53622

ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: а обучающая познакомить учащихся с элементами прямоугольного параллелепипеда; ввести понятие развертки прямоугольного параллелепипеда; вывести формулу площади поверхности прямоугольного параллелепипеда;...

Русский

2014-03-01

194.5 KB

17 чел.

Урок  математики

в 5 классе

теме: «ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ

ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД»

из главы «Геометрические тела»

УМК Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Учитель математики

МОУ  СОШ №10

г. Новороссийска

Волкова

Ольга

Алексеевна

г.  Новороссийск

2012 г


Урок  2.

Тема урока: «Прямоугольный  параллелепипед»

Цели урока:

    а) обучающая        -  познакомить  учащихся с элементами  прямоугольного параллелепипеда;

                                       -  ввести понятие развертки прямоугольного параллелепипеда;

                                        - вывести формулу площади  поверхности прямоугольного

                                           параллелепипеда;

                                        - вывести формулу  суммы длин всех ребер прямоугольного

                                           параллелепипеда;

б) развивающая        -  познакомиться с новыми понятиями, связанными с прямоугольным  параллелепипедом;

                                         -  развитие пространственного воображения;

                                         -  научиться сравнивать геометрические тела;

 в) воспитывающая    -  привитие навыка аккуратности при построении чертежа;

                                          -  анализировать увиденное и делать логические выводы.

Задачи урока:               - закрепить навыки построения чертежа пространственной       фигуры;

                                         -   научиться применять формулу площади поверхности   прямоугольного  параллелепипеда и формулу суммы длин всех его ребер.

Оснащение  урока:          компьютер и  проектор для демонстрации презентаций;  на каждом    ученическом столе  цветной  пластмассовый  кубик   и  бумажная

модель прямоугольного параллелепипеда;  набор различных моделей  куба и прямоугольного параллелепипеда у учителя.

Ход  урока.

  1.  Организация начала урока.

Здравствуйте! Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по стране Геометрия. Оказывается, в этой стране у нашего куба живут родственники, с которыми мы сегодня познакомимся.

  1.   Сообщение темы, цели и задач урока.

Родственники обычно похожи друг на друга, поэтому мы сегодня познакомимся с родным братом нашего куба, а зовут его (слайд № 1)

 Прямоугольный параллелепипед. На   уроке нам будет опять помогать компьютер, сейчас  он объявил нам тему сегодняшнего урока, запишите её в тетрадь.

  1.  Актуализация знаний учащихся.

У этой геометрической фигуры длинное и трудное название, возможно, не все из вас слышали это название. А встречаются ли в жизни предметы такой формы? Назовите их.

                                                                                          

[Коробки, ящики, книги, комнаты]

  1.  Усвоение новых знаний.

Компьютер подсказывает, чем мы сейчас будем заниматься ( слайд № 2).

Запишите это в тетрадь. А пока будете писать подумайте, что одинаковое вы заметили у родных братьев – у куба и прямоугольного параллелепипеда. Записали? Теперь сравните модели куба и прямоугольного параллелепипеда, которые у вас на парте и на экране. Что у них одинаковое? (слайд №3)

          Какие элементы куба повторяются у прямоугольного параллелепипеда?

                      [ Грани, вершины, ребра]

Является ли прямоугольный параллелепипед многогранником?

                                                                                                     [ Да]

Сравните количество граней, вершин, ребер.

Все одинаковое?

А теперь давайте найдем различие у этих двух фигур. Рассмотрите грани куба и прямоугольного параллелепипеда. Есть ли у них отличие, какая фигура является гранью куба, а какая гранью параллелепипеда?

                               [ У куба – квадрат, у прямоугольного параллелепипеда - прямоугольник]

Продолжаем сравнивать дальше. Что вы можете сказать за грани куба?

                                                                                     [ Все грани - квадраты равны]

Есть ли равные грани у прямоугольного параллелепипеда?

Как они располагаются?

                                                                                     [ Напротив друг друга]

Поэтому равные грани называются противоположными. Посмотрите на экран и на модели и назовите равные противоположные грани прямоугольного параллелепипеда –- это дно и крышка,  боковые грани,  передняя и задняя грани.

