53627

Пётр Павлович Ершов «Конек - Горбунок»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Слайд 1 Итак самое знаменитое произведение Ершова была сказка Конёк Горбунок Почему сказка Говорят животные на ките люди живут нет жарптицы месяц как живой человек конёк летает нельзя искупаться в кипятке и остаться живым. Слайд 2. Слайд 3. А кто прочитал всю сказку Сколько частей 3 Слайд 4 Сегодня на уроке мы попытаемся увидеть: как своим поэтическим языком описал героев Ершов и поняли ли его художники иллюстрировавшие сказку Конёк Горбунок.

Русский

2014-03-01

72.5 KB

24 чел.

Тема

«Пётр Павлович Ершов «Конек - Горбунок»»

    

Автор: Лугачёва Марина Михайловна

                                                         МОУ «Гимназия №166  города

                                                           Новоалтайска Алтайского края»

 

 

Новоалтайск

2010

Тема урокаПётр Павлович Ершов «Конек - Горбунок».

Цели урока:

  1.  Учить сравнивать издания книги П. П. Ершова «Конёк – Горбунок» разных лет. Познакомить с художниками – иллюстраторами. Учить сравнивать иллюстрации разных художников  по одному и тому же сюжету.
  2.  Формировать умения соотносить содержание текста с иллюстрациями, сравнивать выразительные средства языка с изображением на рисунке.
  3.  Развивать у учащихся творческое воображение, образное мышление, эстетическое чувство и понимание прекрасного. 

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, мультфильм, учебник.

Ход урока:

  1.  Беседа об авторе и его произведении:

Напомните, с каким автором мы познакомились на прошлом уроке. (П. П. Ершов)

Что знаете об этом писателе?  Отвечают дети

(Родился в Сибири в 1815 году.  В семье было 12 детей, но выжили только 2, Петя и его брат Коля. Учился в Тобольской гимназии.  Закончил Петербургский университет.  В 19 лет сочинил сказку «Конёк – Горбунок» и сразу стал знаменитым. Умер в 1869 году, в 54 года.)

Слайд 1

Итак, самое знаменитое произведение Ершова была? (сказка «Конёк  –Горбунок»)  

Почему сказка? (Говорят животные,  на ките люди живут, нет жар-птицы,  месяц как живой человек,  конёк летает, нельзя искупаться в кипятке и остаться живым).

Какая это сказка – авторская или народная? Почему?

Учитель:  П. П. Ершов написал сказку в 1834 году. Имя Ершова и его сказка стали известны всей читающей России. Прочитал её и А. С. Пушкин. Прочёл и одобрил. Книги со сказкой «Конёк  – Горбунок»  издавали много раз. Художники – иллюстраторы считали за честь рисовать иллюстрации к этой сказке. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Слайд 2. Вы видите обложки книг изданные в разные годы. Сравните их. Почему сказка одна и та же, а обложки разные? (разные художники). Действительно. Давайте прочитаем, какие художники оформляли обложки. Что общего вы увидели на обложках разных лет? (везде есть «Конёк  – Горбунок», Иван) Почему? (главные герои)

Мы рассмотрели обложки книг, а теперь познакомимся с художниками, которые их нарисовали.

 Слайд 3. Билибин Иван Яковлевич. Годы жизни: 1876г. - 1942г. Выполнил иллюстрации к сказкам Василиса прекрасная, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, царевна-лягушка. В 1910 год  работал над иллюстрациями  к сказке Конёк Горбунок.

Милашевский Владимир Алексеевич – 1893 – 1976г. В 1949 г. к 150-летию А. С. Пушкина Милашевский выполнил превосходные рисунки к пушкинским сказкам, и

с этого началось многолетнее увлечение художника "сказочной" иллюстрацией. Подлинной его удачей стали рисунки к "Коньку-Горбунку" П. П. Ершова.

Кочергин Николай Михайлович (1897 - 1974). Несколько раз переиздавалась в его оформлении сказка “Конек-горбунок”. Кочергин добился своего, оригинального прочтения знаменитой сказки П.П.Ершова. Красочность русской старины привлекла его и определила характер иллюстраций, столь же ярких и праздничных.

Елисеев Анатолий Михайлович. Родился в 1930 году. Сейчас ему 79 лет. График. Книжный иллюстратор, плакатист, карикатурист, оформитель.

Алексей Андреевич Стеценко. Родился 8 октября 1988 года. Сейчас ему 21 год. Профессиональный дизайнер и художник-график. Занимается художественным оформлением художественной и учебной литературы.

