53692

Объемные изображения в скульптуре. Тобольская резная кость

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Словарь: скульптура лепка рельеф План урока Организационный момент. Слово скульптура нам известно уже давно но вот какими возможностями обладает объёмное изображение какие виды скульптурных изображений существуют мы познакомимся сегодня на уроке. Скульптура древнейший вид искусства возникший на заре существования человечества. Что же представляет собой скульптура и чем она отличается от других видов искусства В живописи изображение создаётся красками на плоскости холста.

Русский

2014-03-02

62.5 KB

3 чел.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г.Нягань Тюменской области Ханты - Мансийского автономного округа - Югры

«Общеобразовательная средняя  школа № 3»

Конспект урока по изобразительному искусству

для 6 класса

«Объемные изображения в скульптуре. Тобольская резная кость»

подготовила

учитель  изобразительного искусства

Мефодий Галина Анатольевна

г. Нягань

2012 год

План открытого занятия (мастер – класса) по изобразительному искусству в 6 «б» классе: "Объемные изображения в скульптуре. Тобольская резная кость".

Подготовила и провела:  Мефодий Галина Анатольевна.

Цели:

  •  Познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного изображения, видами скульптурных изображений, связью объёма с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами;
  •  Учить создавать объёмные изображения животных, людей используя мыло;
  •  Воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству.
  •  формировать гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни, на участниках ярких событий из истории своей малой Родины;
  •  воспитание патриотизма, чувства хозяина, бережливого отношения к природе и памятникам старины;

Оборудование:

  •  Презентация по теме урока «Тобольская резная кость», фото – материал на тему «скульптурки из мыла».
  •  Изображения скульптурных форм.  Миниатюрки, выполненные учителем.
  •  Бумажные салфетки на парту, влажные салфетки для  рук,  ножи, стеки для мыла, мыло «детское» (остальное имеет свойство крошиться при работе), альбом для эскиза, карандаш.
  •  Демонстрационные таблицы «Приемы вырезания из мыла», примерные эскизы скульптур.

Словарь: скульптура, лепка, рельеф

План урока

  1.  Организационный момент.
  2.   Сообщение темы урока.
  3.  Изучение нового материала: презентация по теме урока и материалам по теме:«Тобольская резная кость».
  4.  Постановка художественной задачи. Практическая работа.
  5.  Выставка детских работ. Обобщение полученных знаний.
  6.  Итог урока. Оценивание.
  7.  Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент. Проверка готовности рабочего места.

2. Сообщение темы урока.

От первых идолов, от дольменов, магических камней, далёких прообразов сегодняшних памятников шло сознание возможности скульптуры, понимание выразительности и эмоциональности её материала.    В скульптуре, пожалуй, как ни в каком ином виде художественного творчества, ясна его способность давать обобщённую метографическую форму жизненных явлений.    Слово «скульптура» нам известно уже давно, но вот, какими возможностями обладает объёмное изображение, какие виды скульптурных изображений существуют, мы познакомимся сегодня на уроке. Кроме того, вы сами побываете в роли скульпторов и создадите из мыла скульптуру животного.

3. Изучение нового материала.

- Скульптура – древнейший вид искусства, возникший на заре существования человечества. Что же представляет собой скульптура и чем она отличается от других видов искусства?  В живописи изображение создаётся красками на плоскости холста. Скульптура, в отличие от живописи, имен настоящий, реальный, а не изображённый объём. Круглую статую можно обойти и увидеть со всех сторон, оценив разные точки зрения. К скульптуре можно прикоснуться рукой, ощутить шероховатую или гладкую поверхность камня, округлость формы. Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твёрдых материалов.

Из какого материала можно выполнить скульптуру?  (Из дерева, глины, металла, камня, льда и др.)

Самые первые скульптуры – фигурки людей или животных – первобытные мастера лепили из глины, выдалбливали из камня, вырезали из дерева или костей животных.

У народов Древнего Египта, Древнего Востока, Древней Америки были гигантские изваяния богов, людей и животных.

А, что означает слово «скульптура» в переводе с латинского языка? («Скульпо» означает на латыни «вырезаю», «высекаю»).

( Новые термины, встречающиеся на уроке вывешиваются на доске и записываются детьми в альбомах).

Древние славяне называли это искусство ваянием.

Ваяние – способ работы, когда скульптор высекает или вырезает своё произведение из твёрдого материала (мрамора, гранита, дерева) и при этом удаляется всё лишнее.

А произведения, выполненные этим способом – изваянием.

Лепкой – изделия из мягких, пластических материалов (глины, пластилина).

Виды скульптуры.

