53622

ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: а обучающая познакомить учащихся с элементами прямоугольного параллелепипеда; ввести понятие развертки прямоугольного параллелепипеда; вывести формулу площади поверхности прямоугольного параллелепипеда;...

Русский

2014-03-01

194.5 KB

17 чел.

Урок  математики

в 5 классе

теме: «ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ

ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД»

из главы «Геометрические тела»

УМК Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Учитель математики

МОУ  СОШ №10

г. Новороссийска

Волкова

Ольга

Алексеевна

г.  Новороссийск

2012 г


Урок  2.

Тема урока: «Прямоугольный  параллелепипед»

Цели урока:

    а) обучающая        -  познакомить  учащихся с элементами  прямоугольного параллелепипеда;

                                       -  ввести понятие развертки прямоугольного параллелепипеда;

                                        - вывести формулу площади  поверхности прямоугольного

                                           параллелепипеда;

                                        - вывести формулу  суммы длин всех ребер прямоугольного

                                           параллелепипеда;

б) развивающая        -  познакомиться с новыми понятиями, связанными с прямоугольным  параллелепипедом;

                                         -  развитие пространственного воображения;

                                         -  научиться сравнивать геометрические тела;

 в) воспитывающая    -  привитие навыка аккуратности при построении чертежа;

                                          -  анализировать увиденное и делать логические выводы.

Задачи урока:               - закрепить навыки построения чертежа пространственной       фигуры;

                                         -   научиться применять формулу площади поверхности   прямоугольного  параллелепипеда и формулу суммы длин всех его ребер.

Оснащение  урока:          компьютер и  проектор для демонстрации презентаций;  на каждом    ученическом столе  цветной  пластмассовый  кубик   и  бумажная

модель прямоугольного параллелепипеда;  набор различных моделей  куба и прямоугольного параллелепипеда у учителя.

Ход  урока.

  1.  Организация начала урока.

Здравствуйте! Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по стране Геометрия. Оказывается, в этой стране у нашего куба живут родственники, с которыми мы сегодня познакомимся.

  1.   Сообщение темы, цели и задач урока.

Родственники обычно похожи друг на друга, поэтому мы сегодня познакомимся с родным братом нашего куба, а зовут его (слайд № 1)

 Прямоугольный параллелепипед. На   уроке нам будет опять помогать компьютер, сейчас  он объявил нам тему сегодняшнего урока, запишите её в тетрадь.

  1.  Актуализация знаний учащихся.

У этой геометрической фигуры длинное и трудное название, возможно, не все из вас слышали это название. А встречаются ли в жизни предметы такой формы? Назовите их.

                                                                                          

[Коробки, ящики, книги, комнаты]

  1.  Усвоение новых знаний.

Компьютер подсказывает, чем мы сейчас будем заниматься ( слайд № 2).

Запишите это в тетрадь. А пока будете писать подумайте, что одинаковое вы заметили у родных братьев – у куба и прямоугольного параллелепипеда. Записали? Теперь сравните модели куба и прямоугольного параллелепипеда, которые у вас на парте и на экране. Что у них одинаковое? (слайд №3)

          Какие элементы куба повторяются у прямоугольного параллелепипеда?

                      [ Грани, вершины, ребра]

Является ли прямоугольный параллелепипед многогранником?

                                                                                                     [ Да]

Сравните количество граней, вершин, ребер.

Все одинаковое?

А теперь давайте найдем различие у этих двух фигур. Рассмотрите грани куба и прямоугольного параллелепипеда. Есть ли у них отличие, какая фигура является гранью куба, а какая гранью параллелепипеда?

                               [ У куба – квадрат, у прямоугольного параллелепипеда - прямоугольник]

Продолжаем сравнивать дальше. Что вы можете сказать за грани куба?

                                                                                     [ Все грани - квадраты равны]

Есть ли равные грани у прямоугольного параллелепипеда?

Как они располагаются?

                                                                                     [ Напротив друг друга]

Поэтому равные грани называются противоположными. Посмотрите на экран и на модели и назовите равные противоположные грани прямоугольного параллелепипеда –- это дно и крышка,  боковые грани,  передняя и задняя грани.

