5368

Проектирование агрегатного участка и повышение технологического процесса в агрегатном участке

Контрольная

Логистика и транспорт

Транспортный комплекс Республики Беларусь занимает исключительно важное место в жизнеобеспечении ее многоотраслевой экономики и реализации социальной политики государства. Устойчивое и эффективное его функционирование является необходимым у...

Русский

2012-12-08

950 KB

481 чел.

Введение

Транспортный комплекс Республики Беларусь занимает исключительно важное место в жизнеобеспечении ее многоотраслевой экономики и реализации социальной политики государства. Устойчивое и эффективное его функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки всей экономики республики, обеспечения национальной безопасности, улучшения условий и повышения уровня жизни населения.

На предприятиях транспортного комплекса занято около 6,8% от общей численности работающих в республике. Он объединяет 17,4% производственных фондов и ежегодно на его развитие отчисляется свыше 10% всех капитальных вложений республики. Кроме того, он является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов. Им ежегодно используется от общего объема потребления в республике более 5% электроэнергии, около 80% бензина, 54% дизельного топлива, 7% природного и 5% сжиженного газа. Его удельный вес в валовом внутреннем продукте составляет более 8%.

Главной задачей автомобильного транспорта является полное, качественное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках при возможно минимальных затратах материальных и трудовых ресурсов. Решение этой задачи требует преимущественного развития автомобильного транспорта общего пользования, повышения грузо- и пассажирооборота, укрупнения материально-технической базы и улучшения технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

Трудовые и материальные затраты на поддержание подвижного состава в технически исправном состоянии значительны и в несколько раз превышают затраты на его изготовление. В свою очередь обеспечение исправного состояния подвижного состава тесно связано с развитием производственно-технической базы (ПТБ) автомобильного транспорта. В известной степени высокие затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт связаны с отсутствием производственно-технической базы автотранспорта или отставанием ее роста от темпов роста парка подвижного состава.

В решении проблемы улучшения производственно-технической базы, приведение ее в соответствие с потребностями динамично развивающегося автотранспорта важное место должны занимать вопросы совершенствования проектирования автотранспортных предприятий, включая строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих автотранспортных предприятий.

Механизация работ при ТО и ремонте служит основой увеличения эффективности производства, улучшения условий труда, повышения его безопасности и способствует решению задачи роста производительности труда. Правильное управление техническим состоянием автомобилей также играет большую роль в обеспечении безотказной работы подвижного состава и снижении затрат на ТО и ремонт.

Задачей данного курсового проекта является проектирование агрегатного участка, а также улучшение организации и повышение эффективности технологического процесса в  агрегатном участке.


1  Общая часть

Проектируемое автотранспортное предприятие рассчитано на парк автомобилей в 223 единиц. Такое количество обслуживаемых автомобилей обуславливает выполнение всего объема работ по ЕО, ТО и ТР. Капитальный ремонт для грузовых автомобилей не предусматривается, капитальный ремонт автобусов планируется проводить в АРЗ.

Важнейшим условием высокопроизводительной и бесперебойной работы подвижного состава автомобильного транспорта является обеспечение его современной производственно-технической базой по ремонту автомобилей, агрегатов и восстановлению изношенных деталей. Поэтому планируется максимальный уровень механизации работ по ТО и  ТР, обслуживание подвижного состава АТП высококвалифицированными механиками, использование современного диагностического и ремонтного оборудования. Также планируется максимально полная механизация моечных работ для более быстрого поступления автомобилей в зону ТО и ТР.

Для планирования АТП целесообразным будет конструктивное разделение зон ТО и ТР, но данные зоны можно выполнить в одном здании. Моечное отделение будет выполнено в виде отдельного здания. Административный корпус будет примыкать к ремонтно-механической мастерской.

Проектируемое предприятие располагается в зоне с холодным климатом. Категория условий эксплуатации – II. Режим работы АТП – 1 смена.

Так как предприятие располагается в холодном природно-климатических условиях планируется: закрытая стоянки для грузовых а/м и автобусов без подогрева. Размещение отдельных производственных участков под навесами, размещение постов в отделении ТО и ТР без внутреннего проезда. Размещение зоны подпора на открытой стоянке, возможность сквозного проветривания, размещение очистных сооружений вне здания.

Список подвижного состава, принадлежащего АТП, приведен в таблице 1.1

Таблица 1.1 – Подвижной состав АТП

Марка

Модель

Количество автомобилей

Среднесуточный пробег, км

КамАЗ

5410

42

270

4310

32

210

ЗИЛ

431410

38

150

ЛиАЗ

677

56

150

Икарус

250

55

200

Парк подвижного состава осуществляет перевозки пассажиров автобусами во внутригородских и пригородных сообщениях. Также осуществляет перевозку грузов грузовыми автомобилями.

Проектируемый агрегатный участок. В рамках работ агрегатного участка проводят разборочно-сборочные, моечные, диагностические, регулировочные и контрольные операции по двигателю, коробке передач, рулевому управлению, ведомым и ведущим мостам и другим агрегатам и узлам, снятым с автомобилей для ТР.


2  Расчетно-технологическая часть

2.1  Приведение существующего подвижного состава к основным моделям

В связи с заданием по курсовой работе автомобильный парк АТП  разномарочный, для сокращения объёма расчётных работ количество автомобилей можно свести к минимальному числу, используя коэффициент приведения.

При этом надо учесть два обстоятельства:

-  за основные модели принимаются автомобили, списочное количество которых больше; за приводимые модели принимаются автомобили, которых в автопарке по списку меньше;

-  автомобили бензиновые приводятся к автомобилям бензиновым, а дизельные – к дизельным.

Для расчета производственной программы выполняется приведение автомобилей к основным моделям. Для этого необходимо определить коэффициент приведения. Для зоны ТО-2 он определяется по следующей формуле:

                                 (2.1)

где    -  трудоёмкость  ТО-2  по  приведенным  и  основным  моделям  соответственно,  чел  ч;

 -  коэффициент  учитывающий  модификацию  подвижного  состава  соответственно  для  основной  и  приводимой  модели;

 -  периодичность  ТО-2  для  приводимой  и  основной  модели  соответственно,  км.

Для  расчета  численности  приведенных  автомобилей  используют  формулу:

                                        (2.2)

где    -  списочное  число  автомобилей  данной  марки  по  предприятию

Итоговое  число  автомобилей,  объединенных  в  технологическую  группу  по  основным  автомобилям,  определяется  по  формуле:

.                                            (2.3)

В  данном  курсовом  проекте,  согласно  положению  о  ТО  и  Р  подвижного  состава  автомобильного  транспорта  в  технологическую  группу  входят:  седельный  тягач  КамАЗ-5410;  грузовой  (бортовой)  автомобиль  повышенной  проходимости  КамАЗ-4310;  автобус  большого  класса  Икарус-250.  В  другую  технологическую  группу  входят:  автобус  большого  класса  ЛиАЗ-677;  грузовой  (бортовой)  автомобиль  ЗИЛ-431410.

В данной курсовой работе обе основные модели принадлежат к IV технологической группе совместимых автомобилей. Для дальнейшего расчета IV группу разобьем на первую и вторую технологическую группу.

Приведем  пример  расчета  численности  автомобилей,  включенных  в  первую  технологическую  группу,  за  основной  автомобиль  был  выбран  автобус  Икарус-250,  исходя  из  численности  единиц  подвижного  состава.

Определение  коэффициента  приведения  для  автомобиля  КамАЗ-5410:

Определим  число  автомобилей  КамАЗ-5410,  приведенных  к  автомобилю  Икарус-250:

единиц.

Расчет  для  остальных  технологических  групп  сведем  в таблицу  2.1.

Таблица 2.1 – Приведение  существующего  парка  автомобилей  к  основным  моделям

Модель основного автомобиля

Модель приводимого автомобиля

Икарус-250

40

-

1

-

16

-

-

55

55

76

-

КамАЗ-4310

-

11

-

1

-

12

0,36

42

15,12

-

КамАЗ-5410-

-

8,57

1,1

-

20

0,18

32

5,76

ЛиАЗ-677

-

31,5

-

1

-

14

-

-

56

56

67

-

ЗИЛ-431410

-

10,4

-

1

-

16

0,28

38

10,64

Из  таблицы  2.1  видно  общее  число  автомобилей  приведенных  к  основным  моделям,  которое  составит  143  единиц.

По  полученным  основным  моделям  выбирается  исходная  информация,  необходимая  для  дальнейшего  расчета,  связанного  с  приведением  нормативной  базы  к  реальным  условиям  эксплуатации.

Нормативы  периодичности  ТО,  пробега  до  КР,  трудоемкости  ТО  и  ТР  для  заданных  автомобилей  Икарус-250  и  ЛиАЗ-677  приведены  в  таблице  2.2.

Таблица 2.2 – Нормативы периодичности ТО, трудоемкости ЕО, ТО и ТР,

пробег до КР

Классификация  ПС

Марка, модель ПС

Периодичность, тыс. км

Трудоемкость, чел.-ч

Удельная трудоемкость, чел. ч/100км

Норма  пробега  до  КР, тыс. км.