                                         Круглая                                   Рельеф

Ребята, как вы понимаете, что значит круглая скульптура?  Приведите примеры, где расположена круглая скульптура у нас в городе?  (Скульптуру, которую можно обойти и рассмотреть со всех сторон).

А, что значит рельеф? Приведите примеры, где расположена рельефная скульптура у нас в городе?(Выпуклое изображение на плоскости и такую скульптуру можно рассмотреть с одной стороны).

Рельеф

                                           Барельеф                Горельеф

Барельеф – если фигура выступает над плоскостью меньше, чем наполовину своей толщины.

Горельеф - если фигура выступает над плоскостью больше, чем наполовину своего объёма.

По масштабным размерам скульптуру подразделяют

  •  Монументальная скульптура;
  •  Станковая скульптура;
  •  Скульптура малых форм.

Монументальная скульптура – отличается крупными формами и размерами, потому что размещается на улицах и площадях, в парках. Это прежде всего памятники или монументы, поставленные в честь какого –  нибудь выдающегося человека или знаменитого события, с тем чтобы сохранить память о нём на долгие годы.

Ребята, а в нашем городе, где можно увидеть монументальную скульптуру?

Станковая скульптура – выполняется на специальном скульптурном станке. Это фигуры высотой от 0,5 до 2 -3 метров, предназначены для оформления помещений, музеев, выставочных залов.

Скульптура малых форм (или мелкая пластика) – это статуэтки и игрушки из различных материалов: среди которых стекло и фарфор, керамика и камень, чугун и бронза, мрамор и дерево. Место мелкой пластики на столе, на шкафу, на подоконнике.

Ребята, а кто является главным объектом для скульптора?  (Человек)

Главным объектом для скульптора является человек, который может быть воплощён в различных формах.   

Бюст  изображение человека по грудь.

Статуя изображение человека в полный рост.

Скульптурная группа – изображение нескольких фигур.

Современные скульпторы прославляют великие дела и героизм людей, изображают простого человека, выражая его характер, чувства, переживания, красоту духовную и физическую.

Технология изготовления скульптуры сложная и многоэтапная.  Скульптор вырезает или высекает своё произведение из твёрдого материала путём удаления лишней массы.

Другой процесс создания скульптуры – за счёт прибавления пластической массы.

Скульпторы создают также свои произведения с помощью отливки из веществ, способных переходить из жидкого состояния в твёрдое.

Глину, дерево  скульптор использует, если создаёт более мягкий пластический образ.

Камень, металл, бетон – если необходимо создать твёрдый, порывистый резкий характер.

Мы сегодня познакомимся с уникальным творчеством мастеров севера.

Тобольская резная кость -
русский народный художественный промысел в Тобольске. Изделия промысла известны с начала XVIII века, русский косторезный промысел возник во 2-й половине XIX века. Традиционные изделия - миниатюрная скульптура, преимущественно из мамонтовой кости (нередко групповые композиции) на темы жизни народов Севера. Скульптура отличается обобщенностью форм декоративностью, умелым использованием природных свойств материала.

Изготовляются также декоративно-утилитарные изделия (брелоки и пр.). В 1960 на базе артели "Коопэкспортсбыт" (основан в 1933) создана Тобольская фабрика художественных косторезных изделий. Мастера: В. И. Денисов, Т. С. и К. Т. Песковы, Г. Г. Кривошеий, Г. А. Хазов, Ф. С. Фёдоров и др.

Сейчас мы посмотрим презентацию «Тобольская резная кость» и увидим, как работали и работают мастера миниатюры нашего края. И просматривая фото миниатюр, уже представляйте, себе какая может получиться у вас.  

Практическая работа.

  1.  Изготовление миниатюры из мыла.  (Повторить  с детьми ТБ при работе с ножами).
  2.  Показ фотографий скульптурок – миниатюр из мыла.  
  3.  Выполнение эскиза бедующей работы. Поэтапное ваяние миниатюрки.

Желаю, чтобы в каждой созданной вами работе просматривалась «личность творца», отражались лучшие эмоционально-эстетические стороны вашей души, формировалось чувство нового искусства с его непосредственностью восприятия мира, развивались эстетические чувства. Ведь «художественное творчество – это буря эмоций и страстей, страданий и радостей…» (Е. Л. Фейнберг). Именно в художественном творчестве можно увидеть модель творческого процесса вообще, который так необходим в современном мире.

Закрепление материала:

(Часть детей работают по карточкам, определяя виды скульптур).

Часть отвечают на вопросы учителя.

