53650

Художественная культура Древнего Рима. Мифологические представления древних римлян

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Основные понятия урока: античное искусство этруски патриотизм империя Методы: Наглядный просмотр репродукций и иллюстраций работа с карточками по мифологии словесный рассказ учителя беседа учителя и учеников письменное заполнение таблицы. Ход урока: Время Содержание урока речевая деятельность учителя и учеников Примечания по выполнению: этапы урока деятельность...

Русский

2014-03-01

110.5 KB

16 чел.

Ф.И.О. учителя - практиканта: Готманова Евгения Александровна

Тема: «Художественная культура Древнего Рима. Мифологические представления древних римлян»

Место проведения урока: школа №7

Класс: 10 «Б»

Цель: Знакомство учащихся с этапами развития древнеримского искусства, с особенностями мировоззрения и мифологическими представлениями древних римлян.

Задачи:

  1.  Формирование знаний учащихся о периодизации древнеримской культуры, мировоззрении и мифологии древних римлян;
  2.  Развитие аналитического мышления, памяти, устной и письменной речи учащихся;
  3.  Воспитание у учащихся уважения к культуре Древнего Рима.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Форма урока: Урок – беседа

Основные понятия урока: античное искусство, этруски, патриотизм, империя

Методы: Наглядный (просмотр репродукций и иллюстраций, работа с карточками по мифологии), словесный (рассказ учителя, беседа учителя и учеников, письменное заполнение таблицы).

ТАСО:

Зрительный ряд: Презентация: «Художественная культура Древнего Рима» (карта Древнего Рима, скульптурная композиция «Капитолийская волчица», изображения римских богов: Юпитер, Юнона, Марс, Венера, Минерва, Амур, Вулкан, Диана, Фортуна, Виктория, Геркулес, Камены, Церера, Бахус, Плутон, Нептун, Меркурий, Феб); раздаточный материал: карточки «Римский пантеон».

Оборудование урока: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор)

Задание для учащихся на уроке: заполнение таблицы «Греко-римский пантеон богов»

Домашнее задание: сообщения «Форум Траяна – самый большой архитектурный комплекс Древнего Рима», «Пантеон – храм всех богов», «Колизей – величайшая зрелищная постройка Древнего Рима», «Триумфальная арка Тита», «Термы Каракаллы».


Ход урока:

Время

Содержание урока (речевая деятельность учителя и учеников)

Примечания по выполнению: этапы урока, деятельность учителя и учеников

2 мин

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с основными этапами становления римской культуры, мировоззрением и мифологическими представлениями древних римлян.

Итак, открываем тетради, записываем число и тему урока: «Художественная культура Древнего Рима. Мифологические представления древних римлян» (повторить  еще 2 раза)

Оргмомент

Объявление цели урока

Ученики записывают тему урока в тетрадь

15 мин

Прежде чем начать новую тему, нам необходимо вспомнить:

В: Какое общее название имеет искусство Древней Греции и Древнего Рима?

О: Античное искусство.

Учитель: Верно, ребята. Культуру Древней Греции мы уже прошли, сегодня начинаем изучение культуры не менее яркой и значимой – Древнеримской культуры.

Обратите внимание на эпиграф к уроку, написанный на доске: «Плененная Греция победила своего некультурного победителя» Гораций. Смысл этого высказывания мы должны будем понять в течение урока.

Итак, среди европейских столиц Рим – если не самая прославленная, то самая древняя. Некогда само слово Рим означало не только название города, но и величие, славу, могущество и великолепие, богатство и культуру. «Все дороги ведут в Рим» - гласит поговорка, ибо со всего мира устремлялись туда купцы и искатели приключений. Постепенно Рим превращался в собрания статуй, бюстов, барельефов, выкопанных из земли или созданных итальянскими мастерами.

В: Ребята, давайте вспомним этапы становления Древнегреческой культуры?

О:  «Периодизация культуры Древней Греции»

  1.  Крито-микенское искусство (эгейское) III тыс. до н.э.
  •  Искусство о. Крит
  •  Искусство г. Микены
  1.  Гомеровский период – XIVIII вв. до н.э.
  2.  Искусство архаики – VIIVI вв. до н.э.
  3.  Эпоха классики – VIV вв. до н.э.
  •  Ранняя классика
  •  Высокая классика
  •  Поздняя классика
  1.  Эллинизм – IIII вв. до н.э.

