53622

ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: а обучающая познакомить учащихся с элементами прямоугольного параллелепипеда; ввести понятие развертки прямоугольного параллелепипеда; вывести формулу площади поверхности прямоугольного параллелепипеда;...

Русский

2014-03-01

194.5 KB

17 чел.

Урок  математики

в 5 классе

теме: «ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ

ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД»

из главы «Геометрические тела»

УМК Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Учитель математики

МОУ  СОШ №10

г. Новороссийска

Волкова

Ольга

Алексеевна

г.  Новороссийск

2012 г


Урок  2.

Тема урока: «Прямоугольный  параллелепипед»

Цели урока:

    а) обучающая        -  познакомить  учащихся с элементами  прямоугольного параллелепипеда;

                                       -  ввести понятие развертки прямоугольного параллелепипеда;

                                        - вывести формулу площади  поверхности прямоугольного

                                           параллелепипеда;

                                        - вывести формулу  суммы длин всех ребер прямоугольного

                                           параллелепипеда;

б) развивающая        -  познакомиться с новыми понятиями, связанными с прямоугольным  параллелепипедом;

                                         -  развитие пространственного воображения;

                                         -  научиться сравнивать геометрические тела;

 в) воспитывающая    -  привитие навыка аккуратности при построении чертежа;

                                          -  анализировать увиденное и делать логические выводы.

Задачи урока:               - закрепить навыки построения чертежа пространственной       фигуры;

                                         -   научиться применять формулу площади поверхности   прямоугольного  параллелепипеда и формулу суммы длин всех его ребер.

Оснащение  урока:          компьютер и  проектор для демонстрации презентаций;  на каждом    ученическом столе  цветной  пластмассовый  кубик   и  бумажная

модель прямоугольного параллелепипеда;  набор различных моделей  куба и прямоугольного параллелепипеда у учителя.

Ход  урока.

  1.  Организация начала урока.

Здравствуйте! Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по стране Геометрия. Оказывается, в этой стране у нашего куба живут родственники, с которыми мы сегодня познакомимся.

  1.   Сообщение темы, цели и задач урока.

Родственники обычно похожи друг на друга, поэтому мы сегодня познакомимся с родным братом нашего куба, а зовут его (слайд № 1)

 Прямоугольный параллелепипед. На   уроке нам будет опять помогать компьютер, сейчас  он объявил нам тему сегодняшнего урока, запишите её в тетрадь.

  1.  Актуализация знаний учащихся.

У этой геометрической фигуры длинное и трудное название, возможно, не все из вас слышали это название. А встречаются ли в жизни предметы такой формы? Назовите их.

                                                                                          

[Коробки, ящики, книги, комнаты]

  1.  Усвоение новых знаний.

Компьютер подсказывает, чем мы сейчас будем заниматься ( слайд № 2).

Запишите это в тетрадь. А пока будете писать подумайте, что одинаковое вы заметили у родных братьев – у куба и прямоугольного параллелепипеда. Записали? Теперь сравните модели куба и прямоугольного параллелепипеда, которые у вас на парте и на экране. Что у них одинаковое? (слайд №3)

          Какие элементы куба повторяются у прямоугольного параллелепипеда?

                      [ Грани, вершины, ребра]

Является ли прямоугольный параллелепипед многогранником?

                                                                                                     [ Да]

Сравните количество граней, вершин, ребер.

Все одинаковое?

А теперь давайте найдем различие у этих двух фигур. Рассмотрите грани куба и прямоугольного параллелепипеда. Есть ли у них отличие, какая фигура является гранью куба, а какая гранью параллелепипеда?

                               [ У куба – квадрат, у прямоугольного параллелепипеда - прямоугольник]

Продолжаем сравнивать дальше. Что вы можете сказать за грани куба?

                                                                                     [ Все грани - квадраты равны]

Есть ли равные грани у прямоугольного параллелепипеда?

Как они располагаются?

