53677

Воображение

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Познакомить студентов с понятием воображение с функциями видами воображения способами создания образов воображения. План урока с хронометражем времени: Организационный момент 5 минут; Опрос по пройденной теме 15 минут; Изучение нового материала 50 минут; понятие воображение функции воображения; виды воображения; приемы создания образов воображения. А сейчас приступаем к работе запишите себе пожалуйста тему урока – Воображение.

Русский

2014-03-02

60.5 KB

7 чел.

«Психология человека»

Тема: «Воображение»

Тема урока: Воображение

Тип урока: комбинированный

Количество часов: 2*45 минут

Цель урока: Обеспечить усвоение темы «Воображение» на уровне решения практических задач.

Задачи:

а) Образовательные

- Познакомить студентов с понятием «воображение», с функциями, видами воображения, способами создания образов воображения.

б) Развивающие

- Развивать мышление студентов, посредством обобщения и систематизации материала.

в) Воспитательные:

- Воспитывать у студентов желание участвовать в диалоге с преподавателем.

- Способствовать формированию профессиональной направленности студентов.

План урока, с хронометражем времени:

-Организационный момент (5 минут);

- Опрос по пройденной теме (15 минут);

- Изучение нового материала (50 минут);

*понятие «воображение»

*функции воображения;

*виды воображения;

*приемы создания образов воображения.

- Закрепление пройденного материала (15 минут);

- Объяснение домашнего задания (5 минут).

Рекомендованная литература:

1. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов /В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред. В.В. Богословского и др. – 3 – е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с., ил.

2. Психология: Учебник для студентов сред. Пед. учеб. заведений/ И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – 2 –е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.

3. Гальперин П.Я Введение в психологию. М, 1996.

4. Леонтьев А. А. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Материал к уроку:

  1.  Тест для опроса по пройденному материалу (4 варианта)
  2.  Бланки с задачами (виды воображения) для закрепления пройденного материала (4 варианта)
  3.  Бланки с заданиями (приемы создания образов воображения) для закрепления пройденного материала.

Ход урока

  1.  Организационный момент

Приветствие студентов. Проверка присутствующих на уроке.

  1.  Опрос по пройденной теме.

«На прошлом уроке я просила вас повторить материал, который мы прошли, и предупредила вас о том, что сегодня мы будем писать проверочную работу. Поэтому сейчас, закройте свои тетради, пишем проверочную работу. Каждый получит бланк с заданиями. Вам нужно подписать его. Всего 12 заданий – 10 из них в тестовой форме, вам нужно обвести правильный ответ, а в двух последних заданиях, посмотрите, вам нужно будет написать какие функции речи, использовались и какой вид, какой вид речи представлен в отрывке. На выполнение проверочной работы вам отводится 15 – 20 минут, не больше». (Раздаю бланки с тестами)

  1.  Изучение нового материала.

«С проверочной работой вы справились, результаты узнаете на следующем уроке. А сейчас приступаем к работе, запишите себе, пожалуйста, тему урока – Воображение. (тема и план урока представлены на доске)

Воображение – это один из самых интересных, но в тоже время сложных психических процессов. Не зря мы изучаем его последним, после того, как прошли ощущения, восприятие, память, и даже мышление, потому что воображение не только тесно связано с ними, но и зависит от них.

Давайте, с вами построим цепочку познавательной деятельности человека.

И так чего мы начнем!? Первая ступень познавательной деятельности – это ощущения, в начале мы ощущаем, после чего мы воспринимаем эту информацию, память сохраняет ее, мышление обрабатывает, а вот только уже после этого, на завершающей стадии, на основе всей полученной информации включается воображение и видоизменяет эту информацию.

Давайте приведем пример. Все ели мороженное? Какое оно на вкус? Сладкое, разное по вкусу – шоколадное, сливочное, фруктовое, оно может быть с сиропом или орешками, с шоколадной крошкой. Как вы это узнали? С помощью анализаторов, в данном случае с помощью языка вы это ощутили, почувствовали и восприняли. Память сохранила эту информацию, мышление -  ее обработало, и теперь вы знаете, каким может быть мороженное. Теперь, когда вы захотите съесть мороженное, вы, используя эти знания, можете представить образ того, мороженного, которое вы хотите съесть. А представить этот образ мы можем только благодаря воображению. А теперь попробуйте привести примеры?

Давайте запишем: Воображение – это создание новых образов на основе ранее воспринятой информации.

