53658

Прием вычитания с переходом через десяток

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Записать на доске пример 124 Как можно вычесть 4 Можно вычесть 4 по частям. Убрать два круга из нижнего ряда Сколько мы вычли из 12 Сколько осталось кругов Записать 122=10 А нам надо вычесть 4. Дополнить первую запись 12 4 2 Затем убрать с наборного полотна еще два круга и записать: 12 – 2 2 Сколько кругов осталось Как мы из...

Русский

2014-03-01

58.5 KB

44 чел.

Конспект урока по математике в 1 классе МАОУ «Лицей №1».

Методист: Дармина М.А.

Учитель: Тябина Л.Н.

Тема: «Прием вычитания с переходом через десяток».

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с общим приемом вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток; закрепления умений решать задачи и выражения изученных видов; развития навыков устного счета.

 Планируемые результаты (предметные): знать прием вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток;  уметь решать задачи и выражения изученных видов.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

 Регулятивные: уметь осуществлять самопроверку с доски или контрольного листа; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: уметь устанавливать причинно- следственные связи; представлять цепочки объектов и явлений; строить логические цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство.

Личностные: имеют познавательный интерес.

Этапы урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Ход урока

Формирование УУД

 

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний.

  1.Устный счет.

  2. Логическая разминка.

III.Самоопределение к деятельности.

IV.Работа по теме урока.

V.Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного материала.

  1.  Работа по учебнику.

   2. Работа в тетради с печатной основой.

VI. Рефлексия.

VII. Подведение итогов урока.

- Долгожданный дан звонок

 Начинается урок.

 Я желаю всем удачи

 За работу в добрый час!

 Порешаем, посчитаем

 на уроке мы сейчас.

- Здравствуйте, меня зовут Василий Николаевич, сегодня урок проведу я.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Гол - Мимо». Для этого мне нужно два ученика. Класс будет задавать вам примеры, записанные на мячах. Если вы ответите правильно, то вы поймали мяч, если ошиблись – вам забили гол. Правильность ответов тоже оцениваете, вы ребята. Если ответ верный, вы должны хлопнуть в ладоши, если нет – молчать.

- Посмотрите на рисунки, скажите на каком рисунке больше кругов.

- Поиграем в игру «Розыск».

(Вызвать для игры двоих учеников)

- Я вам дам сейчас карточки с числами, вы классу их не показываете. Не называя свое число, вы должны описать его так, чтобы остальные учащиеся поняли, о каком числе идет речь.

- Например, если увеличить это число на 3, то получится 7. Это число состоит из единицы и тройки. Какое это число ребята? Правильно, четыре. А сейчас попробуйте вы.

(ребята угадывают числа)

- Составьте из этих чисел равенство на сложение. 9+3=11

- Назовите первое слагаемое, второе, сумму.

- Как найти первое слагаемое? 11-3=9

- Запишите равенство на вычитание.

- Как найти второе слагаемое? Запишите равенство на вычитание. 11-9=3

- Какой вывод мы можем сделать? Какие примеры сегодня мы будем решать?

(Выложить на наборное полотно 12 кругов: 10 в верхний ряд и 2 – в нижний)

- Давайте попробуем из 12 вычесть 4.

(Записать на доске пример 12-4)

- Как можно вычесть 4?

- Можно вычесть 4 по частям. Сначала вычтем два, чтобы получилось десять.

(Убрать два круга из нижнего ряда)

- Сколько мы вычли из 12? Сколько осталось кругов?

(Записать 12-2=10)

- А нам надо вычесть 4. Сколько еще кругов нужно убрать? (4-это 2 и 2. Значит надо убрать еще два круга.)

(Дополнить первую запись 12 - 4

  1.  2

(Затем убрать с наборного полотна еще два круга и записать: 12 – 2 - 2)

- Сколько кругов осталось?

- Как мы из 12 вычли 4?

- Что обозначает эта запись?

                12 - 4

                  2      2

- Почему сначала надо вычесть 2? Почему потом еще вычли 2?

- Составьте из равенства 12-4=8 равенство на сложение.

