53620

Геометрические тела. Куб

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: а обучающая познакомить учащихся с элементами ввести понятие развертки куба модели тела; вывести формулу площади поверхности куба; б развивающая развивать математическое мышление; ...

Русский

2014-03-01

49.5 KB

10 чел.

Всероссийского конкурса

профессионального мастерства педагогов

"Мой лучший урок"

Урок  математики

в 5 классе

теме: «КУБ»

из главы «Геометрические тела»

УМК Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Учитель математики

МОУ  СОШ №10

г. Новороссийска

Волкова

Ольга

Алексеевна

г.  Новороссийск

2009г


Урок 1

Тема урока:  «Куб»

Цели урока:

    а) обучающая        -  познакомить  учащихся с элементами

                                         -  ввести понятие развертки куба, модели тела;

                                         - вывести формулу площади  поверхности куба;

  б) развивающая        - развивать математическое мышление;

                                         -  развитие пространственного воображения;

                                         -  научиться переводить наглядную   картинку – чертеж  в логический вывод, в формулу;

 в) воспитывающая    -  воспитание аккуратности при построении чертежа;

                                          -  воспитание  четкости мысли при построении логических выводов.

Задачи урока:               - сформировать навыки построения чертежа пространственной фигуры;

                                         -   научиться применять формулу площади поверхности куба.

Оснащение  урока:  компьютер и  проектор для демонстрации презентаций;  на каждом    

                                     ученическом  столе  по два цветных пластмассовых кубика   и набор

                                     разверток;  набор различных моделей куба  у  учителя.

Ход  урока

1.Организация начала урока.

Здравствуйте!  Сегодня мы отправимся в путешествие в одну очень интересную страну знаний, в страну  под названием Геометрия. Живут в этой стране геометрические фигуры или геометрические тела. Все об этой стране вы узнаете в старших классах, а сегодня она поведает нам лишь некоторые свои тайны.

2.Сообщение  темы, цели и задач урока

Посмотрите на рисунок  (слайд №1), на котором изображены две группы геометрических тел. Как вы думаете,  по какому признаку эти геометрические тела разбиты на две группы? [ Одни тела круглые, а другие состоят из плоских фигур]

Сегодня мы будем изучать хорошо вам известное геометрическое тело, оно стоит у каждого на столе,  и  я держу его в руках. Что это за геометрическое тело? К какой группе тел оно относится?  Правильно ли мы назвали это геометрическое тело подскажет компьютер, он объявит нам тему нашего урока, а  мы запишем ее (слайд №2) в тетрадь.

Мы угадали правильно, сегодня мы будем говорить о кубе. Узнаем, как называются элементы куба, научимся чертить куб, узнаем, как находить площадь поверхности куба , где в жизни мы встречаемся с кубом. Руководить нашей работой будет компьютер, он будет подсказывать нам, что нам нужно делать.

  1.  Актуализация знаний учащихся.

Скажите,  ребята, вы раньше встречались с кубом?  Правильно, все мы в детстве играли в кубики. А все ли вы знаете о кубе? Давайте себя проверим.

  1.  Изучение нового материала.

Посмотрите на компьютер, на экране появилась новая запись (слайд №3),запишем ее в

тетрадь. Компьютер  просит, чтобы мы внимательно посмотрели на куб.

Давайте возьмем в руки куб и рассмотрим его.

- Из чего состоит поверхность куба?

                                                                                       [ Из квадратиков]

- А что мы знаем о сторонах квадрата?

Посмотрите, у каждых соседних квадратиков одна сторона общая, что тогда мы можем сказать о всех квадратиках, из которых состоит куб?

                                                                                     [ Все квадраты равны]

Каждый такой квадратик называется гранью. Посчитайте,  сколько таких граней-квадратиков у куба? Правильно, 6 граней, т.е. их много, поэтому куб еще называют многогранником.

        

        У каждой грани есть граница. Проведите пальцем по границе каждого квадратика. Каждая  граница называется ребро. Сколько ребер у куба?

[ 12 ребер]

Ребра квадратиков сходятся вместе и образуют углы куба. Каждый такой угол куба называется вершина. Из каждой вершины выходят ребра. Сколько ребер выходит из каждой вершины?