ТО-1

ТО-2

ЕО

ТО-1

ТО-2

Автобус

Икарус-250

4

16

1,4

10

40

9

360

Автобус

ЛиАЗ-677

3,5

14

1

7,5

31,5

6,8

380

Эти  нормативы  должны  быть  скорректированы  для  их  приведения  к  конкретным  условиям  эксплуатации  с  учетом  коэффициентов  в  зависимости:

-  от  категории  условий  эксплуатации  -  К1;

-  от  модификации  подвижного  состава  и  организации  его  работ  -  К2;

-  от  природно-климатических  условий  -  К3;

-  от  количества  обслуживаемого  и  ремонтируемых  автомобилей  в  АТП  и  количества  технологически  совместимых  групп  подвижного  состава  -  К5.

Таблица 2.3 – Коэффициент  корректирования  нормативов  К1

Категория условий эксплуатации

Нормативы

Периодичность ТО

Трудоемкость ТР

Пробег до КР

Расход запчастей

II

0,9

1,1

0,9

1,1

Таблица 2.4 – Коэффициент  корректирования  нормативов  К2

Классификация  ПС

Марка, модель ПС

Нормативы

Трудоемкость ТО и ТР

Пробег до КР

Расход запчастей

Автобус

Икарус-250

1

1

1,1

Автобус

ЛиАЗ-677

1

1

1,1

Таблица 2.5 – Коэффициент  корректирования  нормативов  К3

Характеристика

района

Нормативы

Периодичность ТО

Трудоемкость ТР

Пробег до КР

Расход запчастей

Холодный

0,9

1,2

0,8

1,2

Таблица 2.6 – Коэффициент  корректирования  нормативов  К5

Количество автомобилей обслуживаемых АТП

Количество технологически совместимых групп ПС

менее 3х (2)

100÷200

1,05

2.2 Определение скорректированных периодичностей технического обслуживания  и  капитального  ремонта

Периодичность  корректируется  с  помощью  коэффициентов  К1  и  К3  по  общей  формуле:

                                          (2.4)

где    -  нормативная  периодичность  соответствующего  вида  ТО,  тыс. км;

 -  коэффициенты, учитывающие зависимость от категории условий эксплуатации автомобилей;

 -  коэффициент  корректирования,  учитывающий  природно-климатические  условия  эксплуатации  автомобиля.

Скорректированная  периодичность  ЕО  определяется  по  формуле:

                                                (2.5)

где    -  среднесуточный  пробег  автомобиля,  км.;

 -  периодичность  выполнения  моечных  операций  (для  автобусов  = 1 дн.).

Среднесуточный  пробег  автомобиля  определяется  по  следующей  формуле:

                                         (2.6)

где    -  списочное  число  автомобилей  i-ой  марки,  входящих  в  данную  технологическую  группу;

 -  среднесуточный  пробег  автомобиля  i-ой  марки,  входящих  в  технологическую  группу.

Скорректированный  пробег  до  капитального  ремонта  определяется  по  формуле:

                               (2.7)

где    -  нормативный  пробег  до  КР, км.;

- коэффициент корректирования,  учитывающий  модификацию  ТС.

После  выполнения  КР  норма  пробега    должна  составлять  не  менее  80%  от  нормативного  пробега  до  КР,  т.е.:

                                            (2.8)

Так  как  постановка  транспортного  средства  на  обслуживание  с  учетом  среднесуточного  пробега  через  целое  число  рабочих  дней,  то  пробеги  до  ТО  и  КР  должны  быть  кратны  среднесуточному  пробегу.

Пример  расчета  скорректированных  периодичностей  для  первой  технологической  группы.  Определим  среднесуточный  пробег:

Определим    по  формулам  2.4,  2.5,  2.7,  2,8:

Определим  кратность  проведения  работ  и  найдем  принимаемые  к  дальнейшим  расчетам  значения:

принимаем  3150 км;

принимаем  12600 км;

принимаем  289600 км.

Расчеты  по  остальным  технологическим  группам  сведем  в  таблицу  2.7.

Таблица 2.7 – Корректирование  нормативных  пробегов

Марка, модель ПС

Вид пробега

Обозначение

Коэффициенты  корректировки

Пробег, км

K1

K2

K3

Нормативный

Скорректированный

Принятый  к  расчету

Икарус-250

среднесут.

-

-

-

-

-

225

до  ЕО

-

-

-

-

-

225

до  ТО-1

0,9

-

0,9

4000

3240

3150

до  ТО-2

0,9

-

0,9

16000

12960

12600

до  КР

0,9

1

0,9

360000

291600

289800

после  КР

-

-

-

-

288000

291000

ЛиАЗ-677

среднесут.

-

-

-

-

-

150

до  ЕО

-

-

-

-

-

150

до  ТО-1

0,9

-

0,9

3500

2835

2850

до  ТО-2

0,9

-

0,9

14000

11340

11400

до  КР

0,9

1

0,9

380000

307800

307800

после  КР

-

-

-

-

246240

248000

2.3  Корректирование  нормативов  трудоемкости  ТО  и  ТР

Трудоемкость  ЕО  и  ТО  с  учетом  периодичности  ежедневных  операций  определяется  по  формуле:

                                        (2.9)

где    -  нормативная  трудоемкость  единицы  ТО  базовой  модели  автомобиля,  чел.-ч;

 -  коэффициент,  учитывающий  число  технически  совместимых  групп  и  численности  автомобилей.

Трудоемкость  ЕО  с  учетом  ремонта  составляет  50%  рот  трудоемкости  ЕО  с  учетом  периодичности  ежедневных  операций,  т.е.:

                                     (2.10)

В  связи  с  необходимостью  подготовку  транспортных  средств  к  осенне-зимним  и  весенне-летним  условиях  эксплуатации  появляется  необходимость  сезонных  работ,  трудоемкость  которых  определяется  по  формуле:

                                    (2.11)

где  П  -  процент  работ,  отводимых  на  операции  СО  (для  тяжёлых  условий  эксплуатации  -  30%,  для  остальных  -  20%).

Для  корректирования  нормативов  трудоемкости  ТР  используется  формула:

           (2.12)

где    -  нормативная  трудоемкость  ТР  базовой  модели  автомобиля,  чел.-ч/1000км;

 -  коэффициент  корректирования,  учитывающий  пробег  ТС  с  начала  эксплуатации.

Для  нахождения  коэффициента    необходимо  найти  долю  среднего  фактического  пробега  с  начала  эксплуатации  от  нормы  пробега  до  КР,  для  чего  используется  формула:

                                      (2.13)

где    -  средний  фактический  пробег  с  начала  эксплуатации,  км;

 -  пробег  до  КР,  км;

Средний  фактический  пробег  с  начала  эксплуатации  определяется:

                                     (2.14)

где    -  фактическая  численность  автомобилей  i-ой  технологической  группы;

 -  фактический  пробег  автомобилей,  входящих  в  i-ую  технологическую  группу  до  приведения,  км.

Пример  расчета  корректирования  нормативов  трудоемкости  ТО  и  ТР  для  первой  технологической  группы.

-  средний  фактический  пробег  группы  составит:

-  коэффициенты    и    выбираем  из  таблицы,  определив  Х:

тогда  

-расчетные  значения  трудоемкости  составят:

Аналогичным  образом  рассчитывается  значение  трудоемкости  и  для  второй  технологической  группы.  Результаты  сводятся  в  таблицу  2.8.

Таблица 2.8 – Корректирование  нормативов  трудоемкости  ТО  и  ТР

Марка, модель  основного автомобиля

Коэффициенты  корректирования

Исходные

Результирующие

K1

K2

K3

K4

K4'

K5

КТО

КТР

Икарус-250

1,1

1

1,33

0,8

0,7

1,05

1,05

1,22

ЛиАЗ-677

1,1

1

1,33

0,5

0,7

1,05

1,05

0,76

Марка, модель  основного автомобиля

Трудоемкость  единицы  ТО, чел.-ч,  и  ТР  чел.-ч/1000км

Нормативная

Расчетная

Икарус-250

1,4

10

40

9

1,47

0,73

10,5

42

11

12,6

ЛиАЗ-677

1

7,5

31,5

6,8

1,05

0,52

7,9

33

5,17

9,9

2.4  Определение  числа  технических  воздействий  по  предприятию  за  год

Число  технических  воздействий  ТО-2,  ТО-1,  ЕО  и  КР  определяется  в  целом  по  парку  или  по  каждой  группе  автомобилей,  имеющих  одинаковую  периодичность  обслуживания:

                                                   (2.15)

                                            (2.16)

                                    (2.17)

                                                  (2.18)

                                    (2.19)

                                                  (2.20)

где  ,  ,  ,  -  соответственно  принятые  к  расчету  скорректированные  пробеги  до  КР  и  периодичность  ТО-1,  ТО-2  в  целом  по  парку  или  для  группы  автомобилей,  км;

 -  инвентарное  количество  (приведенное)  ТС,  шт.

