53627

Пётр Павлович Ершов «Конек - Горбунок»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Слайд 1 Итак самое знаменитое произведение Ершова была сказка Конёк –Горбунок Почему сказка Говорят животные на ките люди живут нет жарптицы месяц как живой человек конёк летает нельзя искупаться в кипятке и остаться живым. Слайд 2. Слайд 3. А кто прочитал всю сказку Сколько частей 3 Слайд 4 Сегодня на уроке мы попытаемся увидеть: как своим поэтическим языком описал героев Ершов и поняли ли его художники иллюстрировавшие сказку Конёк Горбунок.

Русский

2014-03-01

72.5 KB

24 чел.

Тема

«Пётр Павлович Ершов «Конек - Горбунок»»

    

Автор: Лугачёва Марина Михайловна

                                                         МОУ «Гимназия №166  города

                                                           Новоалтайска Алтайского края»

 

 

Новоалтайск

2010

Тема урокаПётр Павлович Ершов «Конек - Горбунок».

Цели урока:

  1.  Учить сравнивать издания книги П. П. Ершова «Конёк – Горбунок» разных лет. Познакомить с художниками – иллюстраторами. Учить сравнивать иллюстрации разных художников  по одному и тому же сюжету.
  2.  Формировать умения соотносить содержание текста с иллюстрациями, сравнивать выразительные средства языка с изображением на рисунке.
  3.  Развивать у учащихся творческое воображение, образное мышление, эстетическое чувство и понимание прекрасного. 

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, мультфильм, учебник.

Ход урока:

  1.  Беседа об авторе и его произведении:

Напомните, с каким автором мы познакомились на прошлом уроке. (П. П. Ершов)

Что знаете об этом писателе?  Отвечают дети

(Родился в Сибири в 1815 году.  В семье было 12 детей, но выжили только 2, Петя и его брат Коля. Учился в Тобольской гимназии.  Закончил Петербургский университет.  В 19 лет сочинил сказку «Конёк – Горбунок» и сразу стал знаменитым. Умер в 1869 году, в 54 года.)

Слайд 1

Итак, самое знаменитое произведение Ершова была? (сказка «Конёк  –Горбунок»)  

Почему сказка? (Говорят животные,  на ките люди живут, нет жар-птицы,  месяц как живой человек,  конёк летает, нельзя искупаться в кипятке и остаться живым).

Какая это сказка – авторская или народная? Почему?

Учитель:  П. П. Ершов написал сказку в 1834 году. Имя Ершова и его сказка стали известны всей читающей России. Прочитал её и А. С. Пушкин. Прочёл и одобрил. Книги со сказкой «Конёк  – Горбунок»  издавали много раз. Художники – иллюстраторы считали за честь рисовать иллюстрации к этой сказке. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Слайд 2. Вы видите обложки книг изданные в разные годы. Сравните их. Почему сказка одна и та же, а обложки разные? (разные художники). Действительно. Давайте прочитаем, какие художники оформляли обложки. Что общего вы увидели на обложках разных лет? (везде есть «Конёк  – Горбунок», Иван) Почему? (главные герои)

Мы рассмотрели обложки книг, а теперь познакомимся с художниками, которые их нарисовали.

 Слайд 3. Билибин Иван Яковлевич. Годы жизни: 1876г. - 1942г. Выполнил иллюстрации к сказкам Василиса прекрасная, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, царевна-лягушка. В 1910 год  работал над иллюстрациями  к сказке Конёк Горбунок.

Милашевский Владимир Алексеевич – 1893 – 1976г. В 1949 г. к 150-летию А. С. Пушкина Милашевский выполнил превосходные рисунки к пушкинским сказкам, и

с этого началось многолетнее увлечение художника "сказочной" иллюстрацией. Подлинной его удачей стали рисунки к "Коньку-Горбунку" П. П. Ершова.