Учитель: Верно, молодцы. Как раз таки, когда в Греции развивалась культура архаики, в Италии на территории будущей Римской империи царили этруски – древние племена, населявшие эти земли в I тысячелетии до н.э. и создавшие развитую цивилизацию, которая предшествовала римской.

Запишите определение

Этруски – древние племена, населявшие земли будущей Римской империи в I тысячелетии до н.э. и создавшие развитую цивилизацию, которая предшествовала римской.

Учитель: Именно у этрусков римляне впоследствии заимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику и обычай отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима – волчицу, которая получила название капитолийской.

В: Ребята, почему именно волчица стала эмблемой и символом Древнего Рима?

О: По легенде волчица вскормила братьев – близнецов Ромула и Рема,  которые основали город Рим в 753 году до н.э.  

Учитель: Молодцы, ребята, все верно. Легенда об основании Рима гласит, что некогда по левому берегу Тибра жило племя латинов. В одном из их городов правил царь Нумитор. Его младшим братом был злой и завистливый Амулий. Он отнял у Нумитора власть, а дочь царя Рею Сильвию насильно сделал весталкой.

В: Кто такие весталки?

О: Весталка – жрица богини огня и домашнего очага Весты.

Учитель: Правильно, и с того момента юная девушка должна была жить в круглом храме Весты и подбрасывать дрова в очаг богини. Как и другим весталкам, ей запрещалось выходить замуж и иметь детей. Однако не прошло и года, как Рея Сильвия родила двух мальчиков. Она клялась, что их отец – сам Марс – бог войны! Услышав эту весть, жестокий Амулий велел утопить близнецов в волнах Тибра, а мать их заточить в темницу. Слуги потащили корзину с детьми к реке. Тибр разлился, покрыв пустынные и безлюдные берега стоячими водами. Бросив корзину на мелководье, слуги возвратились домой. Но корзина, зацепившись за ветку дерева, не утонула. На жалобный крик братьев-близнецов прибежала волчица. Облизав малышей, она накормила их своих молоком. А вскоре один из пастухов увидел корзину с младенцами и принес ее домой.

Пастух и его жена, дав найденышам имена – Ромул и Рем, воспитали их отважными и сильными. Долгие годы близнецы вели жизнь пастухов и охотников, а когда узнали тайну своего рождения, задумали мстить. Вооружив друзей, они ворвались в царский дом и убили Амулия. Вернув своему деду, старому Нумитору, царскую власть, близнецы решили основать новый город в тех местах, где были вскормлены волчицей. Вскоре братья поссорились: Рем выбрал для города один из прибрежных холмов, а Ромул – другой. Когда он начал строить оборонительную стену, Рем в насмешку перепрыгнул через нее. Взбешенный Ромул нанес ему удар, оказавшийся смертельным. «Так да погибнет всякий, нарушивший границы города!» - вскричал Ромул. Убийство брата не помешало ему основать город и назвать его своим именем (Рим – по-латински Рома).

Учитель: Римляне верили в легенду о братьях-близнецах и гордились тем, что основателем их города был сын бога войны Марса. Однако Ромул едва ли существовал на самом деле. В наше время археологи провели раскопки в Риме и доказали, что этот город возник не сразу. Задолго до легендарной даты его основания – в 753 году до н.э. – на холмах левобережья Тибра недалеко от моря существовало несколько поселений. Они постепенно объединялись.

Запишите заголовок:

«Этапы развития культуры Древнего Рима»

Учитель: Фиксируйте у себя в тетрадях этапы культурного развития Древнего Рима.

  1.  Этрусская культура: VIII - II века до н.э.

Учитель: В 510-509 годах до н.э. образуется Римская республика.

  1.  Республиканский период Древнего Рима: V - I века до н.э.

Учитель: Но вскоре наступает период империи. Рим почти непрерывно ведет победоносные захватнические войны и превращается из небольшого итальянского города в столицу огромной державы.

  1.  Период Римской империи: I - V века н.э.

