53655

Деление чисел с разными знаками

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Организационный момент Учитель: Здравствуйте садитесь. Проверка домашнего задания учитель включает проектор со слайдом домашней работы на котором также отражены критерии оценки работы Учитель: Поменяйтесь тетрадями. ученики сверяют ответы Учитель: Критерий оценки: все решено верно – ставьте ПЯТЬ один минус – ЧЕТЫРЕ дватри минуса – ТРИ во всех остальных случаях – ДВА. Устная работа Таблица с правилом знаков на магнитной доске Учитель: повторим правило знаков для умножения внимание на магнитную доску.

Русский

2014-03-01

2.66 MB

2 чел.

Конспект урока математики

Тема: «Деление чисел с разными знаками».

Класс: 6

Учебник: Муравин и  Муравина

Дата: 15. 02. 2010

Номер урока: 3

Курган 2010

Цели урока:

1. Образовательная: научить делить числа с разными знаками.

2. Развивающая: развивать мышление и навыки индивидуальной работы.

3. Воспитательная: формировать культуру математического    письма.

Оборудование:

1. Презентация

2. Настенная таблица «Правила знаков»

3. Карточки для устной работы

4. Карточки для самостоятельной работы

План урока:

I. Организационный момент (1мин)

II. Проверка домашнего задания (2 мин)

III. Устная работа (3 мин)

IV. Самостоятельная работа (5 мин)

V. Изучение нового материала (15 мин)

VI. Закрепление изученного (12 мин)

VII. Дача домашнего задания (1 мин)

VIII. Итог урока (1 мин)

Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, садитесь. Откройте тетради, запишите число: 15 февраля, тему урока: «Деление чисел с разными знаками», Классная работа.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с действиями над числами с разными знаками. Вы узнаете, что делить можно не только положительные, но и отрицательные числа.

II. Проверка домашнего задания

(учитель включает проектор со слайдом домашней работы, на котором также отражены критерии оценки работы)

Учитель: Поменяйтесь тетрадями. Внимание на слайд. Домой были заданы номера: 515 (а, б, в, г), 517 (в, г). Проверьте правильность выполнения заданий, сверьте ответы.  Красным карандашом ставим «+» около ответа, если задание решено верно и «-», если допущена ошибка.

(ученики сверяют ответы)

Учитель: Критерий оценки: все решено верно – ставьте ПЯТЬ, один минус – ЧЕТЫРЕ, два-три минуса – ТРИ, во всех остальных случаях – ДВА. Рядом с оценкой фамилия проверявшего. Верните тетради соседу.

III. Устная работа

(Таблица с правилом знаков на магнитной доске)

Учитель: повторим правило знаков для умножения, внимание на магнитную доску.

Одинаковые знаки

+  на  +

+

-  на  -

+

Разные знаки

+  на  -

-

-  на  +

-

Учитель: считаем устно.

(учитель поднимает карточки с заданиями)

0 × 274

Петя: 0 × 274 = 0

Учитель: Почему?

Петя: При умножении нуля на любое число получается нуль.

75 × (-1)

Маша: 75 × (-1) = -75

Учитель: Объясни выбор знака.

Маша: Правило знаков для умножения: «Плюс на минус - получается минус».

-12 × 4

Вася: -12 × 4 = -48

Учитель: Почему получился знак минус?

Вася: Правило знаков для умножения: «Минус на плюс - получается минус».

-36 × 2

Валера: -36 × 2 = -72

Учитель: Сколько получилось у Саши?

Саша: -72

Учитель: Почему получился знак минус?

Саша: Правило знаков для умножения: «Минус на плюс - получается минус».

11 × (-10)

Алёша: 11 × (-10) =  -110

0,9 × (-3)

Нина: 0,9 × (-3) = -2,7

-3 × (-21)

Оля: -3 × (-21) = 63

Учитель: Почему плюс 63?

Оля: Правило знаков для умножения: «Минус на минус - получается плюс».

-2,1 × (-5)

Антон: -2,1 × (-5) = 10,5

×  5

Гена: ×  5 = 1

×  (-3)

Лида: ×  (-3) = 1

Ира: Знаменатель равен нолю. На ноль делить нельзя.

Учитель: Молодцы! Хорошо поработали устно, теперь работаем самостоятельно по карточкам.

IV. Самостоятельная работа

(до начала урока учитель раздает карточки с заданиями для самостоятельной работы и листочки для ответов)

Учитель: у вас на столе листочки. В левом углу сверьху запишите  фамилию, посередине номер варианта, решаете в любом порядке, задания переписать, каждый получит оценку. Не забудьте про правило знаков.

