53660

Страна музыкальных инструментов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: показать многообразие музыкальных инструментов; познакомить детей с различными видами музыкальных инструментов; освоить игру на детских музыкальных инструментах. Русский наигрыш полянка Слушание Исполнение песни детьми Слушание Слушание Слушание Игра детей на детских музыкальных инструментах закрепление материала...

Русский

2014-03-01

73 KB

2 чел.

Конспект урока музыки.

1) Тема четверти (раздела).

   «Музыка вокруг нас»

2) Тема урока. «Страна музыкальных инструментов»

  ХПИ: Музыка-исскусство, обладающие большой силой эмоционального воздействия на человека…и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей…

Д.Б. Кабалевский.

Цель урока: показать многообразие музыкальных инструментов; познакомить детей с различными видами музыкальных инструментов; освоить игру на детских музыкальных инструментах.

Задачи урока:

1) Воспитывать интерес, любовь к родной музыке; воспитать бережное отношение к музыке воспитывать чувство коллективизма, слушательскую культуру.

2) Развивать: внимание вокально-хоровые навыки, (слух, ритм, голос); музыкальную память, речь, моторику пальцев; восприятие, мышление, воображение

3) Задачи образовательные.

научить различать музыкальные инструменты, сравнивать их между собой, определять на слух то, что звучит, какой инструмент, научить игре на детских музыкальных инструментах, выразительно исполнить песню.

4) Вид урока – комбинированный.

5) Тип урока- урок углубления в тему.

6) Музыкальный ряд:

   Подборка русских народных мотивов песен, использование аудиокассет к учебнику, игра на фортепиано, дудочке, бубне, свистульке, ложках, треугольнике, трещотке.

7) Литературный ряд:

   Программа УМК Музыка, авторы: Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С; учебник для учащихся; хрестоматия музыкального материала.

8) Изобразительный ряд:

   Иллюстрации музыкальных инструментов, наглядный, раздаточный материал ( детские музыкальные инструменты )


Сценарий урока.

Виды искусства и формы общения с ним

Единая совместная деятельность учителя и учеников.

Примечания

Организационный момент.

Слушание

русских народных мотивов

(актуализация знаний)

(изучение новых знаний, формирование новых умений)

Слушание. Русский наигрыш «полянка»

Слушание

Исполнение песни детьми

Слушание

Слушание

Слушание

Игра детей на детских музыкальных инструментах

(закрепление материала, систематизациязнаний, применение, рефлексия)

Исполнение оркестра

Исполнение песни «Про сороку»

(задание на дом)

Дети входят под музыку в класс.

Здравствуйте, ребята!(учитель поет) Здравствуйте!(поют дети)

Когда мы входили в класс вы слышали музыку, а какие инструменты, которые там играли, вам были знакомы? (ответы детей).

А как звучала музыка? ( звонко, весело, красиво ). Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие…но чтобы узнать в какое, вам нужно отгадать загадки. ( ответы детей ).

Молодцы! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, в страну музыкальных инструментов.

Разминка (дети вместе с учителем)

В путешествие идем-2р

Не боимся никого-2р

У нас ружье-2р

И огромный меч-2р

Ой, кто это? Ой, что это?...

Вот мы и попали в страну музыкальных инструментов, путешествуя по ней, мы будем отгадывать загадки и знакомиться с различными музыкальными инструментами.

Загадка - музыкальные инструменты.

Ребята, а как родились музыкальные инструменты? (д….)

Рассказ учителя. (слушали птичку-подражали-делали свистульку)

Сегодня мы с вами познакомимся с интересными и необычными музыкальными инструментами

Вернемся к музыке, под которую вы входили в класс, какие инструменты вы там слышали? (ответы детей)

Слушаем другую мелодию. Покажите при помощи рук как играть на этом инструменте? Прислушайтесь, какой у него голос? (ответы детей)

Как вы думаете, что это за инструмент? Мы вдыхаем воздух -идет звук. Этот инструмент похож на дудочку. Это свирель. Посмотрите, как она выглядит. Ребята, если бы инструменты могли говорить, они бы рассказали вам свою историю!

