53652

Лицемерие в комедии Ж.Б.Мольера «Тартюф»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Кого сегодня нет учитель отмечает в журнале отсутствующих. Учитель: Запишите пожалуйста тему урока. Учитель: Запишите пожалуйста эпиграф полное имя и годы жизни драматурга. Учитель: До Мольера комедии считались низким жанром.

Русский

2014-03-01

57 KB

20 чел.

Конспект урока литературы, проведенного в 9Б классе

школы № 59 г. Чебоксары студенткой-практиканткой

филологического факультета ЧГУ им. И.Н.Ульянова

Садыковой Марией Владимировной

15.03.13

Тема: “Лицемерие в комедии Ж.Б.Мольера «Тартюф»”.

Цели:

Обучающие:

  1.  Кратко ознакомить учащихся с творчеством Ж. Б. Мольера.
  2.  Расширить знания учащихся об истории и культуре Франции XVII в.

Развивающие:

  1.  Закрепить навыки работы с драматическим произведением.
  2.  Развивать навык составления устного ответа.
  3.  Развивать умение логично и последовательно рассуждать.

Воспитывающие:

  1.  Привить интерес к зарубежной литературе, драматургии.
  2.  Показать на примере пьесы губительные последствия лицемерного поведения людей.

Задачи:

  1.  Раскрыть понятие лицемерия, объяснить его значение в жизни Франции правления Людовика XIV.
  2.  Вспомнить понятия комедии, классицизма, найти их черты в пьесе.
  3.  Раскрыть характер главного героя.
  4.  Сформулировать понятия резонёр, «бог из машины», выявить их значение в пьесе.

Тип урока: Синтетический:

  1.  Урок изучения художественного произведения (урок углубленной работы над текстом).
  2.  Урок изучения истории и теории литературы (урок по историко-литературным материалам).

Приемы: рассказ-лекция, эвристическая беседа.

Оборудование: Оборудование для демонстрации презентации и художественного фильма.

Оформление доски:

Шестое марта

Лицемерие в комедии Ж.Б.Мольера «Тартюф»

Жан Батист Мольер (1622 – 1673)

«Лицемерие – модный порок,

а все модные пороки

сходят за добродетели»

Ж.Б.Мольер

Ханжа

Святоша

«Бог из машины»

«Смешные жеманницы»

«Тартюф, или Обманщик»

«Дон Жуан, или Каменный гость»

«Мизантроп»

«Скупой»

«Мещанин во дворянстве»

«Мнимый больной»

План урока:

Оргмомент…………………………………………………………….….…. .1 мин.

  1.  Слово учителя…………………………………………….……………...25 мин.
  2.  Просмотр отрывка из кинофильма………………………………………4 мин.
  3.  Работа с пьесой………..…………………………………………………10 мин.
  4.  Выводы, д/з, выставление оценок………………………….………….....5 мин.

Итого 45 мин.

Использованная литература:

1. Жирмунская Н. А., Плавскин З. И. История зарубежной литературы XVII в. / под ред. Разумовской М. В. - М.: Высшая школа, 2001.

2. Нартов К. М. Зарубежная литература в школе.  - М.: Просвещение, 1976 г.

Ход урока:

Оргмомент. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Кого сегодня нет? (учитель отмечает в журнале отсутствующих).

1. Слово учителя (с элементами эвристической беседы). Сегодня мы будем изучать пьесу Жана Батиста Мольера «Тартюф» и остановимся на теме лицемерия в ней. Это одна из основных тем в творчестве драматурга. Что такое лицемерие?

Ученик: Это поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью).

Учитель: Запишите, пожалуйста, тему урока. Сам Мольер говорил: «Лицемерие – модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели» (обращение к эпиграфу).

Как вы понимаете эту цитату?

Ученик: То, что делают все, в глазах общества не является пороком, это в порядке вещей.

Учитель: Запишите, пожалуйста, эпиграф, полное имя и годы жизни драматурга. Жан Батист Мольер – первый комедиограф Франции. Кроме того, он сам был актёром, режиссёром, директором театра. В 1643 году он организовал свою труппу «блистательный театр», которой после пожара пришлось скитаться по стране. Её слава доходит до короля и в 1658 г. ей даруется звание «Королевской труппы». Все лучшие пьесы были написаны Мольером с этого момента. Несмотря на поддержку короля, драматургу приходилось бороться за появление на сцене лучших своих комедий.

Что такое комедия?

Ученик: Это жанр драмы, в основе которого лежит осмеяния общественного и человеческого несовершенства.