Вариант 1

1)  - 5 × 6;

2)  - 1 × (-7);

3)  - 11 × 0;

4)  0,2 × (-8);

5)  12 × (-0,2);

6)  - 2,5 × 0,4;

7)  1,2 × (-14);

8)  -9,8 × (-10)

9) -1 × (-12) × (-0,5)

Вариант 2

1)  4 × (-7);

2)  - 1 × 6;

3)  0 × (-13);

4)  0,3 × (-6);

5)  11 × (-0,1);

6)  - 2,4 × 0,2;

7)  1,2 × (-14);

8)  -9,8 × (-10)

9) -1 × (-14) × (-0,2)

Решение 1 вариант

1)  - 5 × 6=-30

2)  - 1 × (-7)=7

3)  - 11 × 0=0

4)  0,2 × (-8)=-1,6

5)  12 × (-0,2)=-2,4

6)  - 2,5 × 0,4=-1

7)  1,2 × (-14)=-16,8

8)  -9,8 × (-10)=98

9) -1×(-12)×(-0,5)= 12×(-0,5)=-6

Решение 2 вариант

1)  4 × (-7)=-28

2)  - 1 × 6=-6

3)  0 × (-13)=0

4)  0,3 × (-6)=1,8

5)  11 × (-0,1)=-1,1

6)  - 2,4 × 0,2=-0,48

7)  1,2 × (-14)=-16,8

8)  -9,8 × (-10)=98

9) -1 × (-14) × (-0,2)=14×(-0,2)=-2,8

ОТВЕТЫ 1 вариант

ОТВЕТЫ 2 вариант

1)  -30

2)  7

3)  0

4)  -1,6

5)  -2,4

6)  -1

7)  -16,8

8)  98

9) -6

1)  -28

2)  - 6

3)  0

4)  -1,8

5)  -1,1

6)  - 0,48

7)  -16,8

8)  98

9) -2,8

Учитель: Завершаем работу – карточки и листочки сдаём. На счет ТРИ работы не принимаются. РАЗ-ДВА-ТРИ – все работы сданы.

V. Изучение нового материала

Учитель: Переходим к изучению нового материала. Вы уже умеете умножать положительные и отрицательные числа, на сегодняшнем уроке вы узнаете, как разделить числа с разными знаками.

a : b

Я записываю на доске, вы в  тетради.

Теперь это же выражение в виде дроби

 

Как

=

Выполним проверку:

=  =

Учитель: деление мы заменили умножением. Запишите и выделите цветом

=

Справа запишите правило кратко:

«Чтобы разделить – нужно умножить»

Учитель: рассмотрим дробь . Запишем эту дробь в виде произведения.

=

Учитель: запишите по два своих примера замены деления умножением.

(пауза)

Учитель: читаем свои примеры, пожалуйста, Антон.

Антон:  =

Учитель: верно – запишите пример Антона, читай второй пример.

Антон: -  = ;   

Учитель: верно - запишите, свои примеры зачитает Света.

Света: -11 : 5 =

Учитель: верно, второй пример.

Света:  =

Учитель: Молодцы.

 

Учитель: запишите в тетради 5 : (-7). Как записать это выражение с помощью умножения?

Аня: 5 : (-7) =

Учитель: верно. Записываем  

5 : (-7) = = -  = -

Заметим что при делении плюс на минус дает минус.

+  на  -

-

Записываем -3 : 8 = = - .

При делении минус на плюс получается минус.

-  на  +

-

Следующий пример:

-4 : (-5) = =   =  

При делении минус на минус получается плюс.

-  на -

+

(учитель вывешивает на доску таблицу правило знаков для деления)

Учитель: внимательно посмотрите на таблицу и найдите отличия от таблицы правила знаков для умножения.

Катя: отличий нет, таблицы одинаковые.

Учитель: верно. Правило знаков для деления точно такое же как и для умножения

Одинаковые знаки

+  на  +

+

-  на  -

+

Разные знаки

+  на  -

-

-  на  +

-

Учитель: перепишите себе в тетрадь таблицу правило знаков для деления, выделите цветом знаки, запомните.

Учитель: числа   и   обратные. Найдём их произведение.

  =  = 1  

-    (-8) =  = 1

  - эти числа в произведении дают единицу.

Рассмотрим числа     а и

Выделите цветом:

Числа   - взаимнообратные

Числа, дающие в произведении единицу называются взаимнообратными.

Учитель: приведем пример взаимообратных чисел.   и  2 – взаимнообратные? Проверим:   


Запишем еще один пример

Учитель: будут ли взаимнообратными числа   и  3 ?

Катя:   и  3 не являются взаимнообратными, так как их произведение равняется -1.

Учитель: придумайте и запишите 3 примера взаимнообратных чисел и запишите в тетрадь.

