53686

Технология обработки баз данных. Основные понятия и возможности. Работа с готовой базой данных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Образовательные: Сформировать представления о назначении и области применения баз данных. Сформировать основные понятия темы База данных Информационная система Система управления базами данных СУБД.

Русский

2014-03-02

75 KB

4 чел.

Конспект урока по информатике (2 академических часа)

выполнила студентка 4 курса группы Ф-41

Позолотина Марина Павловна

Тема урока: «Технология обработки баз данных. Основные понятия и возможности. Работа с готовой базой данных»

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного его закрепления;

Цели:

Образовательные: 

1. Сформировать представления о назначении и области применения баз данных.

2. Сформировать основные понятия темы («База данных»,  «Информационная система», «Система управления базами данных (СУБД)»).

3. Сформировать представления об основных функциональных возможностях СУБД.

4. Научить применять полученные знания при работе с готовой базой данных.

5. Расширять знания в области информационных технологий.

Воспитательные: 

1. Создать условия для  воспитания дисциплину посредством различных методических приёмов.

2. Создать условия для формирования устойчивого интереса на уроке.

Развивающие: 

1. Продолжать работу по развитию мышления учащихся;

2. Продолжать работу по формированию навыков работы на компьютере.

Оборудование:

Программное средство Microsoft Access

База данных, созданная в MS Access

Проектор

Литература:

Шепелева А.Х., Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие:8-9 классы –М.:ВАКО, 2009

План урока

Этап

Время, мин

Приемы и методы

1. Организационный

1-2

Сообщение учителя

2. Повторение ранее изученного. Мотивация к изучению нового материала

5-10

Устный опрос, беседа

3. Изучение нового материала

25-30

Рассказ. Беседа. Записи на доске и в тетради. Работа с учебником. Демонстрации с использованием компьютера.

4. Практическая работа с готовой базой данных

30-35

Работа с компьютером

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание

5-7

Ответы на вопросы. Записи на доске и в дневнике.

 

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

2.

3.

4.

5.

Организационный момент

- приветствие класса;

- отметить отсутствующих.

Ребята, как вы знаете, в результате жизнедеятельности людей накапливается большое количество информационных ресурсов, работа с которыми требует больших затрат времени и сил.  

А можете ли вы привести мне примеры больших объемов информации?

Перед нами проблема – как осуществлять поиск, как получать необходимые данные за короткий промежуток времени?

Всю информацию структурируют, приводят в систему.

В какой форме удобнее всего представлять информацию, а затем и работать с ней?

А может ли использование компьютера облегчить нашу задачу?

Какое программное средство (уже изученное нами) мы сможем использовать, чтобы структурировать информацию и представить ее в виде, удобном для работы?

Все правильно, мы все время структурируем информацию. И сегодня мы с вами изучим еще один способ обработки информации.

Открываем тетради и записываем число и тему урока.

Технология обработки баз данных. Основные понятия и возможности.

А каким же образом в этом разделе называют структурированную информацию? Сейчас мы с вами и узнаем. Открываем учебник.

Давайте прочитаем определение –

База данных – это совокупность данных, которые обладают свойствами структурированности и взаимосвязанности, а также независимости от прикладных программ.

А сейчас давайте выделим ключевые слова.

А сейчас запишем определение в тетради

Запишем в тетради: Основное назначение информационных систем и баз данных: хранение, поиск, внесение изменений, группировка и сортировка данных (манипулирование данными).

ИС создаются по определенным отраслям, например системы кадров, системы бухгалтерии и т. Но все они обладают некоторыми общими свойствами.

Как вы считаете, какими?

Исходя из определения, какое свойство мы можем назвать?

Свойства:

1. Назначение: сбор, хранение и обработка информации.

2. Хранение и доступ к данным.

Что немаловажно для пользователя при работе с программой?

3. Удобный и понятный интерфейс.

Прежде чем рассмотреть какую - либо БД, мы должны освоить понятие информационной структуры.

Существуют три вида структур:

  •  реляционная – использование таблиц в качестве основы для систематизации данных. Элементы системы располагаются по строкам, а свойства объекта по столбцам. Пересечение дает значение элементов системы;
    •  иерархическая – выстраивает элементы в виде дерева. Ключевым является одно понятие. Остальные элементы, соподчиненные друг другу;
    •  сетевая – имеет разветвленную связь  многих ко многим. (более конкретно изучим, когда будем рассматривать коммуникационные технологии.

