53692

Объемные изображения в скульптуре. Тобольская резная кость

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Словарь: скульптура лепка рельеф План урока Организационный момент. Слово скульптура нам известно уже давно но вот какими возможностями обладает объёмное изображение какие виды скульптурных изображений существуют мы познакомимся сегодня на уроке. Скульптура – древнейший вид искусства возникший на заре существования человечества. Что же представляет собой скульптура и чем она отличается от других видов искусства В живописи изображение создаётся красками на плоскости холста.

Русский

2014-03-02

62.5 KB

3 чел.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г.Нягань Тюменской области Ханты - Мансийского автономного округа - Югры

«Общеобразовательная средняя  школа № 3»

Конспект урока по изобразительному искусству

для 6 класса

«Объемные изображения в скульптуре. Тобольская резная кость»

подготовила

учитель  изобразительного искусства

Мефодий Галина Анатольевна

г. Нягань

2012 год

План открытого занятия (мастер – класса) по изобразительному искусству в 6 «б» классе: "Объемные изображения в скульптуре. Тобольская резная кость".

Подготовила и провела:  Мефодий Галина Анатольевна.

Цели:

  •  Познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного изображения, видами скульптурных изображений, связью объёма с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами;
  •  Учить создавать объёмные изображения животных, людей используя мыло;
  •  Воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству.
  •  формировать гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни, на участниках ярких событий из истории своей малой Родины;
  •  воспитание патриотизма, чувства хозяина, бережливого отношения к природе и памятникам старины;

Оборудование:

  •  Презентация по теме урока «Тобольская резная кость», фото – материал на тему «скульптурки из мыла».
  •  Изображения скульптурных форм.  Миниатюрки, выполненные учителем.
  •  Бумажные салфетки на парту, влажные салфетки для  рук,  ножи, стеки для мыла, мыло «детское» (остальное имеет свойство крошиться при работе), альбом для эскиза, карандаш.
  •  Демонстрационные таблицы «Приемы вырезания из мыла», примерные эскизы скульптур.

Словарь: скульптура, лепка, рельеф

План урока

  1.  Организационный момент.
  2.   Сообщение темы урока.
  3.  Изучение нового материала: презентация по теме урока и материалам по теме:«Тобольская резная кость».
  4.  Постановка художественной задачи. Практическая работа.
  5.  Выставка детских работ. Обобщение полученных знаний.
  6.  Итог урока. Оценивание.
  7.  Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент. Проверка готовности рабочего места.

2. Сообщение темы урока.

От первых идолов, от дольменов, магических камней, далёких прообразов сегодняшних памятников шло сознание возможности скульптуры, понимание выразительности и эмоциональности её материала.    В скульптуре, пожалуй, как ни в каком ином виде художественного творчества, ясна его способность давать обобщённую метографическую форму жизненных явлений.    Слово «скульптура» нам известно уже давно, но вот, какими возможностями обладает объёмное изображение, какие виды скульптурных изображений существуют, мы познакомимся сегодня на уроке. Кроме того, вы сами побываете в роли скульпторов и создадите из мыла скульптуру животного.

3. Изучение нового материала.

- Скульптура – древнейший вид искусства, возникший на заре существования человечества. Что же представляет собой скульптура и чем она отличается от других видов искусства?  В живописи изображение создаётся красками на плоскости холста. Скульптура, в отличие от живописи, имен настоящий, реальный, а не изображённый объём. Круглую статую можно обойти и увидеть со всех сторон, оценив разные точки зрения. К скульптуре можно прикоснуться рукой, ощутить шероховатую или гладкую поверхность камня, округлость формы. Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твёрдых материалов.

Из какого материала можно выполнить скульптуру?  (Из дерева, глины, металла, камня, льда и др.)

Самые первые скульптуры – фигурки людей или животных – первобытные мастера лепили из глины, выдалбливали из камня, вырезали из дерева или костей животных.

У народов Древнего Египта, Древнего Востока, Древней Америки были гигантские изваяния богов, людей и животных.

А, что означает слово «скульптура» в переводе с латинского языка? («Скульпо» означает на латыни «вырезаю», «высекаю»).

( Новые термины, встречающиеся на уроке вывешиваются на доске и записываются детьми в альбомах).

Древние славяне называли это искусство ваянием.

Ваяние – способ работы, когда скульптор высекает или вырезает своё произведение из твёрдого материала (мрамора, гранита, дерева) и при этом удаляется всё лишнее.

А произведения, выполненные этим способом – изваянием.

Лепкой – изделия из мягких, пластических материалов (глины, пластилина).

Виды скульптуры.