- 12 – это 8 и сколько? (12 – это 8 и 4)

- Как найти первое слагаемое? (12-4=8)

- Как найти второе слагаемое? (12-8=4)

- Сделайте вывод: как можно вычесть число 4 из 12 разными способами? (Можно вычесть по частям или воспользоваться знанием состава числа 12)

- Руки на пояс поставьте сначала,

Влево и вправо качайте плечами.

Вы дотянулись мизинцем до пятки?

Если сумели всё в полном порядке.

- Рассмотрите иллюстрацию на с.80.

- Прочитайте и объясните, как вычесть 5 из 12 первым способом. (Вычитаем по частям: сначала 2, останется 10, а потом еще 3, останется 7)

- Прочитайте и объясните второй способ решения.

- Что надо знать, чтобы пользоваться этим способом решения? (Состав числа и таблицу сложения)

- Давайте устно выполним №1 с.80. Рассмотрите записи и объясните, как рассуждали при вычитание в 1 и во 2 случае.

- Прочитайте №2 с.81.

- Какими двумя способами можно вычисть 5 из 13?

( 1.Первый способ: сначала вычтем 3, чтобы получилось 10; 5 это 3 и 2, осталось вычесть 2; теперь из 10 вычтем 2, получится 8. Второй способ: 13 – это 5 и 8. Значит, из 13 вычесть 5 – получится 8.

2.Первый способ: сначала вычтем 8, чтобы получилось 10; 9 это 8 и 1, осталось вычесть 1; теперь из 10 вычтем 1, получится 9. Второй способ: 18 – это 9   и 9. Значит, из 18 вычесть 9 – получится 9.

3. Первый способ: сначала вычтем 4, чтобы получилось 10; 7 это 4 и 3, осталось вычесть 3; теперь из 10 вычтем 3, получится 7. Второй способ: 14 – это 7 и 7. Значит, из 14 вычесть 7 – получится 7.

4.Первый способ: сначала вычтем 1, чтобы получилось 10; 4 это 3 и 1, осталось вычесть 3; теперь из 10 вычтем 3, получится 7. Второй способ: 11 – это 7 и 4. Значит, из 11 вычесть 4 – получится 7.

5.Первый способ: сначала вычтем 5, чтобы получилось 10; 8 это 5 и 3, осталось вычесть 3; теперь из 10 вычтем 3, получится 7. Второй способ: 15 – это 8 и 7. Значит, из 15 вычесть 8–получится 7

6.Первый способ: сначала вычтем 7, чтобы получилось 10; 9 это 7 и 2, осталось вычесть 2; теперь из 10 вычтем 2, получится 8. Второй способ: 17 – это 9 и 8. Значит, из 17 вычесть 9 – получится 8.

7. Первый способ: сначала вычтем 5, чтобы получилось 10; 6 это 5 и 1, осталось вычесть 1; теперь из 10 вычтем 1, получится 9. Второй способ: 15 – это 6 и 9. Значит, из 15 вычесть 6 – получится 9.

8. Первый способ: сначала вычтем 6, чтобы получилось 10; 7 это 6 и 1, осталось вычесть 1; теперь из 10 вычтем 1, получится 9. Второй способ: 16 – это 7 и 9. Значит, из 16 вычесть 7 – получится 9.

- №3 с.81. Выполним этот номер устно.

Послушайте задачу: у пристани стояли 2 катера «Ракета» на подводных крыльях и 6 моторных лодок. Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием, и реши её. (На сколько моторных лодок больше чем катеров «Ракета»? 6-2=4)

- Прочитайте №4 задачу. Посмотрите на доску, какая схема подходит к задаче? (вторая)

С.-5п.

Д.-?, на 2п. меньше.

С.-5п.

Д.- на 2 п. меньше  ?

- Запишите решение задачи самостоятельно.

1) 5-2=3 (п.) - сделал Дима.

2) 5+3=8 (п.) - сделали оба мальчика.

Ответ: 8 поделок.

