53627

Пётр Павлович Ершов «Конек - Горбунок»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Слайд 1 Итак самое знаменитое произведение Ершова была сказка Конёк –Горбунок Почему сказка Говорят животные на ките люди живут нет жарптицы месяц как живой человек конёк летает нельзя искупаться в кипятке и остаться живым. Слайд 2. Слайд 3. А кто прочитал всю сказку Сколько частей 3 Слайд 4 Сегодня на уроке мы попытаемся увидеть: как своим поэтическим языком описал героев Ершов и поняли ли его художники иллюстрировавшие сказку Конёк Горбунок.

Русский

2014-03-01

72.5 KB

24 чел.

Тема

«Пётр Павлович Ершов «Конек - Горбунок»»

    

Автор: Лугачёва Марина Михайловна

                                                         МОУ «Гимназия №166  города

                                                           Новоалтайска Алтайского края»

 

 

Новоалтайск

2010

Тема урокаПётр Павлович Ершов «Конек - Горбунок».

Цели урока:

  1.  Учить сравнивать издания книги П. П. Ершова «Конёк – Горбунок» разных лет. Познакомить с художниками – иллюстраторами. Учить сравнивать иллюстрации разных художников  по одному и тому же сюжету.
  2.  Формировать умения соотносить содержание текста с иллюстрациями, сравнивать выразительные средства языка с изображением на рисунке.
  3.  Развивать у учащихся творческое воображение, образное мышление, эстетическое чувство и понимание прекрасного. 

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, мультфильм, учебник.

Ход урока:

  1.  Беседа об авторе и его произведении:

Напомните, с каким автором мы познакомились на прошлом уроке. (П. П. Ершов)

Что знаете об этом писателе?  Отвечают дети

(Родился в Сибири в 1815 году.  В семье было 12 детей, но выжили только 2, Петя и его брат Коля. Учился в Тобольской гимназии.  Закончил Петербургский университет.  В 19 лет сочинил сказку «Конёк – Горбунок» и сразу стал знаменитым. Умер в 1869 году, в 54 года.)

Слайд 1

Итак, самое знаменитое произведение Ершова была? (сказка «Конёк  –Горбунок»)  

Почему сказка? (Говорят животные,  на ките люди живут, нет жар-птицы,  месяц как живой человек,  конёк летает, нельзя искупаться в кипятке и остаться живым).

Какая это сказка – авторская или народная? Почему?

Учитель:  П. П. Ершов написал сказку в 1834 году. Имя Ершова и его сказка стали известны всей читающей России. Прочитал её и А. С. Пушкин. Прочёл и одобрил. Книги со сказкой «Конёк  – Горбунок»  издавали много раз. Художники – иллюстраторы считали за честь рисовать иллюстрации к этой сказке. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Слайд 2. Вы видите обложки книг изданные в разные годы. Сравните их. Почему сказка одна и та же, а обложки разные? (разные художники). Действительно. Давайте прочитаем, какие художники оформляли обложки. Что общего вы увидели на обложках разных лет? (везде есть «Конёк  – Горбунок», Иван) Почему? (главные герои)

Мы рассмотрели обложки книг, а теперь познакомимся с художниками, которые их нарисовали.

 Слайд 3. Билибин Иван Яковлевич. Годы жизни: 1876г. - 1942г. Выполнил иллюстрации к сказкам Василиса прекрасная, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, царевна-лягушка. В 1910 год  работал над иллюстрациями  к сказке Конёк Горбунок.

Милашевский Владимир Алексеевич – 1893 – 1976г. В 1949 г. к 150-летию А. С. Пушкина Милашевский выполнил превосходные рисунки к пушкинским сказкам, и

с этого началось многолетнее увлечение художника "сказочной" иллюстрацией. Подлинной его удачей стали рисунки к "Коньку-Горбунку" П. П. Ершова.

Кочергин Николай Михайлович (1897 - 1974). Несколько раз переиздавалась в его оформлении сказка “Конек-горбунок”. Кочергин добился своего, оригинального прочтения знаменитой сказки П.П.Ершова. Красочность русской старины привлекла его и определила характер иллюстраций, столь же ярких и праздничных.

Елисеев Анатолий Михайлович. Родился в 1930 году. Сейчас ему 79 лет. График. Книжный иллюстратор, плакатист, карикатурист, оформитель.

Алексей Андреевич Стеценко. Родился 8 октября 1988 года. Сейчас ему 21 год. Профессиональный дизайнер и художник-график. Занимается художественным оформлением художественной и учебной литературы.

  1.  Постановка цели:

Вы читали сказку в учебнике. Там вся сказка? (только 1 часть). А кто прочитал всю сказку? Сколько частей? (3)

Слайд 4

Сегодня на уроке мы попытаемся увидеть: как своим поэтическим языком описал героев Ершов, и поняли ли его художники, иллюстрировавшие сказку Конёк - Горбунок.