  1.  Постановка цели:

Вы читали сказку в учебнике. Там вся сказка? (только 1 часть). А кто прочитал всю сказку? Сколько частей? (3)

Слайд 4

Сегодня на уроке мы попытаемся увидеть: как своим поэтическим языком описал героев Ершов, и поняли ли его художники, иллюстрировавшие сказку Конёк - Горбунок.

  1.  Выборочное чтение детьми текста:

Слайд 5.Но сначала я проверю, как вы знаете текст 1 части. (Стр. 78. учебника)

Я показываю вам иллюстрацию, вы находите точный отрывок из текста и читаете.

  1.  Анализ содержания сказки, сравнение  текста с иллюстрациями:

Слайд 6. Что за сюжет? Найдите в тексте, прочитайте. Как описана кобылица? (бела, грива золотая, в мелкие кольца завитая). Как изобразили художники? Точное изображение?

Слайд 7. Напомните, кто главные герои сказки?  Найдите в тексте, как автор описывает Конька-Горбунка. Что значит 3 вершка? ВЕРШОК = 4,44см.

3Х4,44см= 13,32 см.

Аршин =71 см

При определении роста человека или животного счёт велся так: после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека): аршин+аршин+вершки.

если говорилось, что измеряемый был 15 вершков роста, то это означало, что он был 2 аршина 15 вершков, т.е. 209 см.

Рост в Вершках 

1

3

5

7

9

10

15

Рост в метрах 

1,47

1,56

1,65

1,73

1,82

1,87

2,09

Какой рост? (71+71+13,32=155,32 см=1м 55см)

  1.  Какие уши? Что значит аршин? Длина ушей? (71 см)

Смотрим на иллюстрации художников. Что скажете? Передали они точно изображение конька? А Иван,  какой у них? Почему у всех он маленького роста? (младший)

Слайд 8. Какой сюжет изображён на этих рисунках? (Когда Иван  путешествовал за жар-птицей, за девицей, за кольцом)

Слайд 9. Что за сюжет? Есть ли отрывок у нас в тексте учебника? (нет, это из 2-й части).

Наизусть читает ученик отрывок.

Вот полночною порой

Свет разлился над горой,

Будто полдни наступают:

Жарыптицы налетают;

Стали бегать и кричать

И пшено с вином клевать.

Наш Иван, от них закрытый,

Смотрит птиц изпод корыта

И толкует сам с собой,

Разводя вот так рукой:

Сам с собою, под лазейкой

Наш Иван ужом да змейкой

Ко пшену с вином подполз –

Хвать одну из птиц за хвост.

«Ой! Конечекгорбуночек!

Прибегай скорей, дружочек!

Я ведь птицуто поймал!» –

Так Ивандурак кричал.

Как описывается в отрывке? (Иван сидит под корытом, птицы клюют пшеницу, Иван выполз из-под корыта и схватил птицу) У какого художника точно передан этот сюжет?

Слайд 10. Что за сюжет?

      Наизусть читает ученик отрывок.

От гостей же слух идёт,

Что девица там живёт;

Но девица не простая,

Дочь, вишь, Месяцу родная,

Да и Солнышко ей брат.

Та девица, говорят,

Ездит в красном полушубке,

В золотой, ребята, шлюпке

И серебряным веслом

Самолично правит в нём;

Разны песни попевает

И на гусельцах играет…»

Как описывает автор? (девица в красном полушубке, в золотой шлюпке, весло серебряное, есть гусли) У какого художника есть всё перечисленное? Чья иллюстрация вам больше понравилась? Почему?

Слайд 11.Что за сюжет?

Наизусть читает ученик отрывок.

Вот въезжает на поляну

Прямо к морюокияну;

Поперёк его лежит

Чудоюдо Рыбакит.

Все бока его изрыты.

Частоколы в рёбра вбиты,

На хвосте сырбор шумит,

На спине село стоит;

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут,

А в дуброве, меж усов,

Ищут девушки грибов.

Как в сказке? (кит лежит поперёк, на хвосте лес, на спине село, между усов ходят девушки, на губе пашут землю) Чья иллюстрация вам больше нравится? Почему?

  1.  Подведение итога:

Итак, подведём итог. Вернуться к цели(слайд 4).  Как передал Ершов описание своих героев? (точно, просто и понятно, простым русским языком, на каком разговаривал русский народ)

      Поняли ли художники  замысел автора?

  1.  Слайд 12. Ответим на вопросы.

С какими художниками-иллюстраторами познакомились? (по гиперссылке возвращаемся на данные слайды).

Иллюстрации какого художника вам больше понравились?     Почему?

Кто из художников, на ваш взгляд, наиболее точно изобразил героев сказки П. П. Ершова?  (для ответов на вопросы вернуться к слайдам про художников и их иллюстраций)

  1.  Знакомство с фрагментом из мультфильма (продолжительность 7 минут)

Не только художники-иллюстраторы работали над сказкой Ершова.