Посмотрите, на экране новая запись, ( слайд № 4), 

компьютер просит нас изобразить прямоугольный параллелепипед. Обратите внимание на эти каркасные модели прямоугольного параллелепипеда и куба, которые стоят на столе. Можете ли вы  различить, какая из фигур, прямоугольник или квадрат, является донышком? Нет, не можете, поэтому донышко прямоугольного параллелепипеда мы изобразим точно так же как и донышко куба.

Компьютер будет подсказывать нам, что нужно делать (слайд № 5)

( Как и при построении чертежа куба начало работы ведется параллельно на доске и на экране, при построении вертикальных ребер откладывают больше клеточек, чем первоначальный отрезок).

Мы выяснили, что гранью прямоугольного параллелепипеда является прямоугольник.  Как называем стороны прямоугольника?

                                                                                                   [ Длина и ширина]

Подпишем у сторон донышка, где длина и ширина ( слайд № 5), но боковые грани то же   прямоугольники и  вертикальные  ребра этих  прямоугольников  называют  высота (слайд № 5)

Теперь возьмите красный карандаш и выделите все вертикальные ребра.

Что вы можете сказать о длине этих ребер?  Сколько их? Проверьте свои выводы на модели.

Есть ли еще у прямоугольного параллелепипеда равные ребра? Назовите их.

Правильно, это длина. Сколько таких ребер? Выделите  их синим цветом, а ширину выделим зеленым цветом ( слайд № 5) Сколько ребер каждого цвета? Проверяйте себя по модели.

                                                                                     [ Одинаковых ребер по 4]

Длина, ширина и высота прямоугольного параллелепипеда называются измерениями прямоугольного параллелепипеда. Но слова длина, ширина и высота долго говорить  и писать, поэтому длину обозначают буквой  a,  длину буквой b,  а высоту   буквой с (слайд № 5)

  Компьютер просит нас записать  что-то в тетрадь ( слайд № 6 и слайд №7)

Ребята, мне хочется сделать новую каркасную модель прямоугольного параллелепипеда. Давайте подумаем, как рассчитать, сколько проволоки мне понадобится?

Если длина прямоугольного параллелепипеда a, то сколько нужно проволоки на все ребра длиной в a ?

                                                                                                                [ 4a]

А на все ребра ширины, если ширина прямоугольного параллелепипеда b?

А на все ребра высоты c ?

                                                                                                             [ 4b ;   4c]

А сколько всего?

Считаем, сколько понадобится  проволоки, что нужно для это сделать?

Посмотрим, как предлагает нам компьютер это записать ( слайд № 8)

  1.  Первичное закрепление знаний.

Посмотрите, компьютер предлагает нам задачу  (слайд № 9). Решим ее на

доске, а потом  сверимся с  компьютером.  ( Запись условия приготовлена  заранее на откидном крыле  доски. Проверка решения -слайд №9 )

  1.  Усвоение новых знаний.

Компьютер опять предлагает нам сделать запись в тетрадь ( слайд № 10),

  выполним    его просьбу:  развернем наш прямоугольный параллелепипед (слайд № 11 и слайд№12).  

 Из каких фигур состоит развертка?

                                         [ Два желтых прямоугольника, два красных, два зеленых]

Как  найти площадь желтой грани?

Как найти площадь красной грани?

Как найти площадь зеленой грани?

Что нужно сделать, чтобы найти площадь всей поверхности прямоугольного параллелепипеда?

                                 [ Умножить каждую площадь на два и полученные результаты сложить]

Так ли это? Спросим у компьютера, и сделаем в тетрадь запись формулы полной поверхности прямоугольного параллелепипеда (слайд № 12)

  1.  Первичное закрепление знаний.

Компьютер  опять просит нас решить задачу (слайд № 11), решим ее на доске и проверим себя.

  1.  Обобщение и систематизация.

Решим  на доске задачу:

a = 8

          b =4

          c  = 10  

Найти  1) сумму длин  всех ребер

           2) площадь поверхности параллелепипеда

Сверим свое решение ( слайд № 12)

  А может ли гранью параллелепипеда служить квадрат?

           Если может, то где эта грань?