                                         Круглая                                   Рельеф

Ребята, как вы понимаете, что значит круглая скульптура?  Приведите примеры, где расположена круглая скульптура у нас в городе?  (Скульптуру, которую можно обойти и рассмотреть со всех сторон).

А, что значит рельеф? Приведите примеры, где расположена рельефная скульптура у нас в городе?(Выпуклое изображение на плоскости и такую скульптуру можно рассмотреть с одной стороны).

Рельеф

                                           Барельеф                Горельеф

Барельеф – если фигура выступает над плоскостью меньше, чем наполовину своей толщины.

Горельеф - если фигура выступает над плоскостью больше, чем наполовину своего объёма.

По масштабным размерам скульптуру подразделяют

  •  Монументальная скульптура;
  •  Станковая скульптура;
  •  Скульптура малых форм.

Монументальная скульптура – отличается крупными формами и размерами, потому что размещается на улицах и площадях, в парках. Это прежде всего памятники или монументы, поставленные в честь какого –  нибудь выдающегося человека или знаменитого события, с тем чтобы сохранить память о нём на долгие годы.

Ребята, а в нашем городе, где можно увидеть монументальную скульптуру?

Станковая скульптура – выполняется на специальном скульптурном станке. Это фигуры высотой от 0,5 до 2 -3 метров, предназначены для оформления помещений, музеев, выставочных залов.

Скульптура малых форм (или мелкая пластика) – это статуэтки и игрушки из различных материалов: среди которых стекло и фарфор, керамика и камень, чугун и бронза, мрамор и дерево. Место мелкой пластики на столе, на шкафу, на подоконнике.

Ребята, а кто является главным объектом для скульптора?  (Человек)

Главным объектом для скульптора является человек, который может быть воплощён в различных формах.   

Бюст  изображение человека по грудь.

Статуя изображение человека в полный рост.

Скульптурная группа – изображение нескольких фигур.

Современные скульпторы прославляют великие дела и героизм людей, изображают простого человека, выражая его характер, чувства, переживания, красоту духовную и физическую.

Технология изготовления скульптуры сложная и многоэтапная.  Скульптор вырезает или высекает своё произведение из твёрдого материала путём удаления лишней массы.

Другой процесс создания скульптуры – за счёт прибавления пластической массы.

Скульпторы создают также свои произведения с помощью отливки из веществ, способных переходить из жидкого состояния в твёрдое.

Глину, дерево  скульптор использует, если создаёт более мягкий пластический образ.

Камень, металл, бетон – если необходимо создать твёрдый, порывистый резкий характер.

Мы сегодня познакомимся с уникальным творчеством мастеров севера.

Тобольская резная кость -
русский народный художественный промысел в Тобольске. Изделия промысла известны с начала XVIII века, русский косторезный промысел возник во 2-й половине XIX века. Традиционные изделия - миниатюрная скульптура, преимущественно из мамонтовой кости (нередко групповые композиции) на темы жизни народов Севера. Скульптура отличается обобщенностью форм декоративностью, умелым использованием природных свойств материала.

Изготовляются также декоративно-утилитарные изделия (брелоки и пр.). В 1960 на базе артели "Коопэкспортсбыт" (основан в 1933) создана Тобольская фабрика художественных косторезных изделий. Мастера: В. И. Денисов, Т. С. и К. Т. Песковы, Г. Г. Кривошеий, Г. А. Хазов, Ф. С. Фёдоров и др.

Сейчас мы посмотрим презентацию «Тобольская резная кость» и увидим, как работали и работают мастера миниатюры нашего края. И просматривая фото миниатюр, уже представляйте, себе какая может получиться у вас.  

Практическая работа.

  1.  Изготовление миниатюры из мыла.  (Повторить  с детьми ТБ при работе с ножами).
  2.  Показ фотографий скульптурок – миниатюр из мыла.  
  3.  Выполнение эскиза бедующей работы. Поэтапное ваяние миниатюрки.

Желаю, чтобы в каждой созданной вами работе просматривалась «личность творца», отражались лучшие эмоционально-эстетические стороны вашей души, формировалось чувство нового искусства с его непосредственностью восприятия мира, развивались эстетические чувства. Ведь «художественное творчество – это буря эмоций и страстей, страданий и радостей…» (Е. Л. Фейнберг). Именно в художественном творчестве можно увидеть модель творческого процесса вообще, который так необходим в современном мире.

Закрепление материала:

(Часть детей работают по карточкам, определяя виды скульптур).

Часть отвечают на вопросы учителя.