Годовой  пробег  автомобилей  инвентарного  парка,  км:

                                             (2.21)

где    -  число  рабочих  дней  в  году,  дн.;  для  автобусов  =365 дн.;

 -  коэффициент  технической  готовности.

Коэффициент  технической  готовности  автомобилей  определяется:

                               (2.22)

где    -  продолжительность  простоя  автомобиля  в  ТО-2  и  ТР,  дн./1000км.

Приведем  расчет  для  первой  технологической  группы:

Аналогичным  образом  производятся  расчеты  для  второй  технологической  группы,  выполненные  расчеты  сведены  в  таблицу  2.9.

Таблица 2.9 – Число  технических  воздействий  за  год

Марка, модель  основного автомобиля

Исходные  данные

АИ

Lсс

Дрг

LТО-1

LТО-2

LЕО

LКР

Икарус-250

76

225

365

3150

12600

225

289800

ЛиАЗ-677

67

150

365

2850

11400

150

307800

Марка, модель  основного автомобиля

Расчетные  данные

Икарус-250

0,91

5679765

20

431

1352

152

25243

2853

ЛиАЗ-677

0,94

3448155

11

302

1210

134

22246

2419

2.4.1  Определение  суточной  программы  по  ТО  автомобилей

Суточная  программа  по  ТО  данного  вида  (, , ),  определяется  по  общей  формуле:

                                            (2.23)

где    -  годовое  число  технических  обслуживаний  по  каждому  виду  в  отдельности,  обсл.;

 -  число  рабочих  дней  в  году  соответствующей  зоны  ТО  или  производственного  участка,  дн.

предприятие  предусматривает  работу  в  одну  смену,  поэтому  необходимо  определить  только  суточное  количество  воздействий.  Для  данного  режима  работ  для  зоны  ТО-1,  ТО-2,  ЕОС  принимается  =252  дня,  для  ЕОС  =302  дня.

Выполним  расчет  для  первой  технологической  группы:

Аналогичным  образом  производится  расчеты  для  второй  технологической  группы,  выполненные  расчеты  сведены  в  таблицу  2.10.

Таблица 2.10 – Расчет  числа  технических  воздействий

Марка, модель  основного автомобиля

Количество  воздействий

За  год

За  сутки

Икарус-250

20

431

1352

25243

2853

69,15

11,32

5,3

1,7

ЛиАЗ-677

11

302

1210

22246

2419

60,9

9,59

4,8

1,19

2.5  Определение  объёма  по  предприятию

На  предприятии  выделяют  две  группы  работ  основных  и  вспомогательных.  Основные  характеризуют  производственный  цикл,  т.е.  работы  непосредственно  по  ТО,  а  к  вспомогательным  относят  работы,  направленные  на  поддержание  требуемого  уровня  работоспособности  основного  производства.

Годовой  оббьем  работ  по  АТП  определяется  в  человеко-часах  и  включает  объёмы  работ  по  ТО  (ЕО,  ТО-1,  ТО-2),  текущему  ремонту,  а  также  вспомогательных  работ.

2.5.1  Расчет  объёма  работ  по  ТО  и  ТР

Годовой  объем  работ  по  ТО,  чел.-ч.,  определяется  по  общей  формуле:

                                                   (2.24)

где    -  годовое  число  обслуживаний  данного  вида  (,,)  для  данной  группы  подвижного  состава;

 -  расчетная  трудоемкость  единицы  ТО  данного  вида  (,,)  для  данной  группы  подвижного  состава,  чел.-ч.

Так  как  при  выполнении  ТО  возможно  выявление  неисправностей,  требующих  проведения  операций  по  ТР,  то  появляются  сопутствующие  работы,  объем  которых  вычисляется  по  формуле:

                                         (2.25)

где    -  для  сопутствующего  ремонта,  зависящая  от  “возраста”  автомобилей,  =0,15÷0,20.  Принимаем  =0,15.

Исходя  из  определения  сопутствующего  ремонта  и  задействования  рабочих  как  зоны  ТО,  так  и  ТР,  данные  работы  относят  к  зоне  ТО  и  выполняется  это  через  действительный  объем  ТО,  определяемый  по  формуле:

                               (2.26)

Годовой  объем  работ  ТР  для  технологически  совместимой  группы  подвижного  состава:

                                             (2.27)

Т.к.  при  ТР  присутствует  сопутствующий  ремонт,  то  определяются  действительные  объёмы  работ  по  ТР:

                                 (2.28)

Определим  суммарные  объемы  работ  по  соответствующим  видам  для  первой  технологической  группы:

Рассчитываем  объём  сопутствующих  работ:

Тогда  действительный  объём  работ  по  ТО:

Годовой  объём  работ  по  ТР  для  данной  группы:

Действительный  объём  работ  по  ТР  составит:

В  итоге  годовой  план  объёма  работ  по  предприятию  соответственно  ТО  и  ТР  составит:

                       (2.29)

                                                                 (2.30)

Результаты  расчетов  объёмов  работ  по  двум  технологическим  группам  сведены  в  таблицу  2.11.

Таблица 2.11 – Расчет  годового  объёма  работ  по  ТО  и  ТР

Марка, модель  основного автомобиля

Количество  воздействий

Икарус-250

37107,2

2082,69

14196

18102

2129,4

2715,3

1915,2

16325,4

20817,3

62477,4

67322,1

ЛиАЗ-677

23358,3

1257,88

9559

9966

1433,8

1494,9

1326,2

10992,8

11460,9

17826,9

20755,6

Итого

=102012,6

=88077,7

2.5.2  Распределение  годовых  объёмов  работ  по  видам

По  результатам  расчетов  и  детальной  оценке  основного  производства  делается  распределение  объёмов  работ  по  видам.

Распределение  объёмов  технического  обслуживания  и  текущую  по  видам  работ  представленного  в  таблице  2.12.

Таблица 2.12 – Распределение  объёмов  работ  по  видам

Вид  работ

Соотношение по видам работ

Икарус-250

ЛиАЗ-677

%

чел.-ч.

%

чел.-ч.

Суточное  ежедневное  обслуживание  (ЕОС)

1. Уборочные  работы

10

3710,7

10

2335,83

2. Моечные  работы  (вкл. сушку)

20

7421,44

20

4671,66

3. Заправочные работы

11

4081,79

11

2569,41

4. Контрольно-диагностические работы

12

4452,86

12

2802,99

5. Ремонт работы (устранение неиспр-тей)

47

17440,38

47

10978,4

Всего

100

37107,2

100

23358,3

Ежедневное  обслуживание  при  ТО  (ЕОТ)

1. Уборочные  работы

55

1145,47

55

691,83

2. Моечные  работы

45

937,21

45

566,04

Всего

100

2082,69

100

1257,88

ТО-1

1. Диагностирование  общее  (Д-1)

8

1135,68

8

764,72

2. Крепежные, регулирование, смаз. и др.

92

13060,32

92

8794,28

Всего

100

14196

100

9559

ТО-2

1. Диагностирование  углубленное  (Д-2)

7

1267,14

7

697,62

2. Крепежные, регулирование, смаз. и др.

93

16834,86

93

9268,38

Всего

100

18102

100

9966

Текущий  ремонт  (постовые  работы)

1. Общее  диагностирование  (Д-1)

1

673,22

1

207,55

2. Углубленное  диагностирование  (Д-2)

1

673,22

1

207,55

3. Регулир.  и  разбор.-сборочн.  работы

27

18176,96

27

5604,01

4. Сварочные  работы  (метал. кузов.)

5

3366,1

5

1037,78

5. жестяницкие работы  (метал. кузов.)

2

1346,44

2

415,11

6. Окрасочные  работы

8

5385,76

8

1660,44

7. Деревообрабатывающие  работы

-

-

-

-

Всего

44

29621,72

44

9132,46

Текущий  ремонт  (участковые  работы)

1. Агрегатные  работы

17

11444,75

17

3528,45

2. Слесарно-механические  работы

8

5385,76

8

1660,44

3. Электротехнические работы

7

4712,54

7

1452,89

4. Аккумуляторные работы

2

1346,44

2

415,11

5. Ремонт приборов питания

3

2019,66

3

622,66

6. Шиномонтажные  работы

2

1346,44

2

415,11

7. Вулканизационные  работы

1

673,22

1

207,55

8. Кузнечно-рессорные  работы

3

2019,66

3

622,66

9. Медницкие  работы

2

1346,44

2

415,11

10. Сварочные  работы

3

2019,44

3

622,66

Продолжение  таблицы  2.12

Вид  работ

Соотношение по видам работ

Икарус-250

ЛиАЗ-677

%

чел.-ч.

%

чел.-ч.