Послушайте. Рассказ учителя. О ком идет речь? (ответы детей).

А теперь мы с вами откроем книгу на странице 24-25.

Найдите в книге этот инструмент. Все нашли? Вы видите на странице 25 цифру 1. поставьте пальчик на эту цифру, там написан стишок, прочитаем его все вместе.

Отложим книжечки, читаем все вместе не глядя ( показываем руками) закрываем книжки, и пробуем сочинить по стихотворению песню.

А какую бы песню вы хотели сочинить? Веселую или грустную? Попробуем сочинить мелодию?

Пример учителя.

А теперь давайте споем эту песню. Кто смелый? Давайте все вместе.

Камышинку дудочку, нынче срезал я. Плачет и поет она, дудочка моя.

Какой голос у этого инструмента? (ответы детей)

Вы готовы отгадывать следующую загадку. Слушаем музыкальную загадку, попробуем руками проиграть на этом инструменте. Знаете ли вы, что это за инструмент? (ответы детей)

Подсказываю, это родственник дудочки? (ответы детей). Рожок.

Ребята, а вы знаете, что такое рожок? Для чего его используют?

Рассказ учителя (родился у пастушков), еще ими пользовались охотники (ответы детей).

Следующая музыкальная загадка. Прислушайтесь и  покажите, как на нем играть.

Что это за инструмент? (ответы детей)

Этот инструмент называется гусли. Посмотрите, какой интересный инструмент. А чем он отличаютcя от других двух. (ответы детей )

А как мы получаем звук? Послушайте внимательно. (рассказ учителя о гуслях)

А теперь еще одна очень интересная загадка. Ребята закроите глаза и прислушайтесь.

Показ ребятам свистульки. Рассказ учителя (делают из глины, раскрашивают, отражает культуру и быт народа)

Следующая загадка. На этом инструменте можно играть по -  разному. Дети слушают с закрытыми глазами, как учитель играет на бубне (рассказ учителя о нем)

Итак, мы отгадали с вами все загадки. Какие инструменты мы узнали? (ответы детей)

Читаем все вместе с доски.

Ребята, а как вы думаете, мы сможем с вами сыграть оркестр? А кто в оркестре главный? (ответы детей)

Итак, проводится генеральная репетиция перед показом.

Перед вами лежат инструменты (ложки, бубен, треугольник, коробочки, свистульки, трещотки) попробуйте на них поиграть.

Замерли, мы оркестр, репетируем русский наигрыш «Во саду ли в огороде»

Учитель на фортепиано вместе с детьми

Итак на сцене оркестр под управлением ( имя ученика ставшего дирижером)

Приготовьтесь, играем. А теперь все вместе. Поклонились, похлопали.

А закончим мы наш урок исполнением песни, которую разучивали на прошлом уроке. (дети поют). Молодцы ребята! Похлопаем друг другу.

Мы с вами путешествовали в страну музыкальных инструментов. С какими инструментами мы познакомились? (ответы детей). Что нового мы про них узнали? (ответы детей).

А теперь творческое домашнее задание. Попробуем придумать и сделать свой музыкальный инструмент.

До свидания! До свидания.

Организованный выход детей под музыку из класса.

Настрой детей на работу.

На доске на листочке закрыта тема урока «Страна музыкальных инструментов»

Выполняют с движениями, играя. Говорят разным тоном (низким и высоким) настрой детей на работу

Проводятся в форме беседы

(на доске изображение свирели и надпись)

Проводится в форме беседы

Дети читают стишок,

каждый про себя, затем все вместе вслух с учителем, затем один ученик

На доске листочком закрыто изображение музыкального инструмента.

Открываю изображение рожка

Проводится в форме беседы

На доске изображение музыкального инструмента

Проводится в форме беседы.