  1.  В каком виде ИЗО мы работали на уроке? (Скульптура)
  2.  Как вы понимаете слова «скульптура», «пластика», «ваяние»?
  3.  Какие виды скульптуры существуют?
  4.  С какими материалами работает скульптор, и на какие две группы их можно разделить?
  5.  Назовите основные выразительные средства скульптуры?

Итог урока: Оценивание своей роботы. Выставка.

Домашнее задание: Обратить внимание на скульптуры нашего города.

( Самой большой оценкой для меня были слова детей: «Я дома до 12 часов ночи выполнял работу, сам хотел еще и еще…»;  «Мы вместе с родителями вырезали из разного мыла…» и пр. ).

Литература:
Материал из Википедии — свободной энциклопедии;  интернет ресурсы -tobolsk-travel.com - Новая Русская Сказка - Тобольская резная кость.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37974. Аналіз імітаційної модель CALL-центру 25.5 KB
  Дослідити кількість повторних викликів. Дослідити параметри черг до кожного з спеціалістів параметри такі ж як п. Дослідити залежність кількості відмов в обслуговуванні та кількості повторних викликів від росту інтенсивності вхідного потоку заявок збільшити інтенсивність вхідного потоку 1х 2х 5х 10х 20х 50х 100х 6.
37975. Моделирование представления сигналов 134 KB
  А Краснодар 2012 Ряд Фурье функции f x представляется в виде где коэффициенты Фурье 0 n и bn определяются формулами Иногда используются альтернативные формы записи для разложения в ряд Фурье. где амплитуда kго гармонического колебания круговая частота гармонического колебания начальная фаза kго колебания kя комплексная амплитуда Преобразование Фурье операция сопоставляющая функции вещественной переменной другую функцию вещественной переменной. Преобразование Фурье функции вещественной переменной является Задания....
37976. Исследование теоремы Котельникова 155 KB
  непрерывный сигнал заменяется последовательностью мгновенных значений отсчетов взятых в дискретные моменты времени tk=k∆t где k=0123.Котельников доказал теорему: Непрерывная функция по времени Ut не содержащая спектры частот выше Fверх. полностью определяется отсчетами своих мгновенных значений в моменты времени отстающих друг от друга на интервалы ∆t= 1 2Fверх Задание.
37977. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОКУСНЫХ РАССТОЯНИЙ ТОНКИХ ЛИНЗ 413.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № I ОПРЕДЕЛЕНИЕ фокусных РАССТОЯНИЙ ТОНКИХ ЛИНЗ Цель работы: изучить: явление преломления света на сферических поверхностях; приобрести навыки построения изображения предметов в тонких линзах и системах тонких линз а также научиться определять фокусные расстояния собирающей и рассеивающей линз различными методами.1 показан ход параксиальных лучей от точечного источника S1 через сферическую поверхность раздела двух сред с показателями преломления п1 и п2. Так как рассматриваются лучи параксиальные то закон преломления...
37978. Определение моментов инерции тел произвольной формы 180 KB
  11 Лабораторная работа № 5 Определение моментов инерции тел произвольной формы 1. Цель работы Определение момента инерции математического и физического маятника а также изучение зависимости момента инерции физического маятника от распределения массы. Соотношение 1 аналогично 2 – му закону Ньютона в динамике поступательного движения и в таком виде записывается в тех случаях когда момент инерции тела при вращении не изменяется. Моментом инерции материальной точки относительно некоторой оси называется величина равная произведению...
37979. Определение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока 185.5 KB
  Определение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока.С источника тока пользуясь законом Ома для полной цепи определять внутреннее сопротивление источника тока.С источника тока определяется по закону Ома для полной цепи = IRr 1 где I сила тока R – внешнее сопротивление r –...
37980. Определение силы при механическом ударе 80 KB
  Цель работы: Определить силу удара при столкновении тел путем измерения времени их соударения и скоростей перед началом и после удара.
37981. Определение индуктивности катушки 118 KB
  Цель работы: научиться округлять индуктивность катушки Оборудование: Низковольтный источник переменного тока. Миллиамперметр переменного тока. Вольтметр переменного тока. Собрать цепь по схеме соединив последовательно катушку и миллиамперметр переменного тока.
37982. Определение оптической силы линзы 39.5 KB
  Цель работы: Изучить получение изображений с помощью двояковыпуклой линзы научиться определять оптическую силу линзы. Прямую которая проходит через сферические центры кривизны поверхностей линзы называют главной оптической осью линзы. Если на собирающую линзу направить пучок лучей параллельных главной оптической оптической оси то они соберутся в одной точке с другой стороны линзы которая называется главным фокусом линзы.