11. Жестяницкие  работы

2

1346,44

2

415,11

12. Арматурные  работы

3

2019,44

3

622,66

13. Обойные  работы

3

2019,44

3

622,66

Всего

56

37700,37

56

11623,13

Всего  по  ТР

100

67322,1

100

20755,6

2.5.3  Расчет  годового  объёма  вспомогательных  работ

Годовой  объём  вспомогательных работ  по  предприятию  устанавливается  в  пределах  20÷20 %  от  общего  объёма  работ  по  ТО  и  ТР  подвижного  состава.

Объём  вспомогательных  работ,  чел.-ч.,  определяется  по  формуле:

                                  (2.31)

где    -  процент  объёма  вспомогательных  работ  от  общего  объёма  работ  по  То  и  ТР,  =30%.

Рассчитываем  суммарный  объём  вспомогательных  работ  по  видам  работ:

Распределение  вспомогательных  работ  по  видам  сведено  в  таблицу  2.13.

Таблица  2.13  -  Расчет  годового  объёма  вспомогательных  работ

Вид  работ

СВСП, %

Объем  работ, чел.-ч.

1. ТО  т  Р  технологического  оборудования,  оснастки,  инструмента

20

11405,41

2. ТО  и  Р  инженерного  оборудования,  сетей  и  коммуникаций

15

8554,06

3. Транспортные  работы  и  ПРР,  связанные  с  ТО  и  Р  ПС

10

5702,7

4. Прием,  хранение  и  выдача  материальных  ценностей

15

8554,06

5. Перегон  ПС  внутри  предприятия

15

8554,06

6. Уборка  производственных  помещений,  предназначенных  для  ТО  и  Р

10

5702,7

7. Уборка  территории

10

5702,7

8. Обслуживание  компрессорного  оборудования

5

2851,35

Итого

100

57027,09

2.6  Расчет  численности  персонала

К  производственным  рабочим  относятся  рабочие  зон  и  участков,  непосредственно  выполняющие  работы  по  ТО  и  ТР  подвижного  состава.

Численность  производственных  рабочих  определяется  по  каждому  виду  технических  воздействий,  по  производственным  зонам  и  участкам.  При  этом  рассчитывают  технологически  необходимое  (явочное)  РТ  и  штатное  (списочное)  РШ  число  рабочих.

Технологически  необходимое  (явочное)  число  рабочих,  чел:

                                            (2.32)

где    -  годовой  объём  работ  по  соответствующей  i-й  зоне  ЕО, ТО  и  ТР,  чел.-ч;

 -  годовой  производственный  фонд  времени  рабочего  места  при  односменной  работе,  ч.

При  5-дневной  рабочей  неделе  фонд  времени  определяется  по  формуле:

              (2.33)

где    -  продолжительность  рабочей  смены, ч;  =8 ч;

 -  число  календарных  дней  в  году;

 -  число  праздничных  дней  в  году;

Штатное  (списочное)  число  производственных  рабочих,  чел.:

                                                   (2.34)

где    -  годовой  фонд  времени  одного  штатного  производственного  рабочего, ч.

                (2.35)

где    -  продолжительность  отпуска  в  году;  =24 дн;

 -  число  дней  невыхода  на  работу  по  уважительной  причине,  =3 дн.

Численность  водителей,  чел.,  определяется  из  выражений:

                                  (2.36)

                                  (2.37)

где    -  продолжительность  работы  автомобилей  на  линии  в  течение  суток, ч;

 -  количество  дней  работы  парка  в  году,  дн.;

Определим  годовой  производственный  фонд  времени  рабочего  места  на  2010  год  по  формуле  2.31  и  фонд  одного  штатного  производственного  рабочего  по  формуле  2.33.

Определим  технологически  необходимое  (явочное)  число  рабочих  в  сумме  для  двух  технологических  групп:

Определим  штатную  численность  рабочих  в  сумме  для  двух  технологических  групп:

Численность  водителей  по  двум  технологическим  группам:

Численность  вспомогательных  рабочих  в  целом  по  АТП:

Результаты  расчетов  по  видам  работ  сведены  в  таблицу  2.14.

Таблица  2.14  -  расчет  численности  рабочих  и  водителей

Производственные  участки

Фонд  времени

Объем  работ,

чел.-ч.

Численность  рабочих

ФРМ

ФПР

РТ

РШ

1

2

3

4

5

6

ЕО

2040

1824

63806,07

31,3

35

ТО-1

23755

11,64

13

ТО-2

28068

13,75

15,4

ТР  (постовые)

38754,18

19

21,24

ТР  (участковые):

-  агрегатные

14973,2

7,3

8,2

-  слесарно-механические

7046,2

3,45

3,86

-  электротехнические

6165,43

3,02

3,38

-  аккумуляторные

1761,55

0,86

0,96

-  ремонт  приборов  питания

2642,32

1,29

1,44

-  шиномонтажные

1761,55

0,86

0,96

-  вулканизационные

880,77

0,43

0,48

-  кузнечно-рессорные

2642,32

1,29

1,44

-  медицинские

1761,55

0,86

0,96

-  сварочные

2642,32

1,29

1,44

-  жестяницкие

1761,55

0,86

0,96

-  арматурные

2642,32

1,29

1,44

-  обойные

2642,32

1,29

1,44

Итого

49323,4

24,09

26,96

Водителей

578773,2

283,7

317,3

Вспомогательных  рабочих

57027,09

27,95

31,26

Численность  персонала  управления  предприятием  (кроме  эксплуатационной  и  производственно-технической  службы),  младшего  обслуживающего  персонала  и  пожарно-сторожевой  охраны  зависит  от  мощности  предприятия  и  типа  ПС.  Численность  данной  категории  работников  выбрана  по  разработанным  рекомендациям  и  приведена  с  разделением  по  функциям  управления  в  таблице  2.15.

Таблица  2.15  -  Численность  персонала  управления,  младшего  обслуживающего  персонала  и  персонала  пожарно-сторожевой  охраны

Функция управления  или  категория  персонала  АТП

Численность  

персонала,  чел

1

2

Общее  руководство

2

Технико-экономическое  планирование, маркетинг

2

Материально-техническое  снабжение

1

Организация  труда  и  заработной  платы

2

Бухгалтерский  учет  и  финансовая  деятельность

5

Комплектование  и  подготовка  кадров

1

Общее  делопроизводство  и  хоз.  обслуживание

1

Младший  обслуживающий  персонал

1

Пожарно-сторожевая  охрана

4

Итого

19

Численность  персонала  эксплуатационной  службы  устанавливается  в  зависимости  от  списочного  количества  автомобилей  и  коэф.  их  выпуска  на  линию.  Принимаем  3.5  чел  [2, Таблица 2.10].

Распределение  персонала  эксплуатационной  службы  приведены  в  таблице  2.16.

Таблица  2.16  -  Распределение  персонала  эксплуатационной  службы

Наименование  функций  управления  эксплуатационной  службы

Средняя  численность  персонала,  %

Средняя  численность  персонала,  чел

Отдел  эксплуатации

20

0,7

Диспетчерская

40

1,4

Гаражная  служба

35

1,2

Отдел  безопасности  движения

5

0,2

Итого

100

3,5

Численность  персонала  производственно-технической  службы  устанавливается  в  зависимости  от  списочного  количества  автомобилей  и  численности  производственных  рабочих.  Принимаем  2,5  чел  [2, Таблица 2.11].

Распределение  персонала  производственно  технической  службы  приведены  в  таблице  2.17.

Таблица  2.17  -  Распределение  персонала  производственно-технической  службы

Наименование  функций  управления  производственно-технической  службы

Средняя  численность  персонала,  %

Средняя  численность  персонала,  чел

Технический  отдел

30

0,75

Отдел  технического  контроля

20

0,5

Отдел  главного  механика

10

0,25

Отдел  управления  производством

15

0,37

Производственная  служба

25

0,62

Итого

100

2,5

Кроме  того,  устанавливается  численность,  не  относящаяся  к  аппарату  управления,  работников.  Численность  данной  категории  работников  с  распределением  их  по  функциям  приведена  в  таблице  2.18.

Таблица  2.18  -  Численность  работников,  не  относящихся  к  аппарату  управления

Выполняемая  функция

Численность

Инженер  по  технике  безопасности

2

Контролер  пассажирского  транспорта  для  автобусов,  с  кондуктором

6

Кассир  по  примеру  и  оформлению  выручки  автобусов

1

Ревизор  автотранспорта

1

Механик  КПП

1

Итого

11

2.7  Расчет  постов  и  поточных  линий

Число  постов  зависит  от  годовой  производственной  программы  и  трудоемкости  ТО  и  ТР,  а  также  режима  работ  производственных  зон  и  метода  организации  ТО  и  ТР.

Уборочно-моечные  работы  по  ЕО  на  небольших  АТП  производятся  на  тупиковых  или  проездных  постах.  При  наличии  в  парке  более  50  автомобилей  мойка  их  осуществляется  механизированным  способом.  На  средних  и  крупных  АТП  уборочно-моечные  работы  выполняются,  как  правило,  на  поточных  линиях  с  применением  механизированных  установок  для  мойки  и  сушки  автомобилей.