Учитель играет на свистульке

Проводится в форме беседы

На доске изображение бубна и подпись

Проводится в форме беседы

На доске цепочка иллюстраций музыкальных инструментов и подписи под ними

Каждая группа инструментов по очереди

Сначала с каждой группой отдельно, затем все инструменты вместе

Песню исполняют с движениями, затем как бы с игрой на современном музыкальном инструменте

Беседа, рефлексия

Та же музыка что и в начале урока.


Анализ урока музыки в 1 «В» классе школа №33.

 При просмотре данного урока можно выявить следующее: урок построен логически правильно, идея и цель урока, поставленная в начале, нашла применение и целиком раскрылась в самом уроке, учитель правильно выразил саму идею урока (научить детей играть на музыкальных инструментах, познакомить с ними, рассказать их историю).

  Задачи урока определены правильно, методически точно.

  Методический репертуар и музыкальный репертуар урока подобран в соответствии с целью и темой урока, раскрывает содержание и логику данной темы урока.

  Форма общения с искусством-музыкой подобрана интересно, она разнообразная, нет типичности и скучности, она развивает творческие способности детей, активирует их внимание, способствует запоминанию материала урока. Деятельность детей разнообразна (слушание, показ, ответы на вопросы, сочинение, игра на музыкальных инструментах, исполнение песни) она развивает творческий потенциал учащихся. Идея урока раскрыта полностью, через ХПИ учитель выразил точное отношение к самому уроку музыки  и к воспитательному процессу  в целом. Вид урока комбинированный: т.е. было на уроке и повторение, и изучение нового материала, обращение к истории, закрепление и своеобразное запоминание и активация мышления).

  Методические принципы музыкального воспитания такие как, интанационность, целостность, образность, единство разного и своеобразного помогли реализовать идею в данном уроке. Интанационость использовалась как естественное составляющее человека и искусства, она выражалась через целостности образов  музыкальных инструментов (у каждого свой голос, свое изображение, свой способ игры на нем) она выражается в звуке, цвете, интонации.

  Принцип образности использовался в основе показа музыкальных инструментов, как единого образа отражения музыкальных инструментов, как составляющей музыкальной культуры, т.е. 1 инструмент-как часть целого иного отражения целого образа; принцип единства разного и своеобразного-этот  принцип использовался в уроке потому, что он являлся принципом эстетики в эпохе развития человеческой культуры и показывает детям что «разное» предполагает наличие многого, которое как проявление разного выступает как индивидуальное «своеобразие». Принцип реализуется показывая детям, что своеобразные разные музыкальные инструменты включенные со своими индивидуальным голосами в единое целое-оркестр, и всем вместе руководит дирижер, у которого задача состоит в том чтобы разное своеобразие сочеталось и превращалось в музыкальное произведение.

  Приемы работы на уроке осуществлялось через методические приемы.

  Общение на уроке проходит через связь «дети-музыка» и «учитель-дети», т.е. дети-при прослушивании произведений русского народного характера, игре на детских музыкальных инструментах приобщаются к музыке в целом. Они учатся слушать, понимать музыку, имеют способность сочинять свое музыкальное произведение на предположенные стихи, учатся исполнять песню, играть и слушать в музыке (при пении) не только себя (свое исполнение) но и других.

  Общение «учитель – дети» происходит на высоком этапе, учитель заинтересован в том, чтобы детям было интересно, не скучно на уроке. Для этого она использует интересный рассказ, проводит беседу, задает вопросы, присутствует разнообразная деятельность: показ иллюстрации, сами инструменты, игра на них, есть связь с историей и самой жизнью, дети ждут от учителя чего-то нового, необычного, интересного и учитель как бы предугадывает желания детей, организует на уроке творческий поиск ответов на вопросы, игровые ситуации, создает благоприятную атмосферу на уроке и ситуацию успеха, такую, где на высоте окажется каждый ребенок из класса, у учителя есть также и индивидуальный подход к каждому ребенку (при чтении, составлении песни, игре на детских музыкальных инструментах).