Империя (от лат. imperium - власть

Учитель: В I веке до н.э. Рим завоевал эллинистическую Грецию. Это произвело переворот в жизни Рима. Римляне столкнулись с культурой, которая превосходила глубиной и разнообразием их собственную. «Плененная Греция победила своих некультурных победителей», - скажет Гораций. Римляне начали изучать греческий язык, литературу, философию, покупали греков – рабов – для обучения своих детей. Богатые семьи отправляли своих сыновей в греческие города слушать лекции прославленных ораторов и философов. Растет численность римской интеллигенции.

Вся история отношений между Римом и Грецией с этой поры являет собой тайное преклонение римлян перед греческой культурой, стремление достичь ее совершенства, доходящее порой до явного подражательства.

Беседа учителя и учеников

Рассказ учителя

Обращение учителя к эпиграфу

Рассказ учителя

Беседа учителя и учеников

Рассказ учителя

Ученики записывают определение в тетрадь

Беседа учителя и учеников

Рассказ учителя

Беседа учителя и учеников

Рассказ учителя

Рассказ учителя

Ученики записывают заголовок в тетрадь

По ходу рассказа учителя, ученики записывают этапы развития культуры Древнего Рима в тетрадях

Рассказ учителя

Обращение к эпиграфу

5 мин

Учитель: Теперь мы с вами поговорим о мировоззрении древних римлян.

Запишите заголовок:

«Мировоззрение древних римлян»

Учитель: По ходу моего рассказа вы должны будете записать себе в тетрадь особенности мировоззрения древних греков. То что по вашему мнению является главным для римлян.

 Итак, основу мировоззрения римлян определял прежде всего патриотизм – представление о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему не щадя сил и жизни.

Слово патриотизм произошло от греческого πατριώτης —земляк, соотечественник; любовь к родине – глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать её.

В Риме почитались мужество, верность, достоинство, умеренность в личной жизни, умение подчиняться железной дисциплине и закону. Ложь,  нечестность, лесть и т.п. считались пороками, свойственными рабам.

Если грек преклонялся перед искусством, философией, то римлянин сочинение пьес, труд скульптора и живописца, выступление на сцене презирал как рабские занятия. Достойными делами римлянин считал войну, земледелие и право.

Учитель: Итак, какие особенности мировоззрения вы записали?

О: патриотизм, мужество, верность, достоинство, умеренность в личной жизни, умение подчиняться дисциплине и закону, достойные занятия – война, земледелие, право.

Учитель: Все верно. Теперь посмотрите на слайд и проверьте все ли вы записали.

«Мировоззрение древних римлян»

  1.  Патриотизм (от греческого πατριώτης —земляк, соотечественник; любовь к родине) – глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать её;
  2.  Мужество;
  3.   Верность;
  4.   Достоинство;
  5.   Умеренность в личной жизни;
  6.   Умение подчиняться железной дисциплине и закону;
  7.  Достойные занятия: война, земледелие и право.

Ученики записывают заголовок в тетрадях

Ученики по ходу рассказа учителя записывают у себя в тетрадях особенности мировоззрения римлян

Беседа учителя и учеников

Ученики сверяются со слайдом, дописывают особенности мировоззрения, если не записали

12 мин

Учитель: Неотъемлемой частью древнеримской культуры является мифология.

Запишите заголовок:

«Мифологические представления древних римлян»

Древнеримская мифология в ее классическом варианте тесно связана с древнегреческой. Многие мифологические образы и сюжеты римляне полностью заимствовали у греков, меняя имена.  Скульптурные изображения богов также делали по греческим образцам.

Древние римляне считали, что каждый предмет и явление – независимо от своей значительности – имеет особого бога-покровителя.

Итак, связь древнегреческой и древнеримской мифологии нам поможет определить таблица, которую мы с вами сейчас заполним.

Запишите название таблицы:

«Греко-римский пантеон богов»

Основываясь на вспомогательные карточки «Римский пантеон» (Приложение 1) и записи по древнегреческой мифологии, вы должны будете заполнить таблицу самостоятельно в тетрадях.

Греция

Функция

Рим

Учитель: Теперь, ребята, проверим, как вы заполнили таблицу (Приложение 2).

Молодцы! Очень хорошо справились с заданием!

Ученики записывают заголовок в тетрадь

Рассказ учителя

Ученики записывают название таблицы

Ученики самостоятельно заполняют таблицу письменно в тетрадях с помощью вспомогательных карточек и записей по мифологии Греции

Учитель вместе с учениками проверяет правильность заполнения таблицы

5 мин

Учитель: Вернемся к эпиграфу нашего урока: «Плененная Греция победила своего некультурного победителя» Гораций.

