53685

Линейные алгоритмы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Развивающие: развитие алгоритмического и логического мышления, познавательный интерес обучающихся; развитие творческой активности обучающихся; формирование интереса к изучению предмета;

Русский

2014-03-02

278 KB

6 чел.

Конспект урока по информатике на тему:

«Линейные алгоритмы»

(программа рассчитана для учащихся 9 класса общеобразовательной школы)

Разработала: студентка группы 04-0605

математического факультета Аширова Л.И.

Проверила: учитель информатики

Сырямина И.В.________________

Казань-2010


Первый урок по теме, базируется на пройденном материале.

Тип урока: комбинированный.

Вид: лекция.

Метод обучения: Иллюстративно-объяснительный.

Оборудование: Компьютер, презентация, доска, проектор.

Форма обучения: фронтальная с учащимися.

Образовательные: закрепить знание системы команд исполнителя;

 ввести понятие линейного алгоритма;

сформировать умение составлять линейные алгоритмы;

Развивающие: 

развитие алгоритмического и логического мышления, познавательный интерес обучающихся;

развитие творческой активности обучающихся;

формирование интереса к изучению предмета;

Воспитательные: воспитать культуру речи

воспитание у обучающихся самостоятельности, аккуратности, внимательности, культуры речи и общения учеников.

План урока:

  1.  Организационный момент. (2мин)
  2.  Актуализация знаний. (5мин)
  3.  Объяснение нового материала. (8мин)
  4.  Решение задач.(23мин)
  5.  Домашняя работа. (3мин)
  6.  Подведение итогов урока.(4мин)

Задачи:

  1.  Научить составлять блок-схемы.
  2.  Раскрыть понятие линейного алгоритма.



Этапы

Деятельность учителя

Время

Деятельность учащихся

Комментарии

  1.  

Орг. момент

Здравствуйте, дети. Садитесь.

2 мин

Ученики достают тетради и после приветствия учителя садятся на места

Учитель приветствует детей.

Отмечает отсутствующих.

  1.  

Актуализация знаний

На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, СКИ, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм…

Что такое система команд исполнителя? (простые вопросы)

Какую последовательность действий надо выполнить, чтобы приготовить бутерброд?(практический вопрос)

5

мин

Алгоритм –последовательность действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов. Система команд исполнителя – это все команды, которые исполнитель умеет выполнять.

  1.  Отрезать ломтик хлеба.
  2.  Намазать его маслом.
  3.  Отрезать кусок любого другого пищевого продукта (колбасы, сыра, мяса).
  4.  Наложить отрезанный кусок на ломоть хлеба.

Ученики поднимают руку и отвечают на вопросы.

  1.  

Изучение нового материала

Правильно, выполнив эту последовательность, мы сможем приготовить бутерброд.

Сегодня мы продолжим тему алгоритмы и рассмотрим один вид алгоритма- это линейный алгоритм. Запишите тему сегодняшнего урока.

Слайд 1.

Вспомним, какие бывают алгоритмы.

Слайд 2:

1. Линейный

2. Разветвляющийся

3. Циклический

4. Вспомогательный алгоритм

Запишем следующее определение

Слайд 3.

Теперь запишем что такое линейный алгоритм и его базовую структуру линейного алгоритма.

Слайд 5:

8

мин

Ученики открывают тетради и записывают число и тему урока  «Линейные алгоритмы».

Ученики записывают:

Алгоритмизация – процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи.

Линейный алгоритм  – это алгоритм, у которого все действия выполняются последовательно.

Перерисовывают базовую структуру линейного алгоритма в тетрадь.


Рассказ сопровождается презентацией.

  1.  

Решение задач

Рассмотрим несколько примеров линейных алгоритмов. Слайд 6:

Задача №1

Заданы длины двух катетов в прямоугольном треугольнике. Найти длину гипотенузы, площадь треугольника.

Дано: a, b - длины катетов.

Найти: с - длина гипотенузы, S - площадь треугольника

Гипотенуза с=, площадь S=a*b/2;

Задача №2.

В квадратной комнате шириной A и высотой B есть окно и дверь с размерами C на D и M на N соответственно. Вычислите площадь стен для оклеивания их обоями. Составьте блок-схему алгоритма решения поставленной задачи.

