53688

Информационные процессы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Ввести понятие информационных процессов познакомить учащихся с понятиями: источник и приемник информации канал связи носитель информации исполнитель. Задачи: Образовательная: изучить понятия: информационные процессы виды информационных процессов; изучить способы хранения передачи и обработки информации; научить приводить примеры получения передачи и обработки информации; научить учеников решать практические задачи на использование изученных понятий. Что такое информация для человека Назовите некоторые...

Русский

2014-03-02

136 KB

0 чел.

Конспект урока по информатике в 8 классе

Тема урока: Информационные процессы.

 

Цели  урока: Ввести понятие информационных процессов, познакомить учащихся с понятиями: источник и приемник информации, канал связи, носитель

информации, исполнитель.

 Задачи:

Образовательная: изучить понятия: «информационные процессы», «виды информационных процессов»; изучить способы хранения, передачи и обработки информации; научить приводить примеры получения, передачи и обработки информации; научить учеников решать практические задачи на использование изученных понятий.  

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету; воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе.

Развивающая: развивать умения выделять главное,  обобщать полученные знания; развивать аналитические умения;  

Тип урока: Урок изучения новых знаний.

Методы и формы обучения: Словесный, объяснительно-иллюстрированный метод, коллективная форма обучения.

Средства обучения: презентация на основе материала из учебника Семакина И. Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 8 класса.

Ход урока:

  1.  Приветствие и организационный момент (1-2 мин)
  2.  Проверка домашнего задания. (5-7 мин)
  3.  Объяснение нового материала. (20 мин)
  4.  Закрепление нового материала. (6-7 мин)
  5.  Подведение итогов, домашнее задание. (3-5 мин)

Приветствие и организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь! Кто сегодня дежурный, скажите отсутствующих. Сегодня на уроке мы начнём знакомство с новой темой: «Информационные процессы».

Проверка домашнего задания.

Учитель: Прежде чем мы начнем изучать новую тему давайте проверим домашнюю работу. (Учащимся предлагается письменно ответить на несколько вопросов).

  1.   Что такое информация для человека? Назовите некоторые источники получения информации.

(Информация для человека – это знания, которые человек получает из различных источников: книги, газеты, радио, телевидение, от людей с которыми общаемся и т.д.).

  1.  Какую роль выполняют языки в информационной деятельности человека?

(Язык – это знаковый способ представления информации. Общение на языках – это процесс передачи информации в знаковой форме)

  1.  Что такое естественные и формальные языки?

(Естественный язык – это способ общения между людьми. Естественные языки имеют устную и письменную формы. Формальный язык – это язык какой-либо профессии или области знаний.

Объяснение нового материала.

Давайте подумаем, а что же можно делать с информацией? Учащимся предлагается записать в тетрадь то, что можно делать с информацией, а затем попросить нескольких учащихся озвучить их записи. После этого сообщить учащимся основные информационные процессы (хранение, передача и обработка информации).

Рассмотрим более подробнее эти процессы.

Хранение информации.

Люди хранят информацию либо в собственной памяти (иногда говорят – в «уме»), либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего на бумаге.

Память человека можно условно назвать оперативной. Здесь слово «оперативный» является синонимом слову «быстрый». Человек быстро воспроизводит сохраненные в памяти знания.

Передача информации.

Распространение информации между людьми происходит в процессе ее передачи. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения, компьютерной сети.

Чтобы осуществлялись передача и получение информации, необходимо наличие источника информации и ее приемника. Источник информации иногда называют отправителем или передатчиком, а приемника потребителем или получателем. Передача информации от источника к приемнику всегда происходит через какой-то канал передачи.

Обработка информации.

Под обработкой информации в информатике понимают любое преобразование информации. В результате обработки информации может быть получена новая информация (например, решив задачу, вы узнали скорость движения катера), а может и не получится (например, при переводе текста с русского языка на английский). Новая информация может быть получена только после обработки уже имеющейся исходной информации.

Вычисление – один из вариантов обработки информации. Новые данные получаются путём вычислений, выполненных над исходными данными.

Логические рассуждения – ещё один способ обработки информации. Новая информация выводится из исходных данных путём логических рассуждений.

Кодирование – это преобразование представления информации из одной символьной формы в другую, удобную для её хранения, передачи или обработки.

Сортировка информации – ещё один вид обработки информации.

Структурирование – организация данных по какому-либо правилу, связывающему их в единое целое.

Поиск информации.

Нам с вами очень часто приходится заниматься поиском информации: в словаре искать перевод иностранного слова, в телефонном справочнике - номер телефона, в железнодорожном расписании - время отправления поезда, в учебнике математики - нужную формулу, на схеме метро - маршрут движения, в библиотечном каталоге - сведения о нужной книге. Можно привести еще много примеров. Все это - процессы поиска информации на внешних носителях: книгах, схемах, таблицах, картотеках.

