53645

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Тема урока. Триединая цель урока: воспитание уважения к русским традициям через знакомство с символикой древних славян в ДПИ и применение знаний в практической работе Древо жизни Задачи. Формировать умение работать с бумагой технике вытынанки Тип урока: комбинированный урок Формы организации работы: Общеклассная и индивидуальная.

Русский

2014-03-01

69.08 KB

7 чел.

Конспект урока изобразительного искусства.

5 класс Программа Б. М. Неменского

Тема года. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 

Тема четверти. Древние корни народного искусства.

Тема урока.       Древние образы в декоре жилища и предметов быта жителей омской области.

Триединая цель урока:  воспитание  уважения к русским традициям через знакомство с символикой древних славян в ДПИ и  применение знаний в практической работе «Древо жизни»

Задачи.

  1.  Возбудить интерес к традициям украшения славянских народов.
  2.  Способствовать развитию абстрактно-образного мышления посредством анализа солярных знаков.
  3.  Формировать умение работать с бумагой  технике «вытынанки»

Тип урока: комбинированный урок

Формы организации работы:

Общеклассная и индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: Проблемно – поисковый, словесно – наглядный, практический.

Основные термины и понятия: 

Декоративно – прикладное искусство, солярные знаки, символика, «вытынанки»

Общеучебные навыки.                                                Специальные навыки.

выполнять работу по алгоритму                                   ажурное вырезание из бумаги

                                     Оборудование урока:

1. зрительный ряд: таблицы «Солярные знаки», Презентация «Древние образы в народном искусстве», таблица «Симметричное вырезание»

3. материал для практической работы – цветная бумага, фломастеры

Задачи для учащихся (этапы работы)

  1.  Придумать образ дерева
  2.  Выполнить основу из бумаги
  3.  Добавить детали узора

Оформление доски.

Контроль и учёт знаний (критерии по которым будут оцениваться детские работы).

  1.  Оригинальность замысла
  2.  Аккуратность 

Домашнее задание

Подобрать предметы в своём доме, которые несут в себе закодированную информацию.

Ход и содержание урока.

Этапы

урока

время

Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

сопровождение

Организационный момент

1мин

Добрый день. Улыбнулись. Садитесь. Проверти готовность к уроку.

Активизация имеющихся знаний

Рассмотрите слайд.

Что объединяет все эти изображения?

Как оформлены предметы?

Изображены предметы, которыми пользуется человек. Предметы украшены узорами

Презент. слайд 1

Постановка темы и цели

Кто догадался,  что мы будем изучать в этом уч. году?

ДПИ – искусство украшения предметов быта.

 Зачем нам обращать внимание на предметы, которые нас окружают?

Мир предметов, которые нас окружают.       Предметы – часть жизни человека, без них невозможно жить                 

ПР. СЛ.2

Новый материал

Всем хорошо знаком образ куклы. Что это за образ?

Кукла не только символ человека. Но и древних божеств. Носила характер оберега. Рождалась кукла по разному – это могло быть и просто полено  с косыночкой на голове, вырезали мастера и деревянные фигуры. В быту русской деревни наиболее распространена была тряпичная кукла. Она была в каждой крестьянской семье, в иных избах их было до сотни. Да и что удивительного – таких кукол дети начинали вертеть с пяти лет. свёртывали в «скалку кусок ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной ниткой и вот кукла готова. Теперь её можно рядить. Обязательно пришивали кукле кудельную либо волосяную косу. Наряжали куклу с большим старанием, знали по ней люди судят о вкусе и мастерстве рукоделия будущей хозяйки. Самые красивые лоскуты ситца берегли на кукольный костюм. И шился он как настоящая одежда. Даже головные уборы украшали блёстками, лентами, бусинами.

Но почему же при всём тщательном исполнении одежды куклы оставались «безликими»? «Безликость» - следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям кукла с лицом как бы обретала душу и становилась опасной для ребёнка, безликая считалась предметом неодушевлённым и не могла ему навредить. Так наглядно отражалась магическая функция игрушки.

Самый разнообразный материал использовали для создания игрушки. Например, солому. Из пучков соломы, пока она не потеряла свою гибкость, делали фигурки людей и животных.

Задание 

Какое ваше задание?

(Изготовить куклу из ниток)

Как будете работать?

(по схеме)

Какие качества помогут в работе?

(Аккуратность. Наблюдательность. Фантазия)

Практическая работа

Самостоятельная работа.

Туловище куклы изготавливают совместно с учителем.

Наматывают «пучок» ниток. 

Сгибают пополам

Перехватывают прочной ниткой, образуя голову

 

Руки делают из отдельного пучка или косички.

Талию перетягивают красивым шнурком или лентой. Надевают фартук

Юбку расправляют. Добавляют декор – головной убор, косы и т.д.