Кочергин Николай Михайлович (1897 - 1974). Несколько раз переиздавалась в его оформлении сказка “Конек-горбунок”. Кочергин добился своего, оригинального прочтения знаменитой сказки П.П.Ершова. Красочность русской старины привлекла его и определила характер иллюстраций, столь же ярких и праздничных.

Елисеев Анатолий Михайлович. Родился в 1930 году. Сейчас ему 79 лет. График. Книжный иллюстратор, плакатист, карикатурист, оформитель.

Алексей Андреевич Стеценко. Родился 8 октября 1988 года. Сейчас ему 21 год. Профессиональный дизайнер и художник-график. Занимается художественным оформлением художественной и учебной литературы.

  1.  Постановка цели:

Вы читали сказку в учебнике. Там вся сказка? (только 1 часть). А кто прочитал всю сказку? Сколько частей? (3)

Слайд 4

Сегодня на уроке мы попытаемся увидеть: как своим поэтическим языком описал героев Ершов, и поняли ли его художники, иллюстрировавшие сказку Конёк - Горбунок.

  1.  Выборочное чтение детьми текста:

Слайд 5.Но сначала я проверю, как вы знаете текст 1 части. (Стр. 78. учебника)

Я показываю вам иллюстрацию, вы находите точный отрывок из текста и читаете.

  1.  Анализ содержания сказки, сравнение  текста с иллюстрациями:

Слайд 6. Что за сюжет? Найдите в тексте, прочитайте. Как описана кобылица? (бела, грива золотая, в мелкие кольца завитая). Как изобразили художники? Точное изображение?

Слайд 7. Напомните, кто главные герои сказки?  Найдите в тексте, как автор описывает Конька-Горбунка. Что значит 3 вершка? ВЕРШОК = 4,44см.

3Х4,44см= 13,32 см.

Аршин =71 см

При определении роста человека или животного счёт велся так: после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека): аршин+аршин+вершки.

если говорилось, что измеряемый был 15 вершков роста, то это означало, что он был 2 аршина 15 вершков, т.е. 209 см.

Рост в Вершках 

1

3

5

7

9

10

15

Рост в метрах 

1,47

1,56

1,65

1,73

1,82

1,87

2,09

Какой рост? (71+71+13,32=155,32 см=1м 55см)

  1.  Какие уши? Что значит аршин? Длина ушей? (71 см)

Смотрим на иллюстрации художников. Что скажете? Передали они точно изображение конька? А Иван,  какой у них? Почему у всех он маленького роста? (младший)

Слайд 8. Какой сюжет изображён на этих рисунках? (Когда Иван  путешествовал за жар-птицей, за девицей, за кольцом)

Слайд 9. Что за сюжет? Есть ли отрывок у нас в тексте учебника? (нет, это из 2-й части).

Наизусть читает ученик отрывок.

Вот полночною порой

Свет разлился над горой,

Будто полдни наступают:

Жарыптицы налетают;

Стали бегать и кричать

И пшено с вином клевать.

Наш Иван, от них закрытый,

Смотрит птиц изпод корыта

И толкует сам с собой,

Разводя вот так рукой:

Сам с собою, под лазейкой

Наш Иван ужом да змейкой

Ко пшену с вином подполз –

Хвать одну из птиц за хвост.

«Ой! Конечекгорбуночек!

Прибегай скорей, дружочек!

Я ведь птицуто поймал!» –

Так Ивандурак кричал.

Как описывается в отрывке? (Иван сидит под корытом, птицы клюют пшеницу, Иван выполз из-под корыта и схватил птицу) У какого художника точно передан этот сюжет?

Слайд 10. Что за сюжет?

      Наизусть читает ученик отрывок.

От гостей же слух идёт,

Что девица там живёт;

Но девица не простая,

Дочь, вишь, Месяцу родная,

Да и Солнышко ей брат.

