53688

Информационные процессы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Ввести понятие информационных процессов познакомить учащихся с понятиями: источник и приемник информации канал связи носитель информации исполнитель. Задачи: Образовательная: изучить понятия: информационные процессы виды информационных процессов; изучить способы хранения передачи и обработки информации; научить приводить примеры получения передачи и обработки информации; научить учеников решать практические задачи на использование изученных понятий. Что такое информация для человека Назовите некоторые...

Русский

2014-03-02

136 KB

0 чел.

Конспект урока по информатике в 8 классе

Тема урока: Информационные процессы.

 

Цели  урока: Ввести понятие информационных процессов, познакомить учащихся с понятиями: источник и приемник информации, канал связи, носитель

информации, исполнитель.

 Задачи:

Образовательная: изучить понятия: «информационные процессы», «виды информационных процессов»; изучить способы хранения, передачи и обработки информации; научить приводить примеры получения, передачи и обработки информации; научить учеников решать практические задачи на использование изученных понятий.  

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету; воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе.

Развивающая: развивать умения выделять главное,  обобщать полученные знания; развивать аналитические умения;  

Тип урока: Урок изучения новых знаний.

Методы и формы обучения: Словесный, объяснительно-иллюстрированный метод, коллективная форма обучения.

Средства обучения: презентация на основе материала из учебника Семакина И. Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 8 класса.

Ход урока:

  1.  Приветствие и организационный момент (1-2 мин)
  2.  Проверка домашнего задания. (5-7 мин)
  3.  Объяснение нового материала. (20 мин)
  4.  Закрепление нового материала. (6-7 мин)
  5.  Подведение итогов, домашнее задание. (3-5 мин)

Приветствие и организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь! Кто сегодня дежурный, скажите отсутствующих. Сегодня на уроке мы начнём знакомство с новой темой: «Информационные процессы».

Проверка домашнего задания.

Учитель: Прежде чем мы начнем изучать новую тему давайте проверим домашнюю работу. (Учащимся предлагается письменно ответить на несколько вопросов).

  1.   Что такое информация для человека? Назовите некоторые источники получения информации.

(Информация для человека – это знания, которые человек получает из различных источников: книги, газеты, радио, телевидение, от людей с которыми общаемся и т.д.).

  1.  Какую роль выполняют языки в информационной деятельности человека?

(Язык – это знаковый способ представления информации. Общение на языках – это процесс передачи информации в знаковой форме)

  1.  Что такое естественные и формальные языки?

(Естественный язык – это способ общения между людьми. Естественные языки имеют устную и письменную формы. Формальный язык – это язык какой-либо профессии или области знаний.

Объяснение нового материала.

Давайте подумаем, а что же можно делать с информацией? Учащимся предлагается записать в тетрадь то, что можно делать с информацией, а затем попросить нескольких учащихся озвучить их записи. После этого сообщить учащимся основные информационные процессы (хранение, передача и обработка информации).

Рассмотрим более подробнее эти процессы.

Хранение информации.

Люди хранят информацию либо в собственной памяти (иногда говорят – в «уме»), либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего на бумаге.

Память человека можно условно назвать оперативной. Здесь слово «оперативный» является синонимом слову «быстрый». Человек быстро воспроизводит сохраненные в памяти знания.

Передача информации.

Распространение информации между людьми происходит в процессе ее передачи. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения, компьютерной сети.

Чтобы осуществлялись передача и получение информации, необходимо наличие источника информации и ее приемника. Источник информации иногда называют отправителем или передатчиком, а приемника потребителем или получателем. Передача информации от источника к приемнику всегда происходит через какой-то канал передачи.

Обработка информации.

Под обработкой информации в информатике понимают любое преобразование информации. В результате обработки информации может быть получена новая информация (например, решив задачу, вы узнали скорость движения катера), а может и не получится (например, при переводе текста с русского языка на английский). Новая информация может быть получена только после обработки уже имеющейся исходной информации.

Вычисление – один из вариантов обработки информации. Новые данные получаются путём вычислений, выполненных над исходными данными.

Логические рассуждения – ещё один способ обработки информации. Новая информация выводится из исходных данных путём логических рассуждений.

Кодирование – это преобразование представления информации из одной символьной формы в другую, удобную для её хранения, передачи или обработки.

Сортировка информации – ещё один вид обработки информации.

Структурирование – организация данных по какому-либо правилу, связывающему их в единое целое.

Поиск информации.