[ 3 ребра]

  1.  Первичное закрепление знаний

Давайте повторим:

Сколько граней у куба?

                           Сколько вершин у куба?

                           Сколько ребер у куба?

Сколько ребер выходит из одной вершины?

                           Сколько ребер у каждой грани?

                           Сколько соседних граней имеет каждая грань?

  1.  Усвоение новых знаний

Посмотрите, на экране появилась новая запись (слайд №3), давайте перенесем ее в тетрадь и будем учиться рисовать куб. Компьютер будет подсказывать, как это делать.

(Построение идет на доске с параллельным показом слайда  №4. Для быстроты построения лучше взять за длину ребра четное количество клеточек).

Мы построили куб, подпишите его элементы. Вы обратили внимание, что некоторые ребра я изобразила сплошной линией, а некоторые – пунктирной? Как вы думаете, почему это, в чем различие? Сколько граней у куба мы всегда видим?

Мы с вами устали, давайте отдохнем и разгадаем ребусы(слайд №5).

Нам удалось расшифровать два слова: развертка и модель. Со словом модель мы встречались много раз, а вот как оно связано с кубом? Как вы думаете? Правильно, кубов много, они бывают разных размеров, изготовлены из разных материалов, но наш каждый куб является представителем всего семейства, поэтому наш куб – модель.

А вот слово «развертка» нам встретилось первый раз. На какое слово оно похоже?

Вот давайте развернем наш куб и посмотрим, что получится (слайд №6).

Во что    развернулся куб?

[ В 6 соединенных квадратиков]

Посмотрите, компьютер  советует,  записать новое слово в тетрадь    (слайд № 7) А теперь подумайте над следующим вопросом: из любой развертки можно   сложить куб?  Посмотрите, на экране 8 разверток, из любой можно сложить куб?

(Задача №922.Математика -5, Зубарева И.И., Мордкович А.Г. на экране, (слайд №8),  не могут быть разверткой куба №3, №5 и №7.   Сразу отсевается  №5, в ней 7 квадратов.  Все остальные развертки вырезаны и на каждой парте лежит  полный комплект, развертки находят  перегибая выкройки и складывая куб.)

Выберите на развертках, где будет верхняя и нижняя грани. Подпишите на развертках буквы В и Н. У всех получилось одинаково?  Почему получились разные отметки?

  1.  Применение новых знаний.

Мы с вами определили, что куб состоит из 6 квадратов. Как найти площадь квадрата? А шести квадратов?  Посмотрите, компьютер показывает, какую запись мы должны сделать в тетрадь (слайд № 9). Мы записали формулу площади поверхности куба.


А какая площадь поверхности у куба со стороной в 25 см? Проверим себя (слайд №10)

Знаете ребята, я так хочу поставить в нашем кассе аквариум в форме куба со стороной 1 м. Сколько стекла нужно будет купить?

[ 5 м2]

Почему 5м2 , а не 6м2 ? Правильно, рыбкам нужен воздух, какой грани у нас не будет?(слайд №11)

Где еще мы можем встретить куб?

[ Различные коробки, музыкальные центры, игрушки, украшения на люстрах]

  1.  Подведение итогов урока.

С какой геометрической фигурой мы сегодня работали?

С какими элементами куба мы познакомились?

Каких элементов 12? Каких 8? Каких 6?

Почему куб называют многогранником?

Какие новые слова мы узнали из ребусов?

Как найти площадь поверхности куба?

Где мы в жизни встречаемся с кубом?

  1.  Домашнее задание

На альбомном листе приготовить развертку куба со стороной 5см, изготовить из неё куб.