  В целом урок очень хороший, построен логически правильно и интересен для проведения и работы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34005. Понятие человека 38 KB
  Изучая поведение разных животных и человека К. Практически все инстинкты у социализированного человека поставлены под контроль общества и моральнопсихологических механизмов саморегуляции. при помощи которой сдерживаются агрессивные импульсы умиротворяется и облагораживается эмоциональноволевая сфера человека.
34006. Основные антропологические парадигмы 31.5 KB
  Проблема человека одна из центральных тем философии. В разных философских традициях и школах по разному трактуется феномен человека. Христианская антропология зиждется на ряде основополагающих постулатов: а человек есть триединство духовного душевного и телесного;б человек есть образ и подобие Божие;в онтологическая ущербность человека наступившая после грехопадения прародителей человечества Адама и Евы;г онтологический грех человека искупается жертвенной смертью Иисуса Христа каждый имеющий в своем сердце веру в Спасителя...
34007. Человек как духовное существо. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия 24 KB
  И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности Поэтому призвание задача каждого человека всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю в прогресс общества его культуры. Смысл жизни общва и челтва в целом. Буддизм: чел живет для того чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться. Христво восхождением чел к богу.
34008. Этология Конрада Лоренца 34.5 KB
  Изучая поведение разных животных и человека К.Зонди 18931986 швейцарский ученый развивая и продолжая традиции психоанализа наряду с индивидуальным и коллективным бессознательным выделил понятие родового бессознательного это влияние наследственности и рода предков на судьбу человека. Навязанная судьба которая складывается: а под влиянием генетической наследственности; б под действием генотрофизма развития психики человека под влиянием того или иного предка или родственника от которых может зависеть выбор профессии хобби...
34009. Религия как социокультурный феномен. Понятие Бога в философии и религии 40.5 KB
  Понятие Бога в философии и религии. Философия религии важный раздел философского знания поскольку религия составляет системообразующий элемент различных культур цивилизаций и обществ. Философию религии нельзя также отождествлять с религиозной философией. Философия религии это прежде всего рефлексия над религией как сложным социокультурным феноменом определение ее знания в жизни человека и общества.
34010. Предмет и задачи этики. Основные этические системы 44 KB
  Вся совокупность проблем в той или иной мере посвященных изучению этих вопросов была представлена особой философской теорией получившей название философия морали нравственности или этика. Термин этика происходит от древнегреческого слова ethos этос подразумевавший пространство совместного проживания людей или животных дом звериное логово птичье гнездо и т. Поэтому термин этика также введенный в употребление Аристотелем изначально приобрел двоякую направленность: 1 обозначение совокупности добродетелей правил и норм...
34011. Основные этические системы 46.5 KB
  Остановимся на нескольких наиболее значительных и как нам представляется не утративших свое значение и по настоящее время именно в силу своей вневременной универсальной значимости для нравственного сознания человека: гедонизме стоицизме этике долга и этике любви. Именно такая постановка личности по Эпикуру порождает три степени свободы каждая из которых есть в сущности ничто иное как освобождение человека от тяжелых экзистенциальных переживаний сопровождающих его на протяжении всей жизни: от страха перед Богами от страха перед...
34012. Искусство как социокультурное явление.Эстетические основания и закономерности развития ис 45.5 KB
  Искусство это одна из форм культуры и сфера художественного творчества. философия исследует искусство в общем плане и в контексте жизни человека и общества. Искусство отражает и изображает жизнь в художественных образах которые позволяют человеку непосредственно в чувственном виде переживать то что в них заключил художник.
34013. Философское понимание культуры. Культура и цивилизация 26 KB
  Культура и цивилизация. Культура все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития ова. Там где есть человек его деятсть отношения между людьми там имеется и культура. Культура: материальная и духовная не противопоставлять.