(пауза)

Учитель: зачитываем свои примеры по цепочке, начиная с последней парты третьего ряда. Вася, пожалуйста.

Вася:    и  4.

Учитель: почему?

Вася: произведение равно единице.

Аня:   и  -7.

Паша:   и  -3.

Антон:    и  3.

Учитель: Молодцы. Достаточно. Взаимнообратные числа - числа дающие в произведении единицу.

VI. Закрепление изученного

Учитель: устно по цепочке решаем и комментируем №520 – нужно заменить деление умножением и объяснить знак, начинаем с первой парты первого ряда, пожалуйста, Вова, под буквой «а».

Вова: 6 : 3 = 6   = 2 плюс на плюс дает плюс

Катя: 63 : (-3) = 63 -63   = - 21 плюс на минус дает минус.

Учитель: следующие примеры под буквами «г» и «д» с обратной стороны доски решают Петя и Маша, остальные в тетрадях.

(пауза)

Учитель: внимание на доску. Проверяем.

Петя: -23 : ( -) = -23  = 232 = 46

Учитель: объясни выбор знака.

Петя: по правилу: минус на минус дает плюс.

Маша: - :  = -  = - = -1,5

Учитель: почему знак минус?

Маша: минус на плюс дает минус.

Учитель: Решаем №521. Решать с объяснением у доски пойдет, Антон. Пожалуйста, Антон под буквой «а». Все остальные в тетради.

Антон:  - :   = -     = -   =  - = -2

Учитель: у меня получился другой знак, а у вас?

Катя: знак верный, так как по правилу: минус на плюс дает минус.

Учитель: молодцы, садитесь. Следующий пример решает с обратной стороны доски Лена. Работаем самостоятельно.

(пауза)

Учитель: Лена, объясни как решала.

Лена: - :   =  -   =   =   =

Учитель: спасибо, Лена, садись.  Под буквами «в» и «г» решаете самостоятельно,  кто-то один по окончании решения прокомментирует.

(пауза)

Учитель: Костя, пожалуйста, тебе слово.

Костя: - :   = -  : 0. На ноль делить нельзя.

-1 : ( -  ) = -1   )= 1 = 3

Учитель: Костя, почему именно плюс ?

Костя: минус на минус дает плюс.

VII. Дача домашнего задания

Учитель: домашнее задание на боковой доске №521 (д, е),              522 (д, е). Не забывайте про правило знаков. Выучить определения.

 VIII. Итог урока

Учитель: сегодня мы научились делить числа с разными знаками, повторили правило знаков для умножения, проверили его справедливость для деления и познакомились со взаимнообратными числами. Катя, какие числа называются взаимнообратными?

Катя: Взаимнообратными называется пара чисел, дающая в произведении единицу.

Учитель: спасибо, Катя. За работу на уроке получают оценки:

Антон – пять, Катя – пять, Света – пять.

Кроме этих оценок все получат оценки за самостоятельную работу, результаты вы узнаете на следующем занятии.


Приложение 1.

Слайд с домашней работой и критерием оценки

№515

а) 2 (0,2+1) = 2 ⋅ 1,2 = 2,4

б) 0,8 ⋅ (27 – 29) = 0,8 ⋅ (-2) = -1,6

в) (99,9 – 100,9) ⋅ (-1,7 – 0,3) = -1 ⋅ (-2)= 2

г) (2009-2000) ⋅ (-0,8) ⋅ (2,4 – 5,8)= 9 ⋅ (-0,8) ⋅ (-3,4)=24,48

№517

в)

г)

Критерий оценки:

все решено верно – ставьте ПЯТЬ,

один минус – ЧЕТЫРЕ,

два-три минуса – ТРИ,

во всех остальных случаях – ДВА.

Приложение 2.

Домашняя работа.

№521

д)  - :   = -     = -   =  - = -15

е) - : (-   = -     =     =      = 84

№522

д)   : (  = : (- = -   =  -  = - = -20

е) - : (-    = - : (-    = - : 0 – на ноль делить нельзя!  

Приложение 3.

Оформление доски.