Как же образуется воображение? Когда человек полностью неуверен в чем – то, в какой – то ситуации,  он начинает мысленно представлять ее, создавать различные образы, варианты ее протекания и разрешения. Например, вам сказали, что вас вызывают к директору.  Для вас это неожиданно и удивительно, ведь к директору вызывают не всех и не каждый день. Вы знаете, что директор может, как похвалить, так и наказать. И тут включается воображение – вы мысленно начинаете представлять эту ситуацию – вы в кабинете у директора и он начинает вас хвалить, ваши действия или наоборот он начинает вас ругать – ваши действия.   

Или вы собираетесь поехать на каникулах отдохнуть в другой город, и тут вы задумываетесь, что будет, если у меня украдут все деньги и документы – и вы начинаете  мысленно создавать образ, представлять  эту ситуацию  и ваши действия в ней.

(Что было бы, если я опоздал на последний поезд в метро, чтобы было бы если бы закончилась краска в принтере и вы не смогли распечатать реферат к уроку)

В жизни человека воображение выполняет ряд функций. Давайте обозначим их:

-Позволяет формировать план действий в неопределенных ситуациях.

-Позволяет представить результат деятельности до ее непосредственного начала. Не представив результат, то к чему мы стремимся, ради чего мы будет осуществляться деятельность человек не может приниматься за работу. Например: мы собрались построить дом. Но мы же с вами не можем начать его строить, пока мысленно не создадим образ того дома, который хотим построить. Или вам нужно убрать комнату – у вас возникает образ прибранной комнаты и вы начинаете строить план своих действий, для того чтобы этот образ стал реальностью.

Когда мы затрудняемся создать образ результата нашей деятельности, мы теряемся  и не можем построить план действий, не знаем что нам делать. Ведь неспроста появилась поговорка – Поди, туда, незнаю, куда и принеси то, незнаю что.

-Способствует улучшению взаимоотношений между людьми.

Каждому из нас приятно общаться с тем, кто его понимает, разделяет его внутренние переживания. А как мы можем понять другого, мы должны оказаться на его месте, посмотреть на ситуацию на его глазами, тем самым у нас возникают похожие ощущения и люди становятся ближе друг к другу. А оказаться на месте другого человека мы можем только благодаря воображению.

Идем дальше, следующий пункт нашего плана – виды воображения.

Виды воображения различаются по тому, насколько преднамеренным, осознанным является создание человеком образов. Поэтому воображение разделяется на два вида:

  1.  Непроизвольное (пассивное) воображение – это неуправляемое возникновение образов.

Например, слушая рассказ друга, о каком – то событии, которое с ним произошло, мы невольно представляем ситуацию, о которой он говорит. Или когда идем по улице и смотрим на облака в небе, мы иногда представляем какую – то фигуру. Попробуйте привести примеры непроизвольного воображения?

Непроизвольное воображение лишено действия, для него характерны образы и планы, которые не воплощаются в жизнь. Образы и представления непроизвольного воображения направлены на сохранение положительных эмоций и вытеснение отрицательных. Самым ярким примером образа непроизвольного воображения являются грезы.  Люди всегда грезят о чем - то приятном, радостном, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями человека.  В ходе пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворения какой – либо потребности, человека.

Многие девочки мечтают о принце на белом коне, дворце со слугами, хрустальной туфельке, но они прекрасно понимают, что это никогда не осуществится. Но они начинают представлять себе этот образ и тем самым вытесняют те отрицательные эмоции, которые возникают у них из – за того, что они понимают, что это не реально. А, погружаясь в этот образ, они получают положительные эмоции  и мнимо удовлетворяют свои потребности, но т.к. это не возможно это желание остается грезами.

Непроизвольное воображение может возникать преднамеренно и непреднамеренно.

-Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослабленной деятельности сознания – во сне, при галлюцинациях.

Когда человек спит, он видит сновидения – это самая загадочная форма непроизвольного воображения. В сновидениях обрывки прошлой жизни вступают в самые необычные комбинации. Когда человек, в бодрствующем состоянии вспоминает, что ему приснилось, он удивляется. Вспомните свои сны, те образы, которые мы видим во все порой настолько необычны, что мы даже никогда бы не могли подумать о таком сочетании. Приведите примеры своих самых необычных снов? Но, не смотря на всю необычность сочетания, в них может проявлять только то, что ранее было воспринято человеком.

Галлюцинации – это фантастические видения, не имеющие никакой связи с окружающей человека действительностью. Человеку видится то, что больше не видит никто не другой. Галлюцинации возникают из – за наущения работы психики или организма. Например, при белой горячке.

-Преднамеренное непроизвольное воображение – это специально создаваемы образы, которые не воплощаются в жизнь. К ним как раз относятся грезы. Преобладание в воображении грез свидетельствует об определенных дефектах психики.

2. Произвольное (активное) воображение – это процесс преднамеренного построения образов в соответствии с сознательным замыслом, поставленной целью.

