53688

Информационные процессы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Ввести понятие информационных процессов познакомить учащихся с понятиями: источник и приемник информации канал связи носитель информации исполнитель. Задачи: Образовательная: изучить понятия: информационные процессы виды информационных процессов; изучить способы хранения передачи и обработки информации; научить приводить примеры получения передачи и обработки информации; научить учеников решать практические задачи на использование изученных понятий. Что такое информация для человека Назовите некоторые...

Русский

2014-03-02

136 KB

0 чел.

Конспект урока по информатике в 8 классе

Тема урока: Информационные процессы.

 

Цели  урока: Ввести понятие информационных процессов, познакомить учащихся с понятиями: источник и приемник информации, канал связи, носитель

информации, исполнитель.

 Задачи:

Образовательная: изучить понятия: «информационные процессы», «виды информационных процессов»; изучить способы хранения, передачи и обработки информации; научить приводить примеры получения, передачи и обработки информации; научить учеников решать практические задачи на использование изученных понятий.  

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету; воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе.

Развивающая: развивать умения выделять главное,  обобщать полученные знания; развивать аналитические умения;  

Тип урока: Урок изучения новых знаний.

Методы и формы обучения: Словесный, объяснительно-иллюстрированный метод, коллективная форма обучения.

Средства обучения: презентация на основе материала из учебника Семакина И. Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 8 класса.

Ход урока:

  1.  Приветствие и организационный момент (1-2 мин)
  2.  Проверка домашнего задания. (5-7 мин)
  3.  Объяснение нового материала. (20 мин)
  4.  Закрепление нового материала. (6-7 мин)
  5.  Подведение итогов, домашнее задание. (3-5 мин)

Приветствие и организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь! Кто сегодня дежурный, скажите отсутствующих. Сегодня на уроке мы начнём знакомство с новой темой: «Информационные процессы».

Проверка домашнего задания.

Учитель: Прежде чем мы начнем изучать новую тему давайте проверим домашнюю работу. (Учащимся предлагается письменно ответить на несколько вопросов).

  1.   Что такое информация для человека? Назовите некоторые источники получения информации.

(Информация для человека – это знания, которые человек получает из различных источников: книги, газеты, радио, телевидение, от людей с которыми общаемся и т.д.).

  1.  Какую роль выполняют языки в информационной деятельности человека?

(Язык – это знаковый способ представления информации. Общение на языках – это процесс передачи информации в знаковой форме)

  1.  Что такое естественные и формальные языки?

(Естественный язык – это способ общения между людьми. Естественные языки имеют устную и письменную формы. Формальный язык – это язык какой-либо профессии или области знаний.

Объяснение нового материала.

Давайте подумаем, а что же можно делать с информацией? Учащимся предлагается записать в тетрадь то, что можно делать с информацией, а затем попросить нескольких учащихся озвучить их записи. После этого сообщить учащимся основные информационные процессы (хранение, передача и обработка информации).

Рассмотрим более подробнее эти процессы.

Хранение информации.

Люди хранят информацию либо в собственной памяти (иногда говорят – в «уме»), либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего на бумаге.

Память человека можно условно назвать оперативной. Здесь слово «оперативный» является синонимом слову «быстрый». Человек быстро воспроизводит сохраненные в памяти знания.

Передача информации.

Распространение информации между людьми происходит в процессе ее передачи. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения, компьютерной сети.

Чтобы осуществлялись передача и получение информации, необходимо наличие источника информации и ее приемника. Источник информации иногда называют отправителем или передатчиком, а приемника потребителем или получателем. Передача информации от источника к приемнику всегда происходит через какой-то канал передачи.

Обработка информации.

Под обработкой информации в информатике понимают любое преобразование информации. В результате обработки информации может быть получена новая информация (например, решив задачу, вы узнали скорость движения катера), а может и не получится (например, при переводе текста с русского языка на английский). Новая информация может быть получена только после обработки уже имеющейся исходной информации.

Вычисление – один из вариантов обработки информации. Новые данные получаются путём вычислений, выполненных над исходными данными.

Логические рассуждения – ещё один способ обработки информации. Новая информация выводится из исходных данных путём логических рассуждений.

Кодирование – это преобразование представления информации из одной символьной формы в другую, удобную для её хранения, передачи или обработки.

Сортировка информации – ещё один вид обработки информации.

Структурирование – организация данных по какому-либо правилу, связывающему их в единое целое.

Поиск информации.

Нам с вами очень часто приходится заниматься поиском информации: в словаре искать перевод иностранного слова, в телефонном справочнике - номер телефона, в железнодорожном расписании - время отправления поезда, в учебнике математики - нужную формулу, на схеме метро - маршрут движения, в библиотечном каталоге - сведения о нужной книге. Можно привести еще много примеров. Все это - процессы поиска информации на внешних носителях: книгах, схемах, таблицах, картотеках.

Закрепление нового материала.

Как в жизни происходит сбор, изменение, искажение и передача информации можно проследить, поиграв в незатейливые игры:

Игра 1. Испорченный телефон:

Группа делится на две команды, каждая выстраивается в ряд. Учитель первому в каждом ряду сообщает информацию, например слова `компьютер` и `алгоритм`, и они передаются по ряду каждому от второго до последнего:

  1.  шепотом на ушко, (остальные не слышат);
  2.  жестами, пантомимой (остальные с закрытыми глазами);
  3.  знаками, рисунками (остальные с закрытыми глазами).

Последний сообщает полученную информацию, и она сравнивается с первоначальной.

Обсудите ситуацию потери и искажения информации.

