53655

Деление чисел с разными знаками

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Организационный момент Учитель: Здравствуйте садитесь. Проверка домашнего задания учитель включает проектор со слайдом домашней работы на котором также отражены критерии оценки работы Учитель: Поменяйтесь тетрадями. ученики сверяют ответы Учитель: Критерий оценки: все решено верно ставьте ПЯТЬ один минус ЧЕТЫРЕ дватри минуса ТРИ во всех остальных случаях ДВА. Устная работа Таблица с правилом знаков на магнитной доске Учитель: повторим правило знаков для умножения внимание на магнитную доску.

Русский

2014-03-01

2.66 MB

3 чел.

Конспект урока математики

Тема: «Деление чисел с разными знаками».

Класс: 6

Учебник: Муравин и  Муравина

Дата: 15. 02. 2010

Номер урока: 3

Курган 2010

Цели урока:

1. Образовательная: научить делить числа с разными знаками.

2. Развивающая: развивать мышление и навыки индивидуальной работы.

3. Воспитательная: формировать культуру математического    письма.

Оборудование:

1. Презентация

2. Настенная таблица «Правила знаков»

3. Карточки для устной работы

4. Карточки для самостоятельной работы

План урока:

I. Организационный момент (1мин)

II. Проверка домашнего задания (2 мин)

III. Устная работа (3 мин)

IV. Самостоятельная работа (5 мин)

V. Изучение нового материала (15 мин)

VI. Закрепление изученного (12 мин)

VII. Дача домашнего задания (1 мин)

VIII. Итог урока (1 мин)

Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, садитесь. Откройте тетради, запишите число: 15 февраля, тему урока: «Деление чисел с разными знаками», Классная работа.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с действиями над числами с разными знаками. Вы узнаете, что делить можно не только положительные, но и отрицательные числа.

II. Проверка домашнего задания

(учитель включает проектор со слайдом домашней работы, на котором также отражены критерии оценки работы)

Учитель: Поменяйтесь тетрадями. Внимание на слайд. Домой были заданы номера: 515 (а, б, в, г), 517 (в, г). Проверьте правильность выполнения заданий, сверьте ответы.  Красным карандашом ставим «+» около ответа, если задание решено верно и «-», если допущена ошибка.

(ученики сверяют ответы)

Учитель: Критерий оценки: все решено верно – ставьте ПЯТЬ, один минус – ЧЕТЫРЕ, два-три минуса – ТРИ, во всех остальных случаях – ДВА. Рядом с оценкой фамилия проверявшего. Верните тетради соседу.

III. Устная работа

(Таблица с правилом знаков на магнитной доске)

Учитель: повторим правило знаков для умножения, внимание на магнитную доску.

Одинаковые знаки

+  на  +

+

-  на  -

+

Разные знаки

+  на  -

-

-  на  +

-

Учитель: считаем устно.

(учитель поднимает карточки с заданиями)

0 × 274

Петя: 0 × 274 = 0

Учитель: Почему?

Петя: При умножении нуля на любое число получается нуль.

75 × (-1)

Маша: 75 × (-1) = -75

Учитель: Объясни выбор знака.

Маша: Правило знаков для умножения: «Плюс на минус - получается минус».

-12 × 4

Вася: -12 × 4 = -48

Учитель: Почему получился знак минус?

Вася: Правило знаков для умножения: «Минус на плюс - получается минус».

-36 × 2

Валера: -36 × 2 = -72

Учитель: Сколько получилось у Саши?

Саша: -72

Учитель: Почему получился знак минус?

Саша: Правило знаков для умножения: «Минус на плюс - получается минус».

11 × (-10)

Алёша: 11 × (-10) =  -110

0,9 × (-3)

Нина: 0,9 × (-3) = -2,7

-3 × (-21)

Оля: -3 × (-21) = 63

Учитель: Почему плюс 63?

Оля: Правило знаков для умножения: «Минус на минус - получается плюс».

-2,1 × (-5)

Антон: -2,1 × (-5) = 10,5

×  5

Гена: ×  5 = 1

×  (-3)

Лида: ×  (-3) = 1

Ира: Знаменатель равен нолю. На ноль делить нельзя.

Учитель: Молодцы! Хорошо поработали устно, теперь работаем самостоятельно по карточкам.

