53686

Технология обработки баз данных. Основные понятия и возможности. Работа с готовой базой данных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Образовательные: Сформировать представления о назначении и области применения баз данных. Сформировать основные понятия темы База данных Информационная система Система управления базами данных СУБД.

Русский

2014-03-02

75 KB

4 чел.

Конспект урока по информатике (2 академических часа)

выполнила студентка 4 курса группы Ф-41

Позолотина Марина Павловна

Тема урока: «Технология обработки баз данных. Основные понятия и возможности. Работа с готовой базой данных»

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного его закрепления;

Цели:

Образовательные: 

1. Сформировать представления о назначении и области применения баз данных.

2. Сформировать основные понятия темы («База данных»,  «Информационная система», «Система управления базами данных (СУБД)»).

3. Сформировать представления об основных функциональных возможностях СУБД.

4. Научить применять полученные знания при работе с готовой базой данных.

5. Расширять знания в области информационных технологий.

Воспитательные: 

1. Создать условия для  воспитания дисциплину посредством различных методических приёмов.

2. Создать условия для формирования устойчивого интереса на уроке.

Развивающие: 

1. Продолжать работу по развитию мышления учащихся;

2. Продолжать работу по формированию навыков работы на компьютере.

Оборудование:

Программное средство Microsoft Access

База данных, созданная в MS Access

Проектор

Литература:

Шепелева А.Х., Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие:8-9 классы –М.:ВАКО, 2009

План урока

Этап

Время, мин

Приемы и методы

1. Организационный

1-2

Сообщение учителя

2. Повторение ранее изученного. Мотивация к изучению нового материала

5-10

Устный опрос, беседа

3. Изучение нового материала

25-30

Рассказ. Беседа. Записи на доске и в тетради. Работа с учебником. Демонстрации с использованием компьютера.

4. Практическая работа с готовой базой данных

30-35

Работа с компьютером

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание

5-7

Ответы на вопросы. Записи на доске и в дневнике.

 

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

2.

3.

4.

5.

Организационный момент

- приветствие класса;

- отметить отсутствующих.

Ребята, как вы знаете, в результате жизнедеятельности людей накапливается большое количество информационных ресурсов, работа с которыми требует больших затрат времени и сил.  

А можете ли вы привести мне примеры больших объемов информации?

Перед нами проблема – как осуществлять поиск, как получать необходимые данные за короткий промежуток времени?

Всю информацию структурируют, приводят в систему.

В какой форме удобнее всего представлять информацию, а затем и работать с ней?

А может ли использование компьютера облегчить нашу задачу?

Какое программное средство (уже изученное нами) мы сможем использовать, чтобы структурировать информацию и представить ее в виде, удобном для работы?

Все правильно, мы все время структурируем информацию. И сегодня мы с вами изучим еще один способ обработки информации.

Открываем тетради и записываем число и тему урока.

Технология обработки баз данных. Основные понятия и возможности.

А каким же образом в этом разделе называют структурированную информацию? Сейчас мы с вами и узнаем. Открываем учебник.

Давайте прочитаем определение –

База данных – это совокупность данных, которые обладают свойствами структурированности и взаимосвязанности, а также независимости от прикладных программ.

А сейчас давайте выделим ключевые слова.

А сейчас запишем определение в тетради

Запишем в тетради: Основное назначение информационных систем и баз данных: хранение, поиск, внесение изменений, группировка и сортировка данных (манипулирование данными).

ИС создаются по определенным отраслям, например системы кадров, системы бухгалтерии и т. Но все они обладают некоторыми общими свойствами.

Как вы считаете, какими?

Исходя из определения, какое свойство мы можем назвать?

Свойства:

1. Назначение: сбор, хранение и обработка информации.

2. Хранение и доступ к данным.

Что немаловажно для пользователя при работе с программой?

3. Удобный и понятный интерфейс.

Прежде чем рассмотреть какую - либо БД, мы должны освоить понятие информационной структуры.

Существуют три вида структур:

  •  реляционная – использование таблиц в качестве основы для систематизации данных. Элементы системы располагаются по строкам, а свойства объекта по столбцам. Пересечение дает значение элементов системы;
    •  иерархическая – выстраивает элементы в виде дерева. Ключевым является одно понятие. Остальные элементы, соподчиненные друг другу;
    •  сетевая – имеет разветвленную связь  многих ко многим. (более конкретно изучим, когда будем рассматривать коммуникационные технологии.

