53627

Пётр Павлович Ершов «Конек - Горбунок»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Слайд 1 Итак самое знаменитое произведение Ершова была сказка Конёк –Горбунок Почему сказка Говорят животные на ките люди живут нет жарптицы месяц как живой человек конёк летает нельзя искупаться в кипятке и остаться живым. Слайд 2. Слайд 3. А кто прочитал всю сказку Сколько частей 3 Слайд 4 Сегодня на уроке мы попытаемся увидеть: как своим поэтическим языком описал героев Ершов и поняли ли его художники иллюстрировавшие сказку Конёк Горбунок.

Русский

2014-03-01

72.5 KB

23 чел.

Тема

«Пётр Павлович Ершов «Конек - Горбунок»»

    

Автор: Лугачёва Марина Михайловна

                                                         МОУ «Гимназия №166  города

                                                           Новоалтайска Алтайского края»

 

 

Новоалтайск

2010

Тема урокаПётр Павлович Ершов «Конек - Горбунок».

Цели урока:

  1.  Учить сравнивать издания книги П. П. Ершова «Конёк – Горбунок» разных лет. Познакомить с художниками – иллюстраторами. Учить сравнивать иллюстрации разных художников  по одному и тому же сюжету.
  2.  Формировать умения соотносить содержание текста с иллюстрациями, сравнивать выразительные средства языка с изображением на рисунке.
  3.  Развивать у учащихся творческое воображение, образное мышление, эстетическое чувство и понимание прекрасного. 

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, мультфильм, учебник.

Ход урока:

  1.  Беседа об авторе и его произведении:

Напомните, с каким автором мы познакомились на прошлом уроке. (П. П. Ершов)

Что знаете об этом писателе?  Отвечают дети

(Родился в Сибири в 1815 году.  В семье было 12 детей, но выжили только 2, Петя и его брат Коля. Учился в Тобольской гимназии.  Закончил Петербургский университет.  В 19 лет сочинил сказку «Конёк – Горбунок» и сразу стал знаменитым. Умер в 1869 году, в 54 года.)

Слайд 1

Итак, самое знаменитое произведение Ершова была? (сказка «Конёк  –Горбунок»)  

Почему сказка? (Говорят животные,  на ките люди живут, нет жар-птицы,  месяц как живой человек,  конёк летает, нельзя искупаться в кипятке и остаться живым).

Какая это сказка – авторская или народная? Почему?

Учитель:  П. П. Ершов написал сказку в 1834 году. Имя Ершова и его сказка стали известны всей читающей России. Прочитал её и А. С. Пушкин. Прочёл и одобрил. Книги со сказкой «Конёк  – Горбунок»  издавали много раз. Художники – иллюстраторы считали за честь рисовать иллюстрации к этой сказке. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Слайд 2. Вы видите обложки книг изданные в разные годы. Сравните их. Почему сказка одна и та же, а обложки разные? (разные художники). Действительно. Давайте прочитаем, какие художники оформляли обложки. Что общего вы увидели на обложках разных лет? (везде есть «Конёк  – Горбунок», Иван) Почему? (главные герои)

Мы рассмотрели обложки книг, а теперь познакомимся с художниками, которые их нарисовали.

 Слайд 3. Билибин Иван Яковлевич. Годы жизни: 1876г. - 1942г. Выполнил иллюстрации к сказкам Василиса прекрасная, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, царевна-лягушка. В 1910 год  работал над иллюстрациями  к сказке Конёк Горбунок.

Милашевский Владимир Алексеевич – 1893 – 1976г. В 1949 г. к 150-летию А. С. Пушкина Милашевский выполнил превосходные рисунки к пушкинским сказкам, и

с этого началось многолетнее увлечение художника "сказочной" иллюстрацией. Подлинной его удачей стали рисунки к "Коньку-Горбунку" П. П. Ершова.

Кочергин Николай Михайлович (1897 - 1974). Несколько раз переиздавалась в его оформлении сказка “Конек-горбунок”. Кочергин добился своего, оригинального прочтения знаменитой сказки П.П.Ершова. Красочность русской старины привлекла его и определила характер иллюстраций, столь же ярких и праздничных.

Елисеев Анатолий Михайлович. Родился в 1930 году. Сейчас ему 79 лет. График. Книжный иллюстратор, плакатист, карикатурист, оформитель.

Алексей Андреевич Стеценко. Родился 8 октября 1988 года. Сейчас ему 21 год. Профессиональный дизайнер и художник-график. Занимается художественным оформлением художественной и учебной литературы.

  1.  Постановка цели:

Вы читали сказку в учебнике. Там вся сказка? (только 1 часть). А кто прочитал всю сказку? Сколько частей? (3)

Слайд 4

Сегодня на уроке мы попытаемся увидеть: как своим поэтическим языком описал героев Ершов, и поняли ли его художники, иллюстрировавшие сказку Конёк - Горбунок.