IV. Самостоятельная работа

(до начала урока учитель раздает карточки с заданиями для самостоятельной работы и листочки для ответов)

Учитель: у вас на столе листочки. В левом углу сверьху запишите  фамилию, посередине номер варианта, решаете в любом порядке, задания переписать, каждый получит оценку. Не забудьте про правило знаков.

Вариант 1

1)  - 5 × 6;

2)  - 1 × (-7);

3)  - 11 × 0;

4)  0,2 × (-8);

5)  12 × (-0,2);

6)  - 2,5 × 0,4;

7)  1,2 × (-14);

8)  -9,8 × (-10)

9) -1 × (-12) × (-0,5)

Вариант 2

1)  4 × (-7);

2)  - 1 × 6;

3)  0 × (-13);

4)  0,3 × (-6);

5)  11 × (-0,1);

6)  - 2,4 × 0,2;

7)  1,2 × (-14);

8)  -9,8 × (-10)

9) -1 × (-14) × (-0,2)

Решение 1 вариант

1)  - 5 × 6=-30

2)  - 1 × (-7)=7

3)  - 11 × 0=0

4)  0,2 × (-8)=-1,6

5)  12 × (-0,2)=-2,4

6)  - 2,5 × 0,4=-1

7)  1,2 × (-14)=-16,8

8)  -9,8 × (-10)=98

9) -1×(-12)×(-0,5)= 12×(-0,5)=-6

Решение 2 вариант

1)  4 × (-7)=-28

2)  - 1 × 6=-6

3)  0 × (-13)=0

4)  0,3 × (-6)=1,8

5)  11 × (-0,1)=-1,1

6)  - 2,4 × 0,2=-0,48

7)  1,2 × (-14)=-16,8

8)  -9,8 × (-10)=98

9) -1 × (-14) × (-0,2)=14×(-0,2)=-2,8

ОТВЕТЫ 1 вариант

ОТВЕТЫ 2 вариант

1)  -30

2)  7

3)  0

4)  -1,6

5)  -2,4

6)  -1

7)  -16,8

8)  98

9) -6

1)  -28

2)  - 6

3)  0

4)  -1,8

5)  -1,1

6)  - 0,48

7)  -16,8

8)  98

9) -2,8

Учитель: Завершаем работу – карточки и листочки сдаём. На счет ТРИ работы не принимаются. РАЗ-ДВА-ТРИ – все работы сданы.

V. Изучение нового материала

Учитель: Переходим к изучению нового материала. Вы уже умеете умножать положительные и отрицательные числа, на сегодняшнем уроке вы узнаете, как разделить числа с разными знаками.

a : b

Я записываю на доске, вы в  тетради.

Теперь это же выражение в виде дроби

 

Как

=

Выполним проверку:

=  =

Учитель: деление мы заменили умножением. Запишите и выделите цветом

=

Справа запишите правило кратко:

«Чтобы разделить – нужно умножить»

Учитель: рассмотрим дробь . Запишем эту дробь в виде произведения.

=

Учитель: запишите по два своих примера замены деления умножением.

(пауза)

Учитель: читаем свои примеры, пожалуйста, Антон.

Антон:  =

Учитель: верно – запишите пример Антона, читай второй пример.

Антон: -  = ;   

Учитель: верно - запишите, свои примеры зачитает Света.

Света: -11 : 5 =

Учитель: верно, второй пример.

Света:  =

Учитель: Молодцы.

 

Учитель: запишите в тетради 5 : (-7). Как записать это выражение с помощью умножения?

Аня: 5 : (-7) =

Учитель: верно. Записываем  

5 : (-7) = = -  = -

Заметим что при делении плюс на минус дает минус.

+  на  -

-

Записываем -3 : 8 = = - .

При делении минус на плюс получается минус.

-  на  +

-

Следующий пример:

-4 : (-5) = =   =  

При делении минус на минус получается плюс.

-  на -

+

(учитель вывешивает на доску таблицу правило знаков для деления)

Учитель: внимательно посмотрите на таблицу и найдите отличия от таблицы правила знаков для умножения.

Катя: отличий нет, таблицы одинаковые.

Учитель: верно. Правило знаков для деления точно такое же как и для умножения

Одинаковые знаки

+  на  +

+

-  на  -

+

Разные знаки

+  на  -

-

-  на  +

-

Учитель: перепишите себе в тетрадь таблицу правило знаков для деления, выделите цветом знаки, запомните.