Мы рассмотрели информационные структуры, теперь переходим к непосредственному изучению баз данных.

Еще раз прочитаем определение БД

Классификация баз данных:

1. По характеру хранимой информации: фактографические и документальные.

2. По способу хранения данных: централизованные и распределенные.

3. По структуре организации данных: реляционные (табличные), иерархические и сетевые.

Давайте рассмотрим реляционные БД.

Можете ли вы привести примеры?

Мы настолько привыкли к таблицам, что обычно не требуется никому объяснять, как ими пользоваться. 

А давайте рассмотрим, как называются столбцы и строи таблицы в базах данных.

В реляционных БД строка таблицы называется записью, а столбец — полем.

(Таблица на доске)

Название кабинета

Номер

Класс

Учитель

Укомплек-

тованность

Информатики

35

10

Иванова

Да

Одна запись содержит информацию об одном объекте. Например, одна запись о каком-либо объекте — это информация о кабинете информатики.

 Поля — это различные характеристики (иногда говорят — атрибуты) объекта. Значения полей в одной строчке относятся к одному объекту.

С каждым полем связано еще одно очень важное свойство – тип поля. Тип определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях. В реляционных базах данных используются четыре основных типа полей:

    - Числовой тип имеют поля, значения которых могут быть только числами. Например, в БД «Школа» два поля числового типа: Номер, Класс.

   - Символьный тип имеют поля, в которых будут храниться символьные последовательности (слова, тексты, коды и т.п.). Примерами символьных полей являются поля Название кабинета,Учитель

    - Тип «дата» имеют поля, содержащие календарные даты в форме «день/месяц/год» (в некоторых случаях используется американская форма: месяц/день/год).

    - Логический тип соответствует полю, которое может принимать всего два значения: «да» — «нет» или «истина» — «ложь» или (по-английски) «true» — «false». Поле Укомплектованность.

А теперь давайте рассмотрим, как же управлять БД?

Обращение к БД и управление БД осуществляется с помощью Системы Управления Базой Данных (СУБД).

Основные функции: описание структуры баз данных, обработка данных и управление данными.

СУБД позволяет выполнять 4 простейшие операции с данными:

  •  Добавлять в таблицу одну или несколько записей. А что такое запись?
  •  Удалять из таблицы одну или несколько записей.
  •  Обновлять значения некоторых полей в одной или нескольких записях.
  •  Находить одну или несколько записей, удовлетворяющих заданному условию.

Включаем проектор и демонстрируем программную среду MS Access

Показываем, что интерфейс этой программы подобен другим программам покате MS Office.

При запуске Access появляется главное окно. Для того, чтобы открыть существующую БД воспользуемся одним из трех способов _Файл – Открыть - …

Рассказываем о панели инструментов.

Затем показываем и говорим об окне базы данных, которое позволяет получить доступ ко всем объектам БД.

А сейчас мы с вами будем работать с готовой БД, но на следующем уроке вы уже сами научитесь составлять БД.

Пересаживаемся за компьютеры.

Найдем в папке Информатика папку своего класса, ищем документ bazadan.mdb 

Перед вами база данных, созданная в программной среде MS Access.

Какую информацию содержит БД?

Какие поля и записи вы можете назвать?

Какие типы данных есть в данной БД?

А сейчас давайте добавим еще одну запись в нашу БД.

Внесите в БД класса свои данные с учетом алфавитного списка. Каким по списку вы являетесь?

Давайте попытаемся отсортировать нашу БД по имени. А сейчас в какой строке сверху находятся Ваши данные?

А сейчас давайте удалим Вашу запись.

Небольшая самостоятельная работа

Запишите на листке (выдать с заранее) ответы на данные вопросы

Определите, кто самый высокий в классе?

А кто самый старший?

Вам нужно составить список учащихся для получения паспорта. Удалите фамилии всех, кто младше 14 лет. Напишите список тех, кто паспорт получит.

Итак, давайте выделим главное, что мы сегодня должны запомнить?

Как мы можем сказать, что такое база данных?

А зачем они нам нужны?

С помощью чего мы можем управлять БД?

Какие основные функции существуют у СУБД?

Читать записи, составить в тетради собственную БД «Мои друзья», знать, что такое поле, запись,  основные типы данных.