  1.  В каком виде ИЗО мы работали на уроке? (Скульптура)
  2.  Как вы понимаете слова «скульптура», «пластика», «ваяние»?
  3.  Какие виды скульптуры существуют?
  4.  С какими материалами работает скульптор, и на какие две группы их можно разделить?
  5.  Назовите основные выразительные средства скульптуры?

Итог урока: Оценивание своей роботы. Выставка.

Домашнее задание: Обратить внимание на скульптуры нашего города.

( Самой большой оценкой для меня были слова детей: «Я дома до 12 часов ночи выполнял работу, сам хотел еще и еще…»;  «Мы вместе с родителями вырезали из разного мыла…» и пр. ).

Литература:
Материал из Википедии — свободной энциклопедии;  интернет ресурсы -tobolsk-travel.com - Новая Русская Сказка - Тобольская резная кость.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46275. The category of mood 12.83 KB
  There re three moods in English the indictive mood the impertive mood nd the subjunctive mood.The indictive mood form shows tht wht is sid must be regrded s fct s something which hs occurred or is occurring t the moment of speking or will occur in the future. Therefore the indictive mood hs wide vriety of tense nd spect forms in the ctive nd pssive voice.
46276. Кризис семи лет 12.81 KB
  Основная симптоматика кризиса:Потеря непосредственности: между желанием и действием вклинивается переживание того какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;Манерничание: ребенок чтото из себя стоит чтото скрывает уже душа закрыта;Симптом горькой конфеты: ребенку плохо но он старается этого не показывать;Трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Переживания приобретают смысл сердящийся ребенок понимает что он сердит благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к...
46277. Эльконин Д.Б. «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» 12.75 KB
  Некоторые считали что в этом возрасте важно развитие сенсомоторноманипулятивной деятельности. Однако решили что речь используется ребенком в данный период возраста для налаживания сотрудничества с взрослыми в предметной деятельности. В игровой деятельности ребенок моделирует отношения между людьми. Большие трудности представляло выделение ведущей деятельности у подростков.
46278. Особенности формального мышления в подростковом возрасте 12.74 KB
  Они завершают линию развития начавшуюся в младенчестве формированием сенсомоторных структур и продолжавшуюся в детстве вплоть до предпубертатного периода становлением конкретных умственных операций. На ранней фазе взросления этот процесс идет тремя путями: 1 развитие комбинаторики; 2 развитие пропозициональных операций; 3 появление гипотетикодедуктивного мышления. Если на стадии конкретных операций ребенок сортирует предметы только по признаку тождества или сходства теперь становится возможной классификация неоднородных объектов в...
46279. КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ 12.68 KB
  Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого превращение ребенка в субъект действия. Под этим имеется в виду что в связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста оппозиции противопоставления себя другим невоздержания на языке семейного авторитарного воспитания. Объект полностью поглощает внимание ребенка. Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит противоречие.
46280. Грамматический строй. Аспекты изучения. Структурные уровни языковой грамматики 12.57 KB
  Грамматика конкретного языка рассматриваемая в целом с точки зрения потенциальных связей и отношений в предложении со стороны модификации слова в предложении. Аспекты: оформление слова в данном предложении содержательная развитость грамматические парадигмы наличие артикля например порядок слов в предложении характеристика отношений между словами.
46281. Эгоцентрическая речь. Пиаже 12.47 KB
  Вербальный эгоцентризм служит лишь внешним выражением более глубокой интеллектуальной и социальной позиции ребенка. Пиаже назвал такую спонтанную умственную позицию эгоцентризмом. Первоначально он характеризовал эгоцентризм как состояние когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения которую он не догадывается о том что вещи могут выглядеть иначе чем ему представляется. Эгоцентризм означает отсутствие осознания собственной субъективности отсутствие объективной меры вещей.
46282. The category of voice 12.45 KB
  There re two min voices in English: the ctive voice nd the pssive voice. The ctive voice indictes tht the ction is directed from the subject or issues from the subject thus the subject denotes the doer gent of the ction The pssive voice indictes tht the ction is directed towrds the subject. The ctive voice hs no specil mens of formtion.
46283. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возраст 12.38 KB
  Обучение и развитие в дошкольном возрасте Главный поднимаемый вопрос касается того что представляют собой программы для дошкольного сада чем они отличаются от программ для школы какое место они занимают в педагогической работе детского сада какого рода деятельность ребенка и с ребенком охватывают и разрабатывают эти программы. Отход от этих границ отражается на умственном развитии ребенка. Необходимо знать что процессы обучения находятся в зависимости от особенностей ребенка находящихся в зоне его ближайшего развития. Важнейшей...