53658

Прием вычитания с переходом через десяток

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Записать на доске пример 124 Как можно вычесть 4 Можно вычесть 4 по частям. Убрать два круга из нижнего ряда Сколько мы вычли из 12 Сколько осталось кругов Записать 122=10 А нам надо вычесть 4. Дополнить первую запись 12 4 2 Затем убрать с наборного полотна еще два круга и записать: 12 – 2 2 Сколько кругов осталось Как мы из...

Русский

2014-03-01

58.5 KB

44 чел.

Конспект урока по математике в 1 классе МАОУ «Лицей №1».

Методист: Дармина М.А.

Учитель: Тябина Л.Н.

Тема: «Прием вычитания с переходом через десяток».

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с общим приемом вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток; закрепления умений решать задачи и выражения изученных видов; развития навыков устного счета.

 Планируемые результаты (предметные): знать прием вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток;  уметь решать задачи и выражения изученных видов.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

 Регулятивные: уметь осуществлять самопроверку с доски или контрольного листа; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: уметь устанавливать причинно- следственные связи; представлять цепочки объектов и явлений; строить логические цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство.

Личностные: имеют познавательный интерес.

Этапы урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Ход урока

Формирование УУД

 

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний.

  1.Устный счет.

  2. Логическая разминка.

III.Самоопределение к деятельности.

IV.Работа по теме урока.

V.Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного материала.

  1.  Работа по учебнику.

   2. Работа в тетради с печатной основой.

VI. Рефлексия.

VII. Подведение итогов урока.

- Долгожданный дан звонок

 Начинается урок.

 Я желаю всем удачи

 За работу в добрый час!

 Порешаем, посчитаем

 на уроке мы сейчас.

- Здравствуйте, меня зовут Василий Николаевич, сегодня урок проведу я.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Гол - Мимо». Для этого мне нужно два ученика. Класс будет задавать вам примеры, записанные на мячах. Если вы ответите правильно, то вы поймали мяч, если ошиблись – вам забили гол. Правильность ответов тоже оцениваете, вы ребята. Если ответ верный, вы должны хлопнуть в ладоши, если нет – молчать.

- Посмотрите на рисунки, скажите на каком рисунке больше кругов.

- Поиграем в игру «Розыск».

(Вызвать для игры двоих учеников)

- Я вам дам сейчас карточки с числами, вы классу их не показываете. Не называя свое число, вы должны описать его так, чтобы остальные учащиеся поняли, о каком числе идет речь.

- Например, если увеличить это число на 3, то получится 7. Это число состоит из единицы и тройки. Какое это число ребята? Правильно, четыре. А сейчас попробуйте вы.

(ребята угадывают числа)

- Составьте из этих чисел равенство на сложение. 9+3=11

- Назовите первое слагаемое, второе, сумму.

- Как найти первое слагаемое? 11-3=9

- Запишите равенство на вычитание.

- Как найти второе слагаемое? Запишите равенство на вычитание. 11-9=3

- Какой вывод мы можем сделать? Какие примеры сегодня мы будем решать?

(Выложить на наборное полотно 12 кругов: 10 в верхний ряд и 2 – в нижний)

- Давайте попробуем из 12 вычесть 4.

(Записать на доске пример 12-4)

- Как можно вычесть 4?

- Можно вычесть 4 по частям. Сначала вычтем два, чтобы получилось десять.

(Убрать два круга из нижнего ряда)

- Сколько мы вычли из 12? Сколько осталось кругов?

(Записать 12-2=10)

- А нам надо вычесть 4. Сколько еще кругов нужно убрать? (4-это 2 и 2. Значит надо убрать еще два круга.)

(Дополнить первую запись 12 - 4

  1.  2

(Затем убрать с наборного полотна еще два круга и записать: 12 – 2 - 2)

- Сколько кругов осталось?

- Как мы из 12 вычли 4?

- Что обозначает эта запись?

                12 - 4

                  2      2

- Почему сначала надо вычесть 2? Почему потом еще вычли 2?

- Составьте из равенства 12-4=8 равенство на сложение.

- 12 – это 8 и сколько? (12 – это 8 и 4)

- Как найти первое слагаемое? (12-4=8)

- Как найти второе слагаемое? (12-8=4)

- Сделайте вывод: как можно вычесть число 4 из 12 разными способами? (Можно вычесть по частям или воспользоваться знанием состава числа 12)

- Руки на пояс поставьте сначала,

Влево и вправо качайте плечами.

Вы дотянулись мизинцем до пятки?

Если сумели всё в полном порядке.

- Рассмотрите иллюстрацию на с.80.

- Прочитайте и объясните, как вычесть 5 из 12 первым способом. (Вычитаем по частям: сначала 2, останется 10, а потом еще 3, останется 7)

- Прочитайте и объясните второй способ решения.

- Что надо знать, чтобы пользоваться этим способом решения? (Состав числа и таблицу сложения)

- Давайте устно выполним №1 с.80. Рассмотрите записи и объясните, как рассуждали при вычитание в 1 и во 2 случае.

- Прочитайте №2 с.81.

- Какими двумя способами можно вычисть 5 из 13?

( 1.Первый способ: сначала вычтем 3, чтобы получилось 10; 5 это 3 и 2, осталось вычесть 2; теперь из 10 вычтем 2, получится 8. Второй способ: 13 – это 5 и 8. Значит, из 13 вычесть 5 – получится 8.

2.Первый способ: сначала вычтем 8, чтобы получилось 10; 9 это 8 и 1, осталось вычесть 1; теперь из 10 вычтем 1, получится 9. Второй способ: 18 – это 9   и 9. Значит, из 18 вычесть 9 – получится 9.