Картотеки библиотек, архивы документов, законодательные акты…

Ответы детей

В виде схемы, таблицы.

Да

Microsoft Excel

Записи в тетради

Работа с учебником

Совокупность, структурированность и взаимосвязанность

Работа в тетради

Работа в тетради

Ответы

Наталкиваем на 1 св-во, затем на второе, параллельно записываем в тетради.

Запись в тетради

Расписание уроков

Парообразование

Испарение  Кипение

Электронный журнал…

Записать в тетрадь!

Дневник, журнал

Записать в тетрадь!

Записать в тетрадь

Строка

Конец первого урока

Демонстрация через проектор основных возможностей программы.

Учащиеся садятся за компьютеры.

Ответы учащихся

Можно показать примеры действий для учеников с помощью проектора, а затем непосредственно проверять правильность действий учеников

 

Домашнее задание


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51794. Художня культура України ХІХ століття 37.5 KB
  Варіант 1 ІІІ рівні репродуктивний рівень05 балів 1.: а Остап Вересай б Козак Мамай в Архип Куїнджі ІІІ рівень репродуктивно – творчий рівень1 бал Перелічіть видатних художників –українців І пол. ІV рівень творчий рівень1 бал Чим відрізняється репертуар театру корифеїв від репертуару стаціонарного театру У чому полягають досягнення української музичної культури ХІХ ст.Шевченка Варіант 2 ІІІ рівні...
51795. Українська мова у світі 57.5 KB
  Мета: подати інформацію про звучання української мови в світі – в Україні та за її межами; формувати відчуття причетності до світового українства й переконаність у тому що доля української мови та зміцнення української державності нерозривно пов’язані; розвивати логічне мислення увагу пам’ять емоційну й естетичну сфери. Він постачав письменникові документи і факти для його відомої праці “Історія Карла ХІІâ€ де в різкій формі було порушено проблему української волі. Великий сатирик Вольтер причину занепаду української найродючішої в...
51796. ЛЕГЕНДИ СВІТОВОЇ РОК - МУЗИКИ 302.5 KB
  формувати вміння відрізняти справжні музичні шедеври від малозмістовних творів з низькими художніми якостями; висловлювати власне судження про творчість рок і поп музикантів звучання музичних творів; розвивати вокально – хорові навички слухацьку уяву; розвивати інтерес до різних напрямів поп та рок музики; виховувати естетичний смак учнів ФОРМУВАННЯ КОМПЕТЕНЦІЙ: ТВОРЧОЇ МУЗИЧНОЇ ЖИТТЄВОЇ МУЗИЧНИЙ МАТЕРІАЛ: Е. ТИП УРОКУ: комбінований ХІД УРОКУ Учні...
51799. Требования к кабинету информатики и техника безопасности 30 KB
  Фронтальный опрос В кабинете КВТ должно быть: журнал инструктажа учащихся по охране труда аптечка первой помощи средства пожаротушения журнал отказов машин и их ремонта инвентарная книга размещение КВТ не допускается: в подвальных и цокольных помещениях Площадь на одно рабочее место в КВТ должно быть не менее 60 кв. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии: 600 700 мм Непрерывная работа за компьютером для учащихся 25 классов не должна превышать: 15 минут Общая...
51801. Прощання зі школою: зіркова подорож 91 KB
  Під супровід повільної ліричної мелодії розпочинає учитель урок. Учитель: Синее небо усыпано звёздами. Царит торжественно волненье Любовь успех и настоящее везенье Учитель: Я думаю вы обратили внимание на один из кадров тайной съёмки. Учитель: У каждого человека как утверждает легенда два берега – от одного человек уплывает к другому непременно причаливает.
51802. Потреби й права споживача. Раціональна поведінка. Оцінка корисності споживчого блага та бюджет корисності 104 KB
  Ціль споживача мати максимальну корисність від споживання товарів і послуг. Споживачу зацікавленому в задоволенні своїх потреб з найменшими витратами обмежених засобів доводиться задумуватися над наступними питаннями: на що в першу чергу витратити свої доходи Споживач оцінює товар або послугу насамперед з погляду їхньої корисності Корисність – це суб'єктивне відчуття задоволеності від споживання блага Корисність кожного блага має свої критерії. Наприклад корисність одягу проявляється в розмірі кольорі дизайні; корисність продуктів...