53645

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Тема урока. Триединая цель урока: воспитание уважения к русским традициям через знакомство с символикой древних славян в ДПИ и применение знаний в практической работе Древо жизни Задачи. Формировать умение работать с бумагой технике вытынанки Тип урока: комбинированный урок Формы организации работы: Общеклассная и индивидуальная.

Русский

2014-03-01

69.08 KB

7 чел.

Конспект урока изобразительного искусства.

5 класс Программа Б. М. Неменского

Тема года. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 

Тема четверти. Древние корни народного искусства.

Тема урока.       Древние образы в декоре жилища и предметов быта жителей омской области.

Триединая цель урока:  воспитание  уважения к русским традициям через знакомство с символикой древних славян в ДПИ и  применение знаний в практической работе «Древо жизни»

Задачи.

  1.  Возбудить интерес к традициям украшения славянских народов.
  2.  Способствовать развитию абстрактно-образного мышления посредством анализа солярных знаков.
  3.  Формировать умение работать с бумагой  технике «вытынанки»

Тип урока: комбинированный урок

Формы организации работы:

Общеклассная и индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: Проблемно – поисковый, словесно – наглядный, практический.

Основные термины и понятия: 

Декоративно – прикладное искусство, солярные знаки, символика, «вытынанки»

Общеучебные навыки.                                                Специальные навыки.

выполнять работу по алгоритму                                   ажурное вырезание из бумаги

                                     Оборудование урока:

1. зрительный ряд: таблицы «Солярные знаки», Презентация «Древние образы в народном искусстве», таблица «Симметричное вырезание»

3. материал для практической работы – цветная бумага, фломастеры

Задачи для учащихся (этапы работы)

  1.  Придумать образ дерева
  2.  Выполнить основу из бумаги
  3.  Добавить детали узора

Оформление доски.

Контроль и учёт знаний (критерии по которым будут оцениваться детские работы).

  1.  Оригинальность замысла
  2.  Аккуратность 

Домашнее задание

Подобрать предметы в своём доме, которые несут в себе закодированную информацию.

Ход и содержание урока.

Этапы

урока

время

Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

сопровождение

Организационный момент

1мин

Добрый день. Улыбнулись. Садитесь. Проверти готовность к уроку.

Активизация имеющихся знаний

Рассмотрите слайд.

Что объединяет все эти изображения?

Как оформлены предметы?

Изображены предметы, которыми пользуется человек. Предметы украшены узорами

Презент. слайд 1

Постановка темы и цели

Кто догадался,  что мы будем изучать в этом уч. году?

ДПИ – искусство украшения предметов быта.

 Зачем нам обращать внимание на предметы, которые нас окружают?

Мир предметов, которые нас окружают.       Предметы – часть жизни человека, без них невозможно жить                 

ПР. СЛ.2

Новый материал

Всем хорошо знаком образ куклы. Что это за образ?

Кукла не только символ человека. Но и древних божеств. Носила характер оберега. Рождалась кукла по разному – это могло быть и просто полено  с косыночкой на голове, вырезали мастера и деревянные фигуры. В быту русской деревни наиболее распространена была тряпичная кукла. Она была в каждой крестьянской семье, в иных избах их было до сотни. Да и что удивительного – таких кукол дети начинали вертеть с пяти лет. свёртывали в «скалку кусок ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной ниткой и вот кукла готова. Теперь её можно рядить. Обязательно пришивали кукле кудельную либо волосяную косу. Наряжали куклу с большим старанием, знали по ней люди судят о вкусе и мастерстве рукоделия будущей хозяйки. Самые красивые лоскуты ситца берегли на кукольный костюм. И шился он как настоящая одежда. Даже головные уборы украшали блёстками, лентами, бусинами.

Но почему же при всём тщательном исполнении одежды куклы оставались «безликими»? «Безликость» - следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям кукла с лицом как бы обретала душу и становилась опасной для ребёнка, безликая считалась предметом неодушевлённым и не могла ему навредить. Так наглядно отражалась магическая функция игрушки.

Самый разнообразный материал использовали для создания игрушки. Например, солому. Из пучков соломы, пока она не потеряла свою гибкость, делали фигурки людей и животных.

