сколько граней у куба?

                           Сколько вершин у куба?

                           Сколько ребер у куба?

Сколько ребер выходит из одной вершины?

                           Сколько ребер у каждой грани?

                           Сколько соседних граней имеет каждая грань?

  1.  Усвоение новых знаний

Посмотрите, на экране появилась новая запись (слайд №3), давайте перенесем ее в тетрадь и будем учиться рисовать куб. Компьютер будет подсказывать, как это делать.

(Построение идет на доске с параллельным показом слайда  №4. Для быстроты построения лучше взять за длину ребра четное количество клеточек).

Мы построили куб, подпишите его элементы. Вы обратили внимание, что некоторые ребра я изобразила сплошной линией, а некоторые – пунктирной? Как вы думаете, почему это, в чем различие? Сколько граней у куба мы всегда видим?

Мы с вами устали, давайте отдохнем и разгадаем ребусы(слайд №5).

Нам удалось расшифровать два слова: развертка и модель. Со словом модель мы встречались много раз, а вот как оно связано с кубом? Как вы думаете? Правильно, кубов много, они бывают разных размеров, изготовлены из разных материалов, но наш каждый куб является представителем всего семейства, поэтому наш куб – модель.

А вот слово «развертка» нам встретилось первый раз. На какое слово оно похоже?

Вот давайте развернем наш куб и посмотрим, что получится (слайд №6).

Во что    развернулся куб?

[ В 6 соединенных квадратиков]

Посмотрите, компьютер  советует,  записать новое слово в тетрадь    (слайд № 7) А теперь подумайте над следующим вопросом: из любой развертки можно   сложить куб?  Посмотрите, на экране 8 разверток, из любой можно сложить куб?

(Задача №922.Математика -5, Зубарева И.И., Мордкович А.Г. на экране, (слайд №8),  не могут быть разверткой куба №3, №5 и №7.   Сразу отсевается  №5, в ней 7 квадратов.  Все остальные развертки вырезаны и на каждой парте лежит  полный комплект, развертки находят  перегибая выкройки и складывая куб.)

Выберите на развертках, где будет верхняя и нижняя грани. Подпишите на развертках буквы В и Н. У всех получилось одинаково?  Почему получились разные отметки?

  1.  Применение новых знаний.

Мы с вами определили, что куб состоит из 6 квадратов. Как найти площадь квадрата? А шести квадратов?  Посмотрите, компьютер показывает, какую запись мы должны сделать в тетрадь (слайд № 9). Мы записали формулу площади поверхности куба.


А какая площадь поверхности у куба со стороной в 25 см? Проверим себя (слайд №10)

Знаете ребята, я так хочу поставить в нашем кассе аквариум в форме куба со стороной 1 м. Сколько стекла нужно будет купить?

[ 5 м2]

Почему 5м2 , а не 6м2 ? Правильно, рыбкам нужен воздух, какой грани у нас не будет?(слайд №11)

Где еще мы можем встретить куб?

[ Различные коробки, музыкальные центры, игрушки, украшения на люстрах]

  1.  Подведение итогов урока.

С какой геометрической фигурой мы сегодня работали?

С какими элементами куба мы познакомились?

Каких элементов 12? Каких 8? Каких 6?

Почему куб называют многогранником?

Какие новые слова мы узнали из ребусов?

Как найти площадь поверхности куба?

Где мы в жизни встречаемся с кубом?

  1.  Домашнее задание

На альбомном листе приготовить развертку куба со стороной 5см, изготовить из неё куб.

 Найти площадь поверхности куба со стороной 12см.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27950. Специфика психологического понимания личности. Проблемы социально-психологической диагностики организаций. Параметры организационной диагностики в модели Визбора 31.97 KB
  Специфика психологического понимания личности. Исследованием проблем человеческой личности занимаются персонологи этот термин предложил Генри Мюррей для обозначения как экспериментаторов так и теоретиков в области психологии личности. Наука о личности это дисциплина стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования разнообразных исследовательских стратегий а также методов оценки при изучении объяснении прогнозировании вынесении обоснованных решений в том или в ином...
27951. Структура и свойства темперамента. Коучинг как вид индивидуального консультирования. Отличие коучинга от психотерапевтической работы с клиентом 21.4 KB
  Структура и свойства темперамента Темперамент лат. Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности обусловленные отсутствием у темперамента в его обычных психологических характеристиках единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных ведущих компонентов темперамента относящихся к сферам общей активности индивида его моторики и его эмоциональности.
27952. Определение и структура характера. Типологии характера. Стратегии поведения в ситуации конфликта (концепция Блейка – Моутона) 33.66 KB
  Типологии характера. Типологии характера. Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Немов В характере выражаются наиболее типичные существенные особенности человека знание которых позволяет в какойто мере предвидеть как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.
27953. Роль механизмов идентификации в процессе становления личности. Психология индивидуальных различий по Майерс-Бригс 53.89 KB
  Что касается другого типа взаимодействия конкуренции то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме а именно на конфликте. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта. Межличностные отношения также даны во взии: они определяют как тип взя который возникает при данных конкретных условиях так и степень выраженности этого типа. Описание типологии MBTI ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА Основой тестирования служит классификация Карла Юнга разделившего в 1920 г различные группы людей по основным архетипам...