Сегодня на уроке мы много говорили о том, что Древний Рим очень многое заимствовал у древних греков.

В: Но почему побежденная и плененная Греция, по мнению Горация, победила?

О: Хотя Рим и захватил Грецию, но он не смог до конца понять эту культуру. Римляне многое переняли, но они не смогли бы достичь таких высот сами.

Учитель: Верно, сближение греческой и римской культуры стало особенно заметно в период империи. Однако, ассимилируя греческое искусство, римляне вкладывали в него свое содержание. Для римлян навсегда осталась недосягаемой величавая гармония греческого искусства, поэтическая одухотворенность его образов. Слишком трезв, слишком практичен был римлянин, чтобы, даже восхищаясь мастерством греков, достичь их пластического равновесия и удивительной обобщенности замысла.

Это не значило, что римляне были недоучками. Уже в республиканский период в Риме складывается самобытное, оригинальное искусство, формируется свой метод творчества, главная черта которого – психологический реализм и подлинно римский индивидуализм.

Запишите домашнее задание:

Приготовить сообщения на тему:

«Форум Траяна – самый большой архитектурный комплекс Древнего Рима»

«Пантеон – храм всех богов»

«Колизей – величайшая зрелищная постройка Древнего Рима»

«Триумфальная арка Тита»

«Термы Каракаллы»

Оценки за урок.

Учитель: Спасибо за работу. До свидания!

Подведение итогов урока: работа с эпиграфом

Беседа учителя и учеников

Ученики записывают домашнее задание

Учитель сообщает оценки за урок ученикам


Литература:

  1.  Емохонова  Л. Г. Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень) 10-11 класс.
  2.  История искусств: Учебное пособие для учащ. худож. школ и училищ/ Авт. сост. А.Воротников, О.Горшковоз, О.Ёркина. – Мн.: Современный литератор, 1999. – 608с.
  3.  Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)/ Л.Г. Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240с.
  4.  Мировая художественная культура: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования/ О. Андреева: галерея «Юла», 2008. – 386с.
  5.  Муравьева Т.В. Сто великих мифов и легенд/ Т.В. Муравьева. – М.: Вече, 2009. – 480 с.


Приложение 1

Римский пантеон

  1.  Юпитер – царь богов, бог-громовержец
  2.  Юнона – жена юпитера, царица богов, покровительница супружества, материнство и женщин
  3.  Минерва – богиня мудрости и справедливой войны
  4.  Феб – бог солнца и покровитель искусств
  5.  Диана – богиня охоты
  6.  Венера – богиня любви и красоты
  7.  Меркурий – бог торговли, вестник богов
  8.  Марс – бог войны
  9.  Вулкан – бог огня и кузнечного ремесла
  10.  Нептун – бог морей и землетрясений
  11.  Плутон – бог царства мертвых
  12.  Бахус – бог виноградарства и виноделия
  13.  Церерабогиня полей и плодородия
  14.  Купидон, Амур – бог любви
  15.  Виктория - богиня победы
  16.  Фортуна - богиня удачи
  17.  Веста – богиня домашнего очага
  18.  Камены – покровительницы наук, поэзии и искусств
  19.  Геркулес – герой, совершивший знаменитые 12 подвигов


Приложение 2

Таблица

«Греко-римский пантеон»

Греция

Функция

Рим

Аид

бог царства мертвых

Плутон

Аполлон

бог солнца и покровитель искусств

Феб

Арес

бог войны

Марс

Артемида

богиня охоты

Диана

Афина

богиня мудрости и справедливой войны

Минерва

Афродита

богиня любви и красоты

Венера

Гера

царица богов, покровительница супружества, материнство и женщин.