Дано: А, В, С, D, M, N

Найти: S

Задача №3

Дана величина A, выражающая объем информации в байтах. Перевести А в более крупные единицы измерения информации. Составьте блок-схему алгоритма решения поставленной задачи.

Задача №4

По данной блок-схеме вычисления значения некоторой функции, восстановите условие задачи; напишите формулу вычисления значения функции.

Задача №5

По данной блок-схеме вычисления значения некоторой функции, восстановите условие задачи; напишите формулу вычисления значения функции.

Мы уже на прошлом уроке говорили о графическом исполнителе. А сейчас мы рассмотрим его более подробно и решим задачи.

Слайд 17:

Учебными исполнителями называют различные образы на экране компьютера, которыми можно управлять, отдавая команды. Используются они для обучения составлению управляющих алгоритмов.

Слайд18: 

Пример

СКИ Кенгуренок:

прыжок – перемещение на один шаг вперед без рисования,

шаг - перемещение на один шаг вперед с рисованием,

поворот – поворот на 900 против часовой стрелки.

Слайд 19:

Исполнитель Кенгуренок работает в двух режимах:

режим прямого управления,

программный режим.

В режиме прямого управления человек отдает команду, ГРИС ее выполняет; затем отдает следующую команду, и т.д.

Команда-->Исполнение

Слайд 20:

Работа в программном режиме имитирует автоматическое управление исполнителем. В память компьютера заносится программа, которую составил человек. Затем ГРИС переводится в режим установки и устанавливается в исходное положение. После этого производится переход в режим выполнения и ГРИС начинает работать по заданной программе.

Программирование --> Установка 

-->Исполнение

Давайте сейчас рассмотрим следующий пример. Слайд 21:

 Исполнитель Робот действует на клеточной доске, между соседними клетками которой могут стоять стены. Робот передвигается по клеткам доски и может выполнять команды 1(вверх), 2(вниз), 3(вправо), 4(влево), переходя на соседнюю клетку в направлении в скобках. Если в этом направлении между клетками стоит стена, то Робот разрушается. Робот успешно выполнил программу 3233241

Какую последовательность из 3-х команд должен выполнить Робот, чтобы вернуться в ту же клетку, где он был перед началом выполнения программы, и не разрушиться вне зависимости от того, какие стены стоят на поле?

23

мин

Ученики записывают условия задачи и составляют блок схему. Один ученик выходит и с помощью online интерактивной доски выполняет задание №1.

Задача№2 

Задача №3 

Ученик выходит и по данному алгоритму выполняет задание с помощью online интерактивной доски выполняет, комментируя действия.

Ученики слушают учителя и записывают  определения в тетрадь. Обстановка в которой действует исполнитель называется средой исполнителя. Среда исполнителя – страница экрана, в пределах которой он может двигаться. Состояние исполнителя определяется его местоположением и направлением.

Слушают учителя.

Ученики записывают команды Робота и вместе с учителем выполняют задание.

414

За выполнение задания учитель ставит оценки в журнал.

  1.  

Постановка домашнего задания

Откройте дневники и запишите домашнее задание. Слайд 22:

У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:

1. возведи в квадрат

2. прибавь 1

Первая из них возводит число на экране в квадрат, вторая – увеличивает его на 1. Запишите порядок команд в программе получения из 1 числа 10, содержащей не более 4 команд, указывая лишь номера команд.

(Например, программа 12122

это программа

возведи в квадрат

прибавь 1

возведи в квадрат

прибавь 1

прибавь 1

которая преобразует число 1 в 6.)

2 мин

Ученики записывают домашнее задание в дневник и условие задачи в тетрадь.

  1.  

Подведение итогов

Сегодня на уроке вы познакомились с линейным алгоритмом, порешали задачи на линейный алгоритм и ГРИС.

Ребята посмотрите внимательно и выберите  те термины, с которыми мы сегодня познакомились на уроке. И дайте и определение. Молодцы! Спасибо за урок. Можете быть свободны.

3

мин

Учитель открывает облако слов. Ученики поднимают руку и отвечают по очереди. Собираются и идут на следующий урок.