Мальчика выполняют также, только вместо юбки делают ноги.

Выставка. Оценивание.       

итог


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27986. Роль и место психических состояний среди других психологических явлений 25.04 KB
  Роль и место психических состояний среди других психологических явлений. Самый нижний физиологический уровень иерархической подструктуры включает нейрофизиологические характеристики морфологические и биохимические изменения сдвиги физиологических функций; психофизиологический уровень вегетативные реакции изменения психомоторики сенсорики; психологический уровень изменения психических функций и настроения человека. Другие видят в настроении совокупность нескольких психических состояний при доминировании одного придающего...
27987. Условия возникновения эмоций, критерии эмоционального 57.04 KB
  Соответствуют основным потребностям человека возникли на более раннем этапе эволюции их роль чтобы организм приспособился к некой деятельности. Не зависят от успешности деятельности. связаны не только с потребностями но и с успехом неуспехом деятельности. Вторичные: отчаяние печаль раскаяние производные чувства связаны не только с отражением деятельности но и с предвидением.
27988. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Основные положения теории жизненных циклов организации 45.45 KB
  Основные положения теории жизненных циклов организации. относилось к организации деятельности группы к процессу управления ею. Считается что лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе руководитель официальных отношений группы как некоей социальной организации; лидерство можно констатировать в условиях микросреды малая группа руководство элемент макросреды; лидерство возникает стихийно процесс назначения руководителя не является стихийным; по сравнению с руководством лидерство...
27989. Структура и виды волевых процессов. Основные положения трансактного анализа Э.Берна. Использование концепции РВД в консультативно-тренинговой деятельности 24.31 KB
  Штайнера которая предлагала формулу вычисления продуктивности индивида в связи с эффективностью руководителя но может быть использована и для анализа продуктивности группы. Более точно производительность группы людей работа которых характеризуется взаимной зависимостью есть функция взаимодействия между уважением лидера к его наименее предпочитаемому сотруднику НПС и ситуационными переменными отношения между руководителем и членами коллектива структура задачи должностные полномочия объем законной власти руководителя. Модель Фидлера...
27990. Биогенная нагрузка на агроэкосистему и ее снижение с помощью противоэрозийных инженерно-биологических систем 3.22 KB
  друг с другом и с ОС система приобретает свойства способствующие достижению устойчивости и продуктивности агроландшафта а также охране природы такие системы называют противоэрозионными инженернобиологическими системами водосборов ПИБС. По категориям сложности ПИБС бывают простыми с ложными. Сложные ПИБС подразделяются на определенное число подсистем подсистемы на пахотных природораздельных землях в звеньях гидрографической сети в водоохранных зонах рек и др. Состав формирующихся ПИБС водосборов...
27991. Направления природоохранной деятельности в системе агропромышленного комплекса 2.98 KB
  Алгоритм реализации природоохранной деятельности: 1 природноэкономические особенности хозяйства; 2 прогноз антропогенных изменений природного комплекса и их влияния на развитие хозяйства; 3 система мер комплексной охраны природы на территории хозяйства. Система мер охраны природы на территории хозяйства: сохранение и создание зеленых насаждений в населенных пунктах вдоль рек дорог постройка очистных сооружений предотвращение смыва удобрений в водоемы меры по экономному использованию земель под...
27992. Оптимизация аграрного производства. Баланс биогенных веществ и агробиоценозов 4.71 KB
  Для успешного функционирования данная форма земледелия должна быть дополнена организационными ландшафтноструктурными и законодательными отношениями направленными на создание благоприятных условий хозяйствам решившим перейти на экологическую форму. А именно: обеспечением финансовой поддержки для приобретения необходимого инвентаря биологических средств защиты растений и компенсации потери урожайности в переходный период; оказанием помощи в разработке правовой и нормативной документации и регламентов сертификации...
27993. Оптимизация использования минеральных удобрений и химических средств повышения плодородия 6.59 KB
  Применение органических и минеральных удобрений одно из основных условий повышения урожайности сельскохозяйственных культур а также важное звено технологий их выращивания. Использование удобрений особенно органических позволяет возвращать и вовлекать в круговорот питательные вещества взамен изъятых из агроценозов с основной и побочной продукцией обеспечивая таким образом определенную устойчивость продукционных процессов. Основными причинами загрязнения окружающей среды удобрениями считают несовершенство...
27994. Оптимизация ландшафта с х территорий, как фактор повышения устойчивости агроэкосистем 10.68 KB
  Агроландшафты являются целостными генетически однородными пространственновременными единицами несмотря на то что определенная часть их естественного растительного покрова замена агроценозами Целевая установка сельского хозяйства объективно направлена на получение максимума биологической продукции. Важное условие экологизации сельского хозяйства использование биоценологических экосистемных принципов. В противном случае несоответствие сложившейся специализации сельского хозяйства потенциальным...