53661

Что такое экология?

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки делать выводы отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе при...

Русский

2014-03-02

79.5 KB

2 чел.

Автор: Сигова Г.В.

Предмет: окружающий мир  

Класс: 3 класс

Тема урока «Что такое экология»

Тема

Задача

Цели

предметные: сформировать первоначальные представления детей об экологии и её роли в жизни людей, учить  основам  экологической грамотности, обучать правильному поведению  в природе; выявлять случаи негативного отношения человека к природе; расширять знания учащихся об экологических проблемах; развивать у детей навыки по поиску самостоятельного решения проблемы, развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы; воспитывать экологическую культуру, активность, самостоятельность. Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, при индивидуальной работе.Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение работать в паре;Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные: иметь первоначальные представления детей об экологии и её роли в жизни людей, учить  основам  экологической грамотности;  расширять знания  об экологических проблемах; уметь осуществлять поиск самостоятельного решения проблемы;  видеть и чувствовать красоту родной природы.Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.                                                  Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь работать в паре (Коммуникативные УУД).Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Экология

Межпредметные связи

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

 

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в паре, индивидуальная работа


Технология проведения,

время

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты,

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Ребята, начинаем урок окружающего мира

- А теперь возьмитесь, пожалуйста, за руки, передайте друг другу заряд позитивной энергии и улыбнитесь. Я всем вам желаю хорошего настроения и  успехов!

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Слушают учителя, настраиваются на работу в классе.

Садятся на свои места.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Проверка домашнего задания

. Игра «Да - нет»(Проверяется тема «Тела и вещества»  Для проверки используются карточки «Светофор» Если учащиеся  согласны с утверждением учителя – показывают зелёную карточку, а если не согласны – красную)- Все вещества состоят из мельчайших невидимых частиц…(да)- Вещества могут быть только в жидком и газообразном состоянии…(нет)

- Железо – это твёрдое вещество… (да)

- Вода – это жидкое вещество… (да)

- Ртуть – это газообразное вещество… (нет)

- Кислород – это газообразное вещество (да)

- В газообразных веществах частицы плотно прилегают друг к другу… (нет)

- В твёрдых веществах частицы плотно прилегают друг к другу… (да)

- Самое большое расстояние между частицами в жидких веществах… (нет)

- Все вещества реагируют на изменение температуры… (да)

- С помощью опытов мы выяснили, что при охлаждении тела и вещества сжимаются… (да)

- При нагревании объём тел и веществ уменьшается… (нет)

Учитель предлагает ответить учащимся на вопросы с помощью карточек светофора с целью проверки усвоения учащихся предыдущей темы.

.

Выполняют данные упражнения.

Находят орфограммы.

Пишут буквы и соединения.

.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; Умение слушать и понимать речь других(Коммуникативные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).Уметь прогнозировать(Регулятивные УУД)

III. Основной этап

Сообщение темы и целей урока   Слайд 2

    Человечество знает достаточно много о планетах солнечной системы: о холодном Марсе, о мёртвой Луне, о кипящей Венере. И только наша планета-Земля является исключительной прекрасной среди планет Солнечной системы.     Но последнее время мы всё чаще говорим и замечаем, что наша планета серьёзно заболела, и случилось это по вине людей. И теперь болезнь природы угрожает жизни самого человека. И сегодня на уроке мы с вами выясним, какая наука занимается охраной природы, выясним, как человек должен вести себя в природе и, как помочь нашей планете стать такой же прекрасной, какой она была ранее.

    Тема сегодняшнего урока «Что такое экология?»Кто из вас знаком с этим словом?- Как вы думаете, что оно обозначает?

3. Рассказ учителя

    Экология в переводе с греческого языка означает наука о доме, то есть наука о природном доме. Экология - сложная наука, которая использует знания из многих других наук: географии, биологии, климатологии. Экология – это наука о том, как сохранить нашу планету.       Эпиграфом сегодняшнего урока я предлагаю строчку из стихотворения Роберта Рождественского: «Сохранить природу – сохранить жизнь».      Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения. Когда-то человек подчинялся власти природы, но постепенно он стал освобождаться от этой зависимости. Он становился хозяином. Многие действия людей наносят большой ущерб природе, и природа подаёт сигнал о спасении – SOS. Слайд 3 - Кто знает, что означают эти три буквы? Формирование сведений об экологической катастрофе

1) Загрязнение природы отходами   Слайд 4

Проблема отходов признаётся учёными одной из самой главных и трудных. Горы отходов изуродовали леса, луга и реки. Учёные считают, что человек обязан не вываливать груды разовой посуды и упаковочных материалов, и работают над изготовлением этих предметов на бумажной основе, которые не так вредны в природе.

2) Загрязнение воды    Слайд 5-6-7

Проблема чистой воды в настоящее время приобрела мировое значение. Чистая питьевая вода стала дефицитом.

3) Пожары Слайд 8

Много лесов погибает из-за пожаров. Большая часть пожаров происходит по вине человека.

