53685

Линейные алгоритмы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Развивающие: развитие алгоритмического и логического мышления, познавательный интерес обучающихся; развитие творческой активности обучающихся; формирование интереса к изучению предмета;

Русский

2014-03-02

278 KB

6 чел.

Конспект урока по информатике на тему:

«Линейные алгоритмы»

(программа рассчитана для учащихся 9 класса общеобразовательной школы)

Разработала: студентка группы 04-0605

математического факультета Аширова Л.И.

Проверила: учитель информатики

Сырямина И.В.________________

Казань-2010


Первый урок по теме, базируется на пройденном материале.

Тип урока: комбинированный.

Вид: лекция.

Метод обучения: Иллюстративно-объяснительный.

Оборудование: Компьютер, презентация, доска, проектор.

Форма обучения: фронтальная с учащимися.

Образовательные: закрепить знание системы команд исполнителя;

 ввести понятие линейного алгоритма;

сформировать умение составлять линейные алгоритмы;

Развивающие: 

развитие алгоритмического и логического мышления, познавательный интерес обучающихся;

развитие творческой активности обучающихся;

формирование интереса к изучению предмета;

Воспитательные: воспитать культуру речи

воспитание у обучающихся самостоятельности, аккуратности, внимательности, культуры речи и общения учеников.

План урока:

  1.  Организационный момент. (2мин)
  2.  Актуализация знаний. (5мин)
  3.  Объяснение нового материала. (8мин)
  4.  Решение задач.(23мин)
  5.  Домашняя работа. (3мин)
  6.  Подведение итогов урока.(4мин)

Задачи:

  1.  Научить составлять блок-схемы.
  2.  Раскрыть понятие линейного алгоритма.



Этапы

Деятельность учителя

Время

Деятельность учащихся

Комментарии

  1.  

Орг. момент

Здравствуйте, дети. Садитесь.

2 мин

Ученики достают тетради и после приветствия учителя садятся на места

Учитель приветствует детей.

Отмечает отсутствующих.

  1.  

Актуализация знаний

На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, СКИ, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм…

Что такое система команд исполнителя? (простые вопросы)

Какую последовательность действий надо выполнить, чтобы приготовить бутерброд?(практический вопрос)

5

мин

Алгоритм –последовательность действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов. Система команд исполнителя – это все команды, которые исполнитель умеет выполнять.

  1.  Отрезать ломтик хлеба.
  2.  Намазать его маслом.
  3.  Отрезать кусок любого другого пищевого продукта (колбасы, сыра, мяса).
  4.  Наложить отрезанный кусок на ломоть хлеба.

Ученики поднимают руку и отвечают на вопросы.

  1.  

Изучение нового материала

Правильно, выполнив эту последовательность, мы сможем приготовить бутерброд.

Сегодня мы продолжим тему алгоритмы и рассмотрим один вид алгоритма- это линейный алгоритм. Запишите тему сегодняшнего урока.

Слайд 1.

Вспомним, какие бывают алгоритмы.

Слайд 2:

1. Линейный

2. Разветвляющийся

3. Циклический

4. Вспомогательный алгоритм

Запишем следующее определение

Слайд 3.

Теперь запишем что такое линейный алгоритм и его базовую структуру линейного алгоритма.

Слайд 5:

8

мин

Ученики открывают тетради и записывают число и тему урока  «Линейные алгоритмы».

Ученики записывают:

Алгоритмизация – процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи.

Линейный алгоритм  – это алгоритм, у которого все действия выполняются последовательно.

Перерисовывают базовую структуру линейного алгоритма в тетрадь.


Рассказ сопровождается презентацией.

  1.  

Решение задач

Рассмотрим несколько примеров линейных алгоритмов. Слайд 6:

Задача №1

Заданы длины двух катетов в прямоугольном треугольнике. Найти длину гипотенузы, площадь треугольника.

Дано: a, b - длины катетов.

Найти: с - длина гипотенузы, S - площадь треугольника

Гипотенуза с=, площадь S=a*b/2;

Задача №2.

В квадратной комнате шириной A и высотой B есть окно и дверь с размерами C на D и M на N соответственно. Вычислите площадь стен для оклеивания их обоями. Составьте блок-схему алгоритма решения поставленной задачи.

Дано: А, В, С, D, M, N

Найти: S

Задача №3

Дана величина A, выражающая объем информации в байтах. Перевести А в более крупные единицы измерения информации. Составьте блок-схему алгоритма решения поставленной задачи.

Задача №4

По данной блок-схеме вычисления значения некоторой функции, восстановите условие задачи; напишите формулу вычисления значения функции.

Задача №5

По данной блок-схеме вычисления значения некоторой функции, восстановите условие задачи; напишите формулу вычисления значения функции.

Мы уже на прошлом уроке говорили о графическом исполнителе. А сейчас мы рассмотрим его более подробно и решим задачи.

Слайд 17:

Учебными исполнителями называют различные образы на экране компьютера, которыми можно управлять, отдавая команды. Используются они для обучения составлению управляющих алгоритмов.