Учитель: До Мольера комедии считались низким жанром. Театр должен был поучать, и бытовало мнение, что трагедия делает это лучше, показывая образцы поведения. Однако Мольер считал, что комедия лучше способствует искоренению пороков, воспитывая публику на отрицательных образцах. Запишите, пожалуйста, самые известные комедии Мольера: «Смешные жеманницы», «Тартюф, или Обманщик», «Дон Жуан, или Каменный гость», «Мизантроп», «Скупой», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной».

Итак, обратимся к пьесе «Тартюф». За постановку этой пьесы автор боролся  пять лет, за которые ему пришлось дважды внести изменения в текст. Противниками «Тартюфа» были могущественные члены Общества Святых Даров, своего рода мирского отделения при ордене иезуитов, которое исполняло функции негласной полиции нравов, насаждало церковную мораль и дух аскетизма, лицемерно провозглашая, что борется с врагами церкви и монархии. Доносы тайных агентов этого общества причиняли много зла, так что современники прозвали его «заговором святош». Но иезуиты в этот период безраздельно господствовали в религиозной жизни Франции, из их числа назначались духовники королевской семьи, и королева-мать, Анна Австрийская, лично покровительствовала обществу. Поэтому, хотя королю и понравилась пьеса, пойти против церковников, убеждавших его, что пьеса нападает не на ханжество, а на религиозность вообще, Людовик до поры о времени не мог. Таким образом, в XVII веке лицемерие было не просто человеческим пороком, но своеобразным знамением эпохи, когда ложь, жажда наживы прикрывались христианскими добродетелями.

Обратим внимание на название пьесы. Кто такой Тартюф?

Ученик: Главный герой комедии.

Учитель: Его имя придумано Мольером от старофранцузского слова truffer (обманывать, плутовать). Так что имя можно назвать говорящим. Вы прочитали произведение, как вы думаете, к какому литературному направлению оно относится?

Ученик: Классицизм.

Учитель: Какие черты характерны для классицизма?

Ученик: Соблюдение трёх единств, статичность образов героев, одна яркая черта в характере героя, деление героев на положительных и отрицательных, разумное начало.

Учитель: Найдите эти черты в пьесе.

Прочитайте список действующих лиц. Кто является главным героем? Докажите.

Ученик: Тартюф. Все события вращаются вокруг него, остальные герои так или иначе взаимодействуют с ним, высказывают своё отношение к нему.

Учитель: Когда впервые появляется Тартюф на сцене?

Ученик: Во втором явлении третьего действия. На протяжении первых двух действий Тартюф не появляется. Однако характеристика его вполне дана в речах действующих лиц, т.е. он разоблачён прежде, чем вышел на сцену.

2. Просмотр отрывка из кинофильма.

Учитель: Давайте посмотрим отрывок из кинофильма, который напомнит нам содержание первого явления первого действия, уже в котором герои высказывают свои мысли о Тартюфе. При просмотре обратите внимание, как называют героя госпожа Пернель, Эльмира, Дамис, Мариана, Клеант, Дорина.

3. Работа с пьесой.

Итак, как ведут себя здесь герои? Давайте попробуем нарисовать образ Тартюфа их словами. Все ли персонажи одинаково к нему относятся?

Ученик: Нет, одни против него, другие заступаются. В основном «за» - «отцы», а «против» - «дети».

Учитель: Посмотрите на экран:

1-й лагерь («за»)

Оргон,

госпожа Пернель

«праведник»

«радетель»

«бедняга»

«благочестивец»

2-й лагерь («против»)

Эльмира, Дамис, Мариана, Клеант, Дорина

«ханжа»

«святоша»

«проходимец»

«пройдоха»

Учитель: Кто такой ханжа и святоша?

Ученик:  Лицемер, прикрывающийся показной добродетелью, набожностью.

Учитель: В чём заключается лицемерие Тартюфа? Приведите примеры.

Ученик: Делает одно,  говорит другое. Например, эпизод  с Эльмирой (рассказать).

Учитель: Есть ли у героя ещё какие-то черты?

Ученик: Есть, но они подчёркивают главную черту характера Тартюфа – лицемерие.

Учитель: Каким мы видим героя в финале комедии?

Ученик:  Он показывает истинное лицо.

Учитель: Кто такой резонёр?

Ученик: Это персонаж, не принимающий активного участия в действии, являющийся свидетелем, дающим моральные оценки всему происходящему.

Учитель: Кто является резонёром в пьесе?

Ученик: Клеант.

Учитель: Какова его роль в пьесе? Давайте зачитаем действие 5 явления 1.

Ученик: Он выражает взгляды автора.

Учитель: Прокомментируйте финал комедии. Естественен ли он? Как называется такой финал?

Ученик: Нет, он не естественен. «Бог из машины» - это выражение, означающее неожиданную, нарочитую развязку той или иной ситуации с привлечением внешнего, ранее не действовавшего в ней фактора. В античном театре это выражение означало бога, появляющегося в развязке спектакля при помощи специальных механизмов и решающего проблемы героев.