Количество  механизированных  моечных  и  сушильных  постов  определяется  из  выражения:

                                             (2.38)

где    -  коэффициент  пикового  возврата  подвижного  состава,  =0,7;

 -  продолжительность  работ  поста,  ч;

 -  часовая  пропускная  способность  моечной  установки,  авт/ч,  (15÷20  -  для  грузовых  автомобилей,  30÷50  -  для  автобусов).

Число  постов  ТО-1,  ТО-2  определяется  из  выражения:

                    (2.39)

где    -  коэффициент  резервирования  постов  для  компенсации  неравномерной  загрузки;

 -  численность  рабочих,  одновременно  работающих  на  одном  посту;

 -  число  смен  работы  в  сутки;

 -  коэффициент  использования  рабочего  времени.

Число  постов  ТР  определяется  следующим  образом:

                              (2.40)

где    -  коэффициент,  учитывающий  долю  работ  по  ТР,  выполняемых  в  наиболее  загруженную  смену.

Пример  расчета  постов  для  первой  технологической  группы:

принимаем 1 пост;

принимаем 5 постов;

принимаем 5 постов;

, принимаем 9 постов;

Результаты  расчетов  по  двум  технологическим  группам  сведем  в  таблицу  2.19.

Таблица  2.19  -  Расчет  числа  постов  ЕО,  ТО  и  ТР

Марка  основного  автомобиля

Исходные  данные

Расчетные  данные

Икарус-250

2,5

30

1,8

1,4

2,5

3

1,5

0,98

0,98

1

5

5

9

ЛиАЗ-677

2,5

30

1,8

1,4

2,5

3

1,5

0,98

0,98

1

3

3

3

Итого

2

8

8

12

В результате проведенных расчетов на предприятии принимаем следующую организацию работ по ТО-1 и ТО-2:  для  обеих  технологических  групп  принимаем  поточную  линию  ТО-1  и  поточную  линию  ТО-2. Причем выполнение ТО-1 и ТО-2 будет  организовываться  на  одних  и  тех  же  постах  с  производством  работ  в  разные  смены.

Расчет  поточных  линий  сводится  к  определению  такта  линии,  ритма  производства  и  числа  линий.

Такт  линии  - интервал  времени  между  двумя  последовательно  сходящими  с  линии  автомобилями,  прошедшими  данный  вид  обслуживания:

                                        (2.41)

где    -  трудоемкость  работ  при  выполнении  i-го  вида  обслуживания  на  потоке,  чел.-ч;

 -  общее  количество  технологически  необходимых  рабочих  на  линии  обслуживания;

 -  время  передвижения  автомобилей  на  линии:

                                               (2.42)

где    -  габаритная  длинна  автомобиля,  м,  =12 м.;

 -  расстояние  между  стоящими  друг  за  другом  автомобилями,  м., (принимаем  =2 м.);

 -  скорость  передвижения  автомобиля  по  линии,  (передвижение  осуществляется  без  конвейера,   условно  принимаем  равной  10  м/мин).

Тогда  время  передвижения  автомобиля  на  линии  составит:

мин.

Такт  линии  будет  равны:

мин;

мин.

Ритм  производства, т.е.  время,  мин, приходящееся  на  одно  обслуживание  данного  вида  находится  по  формуле:

                                            (2.43)

где    -  продолжительность  работ  зоны  данного  вида  ТО  в  течение  суток,  ч;

 -  число  обслуживаемых  единиц  подвижного  состава  данного  вида  ТО  в  сутки;

Рассчитываем  ритм  производства:

мин;

мин.

Число  линий  обслуживания  определяется  по  формуле:

                                                 (2.44)

Тогда  для  зоны  ТО-1 и ТО-2:

Для  зоны  ТО-1  и  ТО-2  принимаем  2  поточные  линии  по  4  поста  в  каждой.

2.8  Подбор  основного  технологического  оборудования   для  агрегатного  участка

Список  технологического  оборудования  для  агрегатного  участка,  с  приведением  его  основных  характеристик,  приведены  в  таблице  2.20.

Таблица 2.20  -  Перечень  технологического  оборудования.

Оборудование

Модель

Краткая характеристика

Кол. Единиц

Площадь оборудования

Единицы, м2

Суммарная, м2

Агрегатное отделение

1

2

3

4

5

6

Стенд для разборки и сборки головок цилиндров

ПС 25

Стационарный,

габариты:

1140х440 мм

1

0,5

0,5

Стенд для разборки передних и задних мостов

2450

Стационарный,

габариты:

1020х780 мм

1

0,79

0,79

Стенд для разборки, сборки и регулировки сцепления дизельных автомобилей

Р 724

Настольный,

габариты:

580х490 мм

1

0,28

вместе со столом, 1

Стенд для разборки и сборки карданных валов и рулевых управлений

3067 А

Стационарный,

габариты:

2000х1303 мм

1

2,6

2,6

Стенд для разборки и сборки коробок передач

Стационарный,

габариты:

1000х750 мм

1

0,75

0,75

Стенд- кантователь для разборки редукторов задних мостов

ПС 54

Стационарный,

габариты:

850х540 мм

1

0,4

0,4

Стенд для разборки и сборки дизельных двигателей

Р 776

Стационарный,

габариты:

1870х1020 мм

1

1,9

1,9

Станок для шлифовки клапанов

Р-108

Стационарный,

габариты:

870х575 мм

1

0,45

0,45

Пресс гидравлический 10 тонн

2153

Стационарный,

габариты:

1480х1450 мм

1

2,1

2,1

Печь электрическая для нагрева мелких деталей

Т-112

Стационарный,

габариты:

630х570 мм

1

0,36

0,36

Стенд обкаточно- тормозной

КИ-55401

Стационарный,

габариты:

2500х1020 мм

1

2,55

2,55

Универсальный центр для проверки валов

У-553

Стационарный,

габариты:

2000х500 мм

1

1,0

1,0

Стеллаж для деталей

Р-35

Габариты:

2000х500 мм

1

2,0

2,0

Слесарный верстак

ОН-20

Стационарный,

габариты:

1650х850 мм

1

0,65

0,65

Продолжение  таблицы  2.20.

1

2

3

4

5

6

Ванна для мойки мелких деталей

ГАРО-35

Стационарный,

габариты:

1200х600 мм

1

0,72

0,72

Шкаф для приборов

Р-189

Габариты:

2000х700 мм

1

1,4

1,4

Ларь для обтирочных материалов

НИИАТ-35М

Габариты:

700х700 мм

1

0,49

0,49

Кран - балка

ГОСТ 7890-84

Подвесной

1

-

-

Пожарный уголок (ящик с песком, углекислотный огнетушитель, лопатка)

-

Габариты:

900х300 мм

1

0,27

0,27

ИТОГО

20,23

2.9 Расчет  производственных  площадей  и  планировка  производственных  помещений

Для  расчета  площади  зон  ТО,  ТР  по  удельным  площадям  используют  формулу:

                                       (2.45)

где    -  площадь,  занимаемая  автомобилем  в  плане,  м2;

 -  число  постов  в  зоне;

 -  коэффициент  плотности  расстановки  оборудования  постов.

Определим  площади  зон  ТО  и  ТР  для  двух  технологических  групп.  Рассчитаем  площадь  проектируемой  зоны  ТО-1  и  ТО-2:

-  для  первой   и  второй  технологической  группы  (поточные  линии)  автомобилей  Икарус-250  и  ЛиАЗ-677:

м2;

Рассчитаем  площадь  зоны  ТР  для  двух  технологических  групп:

Расчет  площади  производственных  участков  рассчитывается  приближенно  по  числу  работающих  в  наиболее  загруженную  смену  [2, Таблица  2.22].

Уточненный  расчет  площади  производственных  участков  осуществляется  графическим  путем  при  разработки  планировочных  решений  с  учетом  расстановки  оборудования.

Табличные  и  уточненные  расчеты  по  определению  производственных  участков  сведены  в  таблицу  2.21.

Таблица  2.21  -  Площади  производственных  участков

Участки

,

табличное

,

уточненное

Агрегатный

7,3

108

108

Топливный

1,29

14

30

Электротехнический

3,02

27

30

Сварочный +

Жестяницкий

1,29

18

216

0,86

27

Медницкий +

Кузнечно-рессорный

0,86

18

54

1,29

27

Слесарно-механический

3,45

54

54

Обойный +

Арматурный

1,29

27

54

1,29

14

Шиномонтажн. + вулканизац.

1,34

45

216

Аккумуляторный

0,86

36

58

Общая  площадь

820

Расчет  площади  агрегатного  участка  производится  по  выражению:

                                            (2.46)

где    -  площадь,  занимаемая  оборудованием  в  плане,  м2;

 -  коэффициент  плотности  расстановки  оборудования.

Примем  =4,5, [2, Таблица  2.21]. =20,23 м2.  Тогда  площадь  агрегатного  отделения  равна:

.

Уточненный расчет площади отделения осуществляем графическим методом при разработке планировочного решения помещения с учетом норм расстановки оборудования. В соответствии с разработанным планом отделения принимаем:

.