Слайд18: 

Пример

СКИ Кенгуренок:

прыжок – перемещение на один шаг вперед без рисования,

шаг - перемещение на один шаг вперед с рисованием,

поворот – поворот на 900 против часовой стрелки.

Слайд 19:

Исполнитель Кенгуренок работает в двух режимах:

режим прямого управления,

программный режим.

В режиме прямого управления человек отдает команду, ГРИС ее выполняет; затем отдает следующую команду, и т.д.

Команда-->Исполнение

Слайд 20:

Работа в программном режиме имитирует автоматическое управление исполнителем. В память компьютера заносится программа, которую составил человек. Затем ГРИС переводится в режим установки и устанавливается в исходное положение. После этого производится переход в режим выполнения и ГРИС начинает работать по заданной программе.

Программирование --> Установка 

-->Исполнение

Давайте сейчас рассмотрим следующий пример. Слайд 21:

 Исполнитель Робот действует на клеточной доске, между соседними клетками которой могут стоять стены. Робот передвигается по клеткам доски и может выполнять команды 1(вверх), 2(вниз), 3(вправо), 4(влево), переходя на соседнюю клетку в направлении в скобках. Если в этом направлении между клетками стоит стена, то Робот разрушается. Робот успешно выполнил программу 3233241

Какую последовательность из 3-х команд должен выполнить Робот, чтобы вернуться в ту же клетку, где он был перед началом выполнения программы, и не разрушиться вне зависимости от того, какие стены стоят на поле?

23

мин

Ученики записывают условия задачи и составляют блок схему. Один ученик выходит и с помощью online интерактивной доски выполняет задание №1.

Задача№2 

Задача №3 

Ученик выходит и по данному алгоритму выполняет задание с помощью online интерактивной доски выполняет, комментируя действия.

Ученики слушают учителя и записывают  определения в тетрадь. Обстановка в которой действует исполнитель называется средой исполнителя. Среда исполнителя – страница экрана, в пределах которой он может двигаться. Состояние исполнителя определяется его местоположением и направлением.

Слушают учителя.

Ученики записывают команды Робота и вместе с учителем выполняют задание.

414

За выполнение задания учитель ставит оценки в журнал.

  1.  

Постановка домашнего задания

Откройте дневники и запишите домашнее задание. Слайд 22:

У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:

1. возведи в квадрат

2. прибавь 1

Первая из них возводит число на экране в квадрат, вторая – увеличивает его на 1. Запишите порядок команд в программе получения из 1 числа 10, содержащей не более 4 команд, указывая лишь номера команд.

(Например, программа 12122

это программа

возведи в квадрат

прибавь 1

возведи в квадрат

прибавь 1

прибавь 1

которая преобразует число 1 в 6.)

2 мин

Ученики записывают домашнее задание в дневник и условие задачи в тетрадь.

  1.  

Подведение итогов

Сегодня на уроке вы познакомились с линейным алгоритмом, порешали задачи на линейный алгоритм и ГРИС.

Ребята посмотрите внимательно и выберите  те термины, с которыми мы сегодня познакомились на уроке. И дайте и определение. Молодцы! Спасибо за урок. Можете быть свободны.

3

мин

Учитель открывает облако слов. Ученики поднимают руку и отвечают по очереди. Собираются и идут на следующий урок.


Y =

Y =


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6617. Язык и речь. Речевая культура 67 KB
  Язык и речь. Речевая культура. План: Педагогическая риторика как наука. Понятие языка в современной лингвистике. Язык и речь. Речевая культура. Педагогическая риторика как наука Возрождение педагогической риторики началось в ...
6618. Формы существования языка (язык национальный / язык литературный) 105 KB
  Формы существования языка (язык национальный / язык литературный) План: Понятие о национальном языке Понятие о литературном языке Устная и письменная формы русского литературного языка. Язык создается народом и обслуживает его из...
6619. Фонетические и акцентологические нормы и особенности их выполнения в образцовой речи 87 KB
  Фонетические и акцентологические нормы и особенности их выполнения в образцовой речи План: Орфоэпия как раздел фонетики Становление орфоэпических норм русского литературного языка Особенности произношения отдельных слов русского ...
6620. Русская лексика и культура речи 106.5 KB
  Русская лексика и культура речи План: Точность и богатство речи как её необходимые качества Изобразительные свойства лексических явлений: многозначности, омонимии, синонимии, антонимии. Речевые ошибки, связанные с нарушением лекси...
6621. Литературные нормы в области фразеологии 92.5 KB
  Литературные нормы в области фразеологии План: Основные свойства фразеологизма и виды фразеологических единиц Вариативность фразеологических единиц Речевые ошибки, связанные с использованием фразеологизмов. Не менее важным являет...
6622. Грамматические нормы русского литературного языка 77 KB
  Грамматические нормы русского литературного языка План: Особенности употребления имен существительных Склонение иноязычных фамилий Трудности в употреблении имен числительных. Грамматика - это раздел науки о языке, составными...
6623. Пространственный кругозор в древнем мире 62 KB
  Пространственный кругозор в древнем мире В древние времена люди стремились расширить свои знания о соседних землях, основать торговые пути для обмена товаров. Древние египтяне более 5 тыс.лет назад путешествовали по Африке. В середине III тыс. до н....