Закрепление нового материала.

Как в жизни происходит сбор, изменение, искажение и передача информации можно проследить, поиграв в незатейливые игры:

Игра 1. Испорченный телефон:

Группа делится на две команды, каждая выстраивается в ряд. Учитель первому в каждом ряду сообщает информацию, например слова `компьютер` и `алгоритм`, и они передаются по ряду каждому от второго до последнего:

  1.  шепотом на ушко, (остальные не слышат);
  2.  жестами, пантомимой (остальные с закрытыми глазами);
  3.  знаками, рисунками (остальные с закрытыми глазами).

Последний сообщает полученную информацию, и она сравнивается с первоначальной.

Обсудите ситуацию потери и искажения информации.

Опишите, какие действия с информацией (информационные процессы: хранение, передачи, обработки) будут выполнены учеником, если он:

  1.  Учит правило.     B) Решает у доски задачу.    C) Слушает музыку.     D) Пишет письмо E) Переводит текст с иностранного языка. F) Пишет диктант.

   Разгадайте информацию, зашифрованную ребусами:

Подведение итогов, домашнее задание.

Сегодня мы узнали что же делает человек с полученной информацией. Изучили виды информационных процессов: хранение, передача, обработка. Узнали, что человек хранит информацию в собственной памяти и на внешних носителях (Внутренняя и внешняя).

Д./З. Выучить параграф 3, стр. 17- 22 и  устно ответить на вопросы в конце параграфа.

В ходе выполнения домашнего задания, вы примените знания, полученные на уроке.

Спасибо всем за работу. Объявление оценок. Урок окончен, до свидания!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85020. Различные природные явления и причины их возникновения. Общая характеристика природных явлений 40.01 KB
  Различные природные явления и причины их возникновения. Изучить оболочки Земли и процессы происходящие в оболочках а также различные природные явления оказывающие влияние на безопасность человека. Основные природные явления по месту их возникновения. Природные явления геологического происхождения.
85021. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера 32.54 KB
  Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера Цель урока. Сформировать у обучаемых целостное представление об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера о стихийных бедствиях и их возможных последствиях. Изучаемые вопросы Опасные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера.
85022. Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Защита населения от последствий землетрясений 37.22 KB
  Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Познакомить обучаемых с природным явлением геологического происхождения землетрясением объяснить причины возникновения землетрясения и порядок оценки его интенсивности. Познакомить учащихся с рекомендациями специалистов МЧС России о том как подготовиться к землетрясению как вести себя во время и после землетрясения чтобы обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих. Факторы оказывающие влияние на силу землетрясения.
85023. Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Защита населения 34.74 KB
  Вулканы извержение вулканов расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Познакомить учащихся с опасными явлениями которые возникают при извержении вулканов. Обсудить меры которые принимаются по защите населения от последствий извержения вулканов.
85024. Оползни, их последствия, защита населения. Обвалы и снежные лавины 34.3 KB
  Дать учащимся общее представление об оползнях и причинах их возникновения; познакомить с последствиями оползня; раскрыть организационные основы по защите населения от последствий оползней. Познакомить учащихся с обвалами и снежными лавинами причинами их возникновения; разобрать основные мероприятия проводимые по защите населения от последствий обвалов и снежных лавин. Изучаемые вопросы Оползни и причины их возникновения. Обвалы причины их возникновения возможные последствия.
85025. Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Защита населения от последствий ураганов и бурь 33.76 KB
  Защита населения от последствий ураганов и бурь Цель урока. Сформировать у учащихся представление об опасности ураганов и бурь для жизнедеятельности человека. Дать информацию об основных мероприятиях проводимых в стране по защите населения от последствий ураганов и бурь. Последствия ураганов и бурь.
85026. Смерчи и защита населения от них 31.37 KB
  Сформировать у учащихся представления об опасности последствий смерча для безопасности жизнедеятельности человека. Обсудить рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча. Рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча. Показать строение смерча: вихрь тромб ядро воронка.
85027. Аварии на взрывопожароопасных объектах экономики Тамбовской области. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на данных объектах 33.55 KB
  Аварии на взрывопожароопасных объектах экономики Тамбовской области. Систематизировать знания учащихся о взрыво и пожароопасных объектах познакомить их с возможными последствиями аварий на этих объектах и основными причинами их возникновения проиллюстрировать это на конкретном примере. Познакомить учащихся с общими мероприятиями проводимыми в нашей стране по защите населения от последствий аварий на взрыво и пожароопасных объектах а также с мероприятиями по повышению уровня безопасности функционирования взрыво и пожароопасных...
85028. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Обеспечение защиты населения от последствий аварий 34.02 KB
  Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Сформировать у обучаемых общее представление о гидродинамической аварии возможных причинах ее возникновения и возможных последствиях. Гидродинамические аварии и причины их возникновения. Дать определение гидродинамической аварии.