Учитель: числа   и   обратные. Найдём их произведение.

  =  = 1  

-    (-8) =  = 1

  - эти числа в произведении дают единицу.

Рассмотрим числа     а и

Выделите цветом:

Числа   - взаимнообратные

Числа, дающие в произведении единицу называются взаимнообратными.

Учитель: приведем пример взаимообратных чисел.   и  2 – взаимнообратные? Проверим:   


Запишем еще один пример

Учитель: будут ли взаимнообратными числа   и  3 ?

Катя:   и  3 не являются взаимнообратными, так как их произведение равняется -1.

Учитель: придумайте и запишите 3 примера взаимнообратных чисел и запишите в тетрадь.

(пауза)

Учитель: зачитываем свои примеры по цепочке, начиная с последней парты третьего ряда. Вася, пожалуйста.

Вася:    и  4.

Учитель: почему?

Вася: произведение равно единице.

Аня:   и  -7.

Паша:   и  -3.

Антон:    и  3.

Учитель: Молодцы. Достаточно. Взаимнообратные числа - числа дающие в произведении единицу.

VI. Закрепление изученного

Учитель: устно по цепочке решаем и комментируем №520 – нужно заменить деление умножением и объяснить знак, начинаем с первой парты первого ряда, пожалуйста, Вова, под буквой «а».

Вова: 6 : 3 = 6   = 2 плюс на плюс дает плюс

Катя: 63 : (-3) = 63 -63   = - 21 плюс на минус дает минус.

Учитель: следующие примеры под буквами «г» и «д» с обратной стороны доски решают Петя и Маша, остальные в тетрадях.

(пауза)

Учитель: внимание на доску. Проверяем.

Петя: -23 : ( -) = -23  = 232 = 46

Учитель: объясни выбор знака.

Петя: по правилу: минус на минус дает плюс.

Маша: - :  = -  = - = -1,5

Учитель: почему знак минус?

Маша: минус на плюс дает минус.

Учитель: Решаем №521. Решать с объяснением у доски пойдет, Антон. Пожалуйста, Антон под буквой «а». Все остальные в тетради.

Антон:  - :   = -     = -   =  - = -2

Учитель: у меня получился другой знак, а у вас?

Катя: знак верный, так как по правилу: минус на плюс дает минус.

Учитель: молодцы, садитесь. Следующий пример решает с обратной стороны доски Лена. Работаем самостоятельно.

(пауза)

Учитель: Лена, объясни как решала.

Лена: - :   =  -   =   =   =

Учитель: спасибо, Лена, садись.  Под буквами «в» и «г» решаете самостоятельно,  кто-то один по окончании решения прокомментирует.

(пауза)

Учитель: Костя, пожалуйста, тебе слово.

Костя: - :   = -  : 0. На ноль делить нельзя.

-1 : ( -  ) = -1   )= 1 = 3

Учитель: Костя, почему именно плюс ?

Костя: минус на минус дает плюс.

VII. Дача домашнего задания

Учитель: домашнее задание на боковой доске №521 (д, е),              522 (д, е). Не забывайте про правило знаков. Выучить определения.

 VIII. Итог урока

Учитель: сегодня мы научились делить числа с разными знаками, повторили правило знаков для умножения, проверили его справедливость для деления и познакомились со взаимнообратными числами. Катя, какие числа называются взаимнообратными?

Катя: Взаимнообратными называется пара чисел, дающая в произведении единицу.

Учитель: спасибо, Катя. За работу на уроке получают оценки:

Антон – пять, Катя – пять, Света – пять.

Кроме этих оценок все получат оценки за самостоятельную работу, результаты вы узнаете на следующем занятии.


Приложение 1.

Слайд с домашней работой и критерием оценки

№515

а) 2 (0,2+1) = 2 ⋅ 1,2 = 2,4

б) 0,8 ⋅ (27 – 29) = 0,8 ⋅ (-2) = -1,6

в) (99,9 – 100,9) ⋅ (-1,7 – 0,3) = -1 ⋅ (-2)= 2

г) (2009-2000) ⋅ (-0,8) ⋅ (2,4 – 5,8)= 9 ⋅ (-0,8) ⋅ (-3,4)=24,48

№517

в)

г)

Критерий оценки:

все решено верно – ставьте ПЯТЬ,

один минус – ЧЕТЫРЕ,

два-три минуса – ТРИ,

во всех остальных случаях – ДВА.