Учитель: В каждой пьесе Мольер делал комплимент королю. В чём он здесь выражается?

Ученик: Именно мудрость короля помогает разрешить конфликт пьесы и спасает семью Оргона.

4. Выводы. Выставление оценок. Д/з: прочитать «Героя нашего времени» М.Ю.Лермонтова.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16747. Разработка биотехнологии переработки коллективного сульфидного медно-молибденового концентрата 104 KB
  Разработка биотехнологии переработки коллективного сульфидного медномолибденового концентрата УДК 622 c Сагдиева М.Г. Борминский С.И. Мавжудова А.М. Айропетова Ж.С. Халматов М.М. 2009 г. Сагдиева М.Г. ведущий научный сотрудни
16748. РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ АММИАЧНО-ЦИАНИДНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТНЫХ РАСТВОРОВ ПЕРЕРАБОТКИ МЕДИСТЫХ ЗОЛОТОСОДЕРЖАЩИХ РУД С ВЫВЕДЕНИЕМ АММИАКА В ВИДЕ ВОДОНЕРАСТВОРИМОГО СОЕДИНЕНИЯ 25 KB
  РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ АММИАЧНОЦИАНИДНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТНЫХ РАСТВОРОВ ПЕРЕРАБОТКИ МЕДИСТЫХ ЗОЛОТОСОДЕРЖАЩИХ РУД С ВЫВЕДЕНИЕМ АММИАКА В ВИДЕ ВОДОНЕРАСТВОРИМОГО СОЕДИНЕНИЯ Войлошников Г.И. ОАО Иргиредмет Петров В.Ф. ОАО
16749. РАЗРАБОТКА СХЕМЫ БАКТЕРИАЛЬНОГО ВЫЩЕЛАЧИВАНИЯ ПИРРОТИН-АРСЕНОПИРИТНОГО ФЛОТОКОНЦЕНТРАТА В КАСКАДЕ БИОРЕАКТОРОВ 39.5 KB
  РАЗРАБОТКА СХЕМЫ БАКТЕРИАЛЬНОГО ВЫЩЕЛАЧИВАНИЯ ПИРРОТИНАРСЕНОПИРИТНОГО ФЛОТОКОНЦЕНТРАТА В КАСКАДЕ БИОРЕАКТОРОВ Крылова Л.Н. МИСиС Вигандт К.А. МИСиС Адамов Э.В. МИСиС Бактериальное выщелачивание упорного арсенопиритпирротинового золотосодержащего концентр
16750. Результаты исследовательских работ по бактериальному окислению золотосодержащего флотоконцентрата перколяционным способом 57.5 KB
  Результаты исследовательских работ по бактериальному окислению золотосодержащего флотоконцентрата перколяционным способом Шамин В.Ю. директор Северного рудоуправления НГМК; Морозов М.П. зам. главного инженера по ГМП Северного рудоуправления НГМК; Митраков О.Е. инже...
16751. Роль агломерации в процессе кучного выщелачивания золота 71.5 KB
  Роль агломерации в процессе кучного выщелачивания золота Д. Е. Толстов Г. 2000 г. УДК 669.213:66.094.6 Технология кучного выщелачивания это одно из наиболее перспективных направлений в производстве золота в настоящее время. Внедрение этой технологии позволило вовлечь в произ
16752. Специальные и комбинированные методы обогащения 68 KB
  Специальные и комбинированные методы обогащения. В МИСиСе Павлов А.В. Корчагин К.А. Дубачев А.В. 2003 разработаны основы комплексной технологии пирометаллургического обогащения титанокремнистых концентратов Ярегского месторождения. Предложен принципиально новый п
16753. Скважинная гидротехнология — экологически чистая технология освоения земных недр 65.5 KB
  Скважинная гидротехнология экологически чистая технология освоения земных недр В странах СНГ после распада СССР произошло резкое сокращение объемов производства минерального сырья причем не столько вследствие экономических обстоятельств сколько в силу политиче
16754. Кучное выщелачивание золота, зарубежный опыт и перспективы развития 1.98 MB
  Справочник Кучное выщелачивание золота зарубежный опыт и перспективы развития. Рецензент вицепрезидент Международной академии минеральных ресурсов А.И. Кривцов. Справочник составлялся под патронажем Межправительственного совета стран СНГ по разведке...
16755. Флотационная переработка золотосодержащих руд 43 KB
  Флотационная переработка золотосодержащих руд Абдурахмонов С.А. зав. кафедрой Металлургия АГМФ НГГИ докт техн наук профессор; Муталов А.М. доцент кафедры Горное дело и горная электромеханика АГМФ НГГИ канд. техн наук; Муталова М.А. доцент кафедры...