Та девица, говорят,

Ездит в красном полушубке,

В золотой, ребята, шлюпке

И серебряным веслом

Самолично правит в нём;

Разны песни попевает

И на гусельцах играет…»

Как описывает автор? (девица в красном полушубке, в золотой шлюпке, весло серебряное, есть гусли) У какого художника есть всё перечисленное? Чья иллюстрация вам больше понравилась? Почему?

Слайд 11.Что за сюжет?

Наизусть читает ученик отрывок.

Вот въезжает на поляну

Прямо к морюокияну;

Поперёк его лежит

Чудоюдо Рыбакит.

Все бока его изрыты.

Частоколы в рёбра вбиты,

На хвосте сырбор шумит,

На спине село стоит;

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут,

А в дуброве, меж усов,

Ищут девушки грибов.

Как в сказке? (кит лежит поперёк, на хвосте лес, на спине село, между усов ходят девушки, на губе пашут землю) Чья иллюстрация вам больше нравится? Почему?

  1.  Подведение итога:

Итак, подведём итог. Вернуться к цели(слайд 4).  Как передал Ершов описание своих героев? (точно, просто и понятно, простым русским языком, на каком разговаривал русский народ)

      Поняли ли художники  замысел автора?

  1.  Слайд 12. Ответим на вопросы.

С какими художниками-иллюстраторами познакомились? (по гиперссылке возвращаемся на данные слайды).

Иллюстрации какого художника вам больше понравились?     Почему?

Кто из художников, на ваш взгляд, наиболее точно изобразил героев сказки П. П. Ершова?  (для ответов на вопросы вернуться к слайдам про художников и их иллюстраций)

  1.  Знакомство с фрагментом из мультфильма (продолжительность 7 минут)

Не только художники-иллюстраторы работали над сказкой Ершова.

Сказкой заинтересовались и мультипликаторы и в 1947 году, а потом ещё в 1975 году были выпущены мультфильмы по сказке Ершова Конёк-Горбунок.

Сейчас мы посмотрим заключительный фрагмент мультфильма, созданного в 1975 году.  (Показ фрагмента мультфильма о купании Ивана в котлах).

Похожи герои мультфильма на тех, которых описал Ершов? А конец сказки? (Вот конёк хвостом махнул, В те котлы мордой макнул, На Ивана дважды прыснул, Громким посвистом присвистнул)

Почему Иван остался жив, а царь погиб?  За что наказан царь? Что можете сказать об отношениях Ивана и Конька? (любовь, дружба, преданность конька, верность)

За игровой склад, за удивительные приключения, за красочность, за верность, смелость и дружбу Иванушки и Конька – Горбунка мы до сих пор любим и читаем эту сказку.

  1.  Скажите, что интересного вы сегодня услышали и увидели на уроке?
  2.   Выставление оценок за урок;