Мы рассмотрели информационные структуры, теперь переходим к непосредственному изучению баз данных.

Еще раз прочитаем определение БД

Классификация баз данных:

1. По характеру хранимой информации: фактографические и документальные.

2. По способу хранения данных: централизованные и распределенные.

3. По структуре организации данных: реляционные (табличные), иерархические и сетевые.

Давайте рассмотрим реляционные БД.

Можете ли вы привести примеры?

Мы настолько привыкли к таблицам, что обычно не требуется никому объяснять, как ими пользоваться. 

А давайте рассмотрим, как называются столбцы и строи таблицы в базах данных.

В реляционных БД строка таблицы называется записью, а столбец — полем.

(Таблица на доске)

Название кабинета

Номер

Класс

Учитель

Укомплек-

тованность

Информатики

35

10

Иванова

Да

Одна запись содержит информацию об одном объекте. Например, одна запись о каком-либо объекте — это информация о кабинете информатики.

 Поля — это различные характеристики (иногда говорят — атрибуты) объекта. Значения полей в одной строчке относятся к одному объекту.

С каждым полем связано еще одно очень важное свойство – тип поля. Тип определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях. В реляционных базах данных используются четыре основных типа полей:

    - Числовой тип имеют поля, значения которых могут быть только числами. Например, в БД «Школа» два поля числового типа: Номер, Класс.

   - Символьный тип имеют поля, в которых будут храниться символьные последовательности (слова, тексты, коды и т.п.). Примерами символьных полей являются поля Название кабинета,Учитель

    - Тип «дата» имеют поля, содержащие календарные даты в форме «день/месяц/год» (в некоторых случаях используется американская форма: месяц/день/год).

    - Логический тип соответствует полю, которое может принимать всего два значения: «да» — «нет» или «истина» — «ложь» или (по-английски) «true» — «false». Поле Укомплектованность.

А теперь давайте рассмотрим, как же управлять БД?

Обращение к БД и управление БД осуществляется с помощью Системы Управления Базой Данных (СУБД).

Основные функции: описание структуры баз данных, обработка данных и управление данными.

СУБД позволяет выполнять 4 простейшие операции с данными:

  •  Добавлять в таблицу одну или несколько записей. А что такое запись?
  •  Удалять из таблицы одну или несколько записей.
  •  Обновлять значения некоторых полей в одной или нескольких записях.
  •  Находить одну или несколько записей, удовлетворяющих заданному условию.

Включаем проектор и демонстрируем программную среду MS Access

Показываем, что интерфейс этой программы подобен другим программам покате MS Office.

При запуске Access появляется главное окно. Для того, чтобы открыть существующую БД воспользуемся одним из трех способов _Файл – Открыть - …

Рассказываем о панели инструментов.

Затем показываем и говорим об окне базы данных, которое позволяет получить доступ ко всем объектам БД.

А сейчас мы с вами будем работать с готовой БД, но на следующем уроке вы уже сами научитесь составлять БД.

Пересаживаемся за компьютеры.

Найдем в папке Информатика папку своего класса, ищем документ bazadan.mdb 

Перед вами база данных, созданная в программной среде MS Access.

Какую информацию содержит БД?

Какие поля и записи вы можете назвать?

Какие типы данных есть в данной БД?

А сейчас давайте добавим еще одну запись в нашу БД.

Внесите в БД класса свои данные с учетом алфавитного списка. Каким по списку вы являетесь?

Давайте попытаемся отсортировать нашу БД по имени. А сейчас в какой строке сверху находятся Ваши данные?

А сейчас давайте удалим Вашу запись.

Небольшая самостоятельная работа

Запишите на листке (выдать с заранее) ответы на данные вопросы

Определите, кто самый высокий в классе?

А кто самый старший?

Вам нужно составить список учащихся для получения паспорта. Удалите фамилии всех, кто младше 14 лет. Напишите список тех, кто паспорт получит.

Итак, давайте выделим главное, что мы сегодня должны запомнить?

Как мы можем сказать, что такое база данных?

А зачем они нам нужны?

С помощью чего мы можем управлять БД?

Какие основные функции существуют у СУБД?

Читать записи, составить в тетради собственную БД «Мои друзья», знать, что такое поле, запись,  основные типы данных.

Картотеки библиотек, архивы документов, законодательные акты…

Ответы детей

В виде схемы, таблицы.