Общая  площадь  предприятия  составит:

.

Итоговая  площадь  корпуса  составит  .

По  заданию  предприятие  проектируется  в  холодных  климатических  условиях,  поэтому  толщину  основных  стен  принимается  400 мм.   Толщина  перегородок  принимается  равной  200 мм.  Колонны  принимаются  прямоугольного  сечения  с  размером  600x600 мм.  Двери  в  производственные  помещения  имеют  высоту  2,4 м  и  ширину  1 м  -  однопольная,  2 м  -  двупольная.  Размер  ворот  составит  4,0x3,6 м.

Освещение  производственных  помещений  осуществляется  через  окна  высоту  3,6 м  и  шириной  3 м,  и  при  помощи  световых  фонарей.  Высота  помещений  принимается  6 м.

Ширина  осмотровых  канав  составляет  1,2 м.  Полы  производственных  помещений  выполнятся  из  различных  покрытий.

-  асфальтобетонные  для  зон  ТО  и  ТР,  а  также  большинства  производственных  участков;

-  керамическая  плитка  зоны  ЕО,  малярного,  электротехнического,  топливного  и  медницкого  участков;

-  кислотоупорная  плитка  для  аккумуляторного  участка;

-  брусчатка  для  кузнечно-рессорного  участка.

При планировке окончательная площадь может отличаться от расчетной на .

Следовательно принятая площадь  не превышает пределы.

3  Организационная  часть

По  характеру  выполнения  все  работы  технического обслуживания  подразделяются  на  постовые  и  участковые.  Постовые  работы  выполняются  на  рабочих  постах  в  зонах,  а  участковые  -  на  участках  или  производственных  отделениях  предприятия  все  работы  ЕО  и  ТО-1  являются  постовыми,  а  ТО-2  и  ТР  как  потовыми,  так  участковыми,  причем  постовые  работы  составляют  17 - 22 %  для  ТО-2  и  29-39%  для  ТР,  остальная  же  часть  работ  относится  к  участковым.

В  рамках  проектируемого  предприятия  для  зоны  ТО-1  и  ТО-2  обустраиваются  две  поточные  линии.  Для  двух  технологических  групп  число  постов  в  каждой  лини  составит  4  поста,  на  постах  будут  выполнятся  все  предусмотренные  работы  ТО-1  и  ТО-2.

В  зоне  ТР  по  результатам  расчетов  для  обоих  технологических  групп  было  получено  12  постов  соответственно.  Исходя  из  этого  для  зоны  ТР  целесообразно  применение  метода  специализированных  постов  для  двух  технологических  групп.

Под технологическим процессом производства понимается последовательность технических воздействий  на автомобиль в АТП. Схема технологического процесса на проектируемом  АТП  изображена  на рисунке  3.1.

                        основное движение;

                        возможное движение;

КПП – контрольно-пропускной пункт; ЕО – ежедневное обслуживание; ТО – техническое обслуживание; ТР – текущий ремонт; Д-1,2 – общая и углубленная диагностика.

Рисунок 3.1 - Схема технологического процесса технического обслуживания и ремонта в АТП.

На КПП осуществляется инвентарный и технический прием автомобилей с линии и оформляется принятая на АТП документация. Затем автомобили в зоне ЕО проходят уборочно-моечные работы. Далее все исправные автомобили направляются в зону хранения, а нуждающиеся в ТО и ремонте  в соответствующие производственные зоны.

После выполнения ТО и ремонта  автомобили также направляются в зону хранения. Если количество автомобилей, возвращающихся с линии  в единицу времени, больше пропускной способности зоны  ЕО, то  часть автомобилей после КПП поступает не в зону ЕО, а в зону хранения или ожидания ТО и ремонта. Эти автомобили проходят  ЕО позже, когда зона ЕО не загружена.

Для автомобилей, ожидающих ТО и ТР, существуют посты ожидания в соответствующих зонах.

Часть автомобилей после ЕО перед обслуживанием и ремонтом подвергается диагностированию, а затем поступает на посты обслуживания и ремонта. Выпуск автомобилей на линию осуществляется из зоны хранения через КПП.

При ТР автомобиля проводятся разборочно-сборочные, слесарные, сварочные, регулировочные, крепежные и другие работы, а также замена отдельных деталей, узлов, механизмов, приборов и агрегатов. При ТР агрегата проводятся те же работы, но с заменой отдельных деталей, достигших предельно-допустимого состояния кроме базовых, в целях сокращения простоя автомобилей текущий ремонт автомобилей на АТП выполняется преимущественно агрегатным методом из оборотного фонда.

Разборочно-сборочные, моечные, дефектовочные, регулировочные и контрольные операции по двигателю, коробки переключения передач, рулевым механизмам, редукторам выполняются на агрегатном участке.

Технологический процесс в агрегатно-механическом участке  определяет перечень и рациональную последовательность выполняемых операций, их трудоемкость, квалификацию (разряд) исполнителя, используемое оборудование и инструмент, технические требования (условия) на выполнение работ. Перечень операций включает разборочно-моечные, сортировочные, ремонтные, сборочные и контрольные операции.

Технологический процесс ТР агрегатов и узлов автомобилей (рисунок  3.2) осуществляется в следующем порядке. Агрегаты нуждающиеся в  ремонтных воздействиях снимаются с автомобиля на посту ТО и ТР и доставляются на участок. После наружной очистки на специализированной моечной установке согласно технологическим картам агрегаты и узлы разбирают на отдельные детали, которые промываются в ванне для очистки деталей. Участок оснащен стендом Р-776 для разборки и сборки дизельных двигателей, стендами -кантователями ПС-54, ПС-40 для разборки и сборки редукторов задних мостов и коробок передач соответственно.

Ступицы колес, дифференциалы, сцепления и другие узлы разбирают и собирают на приспособлениях, устанавливаемых на верстаках. При установке агрегатов на стенды используют кран-балку. При разборке и сборке агрегатов применяется гидравлический пресс 2153 для выпрессовки подшипников, втулок и других деталей, специальный инструмент: гайковерты (ИП-3113А, ИП-3103А), динамометрические ключи, съемники и т.п.

Чистые детали подвергают дефектовке, в процессе которой выявляют необходимость ремонта и замены основных деталей. На сборку поступают годные и отремонтированные детали, а также новые детали со склада запасных частей. Агрегаты и узлы собирают на специальных стендах, где одновременно выполняют их контроль и регулировку. После сборки агрегаты и узлы, кроме двигателей, направляют на стеллажи готовой продукции или непосредственно в зону ТР для установки  их  на  автомобиль.

На участке в большинстве случаях выполняется ТР основных агрегатов путем замены узлов и деталей. Контроль выполненного объема и качества работы осуществляют на постах диагностирования.


Рисунок  3.2 – Схема организации технологического процесса ТР агрегатов   и узлов автомобилей  

Рассмотрим на примере двигателя агрегатные работы при текущем ремонте автомобиля.

Автомобиль с двигателем, требующим ремонта, подается в ремонтную зону и устанавливается на пост по замене силовых агрегатов. Здесь двигатель снимается с автомобиля и размещается на специальной подставке. После подразборки (снимаются приборы системы питания, узлы и детали системы электрооборудования и др.) двигатель с помощью электро- или автопогрузчика подается в агрегатно-механический участок. Где выполняются  все разборочно-сборочные, контрольно-дефектовочные, ремонтные и моечные операции, предусмотренные текущим ремонтом.

К числу основных разборочно-сборочных работ, выполняемых в отделении, относятся операции по замене коленчатого вала; вкладышей подшипников коленчатого вала; поршней, поршневых колец и пальцев; головок блока цилиндров; направляющих втулок и седел клапанов; клапанов; толкателей и штанг; клапанных пружин, тарелок и сухарей; распределительного вала; сальника переднего конца и упорной шайбы коленчатого вала; гильз блока цилиндров; шатунов; прокладок крышки головки и самой головки блока; прокладки масляного картера.

К основным ремонтно-восстановительным работам относятся: восстановление рабочих фасок седел клапанов; шлифовка фасок клапанов; притирка клапанов к седлам и плоскостей прилегания головок блока цилиндров; восстановление резьбовых соединений.

Все посты агрегатно-механического участка укомплектовываются соответствующим технологическим оборудованием, оснасткой и инструментом для качественного и быстрого выполнения текущего ремонта. Подлежащий ремонту двигатель, прошедший предварительную подразборку и наружную мойку, устанавливается на стенд-кантователь и разбирается. Детали и узлы разобранного двигателя подвергаются инструментальной и визуальной дефектации, после чего разделяются на три основные группы: годные; изношенные, подлежащие восстановлению; поврежденные и изношенные, не подлежащие восстановлению.

После завершения ремонтно-восстановительных работ и получения запасных частей детали двигателя (годные, восстановленные и новые) комплектуются по группам. Затем осуществляется их предварительная подсборка в узлы, которые поступают на стенд-кантователь для окончательной сборки.