4) Вырубка лесов Слайд 9

Вырубленный лес не восстанавливается. На его месте появляется безжизненная пустыня. Жителям леса некуда деваться, и они многие погибают. Чтобы вырастить новый лес, нужно ждать 15 – 20 лет.

5) Высыхание водоёмов Слайд 10

Из-за неправильного хозяйствования многие реки и озера стали меньше, и поэтому многие животные, населяющие водоёмы, из-за недостатка воды умирают.

6) Истребление цветов Слайд 11

Когда человек собирает букет, то выбирает самые лучшие, красивые и крупные, а семена остаются худшие. Происходит вырождение цветов. Сорванные цветы быстро вянут. Если цветы исчезнут, то природа обеднеет.

7) Загрязнение воздуха дымом и выхлопными газами

Слайд 12-13

На сегодняшний день чистый воздух -  это огромный дефицит, это проблема  больших и малых  городов, проблема помещений, в которых мы живём.

Многие болезни появляются из-за загрязненного воздуха.

Вывод:  Мы на основе фактов из нашей жизни выявили проблемы экологии. Экологические проблемы – важнейшие проблемы на Земле. Чтобы сохранить планету чистой, мы должны разумно хозяйствовать на Земле, потому что каждому из нас приятно видеть красивое дерево, купаться в прозрачной воде, дышать свежим воздухом. Чистота начинается с нас самих.

(Учитель демонстрирует фотоиллюстрации красивых уголков природы, которые заранее были расположены на доске)

( Учитель демонстрирует слайды, а учащиеся предлагают варианты ответа на вопрос «Что произошло с природой и, кто в этом виноват?» Затем учитель и учащиеся делают микро - вывод)

Выполняют задания учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; Умение слушать и понимать речь других(Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь прогнозировать(Регулятивные УУД)

VII. Физкультминутка (1 мин)

СТОЯ ВЫПРЯМИЛИ СПИНКИ

И СЛЕДИТЕ ВСЕ ЗА МНОЙ.

ПОКАЧАЛИ ГОЛОВОЙ.

РУКУ ПРАВУЮ ПОДНЯЛИ.

ЕЮ ДРУЖНО ПОМАХАЛИ.

ДВЕ РУКИ ТЕПЕРЬ СКРЕПИЛИ,

А ТЕПЕРЬ РАЗЪЕДИНИЛИ.

ПОВТОРЯЕМ 10 РАЗ

1, 2, 3…

УСКОРЯЕМ МОЙ ПОКАЗ.

МОЛОДЦЫ! НЕ ПОЛЕНИЛИСЬ.

АППЛОДИСМЕНТЫ ПОЛУЧИЛИСЬ.

Учитель проговаривает стихотворение и показывает движения.

Ученики повторяют слова и движения за учителем.

VI. Работа по теме урока:

  Работа по учебнику

1) Работа над иллюстрацией в учебнике Рассмотрите фотографию природы. - Хотелось бы вам там побывать? Почему?- В каких местах природы вы были?- Что вам больше всего запомнилось?                          2)  Самостоятельное чтение текста с.46-473)  Беседа над содержанием- Как называется наука об охране природы?           - Кто  назовёт профессию людей, которые занимаются проблемами экологии?               - Что должны научиться делать люди?          - Что облегчает жизнь людей?                        - Как человек вредит природе?                       - Что такое экологическая катастрофа?             - Чем вы можете помочь в сохранении природы?

Работа в группах.                                        На нашей планете раздаются тревожные сигналы, которые адресованы вам, будущим хозяевам Земли. Сейчас вы побудете в роли юных экологов. Каждая группа получает карточку, в которой содержится крик о помощи. Группой вы должны разработать и предложить меры, как помочь тому, кто просит у вас помощи.

1 группа – Помогите! Наша река грязная. Рыбы.                                                                2 группа – Помогите! Наш лес завален мусором. Лиса.                                                  3 группа – Помогите! В нашем городе трудно дышать. Оля и Коля из детского сада №1.                                                              4 группа – Помогите! На нашем лугу совсем нет цветов. Бабочки.                                  5 группа – Помогите! Нам негде жить и не на чем сушить грибы. Белки.                         6 группа – Помогите! Мы запутались в облаке дыма. Воробьи.

Обобщающая беседа.Слайд 14-15-16-17-18       Составление таблицы                         

Положительное влияние человека      

1. Сажать деревья     2. Строить очистительные сооружения               3. Разводить вымирающих животных                    4. Придумывать упаковочные материалы     из не вредных веществ                         5. Убирать мусор в лесу   

Отрицательное влияние человека        1. Рвать цветы          2. Выбрасывать мусор в лесу 3.Убивать животных4. Оставлять костёр в лесу                              5. Вырубать леса

Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и нуждается в нашей помощи. Изучив сегодняшний материал, я думаю, что вы задумаетесь о том, как легко разрушить всё прекрасное на планете и как трудно восстановить богатство Земли.