Оно в свою очередь делится на два вида – воссоздающее и творческое. Основанием для такого разделения является уникальность создаваемых образов.

-Воссоздающее воображение – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме.

Образы, которые возникают с помощью воссоздающего воображения, уже существуют. Например, кто – то из вас ездил отдыхать в Египет и видел там пирамиды. Вернувшись, вы рассказываете своему другу об этих пирамидах, и человек который их никогда не видел, благодаря вашему рассказу может представить, создать образ этих пирамид. Попробуйте привести примеры? (по схеме мы можем, как будет выглядеть елка, которую нужно собрать, тропики, пустыня)

- Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов и идеи, представляющих ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение очень важно для художников, писателей, композиторов – они создают новые произведения, которых никогда раньше не было. Однако их персонажи настолько реальны, что начинаешь относиться к ним как к живым. Например, герои фильмов. Вспомните какого – нибудь героя фильма. Его же не существует в действительности, но автор сумел сделать его очень близким к нам.

Особое место среди образов творческого воображения занимает мечта.  Мечта – это процесс воображения, который всегда направлен на будущее, на перспективы жизни и деятельности.

Есть ли мечта у вас мечта? С чем она связанна, на что направлена? Получается, что мечта – это процесс воображения, который всегда направлен не просто на будущее, а на желаемое будущее. Мечта всегда является толчком к деятельности. Образами мечты являются идеалы человека – наиболее ценные, значимые для человека черты, образцы поведения, внешности. То к чему мы стремимся.

«Мы рассмотрели все виды воображения и узнали, что воображение сожжет быть непроизвольным – образы возникают независимо от человека. Они могут возникать непреднамеренно – во время сновидений и преднамеренно, когда человек грезит о чем – то. Также воображение может быть произвольным – образы создаются человеком преднамеренно. Произвольное воображение может быть воссоздающим и творческим. Теперь я попрошу вас разделиться на подгруппы. Каждая подгруппа получит задание, – вам необходимо  будет определить какой вид воображения присутствует в данном отрывке.

А теперь давайте поговорим о том, как создаются образы воображения. Запишите себе подзаголовок – Создание образов воображения:

Основой создания любых образов является аналогия и синтез. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу – крылья, хвост. Мы выделяем какие – то признаки, а потом соединяем их в создаваемом образе.

-Комбинирование – это сочетание отдельных элементов различных образов предметов, в новых, необычных комбинациях.

Частый случай комбинирования – агглютинация (от лат. приклеивать) – это способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов. Такие примеры очень часто встречаются в литературных произведениях – например, русалка – соединение человека и рыбы, человек – амфибия, кентавр.

-Акцентирование – подчеркивание отдельных черт того или иного человека, существа, предмета. Эти приемы очень часто используются при рисовании карикатур, шаржей, преувеличивая, заостряя отдельные черты персонажей.

Акцентирование проявляется в нескольких специфических формах:

*утрирование – намеренное подчеркивание, каких – либо качеств внешнего облика. Например, у Буратино длинный нос.

*гиперболизация – преувеличение и миниатюризация – уменьшение. Например, мальчик с пальчик, Дюймовочка, Великан.

Эти приемы широко используются в самых различных видах деятельности. Например, в технике благодаря миниатюризации созданы микросхемы, без которых невозможным стало существование многих приборов.

-Противопоставление – это наделение предмета, существа признаками, свойствами противоположными известным. Например, основным средством передвижения Бабы – Яги является метла – а может ли метла летать, она создана для того, чтобы убираться. Тоже самое сапоги – скороходы. Сапоги в реальной жизни мы носим для того, чтобы защитить ноги, в них нет специального моторчика который позволяет нам ходить быстрее. Или вспомните рекламу Аэрофлота в которой слоны махая ушами летают.

-Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах. Этот механизм часто используется при создании литературных персонажей, когда на передний план выходят такие черты персонажа, которые характеризуют многих людей. Например, Казанова. Мы не знаем как он выглядел, но мы знаем, что он был покорителем женских сердец, когда мы говорим ты Казанова мы имеем в виду, не то, что кто – то похож на него внешне, а то, что он тоже покоритель женских сердец.

А теперь давайте попробуем определить какие приемы создания образов использовались в данных примерах.

Разъяснение домашнего задания – 2 мин.

- Запишите домашнее задание к следующему уроку. На следующем уроке будет лабораторная работа по данной теме. Поэтому вам необходимо закрепить данный материал.

Найти игры и упражнения, как развивать воображение.


Окончание урока-4 мин.