Нам с вами очень часто приходится заниматься поиском информации: в словаре искать перевод иностранного слова, в телефонном справочнике - номер телефона, в железнодорожном расписании - время отправления поезда, в учебнике математики - нужную формулу, на схеме метро - маршрут движения, в библиотечном каталоге - сведения о нужной книге. Можно привести еще много примеров. Все это - процессы поиска информации на внешних носителях: книгах, схемах, таблицах, картотеках.

Закрепление нового материала.

Как в жизни происходит сбор, изменение, искажение и передача информации можно проследить, поиграв в незатейливые игры:

Игра 1. Испорченный телефон:

Группа делится на две команды, каждая выстраивается в ряд. Учитель первому в каждом ряду сообщает информацию, например слова `компьютер` и `алгоритм`, и они передаются по ряду каждому от второго до последнего:

  1.  шепотом на ушко, (остальные не слышат);
  2.  жестами, пантомимой (остальные с закрытыми глазами);
  3.  знаками, рисунками (остальные с закрытыми глазами).

Последний сообщает полученную информацию, и она сравнивается с первоначальной.

Обсудите ситуацию потери и искажения информации.

Опишите, какие действия с информацией (информационные процессы: хранение, передачи, обработки) будут выполнены учеником, если он:

  1.  Учит правило.     B) Решает у доски задачу.    C) Слушает музыку.     D) Пишет письмо E) Переводит текст с иностранного языка. F) Пишет диктант.

   Разгадайте информацию, зашифрованную ребусами:

Подведение итогов, домашнее задание.

Сегодня мы узнали что же делает человек с полученной информацией. Изучили виды информационных процессов: хранение, передача, обработка. Узнали, что человек хранит информацию в собственной памяти и на внешних носителях (Внутренняя и внешняя).

Д./З. Выучить параграф 3, стр. 17- 22 и  устно ответить на вопросы в конце параграфа.

В ходе выполнения домашнего задания, вы примените знания, полученные на уроке.

Спасибо всем за работу. Объявление оценок. Урок окончен, до свидания!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66334. Малювання фарбами. Оздобления новорічних iгpaшок, виготовлених iз солоного тіста 48 KB
  Вчитель пропонує учневі зачитати вірш Миколай Коли замерзла річка І став біленький гай Зійшов у темну нічку На землю Миколай. На кого схожий Святий Миколай На Діда Мороза На яке свято приходить Дід Мороз Новий Рік Що робить Дід Мороз...
66335. Сценарій презентації поетичної збірки В.Федорової «Місце під сонцем» 41 KB
  Вітаємо вас у цій світлиці, у цьому затишному куточку Красноріченського освітнього округу, де зібралися люди, небайдужі до чистоти духовних криниць, до натхненної творчої праці та наділені великою любов’ю до культурного розквіту нашого краю.
66336. ШКОЛА ЮНОГО ФЕНОЛОГА 12.94 MB
  Дерева хоч і не вкрилися листям але вже пробудилися від зимових холодів. Багряне та золоте листя вірна ознака осені. Буває що частина листя жовкне задовго до осінніх днів. Іноді жовте листя на кущах і деревах зявляється ще в середині літа коли сухо та спекотно.
66337. Фестиваль юних обдарувань 55 KB
  Оформлення: святковоуричисто прикрашений актовий зал; емблема; кольрові кульки; квіти; виставка творчих робіт поробок; Державний прапор України; грамоти призерам; картки творчих досягнень; стрічки домінантам: Інтелектуал року Ерудит року Творча особистість Золоті руки Спортсмен року...
66338. Фестиваль європейських країн 112 KB
  Віддавна народи світу Мають власні прапори Наче долю горду й світлу Піднімають дороги 3й учень. Наш водій обирається учень якому дається кермо та головний убір водія рушаймо Пісню заспіваймо Учні і вчитель співають пісню Голубий вагон муз.
66339. Polymerase Chain Reaction (PCR) 40 KB
  Two primers, each about 20 bases long with sequence complementary to the sequence immediately adjacent to the DNA segment of interest.
66340. Функционирование русского языка в Республике Казахстан. Безударные гласные в корне слова (проверяемые, непроверяемые) 84.5 KB
  Языков на свете очень много – свыше двух тысяч. Точно установить их количество пока не удалось. Язык – явление общественное, он создается на протяжении длительного исторического периода. Язык возник в глубокой древности в процессе совместной трудовой деятельности людей.
66341. Язык как система. Язык и речь. Разделение понятий язык и речь. Правописание звонких и глухих согласных 76.5 KB
  Первые люди не имели языка. Удивительно, не правда ли? Даже птицы и разные другие существа, едва появившись на свет, умеют «изъясняться» на своем языке. У человека все по-другому. Только что родившийся не умеет говорить, каждому ребенку нужно этому учиться.