 Пора бы человечеству понять,                      Богатство у природы отбирая,                          Что землю нужно тоже охранять                      Она, как мы, такая же живая!

Учитель дает задание прочитать учебник.

Выполняют задания учителя читают учебник отвечают на вопросы.

Слушать и понимать речь других. Уметь работать в паре. Уметь договориться. (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания (Познавательные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД).

Уметь составлять план по тексту  (Познавательные УУД)

Уметь высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока (регулятивные УУД).

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) (2 мин)

-Что нового вы узнали? Чему научились?

-Было ли интересно на уроке?

-Все ли успели сделать, ответить, понять на уроке?

-Что было трудно?

-Продолжите предложение: Сегодня на уроке я …

- Как оцените свою деятельность на уроке? По 10 бальной шкале

-Кто поделится своими размышлениями вслух?

Учитель предлагает детям ответить на обобщающие урок вопросы. Предлагает выразить свои чувства после изучения новой темы.

Ученики отвечают на обобщающие вопросы. Выражают свои эмоции от пройденного урока.

Уметь делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока (регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания (Познавательные УУД).

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

X. Домашнее задание (1 мин)

- Домашнее задание –упражнение       .

Учитель предлагает детям записать домашнее задание.

Дети записывают домашнее задание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78496. Исследование уровня музыкально-психомоторного развития у детей подготовительной группы 40.67 KB
  Исследование уровня музыкально-психомоторного развития у детей подготовительной группы Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Оптимизации двигательной активности детей в режиме детского сада способствуют занятия музыкально-ритмическими движениями которые являются одним из самых привлекательных видов деятельности ребенка. Определенная метрическая пульсация музыкального произведения с которой связаны движения ребенка вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка а...
78497. Сенсорное развитие детей подготовительной к школе группы в продуктивных видах деятельности (рисовании) 61.93 KB
  Предмет исследования: определение уровней сформированности восприятия цвета детьми подготовительной к школе группы в рисовании. Цель объект предмет позволили определить задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую методическую литературу по проблеме сенсорного развития детей; Описать особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста; Определить уровни сформированности восприятия цвета детьми подготовительной к школе группы МДОУ № 93 г. Гипотеза исследования предполагает что целенаправленная систематическая работа по...
78498. Развитие креативности у детей младшего школьного возраста 81.32 KB
  Развитие креативности у детей младшего школьного возраста Актуальность темы исследования обусловлена современным общественным развитием стремлением психолого-педагогической науки преодолеть негативные последствия как социального так и образовательного экспериментирования. Таким образом проблема развития креативности детей младшего школьного возраста занимает большое место в современной психологии и является актуальной. Цель: исследование специфики креативности детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: процесс развития...
78499. Развитие креативности младших школьников в условиях игровой деятельности 123.53 KB
  Развитие креативности младших школьников в условиях игровой деятельности Актуальность исследования проблемы креативности детей младшего школьного возраста обусловлена необходимостью развития творческих качеств личности созданием условий для формирования основных компонентов творческого мышления. Задача развития креативности общей способности к творчеству стоит и перед первой образовательной ступенью начальной школой. Развитие креативности имеет свои особенности в каждом возрастном периоде причем различные факторы влияющие на...
78500. Арт-техники в практике индивидуальной работы психолога с подростками 1.03 MB
  Рисунок который был сделан на первой встрече называется Мое настроение рисунок. Кате сначала было сложно включиться в работу но когда она сосредоточилась то быстро изобразила рисунок на предложенную тему. Она работала старательно и помощи ей не потребовалось в течение всего занятия она ясно поняла что и как надо сделать. Рисунок полученный в результате был очень темным и скудным по своей экспрессии и имел диагностический характер.
78501. Влияние научно – исследовательской деятельности старшеклассников на развитие креативности 43.82 KB
  Влияние научно – исследовательской деятельности старшеклассников на развитие креативности Креативность является сравнительно новой психологической характеристикой появившейся в психологии в начале 50х гг. Исследования креативности за рубежом начались раньше чем в России. Активно разрабатываются и адаптируются западные диагностические методики измерения креативности на российских выборках. Исследование креативности и организации школьных научных обществ с различных точек зрения больше носит теоретико-эмпирический характер и имеет...
78502. Развитие креативности в старшем школьном возрасте 67.58 KB
  Развитие креативности в старшем школьном возрасте На современном этапе в российском обществе в социально-экономической сфере науке технике происходят глобальные изменения. Научный интерес вызывают концепции креативности Дж. Цель исследования: изучение специфики и особенностей развития креативности в старшем школьном возрасте. Предмет исследования процесс развития креативности в старшем школьном возрасте.
78503. Развитие художественного интереса учащихся старших классов на материале музееведения 382.5 KB
  Вся идеология работы с подрастающим поколением должна строиться на культуре, традициях, эстетическом воспитании и художественном развитии. Очень важно, чтобы подрастающее поколение совершенствовалось и развивалось не только в музыкальном, литературно-художественном плане