Да

Microsoft Excel

Записи в тетради

Работа с учебником

Совокупность, структурированность и взаимосвязанность

Работа в тетради

Работа в тетради

Ответы

Наталкиваем на 1 св-во, затем на второе, параллельно записываем в тетради.

Запись в тетради

Расписание уроков

Парообразование

Испарение  Кипение

Электронный журнал…

Записать в тетрадь!

Дневник, журнал

Записать в тетрадь!

Записать в тетрадь

Строка

Конец первого урока

Демонстрация через проектор основных возможностей программы.

Учащиеся садятся за компьютеры.

Ответы учащихся

Можно показать примеры действий для учеников с помощью проектора, а затем непосредственно проверять правильность действий учеников

 

Домашнее задание


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39594. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАБОТЫ СТАНЦИИ БОЙНЯ МОСКОВСКО-КУРСКОГО ЦЕНТРА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ 2.13 MB
  В успешном решении задач полного удовлетворения потребностей государства в перевозках ведущая роль отводится железным дорогам и их основным линейным подразделениям – станциям, которые предназначены для организации перевозок грузов, пассажиров и багажа. Именно на железнодорожных станциях начинается и завершается перевозочный процесс.
39595. Разработка основных принципов организации работы станции 1.2 MB
  Сортировочные станции предназначены для массовой переработки вагонов и формирования поездов в соответствии с общесетевым планом формирования. Формирование на сортировочных станциях сквозных поездов дает возможность пропускать эти поезда без переработки через многие участковые и некоторые попутные сортировочные станции что ускоряет доставку грузов оборот вагонов и снижает себестоимость перевозок. На сортировочных станциях выполняются также операции с транзитными грузовыми поездами ремонт вагонов экипировка локомотивов снабжение льдом...
39597. ЗАЩИТА АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ЭКЦЕНТРИСИТЕТА РОТОРА 443.5 KB
  ЗАЩИТА АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ЭКЦЕНТРИСИТЕТА РОТОРА Актуальность проблемы. Как показывает практика эксплуатации асинхронных двигателей АД до 3050 из них длительное время работают со статическим эксцентриситетом ротора. Происходит ускоренное тепловое старение изоляции с последующим коротким замыканием в обмотке статора или повреждением обмотки ротора [1]. В данной статье рассматривается устройство лишенное большинства из этих недостатков а также методика оценки потерь в АД при эксцентриситете ротора.
39598. Разработка устройства для спектрального анализа процессов в электроэнергетических системах 1.24 MB
  Анализ целого ряда аварийных и анормальных режимов работы элементов электроэнергетической системы а также устройств для их исследования показал что для решения значительной части этих задач требуется новое техническое решение которое позволило бы для анализа спектра исследуемого сигнала использовать широко распространенные в учебных заведениях и на производстве приборы или аппараты например персональные компьютеры. СОДЕРЖАНИЕ Перечень условных обозначений 7 Введение 8 Область использования спектрального анализа в энергосистемах 11...
39599. ДВУХЛУЧЕВОЙ ОСЦИЛЛОГРАФ НА БАЗЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА 129.5 KB
  Торайгырова было разработано программное обеспечение далее – ПО СПЕКТРПК 1 которое позволяет решать измерительные задачи практически любой сложности: просмотр записанного сигнала на мониторе; проведение измерение основных параметров сигнала: амплитуды длительности частоты; увеличение масштаба отображения интересующей части сигнала; математическое преобразование сигнала выпрямление однопериодное выпрямление добавление постоянной составляющей интегрирование и т.; проведение спектрального анализа различными методами...
39600. Нейронные сети 545.86 KB
  Рост популярности обучающихся алгоритмов обусловлен тем что для подавляющего большинства практических проблем невозможно определить строгую конечную последовательность действий которая бы привела к оптимальному решению поставленных задач. Искусственные нейронные сети ИНС – это математические модели а также их программные или аппаратные реализации построенные по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей – сетей нервных клеток живого организма. В виду большого разнообразия типов ИНС приведенных в [Хайкин] для...
39602. Система видеонаблюдения пространственно разнесенных объектов 2.27 MB
  Цель работы – спроектировать линейную часть системы видеонаблюдения пространственно разнесённых объектов. Проанализированы различные сетевые модели систем видеонаблюдения разработана структурная схема системы видеонаблюдения пространственно разнесенных объектов рассчитаны основные параметры разработанной системы. В дипломном проекте приводится техникоэкономическое обоснование разработки системы видеонаблюдения пространственно разнесенных объектов. Рассчитана цена разработки и внедрения системы определена смета работ.