Сказкой заинтересовались и мультипликаторы и в 1947 году, а потом ещё в 1975 году были выпущены мультфильмы по сказке Ершова Конёк-Горбунок.

Сейчас мы посмотрим заключительный фрагмент мультфильма, созданного в 1975 году.  (Показ фрагмента мультфильма о купании Ивана в котлах).

Похожи герои мультфильма на тех, которых описал Ершов? А конец сказки? (Вот конёк хвостом махнул, В те котлы мордой макнул, На Ивана дважды прыснул, Громким посвистом присвистнул)

Почему Иван остался жив, а царь погиб?  За что наказан царь? Что можете сказать об отношениях Ивана и Конька? (любовь, дружба, преданность конька, верность)

За игровой склад, за удивительные приключения, за красочность, за верность, смелость и дружбу Иванушки и Конька – Горбунка мы до сих пор любим и читаем эту сказку.

  1.  Скажите, что интересного вы сегодня услышали и увидели на уроке?
  2.   Выставление оценок за урок;

Д/З.: Найдите в тексте  сказки 5-6 примеров просторечий, использованных автором. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74194. Multiparadigm programming language – Python 50 KB
  Multiprdigm progrmming lnguge Python.1 Python is generlpurpose progrmming lnguge tht blends procedurl functionl nd objectoriented prdigms. Python is powerful multiprdigm computer progrmming lnguge optimized for progrmmer productivity code redbility nd softwre qulity. Python is populr open source progrmming lnguge used for both stndlone progrms nd scripting pplictions in wide vriety of domins.
74195. Version control software and tools 39 KB
  Version control softwre nd tools1 Version control lso clled subversion control or revision control helps lrge projects from spinning out of control by letting individul progrmmers writers or project mngers tckle project from different ngles without getting in ech others wy nd without doing dmge tht cnt be undone. Version Control lets you trck your files over time. Youve probbly cooked up your own version control system got ny files like this: Lb1_1. dd version number or dte: Document_V1.
74196. Cloud computing: programming models 35 KB
  Cloud computing: progrmming models1 Cloud computing is computing in which lrge groups of remote servers re networked to llow centrlized dt storge nd online ccess to computer services or resources. Clouds cn be clssified s public privte or hybrid. Cloud computing relies on shring of resources to chieve coherence nd economies of scle similr to utility like the electricity grid over network. t the foundtion of cloud computing is the broder concept of converged infrstructure nd shred services.
74197. History of programming languages and tools 242.5 KB
  History of progrmming lnguges nd tools. PreHistory The first progrmming lnguges predte the modern computer. Figure 1 Punch crd Like mny firsts in history the first modern progrmming lnguge is hrd to identify. To some people the nswer depends on how much power nd humnredbility is required before the sttus of ldquo;progrmming lngugerdquo; is grnted.
74198. Evolution of programming languages and tools 56.5 KB
  The earliest practical form of programming was probably done by Jaquard (1804, France). He designed a loom that performed predefined tasks through feeding punched cards into a reading contraption.
74199. Programming paradigms 45 KB
  Progrmming prdigms. The word progrmming prdigm is used in severl different lthough relted menings in computer science. Progrmming prdigm pttern tht serves s school of thoughts for progrmming of computers. Progrmming technique relted to n lgorithmic ide for solving prticulr clss of problems.
74200. Imperative programming languages and tools 78 KB
  Impertive progrmming lnguges nd tools. Progrmming lnguges bsed on the impertive prdigm hve the following chrcteristics: 1 The bsic unit of bstrction is the PROCEDURE whose bsic structure is sequence of sttements tht re executed in succession bstrcting the wy tht the progrm counter is incremented so s to proceed through series of mchine instructions residing in sequentil hrdwre memory cells. Typiclly given vrible my ssume mny different vlues of the course of the execution of progrm just s hrdwre memory cell my contin mny different vlues.1...
74201. Imperative programming languages and tools 56.5 KB
  LGOL gretly influenced mny other lnguges its mjor contribution is being the root of the tree tht gve rise to mny other progrmming lnguges including BCPL B Pscl PL I Simul C C nd Jv. Niklus Wirth bsed his own LGOL W on LGOL 60 before developing Pscl. This led to the doption of smller nd more compct lnguges such s Pscl...
74202. Functional programming languages and tools 55 KB
  Functional programming languages (FPL) were originally developed specifically to handle symbolic computation and list-processing applications. In FPLs the programmer is concerned only with functionality, not with memory-related variable storage and assignment sequences.