  1.  Выборочное чтение детьми текста:

Слайд 5.Но сначала я проверю, как вы знаете текст 1 части. (Стр. 78. учебника)

Я показываю вам иллюстрацию, вы находите точный отрывок из текста и читаете.

  1.  Анализ содержания сказки, сравнение  текста с иллюстрациями:

Слайд 6. Что за сюжет? Найдите в тексте, прочитайте. Как описана кобылица? (бела, грива золотая, в мелкие кольца завитая). Как изобразили художники? Точное изображение?

Слайд 7. Напомните, кто главные герои сказки?  Найдите в тексте, как автор описывает Конька-Горбунка. Что значит 3 вершка? ВЕРШОК = 4,44см.

3Х4,44см= 13,32 см.

Аршин =71 см

При определении роста человека или животного счёт велся так: после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека): аршин+аршин+вершки.

если говорилось, что измеряемый был 15 вершков роста, то это означало, что он был 2 аршина 15 вершков, т.е. 209 см.

Рост в Вершках 

1

3

5

7

9

10

15

Рост в метрах 

1,47

1,56

1,65

1,73

1,82

1,87

2,09

Какой рост? (71+71+13,32=155,32 см=1м 55см)

  1.  Какие уши? Что значит аршин? Длина ушей? (71 см)

Смотрим на иллюстрации художников. Что скажете? Передали они точно изображение конька? А Иван,  какой у них? Почему у всех он маленького роста? (младший)

Слайд 8. Какой сюжет изображён на этих рисунках? (Когда Иван  путешествовал за жар-птицей, за девицей, за кольцом)

Слайд 9. Что за сюжет? Есть ли отрывок у нас в тексте учебника? (нет, это из 2-й части).

Наизусть читает ученик отрывок.

Вот полночною порой

Свет разлился над горой,

Будто полдни наступают:

Жарыптицы налетают;

Стали бегать и кричать

И пшено с вином клевать.

Наш Иван, от них закрытый,

Смотрит птиц изпод корыта

И толкует сам с собой,

Разводя вот так рукой:

Сам с собою, под лазейкой

Наш Иван ужом да змейкой

Ко пшену с вином подполз –

Хвать одну из птиц за хвост.

«Ой! Конечекгорбуночек!

Прибегай скорей, дружочек!

Я ведь птицуто поймал!» –

Так Ивандурак кричал.

Как описывается в отрывке? (Иван сидит под корытом, птицы клюют пшеницу, Иван выполз из-под корыта и схватил птицу) У какого художника точно передан этот сюжет?

Слайд 10. Что за сюжет?

      Наизусть читает ученик отрывок.

От гостей же слух идёт,

Что девица там живёт;

Но девица не простая,

Дочь, вишь, Месяцу родная,

Да и Солнышко ей брат.

Та девица, говорят,

Ездит в красном полушубке,

В золотой, ребята, шлюпке

И серебряным веслом

Самолично правит в нём;

Разны песни попевает

И на гусельцах играет…»

Как описывает автор? (девица в красном полушубке, в золотой шлюпке, весло серебряное, есть гусли) У какого художника есть всё перечисленное? Чья иллюстрация вам больше понравилась? Почему?

Слайд 11.Что за сюжет?

Наизусть читает ученик отрывок.

Вот въезжает на поляну

Прямо к морюокияну;

Поперёк его лежит

Чудоюдо Рыбакит.

Все бока его изрыты.

Частоколы в рёбра вбиты,

На хвосте сырбор шумит,

На спине село стоит;

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут,

А в дуброве, меж усов,

Ищут девушки грибов.

Как в сказке? (кит лежит поперёк, на хвосте лес, на спине село, между усов ходят девушки, на губе пашут землю) Чья иллюстрация вам больше нравится? Почему?

  1.  Подведение итога:

Итак, подведём итог. Вернуться к цели(слайд 4).  Как передал Ершов описание своих героев? (точно, просто и понятно, простым русским языком, на каком разговаривал русский народ)

      Поняли ли художники  замысел автора?

  1.  Слайд 12. Ответим на вопросы.

С какими художниками-иллюстраторами познакомились? (по гиперссылке возвращаемся на данные слайды).

Иллюстрации какого художника вам больше понравились?     Почему?

Кто из художников, на ваш взгляд, наиболее точно изобразил героев сказки П. П. Ершова?  (для ответов на вопросы вернуться к слайдам про художников и их иллюстраций)

  1.  Знакомство с фрагментом из мультфильма (продолжительность 7 минут)

Не только художники-иллюстраторы работали над сказкой Ершова.

Сказкой заинтересовались и мультипликаторы и в 1947 году, а потом ещё в 1975 году были выпущены мультфильмы по сказке Ершова Конёк-Горбунок.

Сейчас мы посмотрим заключительный фрагмент мультфильма, созданного в 1975 году.  (Показ фрагмента мультфильма о купании Ивана в котлах).