  1.  Выборочное чтение детьми текста:

Слайд 5.Но сначала я проверю, как вы знаете текст 1 части. (Стр. 78. учебника)

Я показываю вам иллюстрацию, вы находите точный отрывок из текста и читаете.

  1.  Анализ содержания сказки, сравнение  текста с иллюстрациями:

Слайд 6. Что за сюжет? Найдите в тексте, прочитайте. Как описана кобылица? (бела, грива золотая, в мелкие кольца завитая). Как изобразили художники? Точное изображение?

Слайд 7. Напомните, кто главные герои сказки?  Найдите в тексте, как автор описывает Конька-Горбунка. Что значит 3 вершка? ВЕРШОК = 4,44см.

3Х4,44см= 13,32 см.

Аршин =71 см

При определении роста человека или животного счёт велся так: после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека): аршин+аршин+вершки.

если говорилось, что измеряемый был 15 вершков роста, то это означало, что он был 2 аршина 15 вершков, т.е. 209 см.

Рост в Вершках 

1

3

5

7

9

10

15

Рост в метрах 

1,47

1,56

1,65

1,73

1,82

1,87

2,09

Какой рост? (71+71+13,32=155,32 см=1м 55см)

  1.  Какие уши? Что значит аршин? Длина ушей? (71 см)

Смотрим на иллюстрации художников. Что скажете? Передали они точно изображение конька? А Иван,  какой у них? Почему у всех он маленького роста? (младший)

Слайд 8. Какой сюжет изображён на этих рисунках? (Когда Иван  путешествовал за жар-птицей, за девицей, за кольцом)

Слайд 9. Что за сюжет? Есть ли отрывок у нас в тексте учебника? (нет, это из 2-й части).

Наизусть читает ученик отрывок.

Вот полночною порой

Свет разлился над горой,

Будто полдни наступают:

Жарыптицы налетают;

Стали бегать и кричать

И пшено с вином клевать.

Наш Иван, от них закрытый,

Смотрит птиц изпод корыта

И толкует сам с собой,

Разводя вот так рукой:

Сам с собою, под лазейкой

Наш Иван ужом да змейкой

Ко пшену с вином подполз –

Хвать одну из птиц за хвост.

«Ой! Конечекгорбуночек!

Прибегай скорей, дружочек!

Я ведь птицуто поймал!» –

Так Ивандурак кричал.

Как описывается в отрывке? (Иван сидит под корытом, птицы клюют пшеницу, Иван выполз из-под корыта и схватил птицу) У какого художника точно передан этот сюжет?

Слайд 10. Что за сюжет?

      Наизусть читает ученик отрывок.

От гостей же слух идёт,

Что девица там живёт;

Но девица не простая,

Дочь, вишь, Месяцу родная,

Да и Солнышко ей брат.

Та девица, говорят,

Ездит в красном полушубке,

В золотой, ребята, шлюпке

И серебряным веслом

Самолично правит в нём;

Разны песни попевает

И на гусельцах играет…»

Как описывает автор? (девица в красном полушубке, в золотой шлюпке, весло серебряное, есть гусли) У какого художника есть всё перечисленное? Чья иллюстрация вам больше понравилась? Почему?

Слайд 11.Что за сюжет?

Наизусть читает ученик отрывок.

Вот въезжает на поляну

Прямо к морюокияну;

Поперёк его лежит

Чудоюдо Рыбакит.

Все бока его изрыты.

Частоколы в рёбра вбиты,

На хвосте сырбор шумит,

На спине село стоит;

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут,

А в дуброве, меж усов,

Ищут девушки грибов.

Как в сказке? (кит лежит поперёк, на хвосте лес, на спине село, между усов ходят девушки, на губе пашут землю) Чья иллюстрация вам больше нравится? Почему?

  1.  Подведение итога:

Итак, подведём итог. Вернуться к цели(слайд 4).  Как передал Ершов описание своих героев? (точно, просто и понятно, простым русским языком, на каком разговаривал русский народ)

      Поняли ли художники  замысел автора?

  1.  Слайд 12. Ответим на вопросы.

С какими художниками-иллюстраторами познакомились? (по гиперссылке возвращаемся на данные слайды).

Иллюстрации какого художника вам больше понравились?     Почему?

Кто из художников, на ваш взгляд, наиболее точно изобразил героев сказки П. П. Ершова?  (для ответов на вопросы вернуться к слайдам про художников и их иллюстраций)

  1.  Знакомство с фрагментом из мультфильма (продолжительность 7 минут)

Не только художники-иллюстраторы работали над сказкой Ершова.