Д/З.: Найдите в тексте  сказки 5-6 примеров просторечий, использованных автором. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54336. Текстові формули (функції) Microsoft Excel (MICROSOFT OFFICE 2010) 263.5 KB
  Необхідно використовуючи текстові функції заповнити даними таблицю № Автор Назва книги Видавник Кількість сторінок. формат запису функції НАЙТИискомый_текст; просматриваемый_текст; начальная позиция в якості результату повертає позицію початку пошукового рядка тексту який міститься в даному рядку текста.
54337. Методичний конструктор як техніка підготовки педагогів до впровадження директивних інновацій 59.5 KB
  Цей методичний захід має бути необхідний закладу та учителям легкий у виконанні не обтяжуючий учасників заходу і водночас корисний Для цього треба не забувати про особливості навчання дорослих людей які мають свій досвід свої погляди на себе та оточуючий світ на розвиток себе в професії і суспільстві. Подруге підійдіть до розробки заходу дуже ретельно хоча на сучасному етапі саме розробка дійсно якісного методичного заходу не завжди є проблемою для цього є маса літератури з даного приводу але до технік що обираються треба...
54338. Використання методу проектів на уроках інформатики 187 KB
  Тема: Комп’ютерні презентації Проект: Я інформую Тип проекту : інформаційнотворчий. Очікуваний результат: створення презентації засобами MS PowerPoint. Порада Перед створенням презентації бажано: Визначити тему та призначення презентації Створити схему сценарій презентації Спланувати зміст усіх слайдів їх стиль. ДОДАТКОВІ ВИМОГИ ДО ЗМІСТУ ПРЕЗЕНТАЦІЇ ЗА Д.
54339. ВИКОРИСТАННЯ ПРОЕКТНИХ ТЕХНОЛОГІЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЯК ЗАСІБ АКТИВІЗАЦІЇ ПІЗНАВАЛЬНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ УЧНІВ 107.5 KB
  Дуже важливою також є структуризація змістовної частини проекту із зазначенням поетапних результатів. Необхідною складовою методики здійснення проектної діяльності є складання загальної моделі що розглядається як умовний образ схема кінцевого результату проекту. Першим із них передбачено виконання завдань навчального проекту та здійснення презентації кінцевого інтелектуального матеріального продукту безпосередньо на уроці або під час проведення серії уроків з певної теми. Водночас педагогічна функція вчителя ускладнюється порівняно з...
54340. Метод проектів на уроках інформатики 78.5 KB
  Історія виникнення методу проектів Місце методу проектів у навчальному процесі Формування проектних компетенцій Метод проектів на уроках інформатики Висновки Використані джерела Вступ Сучасну практичну діяльність людства науковотехнічний та культурний прогрес у різних сферах суспільного буття неможливо уявити без проектування і проектів. Історія виникнення методу проектів Використання у навчальновиховному процесі методу проектів не є новим для українських шкіл. Першим увів поняття метод проектів...
54341. Культура Европы в XX - начале XXI вв.: противоречия и проблемы 28.21 KB
  Таким образом процесс подготовки и проведения такого учебного занятия как комбинированный урок увлекает студентов активизирует их достаточно свободно пользоваться простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности: говорении аудировании чтении и письме. ФГОУ СПО Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Дисциплина: Английский язык Группа: С41 Преподаватель: Бутакова Л. Тема занятия: Строительство зданий и сооружений Тип и вид занятия: комбинированный Цели занятия...
54342. Методические основы использования прикладного ПО на уроках в школе 111.5 KB
  Деление на группы производят либо по способностям либо случайным образом например по партам или по алфавиту. В этом случае как правило формируются разно уровневые группы в которых быстро определяются лидеры и аутсайдеры. Гузеев предложил различать группы выравнивания поддержки и развития. Группы выравнивания состоят из учащихся с различной успеваемостью и ориентированы на достижение всех ее участников обязательного уровня образования; группы поддержки однородны по успеваемости; в группах развития ученики более высокого уровня...
54343. Дмитриу Донской. Куликовская битва 83 KB
  Что позволило Дмитрию Ивановичу открыто выступить против монголотатар и разгромить их 12 октября 1350 года у московского удельного князя Ивана родился сын которого окрестили Дмитрием. Дмитрия Московского сумели получить для своего князя ярлык. Разведка великого князя донесла что Мамай собрав войско уже три недели ждал на Дону Ягайло Литовского.
54344. Сучасний урок - джерело творчості вчителя 2.78 MB
  €œТестові завдання з геометрії. клас із використанням тестуючого комплексу MIFTests. Кожен вчитель є справжнім керівником дитячого колективу діти визнають своїх педагогів за лідерів та активно співпрацюють із ними а це означає: вчитель має власний педагогічний імідж свій особливий педагогічний почерк він – конкурентоспроможний компетентний фахівець. МАТЕМАТИКА ТА ІТК У сучасному світі потреба в комп’ютерних технологіях постійно зростає – вони необхідні і вдома і на робочому місці. Систематичне використання...