Юнона

Геракл

герой, совершивший знаменитые 12 подвигов

Геркулес

Гермес

бог торговли, вестник богов

Меркурий

Гестия

богиня домашнего очага

Веста

Гефест

бог огня и кузнечного ремесла

Вулкан

Деметра

богиня полей и плодородия

Церера

Дионис (Вакх)

бог виноградарства и виноделия

Бахус

Зевс

царь богов, бог-громовержец

Юпитер

Музы

покровительницы наук, поэзии и искусств

Камены

Ника (Нике)

богиня победы

Виктория

Посейдон

бог морей и землетрясений

Нептун

Тихе (Тиха, Тюхе)

богиня удачи

Фортуна

Эрот (Эрос)

бог любви

Амур, Купидон


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77509. Землетрясения и сейсмическая опасность 31.5 KB
  При недостаточной прочности сейсмостойкости конструкций происходят их повреждения различной степени или разрушения. Анализ последствий землетрясений показывает что здания различной конструкции получают следующие повреждения если сейсмические воздействия превышают расчетные для зданий запроектированных с учетом требований...
77510. ПОЖАРЫ И ВЗРЫВЫ 29.08 KB
  Результат распределения энергии по видам характеризует степень опасности для человека и окружающей территории далее объекта безопасности которая обусловлена негативным воздействием на объект безопасности и заключается в формировании опасных факторов часть из которых может быть поражающими Объекты на которых могут возникать опасные явления со взрывами и пожарами относят к классу взрывопожароопасных. В физикохимической основе пожара лежит процесс горения. Продвижение людей и техники по застроенной территории между отдельными пожарами...
77511. Повышение устойчивости объектов экономики 25.02 KB
  Принципы разработки и реализации мероприятий по повышению устойчивости объекта экономики. Поскольку на промышленном объекте с течением времени условия обстановка характеристики отдельных элементов оборудование технологический процесс могут меняться то необходимо периодически по планам министерств и ведомств в установленные сроки проводить исследования и оценку устойчивости функционирования объекта в ЧС в том числе в военное время. Цель исследования состоит в том чтобы выявить уязвимые места в функционировании объекта в ЧС особенно в...
77512. Природные факторы опасности 27.27 KB
  Классификация природных факторов опасности. Стихийные бедствия и явления. Геологические ЧС. Метеорологические опасности. Гидрологические опасности. Природные пожары. Лесные пожары. Торфяные пожары. Степные пожары.
77513. Оценка обстановки при природных ЧС 23.4 KB
  Планирование и заблаговременное проведение предупредительных мероприятий по борьбе с заторами льда необходимо осуществлять на основе прогнозирования максимальных уровней воды при ледоходе. В основном мероприятия связаны со способами влияния на толщину льда перед вскрытием. Подобное воздействие на процесс образования зажоров позволит снизить уровни воды периода ледостава а также снизить толщину льда в местах где традиционно образуются зажоры а затем заторы. В случае установления ледостава с высоким уровнем воды зажорно заторного характера...
77514. Техногенные ЧС. Классификация АХОВ 30.9 KB
  Классификация АХОВ. Классификация АХОВ. Выбросы аварийных химически опасных веществ АХОВ могут произойти при повреждениях и разрушениях емкостей при хранении транспортировке или переработке. Кроме того некоторые нетоксичные вещества в определенных условиях взрыв пожар в результате химической реакции могут образовать АХОВ Химически опасный объект ХОО предприятие народного хозяйства при аварии или разрушении которого могут произойти массовые поражения людей животных и растений АХОВ.
77515. Внутривидовые взаимоотношения, опосредованные сигнальными веществами 380.5 KB
  Первая группа вещества участвующие во внутривидовых взаимодействиях: аутотоксины отбросы токсичные для организмапродуцента и не приносящие пользы другим видам; аутоингибиторы адаптации сдерживают численность популяции в таких пределах чтобы она находилась в равновесии с окружающей средой; феромоны выполняют различные функции например половые феромоны общественные феромоны феромоны тревоги и обороны феромоныметчики. К ним можно отнести экохемомедиаторы различного типа: половые феромоны и аттрактанты обнаруженные у грибов...
77516. Межвидовые взаимоотношения, опосредованные сигнальными веществами. Алломоны и кайромоны 547 KB
  Межвидовые взаимоотношения опосредованные сигнальными веществами. К первой группе относятся: метаболиты выделяемые потенциальным грибомхозяином индуцирующие и направляющие рост гиф паразита; вещества выделяемые паразитическим грибом и вызывающие рост гиф хозяина по направлению к колонии микопаразита. Ко второй группе относятся вещества с помощью которых оказывается противодействие паразитам: антифунгальные вещества и антибиотики обладающие антифунгальным действием синтезируются как грибами которые являются непосредственными...