За работу на уроке я ставлю «5»…,…,…,…, За глубокое и полное овладение учащимися учебной программы содержанием, умение выделить теоретическое и практическое в учебном материале, умение самостоятельно построить свой ответ. «4»…,…,…,…,…, за глубокое и полное усвоение содержанием материала, за умение правильно изложить и доказать изученное понятие, определение, теоретическое положение.

Остальные учащиеся были менее активны. На следующем уроке буду спрашивать, задавать вопросы, проверять домашнее задание у Вас ...! Подготовьтесь, пожалуйста!

-На этом наш урок закончился. Спасибо за внимание, все свободны. За глубокое и полное овладение учащимися учебной программы содержанием.впечатленииешения мыслительных задач.ел


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20515. Розміщення без повторень 18.84 KB
  формула для знаходження кількості розміщень без повторень: Перестановки без повторень комбінаторні сполуки які можуть відрізнятися одинвід одного лише порядком входять до них елементів.формула для знаходження кількості перестановок без повторень: .
20516. Розширення реального часу на DFD 37.5 KB
  Таким чином будьякий Webпроект сайтвізитка електронна вітрина електронний магазин форум електро нний журнал пошукова система тощо є інформаційною системою яка функціонує у глобальному інформаційному середовищі World Wide Web. Надалі їх будемо називати Webсистемами [6]. Оскільки життєвий цикл інформаційної системи по чинається з етапів системного аналізу та проектування [3] то й Webсистеми не можуть бути винятком. Для Webсистем особливо важливим є урахування таких інформаційних особливостей як залежність від часу.
20517. Словник даних. БНФ-нотація 41 KB
  БНФнотація. БНФнотация позволяет формально описать расщепление объединение потоков. Это определение может быть следующим: X=ABC; Y=AB; Z=BC Такие определения хранятся в словаре данных в так называемой БНФстатье. БНФстатья используется для описания компонент данных в потоках данных и в хранилищах.
20518. Специфікації керування. Побудова діаграм переходів станів. Символи STD. Таблиці і матриці переходів 30 KB
  Символи STD. Діаграми переходів станів STD відносять до групи специфікацій управління які призначені для моделювання і документування аспектів системи пов’язаних із часом або реакцією на події. STD подають процес функціонування системи як послідовність переходів з одного стану до іншого. До складу STD входять такі структурні одиниці:Стан може визначатися як стійкі внутрішні умови системи.
20519. Шаблони функцій (передача типу в функцію у вигляді параметру). Перевизначення шаблонів функцій. Передача у шаблони додаткових аргументів 27.5 KB
  Шаблони механізм C який дозволяє створювати узагальнені функції і класи які працюють з типами даних які передаються в параметрі. Можна наприклад створити функцію яка сортує масив цілих чисел а можна створити шаблон функції який буде сортувати масиви будьяких даних над якими задані операції порівняння і присвоєння. Шаблон функції виглядає так: template class Ідентифікатор_типу Тип_результату Назва_функціїСписок_параметрів { Тіло функції } Параметр Ідентифікатор_типу задає тип з яким працює функція. Всюди в тілі і заголовку...
20520. Эксплуатация и ремонт металлургических машин 1.54 MB
  Поэтому перед выполнением лабораторной работы необ ходимо ознакомиться с ее содержанием теоретической частью и методикой выполнения. Выполняться могут не все лабораторные работы но студен ты должны знать теоретический материал по всем лабораторным работам. Лабораторные работы выполняются самостоятельно студен тами в составе подгруппы в строгом соответствии с инструкциями в отведенные по расписанию часы занятий. Выполнение и оформление лабораторных работ Перед выполнением работы необходимо повторить учебный материал и накануне подробно...
20522. Схемы соединение гальванических элементов. Схема включения реостата. Схема включения потенциометра 24.5 KB
  Схемы соединение гальванических элементов. Теоретическое обоснование: Последовательное соединение элементов показано на стенде а ЭДС батареи Ебат составленной из последовательно соединенных элементов будет больше ЭДС одного элемента Е в n раз Ебат=Е Последовательное соединение элементов применяется в тех случаях когда требуется напряжение больше чем напряжение одного элемента. Но при любом количестве соединяемых последовательно элементов номинальный ток батареи остается равным номинальному току одного элемента. План работы: Начертить...
20523. Определение потерь напряжения и мощности в проводах линии и электропередачи 69.5 KB
  Определение потерь напряжения и мощности в проводах линии и электропередачи. Выяснить какое влияние оказывает нагрузка линии и сопротивление её проводов на напряжение приемника. Определить мощность потерь в проводах и КПД линии электропередачи. Уменьшение напряжения в линии по мере удаления от источника вызвано потерями напряжения в проводах линии Ui=U1U2 и численно равно падению напряжения.