                                                                                     [ Напротив друг друга]

Поэтому равные грани называются противоположными. Посмотрите на экран и на модели и назовите равные противоположные грани прямоугольного параллелепипеда –- это дно и крышка,  боковые грани,  передняя и задняя грани.

Посмотрите, на экране новая запись, ( слайд № 4), 

компьютер просит нас изобразить прямоугольный параллелепипед. Обратите внимание на эти каркасные модели прямоугольного параллелепипеда и куба, которые стоят на столе. Можете ли вы  различить, какая из фигур, прямоугольник или квадрат, является донышком? Нет, не можете, поэтому донышко прямоугольного параллелепипеда мы изобразим точно так же как и донышко куба.

Компьютер будет подсказывать нам, что нужно делать (слайд № 5)

( Как и при построении чертежа куба начало работы ведется параллельно на доске и на экране, при построении вертикальных ребер откладывают больше клеточек, чем первоначальный отрезок).

Мы выяснили, что гранью прямоугольного параллелепипеда является прямоугольник.  Как называем стороны прямоугольника?

                                                                                                   [ Длина и ширина]

Подпишем у сторон донышка, где длина и ширина ( слайд № 5), но боковые грани то же   прямоугольники и  вертикальные  ребра этих  прямоугольников  называют  высота (слайд № 5)

Теперь возьмите красный карандаш и выделите все вертикальные ребра.

Что вы можете сказать о длине этих ребер?  Сколько их? Проверьте свои выводы на модели.

Есть ли еще у прямоугольного параллелепипеда равные ребра? Назовите их.

Правильно, это длина. Сколько таких ребер? Выделите  их синим цветом, а ширину выделим зеленым цветом ( слайд № 5) Сколько ребер каждого цвета? Проверяйте себя по модели.

                                                                                     [ Одинаковых ребер по 4]

Длина, ширина и высота прямоугольного параллелепипеда называются измерениями прямоугольного параллелепипеда. Но слова длина, ширина и высота долго говорить  и писать, поэтому длину обозначают буквой  a,  длину буквой b,  а высоту   буквой с (слайд № 5)

  Компьютер просит нас записать  что-то в тетрадь ( слайд № 6 и слайд №7)

Ребята, мне хочется сделать новую каркасную модель прямоугольного параллелепипеда. Давайте подумаем, как рассчитать, сколько проволоки мне понадобится?

Если длина прямоугольного параллелепипеда a, то сколько нужно проволоки на все ребра длиной в a ?

                                                                                                                [ 4a]

А на все ребра ширины, если ширина прямоугольного параллелепипеда b?

А на все ребра высоты c ?

                                                                                                             [ 4b ;   4c]

А сколько всего?

Считаем, сколько понадобится  проволоки, что нужно для это сделать?

Посмотрим, как предлагает нам компьютер это записать ( слайд № 8)

  1.  Первичное закрепление знаний.

Посмотрите, компьютер предлагает нам задачу  (слайд № 9). Решим ее на

доске, а потом  сверимся с  компьютером.  ( Запись условия приготовлена  заранее на откидном крыле  доски. Проверка решения -слайд №9 )

  1.  Усвоение новых знаний.

Компьютер опять предлагает нам сделать запись в тетрадь ( слайд № 10),

  выполним    его просьбу:  развернем наш прямоугольный параллелепипед (слайд № 11 и слайд№12).  

 Из каких фигур состоит развертка?

                                         [ Два желтых прямоугольника, два красных, два зеленых]

Как  найти площадь желтой грани?

Как найти площадь красной грани?

Как найти площадь зеленой грани?

Что нужно сделать, чтобы найти площадь всей поверхности прямоугольного параллелепипеда?

                                 [ Умножить каждую площадь на два и полученные результаты сложить]

Так ли это? Спросим у компьютера, и сделаем в тетрадь запись формулы полной поверхности прямоугольного параллелепипеда (слайд № 12)

  1.  Первичное закрепление знаний.