- Прочитайте задание №6. Выпишите номера тех фигур, из которых можно сложить такой пароход. Выполните его самостоятельно. Кто готов к ответу поднимайте руки. (1, 3, 4, 5, 6, 9, 11)

 

- Откройте ТПО. №1 с. 41 – прочитайте задание. Объясните, как выполнено вычитание 13-4.

Сначала вычтем 3, чтобы получилось 10; 4 это 3 и 1, осталось вычесть 1; теперь из 10 вычтем 1, получится 9.

Дополните рисунок, объясните, как можно выполнить вычитание 15-7, и вычислите.

№2

12-4=8

15-9=6

11-5=6

14-8=6

13-6=7

16-7=9

- Объясните, как можно объяснить вычитание. № 3.

- Какую тему мы изучали?

Кто понял новую тему?

Кто сомневается в своих силах?

Кому требуется помощь?

- Какие новые вычислительные приемы мы разбирали сегодня на уроке?

- Кому нравится первый способ вычитания – по частям?

- Кому проще вычитать по  таблице сложения?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6555. Систематика прокаріот. Характеристика основних груп мікроорганізмів 53.83 KB
  Для характеристики організмів використовують різноманітні ознаки: морфологічні, цитологічні, культуральні, фізіологічні, біохімічні, імунологічні й ін. Якщо обсяг інформації для характеристики об'єктів по суті безмежний...
6556. Фізіологія росту і живлення мікроорганізмів 33.77 KB
  Фізіологія росту і живлення мікроорганізмів Фізіологія мікроорганізмів вивчає життєдіяльність мікробних клітин, процеси їх харчування, дихання, росту, розмноження, закономірності взаємодії з навколишнім середовищем. Предметом вивчення медичної мікро...
6557. Загальна характеристика метаболізму мікробної клітини. Основні типи енергетичного обміну 20.01 KB
  Загальна характеристика метаболізму мікробної клітини. Основні типи енергетичного обміну. На відміну від еукаріотів, бактерії проявляють надзвичайно широку різноманітність типів метаболізму. Поширення метаболічних рис в межах груп бактерій традиційн...
6558. Конструктивний обмін мікроорганізмів 66.15 KB
  Конструктивний обмін мікроорганізмів Хімічний склад мікроорганізмів, у тому числі й бактерій, подібний до хімічного складу тіла рослин і тварин. Бактеріальна клітина складається із органогенів: вуглецю азоту, кисню, водню і зольних елементів. На час...
6559. Мікробний синтез. Досягнення промислової мікробіології 39.04 KB
  Мікробний синтез. Досягнення промислової мікробіології. Біотехнологія являє собою галузь знань, яка виникла й оформилася на стику мікробіології, молекулярної біології, генетичній інженерії, хімічній технології й ряду інших наук. Народження біотехнол...
6560. Взаємовідносини мікроорганізмів у природі. Антибіотики, їх природа та властивості 34.83 KB
  Взаємовідносини мікроорганізмів у природі. Антибіотики, їх природа та властивості. Хіміотерапія - специфічне антимікробне, антипаразитарне лікування за допомогою хімічних речовин. Ці речовини мають найважливішу властивість - вибірковістю д...
6561. Роль мікроорганізмів у кругообігу речовин у природі 20.28 KB
  Роль мікроорганізмів у кругообігу речовин у природі. Мікроорганізми зіграли найважливішу роль у побудові земної кори. Значною мірою в результаті їх діяльності відбувся частковий поділ хімічних елементів і сполук, що залягали в корінних породах у виг...
6562. Генетика мікроорганізмів як вчення про спадковість і мінливість 28.36 KB
  Генетика мікроорганізмів. Генетика мікроорганізмів як вчення про спадковість і мінливості має характерні риси, що відповідають їхній будові й біології. Найбільш вивчена генетика бактерій, характерними рисами яких є малі розміри й більша швидкість ро...
6563. Предмет, методы и история развития генетики. Значение генетики для практики 28.13 KB
  Предмет, методы и история развития генетики. Значение генетики для практики. Генетика, как биологическая наука. Связь генетики с другими науками. Биология - это наука о живых организмах. По мере своего развития биология накопила очень много инф...