Электротехнические работы выполняются как на постах ТО и ТР, так и на электротехническом участке.

Аккумуляторные работы заключаются в подзарядке, зарядке и ремонте аккумуляторных батарей и выполняются они на аккумуляторном участке.

Работы по ремонту топливной аппаратуры выполняются как на постах ТО и ТР, так и на топливном участке.

Шиномонтажные и шиноремонтные работы включают демонтаж и  монтаж шин, ремонт дисков колес и камер, балансировку и вулканизацию колес и выполняются на шиномонтажном участке.

Работы по изготовлению крепежных деталей, механическая обработка деталей после сварки, расточка тормозных барабанов, шлифование колодок, накладок, фрезерование поврежденных поверхностей  и др. выполняются на слесарно-механическом участке.

Устранение погнутости деталей, изготовление несложных деталей: рычагов, стремянок - выполняются на кузнечно-рессорном участке.

Сварочные работы (заварка трещин, повреждений кузова) и жестяницкие работы (устранение вмятин, повреждений кузова, кабины) выполняются на сварочно-жестяницком участке.

Ремонт радиаторов, топливопроводов, топливных баков осуществляется на медницком участке.

Ремонт сидений, спинок, замена и ремонт обивки потолка, стен салона, ремонт замков и петель, установка ручек, запорных крюков, кронштейнов на кузовах, ремонт стеклоподъемников выполняется часть работ как на постах ТО и ТР, так и на арматурно-обойном участке.

Для хранения запасных частей, деталей, эксплуатационных материалов, агрегатов и  т.д. существуют соответствующие складские помещения.

Работы по текущему  ремонту и техническому обслуживанию проводятся на постах, оснащенных канавами и подъемниками.

Согласно Положению о техническом обслуживании и ремонте для получения объективных данных о техническом состоянии агрегатов, механизмов и узлов автомобилей должна применяться общая Д-1 и углубленная (поэлементная) Д-2 диагностика. При Д-1 производится диагностика технического состояния рулевого управления, тормозной системы, приборов освещения и сигнализации, непосредственно влияющих на безопасность движения. Работы Д-1 проводят с периодичностью ТО-1 в день его проведения. Через средства Д-1 проходят автомобили после ТО-2 и ТР для заключительной диагностики агрегатов и систем, обеспечивающих безопасность движения, а также с целью контроля качества проведения работ ТО и ремонта. Диагностику остальных агрегатов, механизмов и систем производят с периодичностью ТО-2, для чего в АТП создается комплекс углубленной диагностики Д-2, совмещенный с Д-1. Диагностика Д-2 проводится с периодичностью ТО-2. Автомобили, направленные на ТО-2, за несколько дней до его планового выполнения, проходят через участок Д-2, где выявляются потребности в текущем ремонте и причины снижения мощностных и экономических показателей. После участка Д-2 автомобили поступают в зону ТО для выполнения регламентных работ, не связанных с диагностикой.

Ежедневное обслуживание (ЕО) проводится в межсменное время. Уборочно-моечные (УМР) выполняются в зоне ЕО на трех рабочих постах, где проводятся работы по уборке, мойке и обтирке автобусов и автомобилей.

Техническое обслуживание (ТО-1 и ТО-2) предназначено для снижения интенсивности изнашивания деталей, выявления и предупреждения отказов и неисправностей. При ТО-1 и ТО-2 выполняются контрольно-диагностические, регулировочные, крепежные, электротехнические, смазочные работы, работы по системе питания. Примерно 90% работ ТО-2 выполняются на постах в зоне ТО-2 и только 5-10% работ – на производственных участках (электротехни- ческие, шиномонтажные, аккумуляторные, работы по системе питания).

Работы по ТР подразделяются на постовые и участковые. На постах выполняются работы непосредственно на автомобилях (примерно 50%), а в производственных отделениях ремонтируются детали, узлы и агрегаты, снятые с автомобиля.

С  целью  эффективности  задействования  производственных  рабочих,  технологического  оборудования,  повышения  качества  производства  и т. д. на  проектируемом  предприятии  организуется  технологический  процесс  по  методу  специализированных  бригад.

Схема  управления  производством  при  организации  труда  методом  специализированных  бригад  представлена  на  рисунке  3.3.

Рисунок 3.3 – Управление  производством  при  организации  труда  метод  специализированных  бригад.

При  данном  методе  управления  технической  службой  осуществляет  главный  инженер.  Он  руководит  производством  через  непосредственно  подчиненного  ему  начальника  производства.  В  данном  случае  организация  ТО  и  ТР  осуществляется  по  такой  форме,  что  соответственно  каждый  вид  обслуживания  выполняется  конкретной  специализированной  бригадой.  В  рамках  метода  создаются  соответствующие  бригады,  выполняющие  только  свои  работы,  соответственно  комплектуются  персоналом,  для  них  создаются  фонд  заработной  платы  и  совий  объём  работ.  Это  позволит  обеспечить  технологическую  однородность  зон  и  производственных  участков,  упростит  перемещение  персонала,  оборудования,  инструмента,  а  также  общее  руководство  и  учет  выполненных  работ.

Т.к.  ТО  осуществляется  в  плановом  порядке  на  предприятиях  как  правило  применяют  методом  планирования  основанный  на  введении  “лицевой  карточки”  автомобиля,  в  которой  техник  по  учету  отражает  ежедневные  пробеги  и  основываясь  на  нормативном  пробеге  до  очередного  ТО  направляет  данный  автомобиль  на  обслуживание  “список”  и  “план-отчет”  в  котором  отражает  информацию  об  автомобилях  на  ТО  соответствующего  вида  и  передает  его  механику  КПП,  который  в  свою  очередь  снимает  автомобили  с  линии  и  направляет  на  ТО,  одновременно  техник  по  учету  в  путевых  листах  ставит  штамп  с  указанием  вида  ТО  и  дня  его  выполнения.

Лицевые  карты  являются  двусторонними  и  соответственно  их  хватает  на  2  года,  после  чего  они  передаются  в  архив.  При  возникновении  дефектов  во  время  рейса,  водителем  делается  заявка  на  обслуживание  либо  ремонт  у  механика  КПП  с  дальнейшим  движением  документов  по  вышерассмотренной  схеме.

4  Охрана  труда,  окружающей  среды,  противопожарная  безопасность  и  техническая  эстетика.

По степени пожарной опасности агрегатное отделение относится к категории В.

Внутри здания II и III степени огнестойкости в помещении предусмотрены несгораемые стены, перегородки и покрытия с пределом стойкости не менее 75 ч. Предел огнестойкости внутренних дверей также не менее 75 ч. Стены и перегородки помещения оштукатурены цементным раствором. Панели стен на высоту 1,8 м облицовывают глазурной плиткой. Стены выше панели и потолки загрунтованы и окрашены краской в соответствии с Указаниями по рациональной  цветовой отделки производственных помещений и технологического оборудования. Цветовая отделка поверхностей выбирают с учетом особенностей климата, технологического назначения помещения, условий работы, характера освещения помещения требований техники безопасности и охраны труда.

Высота помещения от пола до потолка согласно санитарным условиям не менее 4,5 м. Такая высота обеспечивает необходимый объем воздуха для работающих. При этом исключается возможность образования повышенной концентрации окиси углерода и других продуктов сгорания, паров бензина, воды и др. Материалы для устройства полов обеспечивают гладкую, но нескользкую поверхность, удобную для очистки, и удовлетворяет гигиеническим и санитарным, эксплуатационным требованиям данного помещения. Пол сделан из цементобетона с отделкой из мраморной крошки, такой пол гигиеничен, легко убирается и моется, хорошо отражает свет.

Отопление производственного помещения централизованное водяное. Водяное отопление гарантирует наиболее стабильную температуру воздуха. Система отопления должна обеспечивать равномерный нагрев воздуха в помещении местное регулирование и выключение, удобство в эксплуатации, а также доступность для ремонта.

При проектировании системы отопления расчетные параметры воздушной среды принимают в соответствии с Указаниями по проектированию и отоплению отопления и вентиляции предприятий по обслуживанию автомобилей.

Вентиляция в помещении приточно-вытяжная. Предельно допустимая концентрация окиси углерода в воздухе рабочей зоны 20 мг/м3.

Анализ воздуха на содержание выбросов токсичных веществ осуществляют регулярно в сроки, согласованные с организацией санитарного надзора.

Воздух, поступающий в помещение в холодное время года, подогревают калориферами, установленными на магистрали приточной вентиляции, до температуры 16 – 18 оС . Естественный приток воздуха на участок в холодное время года устраивают только при достаточных избытках тепла, способного нагревать приточный воздух, поступающий в рабочую зону, до температуры 8 – 14 оС. В теплое время года приток воздуха должен быть преимущественно естественным, а температура воздуха в помещении не превышает более чем на 5 оС наружную температуру воздуха в тени.

В отделение проведен сжатый воздух для различного технологического оборудования. Воздухопровод монтируют из стальных воздухо-газопроводных труб диаметром 0.5''. Разборные вентили устанавливают на высоте 0,9 - 1,1 м. от уровня пола.