Одинаковые знаки

+  на  +

+

-  на -

+

Разные знаки

+  на  -

-

-  на  +

-

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81723. Женские образы и средства их воплощения в романе М. Шолохова «Тихий Дон» 33.27 KB
  Мелеховский двор – на самом краю хутора любовь героя удивительна небывала необычна для хутора – будто видели они как прокофий вечерами когда вянут зори на руках носил жену до Татарского ажник кургана. Роман Тихий Дон это роман о мире человеческих страстей в центре которого любовь Аксиньи и Григория. Героям предстоит пройти через ужасы войны через разлуку и многие тяжкие грехи взять на себя но свою любовь они пронесут через всю жизнь потому что без их любви жизнь теряет смысл. Эта любовь трагична не только для Григория и...
81724. Тема русского бунта в произведениях отечественной литературе 32.18 KB
  Дубровский Глава 6 Пожар в Кистеневке эпизод Эпизод – начало стихийного крестьянского бунта возникшего от страстного желания крепостных Дубровских отомстить за барина и нежелания служить новому хозяину – Кирилле Троекурову которому по решению суда переходило имение Дубровских. Глава 7 появились разбойники и распространили ужас по всем окрестностям Грабительства одно другого замечательнее следовали одно за другим. Рассказывали о нем чудеса; имя Дубровского было во всех устах все были уверены что он а никто другой...
81725. Природа и любовь в поэзии А. А. Фета 38.59 KB
  Ктото учит маленьких несмышленышей делающих первый в жизни шаг твердо стоять на ногах с трудом произносить первые слова. Нас восхищают слова поэта выражающие его огромную любовь к своей родине к ее необъятным просторам к ее тихим уголкам: Какое дикое ущелье Ко мне навстречу ключ бежит Он в дол спешит на новоселье. Травы цветы деревья болотца ручейки перелески зори грозы облака во всем открывает чародей слова живую душу всем поверяет свои заветные думы. Итак мир природы для Тютчева был тем неисчерпаемым источником...
81726. Путь исканий Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Смысл финала шолоховской эпопеи 32.97 KB
  Герои Шолохова – люди простые но незаурядные а Григорий не только храбр до отчаяния честен и совестлив. Влияние Чубатого Предчувствие беды ранение Григорий и его дети желание конца войны На стороне большевиков. 6 Разговор с Петром Злоба к большевикам Ссора с отцом изза награбленного Самовольный отъезд домой Красные у Мелеховых Пьянство мысли о смерти Григорий убивает матросов Разговор с дедом Гришакой и с Натальей Встреча с Аксиньей Книга четвертая ч. 7 Григорий в семье.
81727. Образ «маленького человека» и его воплощение в произведениях отечественной классики 19 века 31.14 KB
  Тема маленького человека впервые была затронута в творчестве А. обратился к теме бесправного безмерно униженного и забитого маленького человека живущего своей внутренней жизнью в условиях грубо попирающих достоинство человека. И чтобы их раздобыть он идет на преступление под влиянием выдуманной теории о необыкновенных личностях Созданные писателем образы маленьких людей проникнуты духом протеста против социальной несправедливости против унижения человека и верой в его высокое призвание.
81728. Герои и тематика лирики Н. А. Некрасова 33.13 KB
  Особенно трудным для Н оказался конец 60 гг нравственный компромисс на который он пошел во имя спасения журнала вызвал упреки со всех сторон реакционная публика уличала поэта в корыстолюбии а духовные единомышленники в отступничестве Тяжелые переживания Н отразились в цикле так называемых покаянных стихов Ликует враг 1866 Умру я скоро 1867. Зачем меня на части рвете 1867 Однако эти стихи не вписываются в однозначное определение покаянных в них звучит мужественный голос поэта исполненный сложной внутренней борьбы не...
81729. Тема борьбы добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» 31.92 KB
  В романе слово черт употребляется около 60 раз. В романе подробно и образно описано окружение сатаны присутствует дьявольская атрибутика оборотни его свита ведьмы боров как верховое животное ведьмы разлагающиеся трупы гробы черная месса в которой искажается перевертывается Божественная литургия Он лишает людей голов разума. В романе нет героев способных подняться на духовную борьбу против него.
81730. Образ скучающего героя в произведениях отечественной классики 19 века 32.94 KB
  Лермонтов Герой нашего времени В романе Л. но и многих молодых людей того времени: жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу и рассудку Герой романа не всегда был циником скептиком духовно черствым человеком. Причину превращения Печорина в нравственного калеку автор видит в социальных условиях в которых воспитывался герой. И вот на страницах своего дневника герой приходит к страшному выводу: во мне душа испорчена светом Судьбу талантливого человека не нашедшего себе достойного применения в обществе его...
81731. Идейное содержание поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Язык и стиль поэмы 33.13 KB
  Некрасова Кому на Руси жить хорошо. Достойным финалом эпического творчества Н явилась эпопея Кому на Руси жить хорошо; 1865 1877 Композиция этого произведения строится по законам классического эпоса оно состоит из отдельных относительно автономных частей и глав Пролог Часть первая. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиковправдоискателей странствуют по просторам Руси пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос Кому на Руси жить хорошо В Прологе намечена и первоначальная схема путешествия встречи с попом помещиком.