Задание 

Какое ваше задание?

(Изготовить куклу из ниток)

Как будете работать?

(по схеме)

Какие качества помогут в работе?

(Аккуратность. Наблюдательность. Фантазия)

Практическая работа

Самостоятельная работа.

Туловище куклы изготавливают совместно с учителем.

Наматывают «пучок» ниток. 

Сгибают пополам

Перехватывают прочной ниткой, образуя голову

 

Руки делают из отдельного пучка или косички.

Талию перетягивают красивым шнурком или лентой. Надевают фартук

Юбку расправляют. Добавляют декор – головной убор, косы и т.д.

Мальчика выполняют также, только вместо юбки делают ноги.

Выставка. Оценивание.       

итог


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29241. Место и роль науки в культурном процессе 28.5 KB
  Для науки характерен системный подход к исследованию объекта. По характеру и методу исследования она делится на: естественные науки общественные науки: технические науки. В структуре науки выделяются два уровня организации знания.
29242. Ницше (Nietzsche) Фридрих 35.5 KB
  Центральное место в философскокультурологической концепции Ницше занимает понятие жизнь основу которой образует воля. Однако взгляды Ницше на протяжении творческой деятельности претерпевали определенную эволюцию. По Ницше понять импульсы воли выразить ее характер невозможно с помощью разума и науки. Искусство представляется Ницше как дополнения и завершение бытия.
29243. Культурологическое образование в России 32 KB
  Главная сложность введения культурологии в систему высшего образования заключалась в том что отечественная культурологическая наука представляла и до сих пор представляет собой полностью эклектическую конструкцию. Первые шаги в организации специального культурологического образования были предприняты в одном из первых негосударственных вузов страны Российском открытом университете где в 1990 началось формирование факультета и кафедры искусствознания и культурологии. В 1995 на базе этого факультета была создана Высшая школа...
29244. Культура 41.5 KB
  Это совпадение имени симптоматично – оно лишний раз подчеркивает единство культуры народов включенных в орбиту европейского мира является знаком своеобразной культурной общности всех разноплеменных носителей европейских языков. Понятие цивилизация воспринимается как синоним слова культура В немецкой традиции впервые было сформулировано – и стало весьма популярным – представление о различии культуры и цивилизации. Со второй половины Х1Х века идея противопоставления культуры и цивилизации приобрела особое значение и...
29245. Религия как культурный феномен 30.5 KB
  Именно религия дает ответ на главный вопрос всех ценностнонормативных систем. Религия формирует у человека чувство независимости и уверенности в себе.Дюркгейм сравнивал религию в качестве интегратора социокультурных систем с клеем поскольку именно религия помогает людям осознавать себя как духовную общность скрепленную общими ценностями и общими целями.
29246. Феномен Ренессанса 37 KB
  Расцвет культуры Ренессанса приходится на XV XVI вв. В этой связи культура Ренессанса рассматривается как отрицание средневековья как антитеза средневековой схоластике. Такова самая общая в значительной мере поверхностная характеристика Ренессанса.
29247. Феномены русской, российской, советской культуры 52.5 KB
  Проблема самосознания русской культуры. Этапы становления русской идеи. Формирование русской национальной культуры на протяжении веков проходило в русле этнического разнообразия преодоления разобщенности в условиях интенсивного воздействия извне: соединение Запада и Востока наслоение различных этнических и региональных культурных типов временных компонентов конфессиональных общностей.
29248. Понятие культурной самоидентичности 32 KB
  Современные глобальные проблемы есть следствие логическое продолжение глубокой структурной несогласованности человеческой субъективности кризиса его самоидентичности. Распад социальной системы начинается с распада социальных связей и разрушения социальных субъектов кризиса их личностных ценностных ориентации и утраты самоидентичности. Проблема самоидентичности является стержнем ядром всей социальной проблематики.
29249. Символ. Смысловая структура символа 53.5 KB
  Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства знаки символы тексты которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры это универсальная форма осмысления реальности в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления восприятия понятия образы и другие подобного рода смысловые конструкции носители смысла. Основной структурной единицей языка культуры с точки зрения семиотики являются знаковые системы.Любой...