Опишите, какие действия с информацией (информационные процессы: хранение, передачи, обработки) будут выполнены учеником, если он:

  1.  Учит правило.     B) Решает у доски задачу.    C) Слушает музыку.     D) Пишет письмо E) Переводит текст с иностранного языка. F) Пишет диктант.

   Разгадайте информацию, зашифрованную ребусами:

Подведение итогов, домашнее задание.

Сегодня мы узнали что же делает человек с полученной информацией. Изучили виды информационных процессов: хранение, передача, обработка. Узнали, что человек хранит информацию в собственной памяти и на внешних носителях (Внутренняя и внешняя).

Д./З. Выучить параграф 3, стр. 17- 22 и  устно ответить на вопросы в конце параграфа.

В ходе выполнения домашнего задания, вы примените знания, полученные на уроке.

Спасибо всем за работу. Объявление оценок. Урок окончен, до свидания!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41512. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ 100 KB
  Качественные показатели использования вагонов и локомотивов. Подача вагонов по стыковым пунктам дорог где n число стыковых пунктов; . число вагонов переданных за сутки в сумме чётного и нечётного направлений. По каждому стыковому пункту выделяют общий приём Uпр состоящий из суммы приёма гружённых и порожних а также общую сдачу складывающуюся из сдачи гружёных и порожних вагонов .
41513. Психологія особистості керівника 311 KB
  Феномен керівника в історії розвитку суспільства Мотиваційна сфера особистості керівника Труднощі вимоги та обмеження у роботі керівників Якості і риси керівника Проблема статі в управлінні Ортобіоз особистості керівника Регресивний розвиток керівника та управлінська деформація 1.Феномен керівника в історії розвитку суспільства Давні історичні політичні та соціальні вчення Єгипту Китаю Греції Риму та інших країн відображали не лише основні риси ранніх типів суспільства а й певні характерологічні особливості правителів...
41514. ПСИХОЛОГІЧНІ ЧИННИКИ ОЦІНЮВАННЯ УПРАВЛІНСЬКИХ КАДРІВ 110.5 KB
  Роль оцінювання працівників у процесі управління Соціальнопсихологічні завдання оцінювання Оцінювання за головними параметрами діяльності класифікація характеристика елементів класифікації Установки і форми поведінки керівників під час оцінювання підлеглих Характеристика сучасного менеджера управлінця 1. Роль оцінювання працівників у процесі управління Оцінювання працівників є складовою процесу управління. Головна мета оцінювання: 1.
41515. УПРАВЛІНСЬКЕ КОНСУЛЬТУВАННЯ І БІЗНЕС 79 KB
  Специфіка найму і роботи штатних та зовнішніх управлінських консультантів Головні стилі роботи консультанта. Особливості діяльності консультантів. Специфіка найму і роботи штатних та швшнініх управлінських консультантів У розвинених країнах широко використовується особливий вид діяльності управлінське консультування. Зауважимо що жодна значна перебудова у фірмах Заходу не обходилась без запрошення консультантів.
41516. Соціальні та психологічні аспекти керівництва 147 KB
  Соціальні та психологічні аспекти керівництва Кадри управління. Кадри управління. Кадри управління є складовою частиною управління ця частина системи має: відповідну кваліфікацію. Зокрема керівників залежно від профілю колективів котрі вони очолюють прийнято поділяти на лінійних та функціональних а від рівня і місця в загальній системі управління господарством на керівників відповідних ланок управління вищої середньої низової ланок.
41517. Колегіальний підхід в прийнятті управлінських рішень 177.5 KB
  Функція планування передбачає рішення про те якими повинні бути цілі організації і що повинні робити члени організації щоб досягнути цих цілей. Стратегічне планування сприяє зниженню ризику під час прийняття рішення. Вторинна інформація це дані зібрані раніше для цілей що відмінні від цілей пов'язаних з вирішенням досліджуваної проблеми. Інтерес науковців до цієї проблеми зумовлений тим що в рішеннях фіксується вся сукупність відносин котрі виникають у процесі трудової діяльності і управління організацією.
41518. Основи групової самоорганізації 124.5 KB
  Думка щодо органічності суспільства і людини виражена шведським вченим Еммануїлом Сведенборгом 1688 1772: Існує чітка функціональна подібність між людством народом і окремим індивідом. А теоцентричний представник філософського езотеризму Володимир Олексійович Шмаков 1929 доводив виказану позицію раціональними методами: Вірно виявлена загальна ідея організму однаково застосовна до людини і суспільства але в останньому вона виявляється з більшою силою і багатоманіттям.тому і заперечення того що суспільство є організмом і повне...
41519. КОНФЛІКТИ В СИСТЕМІ УПРАВЛІННЯ ПСИХОЛОГІЧНА ПІДГОТОВКА ДО НОВОВВЕДЕНЬ 180 KB
  Поняття конфлікту. Поняття інновація та нововведення Головні передумови позитивного ставлення до нововведень 1 Поняття конфлікту. Позитивний ефект конструктивного конфлікту для окремої людини може виявлятися і в тощ' що при його вирішенні відбувається усунення внутрішнього психічного напруження і як наслідок буде знайдено вихід зі стану фрустрації. Під час аналізу конфлікту дуже важливо з'ясувати справжні причини його виникнення.
41520. ТЕОРЕТИЧНІ ОСНОВИ ПСИХОЛОГІЇ УПРАВЛІННЯ 112 KB
  Психологія управління на Заході Поняття про науку управління Поняття управління використовують у різних науках. Відповідно до трьох головних сфер розвитку об'єктивного світу нежива природа жива природа суспільство можна виокремити головні види управління: управління в неживій природі; управління в живій природі; управління у суспільстві.