Посмотрите, на экране новая запись, ( слайд № 4), 

компьютер просит нас изобразить прямоугольный параллелепипед. Обратите внимание на эти каркасные модели прямоугольного параллелепипеда и куба, которые стоят на столе. Можете ли вы  различить, какая из фигур, прямоугольник или квадрат, является донышком? Нет, не можете, поэтому донышко прямоугольного параллелепипеда мы изобразим точно так же как и донышко куба.

Компьютер будет подсказывать нам, что нужно делать (слайд № 5)

( Как и при построении чертежа куба начало работы ведется параллельно на доске и на экране, при построении вертикальных ребер откладывают больше клеточек, чем первоначальный отрезок).

Мы выяснили, что гранью прямоугольного параллелепипеда является прямоугольник.  Как называем стороны прямоугольника?

                                                                                                   [ Длина и ширина]

Подпишем у сторон донышка, где длина и ширина ( слайд № 5), но боковые грани то же   прямоугольники и  вертикальные  ребра этих  прямоугольников  называют  высота (слайд № 5)

Теперь возьмите красный карандаш и выделите все вертикальные ребра.

Что вы можете сказать о длине этих ребер?  Сколько их? Проверьте свои выводы на модели.

Есть ли еще у прямоугольного параллелепипеда равные ребра? Назовите их.

Правильно, это длина. Сколько таких ребер? Выделите  их синим цветом, а ширину выделим зеленым цветом ( слайд № 5) Сколько ребер каждого цвета? Проверяйте себя по модели.

                                                                                     [ Одинаковых ребер по 4]

Длина, ширина и высота прямоугольного параллелепипеда называются измерениями прямоугольного параллелепипеда. Но слова длина, ширина и высота долго говорить  и писать, поэтому длину обозначают буквой  a,  длину буквой b,  а высоту   буквой с (слайд № 5)

  Компьютер просит нас записать  что-то в тетрадь ( слайд № 6 и слайд №7)

Ребята, мне хочется сделать новую каркасную модель прямоугольного параллелепипеда. Давайте подумаем, как рассчитать, сколько проволоки мне понадобится?

Если длина прямоугольного параллелепипеда a, то сколько нужно проволоки на все ребра длиной в a ?

                                                                                                                [ 4a]

А на все ребра ширины, если ширина прямоугольного параллелепипеда b?

А на все ребра высоты c ?

                                                                                                             [ 4b ;   4c]

А сколько всего?

Считаем, сколько понадобится  проволоки, что нужно для это сделать?

Посмотрим, как предлагает нам компьютер это записать ( слайд № 8)

  1.  Первичное закрепление знаний.

Посмотрите, компьютер предлагает нам задачу  (слайд № 9). Решим ее на

доске, а потом  сверимся с  компьютером.  ( Запись условия приготовлена  заранее на откидном крыле  доски. Проверка решения -слайд №9 )

  1.  Усвоение новых знаний.

Компьютер опять предлагает нам сделать запись в тетрадь ( слайд № 10),

  выполним    его просьбу:  развернем наш прямоугольный параллелепипед (слайд № 11 и слайд№12).  

 Из каких фигур состоит развертка?

                                         [ Два желтых прямоугольника, два красных, два зеленых]

Как  найти площадь желтой грани?

Как найти площадь красной грани?

Как найти площадь зеленой грани?

Что нужно сделать, чтобы найти площадь всей поверхности прямоугольного параллелепипеда?

                                 [ Умножить каждую площадь на два и полученные результаты сложить]

Так ли это? Спросим у компьютера, и сделаем в тетрадь запись формулы полной поверхности прямоугольного параллелепипеда (слайд № 12)

  1.  Первичное закрепление знаний.

Компьютер  опять просит нас решить задачу (слайд № 11), решим ее на доске и проверим себя.

  1.  Обобщение и систематизация.

Решим  на доске задачу:

a = 8

          b =4

          c  = 10  

Найти  1) сумму длин  всех ребер

           2) площадь поверхности параллелепипеда

Сверим свое решение ( слайд № 12)

  А может ли гранью параллелепипеда служить квадрат?

           Если может, то где эта грань?

           Ответ вам подскажут эти модели из набора.

  1.  Подведение итогов урока.

         С какой новой фигурой мы сегодня познакомились?