 Найти площадь поверхности куба со стороной 12см.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42313. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ СПЕКТРА БЕЛОГО СВЕТА С ПОМОЩЬЮ ДИФРАКЦИОННОЙ РЕШЕТКИ 1.49 MB
  Волновая поверхность падающей волны плоскость щели и экран параллельны друг другу. Поскольку щель бесконечна картина наблюдаемая в любой плоскости перпендикулярной к щели будет одинакова. Разобьем открытую часть волновой поверхности на параллельные краям щели элементарные зоны ширины . Ее можно найти проинтегрировав по всей ширине щели : .
42314. ИЗУЧЕНИЕ ДИСПЕРСИИ СВЕТА 735.5 KB
  Наблюдение дисперсии света определение зависимости показателя преломления от длины волны светового излучения для конкретного вещества. КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ Одним из наиболее давно известных человеку оптических эффектов является преломление света заключающееся в том что при переходе через границу двух сред луч света скачком меняет свое направление как бы претерпевает излом. Преломление света характеризуется относительным показателем преломления.
42315. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЗОНАНСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ 735.5 KB
  Падение напряжения на конденсаторе . Для тока в катушке имеем: сдвиг фаз между током в контуре и напряжением на конденсаторе составляет π 2 ток опережает по фазе напряжения на конденсаторе на π 2 рис. Для напряжения закон изменения имеет вид: При колебаниях происходит периодический переход электрической энергии конденсатора в магнитную энергию катушки . Для определения напряжения на конденсаторе разделим 1 на С имеем Чтобы найти закон изменения силы тока продифференцируем 1 по времени: Обозначим...
42316. ОСНОВЫ ЦИФРОВОЙ ТЕХНИКИ 2.89 MB
  Заготовки отчетов должны содержать цель работы далее по каждому пункту задания: функции реализуемые цифровым устройством представленные в аналитической или и табличной форме их преобразования поясняющие процесс проектирования; схему спроектированного узла или устройства; в случаях оговоренных в описании временные диаграммы поясняющие работу цифрового устройства; таблицы для записи результатов экспериментов; Исследуемые цифровые узлы и устройства собираются на одном и том же закрепленном за бригадой универсальном...
42317. ДОСЛIДЖЕННЯ РЕЖИМIВ РОБОТИ ГРАФОПОБУДУВАЧА 31.5 KB
  Ознайомитися з принципом дї та системою команд графопобудувача HPGLдод. Дослiдити роботу графопобудувача в режимі емуляції. Принципи дiї та основнi команди графопобудувача.
42318. Использование шаблонов при создании презентаций 191 KB
  На панели задач щелкните на кнопке Пуск Strt. В стартовом диалоговом окне щелкните на кнопке выбора Шаблон презентации Templte и затем на кнопке ОК. Примечание: Если вы продолжаете сеанс работы после предыдущего урока щелкните на меню Файл File и затем на команде Создать New. Щелкните на вкладке Дизайны презентаций Presenttion Designs.
42319. Информационные системы и системы управления базами данных 2.77 MB
  Информационные системы и системы управления базами данных Введение Информационные системы взаимодействия видов транспорта ИСВВТ отличаются от других информационных систем ИС в основном решаемыми задачами. Поэтому в основе любой из них лежит среда хранения обработки и доступа к данным база данных;  информационные системы ориентируются на конечного пользователя не обладающего высокой квалификацией в области применения вычислительной техники. Системы управленя базами данных Любая ИС оперирует информацией о той...
42320. Базы данных реляционных и объектно-реляционных СУБД 1.19 MB
  Рассмотрим смысл этих понятий на примере отношения таблицы СТУДЕНТЫсодержащего информацию о студентах некоторого вуза табл. Тип данных определяет диапазон значений которые можно сохранить в переменной или столбце таблицы отношения а также набор операций разрешенных для данных этого типа. Например предположим что в БД кроме таблицы СТУДЕНТЫ Табл. Допустим что столбец Имя таблицы СТУДЕНТЫ и столбец ФИО таблицы ПРЕПОДАВАТЕЛИ имеют одинаковые типы данных максимальную длину в обоих столбцах используется кириллица и смысл...
42321. Архитектура баз данных и способы доступа к ним в пакете Delphi 361.5 KB
  Архитектура баз данных Современная система управления базами данных такая как InterBse SQL Server пакета Delphi или Microsoft SQL Server 2000 может поддерживать хранение и обработку множества баз данных к которым одновременно могут обращаться множество пользователей. Прежде чем учиться управлению этими базами данных познакомимся с их структурой то есть с представлением базы данных на логическом и физическом уровнях. При этом будет рассмотрен список объектов поддерживаемых базами данных InterBse SQL Server 6 сокращённо...