Компьютер  опять просит нас решить задачу (слайд № 11), решим ее на доске и проверим себя.

  1.  Обобщение и систематизация.

Решим  на доске задачу:

a = 8

          b =4

          c  = 10  

Найти  1) сумму длин  всех ребер

           2) площадь поверхности параллелепипеда

Сверим свое решение ( слайд № 12)

  А может ли гранью параллелепипеда служить квадрат?

           Если может, то где эта грань?

           Ответ вам подскажут эти модели из набора.

  1.  Подведение итогов урока.

         С какой новой фигурой мы сегодня познакомились?

          Где встречается в жизни прямоугольный параллелепипед?

          Какая фигура является гранью параллелепипеда?

          Может ли квадрат быть гранью параллелепипеда?

          По сколько равных граней параллелепипеда?

          По сколько равных ребер?

  1.  Домашнее задание:  изготовить развертку параллелепипеда с измерениями a =3 см,   b=4см,  c=5см и изготовить из неё модель прямоугольного параллелепипеда.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84357. Правоохранительные органы 50.5 KB
  Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с правоохранительными органами их функциями; учить пользоваться правовой терминологией а также различать в какую структуру должен обратиться гражданин для защиты своих прав; Развивающая: продолжить формирование умения вести дискуссию аргументировать...
84358. Деление двузначного числа на однозначное 25.31 KB
  Цели урока: содействовать закреплению знаний по теме Деление суммы на число, развивать умение применять эти знания при решении примеров и задач; совершенствовать вычислительные навыки; умение осуществлять перенос ранее усвоенных знаний в новые условия...
84359. Глобальная компьютерная сеть Интернет 746.5 KB
  Цели и задачи: Общеобразовательные учащиеся должны освоить основные базовые понятия информатики: Интернет, браузер, поисковые системы, общение в сети Интернет, усвоить виды браузеров и их назначение, усвоить примеры поисковых систем и их назначение.
84360. Осевая симметрия 39.94 KB
  Цели: Образовательные Закрепить понятия о симметричных предметах и геометрических фигурах. Дать понятие о предметах и геометрических фигурах, симметрично расположенных относительно оси симметрии. Коррекционные Развивать предметно – практическую деятельность.
84361. Здоровье всему голова 23.25 KB
  Цель мероприятия: ознакомить детей с новыми понятиями качество товара потребитель срок годности товара; учить детей правильно совершать покупки; способствовать воспитанию в детях чувства гордости за кубанскую продукцию.
84362. Страна изучаемого языка и моя страна 54 KB
  Цель урока: Формирование навыков устно-речевого общения речевой деятельности через речевые ситуации связанные со страной изучаемого языка и родной страной. Цель которую ставит учитель: ориентировать учащихся на речевую деятельность создать атмосферу иноязычного общения через речевую ситуацию знакомство...
84363. Материк Австралия, урок 34.42 KB
  Коррекционно образовательные Закрепить понятия: о географическом положении материка Австралии океанах и морях омывающих данный материк. Покажите на карте материк Австралии. Назовите какими океанами омывается Австралия Скажите какие материки расположены ближе к Австралии. Определите где шаблон Австралии.
84364. Текст-повествование. Изложение по рассказу В. Бианки «Купание медвежат» 41 KB
  Цели урока: познакомить со структурой повествовательного текста; обучать учащихся письменной передаче текста; развивать устную и письменную речь учащихся; использовать в речи точный образный язык; развивать эмоциональную сферу детей их чувства эстетический вкус; воспитывать любовь к природе.
84365. Расстояние между двумя точками. Масштаб 26.71 KB
  Цель урока: формирование понятий расстояния между точками масштаб. Метапредметные: а познавательные сформированность познавательных интересов умение работать с различными источниками информации б регулятивные понимание смысла поставленной задачи умение выполнять учебные действия...