Воздухопроводы проложены в подземных каналах с возможностью температурного расширения.

Естественное освещение в помещениях производственных участков обеспечивается через окна в наружных стенах. Отношение площади световых проемов к площади пола -0,25 .

Естественное освещение зависит от следующих условий: количества и размера окон, конструкции и цветовой окраски переплетов окон и фрамуг, окраски стен, потолка, оборудования, затенения окон в результате неправильной расстановки оборудования или стоящими зданиями и сооружениями.

Для поддержания естественной освещенности в заданных пределах осуществляют регулярную очистку стекол световых проемов не реже 2-х раз в год, а внутреннюю окраску обновляют не реже 1-го раза в 2 года.

Общее и местное искусственное освещение в помещениях производственных участков должно обеспечивать необходимую освещенность ремонтируемых узлов и деталей на рабочем месте, не оказывая слепящего действия на работающего.

Напряжение для питания светильников, тип светильников и проводки, а также электродвигателей и пусковой аппаратуры выбирают в соответствии с классификации помещений и согласно Правилам устройства электроустановок.

Все светильники общего и местного освещения снабжают абажурами-рефлекторами или рассеивающими решетками, защищающими глаза работающего от ослепления. Арматуру и лампы общего освещения очищают от пыли и грязи 2 раза в месяц.

Метеорологические условия для постов диагностирования определяются действующими на организм человека сочетаниями температуры, влажности, скорости движения воздуха и температурами окружающих поверхностей.

Оптимальные и допустимые параметры для агрегатно-механического участка приведены в таблице 6.2


Таблица 6.2 - Оптимальные и допустимые параметры микроклимата

Параметры

Температура воздуха, оС

Относительная влажность, %.

Скорость движения воздуха, м/с.

Холодный период года

Оптимальный

17-19

40-60

0,2

Допустимый

13-23

до 75

до 0,4

Тёплый период года

Оптимальнй

20-22

40-60

0,3

Допустимый

15-29

до 75

0,2-0,5

Согласно СНиП 2.04.05 – 91 “Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха” – вентиляция принимается приточно-вытяжная с применением специальных местных отсосов на рабочих местах.

Меры защиты от поражения током:

-электрощиты имеют ограждения и знаки, предупреждающие об опасности поражения электрическим током;

- изоляция токоведущих частей;

- знаки безопасности.

Защитное заземление является простым, эффективным и широко  распространенным способом защиты человека от поражения электрическим током при прикосновении к металлическим поверхностям,  оказавшимся под напряжением. Обеспечивается это снижением напряжения между оборудованием, оказавшимся под напряжением, и землей до безопасной величины. Применяется в трехфазной трехпроводной сети напряжением до 1000 В с изолированной нейтралью и выше  1000 В – с любым режимом нейтрали .

При наличии защитного заземления ток, перешедший вследствие  пробоя изоляции на нетоковедущие элементы установки или оборудования, при прикосновении к ним человека пойдет не только через  его тело, но и через заземляющее устройство в землю, и далее, вследствие несовершенства изоляции и наличия емкости проводов сети относительно земли, к двум другим фазам. Благодаря устройству защитного заземления человек, находясь,  вблизи заземленного электрооборудования, имеющего замыкание на  корпус, и касаясь корпуса, окажется под воздействием только части  полного напряжения, под которым относительно земли находится,  поврежденное электрооборудование.


Заключение

В ходе курсовой работы, согласно заданию, было спроектировано АТП на 223 транспортных средств различной модификации с детальной разработкой агрегатного участка. В процессе разработки курсовой работы мы ознакомились с назначением и структурой проектируемого предприятия, произвели технологический расчет предприятия, где решали такие задачи, как обоснование и корректировки исходных данных, расчет производственной программы  по ТО и ТР транспортных средств, расчет численности работающих, водителей, ИТР, выбор метода организации ТО и расчет постов ТО, ТР, Д; провели расчет площадей производственных, складских и административно-бытовых помещений, зоны хранения транспортных средств. Ознакомились с организацией технологического процесса ТО и ТР автомобилей, составом текущей службы, общей организацией технологического процесса, с организацией административной связи подразделений технической службы.

Ознакомились с организацией технологического процесса в агрегатном участке, подобрали и растравили оборудование.

В графической части нами были показали планировочные решения производственного корпуса и агрегатного участка

В процессе выполнения курсовой работы применены и закреплены на практике теоретические знания по проектированию автотранспортных предприятий.


Список  использованных  источников

1. Временное положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта /Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Мн., 2007.

2. Проектирование предприятий автомобильного транспорта: Учебник/ М. М. Болбас, Н. М. Капустин, А. С. Савич и др.; Под ред. М. М. Болбаса.–Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2004.– 528 с.: ил.

3. Болбас М.М,. Капустин Н.М,. Петухов Е.И, Похабов В.И.  Проектирование АТП и СТО. Мн."Университетское",1997. - 246 с.

4. Болбас М.М. и др.Учебное пособие по курсу Технологическое проектирование АТП и СТО  Мн. БГПА, 1995. -83 с.

5. Шумик С.В., Болбас М.М. Петухов Е.И. Техническая эксплуатация автотранспортных средств: Курсовое и дипломное проектирование: Учеб пособие.Мн.: «Вышэйшая школа», 1988. – 206с.

6. Напольский Г. М.  Технологическое проектирование АТП и СТО: Учебник для вузов. М.: Транспорт.1985. -231 с.

10. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. ОНТП-01-91 /Росавтотранс. -М., 1991.-184 с.

11. Кузнецов Е. С. И др.Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов М.: Транспорт, 1991. 413 с.

12. Харазов А.М. и др. Технологическое оборудование для ТО и ремонта автомобилей. Справочник.Москва,"Транспорт",1988.  162 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73855. Начало правления Владимира Святославича. Языческая реформа. Выбор вер 161.5 KB
  Перун – бог громовержец, его Владимир сделал главным богом, перед ним постоянно горел огонь. Хорс и Дажьбог – ипостаси солнечного божества, Стрибог – родоначальник ветров, ветры – стрибожьи внуки, Симаргл/Семаргл – спорно – либо божество
73856. Начало княжеских усобиц при Святополке Изяславиче. Нашествия половцев 177.5 KB
  Вопрос с Киевским престолом. Теперь правами на Киев согласно праву старшинства обладали сыновья Изяслава из которых в живых остался только Святополк затем сыновья Святослава и только затем сыновья Всеволода. Киев мог бы занять и Владимир Мономах однако этого он не сделал опасаясь вражды со Святополком. Святополк пришел в Киев и был принят киевлянами с радостью.
73857. Новгородская земля 149.5 KB
  Участие Новгорода во Владимирских усобицах. После разгрома Ростиславичей в борьбе за Владимир Новгородцам для противостояния с Всеволодом Большое гнездо пришлось идти на союз со Смоленском. И новгородцы призвали сына киевского князя Святослава Всеволодовича Черниговского Владимира.
73858. Роль налога как основной категории налогового права 110.5 KB
  Роль налога как основной категории налогового права. Понятие налога и виды налогов. Категория налога исследуется учеными с различных позиций. Финансовый аспект связан с выражением экономической сущности налога и проявляется в экономической природе отношений возникающих между государством и налогоплательщиком.
73859. Характеристика элементов юридической конструкции налога. 235.5 KB
  Характеристика элементов юридической конструкции налога. Между элементами юридической конструкции налога образуются системные связи которые определяют особенности функционирования этой системы и определяют характеристики устанавливаемого налога как целостного правового механизма. Поэтому целесообразно рассматривать характеристики элементов юридической конструкции налога в той последовательности в которой они используются при формировании законопроекта о конкретном налоге и при исследовании действующих законов о налогах. Группа элементов...
73860. Налоговое право как подотрасль финансового права 58 KB
  Налоговое право как подотрасль финансового права. Понятие подотрасли налогового права и его место в системе финансового права. Налоговое право в качестве подотрасли финансового права начинает формироваться с конца 20 века в связи с законодательным установлением в Российской Федерации системы налогообложения нового типа. Подотрасль налогового права включает всю совокупность юридических норм осуществляющих правовое регулирование в сфере налогообложения.
73861. Федеральные налоги и сборы 341 KB
  Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Освобождение не применяется также в отношении обязанностей возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории...
73862. Региональные и местные налоги 166.5 KB
  Исходя из этого в юридической конструкции каждого регионального местного налога можно выделить две группы элементов: нормативное содержание которых строго устанавливается федеральным законом для их неизменного действия на всей территории Российской Федерации;
73863. Соотношение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов» 125.5 KB
  Опираясь на выработанные в науке теоретические характеристики отдельных сторон налоговой системы, представляется возможным рассматривать налоговую систему как сложное правовое, социальное, экономическое и политическое явление общественной жизни и сложную систему, включающую комплекс взаимосвязанных и взаимообусловливающих друг друга элементов. Можным выделить следующие образующие налоговую систему элементы