Приложение 2.

Домашняя работа.

№521

д)  - :   = -     = -   =  - = -15

е) - : (-   = -     =     =      = 84

№522

д)   : (  = : (- = -   =  -  = - = -20

е) - : (-    = - : (-    = - : 0 – на ноль делить нельзя!  

Приложение 3.

Оформление доски.

Одинаковые знаки

+  на  +

+

-  на -

+

Разные знаки

+  на  -

-

-  на  +

-

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41481. Входная информация формирования объема предложений по организации грузовых автомобильных перевозок 281 KB
  Оборотные средства включают в свой состав, как производственные запасы, так и денежные ресурсы, находящиеся в обращении. Стоимость оборотных средств определяем
41482. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения общей биологии 114.5 KB
  В курсе общей биологии при изучении вопросов охраны природы целесообразно разграничивать проблемы охраны сообществ и видов. Так в курсе общей биологии IX класса более полно раскрыть понятие об охране природы можно на примере рационального использования популяций и сохранения видового многообразия биосферы. При изучении темы Эволюционное учение следует так спланировать уроки чтобы выделить в самостоятельные разделы вопросы об антропогенных факторах популяционновидовых систем и природоохранительных факторах. Линнея Понятие вид...
41483. Формирование экологических идей, как направление природоохранного воспитания школьников. Идея целостности природы в биосфере и взаимосвязи всех ее компонентов 776.5 KB
  раз Земля обернула вокруг Солнца с момента возникновения общего предка бактерий растений животных человека. Начинают эстафету жизни зелёные растения затем её подхватывают животные а к финишу доносят грибы и бактерии где снова эстафета оказывается у растений. Посадка растений. Уничтожение некоторых видов растений.
41484. Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны 200 KB
  Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны. Харакретеристика видового богатства природы Беларуси и необходимость охраны. Харакретеристика видового богатства природы Беларуси и необходимость охраны. Рождественский Совокупность всех видов флоры и фауны Беларуси представляет ее биологическое разнообразие что является необходимым условием устойчивости биосферы.
41485. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения биологии 142.5 KB
  План Формы отрганизации экологического образования и воспитания в процессе изучения биологии. Система экологического образования и воспитания в области охраны окружающей среды сущность принципы цель задачи формы и методы Экологическое поле образовательного процесса. Концепция экологического воспитания в области охраны окружающей среды Литература Суравегина И. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ Внутри предметные и межпредметные связи в содержании курса биологии...
41486. Класс рыбы 187.5 KB
  Работа учителя по формированию природоохранных знаний при изучении рыб птиц млекопитающих. В курсе биологии в частности зоологии понятие об использовании биологических ресурсов раскрывается через понятие промысел промысловые птицы пушной промысел промысел морского зверя география и техника рыбного промысла и т. Используя такого рода факты при изучении классов рыб птиц и млекопитающих у школьников следует формировать понимание того что в условиях нашей формы хозяйства происходит постепенный процесс перехода от промысла...
41487. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения зоологии 122.5 KB
  Деятельность учителя по углублению ряда ключевых понятий При изучении зоологии продолжается формированию представлений и начальных понятий о целостности природы которая отражается во взаимосвязанности природных процессов_ Это прежде всего предполагает расширение роли экологического материала формирование понятий о среде обитания и ее факторах приспособленности видов к среде обитания природных сообществах биоценозах. В курсе зоологии много возможностей конкретизировать представление о природных сообществах такими по нятиями...
41488. Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии 124 KB
  Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии. План Понятие Охрана природы и его педагогические аспекты. Глобальный характер воздействия человека на природу Цели охраны природы и цели преподавания этой дисциплины.
41489. Краткая историческая справка. Работа с учениками по охране природы, как одна из форм экологического вопсипания и образования 164 KB
  Работа с учениками по охране природы как одна из форм экологического вопсипания и образования . Книга для чтения по охране природы для учащихся 910 классов средней школы. Краткая историческая справка эволюция взглядов на охрану природы и ее преподавание. Методика преподавания охраны природы тесносвязана с эволюцией взгядов на эту проблему.