Y =

Y =


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26662. Высотная поясность, высотная зональность 43 KB
  Высотный пояс высотная ландшафтная зона единица высотнозонального расчленения ландшафтов в горах. Высотный пояс образует полосу сравнительно однородную по природным условиям часто прерывистую Характеристика явления Высотная поясность объясняется изменением климата с высотой: на 1 км подъёма температура воздуха снижается в среднем на 6 C уменьшается давление воздуха его запылённость возрастает интенсивность солнечной радиации до высоты 2 3 км увеличивается облачность и количество осадков. По мере нарастания высоты происходит смена...
26663. Географическая оболочка 31.5 KB
  Взаимное проникновение друг в друга слагающих географическую оболочку Земли газовой водной живой и минеральных оболочек и их взаимодействие определяет целостность географической оболочки. Знание закона целостности географической оболочки имеет большое практическое значение. Изменение одной из оболочек географической оболочки отражается и на всех других. Он характеризовался ведущей ролью живых существ в развитии и формировании географической оболочки.
26664. Географи́ческая оболо́чка 45 KB
  Земная кора Земная кора это верхняя часть твёрдой земли. Температура убывает с ростом высоты со средним вертикальным градиентом 065 100 м За нормальные условия у поверхности Земли приняты: плотность 12 кг м3 барометрическое давление 10134 кПа температура плюс 20 C и относительная влажность 50 . Гидросфера Гидросфера совокупность всех водных запасов Земли.
26665. Геосистема 28 KB
  σύστημα целое составленное из частей фундаментальная категория геоэкологии обозначающая совокупность компонентов географической оболочки объединённых потоками энергии и вещества. Геосистемы – это природногеографические единства всех возможных категорий от планетарной геосистемы географической оболочки до элементарной геосистемы физикогеографической фации определение В. Сочавы Масштаб геосистем Выделяют три уровня геосистем: Глобальная геосистема синоним географической оболочки. Региональная геосистема представляет собой...
26666. Эстетическая ценность урбанизированного ландшафта 1.67 MB
  Нами было выявлено несколько конструктивных ошибок большинства авторов: склонность к популяризации научных изысканий изложения работ отталкивание от философских категорий непрактичный аспект конфликтность оперируемых понятий игнорирование факта раздела восприятия человека на три уровня. В частности в медицине и психологии уже существуют некоторые представления о психофизическом воздействии цвета на организм человека.3 Оперирование древними инстинктами человека в современном рекламном дизайне Глава 3. Интерпретировать факторы восприятия...
26667. Экологические проблемы нефтедобывающей промышленности 8.38 MB
  Историческая справка о нефти. Возникновение нефти . Добыча нефти и газа . Современная технология добычи нефти .
26668. Утилизация и захоронение РАО в Архангельской области (Миронова гора) 12.32 KB
  Об этом на последнем заседании координационного совета по вопросам организации мероприятий по охране окружающей среды сообщил начальник отдела ядерной и радиационной безопасности Севмашпредприятия Михаил Малинин. Горожанам думается небесполезно узнать что специалистами ФГУП ВНИИпромтехнологии в свое время были разработаны мероприятия по организации санитарнопропускного режима и созданию системы непрерывного радиационного контроля физической защиты систем энергопитания и связи на Мироновой горе. В частности член координационного...
26669. Антропогенные опасности на территории Архангельской области 74.84 KB
  Ломоносова Естественногеографический факультет Географии и геоэкологии Реферат на тему: Антропогенные опасности на территории Архангельской области Выполнил: студент 4 курса отделения природопользования ...
26670. Воздействие нефтедобычи в НАО на многолетние мерзлые породы 17.11 KB
  В Государственном докладе О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2005 году отмечается что наибольший суммарный объем выбросов в атмосферу зафиксирован для предприятий по добыче сырой нефти и нефтяного попутного газа – 41 млн. м свежей воды в том числе при добыче сырой нефти и природного газа – 7015 млн. Аэробная зона – источник выделения углекислого газа образующегося при разложении органики в кислородной среде а анаэробная зона продуцирует метан. Парниковый эффект метана превышает действие равного количества...