Похожи герои мультфильма на тех, которых описал Ершов? А конец сказки? (Вот конёк хвостом махнул, В те котлы мордой макнул, На Ивана дважды прыснул, Громким посвистом присвистнул)

Почему Иван остался жив, а царь погиб?  За что наказан царь? Что можете сказать об отношениях Ивана и Конька? (любовь, дружба, преданность конька, верность)

За игровой склад, за удивительные приключения, за красочность, за верность, смелость и дружбу Иванушки и Конька – Горбунка мы до сих пор любим и читаем эту сказку.

  1.  Скажите, что интересного вы сегодня услышали и увидели на уроке?
  2.   Выставление оценок за урок;

Д/З.: Найдите в тексте  сказки 5-6 примеров просторечий, использованных автором. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53368. Ігрові технології на уроках 39.5 KB
  Шіллер наприклад стверджував що античні ігри божественні і можуть служити ідеалом будьяких інших видів дозвілля людини. У Древньому Китаї святкові ігри відкривав імператор і сам у них брав участь. Складність визначається різноманіттям форм гри способів участі в ній партнером та алгоритмами проведення гри.
53369. Объемное моделирование и конструирование из бумаги. Игрушки из бумажных полосок 172.5 KB
  Игрушки из бумажных полосок Вид урока Урок беседа Тип урока Урок изучения нового материала Студенты преподаватели Айрапетова Мария Сергеевна Гусева Анна Павловна Ершова Дарья Дмитриевна Максимова Марина Вадимовна Государственный социальный заказ Во исполнение Закона Российской Федерации Об образовании. Добиваться: применения различных форм методов средств технологий при проведении образовательного урока; установления взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса. Технологическая карта урока Триединые...
53370. Розвиток слухової уваги, слухової пам’яті та фонематичного сприймання у дітей дошкільного віку 68 KB
  Діти стають у коло непомітно для ведучого вони передають за спиною один одному дзвіночок. Логопед розрає дітям ведмедиків з зображенням цих предметів потім за ширмою озвучує ці предмети а діти повинні відгадати який ведмедик шумить. Дидактична гра Хто кличе Діти по черзі називають ім’я ведучого який стоїть до них спиною. Потім гра ускладнюється і діти кличуть ведучого: Ау то голосно то тихо в залежності від того що скаже логопед: Далеко пішли у ліс Близько пішли у ліс.
53371. Учет косвенных расходов в составе себестоимости продукции. Синтетический учёт движения нематериальных активов 22.77 KB
  Косвенные затраты — затраты, которые, в отличие от прямых затрат, не могут быть непосредственно отнесены на себестоимость одного конкретного вида продукции. Косвенные затраты относятся одновременно ко всем видам продукции и распределяются между ними условно: общепроизводственные и общехозяйственные расходы, часть расходов на продажу и др
53372. Дидактические игры как средство активизации учащихся при изучении таблицы умножения 52.5 KB
  Хочу рассказать о некоторых дидактических математических играх, которые я использую на уроках с целью активизации учащихся при формировании вычислительных навыков. Навык, как известно, приобретается в результате многократных повторений одних и тех же операций. Чтобы избежать однообразия в шлифовке табличных случаев умножения и деления, провожу упражнения в игровой, занимательной форме.
53373. Роль ігор-драматизацій в навчанні дошкільників англійської мови 97 KB
  Всі етапи роботи з казкою здійснюються разом з дітьми. Ініціативу розподілу ролей я надаю малечі (за бажанням), разом з тим, тактовно корегую їх вибір, адже дітям з низьким або середнім рівнем розвитку бажано надати роль, яка є невеличкою за обсягом, не дуже складною та не містить у собі тих мовних структур, які викликають труднощі у дитини (зокрема це стосується звуковимови), щоб не зникло бажання приймати участь у виставі.
53374. Использование деловых и ролевых игр на уроках химии для развития ключевых компетентностей учащихся 121.5 KB
  В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться мыслить самостоятельно развивает внимание стремление к знаниям. По спектру целевой ориентации игры подразделяются: дидактические: расширение кругозора познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные характерные...
53375. Дидактическая игра – залог успешной деятельности учащихя на уроке 101 KB
  Игра помогает формированию фонематического восприятия слова обогащает ребенка новыми сведениями активирует мыслительную деятельность внимание а главное стимулирует речь. В каком глаголе слово нет слышится сто раз стонет В каком слове семь гласных семья Что принадлежит только тебе а употребляется другими чаще чем тобой имя Какое слово состоит из трёх одинаковых букв три – о Какая часть растения бывает и частью слова корень Какие буквы обозначают два звука если стоят в начале слова или после гласной ...
53376. Ігрові завдання на корекцію емоційної сфери дітей дошкільного віку 98.5 KB
  Психологічний етюд Хто що любить Діти приходять у лісове кафе. Психологічний етюд Клумба і садівник Діти обирають ролі квітів на клумбі. Психологічний етюд Слухаємо себе Ведучий звертається до дітей: Давайте сядемо зручніше розслабимося і заплющимо очі. Психологічний етюд Неслухняні ведмежата Ведмедики з'їли смачні але немиті яблука.