           Ответ вам подскажут эти модели из набора.

  1.  Подведение итогов урока.

         С какой новой фигурой мы сегодня познакомились?

          Где встречается в жизни прямоугольный параллелепипед?

          Какая фигура является гранью параллелепипеда?

          Может ли квадрат быть гранью параллелепипеда?

          По сколько равных граней параллелепипеда?

          По сколько равных ребер?

  1.  Домашнее задание:  изготовить развертку параллелепипеда с измерениями a =3 см,   b=4см,  c=5см и изготовить из неё модель прямоугольного параллелепипеда.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30599. Ремесло, мастерство, творчество в журналистике 19.08 KB
  Твво СМ вопрос7Ремесло по главе книги Яна Парандовского Алхимия слова Тайны ремесла: по мнению автора единственная настоящая школа обучения молодых писателей поэтики Аристотель Буало а также стилистики и школы риторики у древних. Главная задача в воспитании писателя овладение наукой о слове познание и осмысление языка на котором он призван творить: знание о языке его богатствах законах знание поэтических тропов и фигур анализ силы воздействия стилистических приемовМЕТАФОРА выручает словотворчество без нее происходило...
30600. Особенности журналистского труда 18.25 KB
  Комплексный характер труда журналистаВ труде журналиста различаются несколько видов деятельности. Публицистическая деятельность умение писать один из основных критериев профессионального мастерства журналиста и всего лишь один из компонентов его труда. Редактирование материалов для очередного номера газеты или журнала занимает основную часть рабочего времени журналиста.Важное значение имеет и организаторская деятельность журналиста.
30601. Профессиограмма в журналистике 26 KB
  Профессиограмма в журналистике Профессиограмма подробное описание должностных обязанностей на конкретном рабочем месте и описание рабочих качеств сотрудника необходимых для выполнения этих обязанностей. Я так думаю что профессиограмма в журке означает то что под определенные требования подбирают подходящего журналиста. Профессиограмма помогает подобрать точно персонал а персонал сразу знает чего от него требуется.
30602. Особенности журналистского творчества 40.5 KB
  Функции этой среды: критическая оценка предлагаемых или используемых журналистом способов и приемов деятельности селективная отбор приемов и способов деятельности...
30603. Дневник как тип творчества 13.09 KB
  НО вообщето это нечто большее чем механические записи. Записи в личном дневнике могут пригодиться лет этак через несколько. НО на страницах Комсомолки а затем отдельными книгами вышли его дневниковые записи которые вызвали интерес у читателей.
30604. Этические нормы в журналистском творчестве 23.58 KB
  Этические нормы в журналистском творчестве. Журналист и адресат информации. Отношения журналиста с адресатом информации а вернее отношение к адресату регламентируется следующими нормами: Первейшая задача журналиста гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности. Журналист излагает факты добросовестно сохраняя их подлинный смысл вскрывая важнейшие связи и не допуская искажений.
30605. Объектно-ориентированное программирование С.А. Литвинова 429.5 KB
  Курсовая работа студента – заключительный этап изучения определенной дисциплины. Цель работы – систематизация и закрепление теоретических знаний, полученных за время обучения, а также приобретение и закрепление навыков самостоятельной работы. Работа, как правило, основывается на обобщении изученного студентом теоретического материала
30606. Бердяев о творческом поведении («Самопознание») 43.5 KB
  БердяевВариант сокращенный обобщенный для шпор короче: В чем отличие этики творчества от этики закона и искупления Не уничтожение зла а творческое преображением злого в доброе. Для творчества возможен прорыв к другим мирам оно преодолевает кошмар конечного кошмар порядка жизни. Этика творчества есть прежде всего этика ценности а не спасения. Этика творчества исходит из личности и направлена на мир в то время как этика закона исходит от мира от общества и направлена на личность.
30607. Понятие творчества в работах Бахтина 28 KB
  Он утверждал что слово является непосредственным фактом жизнедеятельности то есть слово поступок. По сути это переход от формулы слово и дело к формуле и слово есть дело . Для журналиста это принципиально важно ведь для нас господа слово действительно дело. Бахтин изучал даже не столько само слово сколько границы звучащего слова.