Сказкой заинтересовались и мультипликаторы и в 1947 году, а потом ещё в 1975 году были выпущены мультфильмы по сказке Ершова Конёк-Горбунок.

Сейчас мы посмотрим заключительный фрагмент мультфильма, созданного в 1975 году.  (Показ фрагмента мультфильма о купании Ивана в котлах).

Похожи герои мультфильма на тех, которых описал Ершов? А конец сказки? (Вот конёк хвостом махнул, В те котлы мордой макнул, На Ивана дважды прыснул, Громким посвистом присвистнул)

Почему Иван остался жив, а царь погиб?  За что наказан царь? Что можете сказать об отношениях Ивана и Конька? (любовь, дружба, преданность конька, верность)

За игровой склад, за удивительные приключения, за красочность, за верность, смелость и дружбу Иванушки и Конька – Горбунка мы до сих пор любим и читаем эту сказку.

  1.  Скажите, что интересного вы сегодня услышали и увидели на уроке?
  2.   Выставление оценок за урок;

Д/З.: Найдите в тексте  сказки 5-6 примеров просторечий, использованных автором. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81635. Написання суфіксів -ськ-, -зьк-, -цьк- в прикметниках 51 KB
  Задачі: Формування комунікативної автономізаційної компетентностей: виробляти в учнів вміння і навички вживання суфіксів –ськ цьк зьк. Сьогодні на уроці ми будемо вчитися правильно вживати та записувати у словах суфікси ськ зьк цьк. З м’яким знаком зьк цьк ськ написать не забувай.
81636. Бабусенько ріднесенька 190.5 KB
  Мета: сприяти розвитку навичок виразного читання,слухання та комунікативних умінь; розвивати мовлення, творчу фантазію, збагачувати словниковий запас, уміння висловлювати думку; підкреслити важливу роль бабусі у житті кожної людини, допомогти відчути цінність зв’язку між поколіннями та дитиною...
81637. У гостях у дієслів майбутнього часу. Дієслова майбутнього часу. Змінювання дієслів майбутнього часу за особами і числами 49.5 KB
  Мета: закріпити знання учнів про часові форми дієслів; навчитись утворювати просту і складену форми дієслів майбутнього часу; змінювати дієслова майбутнього часу за особами та числами; вчити працювати творчо; висловлювати свої думки; виховувати любов до рідної матусеньки.
81638. Іменник (узагальнюючий урок) 40 KB
  Мета: узагальнити знання учнів про граматичні ознаки іменника, розвивати вміння робити висновки та узагальнювати вміння аналізувати, розвивати творчі вміння аналізувати, розвивати творчі здібності, усне і писемне мовлення, виховувати старанність, любов до мови.
81639. Україна на планеті Земля 69.5 KB
  Мета: дати учням загальне уявлення про розташування України на карті; формувати пізнавальні комунікативні компетентності творче мислення; розвивати спостережливість уміння порівнювати класифікувати самостійно робити висновки; виховувати любов до своєї Батьківщини ощадливе ставлення до природи.
81640. Дівчатка й хлопчики 32.5 KB
  Хлопчики підходять до дівчаток і роблять їм комплімент потім навпаки. Діти називають риси характеру дівчаток і хлопчиків. Вчитель підводить їх до висновку що у дівчаток і хлопчиків є спільні риси характеру. Сьогодні поговоримо про дівчаток і хлопчиків жінок і чоловіків і про те чим...
81641. Стосунки зі старшими й молодшими. Образливі слова. Дружба 30.5 KB
  Мета. Довести до дітей значення стосунків і звичок для здоров’я людини. Виховувати шанобливе ставлення до людей різного віку. Обладнання. Зошит, підручник, ілюстрації до казок, кола з паперу червоного, зеленого й жовтого кольорів.
81642. Лики красоты 70.5 KB
  Красота и здоровья учащиеся владеют достаточно теоретическими знаниями о взаимосвязи гигиены спорта красоты и здоровья но в жизни часто не умеют отличить красивое от модного высокое прекрасное от попсы. Учитель Согласно данным опроса старшеклассниц 69 девушек формируют свой идеал красоты...
81643. О. Буцень «Чи є зима?» Розробка уроку українського читання у 2 класі 60 KB
  Українське читання Тема: О.Буценя Чи є зима удосконалювати навички правильного и виразного читання та навички літературного аналізу; формувати вміння працювати над текстом; орієнтуватися в структурі; розвивати самостійність критичність мислення пізнавальні інтереси. формувати соціальну компетентність: учити дітей працювати в парах у групах дискутувати вести діалог; виховувати спостережливість бережливе ставлення до природи культуру мовлення Обладнання: складова таблиця маски картки для читання малюнки черепахи сороки і ворони;...