          Где встречается в жизни прямоугольный параллелепипед?

          Какая фигура является гранью параллелепипеда?

          Может ли квадрат быть гранью параллелепипеда?

          По сколько равных граней параллелепипеда?

          По сколько равных ребер?

  1.  Домашнее задание:  изготовить развертку параллелепипеда с измерениями a =3 см,   b=4см,  c=5см и изготовить из неё модель прямоугольного параллелепипеда.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34186. Макроэкономический анализ 16.61 KB
  НАЦИОНАЛЬНОЕ СЧЕТОВОДСТВО комплексная система понятий которые объясняют создание распределение перераспределение и использование валового национального продукта и национального дохода в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования. Модель национального счетоводства ООН можно рассматривать как некоторую теоретическую концепцию которая включает в себя: а описание продукта и дохода нации а также их движение с точки зрения равенства инвестиций и сбережений; б модель межотраслевого баланса В....
34187. ВВП и способы его измерения 19.04 KB
  Распределительный по доходам использование потоков доходов средств. Доходы получают владельцы факторов производства. Различают два вида доходов: трудовые и на собственность предпринимательский.
34188. Номинальный и реальный ВНП. Дефлятор ВНП 17.45 KB
  Номинальный и реальный ВНП. Дефлятор ВНП Макроэкономические показатели ВНП и ВВП денежные показатели поэтому их значение зависит от динамики цен покупательной способности денежной единицы. Следовательно увеличение или уменьшение уровня цен оказывает влияние на величину ВНП и ВВП. ВНП и ВВП в номинальном значении измеряются в рыночных текущих ценах.
34189. Показатели, производные от ВНП 16.78 KB
  Национальный доход. Таким образом получаем показатель национального дохода НД. С точки зрения собственников ресурсов национальный доход является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период. Предприятия рассматривают национальный доход как показатель отражающий уровень цен на факторы производства или ресурсы.
34190. Экономический рост, его типы и факторы. Длинные волны экономической конъюнктуры 21.43 KB
  позволяет исключить воздей ствие инфляции и универсальнее поскольку при расчете темпов роста трудно рассчитать общий показатель для производства раз личных изделий. Основные показатели экономического роста: 1 годовой прирост объема ВНП ВВП НД; 2 годовые темпы роста ВНП ВВП НД на душу населения; 3 годовые темпы роста промышленного производства в целом его отраслей на душу населения. При данном типе экономического роста в произ водство вовлекается все большее количество ресурсов природ ных трудовых материальных но не...
34191. Государственное регулирование экономического роста 17.32 KB
  Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. В отличие от них сторонники âэкономики предложенияâ отдают предпочтения долгосрочным перспективам делая упор на факторы обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.
34192. Инфляция: причины, формы и виды 24.41 KB
  Инфляция это снижение покупательной способности денег проявляющееся через относительно быстрый рост цен. Скрытая инфляция существует как правило в нерыноч ной экономике в которой цены и заработные платы контро лируются и определяются государством. Открытая инфляция проявляется в форме роста цен на товары и услуги. Бумажные деньги обесцениваются возни кает избыточная денежная масса не обеспеченная соот ветствующим количеством товаров и услуг.
34193. Безработица и ее виды. Норма безработицы 31.96 KB
  Норма безработицы. Причины безработицы падение темпов экономического роста технический прогресс структурная перестройка эконо мики инфляция демографическая политика государства. Основные формы безработицы фрикционная структур ная циклическая сезонная застойная. Для характеристики состояния безработицы использу ются различные показатели доля безработных в совокупной рабочей силе количество безработных средняя продолжи тельность безработицы доля длительно безработных в эконо мически активном населении и др.
34194. Взаимосвязь инфляции и безработицы 31.89 KB
  Взаимосвязь инфляции и безработицы Безработица социальноэкономическое явление когда часть активного населения не может применить свою рабочую силу. В условиях инфляции резко сокращаются инве стиции особенно долгосрочные что отрицательно сказывает ся на экономическом росте. Соотноше ние этих двух параметров в краткосрочном периоде описыва ется кривой Филлипса Доля безработных Кривая Филлипса показывает взаимное изменение уров ней безработицы и инфляции в экономике и означает что инф ляция высока при низкой безработице и низка при...