3. Первый способ: сначала вычтем 4, чтобы получилось 10; 7 это 4 и 3, осталось вычесть 3; теперь из 10 вычтем 3, получится 7. Второй способ: 14 – это 7 и 7. Значит, из 14 вычесть 7 – получится 7.

4.Первый способ: сначала вычтем 1, чтобы получилось 10; 4 это 3 и 1, осталось вычесть 3; теперь из 10 вычтем 3, получится 7. Второй способ: 11 – это 7 и 4. Значит, из 11 вычесть 4 – получится 7.

5.Первый способ: сначала вычтем 5, чтобы получилось 10; 8 это 5 и 3, осталось вычесть 3; теперь из 10 вычтем 3, получится 7. Второй способ: 15 – это 8 и 7. Значит, из 15 вычесть 8–получится 7

6.Первый способ: сначала вычтем 7, чтобы получилось 10; 9 это 7 и 2, осталось вычесть 2; теперь из 10 вычтем 2, получится 8. Второй способ: 17 – это 9 и 8. Значит, из 17 вычесть 9 – получится 8.

7. Первый способ: сначала вычтем 5, чтобы получилось 10; 6 это 5 и 1, осталось вычесть 1; теперь из 10 вычтем 1, получится 9. Второй способ: 15 – это 6 и 9. Значит, из 15 вычесть 6 – получится 9.

8. Первый способ: сначала вычтем 6, чтобы получилось 10; 7 это 6 и 1, осталось вычесть 1; теперь из 10 вычтем 1, получится 9. Второй способ: 16 – это 7 и 9. Значит, из 16 вычесть 7 – получится 9.

- №3 с.81. Выполним этот номер устно.

Послушайте задачу: у пристани стояли 2 катера «Ракета» на подводных крыльях и 6 моторных лодок. Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием, и реши её. (На сколько моторных лодок больше чем катеров «Ракета»? 6-2=4)

- Прочитайте №4 задачу. Посмотрите на доску, какая схема подходит к задаче? (вторая)

С.-5п.

Д.-?, на 2п. меньше.

С.-5п.

Д.- на 2 п. меньше  ?

- Запишите решение задачи самостоятельно.

1) 5-2=3 (п.) - сделал Дима.

2) 5+3=8 (п.) - сделали оба мальчика.

Ответ: 8 поделок.

- Прочитайте задание №6. Выпишите номера тех фигур, из которых можно сложить такой пароход. Выполните его самостоятельно. Кто готов к ответу поднимайте руки. (1, 3, 4, 5, 6, 9, 11)

 

- Откройте ТПО. №1 с. 41 – прочитайте задание. Объясните, как выполнено вычитание 13-4.

Сначала вычтем 3, чтобы получилось 10; 4 это 3 и 1, осталось вычесть 1; теперь из 10 вычтем 1, получится 9.

Дополните рисунок, объясните, как можно выполнить вычитание 15-7, и вычислите.

№2

12-4=8

15-9=6

11-5=6

14-8=6

13-6=7

16-7=9

- Объясните, как можно объяснить вычитание. № 3.

- Какую тему мы изучали?

Кто понял новую тему?

Кто сомневается в своих силах?

Кому требуется помощь?

- Какие новые вычислительные приемы мы разбирали сегодня на уроке?

- Кому нравится первый способ вычитания – по частям?

- Кому проще вычитать по  таблице сложения?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58010. Географічні відкриття на уроках математики 141 KB
  Мета: освітня: підвищення мотивації до вивчення предметів шкільного курсу; повторення тем з математики: пропорції відсотки масштаб; розвинути в учнів уміння реалізовувати практичні звязки курсу математики і географії з майбутньою професією...
58011. Герб и его символика 49 KB
  Художественно-литературное название урока: Рисунок является источником и душой всех видов изобразительного искусства и корнем любой науки итальянский художник Микеланджело Тема урока: Герб и его символика Каждое искусство имеет как бы два...
58012. ES HERBSTET SCHON 365.5 KB
  Цілі уроку: Практична: опрацювати нову лексику по темі «Пори року», активізувати лексичний матеріал в усному і писемному мовленні, навчити учнів говорити про погоду восени, описувати осінній ліс, розвивати навички читання і аудіювання. Освітня: розширити знання учнів про природу рідного краю.
58013. Гидросфера. Обобщающий урок 80.5 KB
  Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения.
58014. Гістотехнології. Основні напрямки біотехнології 80.5 KB
  Мета: розглянути один з нових напрямів біотехнології який займається створенням біологічних замісників тканин і органів; формувати поняття тканинна інженерія розвивати інтелектуальні здібності логічне мислення; виховувати бережливе ставлення до живих організмів та власного здоров’я...
58016. ГЛОБАЛЬНІ ПРОБЛЕМИ ЛЮДСТВА 30.5 KB
  Також з являється страшна проблема озброєння і збереження миру на Землі проблема збільшення чисельності населення на планеті проблеми з виробництвом та використанням все більших і більших обсягів енергії продуктів харчування тощо.
58017. ГРАФІЧНИЙ СПОСІБ РОЗВ’ЯЗУВАННЯ РІВНЯНЬ 197 KB
  Алгоритм графічного способу розв’язування рівнянь; вигляд і властивості функцій; означення коренів рівняння; що означає розв’язати рівняння. Визначати вид функції та її графіка; будувати графіки функцій; розв’язувати рівняння графічним способом; аналізувати порівнювати робити висновки щодо розв’язків рівняння.
58018. Графіки - джерело інформації 81.5 KB
  Мета уроку: закріпити знання учнів про зміст поняття «графік залежності» та спосіб побудови графіків руху та зміни температур; продовжити роботу по формуванню вмінь будувати графіки з залежності величин за даними таблиці, робити опис деяких властивостей залежності за графіком...